Почему Иуда предал Христа? (Сочинение на свободную тему). Психология предательства в рассказе леонида андреева "иуда искариот" Иисус в рассказе иуда искариот

Основную тему повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» можно определить как попытку самого главного в истории человечества предательства. Автор по-своему истолковывает сюжет, пытается проникнуть в самую глубину людской души, старается понять природу внутренних противоречий Иуды, изучить его психологию и, возможно, даже найти оправдание его действиям.

Евангельский сюжет, в центре которого лежит образ Иисуса Христа, описывается Андреевым с иной позиции, его внимание полностью приковано лишь к одному ученику, тому, кто за тридцать серебреников обрек своего Учителя на крестные страдания и смерть. Автор доказывает, что Иуда Искариот намного благороднее в любви к Христу, чем многие его верные ученики. Беря на себя грех предательства, он якобы спасает дело Христа. Он предстает перед нами искренне любящим Иисуса и безмерно страдающим от непонимания его чувств окружающими. Отходя от традиционного толкования личности Иуды, Андреев дополняет образ вымышленными подробностями и эпизодами. Иуда Искариот развелся с женой и бросил её без средств к существованию, вынужденную скитаться в поисках еды. Бог не дал ему детей, так как не хотел его потомства. И нет в рассказа о состязании апостолов в метании камней, победу в котором одержал лживый Иуда Искариот.

Анализ личности предателя

Автор предлагает читателю оценить Иуду не с точки зрения его поступков, а в соответствии с переживаниями и страстями, бушевавшими в душе у этого корыстолюбивого, лживого и коварного иудея. Много внимания в книге уделяется внешнему виду предателя, его двойственность начиналась именно с лица. Одна, живая, его сторона имела острый всевидящий глаз и кривые морщины, другая же была мертвецки неподвижна, а слепой глаз затянут белой пеленой. Да и весь череп по какой-то необъяснимой причине делился надвое, показывая, что и в мыслях его нет согласия. придавали ему бесноватый вид, как будто подаренные Дьяволом.

Соседство такого образа с божественной красотой Иисуса поражало и вызывало непонимание со стороны других учеников. Петр, Иоанн и Фома не в силах понять причин, по которым Сын Божий приблизил к себе этого безобразного человека, это воплощение лживого порока, и ими овладевает гордыня. А Иисус любил своего ученика, равно как и всех остальных. В то время, когда головы апостолов заняты мыслями о Царствии небесном, Иуда живет в реальном мире, лжет, как ему кажется, во благо, ворует деньги для нищей блудницы, спасает Учителя от взбесившейся толпы. Он показан со всеми человеческими достоинствами и недостатками. Иуда Искариот искренне верит в Христа, и, даже решив его предать, в душе он надеется на Божью справедливость. Он следует за Иисусом до самой смерти и верит, что произойдет чудо, но никакого волшебства не случается, и Христос умирает как обычный человек.

Бесславный конец рыжего иудея

Осознав содеянное, Иуда не видит другого выхода, кроме как покончить с жизнью. Своим самоубийством он навсегда прощается с Иисусом, ибо райские врата для него теперь закрыты навечно. Таким предстает перед нами иной, новый Иуда Искариот. Андреев попытался пробудить людское сознание, заставить задуматься над психологией предательства, переосмыслить свои поступки и жизненные ориентиры.

Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.

Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.

В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства». В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.

Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды». Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой – неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а «в припадке робости» закрывает живой глаз. Его голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины», то тонкий, «досадно жидкий и неприятный». Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.

Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, «всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно».

В Евангелии история Иуды – это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно. Во время первой русской революции 1905–1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, «как будто они произошли не от Адама, а от Иуды».

В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: «…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот». Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.

Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.

Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они «теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая». Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений.

Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва – это страдания для одного и позор для всех. <…> Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!» Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.

Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: «Так встреть же меня ласково. Я очень устал». Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.

Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.

