Портретная характеристика татьяны из онегина. Характеристика татьяны лариной

Меню статьи:

Образ Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является одним из тех, которые вызывают чувство восхищения и жалости одновременно. Ее жизненный путь еще раз заставляет задуматься о том, что счастье человека зависит не только от добропорядочности его поступков и искренности намерений, но и от поступков других людей.

Семья Лариных

Татьяна Ларина является аристократкой по происхождению. Ее семье проживает в сельской глубинке редко покидая ее пределы, поэтому все общение девушки основано на общении с ближайшими родственниками, няней, которая фактически приравнена к членам семьи и соседями.

На момент повествования семья Татьяны неполная – ее отец умер, и его обязанности по вопросам ведения поместья переняла мать.

Но в былые времена все было иначе – семья Лариных состояла из Дмитрия Ларина, бригадира по своей должности, его жены Полины (Прасковьи) и двух детей – девочек, старшей Татьяны и младшей Ольги.

Полина, в замужестве Ларина (ее девичья фамилия Пушкиным не упоминается), была насильно выдана замуж за Дмитрия Ларина. Долгое время из отношения тяготили молодую девушку, но, благодаря спокойному нраву мужа и хорошему отношению к своей персоне, Полина смогла разглядеть в совеем муже хорошего и порядочного человека, привязаться к нему и даже, в последствии, влюбиться. Пушкин не вдается в подробности описания их семейной жизни, но вполне вероятно, что нежное отношение друг к другу у супругов продолжалось до старости. Будучи уже в солидном возрасте (точную дату автор не называет) Дмитрий Ларин умирает, и функции главы семейства перебирает на себя Полина Ларина – его жена.

Внешность Татьяны Лариной

О детских годах и внешности Татьяны в то время ничего не известно. Перед читателем в романе предстает уже взрослая девушка на выданье. Татьяна Ларина не отличалась традиционной красотой – она мало чем походила на девушек, пленяющих сердца молодых аристократов на званых обедах или балах: у Татьяны темные волосы и бледная кожа, лицо ее лишено румянца, оно кажется каким-то абсолютно бесцветным. Фигура ее также не отличается изощренностью форм – она слишком худа. Мрачный облик дополняет полный грусти и тоски взгляд. На фоне своей белокурой и румяной сестры Татьяна выглядит крайне непривлекательно, но все же ее нельзя назвать некрасивой. У нее особая красота, отличная от общепринятых канонов.

Любимые занятия Татьяны

На необычной внешности необычность Татьяны Лариной не заканчивается. У Лариной были также нестандартные способы для проведения досуга. В то время как основная масса девушек на досуге предавалась рукоделию, Татьяна же, наоборот, старалась избежать рукоделия и всего, что было с ним связанно – ей не нравилось вышивать, за работой девушка скучала. Татьяна любила проводить свободное время в компании книг или же в компании своей няни – Филипьевны, что по своему содержанию было практически равносильными действиями. Ее няня, несмотря на то, что по происхождению была крестьянкой, считалась членом семьи и жила вмести с Лариными и уже после того, как девочки выросли и ее услуги в качестве няни уже были не востребованы. Женщина знала много разных мистических историй и с удовольствием пересказывала их любопытной Татьяне.

Кроме того, Ларина часто любила проводить время за книгами – в основном это произведения таких авторов как Ричардсона, Руссо, Софи Мари Коттен, Юлии Крюденер, мадам де Сталь и Гете. В большинстве случаев, девушка отдавала предпочтение книгам романтического содержания, а не философским работам, хотя они и содержалась в литературном наследии автора, как, например, в случае с Руссо или Гете. Татьяне нравилось фантазировать – в своих мечтах она переносилась на страницы прочитанного романа и действовала в своих грезах в облике одной из героинь (как правило, главной). Однако ни один из любовных романов не был любимой книгой Татьяны.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с который написал Александр Сергеевич Пушкин.

Девушка была готова просыпаться и засыпать только с сонником Мартына Задеки. Ларина была очень суеверной девушкой, она интересовалась всем необычным и мистическим, придавала важное значение снам и считала, что сны не снятся просто так, а содержат в себе некоторый посыл, значение которого ей помогал расшифровать сонник.

Кроме того, девушка могла проводить часами, глядя в окно. Сложно сказать в этот момент она наблюдала за происходящим за окном или предавалась грезам.

Татьяна и Ольга

Сестры Ларины значительно отличались друг от друга, и это касалось не только внешнего. Как мы узнаем из романа, Ольга была легкомысленной девушкой, ей нравилось быть в центре внимания, она с удовольствием кокетничает с молодыми людьми, хотя у нее есть уже жених. Ольга – веселая хохотушка, обладающая классической красотой, по канонам высшего общества. Несмотря на такую значительную разницу, между девушками не происходит вражды или зависти. Между сестрами прочно воцарилась привязанность и дружба. Девушки с удовольствиям проводят время вместе, на Святки гадают. Татьяна не осуждает поведение младшей сестры, но и не поощряет его. Вполне вероятно, что она действует по принципу: я действую так, как считаю нужным, а моя сестра так, как хочется ей. Это не значит, что кто-то из нас прав, а кто-то ошибается – мы с ней разные и по-разному поступаем – ничего страшного в этом нет.

Характеристика личности

На первый взгляд кажется, что Татьяна Ларина – это Чайльд Гарольд в женском облике, она так же уныла и грустна, но на самом деле между ней и героем поэмы Байрона есть существенная разница – Чайльд Гарольд неудовлетворен обустройством мира и общества, он испытывает скуку потому, что не может найти себе занятие, которое бы его заинтересовало. Татьяна же скучает, потому, что ее реальность отличается от действительности ее любимых романов. Ей хочется пережить что-то такое, что пережили литературные герои, но повода для таких событий не предвидеться.

В обществе Татьяна в основном была молчалива и уныла. Она не была похожа на большинство молодых людей, которые с удовольствием общались друг с другом, кокетничали.

Татьяна – мечтательная натура, она готова часами проводить время в мире грез и мечтаний.

Татьяна Ларина начиталась женских романов и их них взяла себе на вооружение основные черты характера и элементы поведения главных героинь, поэтому она полна романных «совершенств».

Девушка обладает спокойным нравом, она пытается сдержать свои истинные чувства и эмоции, заменив их равнодушным приличием, со временем Татьяна научилась это делать мастерски.


Девушка редко предается самообразованию – свое свободное время она проводит в развлечениях или же просто коротает часы, бесцельно проводя время. Девушка, подобно всем аристократам того времени хорошо знает иностранные языки и сосем не знает русского языка. Такое положение вещей ее не тяготит, ведь в кругах аристократии это было обычным делом.

Татьяна долгое время жила уединенно, ее круг общения был ограничен родными и соседями, поэтому она слишком наивна и излишне открыта девушка, ей кажется, что весь мир должен быть таким, поэтому столкнувшись с Онегиным, она понимает, как глубоко заблуждалась.

Татьяна и Онегин

В скором времени у Татьяны появляется возможность осуществить свою мечту – перенести один из своих женских романов из плоскости мира грез в реальность – у них появляется новый сосед – Евгений Онегин. Не удивительно, что Онегин, обладающий естественным шармом и обаянием, не мог не привлечь внимание Татьяны. Вскоре Ларина влюбляется в молодого соседа. Ее переполняют неведомые дотоле чувства любви, отличной от той, которую она чувствовала по отношению к своим родным и близким. Под давлением эмоций, молодая девушка решается на не мыслимый поступок – признаться Онегину в своих чувствах. В этом эпизоде кажется, что любовь девушки придуманная и вызванная уединенным образом жизни и влиянием любовных романов. Онегин был настолько не похож на всех людей, окружающих Татьяну, что, кажется, неудивительным, то, что он стал героем ее романа. Татьяна обращается за помощью к своих книгам – она не может доверить тайну о ее влюбленности кому-либо и решается решить возникшую ситуацию самостоятельно. Влияние любовных романов на развитие их отношений ярко заметно в письме, об этом говорит и сам тот факт, что Татьяна решилась на написание этого письма в целом.

На тот момент такое поведение со стороны девушки было неприличным и при обнародовании ее поступка, могло бы стать губительным для ее дальнейшей жизни. Чего не скажешь про представительниц прекрасного пола в это же время проживающих в Европе – для них это было обыденным явлением и не подразумевало под собой что-то постыдное. Так как романы, читаемые обычно Татьяной принадлежали перу европейских мастеров слова, то мысль о возможности написать письмо первой была допустимой и только усилилась под равнодушием Онегина и сильных переживаний.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристика которых кратко изложена в таблице.

В своем письме Татьяна определяет только два пути развития их отношений с Онегиным. Оба пути по своей сути являются кардинальными и ярко противопоставляются друг другу, ведь они содержат только полюсные проявления, избегая промежуточных. В ее видении Онегин должен был либо обеспечить ей семейную идиллию, либо выступить в роли искусителя.


Других вариантов для Татьяны не существует. Однако же прагматичный и, к тому же, не влюбленный в Татьяну Онегин опускает девушку с небес на землю. В жизни Татьяны это стало первым серьезным уроком, повлиявшим на ее дальнейшее формирование личности и характера.

Евгений не рассказывает о письме Татьяны, он понимает всю его губительную силу и не намерен привносить еще большее горе в жизнь девушки. На тот момент Татьяна не руководствовалась здравым смыслом – ее накрыло волной эмоций, с которыми девушка не смогла, по своей неопытности и наивности, справиться. Несмотря на разочарование и неприглядную действительность, которую ей открыл Онегин, чувства Татьяны не иссякли.

Святочный сон и его символичность

Зима у Татьяны была любимым временем года. Возможно потому, что как раз в это время припадала Святочная неделя, в которую девушки гадали. Естественно, что суеверная любящая мистику Татьяна не упускает возможности узнать свое будущее. Одним из важных элементом в жизни девушки становится Святочный сон, который по преданию был вещим.

Во сне Татьяна видит то, что больше всего ее волнует – Онегина. Однако сон не сулит ей счастья. Вначале сон не предвещает ничего плохого – Татьяна идет по заснеженной поляне. На ее пути встречается ручей, который девушке необходимо преодолеть.

Неожиданный помощник – медведь – помогает ей справиться в этим препятствием, однако девушка не испытывает ни радости, ни благодарности – ее переполняет страх, который усиливается, так как зверь продолжает следовать за девушкой. Попытка сбежать тоже ни к чему не приводит – Татьяна падает в снег, и медведь настигает ее. Несмотря на предчувствие Татьяны, ничего страшного не происходит – медведь берет ее на руки и несет дальше. Вскоре они оказываются перед шалашом – здесь страшный зверь покидает Татьяну, говоря ей, что здесь девушка может согреться – в этот шалаше живет его родственник. Ларина входит в сени, но зайти в комнаты не спешит – за дверью слышен шум веселья и застолья.

Любопытная девушка старается подсмотреть – хозяином шалаша оказывается Онегин. Пораженная девушка застывает, а Евгений замечает ее – он открывает дверь и все гости видят ее.

Стоит отметить, что гости его пиршества не похожи на обычных людей – это какие-то уродцы и чудовища. Однако не это больше всего пугает девушку – смех, по отношению к своей персоне ее беспокоит больше. Однако Онегин пресекает его и усаживает девушку за стол, прогнав всех гостей. Спустя некоторое время в шалаше появляются Ленский с Ольгой, чем вызывают недовольство у Онегина. Евгений убивает Ленского. На этом сон Татьяны обрывается.

Сон Татьяны по своей сути является аллюзией на несколько произведений. В первую очередь на сказку самого А.С. Пушкина «Жених», которая является развернутым «сном Татьяны». Также сон Татьяны – это отсылка к произведению Жуковского «Светлана». Татьяна Пушкина и Светлана Жуковского содержат в себе родственные черты, однако их сны существенно отличаются. В случае Жуковского – это всего лишь иллюзия, в случае Пушкина – предсказание будущего. Сон Татьяны действительно оказывается вещим, в скором времени она действительно оказывается на шатком мостике и ей помогает его преодолеть некий человек, по своему виду похожий на медведя, к тому же родственник Онегина. И ее возлюбленный оказывается не тем идеальным человеком, которого изобразила в своих мечтах Татьяна, а сущим демоном. Он же в реальности становиться убийцей Ленского, застрелив его на дуэли.

Жизнь после отъезда Онегина

Дуэль Онегина и Ленского по своей сути произошла из-за самых что ни на есть ничтожных вещей – на праздновании Дня рождения Татьяны Онегин слишком любезничал с Ольгой, чем вызвал приступ ревности у Ленского, причиной чего стала дуэль, которая не завершилась благополучно – Ленский погиб на месте. Это событие наложило печальный отпечаток на жизнь всех персонажей романа – Ольга лишилась жениха (их свадьба должна была состояться за две недели после именин Татьяны), правда, девушка не слишком переживала из-за смерти Ленского и вскоре вышла замуж за другого человека. Хандра и депрессия Онегина значительно усилилась, он осознавал всю тяжесть и последствия своего поступка, пребывание в своем поместье для него уже было невыносимым и поэтому он отправляется в путешествие. Однако наибольшее влияние смерть Ленского произвела на Татьяну. Несмотря на то, что с Ленским ее не связывало ничего, кроме товарищеских отношений, а ее позиция и взгляды были лишь частично схожи, Татьяна тяжело пережила смерть Владимира, которая по своей сути стала вторым значимым уроком в ее жизни.

Обнаруживается еще одна непривлекательная сторона личности Онегина, но разочарования не происходит, чувства Лариной по отношению к Онегину все еще сильны.

После отъезда Евгения грусть девушки значительно усиливается, она больше обычного ищет уединения. Время от времени Татьяна приходит в пустой дом Онегина и с разрешения слуг читает в библиотеке книги. Книги Онегина не похожи на ее любимые – основу библиотеки Онегина составляет Байрон. Прочитав эти книги, девушка начинает лучше понимать особенности характера Евгения, ведь он по своей сути схож с главными героями Байрона.

Замужество Татьяны

Жизнь Татьяны не могла дальше протекать все в том же русле. Перемены в ее жизни были предсказуемы – она была взрослой, и ее необходимо было уже выдавать замуж, ибо в противном случае у Татьяны были все шансы остаться в старых девах.

Так как в окрестностях подходящих кандидатов не предвидится, то у Татьяны остается только один шанс – отправиться в Москву на ярмарку невест. Вместе со своей матерью Татьяна приезжает в город.

Останавливаются они у тетки Алины. Родственница уже четвертый год болеет чахоткой, но болезнь не помешала ей радушно встретить приезжих родственников. Сама же Татьяна вряд ли воспринимает с радостью такое событие в ее жизни, но, взирая на необходимость брака, мирится со своей судьбой. Мать ее не видит ничего плохого в том, что ее дочь не будет выдана замуж по любви, ведь в свое время ее с ней поступили также, и это не стало трагедией в ее жизни, а спустя некоторое время даже позволило ей стать счастливой матерью и женой.

Поездка для Татьяны не оказывалась бесполезной: она понравилась некому генералу (его имя в тексте не упоминается). Вскоре состоялась и свадьба. О личности мужа Татьяны мало что известно: он принимал участие в военных событиях и по своей сути является военным генералом. Такое положение вещей внесло свою лепту в вопрос о его возрасте – с одной стороны получение такого звания потребовало значительного времени, поэтому генерал уже мог быть в приличном возрасте. С другой стороны, личное участие в военных действиях давало возможность ему продвинуться по карьерной лестнице гораздо быстрее.

Татьяна не любит своего мужа, однако не протестует против брака. О ее семейной жизни ничего неизвестно, к тому же это положение усугубляется сдержанностью Татьяны – девушка научилась сдерживать свои эмоции и чувства, она не стала жеманной аристократкой, но и с уверенностью отошла от образа наивной деревенской девушки.

Встреча с Евгением Онегиным

В конце концов, судьба сыграла с девушкой злую шутку – она опять встречается со своей первой любовью – Евгением Онегиным. Молодой человек вернулся из путешествия и решил нанести визит своему родственнику, некому генералу N. У него в доме он и встречает Ларину, она оказывается женой генерала.

Онегин был поражен встречей с Татьяной и ее переменами – она уже не была похожа на ту девушку, переполненную юношеским максимализмом. Татьяна стала мудрой и уравновешенной. Онегин осознает, что все это время он любил Ларину. На этот раз он поменялся с Татьяной ролью, но теперь ситуация усложняется замужеством девушки. Онегин оказывается перед выбором: подавить свои чувства или обнародовать их. Вскоре молодой человек решается объясниться с девушкой в надежде, что она еще не утратила к нему чувства. Он пишет Татьяне письмо, но, несмотря на все ожидания Онегина, ответа нет. Евгением овладело еще большее волнение – неизвестность и равнодушие только сильнее раззадоривали его и разволновали. В конце концов, Евгений решается приехать к женщине и объясниться. Он застает Татьяну одну – она была так похожа на ту девушку, с которой он познакомился два года назад в деревне. Растроганная Татьяна признается, что все еще любит Евгения, но быть вместе с ним она теперь не может – она связана узами брака, а быть бесчестной женой против ее принципов.

Таким образом, Татьяна Ларина обладает самыми привлекательными чертами характерами. В ней воплотились лучшие черты. Во времена юности Татьяна, как и все молодые люди не наделена мудростью и сдержанностью. В виду своей неопытности она совершает некоторые промахи в поведении, но делает это не потому, что плохо воспитана или развратна, а потому, что еще не научилась руководствоваться умом и эмоциями. Она слишком импульсивна, хотя в целом благочестивая и благородная девушка.

Какой она была, Татьяна, русская душою? Какой мы ее видим, читая роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»? Все описание ее поступков указывает на меланхоличный темперамент.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

На склонность к меланхолии указывают и следующие эпитеты: грустна, молчалива, в уныние погружена, мечтательница нежная.

Пушкин нигде не упоминает о ее внешности – не говорит ни о цвете глаз, ни о разрезе губ, не рисует портрет. Все описание сводится к внутреннему, духовному миру Татьяны, ее поступков. Единственное, что бросается в глаза – это то, что Татьяна была полной противоположностью своей энергичной и беспечной сестры. И если Ольга была белокурая, и круглолицая барышня, то Татьяна, скорее всего, была шатенкой с тонкими чертами всегда бледного лица и карими глазами.

И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;

Почему именно карие глаза?

И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей
Не подымает:

Вряд ли Пушкин назвал бы темнеющими голубые, или зеленые глаза.

Татьяна жила в мире своих мечтаний, избегала общения с соседями, предпочитая их пустым разговорам и играм с детьми прогулки по лесу или полю.

Дика, печальна, молчалива.
Как лань лесная боязлива.

Как и большинство дворянских детей, она плохо знала русский язык. Ночами зачитывалась французскими романами, и воображала себя героиней прочитанного. Но, несмотря на это, она была русская душою, любила зиму, верила в гадания и приметы.

На момент развития сюжета Татьяне было 13 лет. Об этом дважды упоминается в поэме. Правда, существует мнение литературных критиков о том, что Татьяне было 17 лет. Но оставим эту точку зрения на совести самих критиков, потому что будь Татьяне 17, родственники девушки усердно подыскивали бы ей жениха, а Пушкин вряд ли вспомнил бы о куклах.

С Татьяной Лариной читатель снова встретится спустя несколько лет в Петербурге. Она повзрослела, стала более женственной. В обществе Татьяна держалась с чувством собственного достоинства, и своими манерами, статью, внушала уважение присутствующих к собственной персоне. В ней нет никакого кокетства, вульгарности, дамских ужимок. В заключительной части «Евгения Онегина» мы читаем такое описание Татьяны:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.

Провинциальная девочка довольно быстро усвоила уроки высшего света, в котором оказалась благодаря замужеству. Но такой она стала и благодаря приобретенному горькому опыту. Пребывание ее в усадьбе и чтение его книг позволило лучше узнать этого человека. Она сумела запереть на замок свое сердце, и не показывала людям истинных чувств. Нет, она не кривила душой, этого ей было не нужно. Она просто ни кому не обнажала своей души, своего сердца. А скрывать – это не значит лгать. Даже если она и не испытывала любви и страсти к своему мужу, она уважала его, а он мог гордиться своей женой —

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» давно стал символичным для русской литературы. Именно она, как правило, открывает галерею прекрасных женских характеров, созданных отечественными писателями. По тексту романа видно, что Пушкин создавал этого персонажа очень трепетно и внимательно. Достоевский писал, что в заглавии романа должно стоять имя не , а Татьяны – именно ее знаменитый романист считал главной героиней произведения. Образ Татьяны не просто возникает как застывший во времени и пространстве портрет, она показана в своем развитии, в мельчайших чертах характера и поведения – от романтичной девочки до сильной женщины.

В начале «Евгения Онегина» автор показывает нам юную семнадцатилетнюю девушку (стоит отметить, что возраст Татьяны прямым текстом не указан, однако письмо Пушкина Вяземскому, в котором он пишет о героине своего романа, дает ответ на этот вопрос). В отличие от своей веселой и легкомысленной сестры , Татьяна очень тиха и застенчива. С детства ее не привлекали шумные игры со сверстницами, она предпочитает одиночество – именно поэтому даже с членами семьи она чувствовала себя отстраненной, будто бы чужой.

Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,
А впрочем очень недурной…

Однако эта девушка, такая молчаливая и малопривлекательная, имеет доброе сердце и способность очень тонко чувствовать. Татьяна любит читать французские романы, и переживания главных героев всегда находят отклик в ее душе.

Влюбленность Татьяны раскрывает ее нежную натуру. Знаменитое письмо, которое она пишет Онегину, является свидетельством ее смелости и искренности. Надо сказать, что для девушки того времени признаться в любви, тем более написав первой, практически приравнивалось позору. Но Татьяна не хочет таиться – она чувствует, что должна рассказать о своей любви. К сожалению, Онегин просто не может этого оценить, хотя, надо отдать ему должное, он и сохраняет признание в тайне. Его равнодушие ранит Татьяну, которая с трудом справляется с этим ударом. Столкнувшись с жестокой действительностью, так не похожей на мир любимых французских романов, Татьяна замыкается в себе.

И меркнет милой Тани младость:
Так одевает бури тень
Едва рождающийся день.

Интересным эпизодом в романе является , предрекший гибель от руки Онегина. Чувствительная душа Татьяны, улавливающая любую тревогу, откликается на напряжение в отношениях двух бывших приятелей, и выливается в тревожный, странный кошмар, приснившийся девушке во время святок. Сонники не дают Татьяне разъяснений о жутком сновидении, но героиня боится толковать его буквально. К сожалению, сон сбывается.

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…
И Таня в ужасе проснулась…

Финальная глава «Евгения Онегина» показывает нам совершенно другую Татьяну – повзрослевшую, рассудительную, сильную женщину. Ее романтичность и мечтательность исчезают – несчастная любовь стерла эти черты из ее характера. Поведение Татьяны при встрече с Онегиным вызывает восхищение. При том, что любовь к нему еще не угасла в ее сердце, она остается верной своему мужу и отвергает главного героя:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Так, лучший образ романа, который прекрасно описывает цитата «Татьяны милый идеал», сочетает в себе прекрасные и достойные подражания черты: искренность, женственность, чувствительность, и при этом – удивительную силу воли, честность и порядочность.

Ю. В Лебедев История русской литературы XIX века. Часть 1- М., Просвещение, 2011

Отношения Онегина и Татьяны строятся по принципу антитезы, противостояния. Но в основе этого противостояния заключена потенциальная общность. Как два противоположно заряженных полюса магнита, Онегин и Татьяна тянутся друг к другу. В характере Татьяны заключены положительные жизненные ценности, которые так нужны Онегину и от которых он так далек.

В то же время есть нечто общее между всеми молодыми героями романа. И Онегин, и Ленский, и Татьяна переросли духовно ту среду, которая их окружает. Ведь и Татьяна чувствует себя чужой в своей патриархально-дворянской среде. «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не понимает, / Рассудок мой изнемогает, / И молча гибнуть я должна», – сетует она в любовном письме к Онегину.

Но в отличие от Онегина Татьяна растет в иной обстановке, в других условиях. Главное преимущество ее над «нерусским» Онегиным и «полурусским» Ленским в том, что, по определению Пушкина, Татьяна «русская душою». И автор объясняет, почему она такая. В противоположность Онегину Татьяна выросла в «глуши забытого селенья», в близости с народом, в атмосфере сказок, песен, гаданий, поверий и «преданий простонародной старины». Картины детства, отрочества и юности Татьяны перекликаются с жизнью Онегина по принципу антитезы: они во всем противоположны.

У Евгения – иностранцы-гувернеры, у Татьяны – добрая няня, простая русская крестьянка, за которой легко угадать няню самого Пушкина – Арину Родионовну. У Онегина – «наука страсти нежной», у Татьяны – нищелюбие, помощь бедным и смиренная молитва, которая «услаждает тоску волнуемой души». У Онегина – суетная юность, напоминающая изо дня в день повторяющийся обряд – «одних обедов длинный ряд». У Татьяны – уединение, сосредоточенность молчаливо зреющей души.

Рассказывая о детстве Татьяны, Пушкин неспроста вводит в роман мотивы житийной литературы. Детство всех православных праведниц сопровождалось отчуждением от забав, от детских игр и шалостей. Татьяна «в горелки не играла», «ей скучен был и звонкий смех, и шум их ветреных утех»:

Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей.

Избегая детских проказ, она любила долгими зимними вечерами слушать рассказы няни, в которых оживали преданья старины глубокой. Если Онегин вел в юности противоестественный образ жизни, «утро в полночь обратя», то юность Татьяны послушна ритмам природы и согласным с нею ритмам народной жизни:

Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод.

Как Божия птичка, она всегда просыпается на рассвете, как все крестьянские и дворовые девушки, она в утро первого снега «идет зиму встречать, / Морозной пылью подышать / И первым снегом с кровли бани / Умыть лицо, плеча и грудь».

Мир природы в романе неизменно соотносится с образом этой девушки, которой Пушкин, рискуя навлечь недовольство читателей и читательниц, дал такое простонародное имя (в эпоху Пушкина оно звучало вроде Акулины, Матрены или Лукерьи). Само определение русскости Татьяны связано со свойственным ей поэтическим чувством природы:

Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

Природа в романе Пушкина чаще всего и открывается через окно, в которое глядит Татьяна. Можно сказать, что Татьяна у окна – это лейтмотив, повторяющаяся в романе сюжетная ситуация:

…Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор.

«И часто целый день одна / Сидела молча у окна»; «И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна»; «Татьяна пред окном стояла, / На стекла хладные дыша»; «Глядит, уж в комнате светло; / В окне сквозь мерзлое стекло / Зари багряный луч играет»; «Садится Таня у окна, / Редеет сумрак; но она / Своих полей не различает»;

Одна, печальна под окном Озарена лучом Дианы, Татьяна бедная не спит И в поле темное глядит.

По мере чтения романа русская природа с ее чередой времен суток и времен года настолько срастается с образом любимой Пушкиным героини, что порой ловишь себя на мысли: любой пейзаж в романе – «окно» в мир ее поэтической души.

Существенно отличается от Онегина и тот круг чтения, та европейская культурная традиция, которая оказала заметное влияние на формирование характера Татьяны. Онегин, даже разочаровавшись в жизни и людях, захватил с собой в деревню ряд книг, сохраняющих для него безусловный интерес и авторитет. Среди них первое место занимает Байрон, да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.

Татьяна – «уездная барышня», она зачитывается старомодной литературой западноевропейских сентименталистов, представленных именами Ричардсона и Руссо. Произведения их сохраняют веру в человека, а высокие христианские идеалы в них связываются с глубокими потребностями человеческого сердца. Такая литература не противоречит народным взглядам на истинные и мнимые ценности жизни. Сентиментализм органически входит в состав «русской души» Татьяны. И хотя навеянный сентиментальными романами строй мыслей и чувств героини наивен, вместе с тем, как заметила Е. Н. Купреянова, он «высоко одухотворен и нравственно активен». В романах сентименталистов культивировалась сердечность и поднимался на высокий пьедестал не эгоист и скептик, как у Байрона, а благородный и чувствительный герой, способный на подвиг самопожертвования. Писатель-сентименталист «являл нам своего героя как совершенства образец»:

Он одарял предмет любимый, Всегда неправедно гонимый, Душой чувствительной, умом И привлекательным лицом. Питая жар чистейшей страсти, Всегда восторженный герой Готов был жертвовать собой…

О таком избраннике сердца и мечтает поэтическая Татьяна, когда она встречает в деревенской глуши ни на кого не похожего, всеми соседями презираемого и гонимого Онегина. И она приняла его за свой идеал, который она так долго вынашивала в своем воображении, о котором лила слезы в «тишине лесов»:

Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался.

В письме к Онегину проступают драгоценные особенности характера Татьяны – ее искренность и доверчивость, а также простодушная вера избранной мечте. Татьяна дорога Пушкину тем, что она

…любит без искусства, Послушная веленью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным.

В отличие от «науки страсти нежной», от любви светских «красавиц записных» чувство Татьяны к Онегину возвышенно и одухотворенно. В нем нет ни грани той любовной игры, которой отдал дань Онегин и которая до времени отравила и иссушила его сердце. В глазах Татьяны любовь – святыня, Божий дар, с которым нужно обращаться бережно и нежно. В письме к Онегину она говорит:

Не правда ль? я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души?

В любви для нее главное не чувственная страсть, а глубокая духовная связь с любимым человеком. Любовь – это выход из одиночества, из низких меркантильных желаний и интересов, в которых погрязли люди, окружающие Татьяну. В союзе с Онегиным для нее открываются заманчивые перспективы духовного роста, нравственного самоусовершенствования:

Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой.

Такой взгляд на любовь утверждается православной церковью в «последовании обручения», где Сам Бог соединяет жениха и невесту в нерушимый союз и наставляет их на всякое доброе дело в мире, единомыслии, истине и любви.

В трепетные минуты, когда Татьяна ожидает Онегина, Пушкин сопровождает ее переживания хороводной песней девушек, собирающих ягоды в господском саду:

Девицы, красавицы, Душеньки, подруженьки…

Так поэт еще раз подчеркивает глубокую укорененность сердечных чувств Татьяны в русской национальной жизни и культуре, неподдельную народность ее души.

Пресыщенный поверхностными любовными утехами, Онегин все-таки почувствовал в письме Татьяны что-то глубокое и серьезное. «Доверчивость души невинной» тронула его и привела в волненье «давно умолкнувшие чувства». По-человечески оценив сердечный порыв Татьяны, Онегин искренне признался ей, что не может ответить таким же чувством на ее любовь:

Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства; Их вовсе не достоин я…

Но ведь отказаться принять «совершенство» – это значит не только проявить великодушие, но и оскорбить «совершенство» высокомерным его отторжением. «А счастье было так возможно, так близко!» – упрекнет Татьяна Онегина в сцене последнего свидания в финале романа. О чем говорит этот упрек? О том, что Онегин далеко уж не такой полный антипод Татьяны.

Е. Н. Купреянова пишет: «Онегин настолько же превосходит Татьяну своим европеизированным интеллектом, насколько „русская душою“ Татьяна возвышается над Онегиным своим нравственным, общим с народом чувством. И это чувство не угасло в Онегине, а тлеет гдето в глубине его души, испепеленной незаурядным, но охлажденным, озлобленным, европеизированным умом. И беда Онегина в том, что он не сознает в себе этого здорового чувства и становится рабом своего скептического ума».

В деревенской глуши Онегин встречается с Татьяной трижды: при первом появлении у Лариных, в день объяснения с Татьяной по поводу ее письма и примерно через год на ее именинах. И ни одна из этих встреч не оставляет его равнодушным, в чем он, однако, не хочет себе признаться и за что даже сердится на себя и других.

Он сердится на себя за то, что проснувшееся в глубине дремлющего сердца чувство к Татьяне подтачивает его самоуверенный и холодный эгоизм, в плену у которого он оказался. Но одновременно Онегин сердится еще и на других, на Ленского например, который верит «в чистую любовь и мира совершенство». Ведь желание убить в восторженном поэте эту веру искушает Онегина давно: «Он охладительное слово / В устах старался удержать». Долго тлевшее в душе Онегина презрительное раздражение прорывается теперь, когда сам Онегин раздражен неравнодушием своим к Татьяне:

…Но девы томной Заметя трепетный порыв, С досады взоры опустив, Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но проникающая в сердце Онегина симпатия к Татьяне, несовместимая с его «озлобленным умом», является источником раздражения, которое привело к разрыву связей с Ленским, к дуэли с ним и к убийству юного героя.

Сердечная интуиция и тут не подводит Татьяну. Вспомним ее вещий сон, в котором она видит себя невестой Онегина, выступающего в роли искусителя-разбойника, главаря шайки нечистых, бесовских тварей. Завидев Татьяну, эта нечисть хочет овладеть ею как безличным товаром и кричит – «Мое! мое!»:

Мое – сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг…

Мерой народной сказки, вошедшей в плоть и кровь Татьяны, измеряется в этом сне разрушительная (разбойничья) природа онегинского эгоизма. А далее является Ленский как препятствие к осуществлению эгоистических целей Онегина («мое!»), возникает спор:

Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался… хижина шатнулась… И Таня в ужасе проснулась…

Примечательно, что картина свадебного пира в сне Татьяны перекликается с описанием праздника ее именин. Съезжающиеся на бал гости своей карикатурностью напоминают ту нечисть, которая окружала Онегина в сне Татьяны. Причем Пушкин показывает «лай мосек, чмоканье девиц, шум, хохот, давку у порога» (сравните: «копыта, хоботы кривые, хвосты хохлатые, усы») глазами недовольного Онегина, который «стал чертить в душе своей / карикатуры всех гостей».

Смертный холод, угрожающие симптомы которого проникали в душу Онегина уже в первой главе, теперь начинает свою разрушительную работу по отношению к близким герою людям. Ю. М. Лотман в комментарии к «Евгению Онегину» убедительно показал, что кровавый исход дуэли Онегина с Ленским был спровоцирован секундантом Зарецким, который, в нарушение правил дуэльного кодекса, отрезал все пути к примирению: при передаче картеля игнорировал обязанность секунданта склонить противников к примирению; не отменил дуэль, хотя Онегин опоздал почти на два часа; допустил в качестве секунданта Онегина его слугу; не встречался с этим секундантом накануне, чтоб обсудить правила дуэли. Исследователь романа доказал, что Онегин не намеревался убить Ленского, что он оказался убийцей поневоле. Однако заметим, что спровоцировал дуэль все-таки Онегин и что Зарецкий является виновником убийства с молчаливого попустительства того же Онегина, который, испугавшись неблагоприятного для себя общественного мнения, дал волю этому проходимцу.

«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу. «Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест». Сменой внешних впечатлений он хочет заглушить поднимающиеся из глубин его души угрызения совести. Убийство друга нанесло сокрушительный удар по эгоизму Онегина. В свое время Г. А. Гуковский высказал мысль, что в процессе путешествия, а потом под воздействием проснувшейся любви к Татьяне происходит нравственное перерождение героя, что Татьяна этих перемен в Онегине не разгадала и ее отказ – жестокая ошибка героини.

На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Если бы Пушкин хотел показать перерождение Онегина, он бы не исключил главу о его путешествии из текста романа. Начиная с седьмой главы внимание Пушкина от Онегина целиком перешло к Татьяне, так как именно с ней была связана мечта Пушкина об идеале русского человека. Не раз в этой связи Пушкин признавался в любви к Татьяне, а седьмую главу открыл темой весеннего обновления. В этой главе Татьяне суждено выдержать и одолеть тот искус, жертвой которого явился Онегин. Она посещает кабинет скитальца и читает те книги, которые оказали решающее влияние на внутренний мир героя:

Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?… Уж не пародия ли он?

Открывая для себя интеллектуальный мир Онегина, «русская душою» Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума. Легкость, с которой она преодолевает это искушение, свидетельствует о здоровой нравственной основе ее души, о зрелости обретающего силу интеллекта.

Отъезд Татьяны из усадебной глуши в Москву, а потом появление ее в великосветском обществе Петербурга на философском уровне романа сопровождается разрешением того конфликта между «европейским» интеллектом и «русской душой», который так и не удалось преодолеть Онегину. При встрече с Татьяной в Петербурге он никак не может соединить в одном лице простодушную сельскую девочку и «богиню роскошной, царственной Невы». Тайна этого единства так и остается за порогом его сознания.

В комментарии к «Евгению Онегину» Ю. М. Лотман обратил внимание, что в восьмой главе романа значительно усложняется взгляд Пушкина на светское общество. «Образ света получает двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он остается объектом осуждения, с другой – как сфера, в которой развивается русская культура… как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора „Евгения Онегина“, он сохраняет безусловную ценность». В этой связи само понимание народности у Пушкина расширяется, усложняется. «В пятой главе оно захватывает один чуждый „европеизма“ пласт народной культуры. Теперь он мыслится как понятие культурно всеобъемлющее, охватывающее и высшие духовные достижения, в том числе и духовные ценности вершин дворянской культуры. Поэтому Татьяна, сделавшись светской дамой и интеллектуально возвысившись до уровня автора, могла остаться для него народной по типу сознания»:

Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней…

Внезапно вспыхнувшее в Онегине чувство к Татьяне сопровождается недоуменным восклицанием: «Как! из глуши степных селений!…» Это восклицание говорит о том, что чувство Онегина скользит по поверхности души Татьяны и не захватывает ее духовного ядра: «Хоть он глядел нельзя прилежней, / Но и следов Татьяны прежней / Не мог Онегин обрести». И увлечен герой «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой», а «равнодушною княгиней» и «неприступною богиней». Его чувство искренне, но на первом месте в нем лежит по-прежнему не духовная близость, а чувственная страсть:

О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет, Вас непрестанно змий зовет К себе, к таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без того вам рай не рай.

Опустошенный и постаревший душою Онегин играет с огнем, ибо его увлечение Татьяной, напоминающее юношескую влюбленность («в Татьяну как дитя влюблен»), грозит ему полным испепелением:

Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури вешние полям: В дожде страстей они свежеют, И обновляются, и зреют И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод. Но в возраст поздний и бесплодный, На повороте наших лет, Печален страсти мертвой след: Так бури осени холодной В болото обращают луг И обнажают лес вокруг.

Мудрая Татьяна чувствует гибельность для Онегина этой «мертвой страсти» и из любви-сострадания к нему пытается погасить ее: «Она его не замечает, / Как он ни бейся, хоть умри». Татьяне страшно за Онегина, за безумные строки его письма, в котором «все совершенство» любимой он видит в «улыбке уст», «в движенье глаз» и говорит:

Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Татьяне страшно за тот чувственный пожар, который может сжечь Онегина. Потому она и не отвечает на его письма, а при встречах обдает его «крещенским холодом». И все это – из жалости, из сострадания к нему. На этом фоне особенно убийственно полное непонимание Онегиным благородных намерений Татьяны:

Да, может быть, боязни тайной, Чтоб муж иль свет не угадал Проказы, слабости случайной… Всего, что мой Онегин знал…

Так мелко объясняет герой причину неприступности Татьяны. Пытаясь избавиться от страсти, он пробует уйти в беспорядочное чтение книг, набор которых поражает странной пестротой. И тут появляются в дебрях онегинской души какие-то проблески, какие-то искорки возможного его пробуждения:

Он меж печатными строками Читал духовными глазами Другие строки. В них-то он Был совершенно углублен. То были тайные преданья Сердечной, темной старины, Ни с чем не связанные сны, Угрозы, толки, предсказанья, Иль длинной сказки вздор живой, Иль письма девы молодой.

«Духовные глаза» Онегина наконец-то обращаются от внешних впечатлений, от мало помогающих ему книг, в которых запечатлелась далекая от русской почвы чужая мудрость, в глубины собственного сердца. И там, в темных лабиринтах, начинают блуждать спасительные, манящие огни. Просыпается совесть, «змея сердечных угрызений», Онегин видит на талом снегу недвижного юношу – призрак убитого им Ленского; проносится в его сердечном воображении «рой изменниц молодых», и вдруг как удар и упрек – «то сельский дом – и у окна сидит она… и все она!».

Вот эти русские глубины онегинской души, которые он начинает обнаруживать в себе, выводят его вновь к «русской душою» Татьяне, которую он не понял и не оценил тогда и которую тщетно пытается понять сейчас. Но все в этой душе пока еще так призрачно, так туманно и неопределенно, что автор не выдерживает и срывается на грубую шутку:

Он так привык теряться в этом, Что чуть с ума не своротил Или не сделался поэтом. Признаться: то-то б одолжил!

Беда Онегина заключается в том, что его интеллект, его ум не опирается на высокую культуру человеческих чувств. Чувства Онегина, при всей их искренности и силе, остаются темными, поврежденными «наукой страсти нежной». Онегин не знает одухотворенной культуры любви, поднимающейся над элементарной человеческой чувственностью, которая шутит злые шутки с героем, превращает его в раба стихийной, неуправляемой страсти. И Татьяна права, когда в сцене последнего свидания упрекает Онегина в «обидной страсти»:

А нынче! – что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?

Любовь Онегина, лишенная национальной нравственной опоры, потому и обречена, потому и обидна Татьяне, что при всей ее силе и безоглядности она не выходит за пределы светского «стандарта». В основе ее – нравственная облегченность, неуемная чувственность. А потому, с досадой и упреком обращаясь к Онегину, Татьяна говорит:

А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест в тени ветвей Над бедной нянею моей…

Так понять всю силу онегинской любви-страсти и всю разрушительную бесплодность ее могла только Татьяна, высокий ум и интеллект которой питался ее «русской душой». Во имя любви к Онегину, не плотской, не чувственной, а высокой и одухотворенной, нашла в себе силы Татьяна произнести самые мужественные и мудрые в романе слова:

Я Вас прошу меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь, Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Прав В. С. Непомнящий, утверждающий, что чувство, любовь Татьяны – «вовсе не проявление „потребностей“ и „страстей“ эгоистического „естества“»: «Для понимания романа, в первую очередь Татьяны, это имеет первостепенное значение. Все споры, все недоуменные или осуждающие взгляды в сторону Татьяны в связи с ее поведением в последней главе романа объясняются тем, что поступки Татьяны рассматриваются в привычном плане борьбы „чувства“ и „долга“. Но это не коллизия Татьяны – миросозерцание ее коренным образом отличается от описанного выше. Чувство Татьяны к Онегину вовсе не „борется“ с долгом, совсем напротив: Татьяна расстается с Онегиным во имя любви, ради него – и в этом столкновении героя с совсем иными, незнакомыми ему основаниями нравственной жизни заключается весь смысл финала романа».

Именно Татьяна поняла глубочайшее, трагическое несоответствие между назначением Онегина и его существованием, отделив от Онегина «онегинское» и убедившись, что это «онегинское» – «призрак», «пародия», «подражание». Именно она почувствовала, что у Онегина есть другое, более высокое предназначение, которое «онегинство» в нем давит, не давая ему раскрыться и развернуться, превращая Онегина в жертву «бурных заблуждений и необузданных страстей».

«Роман движется в глубины души неподвижного героя, – замечает В. С. Непомнящий, – туда, где может забрезжить свет надежды на возрождение этой души, – и останавливается в момент, когда „Стоит Евгений, / Как будто громом поражен“». Отказ любящей его Татьяны «показал, что существуют – не в мечтах, но в действительности – иные ценности, иная жизнь и иная любовь, чем те, к каким он привык, – и стало быть, не все в жизни потеряно и можно верить „мира совершенству“». Своим поступком Татьяна показала ему, что человек не игра «природных» стихий и «естественных» желаний, что у него в этом мире есть более высокое предназначение.

В. Г. Белинский, который совершенно не понял всей глубины и значимости поступка Татьяны, так охарактеризовал смысл открытого финала романа: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать…»

Такой безотрадный взгляд на итог романа прямо вытекает из непонимания смысла финальной его сцены. Сам вопрос Белинского, «воскресила ли» Онегина «страсть», свидетельствует о непонимании губительной и разрушительной основы этой страсти. Такая страсть не способна воскресить никого. Уровень осмысления Белинским поступка Татьяны оказывается даже ниже онегинского. Если Евгений «стоит… как громом поражен», то Белинский не без иронии резонерствует: «Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства чистоты и женственности, потому что некоторые отношения, не освященные любовию, в высшей степени безнравственны…»

В скрытой полемике с Белинским иначе оценил поступок Татьяны в речи о Пушкине Ф. М. Достоевский. Он утверждал, что свой отказ Татьяна твердо высказала Онегину, «как русская женщина, в этом ее апофеоз. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака, – нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним… что она, „как русская женщина“… не способна на смелый шаг, не в силах пожертвовать обаянием честей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она „другому отдана и будет век ему верна“. Кому же, чему же верна?… Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему и ею гордящемуся. Пусть ее „молила мать“, но ведь она, а не кто другая дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честной женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа… Скажут: да ведь несчастен же и Онегин; одного спасла, а другого погубила!… Я вот как думаю: если бы Татьяна стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегиным. Надобно же понимать суть этого характера! Ведь она же видит, кто он такой… Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, – это „крест и тень ветвей“ над могилой ее бедной няни… Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею. А у него что есть и кто он такой?… Нет, есть глубокие и твердые души, которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы из бесконечного сострадания. Нет, Татьяна не могла пойти за Онегиным».

Таков ответ Достоевского, как будто бы более глубокий и правильный, за исключением одного: из рассуждений писателя так и осталось неясным, за что же Татьяна любит Онегина? В той интерпретации, какую дает Онегину Достоевский, все в нем убито и вытеснено «онегинским», «светским», поверхностным и легкомысленным. Эту грань в характере Онегина Татьяна прекрасно понимает и любить Онегина за его «онегинство», конечно, не желает и не может. Все дело в том, что за светской развращенностью, беспочвенностью и опустошенностью «онегинства» Татьяна прозревает в Онегине не вполне осознанное им самим духовное ядро, опираясь на которое он может развернуть свою жизнь в другую, прямо противоположную сторону. Татьяна любит в Онегине то, что он сам в себе еще не понял и не раскрыл.

Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши,

обращается Татьяна с вопросом еще в девическом письме к Онегину. Такой же высокий духовный запрос по отношению к нему она сохраняет и сейчас, говоря, что любит другое в нем. «Другому отдана» Татьяны значит не только верность старому мужу, но и преданность той величайшей святыне, которая открылась ей и которую она прозревает в разочарованном, мятущемся Онегине. Но эту святыню нельзя никому навязать. Онегин сам должен открыть ее в себе страдальческим опытом жизни.

Как громом пораженный последним свиданием с Татьяной, Онегин остается на пороге новой жизни и нового поиска. Пушкин разрешает в конце романа основной, узловой конфликт его, указывая Онегину устами Татьяны «путь, истину и жизнь». Одновременно в характере Онегина он дает художественную формулу будущего героя русских романов Тургенева, Толстого, Достоевского. Все эти писатели «раскроют скобки» пушкинской формулы и поведут своих героев путями, векторы которых, а также границы и горизонты очерчены Пушкиным. То же самое можно сказать и о Татьяне. К ней восходит галерея женских образов Тургенева, Гончарова, Толстого, Некрасова, Островского и Достоевского. «Даль свободного романа» открывается у Пушкина в будущее русской жизни и русской литературы.

Татьяна Ларина - экстрасенс из 15 сезона мистического проекта на ТНТ, завоевавшая внимание и симпатию зрителей. Ясновидящая заняла второе место, но интерес к ведьме из раскрученного ковена Натальи Бантеевой не утихает. Тайны, которые скрывает биография Татьяны Лариной, как женщина стала ясновидящей и как попала на «Битву экстрасенсов» - читайте в статье.

В статье:

Экстрасенс Татьяна Ларина - биография

Вопрос, сколько лет Татьяне Лариной из «Битвы экстрасенсов», задавали многие зрители. Ясновидящая выглядит гораздо младше среднего возраста, в котором ведьму считают достаточно сильной для участия в проекте (средний возраст участников - 35–40 лет). Встречаются и совсем молодые участники, например, но это исключения, которые подтверждают правило. Дата рождения экстрасенса - 21 февраля 1969 года. Возраст экстрасенса Татьяны Лариной - 49 лет. Выглядит ясновидящая гораздо младше.

Татьяна Ларина - не настоящее имя, а псевдоним, заимствованный из произведения Пушкина «Евгений Онегин ». Новое имя женщина взяла еще в конце 90-х годов прошлого века, когда работала над сольным альбомом. Настоящее имя ведьма не предает огласке по сей день.

Татьяна Ларина - потомственный экстрасенс . Паранормальные способности в ее семье передаются из поколения в поколение десятки лет. Ведьма получила силы от бабушки и с самого детства обладает экстрасенсорными способностями.

Экстрасенс родилась в Санкт-Петербурге . Семья Лариной была благополучной, со средним достатком, но Татьяна была проблемным подростком из-за пробуждающегося экстрасенсорного дара. Девочка - младший ребенок в семье. У Татьяны есть старший брат Геннадий. Отец умер в 90-х, мать - в 2016 году.

После школы Ларина отучилась один курс в медицинском ВУЗе. После разочарования в безразличных к пациентам наставниках прервала обучение и решила учиться на парикмахера. Курсы не закончила, поступила в Институт культуры, но и эта попытка получить образование осталась незавершенной. Ясновидящая призналась, что быстро теряла интерес к обучению.

Ведьма любит Питер - это не дань моде, а любовь к Родине. Долгое время прожила за границей, переезжая из одной европейской страны в другую. Работала моделью, называя те времена самым беззаботным и радостным периодом в жизни. Желание вернуться в Россию победило стремление строить карьеру модели в Европе.



Татьяна работала моделью и в России, после возвращения на Родину. Параллельно занималась вокалом и выступала в ночных клубах культурной столицы.

После признания в качестве музыканта сумеречная ведьма занялась развитием экстрасенсорных и магических талантов, съездив в Израиль. Сейчас у Татьяны два гражданства - израильское и российское.

Имя наставника ведьмы неизвестно, зато Татьяна рассказала об основном предмете, который преподавал ее учитель - управление личной энергетикой и использование природного дара. Наставник обучил ведьму заклинаниям на иврите. Обычно в семьях, где дар передается по наследству, обучением потомков занимаются родители, иногда бабушка или дедушка. Неизвестно, почему традиция не коснулась семьи Лариных, а обучением ясновидящей занимался совершенно посторонний человек.

Личная жизнь Татьяны Лариной

Из биографии экстрасенса Татьяны Лариной известно, что женщина была замужем за Юлием Миткевичем-Далецким. Бывший супруг - экстрасенс, из 15 сезона проекта. Работал в центре Бантеевой, как и Татьяна.

На момент участия в проекте пара только встречалась, но 20 декабря на церемонии награждения победителя «Битвы экстрасенсов» Юлий сделал предложение Татьяне. Возможно, это была запланированная акция - пара появилась на публике в белоснежных нарядах, а Татьяна предпочитает черный цвет в одежде. Ведьма с радостью продемонстрировала поклонникам обручальное кольцо и приняла поздравления.

Звезды «Битвы экстрасенсов» Далецкий и Ларина удивили всех

Экстрасенс Татьяна Ларина вышла замуж 8 июля 2015 года - в День семьи. Торжественная церемония была в Павловском дворце Ленинградской области. Это старинное здание с исторической ценностью. Свадьба Татьяны Лариной была там первой за последние 200 лет. Невеста предпочла ярко-синее платье традиционным белым, кремовым и розовым моделям. Жених выбрал классический темный костюм.

В 2016 году в семье начались конфликты, инициаторами которых были Татьяна и мать Юлия Вьяса, бросившая Юлия в шестилетнем возрасте (сын разочаровал родительницу). Когда в жизни экстрасенса появилась жена, мать внезапно объявилась, чтобы осудить выбор сына. Одна из причин неприязни свекрови - возраст невестки (ясновидящая старше Юлия на 24 года), которая была ее ровесницей.

В одном из выпусков «Человек-невидимка» ведьма призналась, что неоднократно прерывала беременность, в результате чего, возможно, молодожены не смогли зачать ребенка. 12 попыток искусственного оплодотворения не принесли результатов. Юлий предсказал, что Татьяна должна родить девочку, которой суждено стать сильной ведьмой и сыграть особую роль в истории мира. Сделанные в прошлом аборты и солидный возраст не позволили экстрасенсу родить ребенка.

Ларина была готова к борьбе за мир в семье, но измены Юлия поставили точку в отношениях. В апреле 2017 года Татьяна лично застала мужа в компании молодых девушек, с которыми уже бывший супруг неплохо проводил время. После развода ведьма заявила, что была и еще одна причина - Юлий около года регулярно поднимал на жену руку.

Татьяна мало напоминает человека, который позволяет себя обижать. Некоторое время экстрасенс носила кастет, увлекалась единоборствами. В интервью ясновидящая признавалась, что готова дать отпор уличному грабителю. В 2017 году Татьяна планировала написать на экс-мужа заявление в полицию. После развода женщина объявила, что планирует начать новую жизнь и хочет забыть о прошлых отношениях.

Юлий - четвертый муж ведьмы. Первый супруг был гражданином Израиля, к которому ведьма переехала к нему в 21 год. Брак продержался 6 лет, о причинах развода Татьяна не распространяется. Бывшие супруги сохранили дружеские отношения, которые поддерживают и сегодня.

Следующим избранником стал композитор из Санкт-Петербурга, с которым Ларина работала над саундтреками к фильмам. Отношения не были оформлены официально, но пара прожила вместе 12 лет. Отношения распались из-за измены. Третий брак экстрасенса не был официальным, но в 2008 году женщина родила сына Григория. Отношения длились 9 лет. Супруг был связан с эзотерикой.

Творческая карьера Татьяны Лариной

Музыка заинтересовала Татьяну, когда девочка еще училась в школе. Интерес со временем стал серьезной целью - быть популярной певицей. Во время учебы в школе и ВУЗе девушка выступала в ансамблях и мечтала продолжить выступления и после завершения обучения.

Со временем Татьяна несколько разочаровалась в судьбе малоизвестного вокалиста, решила оставить музыку, уехать из страны и стать моделью. Позже на одной из светских вечеринок талант Лариной заметил композитор Курашов. Было решено, что Татьяна выступит в роли вокалистки и запишет собственный альбом под названием «Несколько странная история». Диск вышел в 1998 году.

Музыка, которая нравится экстрасенсу, включает народные и этнические нотки. В 2017 году выйдет еще один альбом, поскольку с уходом из ковена у ведьмы появилось и свободное для творчества время.

Татьяна Ларина на Битве Экстрасенсов и в других проектах

Участница «Битвы экстрасенсов» Татьяна Ларина запомнилась зрителям с первого выпуска. После первого появления в ангаре с машинами, в багажнике одной из которых скрывался человек, ведьма заработала прозвище Лара Крофт из-за внешнего сходства, похожего стиля одежды и манеры подать себя.

Стойкость духа, сила воли и природный талант к магии и экстрасенсорике помогли Татьяне стать любимицей публики. Без поддержки зрителей, как ясновидящая признавалась неоднократно, было бы гораздо сложнее. Татьяна не раз благодарила поклонников за возможность открыть дар перед камерами, чего раньше никогда не делала.

Участвовать в проекте Татьяну уговорила наставница - Наталья Бантеева. Потенциал ведьмы позволял Наталье быть уверенной в первом или втором месте подопечной. Ковен нуждался в поддержании репутации, возможно, поэтому Бантеева стабильно обеспечивает телешоу сильными ведьмами.

Начиная со второй серии 15 сезона, Татьяна Ларина появлялась на съемках с костылями или на инвалидной коляске. Дело в переломе ноги, который произошел после съемок первого выпуска и прохождения вступительных испытаний. Ведущий высказал подозрения о магической атаке, но Татьяна сказала, что никому из присутствующих на шоу это не под силу. Экстрасенс отказалась прекращать участие в проекте, сказав, что сломала ногу, а не потеряла магические силы.

Неоднократно Ларина использовала заклинания на иврите, которым научилась у первого наставника в Израиле. Ясновидящая способна наблюдать сумеречный мир, поэтому Татьяну часто называют сумеречной ведьмой. Экстрасенс умеет видеть прошлое, скрытое настоящее и будущее в зеркальных отражениях. Зеркало или любая другая отражающая поверхность для Лариной становятся входом в сумеречный мир.

Со слов ясновидящей, она - энергетический вампир. Способность экстрасенс использовала при прохождении испытаний. Татьяна не скрывала, что забрала силу и спокойствие у ведущего во время испытания с поиском человека в багажнике. Ведьма оправдала поступок волнением и нуждой успокоиться. Ларина обняла ведущего, подпитавшись его энергией.

Во время прохождения испытаний проекта Татьяна показала себя как очень сильный экстрасенс. Зрители и эксперты ожидали, что ведьма займет первое место, которого более чем достойна. Однако у Лариной была сильная соперница - дух Хаоса Джулия Ванг, которая и заняла первое место, обогнав Ларину по количеству голосов. Татьяна не слишком расстроилась, ведь ее мысли были заняты скорым замужеством. Экстрасенс получила признание фанатов и любовь публики.

Татьяна уверена, что может считаться одним из лучших экстрасенсов Санкт-Петербурга, однако дар считает настоящим проклятьем, ведь весь негатив при работе с людьми ведьме приходится пропускать через себя. Ларина уверена, что разлука с одним из сыновей произошла из-за развития дара. В шоу «Дневник Экстрасенса» ясновидящая рассказала о роковых поворотах судьбы, вызванных магическими способностями.

Татьяна Ларина стала одной из самых сопереживающих и эмоциональных участниц проекта. Зрители заметили, что ведьма часто плакала, переживая проблемы совершенно посторонних людей. Расстраивали экстрасенса и собственные неудачи: ведьма считала, что некоторые испытания могла бы пройти и лучше.

Шоу «Дневник экстрасенса».

«Битва экстрасенсов» - не единственный телепроект, в котором Татьяна принимала участие. Существует шоу, посвященное только Лариной, - «Дневник экстрасенса». В проекте ведьма решила несколько приоткрыть завесу тайны биографии и личной жизни, рассказать неизвестное для широкой публики, касающееся жизни магов, медиумов, ясновидцев.

Сейчас ведьма планирует работать над еще одним проектом - «Битвой тарологов». Ясновидящая позиционирует шоу как соревнование между специалистами в гаданиях на Таро разного уровня. На проекте будут как новички, так и профессионалы. Участникам предоставят возможность встретиться с приглашенными специалистами из различных русских школ Таро, названия которых еще не объявлены. Возрастное ограничение для участников - 16 лет. Состав жюри Татьяна и Юлий пока держат в секрете.

Татьяна Ларина как экстрасенс клана Натальи Бантеевой

Татьяна Ларина

После возвращения из Израиля Татьяну заметила известная ведунья, которая стала второй наставницей ведьмы. Ведунья появилась в жизни Татьяны тогда, когда Ларина нуждалась в ее помощи. Магические способности быстро прогрессировали, ведьма не справлялась с нагрузкой, в результате мучилась от ночных кошмаров. Наталья помогла справиться с проблемой.

Татьяна Ларина официально вступила в один из самых могущественных ковенов России, основанный Натальей Бантеевой после победы в «Битве экстрасенсов», работала в ее центре. В начале 2017 года стало известно, что ведьма уходит из центра Бантеевой и разрывает длительное сотрудничество с ведуньей. При свидетелях Татьяна сказала Наталье, что действия, направленные против себя, не оставит безнаказанными: бывшие подруги расстались не слишком мирно.

Разлад в дружеских и рабочих отношениях между ведьмами заметили многие. Ларина сказала, что причиной ухода из ковена стали разногласия с Натальей и что «ковен уже не тот, что раньше». Комментарий Татьяны о нынешнем отношении к ковену:

Ковен, с точки зрения магии, обречен, так как пространство не даст существовать долгое время организациям, которые надругаются над магией. Каждый раз создавая общество ведьм, оно должно быть настоящим, научным, рабочим! Без этого это всего лишь набор непонятных фокусов, постов, мероприятий!

Из ковена Натальи Бантеевой ушли многие известные ведьмы: во время участия в «Битве экстрасенсов» говорила, что их дороги разошлись, выбрала самостоятельную практику, получала приглашение в ковен, но отказалась.

О причинах падения популярности Натальи Бантеевой в кругах магов России можно только догадываться. Татьяна Ларина, например, на личной странице «ВКонтакте» обвиняет ее в том, что ведунья портит планы по магической работе сотрудников, уничтожает их репутацию сплетнями. Ларина рассказала, что ее официальную группу «ВКонтакте» пытался захватить ковен для переделки сообщества под Евгению Сказку - новую фаворитку Бантеевой.

Экстрасенс Татьяна Ларина - как попасть на прием

Основное направление деятельности Татьяны Лариной - работа со страхами и фобиями . Отзывы людей, побывавших на приеме у ведьмы, содержат информацию, что Ларина - лучший специалист в области магии, который способен устранять сложные проблемы. Татьяна берется даже за самые тяжелые случаи, считается неплохим диагностом.


Ведьма может просматривать будущее и корректировать ситуации, которые еще не произошли.
Ясновидящей доступны любовная и денежная магия. Татьяна проводит ритуалы на обновление и восстановление жизненной силы и энергетического баланса человека.

Состояние тонкого тела - особенно частая проблема для жителей больших городов, на самочувствие которых влияют многочисленные стрессы и экологические факторы.

В начале 2017 года ведьма сделала объявление на личной странице «ВКонтакте», что в больше не принимает. Теперь запись на прием проводится по другому номеру телефона. Как попасть на прием к экстрасенсу Татьяне Лариной? Позвонить менеджеру по указанному на сайте или профиле «ВКонтакте» телефону можно с 11 утра до 19 вечера.

Недавно в соцсетях появился новый проект от Татьяны Лариной и ее супруга - Mind&Magic Lab. Под брендом супружеская пара планирует заниматься проведением семинаров, вебинаров и приемов у ведьмы. Какое участие в задуме собирается принимать Юлий, пока неизвестно.

Время от времени ведьма проводит розыгрыши, приз в которых - бесплатная личная встреча. Конкурсы доступны подписчикам Татьяны в «ВКонтакте» и других социальных сетях. Судя по отзывам, попасть на прием к Лариной сложно - очередь расписана на недели вперед. Впечатления клиентов подтверждают наличие у Татьяны сильного дара, с помощью которого ведьма помогает людям справиться со сложными жизненными обстоятельствами. Отзывы о семинарах и тренингах ясновидящей исключительно положительные.

Даже после окончания 15 сезона «Битвы экстрасенсов» популярность Татьяны Лариной растет. Харизма ведьмы и сильный экстрасенсорный дар помогли завоевать внимание фанатов. Ясновидящая неплохо показала себя на телешоу, а отзывы о приемах у сумеречной ведьмы положительные.