Рабочая программа оздоровительного кружка "Здоровячок" рабочая программа (старшая группа) на тему. Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка "Здоровячок" рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему Отч

Пояснительная записка

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.

По определению Всемирной организации здравоохранения,

здо­ ровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием ка­ких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ре­ бенка.

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

Особенности программы:

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом.
  • Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
  • Занятия построены с учетом возрастных критериев.
  • Использование малых форм народного фольклора.
  • Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Цели и задачи программы:

Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
  • развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • развитие внимания, сосредоточенности, организованности,
  • воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

  • Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастики
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • Традиционные
  • Круговые тренировки
  • Игровые
  • Занятия – путешествия
  • Обучающие
  • Познавательные

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает вза имосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков - один из самых важ­ нейших, так как в результате многократных повторений выраба тываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предп олагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особеннос­ ти ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствова­ ния умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные послед­ ствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обуче­ ния с использованием активных форм и методов обучения, спо­ собствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, инди­видуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей по­ требность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственнос­ ти при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения воз­ можности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в шко­ ле.

Принцип результативности предполагает получение положи­тельного результата оздоровительной работы независимо от воз­ раста и уровня физического развития детей.

Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Срок реализации программы – 1 год:

1раз в неделю

Время проведения – 30 минут

В месяц – 4 занятия – 2 часа

Количество детей – 12-14, возраст 5-7 лет

Методическое обеспечение программы:

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога.

Формы и методы обучения:

  • Словесные – объяснение;
  • Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
  • Поисковые – поиск новых идей, материалов;
  • Креативные – творческий подход.

Результативность программы:

Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.

Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему.

Перспективное планирование:

Программные задачи

Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных действий.

Дать преставление о том, что возможности и желания не всегда совпадают

Формировать представление о границах физических возможностей, умение оценивать ситуацию по принципу «опасно – безопасно»

Продолжать формировать представление о границах своих возможностей (в прыжках в длину, высоту), умение оценивать ситуацию

Формировать способность прогнозировать результаты действия других людей и оценивать их возможности

Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

Формировать правильную осанку;

Развивать внимание, координацию движений.

Закрепление навыков правильной осанки

Профилактика сколиоза

Исправление осанки

Формировать у детей правильную походку и осанку

Научить выполнять упражнения для укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Общеразвивающие упражнения при плоскостопии

Укрепление мышц, участвующих в оформлении стопы

«Веселые ножки» полезные упражнения для стопы

«Укрепи мышцы ног для длинных и трудных дорог»

Укреплять опорно-двигательный аппарат детей с использованием коррекционных упражнений.

Улучшение функций вестибулярного аппарата

Укрепление мышечного корсета позвоночника

Координация движений верхних и нижних конечностей

Укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей

Развивать и корректировать познавательную и эмоционально- личностную сферу психики ребенка с использованием элементов психогимнастики;

Развивать память, внимание, волю, воображение, развивать творческие способности.

Путешествие на сказочную планету

На морском берегу

Лесная тропинка

Мы веселые зверята

Школа мяча

Овладеть техникой игры с мячом.

Подбрасывать мяч вверх и ловить его, отбивать мяч одной рукой

Отбивать мяч правой и левой рукой на месте; вести мяч при ходьбе

Упражнения с использованием фитболов

Повысить двигательную активность детей, используя тренажеры и нестандартное оборудование;

Совершенствовать связочно-суставный аппарат.

Использование веревочного каната

Босохождение по мешочкам с камушками

Занятия в сухом бассейне

Занятия на тренажерах

Самостоятельная деятельность детей.

Учить детей использовать полученные знания и сформированные умения;

Уметь самостоятельно заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь.

Литература:

1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2006

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.

3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

5. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

6. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

УТВЕРЖДАЮ.

Заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 000»

________________

Приказ _____ от ________________

Программа

кружка «Здоровячок»

старшая группа

Составила

– инструктор по

физической культуре

Новокузнецк 2013

Пояснительная записка

Программа носит оздоровительный характер и направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольника, совершенствование его физического развития и функционального состояния организма.

Оздоровительная программа соответствует возрастным и физиологическим особенностям детей, гигиеническим и методическим требованиям к организации занятий, способствует развитию перспективы укрепления и сохранения здоровья дошкольников.

В процессе занятий дети получают знания о здоровом образе жизни

Здоровье – бесценный дар Природы. Его необходимо беречь и приумножать. Однако не всегда это получается. За последние годы значительно выросло число ослабленных детей. А частыми причинами функциональных нарушений являются дефекты осанки и стопы.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования двигательной связи и находятся в прямой зависимости от рационального и гигиенического режима.

К сожалению, родители мало обращают внимания на формирование правильной осанки и постановки стопы ребенка в раннем возрасте.

Таким образом, уже в трех летнем возрасте дети приходят в дошкольное учреждение с нарушенной осанкой и неправильной установкой стоп, что обусловлено неправильным двигательным режимом дома.

Кружковая работа направлена на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, обучению правильному дыханию, самомассажу и расслаблению (релаксации). Занятие в кружке ориентирует воспитанников применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Учитывая, что профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата длительный процесс, работа в этом направлении с детьми группы «Улыбка» будет продолжаться в подготовительной группе.

Программа кружка составлена на основе интеграции задач и содержания психолого-педагогической работы с детьми:

«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укрепления физического и психического здоровья).

«Музыка» - (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств).

«Познание» - (в части двигательной активности, как способа усвоения ребенка предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов деятельности).

«Коммуникация» - (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физическое совершенствование; игровое общение).

«Социализация» - (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности).

«Труд» - (накопление опыта двигательной активности).

Задачи:

1. Образовательные :

Формирование теоретических знаний о здоровом образе жизни;

Формирование практических навыков, способствующих развитию правильной осанки;

Обучение правильной постановке стоп при движении.

2. Воспитательные :

Создание устойчивой мотивации к систематическим занятиям физкультурой;

Развитие положительных эмоций и дружелюбия, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;

Воспитание у детей физической культуры, развитие потребности в своем здоровье и привычки к ЗОЖ.

Формирование у детей стремления к улучшению показателей своего физического здоровья.

3. Оздоровительные:

Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета);

Формирование и закрепление навыков правильной осанки;

Повышение общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей;

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год. В кружке занимаются дети старшей группы, имеющий средний и низкий уровень освоения программы. Численный состав 12 детей. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 25 мин.

Возраст детей

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятий

Формы и методы

Для реализации поставленных задач используются следующие методы:

Словесный: указания, команды, беседы, объяснения, счет, задания, поощрение.

Практический: разучивание упражнений по частям и в целом, игру и соревнования.

Наглядный: показ инструктора, демонстрация наглядного материала, звуковую сигнализацию, использование карточек – схем.

Учебно-тематический план

Количество часов

Всего часов

практика

« Мотыльки»

« Гномы в лесу»

« Смешарики»

«Путешествие в страну изумрудного города»

«Буратино в сказочной стране»

«Незнайка в гостях у зимы»

« Поможем Лунтику»

«В гости к белкам»

«Лесовички»

«Вини Пух в гостях у кролика»

«Пчелка Лили в цветочном городе»

« На планете Симпсонов»

«Медвежата»

« Кузя и Лили в гостях у ребят»

«Винтик и Шпунтик»

32 занятия

Структура занятия

1. Подготовительная часть (разные виды ходьбы)

2. Основная часть (ОРУ, дыхательное упражнение, упражнение для профилактики плоскостопия, упражнение на формирование осанки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

3. Заключительная часть (малоподвижная игра, релаксация)

Октябрь

Занятие 1-2. Тема «Мотыльки» (приложение 1)

Игровая мотивация: беседа о мотыльках. Подготовительная часть: ходьба друг за другом; ходьба на носочках, руки вверх; ходьба одна нога на пятке, другая - на носке; ходьба «Раки»; прямой галоп; бег; спокойная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с палкой; дыхательные упражнения «Расти травушка»; профилактика плоскостопия «Собери пальчиками платочек»; самомассаж «Лепим лицо, шею, грудь»; упражнение на формирование осанка «Мотыльки»; пальчиковая гимнастика «Бабочки летят»; подвижная игра«Красочки». заключительная часть : малоподвижная игра «Шалтай - Болтай»; релаксация «Покачаемся на волнах».

Занятие 3-4. Тема «Гномы в лесу»

Игровая мотивация : беседа о гномах (кто они, из какой сказки?) Подготовительная часть: ходьба на носках, руки на поясе; ходьба на пятках боком, руки согнуты в локтях; подскоки; ползание «в пещеру» на четвереньках; «Пауки» - высокие четвереньки животом вверх; боковой галоп; спокойная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с мячом; дыхательные упражнение «Листья шелестят», упражнение на формирование осанки «Веселый тренинг»; профилактика плоскостопия упражнение для ног (зажать карандаш пальцами ног) «Нарисуй солнышко»; Самомассаж «Лепим голову, лицо, уши»; выполнение упражнений для осанки «Священная корова»; пальчиковая гимнастика «Здравствуйте, гномы» (соединяем каждый пальчик с большим пальцем); Подвижная игра «Плетень». заключительная часть : малоподвижная игра « На поляну мы пришли» релаксация «Шум листвы»

Ноябрь

Занятие 1-2 Тема «Смешарики»

Игровая мотивация: беседа как их зовут, где они живут, чем занимаются? Подготовительная часть: ходьба на пальцах, руки разведены в стороны; ходьба на пятках спиной вперед; легкий бег. ходьба в приседе; боковой галоп; ходьба «Пауки»; прыжки на правой и левой ноге с продвижением вперед; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с гантелями; дыхательные упражнения «Пловец»; профилактика плоскостопия упражнение для ног «Ходьба по дорожке здоровья»; Самомассаж «массаж ушных раковин»; упражнений для осанки «Колобок» перекаты на спине вперед - назад; пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое» (соединяем каждый пальчик с большим пальцем); Подвижная игра «Третий лишний». заключительная часть : малоподвижная игра « Где мы были не скажем, а что делали покажем»; релаксация «Дождь»

Занятие 3-4 Тема « Путешествие в страну изумрудного города»

Игровая мотивация: беседа кто живет в изумрудном городе? По каким дорожкам они шли в страну, что видели по дороге? Подготовительная часть: ходьба на носочках, руки вверху; ходьба на пятках, руки на поясе; подскоки; ходьба одна нога на пятке, другая на носке; ходьба, приставляя пятку одной ноги к пальцам другой; бег с прямыми ногами; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с колечком; дыхательные упражнения «Лыжник»; профилактика плоскостопия упражнение для ног «Собери пуговки»; самомассаж рук «Лягушата»; упражнения для осанки «Качалочка»; пальчиковая гимнастика «Цыпленок»; подвижная игра «Мы на карусели сели». заключительная часть : малоподвижная игра «Улитка»; релаксация «Пожалеем»

Декабрь

Занятие 1-2 Тема «Буратино в сказочной стране»

Игровая мотивация: беседа (кто живет в сказочной стране вместе с буратино ? По каким дорожкам они шли в страну, что видели по дороге?) Подготовительная часть : ходьба на носках, руки на поясе; ходьба на пятках, локти согнуты в локтях; ходьба носки вместе пятки врозь(косолапить); боковой галоп правым и левым боком; прыжки на двух ногах с продвижением вперед; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с флажками; дыхательные упражнения «Рубка дров»; профилактика плоскостопия упражнение для ног «Катание снежков» ; массаж спины «Паровоз»; выполнение упражнений для осанки «Ловкий чертенок»; пальчиковая гимнастика «Деревья»; Подвижная игра «Два мороза». заключительная часть : малоподвижная игра «Разверни круг»; релаксация «Слушаем пение птиц».

Занятие 3-4 Тема «Незнайка в гостях у зимы»

Игровая мотивация: беседа (кто такой Незнайка? Как вы, думаете, чем будет заниматься незнайка в гостях у зимы?) Подготовительная часть : ходьба скрестным шагом боком; ходьба в полуприседе, руки вперед; ходьба одна нога на пятке, другая на носке; бег с заданием; подбеги и подпрыгни до снежинки; ходьба с высоким подниманием колен «Петушки»; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с кубиками; дыхательные упражнения «Гармошка»; профилактика плоскостопия упражнение для ног «Собери снежки» ; массаж головы «Обезьянка Чи-чи»; выполнение упражнений для осанки «Стойкий солдатик»; пальчиковая гимнастика «Фонтанчик»; подвижная игра «Быстро возьми». заключительная часть : малоподвижная игра «Карусель»; релаксация «Летят снежинки».

Январь

Занятие 1-2 Тема «Поможем Лунтику»

Игровая мотивация: беседа (кто живет в сказочной стране вместе с Лунтиком? Кто его друзья? Чем мы можем ему помочь?) Подготовительная часть : ходьба на пятках, локти согнуты в локтях; ходьба носки вместе пятки врозь(косолапить); прямой галоп; ;прыжки на двух ногах с продвижением вперед; ходьба с перекатом с нока на пятку; ходьба «Пауки»; ходьба «Обезьянки»; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой; дыхательные упражнения «Вьюга»; профилактика плоскостопия упражнение для ног «Рвать пальцами ног бумажный лист»; массаж спины «Ехал поезд запоздалый»; выполнение упражнений для осанки «Лодочка»; пальчиковая гимнастика «Лягушки»; Подвижная игра «Плетень». заключительная часть : малоподвижная игра «Тихо-громко»; релаксация «Ручеек».

Занятие 3-4 Тема «В гости к белке»

Игровая мотивация: беседа (Где живет белка, кто ее друзья, чем занимается белка в лесу летом, осеню, зимой?) Подготовительная часть : ходьба на носках; прыжки на двух ногах с продвижением вперед; ходьба с перекатом с нока на пятку; ходьба «Пауки»; ходьба спиной вперед; бег со сменой направления; ходьба змейкой; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с малым мячом; дыхательные упражнения «Пляска», профилактика плоскостопия упражнение для ног «Нарисуй солнышко»; массаж «Лепим красивое лицо»; пальчиковая гимнастика «Белкина кладовая»; Подвижная игра «Горелки». заключительная часть : малоподвижная игра «Добрые слова»; релаксация «Солнышко».

Февраль

Занятие 1-2 Тема «Лесовечки»

Игровая мотивация: беседа (кто такие лесовечки, кто их друзья, чем любят занимаются лесовечки?) Подготовительная часть : ходьба на пальцах, руки разведены в стороны; легкий бег; прыжки на левой и правой ноге с продвижением вперед; ходьба с перекатом с нока на пятку; ходьба «Пауки»; ходьба спиной вперед; бег со сменой направления; ходьба змейкой; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения со скакалкой; дыхательные упражнения «Вьюга»; профилактика плоскостопия «Собери шишки»; массаж «Лепим лебединую шею»; пальчиковая гимнастика «Надуваем шарик»; подвижная игра «Баба Яга костяная нога». заключительная часть : малоподвижная игра «Разверни круг»; релаксация «Ветерок».

Занятие 3-4 Тема «Вини Пух в гостях у кролика»

Игровая мотивация: беседа (Кто его друзья, чем любит занимаются Вини Пух?) Подготовительная часть : ходьба на носках, руки на поясе; ходьба на пятках, локти согнуты в локтях; ходьба носки вместе пятки врозь(косолапить); боковой галоп правым и левым боком; прыжки на двух ногах с продвижением вперед; заключительная ходьба Основная часть: общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой; дыхательные упражнения «Каша кипит»; профилактика плоскостопия «Ходьба по дорожки здоровья »; массаж «Лепим голову»; пальчиковая гимнастика «Зайчишка»; подвижная игра «Бездомный заяц». заключительная часть : малоподвижная игра «Качели»; релаксация «Пожалеем».

Март

Занятие 1-2 Тема «Пчелка Лили в цветочном городе»

Игровая мотивация: беседа (Кто ее друзья, Чем любит занимаются Лили?) Подготовительная часть : ходьба на носочках, руки вверху; ходьба на пятках, руки на поясе; подскоки; ходьба одна нога на пятке, другая на носке; ходьба, приставляя пятку одной ноги к пальцам другой; бег с прямыми ногами; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с кубиками; дыхательные упражнения «Здравствуй солнышко»; профилактика плоскостопия «Собирание пальцами ног платок» массаж спины «Паровоз»; пальчиковая гимнастика «Оса», «Муравейник»; подвижная игра «Медведь и пчелы». заключительная часть : малоподвижная игра «Найди и промолчи»; релаксация «Море волнуется».

Занятие 3-4 Тема «На планете Симпсонов»

Игровая мотивация: беседа (Чем любят занимаются Симпсоны, где они живут?) Подготовительная часть Основная часть: общеразвивающие упражнения с гантелями; дыхательные упражнения «Насос»; профилактика плоскостопия «Рисуем дом для маленьких человечков»; массаж спины «Кто пасется на лугу»; пальчиковая гимнастика «Кораблик»; подвижная игра «Не останься на полу». заключительная часть : малоподвижная игра «Колечко»; релаксация «Солнышко».

Апрель

Занятие 3-4 Тема «Медвежата»

Игровая мотивация: беседа (Где живут медвежата, с кем любят играть, в какие игры играют?) Подготовительная часть : ходьба на пальцах, руки разведены в стороны; ходьба на пятках спиной вперед; легкий бег; ходьба в приседе; боковой галоп; ходьба «Пауки»; прыжки на правой и левой ноге с продвижением вперед

заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с гантелями; дыхательные упражнения «Поднимаем груз»; профилактика плоскостопия «Катаем мяч»; массаж лица «Ежик»; пальчиковая гимнастика «Божья коровка», подвижная игра «У медведя во бору». заключительная часть : малоподвижная игра «Тик - так»; релаксация «Бежит ручей».

Занятие 3-4 Тема «Кузя и Лили в гостях у ребят»

Игровая мотивация: беседа (Из какой сказки Кузя и Лили, с кем любят играть, в какие игры играют?) Подготовительная часть : ходьба одна нога на пятке, другая на носке; ходьба, приставляя пятку одной ноги к пальцам другой; бег с прямыми ногами; ходьба на носочках, руки вверху; ходьба на пятках, руки на поясе; подскоки; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с колечком; дыхательные упражнения «Грибок»; профилактика плоскостопия «Собири пуговки»; массаж ушей «Петушок»; пальчиковая гимнастика «Олень»; подвижная игра «Третий лишний». заключительная часть : малоподвижная игра «Шалтай-Болтай»; релаксация «Дождь».

Май

Занятие 1-2 Тема «Магны»

Игровая мотивация: беседа (Кто такие магны, где они живут, в какие игры они играют?) Подготовительная часть : ходьба на пальцах, руки разведены в стороны; ходьба на пятках спиной вперед; легкий бег; ходьба в приседе; боковой галоп; ходьба «Пауки»; прыжки на правой и левой ноге с продвижением вперед; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения без предмета; дыхательные упражнения «Цветок распускается»; профилактика плоскостопия «катание гимнастической палки вперед, назад»; массаж лица «Белый мельник»; пальчиковая гимнастика «Ладошки»; подвижная игра «Красочки». заключительная часть : малоподвижная игра «Кто ушел?»; релаксация «Солнышко».

Занятие 3-4 Тема «Винтик и Шпунтик»

Игровая мотивация: беседа (Из какой сказки, что они там делали, с кем дружили?) Подготовительная часть : ходьба на пальцах, руки разведены в стороны; ходьба на пятках спиной вперед; ходьба спиной вперед; легкий бег; ходьба в приседе; боковой галоп; ходьба «Пауки»; прыжки на правой и левой ноге с продвижением вперед; заключительная ходьба. Основная часть: общеразвивающие упражнения с флажками; дыхательные упражнения «Лес шумит»; профилактика плоскостопия «Нарисуй солнышко»; массаж тела «Черепаха»; пальчиковая гимнастика «Импираторский пингвин»; подвижная игра «Мы веселые ребята». заключительная часть : «Кто позвал?»; релаксация «Покачаемся на волнах».

Ожидаемые результаты

К концу года дети приобретают практические навыки и умения:

· четко выполнять ОРУ (с предметами и без предметов)

· знать технику дыхания (вдыхать носом, выдыхать ртом)

· уметь правильно ставить стопу

· уметь правильно держать плечи и грудь

· уметь выполнять самомассаж

Проверка знаний и умений детей

Параметры

Критерии

Выполнение ОРУ: четкое выполнение упражнений под счет 1, 2, 3, 4

Высокий уровень (В): не испытывает затруднений

Низкий уровень (Н): испытывает затруднения

Техника дыхания: вдох через нос с закрытым ртом, выдох через рот

Высокий уровень (В):, не испытывает затруднений

Низкий уровень (Н): испытывает затруднения

Правильная постановка стоп; расположение стоп под углом 30 градусов.

Высокий уровень (В): не испытывает затруднений

Низкий уровень (Н): испытывает затруднения

Правильная осанка: прямо, не сутуля, держать спину и голову, плечи, грудь, живот.

Высокий уровень (В) не испытывает затруднений:.

Низкий уровень (Н):. испытывает затруднения

Самомассаж: раскрытыми ладонями производить легкое растирание тела.

Высокий уровень (В) не испытывает затруднений

Низкий уровень (Н): испытывает затруднения

Карта сбора ниформации

Выполнение

Техника дыхания

Правильная постоновка стоп

Самомассаж

Материальное обеспечение программы

В дошкольном учреждении имеется спортивный зал, оборудование: гимнастические палки, мячи (малые и большие), мешочки с песком, канат, мягкие модули, карандаши, бумага, дорожка здоровья.

Используется классическая музыка, современная музыка, музыкальный фольклор, сборник музыкальных пьес.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Горькова физической культурой в ДОУ.- М.: 5 за знания 2005.-112с.- (Методическая библиотека)

3. Егорова Ура: оздоровление, воспитание, развитие / под редакцией – М.: «АКАпринт», 2008.-152с. С.

4. Кудрявцев развития двигательной активности оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. М:, 1997.

В: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх в стороны – вдох (цветок раскрывается). Возращение в и. п. – выдох. Медленно. 4-6раз.

«Лес шумит»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В: наклон вправо – вдох. И. п.- выдох, наклон влево - вдох, в и. п. – выдох. 5-6раз

Надежда Петрова
Программа физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Характеристики особенностей детей дошкольного возраста

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

воспитания

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Важнейшая потребность человека, которая обеспечивает его развитие и благополучие всех сторон жизни – это здоровье. Когда человек здоров, и в физическом, и в психическом плане, перед ним открываются большие возможности, перспективы, он строит жизненные планы и реализует их. Забота о здоровье, гармоничное физическое развитие детей – приоритетное направление деятельности нашего детского сада.

Из опыта работы, общения с детьми и родителями воспитанников сделала вывод, что большинство современных детей ведут дома малоподвижный образ жизни. Это происходит из-за ряда причин:

Отношения родителей к двигательной активности своего ребенка;

Ограниченное количество времени или его отсутствие для организации прогулок, подвижных игр с детьми;

Увлечение детей - просмотр телевизора;

Игры на компьютере.

Таким образом, объем двигательной активности детей значительно снижен. А как известно, движение - залог здоровья, хорошего настроения. Этой проблеме большое внимание уделяют Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

Срок реализации программы – 1 год:

1раз в неделю

Время проведения – 20 минут

Особенности программы:

Рассматривается под оздоровительным аспектом.

Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.

Занятия построены с учетом возрастных критериев.

Использование малых форм народного фольклора.

Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Цели и задачи программы:

Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья по средствам подвижных игр, развивающих, ритмических упражнений

Сохранение и укрепление здоровья детей;

Формирование привычки к здоровому образу жизни;

Формирование двигательных навыков и умений;

Развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);

Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

Развитие внимания, сосредоточенности, организованности,

Воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

Ритмическая гимнастика

Динамические и оздоровительные паузы

Релаксационные упражнения

Хороводы, различные виды игр

Занимательные разминки

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Принципы взаимодействия с детьми:

Сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;

Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;

Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;

Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;

Характеристики особенностей детей дошкольного возраста

3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т. д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т. п. - всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. 3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Развиты физические качества дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.

Повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

Обеспечена двигательная активность детей, которая способствует их эмоциональному подъему.

Снижены случаи острой заболеваемости.

2.1. Описание образовательной деятельности

Методическое обеспечение программы:

Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.

Проводятся под руководством воспитателя.

Формы и методы обучения:

Словесные – объяснение;

Наглядные – показ;

Практические- игры, гимнастика, упражнения;

Поисковые – поиск новых идей, материалов;

Креативные – творческий подход.

Перспективное планирование:

Месяц: Октябрь

Программные задачи:Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных действий.

1 неделя: Дать преставление о том, что возможности и желания не всегда совпадают

2 неделя: Формировать представление о границах физических возможностей, умение оценивать ситуацию по принципу «опасно – безопасно»

3 неделя: Продолжать формировать представление о границах своих возможностей (в прыжках в длину, высоту, умение оценивать ситуацию

4 неделя: Формировать способность прогнозировать результаты действия других людей и оценивать их возможности.

Месяц: Ноябрь

Программные задачи:

Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

Формировать правильную осанку;

Развивать внимание, координацию движений.

1 неделя и 2 неделя:Закрепление навыков правильной осанки.

3 неделя:Профилактика сколиоза.

4 неделя: Профилактика плоскостопия.

Месяц: Декабрь

Программные задачи:

Формировать у детей правильную походку и осанку - Научить выполнять упражнения для укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы.

1 неделя: Общеразвивающие упражнения при плоскостопии.

2 неделя: Укрепление мышц, участвующих в оформлении стопы.

3 неделя:«Веселые ножки» полезные упражнения для стопы.

4 неделя:Укрепи мышцы ног для длинных и трудных дорог»

Месяц: Январь

Программные задачи:

Укреплять опорно-двигательный аппарат детей с использованием коррекционных упражнений.

1 неделя и 2 неделя: Улучшение функций вестибулярного аппарата – упражнения на батуте.

3 неделя: Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Месяц: Февраль

Программные задачи:

Развивать и корректировать познавательную и эмоционально- личностную сферу психики ребенка с использованием элементов психогимнастики; - Развивать память, внимание, волю, воображение, развивать творческие способности.

1 неделя:Путешествие на сказочную планету.

2 неделя: На морском берегу.

3 неделя: Лесная тропинка.

4 неделя: Мы веселые зверята.

Месяц: Март

Программные задачи:

Школа мяча Овладеть техникой игры с мячом.

1 неделя: Подбрасывать мяч вверх и ловить его, отбивать мяч одной рукой.

2 неделя: Отбивать мяч правой и левой рукой на месте; вести мяч при ходьбе.

3 неделя и 4 неделя: Упражнения с использованием мишени.

Месяц: Апрель

Программные задачи:

Повысить двигательную активность детей, используя тренажеры и нестандартное оборудование.

1 неделя: Использование веревочного каната.

2 неделя: Босохождение по ребристой поверхности.

3 неделя: Занятия в сухом бассейне.

4 неделя: Занятия на тренажерах (диск здоровья).

Месяц: Май

Программные задачи:

Учить детей использовать полученные знания и сформированные умения; - Уметь самостоятельно заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для качественного осуществления образовательного процесса оборудованы специализированные помещения:

Вид помещения

Музыкально – физкультурный зал.

Функциональное использование

Кружковая работа (физ. занятия, игры, гимнастика, развлечения)

Оборудование

Пианино, наглядно – дидактический материал, музыкальный центр, телевизор, DVD, палас

Спортивное оборудование: «Шведская стена», диски «Здоровья», батут; спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки, канат, мат и другое)

Вид помещения

Помещение в группе – мини центр «Физкультура»

Функциональное использование

Расширение индивидуального

двигательного опыта в самостоятельной деятельности

Оборудование

Мячи, кегли, скакалки

Атрибуты к подвижным и спортивным играм.

Нетрадиционное физкультурное оборудование.

Мячи, кегли, скакалки

3.2. Обеспечение методическим материалом и средствами обучения и

воспитания

Методические пособия:

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.

2. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

3. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

4. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

5. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

Годовой отчёт кружка «ЗДОРОВЯЧОК» МБДОУ № 10 «Сказка»

С. Н. Дубовой за 2015 -2016 учебный год

Цель работы кружка : повышение физической подготовленности детей.

Задачи:

    сохранение и укрепление здоровья детей;

    формирование привычки к здоровому образу жизни;

    формирование двигательных навыков и умений;

    развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);

    развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

    профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

    формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

    развитие внимания, сосредоточенности, организованности,

    воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Работа с детьми ведется согласно перспективному планированию кружка «Здоровячок».

Занятия проходят 1 раз в неделю (четверг) во вторую половину дня.

Время проведения занятий – 30ми

В сентябре 2015 года проведено обследование детей с целью выявления их уровня физической подготовленности. Для этой цели использовались диагностические тесты на определение у дошкольников высоких, средних и низких показателей:

    скоростных качеств;

    скоростно-силовых;

    ловкости и координационных способностей

    силы и силовой выносливости.

    гибкости

Соответственно:

    бег на 30м. с высокого старта;

    прыжок в длину с места;

    бросок набивного мяча весом 1кг.(из-за головы двумя руками стоя)

    челночный бег (3 раза по 10 метров);

    гибкость;

    подъем в сед из исходного положения – лежа на спине.

    наклон вниз, не сгибая колен, стоя на возвышенности и касаясь пальцами рук отметок на предмете внизу.

Протокол №1 обследования прилагается.

Выявлены проблемы:

    недостаточный уровень развития мышечных групп туловища, рук, ног у детей, имеющих низкие показатели;

    низкий уровень развития ловкости, как телесной, так и ручной в целом у всех детей, посещающих кружок.

Пути решения:

1. Продолжать работу кружка по намеченному перспективному плану работы;

2. Внести корректировку в план работы:

    провести большее количество занятий с целью повышения физического развития детей, а именно, в овладении детьми основных видов движений (метание, ловкость, скорость реакции).

    разнообразить занятия с детьми с помощью введения игр-эстафет, что способствует повышению двигательной активности детей, способствует их эмоциональному подъему.

    совершенствовать закаливание и связочно-суставной аппарат детей с помощью босохождения и использования нестандартного оборудования (ребристых дорожек, сухого бассейна, веревочного каната);

    продолжать развивать и корректировать познавательную и эмоционально-личностную сферу психики ребенка с использованием элементов психогимнастики;

    больше вводить подвижных игр с «проговариванием»;

    продолжить работу с детьми по проведению оздоровительных гимнастики: пальчиковой, дыхательной, точечному массажу, логоритмике, гимнастике для глаз и т. д.

3.Для развития ручной и телесной ловкости шире использовать мелкий спортивный инвентарь, малые мячи, « мячи-ежики», флажки.

Исходя из протокола №2 (прилагается),проведённого в май 2016 года, видно, что значительно улучшились физические показания детей, занимающихся в кружке «Здоровячок».

Отчетный протокол результатов тестирования №1

Навашино МБДОУ № 10 «Сказка» Кружок «Здоровячок» Сентябрь

Бег на 30 м/сек..

Челночный бег 3х10 м/сек.

Прыжок в длину с места (см.)

Гибкость (см)

ИТОГО: В

ВСЕГО:В-33%; С-46%; Н-21%

Отчетный протокол результатов тестирования №2

Навашино МБДОУ № 10 «Сказка» Кружок «Здоровячок» Май

Город___________ Учреждение______________________Группа______________________Дата___________2015 г.

Бег на 30 м/сек..

Челночный бег 3х10 м/сек.

Подъем туловища в сед (кол -во раз за 30 сек.)

Прыжок в длину с места (см.)

Гибкость (см)

Дальность броска набивного мяча весом 1 кг.(см)

ИТОГО: В

ВСЕГО:В-33%; С-46%; Н-21%

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КЕЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕСИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

План

физкультурно-оздоровительного кружка

«ЗДОРОВЯЧОК»

Минакова Наталья Александровна

инструктор по физической культуре

МКДОУ Тесинский детский сад

с. Тесь 2017-2018

Актуальность

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здо­ровье - естественное состояние организма, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ре­бенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Кружковая работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие их физических качеств, формирование основ культуры здоровья, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, формирование у ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

Отличительные особенности кружковой работы:

    Рассматривается под оздоровительным аспектом.

    Специальные упражнения: на развитие больших мышечных групп (особенно мышц спины и брюшного пресса); для укрепления мышечного корсета позвоночника, формирующего правильную осанку; для укрепления мышечно-связочного аппарата, формирующего правильный свод стопы.

Все упражнения выполняются в более спокойном темпе.

    Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Цели и задачи кружковой работы:

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.

Задачи:

    сформировать потребность в здоровом образе жизни;

    усовершенствовать развитие двигательных способностей детей и физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости);

    сформировать эмоционально-положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;

    развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами.

    Специальные задачи:

    укреплять мышцы, формирующий свод стопы;

    укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки;

    профилактика простудных заболеваний.

Для выполнения поставленных задач кружковой работы предусмотрены следующие структуры:

    Корригирующая и ритмическая гимнастики

    Динамические и оздоровительные паузы

    Релаксационные упражнения

    Хороводы, различные виды игр

    Занимательные разминки

    Различные виды массажа

    Дыхательная гимнастика

Для успешной реализации задач используются занятия по содержанию:

    Традиционные

    Круговые тренировки

  • Занятия – путешествия

    Обучающие

    Познавательные

Принципы построения кружковой работы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков - один из самых важ­нейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особеннос­ти ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствова­ния умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные послед­ствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обуче­ния с использованием активных форм и методов обучения, спо­собствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, инди­видуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей по­требность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственнос­ ти при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения воз­можности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в шко­ле.

Принцип результативности предполагает получение положи­тельного результата оздоровительной работы независимо от воз­раста и уровня физического развития детей.

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю (во второй половине дня), 36 занятий в год. Продолжительность занятия 6 летнего возраста – 30 мин.

Результативность кружковой работы:

1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.

2. Снижение количества дней, пропущенных по болезни.

3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

4. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

5. Положительный результат темпов прироста физических качеств.

6. Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Основные виды деятельности

Количество часов

1.

Формирующие виды двигательной деятельности

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, укрепление «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки.

3

2.

Общая физическая подготовка

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса.

4

3.

Развитие двигательных качеств

Все виды игр и эстафет, специальные упражнения на развитие двигательных качеств: сила, гибкость, ловкость и т.д.

8

4.

Гимнастика на фитболах

Упражнения на больших упругих мячах в различных исходных положениях: сидя на мяче, лёжа (на спине и животе), лёжа на коврике.

4

5.

Тренажёры

Упражнения на тренажёрах

4

6.

Подвижные игры:

Общего характера;

Специального характера;

Игры с фитболом.

10

7.

Самомассаж

Упражнения самомассажа

1

8.

Релаксация

Упражнения на произвольное расслабление мышц

1

Итого: 36 часов

Перспективный план работы

СЕНТЯБРЬ

№1 «Что такое правильная осанка»

    Дать представление о правильной осанке.

    ОРУ с гимнастической палкой

    П/и «Ловишка»

№2 «Мотыльки»

    Разминка «Весёлые шаги»

    ОРУ с гимнастической палкой

    Дыхательное упражнение «Расти травушка»

    Игра «Делим тортик»

    Упражнение на формирование осанки «Мотыльки»

№3 «Береги своё здоровье»

    Упражнения в ходьбе и беге

    Комплекс гимнастики «Утята»

    Упражнение «Собери пальчиками платочек»

    П/и «Шалтай - Болтай»

    Релаксация «Покачаемся на волнах»

№4 «Гномы в лесу»

    Разминка «Весёлые шаги»

    ОРУ с мячом

    Дыхательное упражнение «Листья шелестят»

    Упражнения на формирование осанки «Весёлый тренинг"

    П/И «Плетень»

    Релаксация «Шум листвы»

ОКТЯБРЬ

№1 «Почему мы двигаемся?»

    ОРУ с мячом

    Упражнение для ног «Нарисуй солнышко»

    Самомассаж «Лепим голову, лицо, уши»

    П/и «На поляну мы пришли»

    Релаксация «Ветер»

№2 «Весёлые матрёшки»

    Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп

    Комплекс «Матрёшки»

    Упражнение «Подтяни живот»

    П/и «Поймай мяч ногой»

№3 «Смешарики»

    Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки

    ОРУ с гантелями

    Дыхательное упражнение «Пловец»

    Упражнение «Колобок» - перекаты на спине

    П/и «Третий лишний»

    Игра м/п «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»

№4 «Ловкие зверята»

    Разминка «Ловкие зверята»

    Упражнения для ног «Дорожка здоровья»

    Самомассаж «массаж ушных раковин»

    П/и «Обезьянки»

    Релаксация «Дождь»

НОЯБРЬ

№1 «Путешествие в страну Здоровья»

    Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста»

    Упражнение «Качалочка»

    П/и «Мы на карусели сели»

    Игра м/п «Улитка»

№2 «Вот так ножки»

    Разминка «Весёлые ножки»

    ОРУ с колечком

    Дыхательное упражнение «Лыжник»

    Упражнение «Собери пуговки»

    П/и «Мы на карусели сели»

    Релаксация «Пожалеем»

№3 «Буратино в сказочной стране»

    Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки

    Ритмический танец «Зарядка для хвоста»

    Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики

    П/и «Удочка»

№4«Пойдём в поход»

    Упражнение «Встань правильно»

    ОРУ с флажками

    Дыхательное упражнение «Рубка дров»

    Игровое упражнение «Найди правильный след»

    П/и «Удочка»

    Релаксация «Слушаем пение птиц»

ДЕКАБРЬ

№1 «Незнайка в гостях у зимы»

    Разминка в ходьбе

    Упражнение «Бег по кругу»

    Ритмический танец «Зимушка-зима»

    Дыхательное упражнение «Гармошка»

    Упражнение для ног «Собери снежинки»

    П/и «Быстро возьми»

№2 «Снежинки»

    Разминка «Летят снежинки»

    Комплекс корригирующих упражнений

    П/и «Быстро возьми»

    Игра м/п «Карусель»

    Релаксация «Летят снежинки»

№3 «Ловкие ножки»

    П/и «Найди себе место»

    Упражнение «Бег по кругу»

    ОРУ с гимнастической палкой

    П/и «Плетень»

№4 «Поможем Лунтику»

    Упражнение встань правильно

    Комплекс упражнений на дыхание

    ОРУ с гимнастической палкой

    Упражнение для ног «Разорви бумажный лист»

    Упражнение «Лодочка»

    П/и «Быстро возьми»

ЯНВАРЬ

№1 «Мальвина и Буратино»

    Ритмический танец «Кукла»

    Комплекс корригирующей гимнастики

    Упражнения для мышц ног

    Упражнение «Буратино»

№2 «В гости к лесным зверям»»

    Разновидности ходьбы и бега

    Упражнение «Ровная спина»

    ОРУ с малым мячом

    Упражнение «Нарисуй солнышко»

    П/и «Ловишка»

    Релаксация «Солнышко»

№3 «Ровные спинки»

    Упражнение «Бег по кругу»

    ОРУ (и.п. лёжа, сидя, стоя) у гимнастической стенки

    Упражнение в висе

    Игра «Ходим в шляпах»

ФЕВРАЛЬ

№1 «У Лесовичка»

    Разновидности ходьбы и бега

    ОРУ со скакалкой

    Дыхательное упражнение «Вьюга»

    Упражнение «Собери шишки»

    Игра «Баба Яга костяная нога»

    Релаксация «Ветерок»

№2 «Мы танцоры»

    Ритмический танец «Аэробика»

    Упражнения из низких и. п.

    Упражнение «Делим тортик»

    П/и «Попляши и покружись – самым ловким окажись»

№3 «Путешествие в страну Смешариков»

    Упражнение «Надуем шары»

    Самомассаж стоп

    П/и «Ловишка с мячом», «Успей занять место»

    Релаксация «Ветерок»

№4 «Вини Пух в гостях у кролика»

    П/и «Найди себе место»

    Ритмический танец «Аэробика»

    Комплекс упражнений на фитбол-мячах

    П/и «Бездомный заяц»

    Пальчиковая гимнастика «Зайчишка»

МАРТ

№1 «У царя обезьян»

    Ходьба с различным выполнением заданий

    ОРУ с мячами

    Упражнение «Пройди через болото»

    Самомассаж стоп

    Упражнение в висе.

    П/и «Быстро возьми»

    Релаксация «Устали»

№2 «Отгадай загадки»

    Комплекс упражнений «Загадки»

    Упражнения на фитбол – мячах

    Самомассаж головы

    П/И «Ловишка, бери ленту!»

    Игра м/п «Качели»

№3 «В цветочном городе»

    Комплекс упражнений «Веселая маршировка»

    ОРУ с кубиками

    Упражнение «Собери небоскреб» (кубики стопами)

    П/И «Медведь и пчёлы»

    Игра м/п «Найди и промолчи»

№4 «Будь здоров»

    Ходьба и бег с различным выполнением заданий

    ОРУ с гантелями

    Дыхательное упражнение «Насос»

    Упражнение «Рисуем дом»

    П/и «Не останься на полу»

    Релаксация «Солнышко»

№5 “ Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка”

    Упражнение «Прыгалка»

    Комплекс пластической гимнастики

    Упражнения на самовытяжение

    П/И «Не урони»

АПРЕЛЬ

№1 «Медвежата»

    «Дорожка здоровья»

    ОРУ с гантелями

    Дыхательное упражнение «Поднимаем груз»

    Массаж лица «Ёжик»

    Упражнения на тренажёрах

    П/и «У медведя во бору»

№2 «Веселый колобок»

    Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений

    Упражнения на тренажёрах

    Упражнение «Катаем мяч»

    П/И «Ловишка с мячом»»

№3 «Цирк зажигает огни»

    Ходьба с выполнением упражнений для стоп

    ОРУ с обручем

    Упражнения на тренажёрах

    П/И «Третий лишний»

    Упражнения на дыхание и расслабление

№4 «Кузя в гостях у ребят»

    Упражнение «Бег по кругу»

    Упражнения на тренажёрах

    Упражнение «Ровная спина»

    П\И «Пятнашки»

№1 «В гостях у морского царя Нептуна»

    Упражнение «Море»

    Игра «Отлив-прилив»

    Упражнение «Собери камушки»

    Игра «Спрыгни в море»

    Игра «Море волнуется»

№2 «Цветочная страна»

    Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей»

    Гимнастика на фитбол –мячах

    Упражнение «Колючая трава»

    П/И «Мы весёлые ребята»

№3 «В лесу»

    Ходьба и бег с различным выполнением заданий.

    ОРУ с гантелями

    Самомассаж массажными мячами

    П/И «Кто быстрее»

    Упражнение «Колючая трава»

№4 «Весёлая тренировка»

    Ходьба и бег с различным выполнением заданий.

    ОРУ с гантелями

    П/и «Самый ловкий»

    Игра м/п «Кто позвал?»

Методическое обеспечение:

Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трех частей.

В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений. В основную часть входят специальные упражнения из положения, лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Для профилактики плоскостопия используют упражнения с мелкими предметами (карандашами, игрушками от киндер-сюрприза, детали мелкого конструктора и др.), предлагают детям захватывать предметы пальцами ног; рисовать, зажав карандаш пальцами ног. Дозировка упражнений зависит от возраста детей, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Во время физической нагрузки важно научить ребенка правильно дышать через нос, совершенно свободно, без малейшего напряжения. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

Дозировка упражнений для детей 6 лет каждое упражнение повторяется 8-10 раз. Упражнения чередуются с более длительными и разнообразными паузами отдыха.

Моторная плотность занятий может быть невысокой – это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.

С детьми 6 лет с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, применяем словесные наглядные пособия (фотография, рисунки).

Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяются:

· ритмическое музыкальное сопровождение;

· четкие команды;

· звуковой сигнал.

Для детей 6 лет комплексы упражнений усложняются, используются задания по карточкам-схемам, наглядные пособия, загадки, соответствующие сюжету комплекса.

Во время выполнения упражнений следует следить за дыханием ребенка.

На занятиях у детей применяется не только корригирующая гимнастика, но и фитбол-гимнастика, занятия в «сухом бассейне», с нестандартным оборудованием и на тренажерах: «Твистер», «Бегущая по волнам», «Скамья для пресса», мини батуты.

Когда дети разучат все упражнения на снарядах и тренажерах, занятия проводятся в форме круговой тренировки. Круговая тренировка обеспечивает индивидуально-максимальную нагрузку на каждого ребенка. Он сам задает темп и регулирует нагрузку. Моя задача – создать условия, настроить, проследить, подсказать, направить, скорректировать движение, то есть обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности

На занятиях используем подвижные игры, направленные на формирование навыка правильной осанки и на укрепление мышц туловища и ног.

Проводится самомассаж в игровой форме.