    • У меня никогда не было собственной собаки. Живем в городе, квартира невелика, бюджет ограничен и лень менять свои привычки, подстраиваясь под собачий "прогулочный" режим... В детстве я о собаке мечтала. Просила купить щеночка или взять хоть с улицы, любого. Готова была ухаживать, дарить любовь и время. Родители все обещали: "Вот подрастешь...", "Вот пойдешь в пятый класс...". Прошел и 5-й, и 6-й, потом уже я подросла и поняла, что собаку в дом никто никогда не пустит. Договорились на кошках. С тех пор […]
    • «Слово о полку Игореве» - одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, […]
    • Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова‑Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков‑Щедрин провел в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители были достаточно богатыми людьми, владели землей. Таким образом, будущий писатель своими глазами видел все недостатки и противоречия крепостного права. Осознавая проблему, знакомую с малолетства, Салтыков‑Щедрин подверг […]
    • Нам не нравится болеть. Мы не любим кашлять, чихать, лежать с температурой, чувствовать слабость, собственное бессилие. Мы не любим находить испорченную еду, случайно забытые на пару часов, день, неделю продукты. Мы не любим - очень не любим виновника этих наших бед: бактерии. Бактерии виноваты и в наших болезнях, и в наших испорченных продуктах. Порой, некоторые из нас в порыве злости желают им полного исчезновения. Давайте представим, что произойдёт на самом деле, если однажды все бактерии действительно […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • "Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. "Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе", - сказал Л.Толстой в этом романе. В самом его названии - вся жизнь человеческая. А еще "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был […]
    • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • В воскресенье я с бабушкой ходила в галерею. Там я видела много интересных картин русских художников. В каждом зале мы смотрели на картины одного автора. И мне очень понравилась и запомнилась картина художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Она очень большая. Экскурсовод рассказал нам, что эта картина нарисована по известной русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». На ней Иван-царевич с Еленой-Прекрасной убегают от погони. Их везет на себе Серый Волк. Он очень большой […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Фро - это молодая девушка, которая совсем недавно вышла замуж. Из родных у нее есть отец, с которым она живет в одном доме. Ее муж ехал на Дальний Восток. С тех пор ее жизнь потеряла всякие радости, потому что ее не сильно заботит окружающий мир, она чувствует себя в нем чужой. В определённые моменты она все же пытается хоть как-то обучиться, развиваться, но в итоге все, что ей нужно, это любящий муж рядом. И все-таки она готова помогать всему миру и каждому, но в ее помощи никто не нуждается. Лишь соседскому […]
    • Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в своих произведениях многие русские писатели. Открывается цикл стихотворением «Петр». Речь в нем идет о русском царе-реформаторе Петре Первом, велением которого на холодных болотах был построен Петербург. Знаменитый памятник Петру возвышается над городом: И с […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • Одной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека […]
    • Итак, наш класс: 33 человека. Направление - гуманитарное, поэтому большинство - девочки. Мальчишек немного, да и увлечения у нас с ними разные абсолютно. Мы мало общаемся. У меня как-то сами собой образовались три лучшие подруги: Юля, Лена и Яны. Очень они между собой не похожи, особенно - внешне. Лена - худая и очень высокая, "топ-модель", чего стесняется и сутулится постоянно. Она считает себя некрасивой, "дылдой", к тому же большинство ребят в школе гораздо ниже её ростом. Шансы на то, что какой-то "принц" […]
    • Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]
    • Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
  • В рассказе переосмысляется библейская легенда о предательстве Иуды. Писатель считатет, что Иуда любил Христа и преклонялся перед ним, но он не во всем был согласен с Учителем. Для того, чтобы доказать свою правду о Человеке, он и предает Христа. Однако он абсолютно уверен в том, что Христос не пострадает, не казнят этого удивительного человека, его спасут... Но все отреклись от Христа, и лишь один Иуда был с ним до конца...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Леонид Андреев. «Иуда Искариот» - переосмысление евангельской легенды.

    Эпиграф урока:

    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумление
    И равнодушие толпы.

    А. Ахматова (1915 г.)

    Ход урока

    Обратимся к названию произведения. Какая тема здесь будет главной?

    Предательство.

    Слово учителя:

    Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Существует немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения. Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе.

    Каким образом и что мы узнаем о нем?

    Это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.

    Пояснения учителя:

    То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

    Пояснения учителя:

    События последних дней Христа нашли отражение в искусстве, особенно в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Изображение Иуды ничем не отличается от других учеников: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения или отвращения… Он такой же, как и остальные. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л. Андреев. Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде.

    ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

    … Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (гл.26).

    … Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня; … При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал (гл.26).

    …говорит им Иисус: …встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями… Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (гл.26).

    … Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; … Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился (гл.27).

    Он был худощав, хорошего роста… и достаточно крепок..., но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха…Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие…Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму…

    В чём особенность лица Иуды? Как это было связано с характером, поведением Иуды? Какое это имеет значение для понимания смысла произведения?

    Двойственность, раздвоенность, противоречие во внешности Иуды, а также противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы …

    Кто и как называют героя в произведении?

    Ученики Христа чаще называют Иудой, а автор - “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель”. Л. Андреев часто называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение.

    (Негативное.). Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии?

    Слово учителя:

    В религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

    Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

    “Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям.

    Как относится Иуда к Иисусу?

    Любит. Это самый внимательный слушатель Христа.

    Пояснение учителя:

    Герои не общаются, каждый сам по себе, но между Иудой и Христом постоянно происходит негласный диалог-спор о человеке. И у каждого своя правда.

    Какова правда Иисуса и какова правда Иуды? (текст)

    Иисус Любит всех людей и верит в добро

    Иуда … каждый человек, которого он знает, совершил в своей жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь.

    Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Какое событие тому предшествовало?

    Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.

    Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

    Спасает жизнь Иисусу.

    Чего ожидает Иуда за свой поступок и что получил?

    Ожидал похвалы, благодарности, а еще больший гнев Иисуса, потому что лгал.

    А какова позиция Христа?

    Говорить правду.

    Зачем Иисус рассказывает Иуде притчу о смоковнице?

    Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

    Но считает ли Иуда себя грешником?

    Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

    Почему Иуда предаёт Христа в евангельском повествовании и чем это кончается?

    Корыстолюбие, искушение дьявола, измена, “Тайная вечеря” (“и вошёл в него сатана”)

    Раскаяние, самоубийство .

    А с какой целью совершает предательство Иуда Л. Андреева?

    Возможные ответы

    Комментарий учителя:

    Предательством он провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если – нет, тогда для кого учение Христа? Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Предательство Иуды – это его путь познания истины: кто есть человек на самом деле? Единственная возможность проверить, кто прав в – это поставить человека в экстремальные условия и, наблюдая за ним, определить, кто же прав в споре.

    Сопоставим 2 эпизода («Вступление в Иерусалим», гл. 6 и «Суд Понтия», гл.8)

    Гл. 6

    …приветствовал его народ восторженными криками: - Осанна! Осанна! Грядый во имя господне! И так велико было ликование, так неудержимо в криках рвалась к нему любовь, что плакал Иисус, а ученики его говорили гордо: - Не сын ли это божий с нами? И сами кричали торжествующе: - Осанна! Осанна! Грядый во имя господне!

    Гл. 8

    Понтий говорит : и вот я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете его... И весь народ закричал, завопил, завыл на тысячу звериных и человеческих голосов: - Смерть ему! Распни его! Распни его!

    О чем говорит сравнение этих эпизодов?

    Сначала апофеоз признания истины Христа, т.е. добра и веры, затем злоба и необъяснимая ненависть…

    Это говорит о нравственном падении человека, о том, что теория Иуды о человеке, скорее всего, верна.

    Почему Иуда после приговора следит за Иисусом, не оставляет его ни на минуту?

    Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа, что пелена упадет с их глаз, и они поймут, над каким удивительным человеком они измываются. (… бежит, провожаемый хохотом солдат. Ведь еще не все кончено. Когда они увидят крест, когда они увидят гвозди, они могут понять, и тогда... Что тогда? Видит оторопелого бледного Фому … видит плачущую Марию Магдалину…улучив мгновение, подбегает к Иисусу: - Я с тобою, - шепчет он торопливо. Солдаты отгоняют его и, извиваясь, чтобы ускользнуть от ударов, поясняет торопливо: - Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда! Вытирает с лица кровь и грозит кулаком солдату... Ищет зачем-то Фому - но ни его, ни одного из учеников нет в толпе провожающих.

    Слово учителя:

    Иуда пытается убедить всех, что Иисус заслуживает лучшей доли, но никто (вплоть до учеников) не участвуют в судьбе Христа. Все молчат. Тема предательства – это еще и тема невмешательства, молчания и соглашательства.

    Вывод:

    Христа предал не только Иуда, но и все остальные

    Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

    Он пришел к заключению о бессилии человека противостоять окружающему злу и злу в самом себе. Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Эпиграф)

    К тому же он любил Христа, хотел быть с ним.

    Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

    Обрекает себя на вечный позор.

    Как внешне преображается Иуда?

    “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего.

    Слово учителя:

    В творчестве Л. Андреева ключевыми являются образы бездны и стены.

    В какие моменты душевного состояния героев появляются образы стены и бездны?

    Сам Андреев поясняет: « Стена – это то, что стоит на пути человека к новой совершенной жизни» Это политический и социальный гнет. Это несовершенство человеческой природы. Стена – это внешние силы, мешающие человеку. Бездна – это стена внутреннего мира. Это все бессознательное и непостижимое в природе человека

    Эти образы в книге появляются тогда, когда Иуда ясно осознает запутанность жизни, противоречивость ситуации. Андреев считает, что человек всегда стоит между стеной и бездной и ему жалко человека.

