Бихевиоризм и теория обучения. Обзор основ теорий научения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность темы исследования. В начале 21 века психология бихевиоризма получает все более и более широкое распространение в России. Ситуация перехода от советской системы к западному пути развития вызвала у большинства людей огромные социальные и идеологические потрясения, связанные с лишением чувства принадлежности к могучему государству, потерей консолидирующей и возвышающей общественной идеи, девальвацией нравственных ценностей и т. д.

Круг внимания бихевиоризма как раз и составляет проблематика человека, поставленного перед необходимостью самостоятельно, в смятении и сомнениях, определять свою идентичность и ценности, ради которых он живет. Развитие собственной индивидуальности становится одновременно и задачей, и способом справиться с новой социальной реальностью.

Общая ситуация в психологии, характеризующаяся движением от естественнонаучной парадигмы к гуманитарной, от объясняющего подхода к понимающему, от изучения человека, как изолированного объекта к рассмотрению неразрывной связи человека и мира также способствует развитию и распространению бихевиоризма и стремлению к активному обмену идеями с ней со стороны других психологических направлений.

Цель данной работы заключается в обосновании вопроса об особенностях бихевиористической концепции научения.

1. Бихевиористическая концепция научения

1.1 Теория оперантного обусловливания Б. Скиннера

В переводе с английского бихевиоризм означает «поведение». Именно оно стало центральным предметом внимания этого направления.

Бихевиоризм признавал наличие сложного поведения, которое объяснял комбинациями цепочек стимулов и реакций. Собственно их изучение также входило в главные задачи течения.

Научение (обучение,учение) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс,2006. - С. 68-72. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Впервые закономерности научения, установленные экспериментальными методами, были установлены в рамках бихевиоризма. Теория, разработанная Б.Ф. Скиннером(1904-1990),носит название теории оперантого обусловливания.

Скиннер ставил перед собой цель объяснить механизмы научения у человека и животных (крыс и голубей) на основе ограниченного набора базовых принципов. Основная идея состояла в том, чтобы управлять средой, контролировать ее, получая при этом упорядоченные изменения. Он говорил: « Проконтролируйте условия, среду, и вам откроется порядок» Скиннер Б. Оперантное поведение //История зарубежной психологии:Тексты.М: АсТ,2006.С.60-82 4.

Процедура обучения получила название - «оперантное обусловливание».

Она заключалась в стремлении экспериментатора установить связь между стимулом (S) и реакцией (R) посредством подкрепления - поощрения или наказания. В схеме стимул-реакции (S-R) ключевой для Скиннера была именно реакция. Реакции рассматривались с точки зрения простоты-сложности. Простая -слюноотделение, отдергивание руки; сложная - решение математической задачи, агрессивное поведение.

Оперантное обусловливание - это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции. Осуществление оперантного поведения заложено в биологической природе организма. Научение рассматривалось Скиннером как процесс.

Подкрепление является одним из принципом обусловливания. Уже с младенческого возраста, Согласно Скиннеру, поведение людей можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов Скиннер Б. Оперантное поведение// История зарубежной психологии:Тексты.М.АсТ,2006. С,60-82 5. Существуют два разных вида подкрепления. Некоторые,например, еда или устранение боли, называются первичными подкреплениями, т.к. они обладают естественной подкрепляющей силой. Другие подкрепляющие стимулы (улыбка, внимание взрослого,одобрение,похвала) являются обусловленными подкрелениями. Они становятся таковыми в результате частого сочетания с первичными подкреплениями.

Оперантное обусловливание опирается в основном на положительное подкрепление, т.е. на такие последствия реакций, которые их поддерживают или усиливают,например,пища, денежное вознаграждение,похвала. Тем не менее, Скиннер подчеркивает важность негативного подкрепления,которое приводит к угасанию реакции. Такими подкрепляющими стимулами могут быть физическое наказание, моральное воздействие,психологическое давление.

Кроме подкрепления, принципом обусловливания является его незамедлительность. Было обнаружено, что в начальной стадии эксперимента можно довести реакцию до наивысшего уровня только в том случае,если подкреплять ее немедленно. Иначе, реакция, начавшая было формироваться, быстро угаснет.

При оперантном, также как и при респондентном обусловливании, наблюдается генерализация стимулов. Генерализация - это возникшая в процессе обусловливания ассоциативная связь реакции со стимулами, похожая на первоначальную выработку условного рефлекса. Примерами генерализации являются - страх перед всеми собаками, который сформировался вследствие нападения какой- то одной собаки, положительная реакция ребенка (улыбка, произнесение слов « папа» при контакте с мужчинами похожих на его отца, движение на встречу и проч.)

Формирование реакции представляет собой очень сложный процесс. Реакция не возникает сразу и вдруг, она оформляется постепенно, по мере осуществления ряда подкреплений. Последовательное подкрепление - это выработка сложных действий с помощью подкрепления действий, которые постепенно все больше становятся похожими на ту окончательную форму поведения, которую предполагалось сформировать. Сплошное поведение формируется в процессе подкрепления отдельных элементов поведения, которые в совокупности складываются в сложные действия.

Были выделены такие режимы подкрепления: непрерывное подкрепление - предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию; прерывистое или частичное подкрепление. Для более строгой классификации режимов подкрепления было выделено два параметра - временное подкрепление и пропорциональное подкрепление. В первом случае подкрепляют только тогда, когда истек срок, в течение которого необходимо выполнить соответствующую деятельность, во втором: подкрепляют за объем той работы (количества действий), которая должна быть произведена.

На основе двух параметров были описаны четыре режима подкрепления: Уотстон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)// хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А. Н. Ждан.- М.:Изд-во МГУ,1980.-С.34-44. 6

Режим подкрепления с постоянным соотношением. Подкрепление осуществляется в соответствии с установленным объемом реакций. Примером такого режима может быть оплата труда за определенный, постоянный объем работ.

Режим подкрепления с постоянным интервалом. Подкрепление производится только тогда, когда твердо установленный, фиксированный временной интервал истек. Например, ежемесячная, понедельная, почасовая оплата, отдых после жестко установленного времени физической или умственной работы.

Режим подкрепления с вариативным соотношением. В этом режиме организм подкрепляется на основе какого - то в среднем предопределенного числа реакций.

Режим подкрепления с вариативным интервалом. Индивид получает подкрепление после того, как проходит неопределенный интервал.

Скиннер говорил об индивидуальности подкреплений, о вариативности развития того или иного навыка у разных людей, а также у разных животных. Более того само подкрепление носит уникальный характер, т.к. уверенно нельзя сказать, что у данного человека или животного оно может выступать в качестве подкрепления.

По мере того, как ребенок развивается, его реакции усваиваются и остаются под контролем подкрепляющих воздействий со стороны окружающей среды. В виде подкрепляющих воздействий выступают - пища, похвала, эмоциональная поддержка и др. он считает, что овладение речью происходит по общим законам оперантного обусловливания. Ребенок получает подкрепление при произнесении определенных звуков. Подкреплением служит не пища и вода, а одобрение и поддержка взрослых.

С точки зрения психологии научения нет необходимости искать объяснение симптомов болезни в скрытых глубинных причинах. Патология, согласно бихевиоризму, не недуг, а либо (1) результат неусвоенной реакции, либо (2) усвоенная неадаптивная реакция.

Изменение поведения также построено на принципах оперантного обусловливания, на системе модификации поведения и сопряженных с ним подкреплений.

Изменения поведения может происходить вследствие самоконтроля. Самоконтроль включает в себя две взаимозависимые реакции: Уфимцева О.В. Бихевиоризм. - М.:Наука,2008. С.178 7

Контролирующая реакция, которая воздействует на среду, изменяя вероятность возникновения вторичных реакций(«уход» чтобы не выразить «гнев»; удаление пищи, чтобы отвыкнуть от переедания).

Контролирующая реакция, направленная на наличие в ситуации стимулов, которые могут сделать желательное поведение более вероятным (наличие стола для осуществления учебного процесса).

Изменение поведения может происходить и вследствие осуществления поведенческого консультирования. Во многом этот тип консультирования базируется на принципах научения.

Достоинства:

Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных.

Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение.

Прагматический подход к терапии, позволил создать важные процедуры для изменения поведения.

Недостатки:

Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных к анализу поведения человека.

Низкая внешняя валидность вызвана поведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия.

Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей.

Большой разрыв между теорией и практикой.

Поведенческая теория не дает стабильных результатов.

1.2 Специфика бихевиористической концепции научения Д.Роттера

В конце 1940-х - начало 1950-х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теория личности. По мнению

Д. Роттера, оба этих подхода содержали концепции, недостаточно определенные, и поэтому он решил ввести ясную и точную терминологию.

Он пытался развит концептуальную структуру, включающую четко определенные термины и гипотезы, которые можно проверить. Он также намеревался построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека. Наконец, Д. Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы понимание поведения в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения - это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

Сосредоточив внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте, Д.Роттер, кроме того, полагал,что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности. Также в теории Д. Роттера существует положение, что поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям. По Д.Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге к будущим поощрениям. Объединение концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории - уникальное свойство системы Д. Роттера. Подобно Бандуре, Д. Роттер развил теорию функционирования человека, которая стоит на позициях,совершенно отличных от радикального бихевиоризма Б. Скиннера.

В центре внимания социального научения Д.Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Д. Роттер полагает, что нужно тщательно пранализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию. 9

Д. Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином понимается вероятность данного поведения, « встречающегося в какой то ситуации или ситуациях, в связи с каким то одним подкреплением или подкреплениями» 10

Цит. по Гриншпун И.Б.Введение в психологию.- М.:Международная педагогическая академия,2008.- С.47-52.

Концепция поведения Д. роттера включает в себя фактически все виды человеческой активности в ответ на ситуацию - стимул, которые только каким то образом можно обнаружить и измерить. Сюда входят пронзительные крики, надутый вид, плач, смех и драка. Планирование, анализирование, обучение, логическое обоснование и промедление оцениваются также.

По Д. Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Концепция ожидания Д. Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение.

Д. Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны для одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимы к ряду ситуаций. Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения. Последние, называемые генерализованными ожиданиями, отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности в роттеровском понимании.

Д. Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по

Своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. При возможности выбора для некоторых посмотреть баскетбол по телевидению важнее, чем поиграть с друзьями в бридж. Также одни любят долгие прогулки, другие - нет. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на предыдущем опыте. Более того ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течение времени. Следует подчеркнуть, что в теории Д.Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания. Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все ожидание получить высокие оценки может быть низким из - за отсутствия у него инициативы или способностей. По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание - с познавательными процессами. Толмен Э.Ч.Бихевиоризм и необихевиоризм// Хрестоматия по истории психологии/ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан.- М.:Изд-во МГУ,1980.- С.47-54

Четвертой и последней переменной, используемой Д. Роттером для прогноза поведения, является психологическая ситуация с точки зрения индивидуума. Д.Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляют наблюдатель. Д. Роттер сознает, что если данные обстоятельства окружения воспринимаются человеком определенным образом, то для него эта ситуация будет именно такой, какой он ее воспринимает, независимого от того насколько странным покажется его трактовка другим.

Д. Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения - подкрепления. Так, студентка может ожидать, что она плохо выступит на семинаре по социальной психологии, и в результате преподаватель поставит ей низкую оценку, а коллеги будут насмехаться над ней. Следовательно, мы можем прогнозировать, что она бросит учебу или предпримет какие- то другие действия, направленные на то, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат. поведение бихевиористический когитивный научение

Для того чтобы предсказать потенциал данного поведения в специфической ситуации Роттер предлагает следующую формулу: Толмен Э.Ч.Бихевиоризм и необихевиоризм// Хрестоматия по истории психологии/ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан.- М.:Изд-во МГУ,1980.- С.47-54 11

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Из этого уравнения видно, что, когда мы предсказываем вероятность данного поведения в некоей ситуации, нам следует использовать две переменные: ожидание и ценность подкрепления.

Акцент Д. Роттера на важности социальных и когнитивных факторов в объяснении научения человека расширяет границы традиционного бихевиоризма. Его теория исходит из того, что наиболее важные аспекты личности познаются в рамках социального контекста. Теория Д.Роттера также дополняет теорию Бандуры, подчеркивая обоюдное взаимодействие человека и его окружения. Оба теоретика отвергают скиннеровскую точку зрения о том, что люди пассивно реагируют внешние подкрепления. Как мы убедились, Роттер утверждает: люди способны сознавать, что определенное поведение именно в определенной, а не какой - то другой ситуации, вероятно, будут поощрено. К тому же, он рассматривает людей как когнитивные создания, которые активно добиваются своих целей и создают стратегии поведения в течение жизни.

И наконец, теория Д.Роттера предлагает экономную и последовательную структуру для организации того, что известно о поведении человека. Сосредоточенные на ограниченном числе вполне определенных концепций и принципов функционирования личности, его идеи, несомненно, будут способствовать развитию персонологии. С другой стороны, за исключением исследования локуса контроля теория Д,Роттера не дала начала никаким эмперическим исследованиям, которые она вполне заслуживает.

1.3 Социально - когнитивная теория А. Бандуры

Основным тезисом теории Альберта Бандуры было утверждение, что обучение может быть организовано не только посредством осуществления каких либо действий, как это полегал Скиннер, но и с помощью наблюдения за поведением других людей. По всей видимости, механизмами такого обучения являются не только внешнее отслеживание последовательности совершаемых действий, но и внутренние детерминанты - когнитивные переменные. Поведение можно 12 объяснить взаимодействие человека с его окружением. Такой подход к исследованию был назван А. Бандурой РЕЦИПРОКНЫМ ДЕТЕРМИНИЗМОМ.

Объектом наблюдения является не только модель поведения, но и последствия, к которым она приводит. Этот процесс Бандура назвал опосредованным (косвенным) подкреплением, которое также имеет когнитивный компонент - ожидание последствий. Бандура подчеркивал ситуативную специфичность ожиданий и убеждений человека, связанную с умением человека тонко дифференцировать и группировать многообразные условия и обстоятельства жизни. Вместе с тем восприятие одной и той же ситуации индивидуально вариативно и зависит от уникальных личностных характеристик.

Одной из таких особенностей является самоэффективность как представление индивида о своей способности справляться с конкретными ситуациями. Источниками самоэффективности являются: Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.;Питер,2007.- С.49-53. 13

Знания о своих собственных достижениях.

Косвенный опыт, полученный благодаря наблюдению за другими людьми, имеющими приблизительно равные с индивидом способности,которые демонстрируют умение выполнить поставленную задачу.

Вербальные убеждения и поддержка со стороны социального окружения.

Физические, телесные признаки(усталость, напряжение, легкость и др.),указывающие на степень трудности поставленной задачи.

Убеждения в самоэффективности влияют на мотивацию и на успешность деятельности, а также на способность справляться с проблемами и трудностями, Исследования показывают, что чувство контроля над событиями помогает человеку преодолеть стрессовые жизненные обстоятельства.

Обучение посредством наблюдения включает в себя четыре следующих компонента: Марциновская,Т.Д. Истории психологии /Т.Д.Марциновская. -М.:Издат.центр «Академия»,2006.С.214

Усиление внимания за моделью. Оно состоит в выделении тех ее признаков, усвоение которых приводит к полезному результату.

Актуализация процессов запоминания, которая заключается в способности сохранять результаты наблюдений в символической, закодированной форме.

Воспроизведение движений, закрепляющие эффекты,получееные путем наблюдения.

Мотивация обучения, которая определяет значимость данной модели в качестве образца для подражания.

Все эти условия определяют эффективность обучения. Связь усвоения и исполнения зависти от подкреплений - поощрений и наказаний. Эксперимент Бандуры, ставший классическим, подтверждает это положение. В исследовании три группы людей наблюдали за моделью, демонстрирующей агрессивное поведение по отношению к куле Бобо. В первой группе, за агрессивным поведение модели не следовали никаких санкций, во второй группе, агрессивное поведение модели поощрялось, а в третьей - наказывалось. Сразу после наблюдения за агрессивным поведением, дети из этих трех групп оказывались в одной из двух экспериментальных ситуаций. В первой ситуации, детей оставляли одних в комнате, где было много игрушек, в том числе и кукла Бобо. За ними наблюдали через одностороннее зеркало. В другой ситуации, детей побуждали к воспроизведению поведения модели.

Оказалось, что в ситуации с позитивным побуждением к действию дети демонстрируют намного больше исполнительных агрессивных действий, чем в ситуации, где их не побуждали к действию. Поощрения/наказания также повлияли на исполнительную часть действия. Дети, наблюдавшие за агрессивным поведением модели, которую потом наказывали,продуцировали меньше агрессивных действий, чем дети в присутствии которых модель вознаграждали.

Агрессивное поведение рассматривалось не только, как пример влияния подкрепления на усвоение модели, но и как стиль поведения, сформированный в процессе социализации.

Заключение

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что поведенческая концепция Б.Ф. Скиннера рассматривает личность, как систему реакций на различные стимулы. Он считал, что следует изучать прежде всего поведение человека. В отличие от мышления и переживаний,поведение человека можно наблюдать, измерять, анализировать. Поскольку он не доверял субъективному, ментальному толкованию поведения, а также объяснению через обстоятельства, он основал свои идеи на поведении людей и животных, которое поддавалось наблюдению. Также он полагал, что поведение человека определяется факторами генетики и окружения. Предполагается, что события будущего можно предсказать, исходя из событий прошлого.

Б. Скиннер пришел к выводу о том, что человека можно научить проявлять практически любой тип поведения, свойственный людям или животным, и проявлять его так часто, насколько потребуется в выбранном напралении. Исследование переменных, влияющих на оперантное научение, показывает, что научение достигается и без сознания, но наиболее эффективным оно оказывается, когда субъект осознает его и взаимодействует с теми, кто с ним работает.

Позитивные и негативные последствия контролируют поведение человека. Если мы располагаем достаточными знаниями о прежних подкреплениях, мы можем объяснить любой человеческий поступок. Насколько быстро можно обучить определенному типу поведения и как часто этот новый тип поведения будет проявляться,настолько регулярно и часто подкрепляется данный тип поведения. Постоянное подкрепление увеличивает скорость научения новому типу поведения.

Акцент Д.Роттера на важности социальных и когнитивных факторов в объяснении научения человека расширяет границы традиционного бихевиоризма. Его теория исходит из того, что наиболее важные аспекты личности познаются в рамках социального контекста. Теория Д. Роттера также дополняет теория Бандуры, подчеркивая обоюдное взаимодействие человека и его окружения. Оба теоретика отвергают скиннеровскую точку зрения о том, что люди пассивно реагируют на внешние 15 подкрепления. Как мы убедились Роттер утверждает: люди способны сознавать, что определенное поведение именно в определенной, а не какой - то другой ситуации,вероятно, будет поощрено. К тому же, он рассматривает людей как когнитивные создания, которые активно добиваются своих целей и создают стратегии поведения в течение жизни.

И, наконец, теория Д. Роттера предлагает экономную и последовательную структуру для организации того, что известно о поведении человека. Сосредоточенные на ограниченном числе вполне определенных концепций и принципов функционирования личности, его идеи, несомненно, будут способствовать развитию персонологии. С другой стороны, за исключением исследования локуса контроля Д.Роттера не дала начала никаким эмпирическим исследованиям, которых она вполне заслуживает.

Также в данной работе мы рассмотрели концепцию поведения А.Бандуры. Основным тезисом теории Альберта Бандуры было утверждение, что обучение может быть организовано не только посредством осуществления каких либо идей, но и с помощью наблюдения.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Психея.2006.

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Межденародная педагогическая академия,2008. - С. 47-52.

3. История психолигии. 20 век / под ред. П.Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,2003.

4. Марциновская,Т.Д. История психолгии / Т.Д. Марциновская. - М.: Издат. центр « Академия»,2006

5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.:Питер,2007.- С. 49-53.

6. Общая психология: учеб. Пособие / Л.А. Ванштейн и др. - Мн.: Тесей,2005.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов - На - дону: Феникс, 2006. - С. 68 -72.

8. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психолгоии: Тексты. М.: Аст, 2006. С. 60-82.

9. Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм // Хрестоматия по истории психолгоии / Под. ред. П.Я Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 47-54.

10. Уотсон Дж. Поведение как предмет пихологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ,1980. - С.34-44.

11. Уфимцев О.В. Бихевиоризм. - М., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика теории научения (приобретение индивидуального опыта). Отличительные черты современных концепции научения: теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий; теория формирования научных понятий у школьников.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2010

    Положения психоаналитической теории развития ребенка. Теория классического и инструментального научения Павлова. Сущность теоретических принципов оперантного научения Торндайка и Скиннера. Анализ "инструментов" при изучении психического развития человека.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Основные модели функционирования личности, изучение поведения человека. Достижения персонологов прошлого и настоящего. Анализ теорий личности: Скиннера (оператного научения), Бандура (поведенческая), Дж. Келли (когнитивная), Маслоу (гуманистическая).

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Сущность бихевиоризма и предпосылки его возникновения. Теория связей и научения Торндайка. Джон Уотсон и его "маленький Альберт". Оперантный бихевиоризм Скиннера. Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена. Моделирование условнорефлекторной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    "Теория социально-когнитивного научения" Роттера. Психологический анализ структурных компонентов поведения. Проблема повышения мотивации труда сотрудников. Возникновение поведения и факторы, его определяющие. Концепция Бандуры о самоэффективности.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Биография Дж.Б. Роттера. Особенности теории социального научения. Понимание личности, методы изучения. Набор типов поведения. Поведенческий потенциал. Деформация личности, методы психологической помощи. Эксперимент Роттера, Ливеранта и Кроуна в 1961 г.

    презентация , добавлен 01.12.2016

    Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии. Экспериментальный анализ оперантного поведения. Взгляды и идеология Берреса Скиннера – основоположника бихевиоризма. Основные положения концепции оперантного поведения по Скиннеру.

    контрольная работа , добавлен 29.07.2010

    Основные предпосылки возникновения бихевиоризма. Законы научения по Э. Торндайку. Характерные черты необихевиоризма. Б. Скиннер и его теория "оперантного бихевиоризма". Режимы подкрепления, в результате которых возникают различные формы реагирования.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Зависимость научения от созревания организма по характеру течения процесса. Значение созревания для научения. Возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме. Научение человека по механизму импринтинга.

    реферат , добавлен 12.06.2013

    Отечественные концепции теории личности: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Психоаналитическая теория Фрейда. Личность в гуманистической теории. Когнитивная теория личности. Диспозициональное направление в теории личности.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма .

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном , условно-рефлекторном и оперантном . Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Первые два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным , отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.

Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции - преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму - это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления - ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш - такой режим значимо воздействует на поведение человека.)
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом».)

Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание - это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания (табл. 5.2).

Таблица 5.2.

Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.

Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т. п.).

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке. Так, возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. Вслед за установкой уотсоновского бихевиоризма Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

Биологизация мира людей, характерная для бихевиоризма в целом, принципиально не проводящего различий между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Культурные явления оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями».

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения , которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления ), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:

«поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».

Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (закон субъективной оценки вероятности последствий ). Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому один из способов воздействовать на поведение человека - «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что последняя, вытекающая из какой-либо его реакции, незначительна, он готов «рискнуть» и прибегнуть к данному действию.

Последнее обновление: 04/05/2015

Обзор основных понятий теорий научения, включая бихевиоризм, классическое обусловливание и оперантное научение.

Если вы собираетесь сдавать тест по психологии научения или просто интересуетесь этой темой, тогда этот краткий путеводитель по основным темам, включая , классическое обусловливание и оперантное научение, будет вам очень полезен.
Для начала давайте рассмотрим, что такое научение.

Научение – это относительно постоянное изменение в поведении, которое случается как результат определенного опыта. В первой половине двадцатого века научная школа, известная как бихевиоризм, предложила несколько теорий, объясняющих учебный процесс. Согласно бихевиоризму, существует три типа научения.

Бихевиоризм – это научная школа психологии, которая рассматривает только внешние проявления поведения. Суть бихевиористского учения, сформированного , заключается в том, что психология является экспериментальной и объективной наукой, которая не должна рассматривать внутренние умственные процессы, так как их невозможно наблюдать и измерить.

Классическое обусловливание

– это процесс научения, в котором устанавливается прямая ассоциативная связь между нейтральным до этого стимулом и стимулом, который вызывает определенную реакцию. Например, в классическом примере Павлова запах еды всегда сопровождался звоном колокольчика. Как только установилась постоянная связь между этими двумя явлениями, то один лишь звук колокольчика мог вызвать требуемую реакцию.

Оперантное научение

– это процесс научения, в котором вероятность желаемой реакции усиливается или уменьшается посредством поощрения или наказания. Суть этого метода, изначально изучавшегося Эдвардом Торндайком, а затем Б.Ф. Скиннером, заключается в том, что последствия наших действий формируют наше поведение.

Научение через наблюдение

– это процесс научения, который происходит посредством наблюдения и имитации поведения других. Как показано в эксперименте Альберта Бандуры «Кукла Бобо», люди имитируют поведение других людей даже без дополнительного стимула. Для эффективного научения через наблюдение необходимы четыре важных элемента: внимание, хорошая моторика, мотивация и память.

В отличие от рассмотренных теорий, в которых врожденные инстинкты рассматриваются в качестве источника развития ребенка, теория научения исходит из идеи, что именно социальная среда, воздействия которой формируют человека, является главным фактором его психического развития. Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Поэтому это направление получило название бихевиоризм (от англ. слова behavior - поведение).

Главные положения данной теории связаны с идеями известного русского физиолога Ивана Петровича Павлова, открывшего механизм условного рефлекса. Своими знаменитыми экспериментами с собаками Павлов показал, что первоначально нейтральные для организма стимулы (звук, вид, запах) приобретают физиологическое значение, если они связаны с жизненно важным положительным или отрицательным подкреплением. Например, звонок или включение лампочки, предшествующие кормлению, через несколько сочетаний начинают вызывать у собак слюноотделение. Если те же сигналы сочетать с отрицательным подкреплением (например, с ударом тока), они будут вызывать защитную реакцию. Этот механизм образования связей между внешними стимулами и реакциями (S - R) был положен американским ученым Дж. Уотсоном, основателем бихевиоризма, в основу формирования человеческого поведения вообще и развития ребенка в частности. Однако сия формула была существенно дополнена новыми факторами.

Так, выдающийся американский ученый Б. Скиннер ввел понятие инструментального (или оперантного) обуславливания. Если в классическом понимании обусловливание подразумевает устанавливание связи между стимулом и реакцией, то при инструментальном определенные формы поведения связываются с последующим подкреплением. Если какая-либо последовательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться. Например, если собаке каждый раз, когда она становится на задние лапы и «танцует», давать кусочек сахара, она, скорее всего, будет часто повторять это действие, чтобы получить желанную награду. Эта закономерность характерна и для человека. Когда родители награждают ребенка за хорошее поведение, это поощрение рассматривается бихевиористами как положительное подкрепление, которое закрепляет желанные формы поведения. Наказание, напротив, является отрицательным подкреплением, которое тормозит дурное поведение ребенка. Таким образом, ребенок научается вести себя правильно и у него закрепляются социально приемлемые формы поведения.

Однако формула «стимул - реакция» (S - R) скоро обнаружила свою ограниченность. Как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных отношениях, что проследить непосредственную связь между ними невозможно. Один их крупнейших представителей необихевиоризма Э. Толмен дополнил эту схему существенной составляющей. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего формула приобрела следующий вид: S - V - R. Под промежуточными переменными Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, т.е. влияют на внешнее поведение. К ним относятся цели, представления, желания, словом, явления внутренней психической жизни человека. Однако сами эти переменные интересовали приверженников бихевиоризма лишь постольку, поскольку они оказывают влияние на поведение человека.

В 1930-хгодах американские ученыеН. Миллер, Дж.Доллард, Р. Сирс и другие сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории на язык теории научения. Именно они ввели в научный обиход понятие «социальное научение». На этой основе уже более полувека разрабатывается концепция социального научения, центральной проблемой которой является пробема социализации. Трансформируя фрейдовские идеи, Н. Миллер и Дж. Доллард заменили принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкреплением они называли то, что усиливает тенденцию к повторению возникшей реакции. Научение - это усиление связи между стимулом и реакцией, которое возникает благодаря подкреплению. Главными формами социального подкрепления являются похвала, внимание взрослых, их оценка и пр. Задача родителей - поддерживать правильное, социально приемлемое поведение ребенка, отвергать неприемлемые формы поведения и таким образом социализировать его. Если в репертуаре поведения ребенка нет соответствующей реакции, ее можно приобрести, наблюдая поведение «модели». Научение через подражание в теории социального научения является главным способом приобретения новых форм поведения. Особый акцент на роли подражания делал американский психолог А. Бандура. Он полагал, что награда и наказание недостаточны для того, чтобы сформировать у ребенка новое поведение. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Одним из проявлений имитации является идентификация - процесс, в котором человек заимствует не только действия, но и мысли и чувства у другого человека, выступающего в роли «модели». Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте «модели» и испытать сочувствие к этому человеку.

Известный американский психолог Р. Сирс ввел в научный обиход диадический принцип изучения детского развития, согласно которому адаптивное поведение и его подкрепление должны изучаться с учетом поведения другого партнера. Главное внимание Сирс уделял влиянию матери на развитие ребенка. Главным условием научения в его теории выступает зависимость. Подкрепление всегда зависит от контактов матери и ребенка. Ребенок постоянно испытывает зависимость от матери, и мотивация зависимости (активное требование любви, внимания, ласки и пр.) - важнейшая потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Вместе с тем развитие ребенка идет по пути преодоления этой зависимости и изменения ее форм. Можно видеть, что в этом подходе теория социального научения наиболее тесно переплетается с идеями психоанализа.

В основе теории социального научения лежит не только описание поведения по формуле «стимул - реакция», но и положения учения Фрейда. Фрейд и бихевиористы совпадают не в проблеме сексуальности, а в отношении ребенка и общества. Ребенок рассматривается как существо, чуждое обществу Он входит в общество как «крыса в лабиринт», а взрослый должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал похож на взрослого. Первоначальный антагонизм ребенка и общества объединяет эти два направления и сводит психическое развитие к научению приемлемым формам поведения.

Развитие ребенка с позиций бихевиоризма представляет собой чисто количественный процесс научения, т.е. постепенного накопления навыков. Это научение не предполагает возникновения качественно новых психических образований, поскольку происходит одинаково на всех этапах онтогенеза. Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психическом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представления, интересы ребенка здесь не являются предметом исследования, поскольку их нельзя увидеть и измерить. А приверженцы бихевиоральной психологии считали правомерным использовать только объективные методы, основанные на регистрации и анализе внешних наблюдаемых фактов и процессов. В этом состоит и сила, и слабость идей бихевиоризма. С одной стороны, данное направление научной мысли дабавило психологии четкости, объективности, «измеряемое™». Благодаря ему психология повернула на естественнонаучный путь развития и стала точной, объективной наукой. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии. Этим объясняется огромная популярность бихевиоризма среди психологов во всем мире.

С другой стороны, бихевиористы игнорировали значение явлений психики человека (сознания, его воли и собственной активности) (это слабая сторона этого направления). Согласно теории бихевиоризма, классическое и оперантное обусловливание являются универсальными механизмами научения, общими для человека и животных. При этом научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к «закреплению» в нервной системе успешных реакций, независимо от воли и желания самого человека. Отсюда бихевиористы делают выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, поскольку оно жестко детерминировано ими. В таком понимании человек является рабом внешних обстоятельств и своего прошлого опыта.

Бихевиоризм.

Бихевиоризм (от англ. Behavior- поведение) – это направление психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное, в качестве предмета психологии.

Бихевиоризм складывался как научно-исследовательское направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни.

Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Понятно, что в случае с животными не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способа постижения реальности психического. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Термины Торндайк употреблял традиционные – "интеллект", "ассоциативные процессы", но содержанием они наполнялись новым.

То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею о "пробах и ошибках" как регулирующем начале поведения. Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь "ситуация – реакция" в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в "тайниках души". Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. Термином "поведение" Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении.

На основании результатов исследований он сформулировал 4 основных закона научения .

Закон упражнения – чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и прочнее становится.

Закон эффекта – роль наград и наказаний в построении или разрушении различных форм поведения. Из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. Награды оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем наказания. Позднее этот закон был модифицирован, т.к. оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т.е. в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление – неважно, положительное или отрицательное.

Закон готовности – образование новых связей зависит от состояния субъекта.

Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, т.е. нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Им были выделены также дополнительные условия успешности научения – легкость различении стимула и реакции и осознание ребенком связи между ними.

На формирование идей бихевиоризма сильное влияние оказала русская физиология, в частности работы В.М.Бехтерева (разрабатывал на основе учения о рефлексе «объективную психологию», позже - рефлексологию) и И.П.Павлова (чьи представления о формировании условного рефлекса получили в бихевиоризме название «классическое обусловливание»).

Программа бихевиоризма была провозглашена в 1913 году американским исследователем Джоном Уотсоном. Согласно бихевиористам, такие понятия как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п., не могут считаться научными; все они продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны, наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.

С точки зрения бихевиористов предметом изучения может быть наблюдаемая активность организма, т.е. поведение. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», - объявил Уотсон. Он провозгласил следующие задачи бихевиоризма: объяснять поведение человека, предсказывать поведение человека, формировать поведение человека.

Активность – внешняя и внутренняя – описывалась в бихевиоризме через понятие «реакция», которым обозначались те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Дж.Уотсон предложил схему S - R , в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает ответное поведение организма, т.е. реакцию (R), в представлениях классического бихевиоризма характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

Еще один важный аспект: эта схема распространяется и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (Т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками и крысами, распространимы и на человеческое поведение.

Описание научения, данное Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями формирования условного рефлекса по И.П.Павлову (на которого бихевиористы широко ссылались). Вот как описывает Уотсон формирование реакции страха у 11-месячного мальчика.

Ребенку показывают белую крысу, до этого он с крысами не сталкивался. При этом никакой негативной реакции (реакции избегания) не наблюдается. В дальнейших опытах появление крысы сопровождается резким звуком (у детей отмечена врожденная негативная реакция на резкие звуки), т.е. осуществляется подкрепление. После ряда проб оба стимула ассоциируются, и ребенок начинает демонстрировать негативную реакцию на появление крысы без звукового сопровождения, т.е. у него сформировалась реакция на данный стимул. При этом ребенок аналогичную реакцию демонстрирует на появление не только крысы, но и сходных с ней объектов (например, меховой воротник).

Это явление бихевиористы называют генерализацией, т.е. обобщением. Аналогично, с позиций уотсоновского бихевиоризма, происходит формирование поведенческих навыков и в других ситуациях.

Так крыса, находящая пищевое подкрепление в определенной точке лабиринта, от пробы к пробе будет демонстрировать все меньше ошибочных действий, вплоть до формирования навыка безошибочного поведения.

Несомненно, принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно, что подтвердилось в дальнейшем его развитии. Зависимость реакции от стимула не подвергалась сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее – во взаимодействии с ним.

В начале 1930-ых годов появились первые попытки расширить предмет бихевиоризма за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений – необихевиоризм . Дальнейшие исследования бихевиористов показали, что связь между стимулом и реакцией можетопосредоваться различными переменными –

состоянием организма (голод, жажда),

первичными и вторичными (возникающими на основе первичных) потребностями (кормление и положение при кормлении),

когнитивными картами, т.е. схемами ситуации.

Э. Толмен предложил ввести в рассуждение еще одну инстанцию, обозначаемую обычно понятием«промежуточные переменные» , имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т.к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. СхемаS - О – R . В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматриватьнамерения, ожидания и знания . Т.о., поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.

Эдвард Толмен также ввел понятие «когнитивной карты », которая представляет собой целостные структуры представления мира. Он показал, что крысы, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где положен корм, вне зависимости от того, из какой точки начинается движение. Другими словами, она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху, а использует целостное представление об устройстве лабиринта.

Эксперименты Толмена показали, что мышление связано с прошлым опытом индивида, и понимание ситуации, построение когнитивной карты есть процесс не одномоментный и происходит он в деятельности, путем проб и ошибок.

Необходимость более адекватного описания процесса научения и особенно потребность в формировании новых методов обучения привели к пересмотру некоторых положений бихевиоризма. В 20-е годы был открыт новый вид обусловливания, т.е. новый способ влияния на поведение: помимо классического обусловливания возможно влияние на поведение посредством наград и наказаний, следующих за тем или иным поведенческим актом.

Наиболее значимыми являются работы Скиннера, предположившего, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения, т.е. развивал идеи, близкие идее инструментального научения; в его терминологии используется понятие «оперантное научение».

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и научиться им управлять. В этом плане он полностью разделял разработанные Уотсоном и Торндайком взгляды на социогенетическую природу психического развития, т.е. исходил из того, что развитие есть научение, которое обуславливается внешним стимулом. Однако от констатации Скиннер перешел к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением.

Б.Скиннер разделил классический (пассивный) рефлекс И.П.Павлова и оперантное обучение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. Условный рефлекс, формируемый в экспериментах Павлова, он называл стимульным поведением, т.к. его формирование связано с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Так, собаке по звонку всегда дается мясо, независимо от того, что она в этот момент делает. Т.о., возникает ассоциация между мясом и звонком, в ответ на который возникает слюноотделение. Однако, подчеркивал Скиннер, такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления, она не может быть основой постоянного поведения субъекта.

В противовес этому подходу при оперантном обучении подкрепляется не стимул, но поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция при этом разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Так, при обучении голубя сложной реакции – выходу из клетки при помощи нажатия клювом на рычаг, Скиннер подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, добиваясь того, что, в конце концов, он безошибочно выполнял столь сложную операцию. Этот подход к формированию нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего, это поведение было намного более устойчиво, навыки медленно угасали даже при отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое подкрепление может иметь значительный эффект, т.к. при этом устанавливается связь между реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая принесла ему успех. Такое поведение Скиннер назвал «суеверным», указывая на его значительную распространенность.

К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление. Например, восприятие, с его точки зрения, есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением такого поведения является усилением действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

Это не означает свободы поведения; в общем случае предполагается, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятными. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют организмом.

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т.е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым, делая их более вероятными. Особенно важно, что такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям. На этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого правильно сделанного шага.

Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е годы ХХ века. Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладеть поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению (научение через наблюдение, научение без проб). Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивным, т.е. включает непременный познавательный компонент, в частности символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментомАльберта Бандуры , ведущего психолога этого направления.

Испытуемым (3 группы 4-летних детей) показывали специально отснятый фильм, в котором взрослый человек избивал куклу; начало фильма было одинаково для всех групп, завершение же было раздельным: в одном случае другой взрослый героя хвалил, в другом – порицал, в третьем реагировал нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением.

В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отоншении этой куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя герой.

Равным образом наблюдение не только может формировать новые формы поведения, Но и активизировать усвоенные, до того не проявлявшиеся.

В связи с этим Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и запретов в воспитании.

Наказывая ребенка, взрослый, по существу, демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую положительную форму подкрепления – в виде успеха в принуждении, самоутверждения; это означает, что ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии.

Исследования Бандуры не только выявили этапы развития подражания у детей, но и показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».

Негативно Бандура относится и к СМИ, пропагандирующим насилие, в частности, к фильмам, обоснованно полагая, что в развитии ребенка они играют роль «обучения агрессии».

Большое значение имеют работы А.Бандуры, посвященные проблеме коррекции отклоняющегося поведения. Были разработаны занятия, направленные на снижение агрессии для детей 8-12 лет, которые состояли из 6 уроков по 45 минут каждый, проводимых индивидуально или с группой. На индивидуальных занятиях обсуждались альтернативы агрессивному поведению, использовались видеофильмы, проблемные игры. На групповых занятиях проигрывались различные варианты поведения с помощью ролевой игры в близких к жизни ситуациях. Кроме того, в занятиях участвовал «образцовый ребенок», который уже приобрел набор хорошо скорректированных навыков социального поведения и поведению которого начинают подражать дети.

Бихевиоризм существуют до настоящего времени: многие исследователи и практики, в том числе в педагогике, психотерапии, ориентированы на него, хотя среди наиболее популярных зарубежных теорий бихевиоризм, сравнительно с психоанализом и гуманистической психологией, находится на вторых ролях. Вместе с тем несомненной заслугой бихевиоризма признается то, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также разработка методологии и техники экспериментального исследования (именно эксперимент был основным методом исследования в бихевиоризме).