Григорий александрович печорин акцентуированная личность? «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его.
Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина "некаменистая пустыня"
Роман "Герой нашего времени" создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём романе.
Реалистически рисуя своего героя со всеми его противоречиями и "пороками", писатель в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил "теорию страстей" Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер. Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как "эгоист поневоле", "романтик поневоле".
В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести "Бэла", "Максим Максимыч"). Но ни один, ни другой не в состоянии понять этого человека. Поэтому характер его помогает раскрыть такая форма психологического анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист"). Первой в "Журнале Печорина" является повесть "Тамань". Здесь уже намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить "эксперименты" над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение.
Лермонтовский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повести "Княжна Мери" автор представляет почти ежедневную запись жизни главного героя. Интересно, что он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести он показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают у него насмешку, иронию, презрение.
Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие "водяного общества" и высшего света, он видит, что жизнь здесь это или пошлая комедия, или дешёвая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живёт в душе его, видимо, порождая в нём такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин натура активная, и он не может остановиться на этом. В стремлении к "бурям и битвам" чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением. Холодность, душевная опустошенность, эгоизм, равнодушие к людям все эти черты несомненны в Печорине.
И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина "некаменистая пустыня"). Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и "утратил навеки пыл благородных стремлений". "Силы необъятные" не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть "где-нибудь по дороге".
Рассказывая "историю души человеческой", Лермонтов с исключительной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою»
В романе «Герой нашего времени» проявился расцвет художественного мастерства и идейного богатства творчества М. Ю. Лермонтова. Образ Печорина - реалистическое воплощение проблем личности и общества, остро стоявших в последекабристской России.
В истории жизни Григория Александровича Печорина отразилась судьба целого поколения молодых образованных людей тридцатых годов девятнадцатого века. Сам автор отмечает, что это «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
М. Ю. Лермонтов, создавая образ своего героя, пытался разобраться в том, почему одаренные, мыслящие люди не могут найти своего места в жизни, почему они растрачивают жизнь по пустякам и, наконец, почему они так одиноки?
На примере судьбы Печорина автор раскрывает суть и причины трагедии таких людей, ставя своего героя в различные жизненные обстоятельства. Существует множество способов, помогающих раскрыть литературный образ. Лермонтов прибегает к форме дневниковых записей - герой искренне рассказывает о себе, заглядывая в самые потаенные уголки своей души. В предисловии к журналу Печорина М. Ю. Лермонтов отмечает, что «история души человеческой» «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...».
Последовательность повестей не соответствует хронологии развития событий романа, но это преднамеренно сделано автором, так как каждая из них служит ступенью в постепенном раскрытии образа главного героя. Автору важно показать героя с разных точек зрения, в новой для него общественной среде, с людьми, занимающими различное положение в обществе.
В первой главе романа, «Бэла», мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера, прослужившего большую часть своей жизни на Кавказе, человека доброго и открытого, являющегося, по мнению В. Г. Белинского, типичным представителем русского народа. Максим Максимыч считает Печорина своим другом, хотя не в состоянии понять до конца сложный характер главного героя. Он признает его незаурядность, железную волю, необычную способность подчинять всех своей воле, но для старика штабс-капитана его сослуживец так и остался человеком «странным». И, действительно, послушав Максима Максимыча, мы и сами начинаем считать Печорина весьма интересным и загадочным. Так что же он из себя представляет?
Умный, образованный человек, наделенный талантом, в его душе таятся «силы необъятные». Дворянин по происхождению, получивший достойное воспитание, он, едва выйдя из-под опеки родных, пускается в погоню за удовольствиями. Попав в свет, заводит бесчисленные романы с красавицами, но вскоре разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Пытаясь справиться с ней, начинает заниматься наукой, читать книги, но бесполезно, и это тоже ему надоедает. И вот в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями », он отправляется на Кавказ.
В повести «Бэла» проявляется безграничное равнодушие героя ко всему на свете кроме себя. Ради удовлетворения собственной прихоти он готов сломать чужую жизнь. Так, неудачей заканчивается попытка нашего героя обрести простое счастье в любви горянки Бэлы. Он откровенно признается Максиму Максимычу: «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной также надоедают, как и кокетство другой...».
После гибели Бэлы Максим Максимыч замечает: «... его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя». Правда, затем он вскользь говорит:» Печорин был долго нездоров, исхудал...». Из этих слов мы можем сделать вывод о том, что Печорин в душе страдает из-за этой смерти.
Наш герой приносит людям одни страдания. Почему же это происходит? Печорин - яркое порождение своего времени и общества. Он слишком отличается от «детей природы», чужд и непонятен их среде. Он вторгается в жизнь горцев как губительное начало. Его не может удовлетворить любовь дикарки Бэлы. Но разве он виноват в этом? С одной стороны, он, конечно, виноват в том, что разрушил тихую жизнь Бэлы, но, с другой стороны, разве можно винить его в том, что он «не может ее больше любить? Печорин находится в постоянном поиске средств для преодоления своей скуки и пустоты существования. И затея с похищением Бэлы совершается им, по большому счету, не из-за любви к этой девушки, а из-за непреодолимого стремления к приключениям, из-за неожиданно блеснувшей надежды на возвращение утраченного интереса к жизни.
Но какие бы причины не побуждали нашего героя к тем или иным действиям, он все же не вправе распоряжаться чужою жизнью, превращать человека в лекарство от скуки, которое он перестает «принимать», как только оно перестает действовать.
Во второй повести романа, «Максиме Максимыче», главного героя мы застаем на пути в Персию. Повествование о нем ведет странствующий офицер, человек, судя по всему, образованный и занимающий в обществе то же положение, что и Печорин. Он рисует нам довольно подробно портрет Григория Александровича, попутно делая некоторые психологические замечания. Характер получается настолько образным, что мы живо представляем себе человека, совершенно опустошенного и много пережившего.
Особое внимание автор уделяет глазам Печорина: «...они не смеялись, когда он смеялся!.. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском,.. то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
В характеристике героя, просматривающейся сквозь его портрет, можно заметить три особенности: во-первых, во внешности Печорина отражаются черты личности необычной, сильной, возвышающейся над окружающими. Во-вторых, бросается в глаза, что это человек «странный», непонятный, так как он весь состоит из противоречий. И, в-третьих, автор находит в его портрете некую «нервическую слабость». «Это глубокий след от сознания бессмыслицы и пустоты существования... это горький итог неутомимых и бесплодных ответов поисков деятельности»,- отмечает критик Е. Михайлова.
Печорин настолько замкнут в себе, постоянно анализирует свои чувства и поступки, что уже теряет способность проникнуться переживаниями и тревогами другого человека. Это хорошо видно из последней его встречи с Максимом Максимычем. Он обижает добродушного старика своим невниманием и равнодушием, что в конечном итоге приводит к подрыву веры этого пожилого человека в молодое поколение.
Итак, в первых двух повестях романа мы узнавали о Печорине по рассказам других людей. Следующие три повести - журнал-дневник Григория Александровича, «следствие наблюдений ума зрелого над самим собою...».
Повесть «Тамань» является романтическим приключением нашего героя. В ней рассказывается история, приключившаяся с Печориным по пути на Кавказ. Она помогает нам увидеть еще одно из качеств, свойственное этому человеку, - любопытство, которое, в свою очередь, приводит его к смертельной опасности. Печорин притягивает к себе события, движет их исключительной силой воли. Его влечет к опасностям, к тревожным переживаниям, к рискованным поступкам, и все это делается лишь с одной единственной целью - заполнить хоть на время образовавшуюся в душе пустоту.
Повесть «Княжна Мери» позволяет получить нам ответы на большинство вопросов, связанных с личностью Печорина Григория Александровича. Сюжет основан на дневниковых записях, которые делаются почти ежедневно. Наш герой не только описывает сами события, но еще и выражает свое отношение к ним, свои мнения и чувства, тщательнейшим образом исследует свою душу, анализирует поступки людей, с которыми сталкивает его жизнь.
До событий, описываемых в «Княжне Мери», мы ни разу не встречали Печорина в гуще людей. А здесь он постоянно с кем-то встречается, и может показаться, что с некоторыми он находится в приятельских, даже дружеских отношениях.
На водах наш герой встречается с юнкером Грушницким, молодым человеком, который хочет казаться старше и мудрее своего возраста, а на самом деле не познавшим еще никаких чувств и страданий. Он насквозь фальшив, его цель - «сделаться героем романа», производить эффектное впечатление. И не умея поражать окружающих его людей настоящей яркостью своей личности, подлинной исключительностью, он старается подделаться под такую личность.
Печорин не выносит неискренности, поэтому он сразу начинает испытывать к Грушницкому неприязнь, вот как он отзывается о нем: «...он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение... Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Так и вышло. Раздраженный фальшью Грушницкого, Печорин дерзко вмешивается в судьбу юнкера, влюбляя в себя Мери. Но справедливости ради надо заметить, что к этому поступку в большей степени его толкает все та же скука. «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он сам себя и отвечает: «...есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!».
Печорин не устает подчинять своей воле все окружающее, «не имея на то никакого положительного права». Таким образом, он пытается насытить свою гордость, чтобы наконец-то почувствовать себя счастливым. Ведь, по его определению, счастье и есть не что иное, как «насыщенная гордость». Но вот в чем трагедия нашего героя: вместо счастья - утомление и скука. Судьба словно смеется над ним - каждый его шаг является доказательством того, что всю полноту жизни нельзя постичь без настоящей полноты чувств, когда общение человека с миром идет лишь в одном направлении: только к тебе, но не от тебя.
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...»,- так пишет о нашем герое В. Г. Белинский. Душа его на самом деле страстно ищет истинной влюбленности, и с радостным удивлением он чувствует, что при возможности навсегда потерять Веру, она вдруг становится для него дороже всего на свете. Читатель понимает, что ее-то Печорин любит, однако любит опять же только для себя, причиняя ей только мучения.
В «Княжне Мери» показана истинная трагедия Григория Печорина. Всю свою жизнь, свой талант, огромную энергию он тратит на пустяки, не найдя себе более достойного применения. Это ли не трагично?
В последней повести, «Фаталист», герой пытается ответить на главный вопрос: предопределено ли назначение человека чьей-то волей свыше? Печорин считает только себя истинным творцом своей судьбы. Он отвергает священную веру предков в высший разум, и вот опять возникает трагедия - ему нечего поставить взамен утраченным идеалам.
«"Герой нашего времени" - это грустная дума о нашем времени...»,- напишет В. Г. Белинский. Судить о человеке необходимо, учитывая обстоятельства его жизни, историческую эпоху, в которой он живет. Время, отраженное в романе, было одним из наиболее драматических периодов русской истории. После поражения декабристов на Сенатской площади в сознании людей произошел перелом: многие разочаровались в былых ценностях и идеалах, что породило тотальное разочарование и апатию. Таким является и Печорин, в идеях которого, по словам В. Г. Белинского, много ложного, но все это «выкупается его богатою натурою ».
Печорин остается для нас неразгаданным человеком от начала и до конца романа. Но этот недостаток, по мнению В. Г. Белинского, есть в то же время и достоинство великого произведения М. Ю. Лермонтова, ведь «таковы бывают все современные общественные вопросы, высказываемые в поэтических произведениях...».
Печорина”. Душа Печорина “некаменистая пустыня”. Многоликий Печорин. “Герой нашего времени” создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции.
Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём романе. Реалистически рисуя своего со всеми его противоречиями и “пороками”, в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил “теорию страстей” Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер.
Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как “эгоист поневоле”, “романтик поневоле”. В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести “Бэла”, “Максим Максимыч”). Но ни один, ни другой не в состоянии понять этого человека. Поэтому характер его помогает раскрыть такая форма психологического анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (повести “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”). Первой в “Журнале Печорина” является “Тамань”.
Здесь уже намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить “эксперименты” над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. Лермон-товский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повести “Княжна Мери” представляет почти ежедневную запись жизни главного героя. Интересно, что он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести он показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают у него насмешку, иронию, презрение.
Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие “водяного общества” и высшего света, он видит, что жизнь здесь это или пошлая , или дешёвая , где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образован-ность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живёт в душе его, видимо, порождая в нём такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение , но Печорин натура активная, и он не может остановиться на этом.
В стремлении к “бурям и битвам” чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением.
Холодность, душевная опустошен-ность, эгоизм, равнодушие к людям все эти черты несомненны в Печорине. И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина “не_каменистая пустыня”).
Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и “утратил навеки пыл благородных стремлений”. “Силы необъятные” не находят настоящего применения, и человек мельчает.
Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и , потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность.
Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть “где-нибудь по дороге”. Рассказывая “историю души человеческой”, Лермонтов с исключи-тельной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, все права защищены 2001-2005 которая завершается бессмысленной смертью.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина - “некаменистая пустыня”. . Литературные сочинения!