    Как вы относитесь к Иуде Л. Андреева?

    Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные

    Кто же Иуда: победитель или побежденный?

    Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

    Выводы:

    Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений. Зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Автор перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились вечные вопросы: что правит миром - добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. Автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.

    Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Почему Иуда предал Христа?” и изложить свою версию.


    Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понять смысл слова “измена”. Согласно словарю, под изменой понимают нарушение верности кому-или чему-либо. У каждого человека есть свои причины совершить измену. Он делает выбор, опираясь на свои нравственные принципы и решает, совершить измену или остаться верным им до конца. Но порой, биологическое начало торжествует и тогда человек совершает низкий поступок. Чтобы понять предателя, человека, совершившего измену, нужно разобраться, почему он сделал это. Итак, что же толкает человека на измену?

    В художественной литературе существует огромное количество героев, которые пошли на измену. Вечной проблемой всегда была и остается измена в любви.

    Часто, мы не можем изменить ход судьбы, становимся заложниками обстоятельств.

    Например, Катерина из драмы A.Н. Островского “Гроза”, оказавшись в доме мужа одна, терпела произвол со стороны свекрови. Она оказалась заперта в условиях, которые были ей чужды, ведь ее чистая и мечтательная душа стремилась к чему-то большему. Супруг не мог дать ей того, чего она хотела, а именно, освободится от окружающей боли и жестокости. Поэтому она полюбила другого, как ей казалось достойного человека, который был совсем из другого мира. Но Борис был так же жалок, как и Тихон. Для Катерины, как верующей, измена была страшным грехом, но она пошла на него, осознавая все это. Она согрешила из-за любви, которая так нужна была ей в этом чужом для нее мире. В этом случае причинами предательства стала ненависть к тому, чему она обязана была хранить верность. Измена помогла понять Катерине, что она живет в мире лжи, жестокости. Поэтому, закономерным оказалось самоубийство героини, которая не смогла примириться с обманом.

    Но существуют и другие понятия измены, еще более страшные.

    Так, в произведении Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» показан каноничный библейский сюжет со своей точки зрения. Иуда продает своего учителя за 30 серебряников, но автор утверждает, что у этой измены более глубокие корни, чем просто жажда наживы. Иуда был убежден в том, что это предательство станет благом для учения Иисуса, заставит примкнуть к нему большее количество людей. Но ошибочные суждения стали для него роковыми. Когда Иуда понял свою ошибку, было поздно что-либо изменить, и он сам отправился в след за учителем. Л.Н. Андреев пишет от том, что не отсутствие убеждений, а их ошибочность приводит к предательству, измене.

    Таким образом, на измену человека может толкнуть что угодно, просто потому, что само по себе понятие «измена» имеет множество смыслов. Главное кроется в последствиях этого действия. Совершая предательство, человек разрушает свои принципы, идет против своих убеждений, уничтожает самого себя. И поэтому нужно всегда осознавать, что будет после того, как линия, через которую нельзя перешагивать, будет пройдена.

    Иуда и Иисус – минус и плюс, зло и добро.
    Доброта Иисуса для нас всех видна. Она прекрасна, чиста, сердечна. Но никто не задумывается над добротой Иуды, что он – это доброта в зле.

    Предательство – провокация.

    Предательство с желанием возвысить своего любимого учителя, встать рядом с ним, узнать, проверить любовь многих учеников.
    Иуда не предал! Иуда проиграл игру, потеряв Иисуса, но выиграл, узнав истинное лицо учеников: их безнадежность, слабость, трусость, ничтожность перед испытаниями,
    перед миром. Они ведомы!
    Ученики не могут смыслить самостоятельно, проявлять любовь. Любовь только на словах! Как бы не желал Иуда спровоцировать, взбудоражить ему это не удалось. Не удалось разжечь сердца пламенной любовью, страстью.

    Предав и потеряв Иисуса, Иуда предал и потерял себя.

    Рецензии

    По многим фразам из Евангелия, можно сделать вывод, что Ииешуа был адептом гностической религии. Гностики считают, что ад - это наш материальный мир, где душа поймана в капкан нашего тела и страдает. Соответвтенно только смерть - освобождает душу от ненавистного материального мира, и душа возвращается к Богу - Духу, который ее породил.

    Если Христос - гностик, то он должен был быть благодарен Йуде, что тот ему подарил смерть, для того, чтобы Христос соединился с Богом Отцем.

    И именно Йуда - жертва, так как именно ему достаются вся нелюбовь и проклятия нашего мира, за то, что он выполнил просьбу Йешуа

    Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании