Кто такие гетеры во время. Для всех и обо всем

«Женщины, знайте себя! И не всякая поза годится
- Позу сумейте найти телосложенью под стать.
Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись навзничь.
Та, что красива спиной, спину подставь напоказ.
Миланионовых плеч Атлантида касалась ногами
- Вы, чьи ноги стройны, можете брать с них пример.
Всадницей быть - невеличке к лицу, а рослой - нисколько:
Гектор не был конем для Андромахи своей
…»
Публий Овидий Назон

Здравствуйте уважаемые! Давайте сегодня поговорим о такой несколько провокационной теме. Рассказ мой будет о гетерах. Давайте определимся кто это вообще. В наше время это слово стало синонимом проститутки, или используя обороты 19 столетия падшей женщины. Однако это в корне не верно. Слово Проститутка и слово Гетера не могут и не должны использоваться как синонимы. Гетеры - это уникальное явление, характерное только для Древней Греции и очень ограниченно для древнего Рима. Даже само наименование их (от греческого слова Ethes — друг, товарищ) говорит об основном предназначении, зачастую далеком от постельных утех.

Так выглядела гетера, по мнению большинства наших современников


Там очень немало отличий, искусство гетер всегда отделяли от добровольной, принудительной или храмовой проституции. Скажу даже больше, некоторые из исследований данного вопроса в анналах древних текстов выделяют гетер в отдельных подкласс, помещая рядом с ними еще и авлетрид и свободных диктериад. Особо в тему различий я углубляться сегодня не буду, могу лишь посоветовать, у кого возникнет подобное желание книгу Эдмонда Дюпуи «Проституция в древности» (хотя книг и исследований на эту тему немало). Так что глубоко внедряться в тему не будем (простите за невольный и фривольный каламбур), но в 2-х словах сказать об особенностях гетер следует.

Благословенный Коринф. на заднем плане (предпологаемо) знаменитая школа гетер

Гетеры - это свободные женщины, которые специально учились в специализированных школах (одной из лучших была школа в Коринфе) музыке, искусству, риторике, танцам, умении одеваться, науке, а главное - самому главному умению - умению понравится. Хорошо образованные, окруженные роскошью и блестящими мужчинами эти женщины сами выбирали себе поклонников, выбирали то, как быть, с кем быть и когда быть. Да, чаще всего подобное связь имела возмездный характер, но это не было правилом - все зависело только от самой гетеры - ее понимания жизни, ситуации, а главное свободы. Гетеры служили также моделями для художников и скульпторов; они приветствовали поэтов в театре и ораторов в академиях. Они были украшением всякого праздника, всякой военной и гражданской церемонии. Как писал в своей книге упомянутый мною выше Э. Дюпуи гетеры «создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты и добра, облагораживали вкусы и, зажигая в сердцах огонь любви, содействовали развитию науки, литературы и искусства; в этом была их сила и обаятельность. Очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего поклонения ». Естественно, что не все так было радужно и прекрасно. Нередко гетеры были причиной «позорных кутежей, расточительности и целого рода других безумств. Под их же влиянием портились нравы, бледнели гражданские доблести, расслаблялись характеры, развращались души ». Однако некоторые из них стали настоящей легендой и украшением своего народа. Как я уже говорил гетеры это явление редкостное.

Отчасти, но только отчасти с ними схожи некоторые куртизанки «галантного века (такие как Нинон де Ланкло, например) и кое-кто из знаменитых японских гейш, называемых таю, но это и все. «Штучный товар», как говорится, женщины, которые просто своим нахождением рядом с великим героем, политиком или оратором могли или еще больше укрепить славу такого великого человека в веках или уничтожить его репутацию. О некоторых из таких великих гетер, а конкретно о 4-х из них, мы поговорим с Вами, мой дорогой читатель, ниже.

обложка книги "Таис Афинская"

Самой известной у нас гетерой является, безусловно, некая Таис из Афин. Известна она по талантливому и интересному роману Ивана Антоновича Ефремова «Таис Афинская». Пересказывать эту книгу не вижу смысла, те, кто читал, тот знает, тот, кто не прочел - никогда не поздно. Скажу лишь, что автор прочел кучу античных и не очень античных источников, начиная от Плутарха и Курция Руфа и заканчивая Данте Алигьери, но ее биографию он сочинил. В действительности же мало что известно о Таис, кроме того, что она следовала в обозе Александра Македонского и, по-видимому, была возлюбленной его и некоторых из его диадохов (полководцев). В историю она вошла, прежде всего «геростратовой славой». После того как Александр Великий взял в 330 году до н.э. Персеполис, она де уговорила его разрешить ей поджечь дворец Дария III, дабы слабые женщины из свиты македонского царя получили возможность отомстить персам за Грецию.


Особо смачно эту ситуацию описывает Диодор Сицилийский. Если ему верить, "в павший под натиском македонской армии Персеполь Таис въехала на колеснице. Обнажив своё прекрасное тело, прикрытое лишь драгоценными украшениями, ничуть не смущаясь множества солдат, приветствовавших её криками, она гордо проехала по двору, была мила и весела на царском пиру, а, дождавшись, когда все присутствующие изрядно выпили, вдруг схватила факел и стала призывать царя и его солдат сжечь дворец. Подвыпившие и разгорячённые мужчины без лишних слов исполнили её желание. Жемчужина персидской культуры, удивительный архитектурный комплекс - был сожжён до тла и разрушен….Этот её поступок можно было бы осуждать, не зная предыстории, но у Таис действительно были причины отомстить персидским «варварам»: совсем недавно её семья вынуждена была бежать от персидских войск, а вернувшись обратно в Афины, ужаснуться обугленным руинам, в которые превратился великолепный мраморный город. Эта обида глубоко запала в сердце афинянки и она не могла отказать себе в удовольствии отомстить ". Вот как то так…. Каприз и месть ветреной и аморальной женщины разрушили одно из самых прекрасных строений того мира.


сэр Энтони Хопкинс в роли Птолемея в кинокартине О. Стоун "Александр"

Впоследствии говорили о том, что она вышла замуж за Птолемея I Сотера, одного из самых удачливых диадохов Александра, ставшего царем Египта и основоположником династии (знаменитая Клеопатра была его пра-пра-правнучкой), и родила ему 3 детей. Детей она ему правда родила - сыновей Леонтиска и Лага и дочь Эйрену, но вот замужем она за Птолемеем не была. Была возлюбленной и свободной гетерой до конца жизни.


Картина Ханса Холлбейна младшего Лаиса Коринфская. Правда в средневековой одежде...такое вот видение

Следующая по счету у нас Лаис (или Лаиса) Коринфская. В древней истории известно несколько гетер под именем Лаиса и посему принято после их имени, для того, чтобы не путать, писать и прозвище по их месту проживания, так сказать. Хотя справедливости ради эта самая Лаиса родом вовсе не из Коринфа. Родилась она на Сицилии и вполне вероятно была вовсе не эллинкой. В одном из военных набегов она была захвачена в плен и продана в рабство в Афинах. Попала она к известному художнику Апеллессу, который был к ней добр, а через несколько лет отпустил. Лаис решила избрать для себя путь гетеры и для этого отправилась в город Коринф, в котором существовала самая известная школа обучения сей профессии. Она была одной из лучших по философии и музыке, а Коринф настолько покорил ее, что она решила в нем остаться навсегда.


Реконструкция Древнего Коринфа

Она быстро стала самой известной куртизанкой города, так как была красива, умна и очень высоко (в денежном выражении) себя ценила. Деньги она тратила в основном на богатейшие украшения, редкие одежды и притирания. Всегда было видно, когда она выезжала на богато украшенной колеснице на вечерний моцион. Подобное вложение денег оправдало себя - среди ее поклонников были далеко не самые последние и не самые бедные люди не только Коринфа, но и всей Греции. В своих пристрастиях Лаиса была очень капризна в своих предпочтениях, но особую страсть питала к философам. Перед ее чарами пал даже знаменитый оратор Демосфен. Высокомерная Лаиса потребовала с него плату. Не много ни мало, а 10 000 коринфских драхм. За одну(!) ночь. В драхме содержалось чуть меньше 3 грамм серебра. Сиречь куртизанка хотела 30 килограмм серебра.

аверс Коринфской драхмы

У небогатого Демосфена естественно таких денег не было. "Я не покупаю раскаяния такой дорогой ценой! " - ответил ей оратор и покинул ее. Демосфен сочинил против Лаисы знаменитую речь, которую до сих пор считают образцом ораторского искусства. В отместку Лаиса сама предложила свою любовь его сопернику в ораторских спорах, философу Ксенократу, одному из лучших учеников школы Платона. Пикантность была в том, что Ксенофонт был строгим аскетом, а еще в том, что свою любовь и свое искусство в постели Лаиса предложила бесплатно. Однако Ксенократ не поддался. Лаиса была разочарована, но вышла с честью из неудобной для нее ситуации. "Я взялась пробудить страсть в человеке, а не в статуе ", - сказала она, и сей афоризм остался в истории. Еще одним известным ее фиаско была попытка соблазнить знаменитого победителя 93-х Олимпийских игр в беге на стадий (192 метра) Евбата из Кирены. Олимпиец отказался от ласк гетеры.

Основоположник гедонизма Аристипп из Кирены

Но сии ситуации были скорее исключениями. В целом и общем чарам Лаисы было противостоять трудно. Самым известными ее любовниками были, безусловно, Аристипп из Керены и Диоген из Синопа. Да-да, те самые известные основатели школ гедонистов и киников (циников). Столь большой контраст был как раз во вкусе лукавой гетеры. История сохранила несколько диалогов знаменитых философов по поводу общей возлюбленной. Мне больше понравился следующий:
"Как-то во время философского диспута один из оппонентов Аристиппа не без ехидства заметил:
- Вот ты, Аристипп, осыпаешь Лаис бесчисленными дарами, а с Диогеном она ложится задаром.
- Да, - невозмутимо ответил философ, - я действительно делаю ей много подарков, что не запрещено делать и любому другому, если он того пожелает.
- Но, Аристипп, - вмешался Диоген, - ты ведь понимаешь, что натягиваешь самую обыкновенную шлюху? Или отбрось прекраснодушие и стань киником, как я, или откажись от таких отношений.
-Диоген, - спокойно спросил Аристипп, - ты не считаешь предосудительным жить в доме, где до тебя кто-то уже проживал?
- Нет, конечно, - ответил Диоген. - Какая мне разница, кто там проживал?
- А плыть на корабле, на котором плавали другие?
- Стану я об этом думать!
- Вот видишь. Так чем же плоха связь с женщиной, которую обнимали другие?"



собака (киник) Диоген.

И это при том, что Диоген пользовался ее прелестями абсолютно бесплатно, а вот Аристиппу она обходилась очень дорого. Говорят, он мог позволить себе ее общество только два месяца в год. Однако ему, любителю женщин и большому знатоку женского пола, общение именно с Лаисой приносило наибольшее удовлетворение.
Умерла Лаиса насильственной смертью и будучи молодой. Она покинула Коринф, чтобы последовать за своим очередным увлечением в Фессалию, но там ревнивые жены умертвили ее.. После ее смерти коринфяне воздвигли в ее честь памятник, изображающий львицу, разрывающую на части барашка. На ее могиле, на том месте, где она была убита, была построена гробница со следующей эпитафией: "Славная и непобедимая Греция была покорена божественной красотой Лаисы. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии ". Такая реакция горожан неудивительна. Она была просто по-царски щедра к города - жертвовала гигантские деньги нуждающимся, устанавливала памятники, сады, всячески прославляла Коринф, считая его самым прекрасным местом на Земле, а ее жителей - лучшими в Элладе.

Продолжение следует....

Изначально гетерами становились рабыни, которых хозяйки учили прислуживать мужчинам-господам и обучали разным наукам. Тем не менее, позднее профессию гетер стали выбирать для себя и свободные . Она была не только популярной, но и почетной. Демосфен даже говорил, что столь же необходима гетера для душевного комфорта, как необходима рабыня для плотских утех.

Нередко гетеры играли очень важную роль в общественной жизни города. Они были хорошо образованны, талантливы, красивы и умны, поэтому могли судить о политических событиях, а также давать ценные советы. Нередко куртизанки открывали в своих домах «вечера» и принимали каждую неделю гостей – поэтов, политиков, философов, скульпторов. Они могли влиять на судьбы людей, помогали заводить полезные связи и решать важные вопросы.

Гетеры могли выходить замуж, однако в большинстве случаев они предпочитали оставаться незамужними. Чаще всего у таких женщин были богатые покровители, которые содержали их и обеспечивали всем необходимым. Нередко любовников гетеры превращали в спутников жизни, и оставались с ними подобно супругам. Однако благосклонность таких женщин обходилась очень дорого. Поклонники назначали гетерам свидания, если были готовы заплатить установленную ими цену, однако девушки могли как согласиться, так и отказаться от встречи в зависимости от того, нравился ли им мужчина. Многие из представительниц этой профессии были очень разборчивы.

Что должны были уметь гетеры

Ошибкой было бы полагать, что гетеры продавали свои тела, подобно ночным бабочкам. Напротив, в то же время наравне с ними существовали и женщины для любовных утех. Гетеры же были хороши не только в плотских наслаждениях, но и в общении. Ум, хорошее образование, умение четко и правильно выражать свои мысли, были основой образа гетеры. Эти женщины не только соблазняли мужчин, но и утешали их в горе, давали советы, учили новому, повышали уровень их образования. Яркими примерами могут служить Клеонисса, написавшая несколько работ по , которые, увы, были утеряны вместе со многими ценными трудами времен античности, а также Пигарета, известная среди современников благодаря потрясающему таланту в области математики. Стоит упомянуть и умную гетеру Аспасию, покорившую своей образованностью и красотой военачальника Перикла.

Многие гетеры умели не только рассуждать на научные темы, но также красиво петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, позировать для художников и скульпторов.

О том, кто такие гетеры, большинство из нас имеет весьма относительное представление. В Древней Греции так называли свободных незамужних женщин, зарабатывавших себе на жизнь, занимаясь любовью с мужчинами. Но от обычных проституток они отличались очень и очень сильно.

Жрицы свободной любви

Гетеры, как правило, были умны и достаточно образованны, умели держать себя в обществе. Их благосклонности порой добивались самые высокопоставленные представители сильного пола. Они нередко становились музами для поэтов, певцов, художников… При этом гетера сама выбирала себе любовников и могла отказать претенденту на свое тело, если он пришелся ей не по душе.

В Афинах даже была специальная доска - Керамик, на которой мужчины писали гетерам предложения о свиданиях. Если гетера соглашалась, она подписывала под этими строками час свидания. Но могла и не согласиться.

Некоторые греческие гетеры были очень знамениты, вхожи в высшие общественные круги, и иметь отношения с ними почиталось за честь. Имена их сохранила история.

Фрина

Именно эта афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры, послужила моделью для «Афродиты Книдской» и «Афродиты Косской», вышедших из-под резца древнегреческого скульптора Праксителя.

О Фрине известно, что она родилась в небольшом городке Феспии. Родители дали ей имя Мнесарета - «Помнящая о добродетелях». Прозвищем же Фрина девушку, вероятно, наградили, когда она занялась любовным ремеслом. Кстати, в переводе с древнегреческого это слово означало «жаба». По одной из версий, гетеру прозвали так из-за желтоватого оттенка кожи, по другой – она сама присвоила себе это имя, так как верила, что оно защитит ее от злых духов.

Любопытно, что в отличие от своих товарок по ремеслу, Фрина вела довольно скромный образ жизни. Она почти не использовала косметики, избегала посещения общественных купален, увеселительных заведений и публичных сборищ.

Что же касается интимных услуг, то тут такса Фрины зависела от ее отношения к клиенту. Ей было все равно, богат он или беден. Например, с царя Лидии, который ей не понравился, она запросила столько, что впоследствии он был вынужден повысить налоги, чтобы восстановить казну. Зато знаменитому философу Диогену Лаэртскому, чей ум ее восхищал, гетера позволила пользоваться своими ласками бесплатно.

Единственным, кто так и остался равнодушен к ее чарам, оказался еще один философ - Ксенократ. Фрина заключила с Диогеном пари, что соблазнит его. Но это ей так и не удалось. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», - заявила гетера, поняв, что пари проиграно.

Как и многие товарки по ремеслу, Фрина подрабатывала натурщицей. Дело в том, что «приличные женщины» вряд ли согласились бы позировать обнаженными. Поэтому художники часто обращались к услугам гетер. Для живописца Апеллеса, написавшего с нее «Афродиту Анадиомену» для храма Асклета, Фрина стала не только натурщицей, но и возлюбленной. Но еще больше ее прославили шедевры Праксителя.

Как-то один из отвергнутых Фриной поклонников, оратор Евфий, попытался обвинить гетеру в безбожии. Он заявил, что недопустимо для продажной женщины изображать богиню. Фрине пришлось предстать перед судом. Ее защищал знаменитый оратор Гипперид, но, хотя произнесенная им речь была блестящей, она не произвела на судей особого впечатления. Тогда Гипперид прямо перед публикой сорвал с обвиняемой одежды. Все увидели, сколь прекрасно и совершенно ее тело, и Фрину оправдали…

Фрина была довольно тщеславна. В 336 году стены города Фивы были разрушены войском Александра Македонского. Тогда Фрина, сколотившая к тому времени немалое состояние за счет своих богатых и влиятельных любовников, предложила дать деньги на восстановление. Но не просто так, а с условием. Мол, пусть горожане установят на воротах памятную доску со следующей надписью: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Увы, власти Фив ответили отказом. Зато Пракситель изваял из золота статую гетеры, которая впоследствии была установлена в Дельфийском храме. Надпись на пьедестале гласила: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий».

Клепсидра

По-настоящему эту гетеру звали Метихой. Прозвищем Клепсидра ее, по преданию, наградили подруги. Оно означало «водные часы». Гетера заслужила его своей привычкой отсчитывать время, которое проводила с клиентами, по водяным часам.

Клепсидра прославилась тем, что стала героиней одной из комедий Евбула. Однако текст пьесы до наших дней не сохранился.

Таис Афинская

Таис Афинская российскому читателю известна в основном по одноименному роману Ивана Ефремова. Она обладала редкой красотой и нередко в обнаженном виде позировала художникам, в том числе и уже упомянутому Апеллесу. Таис считали главной соперницей Фрины.

Имя Таис (Таиды) упоминается во многих античных источниках. Известно, что она одно время была возлюбленной самого Александра Македонского, сопровождала его в военных походах и даже имела некоторое влияние на государственные дела. В 331 году до нашей эры после сражения при Гавгамелах царь устроил в захваченном Персеполе пир с участием гетер. Как пишет Плутарх, среди них «…особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея».

Античные историки Плутарх, Диодор Сицилийский и Квинт Курций Руф считают, что именно Таис на том самом пиру предложила сжечь дворец Ксеркса в Персеполе, желая отомстить персам за сожжение родных Афин летом 480 года до нашей эры.

Птолемей, один из друзей и полководцев Александра, сделал Таис своей возлюбленной, а затем и женой. После того как ее супруг стал царем Египта под именем Птолемея I Сотера, она получила титул царицы. Правда, у Птолемея были и другие жены. Таис родила ему сына Леонтиска и дочь Ирану, которая впоследствии вышла замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.

Между прочим, в честь Таис Афинской был назван астероид 1236, открытый 6 ноября 1931 года советским астрономом Григорием Неуйминым.

6 августа 2011, 11:28

Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок. "Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени. Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания. Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна – эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии). Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины. По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары. Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом. Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом. У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии. Бюст Аспазии Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя – Мнесарет («помнящая о добродетелях»). Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым – более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, – оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование. Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей. Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны. И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту – стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом. В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц). Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал. Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, – разговаривать с ними, спорить, кокетничать. В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи – как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры. Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи – Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены) По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях. Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги. Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников. К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности. «Афродита Книдская» (копия) Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём. Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность. Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его. И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской – та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!» За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества». На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот. Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова: – Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! – и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую. 200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом. Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы. Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская , чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам». Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро… Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины. Таис Афинская. Художник Артур Брагинский Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец. – И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий. После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его. Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы. Элефантида - греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль. Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора – в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство. – Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! – сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором. Другие известные гетеры, о которых мало информации: Археанасса - подруга философа Платона Белистиха - гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести Вакхис - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой Герпилис - любовница философа Аристотеля и мать его сына Гликерия - сожительница комедиографа Менандра Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты Летала - любовница Ламалиона Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя Мания - её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию Мегалострата - муза поэта Алкмана Менатеира - подруга оратора Лисия Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен, его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала Таргелия - отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии Теодетта - нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести Источники.

Женщины в истории: гетеры

Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход.

Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок.

"Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.

Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна - эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии).

Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.

По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.
Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом.

Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом.



Г. Семирадский. Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии.

Бюст Аспазии Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя - Мнесарет («помнящая о добродетелях»).

Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым - более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, - оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование.

Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей.

Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны.

И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту - стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом.

В Афинах женщины обладали не бо́льшими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной.

Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц).

Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал.

Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, -разговаривать с ними, спорить, кокетничать.

В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи - как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры.

Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи - Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены)

По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях.

Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги.

Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников.

К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности.

«Афродита Книдская» (копия)

Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём.

Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность.

Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его.

И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской - та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!»

За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества».

На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот.

Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова:
- Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! - и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую.


«Гетера Фрина перед ареопагом», Картина Ж.-Л. Жерома, 1861, Кунстхалле, Гамбург 200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность.
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», - писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом.
Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы.

Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская, чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов.

Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам».

Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро…

Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным - как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины.

Таис Афинская. Художник Артур Брагинский Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец.


Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе. Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г. Симони - И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! - потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.

После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его.

Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.

Элефантида - греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль.

Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора - в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство.

Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! - сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором.

Другие известные гетеры, о которых мало информации:

Археанасса - подруга философа Платона
Белистиха - гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
Вакхис - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
Герпилис - любовница философа Аристотеля и мать его сына
Гликерия - сожительница комедиографа Менандра
Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа
Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
Летала - любовница Ламалиона
Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
Мания - её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию
Мегалострата - муза поэта Алкмана
Менатеира - подруга оратора Лисия
Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен, его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала.
Таргелия - отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии
Теодетта - нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести