«Человек несгибаемой воли. Шолохов михаил александрович - судьба человека Этот русский человек человек несгибаемой воли

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«…Этот русский человек, человек несгибаемой воли…». Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

2 слайд

Описание слайда:

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

«Мы видим с вами, ребята, что воспринимали этот рассказ по-разному, что о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. "У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье».

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Теория литературы Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события. Рассказ в рассказе - элемент композиции, который означает, что непосредственно в литературном произведении представлен еще один рассказ, с помощью которого автор пытается донести общую фабулу своего творения.

13 слайд

Описание слайда:

Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка). СУДЬБА - 1.Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств. 2.Участь, доля, жизненный путь. 3. Будущее, то, что случится, произойдёт. 4. Не придётся, не удастся сделать что-либо.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Составление хронологии Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г. Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»). Мирная семейная жизнь (до 1941 г.). Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт. 1942 г. – 1944г. – попадает в плен. Май 1945 – встречает победу в Германии. 1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

В чём же видит Андрей Соколов счастье? "Ирина купила двух коз. Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке". Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

История военных мытарств героя (ярчайшие эпизоды) : - Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти; - он поднимается, не желая умирать лежа; - отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату; спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам; побеждает в поединке с комендантом лагеря. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Зачем Шолохов вводит в рассказ предателя?

20 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД: Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Историческая взаимосвязь Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная)

21 слайд

Описание слайда:

Мюллер - очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.

22 слайд

Описание слайда:

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Кто победил в этом поединке? (В этом поединке победил голодный пленный русский солдат. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря) Дороги ли нам его слова? (Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе). В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» ЛЕЙТМОТИВ).

23 слайд

Описание слайда:

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...»)

24 слайд

Описание слайда:

Черты характера Андрея Соколова Стойкость, мужество, вера в победу, сила духа, самоотверженность, храбрость, и щедрость. (Придя в барак, герой рассказа поделился «дарами Мюллера» со всеми)

25 слайд

Описание слайда:

Эмоциональные характеристики персонажей (разновидность Д.З.) Эпизоды Поведение Андрея прощание с женой на вокзале Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки ее уговаривают, и я, - ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: "Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье". Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: "Родненький мой...Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"...Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к теще на блины собрался.Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей:"Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе... Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле.Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика,но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...

26 слайд

Описание слайда:

отзыв о солдате И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо - и трудящую женщину, как рюхой под ноги. Она после этого письма, горемыка, и руки опустит, и работа ей не в работу. Нет!На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. А если в тебе бабьей закваски больше, чем мужской, то надевай юбку со сборками, чтобы свой тощий зад прикрыть попышнее, чтобы хоть сзади на бабу был похож, и ступай свеклу полоть или коров доить, а на фронте ты такой не нужен, там и без тебя вони много! во время контузии Когда пришел в себя, опомнился и огляделся как следует, - сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вез, неподалеку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колесами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идет... Это как?Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов.Вот как оно на войне бывает... в плену в церкви Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. «Нет, – думаю, – не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Чуть-чуть рассвело – вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. «Ну, – думаю, – не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать». Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты – взводный?» Он ничего не ответил, головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» – показываю я на лежачего парня. Он обратно голо-вою кивнул. «Ну, – говорю, – держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» – а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык на боку!До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика».

27 слайд

Описание слайда:

беседа с Мюл-лером Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки – это много?» – «Так точно, – говорю, – герр комендант, много». – «А одного тебе на могилу хватит?» – «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется» Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услыхал эти слова, –меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!» «За свою погибель и избавление от мук я выпью», – говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня». Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей». при встрече с Ваню-шей Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо. «Я – твой отец». Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно.Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает,и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь!Норовишь не ворохнуться, чтобы не разбудить его,но все-таки не утерпишь, потихоньку встанешь, зажжешь спичку и любуешься на него…

28 слайд

Описание слайда:

Персонаж рассказа Как ведут себя герои рассказа в бесчеловечных обстоятельствах Христианин (богомольный) И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал.«Не могу, – говорит, – осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?»А наши, знаешь, ка-кой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался. Крыжнёв Один говорит:«Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты – коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела». А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, – говорит, – остались за линией фронта,а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе».

29 слайд

Описание слайда:

Взводный «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать преда-телем. Ведь ты же окончил семилетку?» Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит:«Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». Доктор Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит:«Я – военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?»Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте,потихоньку спрашивает: «Раненые есть?»Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал.

30 слайд

Описание слайда:

Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких)

31 слайд

Описание слайда:

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл). Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика).

32 слайд

Описание слайда:

33 слайд

Описание слайда:

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Кто кого нашёл? К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? Что получил Андрей Соколов, когда усыновил Ванюшку? ВЫВОД: Андрей Соколов сумел стать выше своей судьбы – усыновив Ванюшку, он получил главное – надежду. Надежду на то, что не порвется связь поколений, не прервется связь времен. Источником жизни стала для Соколова любовь к Ванюше. «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...»

34 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗ ВАНЮШКИ - «Розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко», «как звездочки ночью после дождя». Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя».

35 слайд

Описание слайда:

Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни). -Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной). Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл. - А кому важнее было обрести семью? (И Ванюшке и А. Соколову, они обрели Дом, и в этом их счастье!) ВЫВОД: Ванюша противопоставляется приемному отцу. Но оба они бредут к своему будущему Дому Отец и Сын – и каждый из этих образов говорит о вечности жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, народ бессмертен. Именно рождение в муках и трагедиях нового мира становится главной темой всего творчества Шолохова

36 слайд

Описание слайда:

Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны) – Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть). – Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками). – О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя) - В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста. (Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.) ЦВЕТОВЫЕ ПРИЕМЫ В РАССКАЗЕ

37 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД: Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.

40 слайд

Описание слайда:

Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли). – Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все). ВЫВОД. Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев Обсуждение фрагмента

41 слайд

Описание слайда:

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Эмоциональная окраска разговорной лексики: 1) ласкательные слова: доченька, дочурка, егоза, малыш, мальчуган др.; 2) иронически-ласкательные именные образования, смягчающие отрицательную окраску производящих слов: трусишка, глупыш, безобразинка и др.; 3) слова с уменьшительной оценкой: (березка, детишки, домик); 4) слова пренебрежительные, выражающие презрение: актеришка, письмишко, бумажонка и др.; 5) слова, отражающие шутливое или ироническое отношение к предмету речи: допотопный, кропать, стишки, развоеваться, баталия и др.; 6) фамильярно-грубоватые слова, в которых оттенок грубости сочетается с сочувственным отношением: шлепнуться (упасть), чмокнуть (поцеловать), отбарабанить (быстро ответить) и др.; 7) неодобрительно-грубоватые слова, в которых оттенок порицания выражен умеренно: огорошить (удивить), шушукаться (шептаться), искромсать (изрезать), околесица (чепуха) и др.; 8) интеллигентско-грубоватые слова, свойственные разговорной непринужденной интеллигентской речи, как правило, заимствованные и переосмысленные: урезонивать (останавливать, убеждать), сумбур (беспорядок), безалаберный (беспорядочный), беспардонный (нахальный) и др.; 9) слова, не выражающие никакой эмоциональной окраски, эмоционально неокрашенные, межстилевые: билетерша, вздремнуть, впрямь, вот-вот.

Описание слайда:

44 слайд

Описание слайда:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА "Сволочати" - по-древнерусски то же самое, что и "сволакивать". Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: "Сволочь - все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни". В старину торговые суда часто перетаскивали из реки в реку по берегу, в месте, где наименьшее расстояние между ними- это место называлось "волочь". Т. к. караваны в этих местах были наиболее уязвимы, то возле каждой волочи, как правило, паслась шайка бандитов. Их и называли люди с волочи. Потом слово "люди" потерялось, осталось "сволочи", т. е. бандиты.

45 слайд

Описание слайда:

3. В Средние века на Руси сволочем называли человека, который собирал таможенные сборы и налоги с торгующих на рынках и базарах. При неуплате этот же человек волок провинившегося торговца к судье, где того и наказывали. Поэтому сволоч (ь) – изначально существительное мужского рода. Позднее слово сволочь уже стало собирательным понятием для сборщиков податей. 4. Другое происхождение слова "сволочь". Оно относится к мору скота. В деревнях выкапывали огромные ямы и сволакивали в них павший скот. После этого сжигали. Вот сволоченная в ямы павшая скотина и называлась сволочью. Еще было выражение "смердит аки сволочь".

47 слайд

Описание слайда:

"Человек несгибаемой воли" (рецензия на рассказ М. Шолохова "Судьба человека") "Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою". Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, напечатанного в "Правде" в 1956 году, - рассказа "Судьба человека". Как и во многих других произведениях, здесь Шолохов обращен к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Читая "Судьбу человека", понимаешь, что рассказ написан в "полемике" с писателями "потерянного поколения", которые считали, что человек не может на войне сохранить "душу живу".

Шолохов же считает, что это возможно. Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем "человека". Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его "хождениях по мукам" обозначена судьба целого поколения. Рассказ вызывает не только грустные, но и радостные чувства потому, что все тяжелейшие удары судьбы не смогли убить его душу. И, наверное, можно сказать, что рассказ Шолохова - о преодолении героем трагизма жизни, благодаря силе воли и красоте человеческой души.В основе сюжета рассказа лежат действительные события.

Шолоховский герой имеет реального прототипа, но имени его Шолохов так и не узнал. Встреча писателя с героем произошла в 1946 году, а рассказ появился 10 лет спустя. Этому есть историческое объяснение.

Очевидно, подобное произведение не могло быть написано при жизни Сталина. И его создание стало возможным только после смерти "отца народов" и XX съезда партии. Шолохов назвал свое произведение рассказом, но совершенно ясно, что по широте обобщения, типизации - это произведение скорее можно отнести к жанру эпопеи. Мне кажется, что это вполне правомочно, ведь И. Шмелев назвал свое "Солнце мертвых" эпопеей. Ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа.

Его исповедь составляет сюжетный центр рассказа. Что же представляет собой композиция произведения?

Она достаточно традиционна. Это рассказ в рассказе. Подобное мы видели, например, в "Старухе Изергиль" Горького.

Кроме того, можно говорить о двух "планах" повествования: голосе героя и голосе автора. Дело в том, что повествователь становится здесь слушателем, в то время как центральное место в "Судьбе человека" отведено рассказу Соколова о себе. Что же узнаем мы о герое? История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа.

Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что пе-ред ним история, отражающая судьбы современников, "его жизнь была обыкновенная". Чем же занимается Андрей Соколов?

Тем, что Б. Пастернак называл "жизнестроительством", созиданием простого человеческого счастья: "Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне". Поэтому и жизненный идеал героя таков: "Ирина купила двух коз.

Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке". Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку. И в это благополучие, счастье "врывается" война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель "складывает" историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов: вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти, вот он поднимается, не желая умирать лежа, отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату, спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам, побеждает в поединке с комендантом лагеря, и наконец совершает побег из плена.

Становится совершенно ясно, что и в поединке Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: "Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой". Вероятно, автору важно подчеркнуть, что сам себя Андрей Соколов героем не считает. Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе.

Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что "мол, все в порядке, помаленьку воюем", но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто "сопли по бумаге размазывает". Он, в отличие от платоновского гвардии капитана Алексея Иванова, прекрасно понимает, что "этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось".

Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает (без тени пафоса) не о своей безопасности, а о том, что "там товарищи его, может, погибают" - вот она, "скрытая теплота патриотизма". То же самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви.

Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что "худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный" не сможет справиться с этим "мордатым", "толстым мерином", он решает "сам его кончать". В этом убийстве нет ничего безнравственного: народная мораль допускает его, ведь убийство совершено "за правое дело". Перед самой сценой убийства Шолохов вновь напоминает, что Андрей Соколов думает о других, восхищаясь поведением военного врача: "Вот что значит настоящий доктор!

Он и в плену и в потемках свое великое дело делал". Отдавая дань врачу, шолоховский герой не понимает, что дела-ет то же самое. Соседство эпизодов убийства предателя и незаметного подвига военврача - знак мастерства писателя. Благодаря этому мы отчетливо видим, что на страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова: "Одному-то и курить, и помирать тошно".

Вторую - словами Крыжнева: "Своя рубашка к телу ближе". Происходит столкновение идеи национального единства и идеи, которая это единство разрушает. Не менее важен и эпизод с комендантом. Именно неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так, и именно так: "…хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как ни старались". Поэтому в данном контексте реакция коменданта нормальна. Невольно вспоминается повесть Б. Васильева "В списках не значился". Как Андрей Соколов заставил немцев увидеть в себе человека, так и Николай Плужников, который в финале выходит к немецким солдатам, невольно заставляет их, потрясенных его подвигом, отдать ему честь. В чем же истоки мужества Соколова? Прежде всего в воспоминаниях о семье, детях, об Ирине: близкие помогали ему выжить. Ведь и защищал-то он семью, дом, родину. Не случайно место уничтоженной семьи в сердце Андрея Соколова занимает маленький Ванюшка, тем самым герой будто снимает с себя чувство вины перед Ириной за то, что оттолкнул ее, и перед Ванюшкой за то, что тот остался без родителей. История Соколова становится обвинением войне, "искалечившей, исказнившей человека". Здесь сразу же вспоминается портрет главного героя рассказа, нарисованный Шолоховым в начале произведения: "большие темные руки", "глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской". Перед нами метафора, усиленная гиперболой. Глаза - отражение души, и мы понимаем, что у Соколова внутри все словно перегорело. Здесь нельзя не вспомнить слов М. Лотмана: "История проходит через дом человека, через его частную жизнь, судьбу. Не титулы, ордена или царская милость, а "самостояние Человека" превращает его в историческую личность". Никитин А. 11 кл., 227 педагогическая гимназия, С.-Петербург 2000 г. Volksehik

«Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!»

Чем дальше уходит от нас Великая Отечественная война, тем больше осознаем мы значимость народного подвига. В этом году мы отметим 73 года Великой Победы. Но время не снижает интереса к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя. Ни об одном событии в мировой истории не было снято столько фильмов, написано столько произведений.

Писатель Михаил Шолохов сам принимал участие в боевых действиях на фронтах Великой войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Его впечатления нашли отражение в романе «Они сражались за Родину» и в рассказе «Судьба человека». Этому рассказу и была посвящена читательская конференция «Судьба человеческая - судьба народная», которая прошла в Центральной библиотеке им. А. Ероховца. В начале мероприятия библиотекарь читального зала Оксана Цельнер познакомила присутствующих с историей создания рассказа, а также с прототипом главного героя - Андрея Соколова - героем Советского Союза Григорием Устиновичем Дольниковым. Присутствующим были предложены вопросы для обсуждения, в ходе которого они поделились своими впечатлениями о прочитанном произведении. Поговорили об Андрее Соколове, который был ранен, потерял сознание и попал в фашистский плен. Ребята выразили свое восхищение мужеством и стойкостью русского солдата, который принимал решение по устранению предателя, искал любой способ, чтобы вырваться из плена. Судьба Соколова была тяжела, к концу войны он потерял всю свою семью. Его решение усыновить беспризорного мальчонку Ванюшу вызвало уважение. Самыми активными участниками конференции были Александр Дубасов, Владислав Ряжкин, Дарья Николаева и Анастасия Гурьянова.

В ходе конференции зачитывались отрывки из рассказа, демонстрировались фрагменты из художественного фильма «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук), звучали записи песен: «Вставай страна огромная!», «Враги сожгли родную хату», «Журавли». В заключении присутствующие познакомились с книжной выставкой «Ах, война, что ты сделала подлая?!».

Перед рассветом проснулся, не пойму, с чего мне так душно стало? А это сынок мой вылез из простыни и поперек меня улегся, раскинулся и ножонкой горло мне придавил. И беспокойно с ним спать, а вот привык, скучно мне без него. Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…

Первое время он со мной на машине в рейсы ездил, потом понял я, что так не годится. Одному мне что надо? Краюшку хлеба и луковицу с солью, вот и сыт солдат на целый день. А с ним - дело другое: то молока ему надо добывать, то яичко сварить, опять же без горячего ему никак нельзя. Но дело-то не ждет. Собрался с духом, оставил его на попечение хозяйки, так он до вечера слезы точил, а вечером удрал на элеватор встречать меня. До поздней ночи ожидал там.

Трудно мне с ним было на первых порах. Один раз легли спать еще засветло, днем наморился я очень, и он - то всегда щебечет, как воробушек, а то что-то примолчался. Спрашиваю: «Ты о чем думаешь, сынок?» А он меня спрашивает, сам в потолок смотрит: «Папка, ты куда свое кожаное пальто дел?» В жизни у меня никогда не было кожаного пальто! Пришлось изворачиваться: «В Воронеже осталось», - говорю ему. «А почему ты меня так долго искал?» Отвечаю ему: «Я тебя, сынок, и в Германии искал, и в Польше, и всю Белоруссию прошел и проехал, а ты в Урюпинске оказался». - «А Урюпинск - это ближе Германии? А до Польши далеко от нашего дома?» Так и болтаем с ним перед сном.

А ты думаешь, браток, про кожаное пальто он зря спросил? Нет, все это неспроста. Значит, когда-то отец его настоящий носил такое пальто, вот ему и запомнилось. Ведь детская память, как летняя зарница: вспыхнет, накоротке осветит все и потухнет. Так и у него память, вроде зарницы, проблесками работает.

Может, и жили бы мы с ним еще с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил ее с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шоферскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, - он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофером, - и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.

Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле.

Тяжело ему идти, - сказал я.

Так он вовсе мало на своих ногах идет, все больше на мне едет. Посажу его на плечи и несу, а захочет промяться, - слезает с меня и бегает сбоку дороги, взбрыкивает, как козленок. Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я - за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону… Разговариваю обо всем и с Ириной и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…

Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

Прощай, браток, счастливо тебе!

И тебе счастливо добраться до Кашар.

Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.

Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь во-время отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

Михаил Александрович Шолохов - известный писатель-гуманист 20 – го века. Большинство произведений М.А.Шолохова посвящено знаменательным историческим событиям. Главным образом, событиям, происходящим в период Великой Отечественной войны. Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне является рассказ «Судьба человека».
Форма рассказа «Судьба человека» проста и гениальна: «рассказ в рассказе». Главный герой рассказа, простой советский человек Андрей Соколов, сам рассказывает о себе и своей жизни.
22 июня 1941 года обычный плотник Андрей Соколов становится солдатом. С трепетом и любовью вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью и был счастлив. Но эти прекрасные воспоминания омрачаются тем, как он при расставании оттолкнул супругу, вцепившуюся в него: «Зачем я её тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут… »
Андрей Соколов, который уезжал на фронт с надеждой в скором времени вернуться к своей семье, даже не подозревал о том, какие испытания уготовила ему судьба. Тяжёлое расставание с семьёй при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, ад гитлеровского концлагеря. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.
В коротком фронтовом отпуске А.Соколов узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, но и он погибает в последний день войны – 9 мая.
Выдержал Андрей Соколов и эти жестокие испытания, ни одной слезинки не проронил, видно «на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит? »
Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Пережитые страдания не прошли даром, оставив глубокие раны в душе Андрея Соколова, но они не убили в нём человека.
Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, «этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». В этих словах слышится отношение не только, да и не столько к герою рассказа, сколько ко всем русским людям, прошедшим через испытания Великой Отечественной войны.
«Судьба человека» - самый короткий рассказ М.А.Шолохова, но, на мой взгляд, это самый эмоциональный рассказ из всех существующих. И хотя в рассказе идёт речь о судьбе одного человека, за ней видна судьба многих советских людей, разделивших со своей страной все трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому.