Почему дети и взрослые любят сказки. Почему дети любят сказки перед сном

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.

Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки ?

Самыми традиционными являются народные сказки , переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.

Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.

Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.

Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.

Слушая сказки , ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.

Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку , останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку.

Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии , кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.

Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.

Читаем сказку в сотый раз…

Родители, практикующие чтение сказки на ночь , вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.

С чем это связано и нужно ли с этим бороться?

Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.

Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.

Обсуждение прочитанной сказки

Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.

Правильно выбираем ребенку сказки

Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.

С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями , как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.

С пяти до семи лет , как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом , приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения , не следует отказывать ребенку в чтении перед сном . Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки , вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Отсутствиеромантики

Многие женщины нуждаются в сказочных историях, потомучто в жизни им самим попросту не хватает романтики. При этом у них может бытьлюбимой человек, которого они ценят и которым дорожат, но его зажатость вчувствах становится причиной отсутствия романтичности в отношениях.

Одинокие дамы также любят читать сказки и смотретьсказочные мультфильмы и фильмы. Конечно же, их любимым жанром являются именносказки о любви. Почему? Потому что благодаря таким произведениям, женщины попроступродолжают верить в то, что искренние и настоящие чувства существуют. Темболее, в современных интерпретациях сказок, положительные и романтичные героистали больше походить на реальных людей, которых можно всегда встретить наулице. Вот поэтому, читая и просматривая сказочные истории, женщины подогреваютв себе веру в любовь вообще и в мужчин в частности. На основе сказочныхперсонажей они создают себе образы и фантазируют. Поскольку все сказки длядетей пишут взрослые люди, зачастую, в них есть более глубокая философия,которую мы попросту не замечаем в детском возрасте. Зато взрослые девушкивполне могут понимать и осознавать, какой именно подтекст вкладывал автор, чемухотел научить. К тому же, в сказках всё происходит очень легкои просто, принцы всегда сами находят своих принцесс. А многие женщины так ихотят: ничего не делать, а потом раз – и выйти замуж за самого красивого, умного, любящего и вообще,идеального мужчину. Сказки являются отличнымлекарством от комплексов, потому что в сказках получить свою любовь можетпрактически каждая.

Приключения

Кстати, сказкисмотрят не только те, кому не хватает романтики. Ещё их любят настоящиеавантюристы и искатели приключений. Стоит отметить, что сказками можно называтьне только те истории, которые изначально определяются как сказки. Например,многие приключенческие фильмы, по большому счёту, тоже можно отнести к сказкам,поскольку все они заканчиваются хорошо, герои обладают какими-тосверхъестественными способностями, в них прославляется дружба, взаимоподдержкаи любовь. Приключенческие сказки любят те, кому не хватает в жизни остротыощущений. Это люди, которым пришлось отказаться от своих настоящих желаний,ради роботы, из-за каких-то личных страхов и так далее. Вот они и смотрятсказочные приключенческие истории, ассоциируя себе с главными героями этихпридуманных эпопей. Сказочные приключения всегда захватывающие. В них нет местаодинаковым дням и скучному быту. Это те основные характеристики, которые ипритягивают людей к сказочным приключенческим историям. Многие могут сказать,что с таким же успехом человек может любить каждую историю о приключениях. Ноэто не совсем так. Просто в сказках всё всегда заканчивается хорошо. Там никтоне теряется, не умирает, не делает больно окружающим. Вот поэтому мы выбираемименно сказочные истории, ведь в них нет места горю и разочарованию, глядя наэкран или читая книгу, мы заряжаемсятолько позитивом.

Дружбаи героизм

Ещё одна причина, по которой взрослые люди любят сказки – это нехватка появления настоящих дружеских качеств и героизма в их реальной жизни.Людям хочется получать то, чего им не могут дать окружающие. Вот поэтому они ипогружаются в сказочную жизнь. Ведь там нет места предательству. Еслисуществует компания друзей, то все они будут стоять друг за друга до самогоконца. В сказочных историях никто никого не предаёт. Даже совершив какую-тоглупость, в итоге, люди осознают свои ошибки и просят прощения, искупают своигрехи. Сказочные персонажи намного искреннее и добрее тех, кого мы встречаем вреальной жизни. Сказки позволяют людям не потерять свою веру в настоящуюдружбу. С одной стороны, они вроде бы и понимают, что это всего лишь сказка. Но с другой стороны, такие историидействуют на их подсознание, укореняя мысль о том, что настоящие друзья всё-такисуществуют, никогда не подводят и не предают. В итоге, люди начинают искатьсебе друзей по образу и подобию сказочных героев, и что характерно, зачастуюнаходят именно таких, поскольку подсознательно чувствуют, какой именно человеким нужен.

Что же касается героизма, то многим людям хочетсяспасать других или чтобы спасали их. Но в реальной жизни далеко не всегда этоудаётся. К тому же, в реальности все враги и проблемы намного более жестокие излые, чем в сказках. Поэтому людям становится легче, когда они ассоциируютсебя со сказочными рыцарями и принцессами, которые спасают дуг друга, проявляютгероизм и так далее. Благодаря сказкам, мы не прекращаем верить во что-тохорошее, светлое, доброе, в чудо, которое всё-таки когда-то с нами произойдёт.Именно поэтому очень хорошо, когда взрослые люди любят сказки, потому чтоименно сказки дают им силы жить и надеяться на лучшее.

Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии. С чего начать Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь). Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более " простом " материале. Существуют разные " рецепты " организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6- летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами или находясь в дороге).


Олеся 6 лет Жил - был щенок. Звали его Шоник. Однажды он бегал по полянке около дома. Играл, лаял, бегал за своим хвостом. Увидел красивую бабочку и погнался за ней. Убегал все дальше и дальше от дома, пока не заблудился в лесу. Щенок сел на пенёк и заплакал. И тут Шоник увидел свою подругу собачку Кешу со своей хозяйкой - Мариной. Марина с Кешей ходили в лес за ягодой и уже возвращались домой. Шоник залаял от радости. Все вместе они пошли домой. Щенок запомнил на всю жизнь, что убегать одному из дома нельзя. Гулять теперь он ходил только вместе со своей хозяйкой Леной! Приключения Шоника


Никита 5 лет Жил - был большой и добрый Робот. Он играл, веселился раскладывал карточки по кругу. Потом пошёл гулять на площадку около дома. Взял мячик, чтобы поиграть с детишками. Тут путь ему преградило злое дерево. Оно хотело обмануть Робота! Но у Робота были друзья, которые не дали злому дереву обидеть Робота! Робот и злое дерево


Илья 6 лет Панда и его друг слоненок. Жил - был маленький Панда. У него были очень хорошие мама, папа и друг слоненок. На них всегда нападали леопарды. Прошло много лет и Панда и его друг Слоненок выросли. Решили друзья построить большую, крепкую стену. Строили, строили и наконец построили! Всех ждала награда: банка вкусного эвкалиптового варенья. Все стали жить дружно и счастливо! На них больше никто не нападал.


Миша 6 лет День рождение Белочки. Однажды Ёжик шел на день рождение Белочки. Ему навстречу идет злой Енот и говорит: « Отдай торт, а то я тебя не отпущу!» Идет навстречу Медвежонок. Одет нарядно, торопится. « Медвежонок, помоги мне!» – Позвал Ёжик. Медвежонок услышал Ёжика и поспешил ему на помощь. « Эй! Енот не обижай младших! Пошли лучше с нами поздравлять Белочку с днем рождения! Еноту тоже хотелось поздравить Белочку. Зверята дружно пошли к Белочке!




Удивительная сказка Полина 5 лет Жили - были две коляски: розовая и синяя. Розовую звали - Полина, а синюю - Вера. Однажды они увидели золотую рыбку и стали ловить её удочкой и поймали. И отпустили рыбку в аквариум. Там рыбка научилась говорить. А в это время в далекой деревне жила злая машина и звали её - Никита. Она любила во всех врезаться и это ей нравилось. Как - то раз машина ехала по Москве и встретила две колясочки: Полину и Веру. Они объяснили Никите, что врезаться это плохо! Машина стала доброй и хорошей. Все вместе они поехали домой к своей говорящей рыбке!


Добрая сказка Маша 6 лет Жил - был веселый трамвай Он был розового цвета, а звали его Больше всего на свете трамвай 25 Любил быстро ездить по рельсам и возить пассажиров, особенно детей. Однажды к нему села очень грустная девочка. Трамвай решил, что её надо развеселить! И тогда он сменил свой маршрут (вообще - то это строго запрещено) Взял и поехал к цирку. А там в это время выступали веселые клоуны. Они жонглировали мячами, катались на одном колесе и всех смешили. Девочка перестала грустить и её лицо стало тоже весёлым. А ещё ей подарили два воздушных шарика: красный и желтый!


Александра Жила - была девочка Саша и не было у нее никаких игрушек. И вот однажды родителиПодарили девочке игрушку, называлась она - Зублс, была она маленькая, кругленькаяи весёленькая. Как - то раз, Саша, поиграв с Зубалсом, решила оставить его на подоконнике и ушла по своим делам. А Зублс сидел, сидел на подоконнике и покатился по дорожке. Катится Зублс катится, а навстречу ему бежит собака по имени - Вельмут. Лабрадор из соседнего дома. Увидел Вельмут шарик катится по дорожке и говорит ему - « Ты кто такой? Я тебя сейчас съем!» А Шарик как раскрылся и превратился в Зублса с большими ушами и маленькими ручками. Зублс говорит Вельмуту: « Не ешь меня Вельмут! Я от Саши ушёл и от тебя убегу » Сказал и убежал! Вельмут полаял, полаял и пошел в свой домик. Катится дальше Зублс, а навстречу ему корова: Му - му, из соседней деревни где Саша покупает молоко. « Ты кто такой? Я тебя съем!» А Зублс раскрыл свои уши, напугал корову и убежал. Катится дальше Зублс по дороге, вдруг, его останавливает большой гусь. « Га - га - ты кто?» Бедный Зублс от страха ударился о камень и его уши раскрылись, ручки выпали. Гусь, как увидел это еще больше испугался. Зублс тоже испугался и решил вернуться к своей хозйке - Саше. Покатился Зублс домой Саша увидела своего маленького дружка и очень обрадовалась. « Больше я тебя никуда не отпущу »- сказала Саша и положила Зубалса в карман.
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки или анекдоты. Сейчас, вспоминая об этом, многие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фантазии. Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности. Многие родители упрекают своих детей в склонности к излишнему фантазированию и « витанию в облаках ». Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы. Сказки, сочиняемые детьми не только отражают их внутреннюю реальность, проблемы, волнующие их, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие личностному развитию ребенка сказки

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства "Клевер".

1. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации - любовь, дружба, обман, радость, грусть…

3. Сказочные образы очень однозначны - хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела - трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное - это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках - мудрость веков, которой так не хватает в современном немного «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку - за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

Так же, как и девочек сказка учит проверять женихов, мальчиков сказка учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

Несколько советов родителям

Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

Попробуйте превратить сказку в игру. В этом вам с легкостью поможет набор "Театр на столе" от издательства "Клевер ". В нем не просто книги, это целая коробка, с помощью которой мир сказок оживает. Там и сцена, и кулисы, и фигурки героев, и сами сказки. Прочитайте их вместе с ребенком, а затем устройте настоящий театр на столе.

Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

Какому ребенку не нравятся сказки? Если такие дети есть, то их очень небольшое количество. Как правило, детям нравится, когда им либо читают, либо рассказывают волшебные истории. А часто бывает и так, что если мама-папа-бабушка-дедушка или какой другой воспитатель забудет или просто упустит какой-нибудь фрагмент, дитя тут же протестует: "а что не рассказала про то-то или это"!

Почему же сказки в определенный момент нашей жизни так нам необходимы? Почему они становятся неотъемлемой частью определенного периода нашего развития?

С психоаналитической точки зрения сказки помогают ребенку преодолевать трудности взросления и справляться с кризисами нормального развития. Ребенку нужно понять самого себя, свои потребности и возможности общения с тем миром, в котором он живет. Ему нужно понять, как справиться с теми эмоциями и чувствами, которые наполняют его, и привести их в определенный порядок. Также ему необходимо познакомиться с понятием морали - не в сухом дидактическом виде, а в житейском реальном образе, который будет наполнен значением, запоминающимся на всю жизнь. И это то, что ребенок получает через сказку.

Н езависимо от культурного и/или интеллектуального уровня "слушателя" , с казки дают информацию различным субстанциям психики, которые ее «используют» в тот или иной момент времени . Дети находятся во власти своих эмоций и импульсов, которые зачастую не видны и незаметны, и сказки предлагают им возможные варианты того, как можно с ними справится и какие решения принять как в настоящий момент, так и в будущем.

С какими нормальными проблемами приходится справляться ребенку в процессе взросления? По психоаналитической теории с самого момента рождения дитя полностью сконцентрировано только на себе и на своих желаниях, потом в круг его «интересов» попадают близкие ему люди , которые являются как бы проводниками в окружающий мир и после постепенно мир расширяется, и ребенок оказывается в многогранной сложной и огромной действительности. Конечно, это очень упрощенная схема психоаналитической теории развития. Но факт тот, что все мы проходим по этому пути и встречаемся с необходимостью отказываться от своих исключительных собственных желаний и побуждений, преодолевать конфликты в восприятии наших родителей и определении своего места в структуре семьи; принимать и понимать роль и место других детей в семейной структуре; отрекаться от детской зависимости; выстраивать свою собственную идентичность и самость ; принять морально-нравственные обязательства … С рождения ребенку надо понять, что же происходит в его сознании и встретиться со своим бессознательным миром. И в этом ему помогают сказки, которые не только по своему содержанию предлагают детскому воображению выйти на новый уровень и расширить его границы и размеры, но и по своей форме и стр оению дают возможность структурировать свои фантазии и направлять их в нужное русло.

Знаем ли мы какую-либо сказку, где герою не приходится сталкиваться с трудностями на своем пути? Как он их преодолевает? Сказки готовят ребенка к тому, что в жизни никогда не бывает все гладко и без проблем. И этого не надо пугаться! В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемами и трудностями и это неизбежно. Сказки учат тому, что если преодолевать препятствия, и не бежать от них, если уметь справляться с лишениями, порой очень несправедливыми, то в конце концов добиваешься своей цели.

Морально-нравственная составляющая сказок указывает на то, что нельзя добиться результатов путем разбоя, грабежа или насилия. Именно поэтому во всех историях присутствует «отрицательный» герой - дракон, ведьма, Баба-Яга… На какой-то момент это «чудовище» добивается своего, но в конце концов добрые хорошие герои его побеждают. Как правило, ребенок идентифицируется с положительными персонажами, но в то же время на другом уровне психики наличие «драконов-ведьм» указывает на присутствие «плохих» импульсов, с которыми ребенку приходится бороться в своем подсознательном или бессознательном мире. И сказка показывает, что с одной стороны - это нормально хотеть все разрушить, испортить, убить в конце концов, а с другой - положительный герой всегда побеждает, т.е. добрые хорошие чувства и эмоции берут вверх над отрицательными.

В настоящее время появилось очень много разных новых историй и сказок, но как правило эти модные книжки не несут в себе всю ту смысловую нагрузку, о которой сказано выше. Не даром сказки складывались народом и продолжительность их жизни бесконечна. И для этих народных мудростей нет ни границ, ни времени!