День рождения Чебурашки: как Успенский нашел необычное имя любимого персонажа. История создания чебурашки Кто автор чебурашки и крокодила гены

Советский кинематограф подарил миру необычных героев. Пока над фильмами для взрослой аудитории трудились знаменитые режиссеры, мультипликаторы думали о том, чем удивить маленьких октябрят и пионеров. Создатели мультфильмов использовали сюжеты книг и создавали аутентичные истории, которые позднее находили воплощение на экране. , Волк и Заяц из «Ну, погоди!», Перечислять полюбившихся детям персонажей можно долго. Первым мифическим героем советского мультипликационного дела стал Чебурашка – неведомое существо неизвестного происхождения.

История создания

Чебурашкой зовут персонажа книги, написанной детским автором . По мотивам произведения «Крокодил Гена и его друзья» в 1969 году режиссером снят фильм. Герой книги получил известность после выхода ленты в прокат.

Чебурашка – необычное существо. У него два огромных круглых уха, тело покрывает коричневая шерсть и не понятно, женский или мужской род у этого зверька. Его появление на свет произошло благодаря художнику-постановщику, Леониду Шварцману. После того как мультфильм перевели для показа в других странах, дети во всех уголках планеты узнали Чебурашку. По-английски его звали Топл, по-немецки – Куллерьхен или Плумпс, Дрюттэн по-шведски и Муксис по-фински. При этом дети не знали, кто создатель персонажа.

Несмотря на опубликованную в предисловии легенду о появлении Чебурашки, Эдуард Успенский заверял читателей, что дело было вовсе не в детской игрушке. В интервью нижегородской газете писатель признался, что как-то наблюдал за маленькой дочкой приятеля. Девочка постоянно падала, нарядившись в чужую длинную шубу.


Ее отец, заметив эти действия, комментировал происходящее словом «чебурахнулась». Любопытное словцо врезалось в память Успенского. Позднее автор узнал, что в словаре «чебурашка» является синонимом к «ваньке-встаньке», он же неваляшка. Чебурашками называли небольшие деревянные поплавки, изготавливаемые рыболовами для приманки улова.

Биография и сюжет

Исходя из предисловия книги Успенского, становится ясно: у автора в детстве была бракованная игрушка с подобным именем. Она походила на странное животное с круглыми глазами, большими ушами, маленьким тельцем и коротеньким хвостом. Родители уверяли мальчика, что Чебурашка живет в тропических джунглях. Зверек питается апельсинам, и однажды, забравшись в ящик с фруктами, чтобы полакомиться, малыш уснул в нем. Ящик закрыли и доставили в продуктовый магазин большого города.


Имя у Чебурашки появилось в момент, когда он был обнаружен директором магазина. Сытый зверек постоянно падал – чебурахался, по словам окружающих. Из-за того, что не мог усидеть на месте, не упав, ему и дали забавное прозвище. Характер героя мягок. Малыш мил и доброжелателен, наивен, дружелюбен и любопытен. Уменьшительно-ласкательное имя описывает его натуру. Местами неловкий, но очаровательный герой вызывает умиление зрителей и действующих лиц мультика.


По сюжету странного зверька пытаются устроить в зоологический сад, чтобы поселить с другими животными из тропиков. Но в зоопарке не знали, к каким зверям впустить неведомое существо. Его передавали с рук на руки, пока Чебурашка не оказался в комиссионном магазине. Здесь его и нашел . Он работал в зоопарке и был одинок. В поиске друзей Гена развешивал объявления и наткнулся на Чебурашку. Теперь дуэт животных разыскивает себе компанию. В нее войдут лев Чандр, щенок Тобик и девочка Галя. Отрицательным персонажем произведения является , владелица ручной крысы Ларисы.

В период с 1966 по 2008 год Эдуардом Успенским в соавторстве с художниками-постановщиками создано восемь пьес о приключениях Чебурашки и друзей. В 1970-ые года в Швеции транслировалось сразу несколько детских телевизионных и радиопередач. Были популярны аудиопластинки со сказками о Чебурашке и Гене и детские журналы. Персонажи попали за рубеж вместе с куклами, которые привез из путешествия в Советский Союз один турист. Чебурашку окрестили Друттен. По-шведски это слово переводится как «спотыкаться», «падать», что было свойственно герою.


Любопытный нюанс: на советском телевидении герои мультфильма были куклами, а на шведском – марионетками. Персонажи пели и рассказывали о жизни, но диалоги сильно отличались от аутентичных. Даже песня Чебурашки звучала совсем иначе. Сегодня Друттен – полноценный персонаж шведской мультипликации. Современные дети не знают историю его происхождения.

В 2001 году мультипликационного героя открыли для себя японцы, и в 2003 году купили у «Союзмультфильма» права на распространение этого образа в течение 20 лет. Анимационный мультик «Cheburashka Arere» транслируется в Токио с 2009 года. В 2010 году компанию персонажу составили друзья по книге Успенского. По телевизору начали показ кукольных мультфильмов на тему приключений героя. Сегодня в Японии транслируют мультфильмы «Крокодил Гена», «Советы Шапокляк», «Чебурашка и цирк».

Цитаты

Произведения советского кинематографа и мультипликации славятся цитатами, которые любят зрители. Душевные юмористические реплики западают в душу и передаются из уст в уста уже много лет. Фразы из книги, перекочевавшие в мультфильм, создают особенную атмосферу, вовлекая юную публику в сюжет.

«Молодой крокодил лет пятидесяти желает завести себе друзей».

Эта цитата порождает вопросы: сравним ли возраст крокодила с человеческими годами? Могут ли крокодилы хотеть дружить? Почему образ крокодила ассоциируется со взрослым человеком? Чебурашка задает Гене резонный вопрос о возрасте, и маленькие зрители узнают, что крокодилы могут жить до трехсот лет.


Серия мультиков о похождениях Чебурашки имеет моралистическую подоплеку. Рекомендации и советы детям преподносятся с помощью главных героев. Доброта – главная ценность для персонажей. В то же время старуха Шапокляк уверяет:

«Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя».

Неправота старушки ясна с первого взгляда, и малыши понимают, что стоит помогать друг другу. Хорошие дела непременно связаны с главной целью всех детей Советского Союза – с зачислением в пионеры. Гена и Чебурашка не являются исключением:

«Надо много хорошего сделать, чтобы попасть в пионеры», – приговаривает Гена, мотивируя Чебурашку, а заодно и публику по ту сторону экрана.

Несмотря на характерные черты советского мультипликаторского мастерства, детские фильмы о Чебурашке вызывают интерес у современных детей. Они приковывают к экранам любопытных малышей и ностальгирующих взрослых.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевск Московской области. Отец – Успенский Николай Михайлович (1903–1947), сотрудник аппарата ЦК КПСС. Мать – Успенская Наталья Алексеевна (1907–1982), инженер-машиностроитель. 22 декабря 2012 г. Эдуард Успенский отпраздновал свой 75 день рождения. У Эдуарда Успенского было два брата – старший Игорь и младший Юрий. Отец, Николай Михайлович, имел два высших образования, в свободное время предпочитал охоту, на которую иногда брал с собой сыновей, увлекался собаководством.


Когда началась война, Эдуарда вместе с братьями и матерью эвакуировали за Урал, где они прожили четыре года. Наталья Алексеевна находилась с детьми, работала в детском саду. Николай Михайлович ездил по всей стране и за свой труд был награжден орденом Красной звезды.


Э. Успенский смутно помнит период жизни, проведенный за Уралом. В один из дней произошло настоящее чудо – он и его братья получили посылку с фронта – шикарные немецкие игрушки. Это стало настоящим событием, Эдуард Николаевич на всю жизнь запомнил замечательный светофор, на котором загорались лампочки. В 1944 году семья вернулась в Москву. Э. Успенский хорошо помнит город с затемненными окнами, на каждом из которых висели черные шторы на случай бомбежки.


Вначале мальчишки не ладили: Эдуарду казалось, что на его территорию попал чужой человек. Но когда Успенский учился в 10-м классе, ребята подружились. В 1945 году Эдуард Успенский пошел в школу. Когда Эдуарду было 10 лет, ушел из жизни отец. Наталья Алексеевна вышла замуж за Николая Степановича Пронского, у которого рос сын Борис, ровесник Эдуарда.



В те годы было мало еды, зато выпускалось очень много хорошей литературы. Отчим, Николай Степанович, часто покупал книги, но вешал на шкаф замок, чтобы ребята не открыли его и не отнесли книги в магазин. Мальчишки отодвигали шкаф, снимали заднюю стенку, таскали книги, но никуда их не относили, а много читали. Именно чтение стало для них одним из любимых занятий.


Сначала Эдуард Успенский учился плохо, но в 7-м классе сломал ногу, попал в больницу и начал «читать учебники». Находясь на лечении, прочитал математику, вернулся в школу достаточно подкованным по этому предмету и начал учиться лучше всех в классе. Со временем Эдуард Успенский стал лучшим математиком школы, на всех районных и городских олимпиадах занимал призовые места, а на Всесоюзной олимпиаде за 10-й класс получил почётную грамоту, подписанную несколькими академиками. Эта грамота хранится у Эдуарда Николаевича всю жизнь.


В 10-м классе ребята увлеклись сочинением стихов и рассказов. Эдуард не остался в стороне, хотя до этого принимал участие только в оформлении стенгазет. Детские стихи Э. Успенского начали печатать как юмористические в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».


В школьные годы Успенский был пионервожатым – учась в 9–10-м классах, воспитывал ребят 3–4-х классов: брал их с собой в лыжные походы, придумывал различные игры. Благодаря его влиянию, младшие школьники стали лучше учиться. В те годы Эдуард Успенский привык работать с детьми, узнал их интересы. Все это дало толчок к его будущим сочинениям для школьников.


После окончания школы Э.Н. Успенский поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы он занимался литературным творчеством, с 1960 года печатался. Еще в студенческом театре МАИ Э.Успенский начал писать сценки для эстрады. Его сотрудничество с театром стало очень важным моментом – первое понимание тонкостей юмористических эпизодов и сценок Эдуард Николаевич получил именно там. В 1961 году Эдуард окончил МАИ по специальности «инженер-приборист». В течение трех лет работал инженером на втором московском приборном заводе, где производили автопилоты. Руководил большой группой, которая занималась гидравлической станцией.


В марте 1965 года вместе с Феликсом Камовым он возглавил авторскую группу знаменитого студенческого театра «Телевизор». Сцена театра оформлялась как большой телевизионный экран – на рамку натягивалась марля, а при определенной подсветке экран излучал голубое сияние. Молодые ребята, практически 20-летние мальчишки, при отсутствии жизненного опыта и настоящих знаний проявляли осведомленность и писали проницательную сатиру. Ничего подобного тогда не было не только на самодеятельной, но и на профессиональной сцене. «Телевизор» гастролировал в разных городах СССР. К знаменитому театру имело отношение очень много интересных людей – М. Задорнов, Л. Измайлов и другие. В 1965 году вышел сборник стихов Э.Н. Успенского «Всё в порядке». Творческий путь Э. Успенский начал как юморист.


Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым: Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым: «Чебурашка и его друзья» (1970) «Наследство Бахрама» (1973) «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др. Эдуард Николаевич получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966) «Вниз по волшебной реке» (1972)


В 1980–1990 годах он публикует серию замечательных детских книг: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зеленые Пальцы» (страшные повести для бесстрашных детей) и другие.


Во время написания исторического романа «Лжедмитрий Второй настоящий» (вышел в 1999 году) Эдуард Николаевич, для того чтобы отвлечься, придумал новый персонаж – Жаб Жабыча, не первое странное существо, созданное писателем. Жаб Жабыч – это большая разумная жаба, которая с удивительной легкостью начинает жить жизнью обыкновенного российского человека эпохи перемен, пытается зарабатывать деньги, пробует себя в политике и при этом обожает детей и собак.


Э.Н. Успенский решил создать свое издательство. Так появился «Самовар». Успенский заказал известным писателям так называемые «веселые учебники»: по математике, о декларации прав человека, программировании. Э.Н. Успенский написал учебники по грамоте и электронике, «Бизнес Крокодила Гены» учил ребят зачаткам бизнеса. Учебники раскупали, их заказывали школы, но вскоре Эдуард Николаевич понял, что работа в издательстве несовместима с писательством, и решил посвятить себя исключительно творчеству.


Э.Н. Успенский сочиняет пьесы. Его произведения переведены более чем на 25 языков и выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США и других странах. По его книгам сняты художественные фильмы: -«Там, на неведомых дорожках» (по повести «Вниз по Волшебной реке», СССР, 1982), - «Год хорошего ребенка» (по мотивам одноименной повести Э. Успенского и Э. де Грун, СССР–ФРГ, 1991).


Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик (1975). Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа [продолжение истории по повести Э.Успенского «Трое из Простоквашино»] (1976). Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка (1976). Трое из Простоквашино: [Первый фильм трилогии] (1978). Каникулы в Простоквашино (1980). Зима в Простоквашино (1984). Крокодил Гена (1969). Чебурашка (1971). Шапокляк (1974) Чебурашка идёт в школу (1983). Про Веру и Анфису (). Баба-Яга против! (1980). Зачем верблюду апельсин? (1986). Наследство волшебника Бахрама (1975). Новогодняя песенка (1983). Осьминожки (1976). Следствие ведут колобки (). Пластилиновая ворона (1981). Антошка (1969). Рыжий, рыжий, конопатый (1971). и многие-многие другие.




В свободное время Эдуард Николаевич занимается большим теннисом, летает на параплане с Крылатских холмов, любит горные лыжи, катаясь на которых получает удовольствие от быстрого скольжения. Знаменитый на весь мир детский писатель очень любит зверей – у него дома живут две собаки и птицы (попугаи, сова, ворон), за которыми под его руководством ухаживает вся семья.





Тамара Дмитриева, Владимир Кенигсон, Ирина Мазинг, Владимир Раутбарт, Владимир Ферапонтов
Режиссер: Роман Качанов
Сценаристы: Эдуард Успенский, Роман Качанов
Операторы: Теодор Бунимович, Иосиф Голомб, Владимир Сидоров
Композиторы: Михаил Зив, Владимир Шаинский
Художники: Леонид Шварцман, Ольга Боголюбова
Год: 1969-1983
Cерий: 4

Чебурашка! Это милое трогательное существо с лучистыми глазами и огромными ушами известно всем! За все время своего существования, Чебурашка успел стать не только персонажем четырех известных мультфильмов, героем множества детских развивающих игр, культурных и социальных проектов, многочисленных пародий, но даже пробился на мировой уровень, став талисманом Олимпийской сборной России.

«Крокодил Гена», «Чебурашка»

Своим появлением на свет Чебурашка обязан детскому писателю Эдуарду Успенскому. Именно он в 1966 году написал первую книгу о приключениях этого неизвестного науке зверька. Как говорится в предисловии к самой книжке, имя героя появилось благодаря детской игрушке Успенского: не то медвежонку, не то зайцу с гигантскими ушами, большими желтыми глазами и коротеньким хвостиком.

Родители мальчика на полном серьезе утверждали, что это – неизученная пока порода тропического зверька. Поэтому в своем произведении Эдуард Успенский описал Чебурашку именно как неизвестного тропического зверька, который залез в ящик с апельсинами, заснул там и в результате попал в большой город вместе с ящиком. Директор магазина, который принимал апельсины, дал ему имя «Чебурашка», потому что объевшийся апельсинами зверёк не стоял на ногах и постоянно падал (чебурахался).

«Крокодил Гена», «Чебурашка»

А известный нам сегодня образ Чебурашки был создан художником-мультипликатором Леонидом Шварцманом. Со старухой Шапокляк тоже получилась интересная история. Как известно, слово «шапокляк» в переводе с французского, означает «складной цилиндр».

Поэтому изначально Леонид Щварцман рисовал Шапокляк барышней худой, в темных одеждах, с длинным носом и седым пучком волос на голове. Однако, чего то недоставало… Однажды художник вспомнил о своей теще и пририсовал старухе Шапокляк тещины щеки и удивленные большие глаза. Следом прибавил кружевное жабо, манжеты и шляпку – получилась вылитая теща художника.

Песня Чебурашки

Голубой вагон

Худсовет был в восторге – замечательная старуха Шапокляк получилась! С Крокодилом Геной было легче. Все же крокодил, как говорится – и в Африке крокодил. Кстати, при ближайшем рассмотрении ученые признали в образе Крокодила Гены совсем не крокодила, а… аллигатора!

«Крокодил Гена», «Чебурашка»

А вы знаете что? Первый мультик «Крокодил Гена» редколлегия «Союзмультфильма», которая была связана с КГБ забраковала. В строительстве дома друзей она увидела аналогию со строительством СЭВ и мультфильму присвоили третью, самую низкую категорию проката. В результате чего творческая группа мультипликаторов не получила за картину ни одной премии, а сам фильм не был рекомендован для широкого проката.

При представлении второго мультфильма – «Чебурашка» редколлегия опять узрела крамолу. Эта серия, по их мнению «порочила пионерскую организацию». Пришлось режиссеру картины Роману Качанову в срочном порядке вставлять в мультфильм реплику: «В пионеры берут самых лучших».

Несмотря на то, что после выхода первого мультфильма про Чебурашку, персонаж стал очень популярен среди советского народа, мультик пытались запретить.

«Крокодил Гена», «Чебурашка»

Одна из газет вышла с «обличающей» статьей, заголовок которой гласил: «Кто усыновит Чебурашку?» В ней популярно объяснялось, что Чебурашка — беспризорник, который не имеет родины!

Да и крокодил Гена тоже не образец для подражания, он видите ли ищет друзей по объявлениям, а все знают, что советский человек ищет их в коллективе! Чебурашку очень любят не только у нас, но и в Японии. Еще бы, ведь он выглядит, как типичный японский герой: огромные глаза, маленький рот. Японцы ласково называют его «русским чудом» Чеби.

Кроме того, песня Крокодила Гены была также переведена на финский язык, а также на английский, шведский, немецкий, болгарский, польский и другие языки. Мультфильмы Романа Качанова «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» в разное время выходили на экраны каждой из этих стран. На летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах был выбран талисманом Олимпийской сборной России.

На зимних Олимпийских Играх 2006 года символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех. На летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине Чебурашку «одели» в красный мех. На зимних Олимпийских Играх 2010 Чебурашка-талисман стал обладателем синего меха.

Литовские детишки называют Чебурашку — Кулверстукас, а шведские — Друттен. Именно так имя героя переводится на их родные языки. В 2005 году в связи с проведением благотворительной акции для детей-сирот «День рождения Чебурашки» Эдуард Николаевич Успенский объявил, что Днем рождения Чебурашки считается 20 августа.


Надо сказать, что этот простой вопрос (вернее, ответ на него) не такой уж и однозначный, как покажется на первый взгляд. Забавный герой литературных произведений, мультфильмов, по совместительству являющийся официальным символом российской сборной на олимпийских играх, стал в свое время камнем преткновения сразу нескольких судебных споров. О том, почему это произошло, и кто на самом деле придумал Чебурашку, попробуем рассказать в нашей статье.

Литературный персонаж

С одной стороны, это образ книжный. И придумал его писатель Эдуард Успенский. Желтые глаза (как у филина). Круглая большая голова (как у зайца). Хвостик пушистый и коротенький (как у маленького медвежонка). Кстати, в первых выпусках книжки о Чебурашке и Крокодиле Гене, изданной еще до появления знаменитого мультфильма в 1966, зверек выглядел по-другому. Так его образ увидели два других художника Алфеевский и Калиновский. Коротко можно сказать: совсем не похож!

Герой мультфильмов

Светлый и незабвенный образ Чебурашки из советского мультика, вышедшего в свет в 1969, создал художник-мультипликатор Леонид Шварцман (настоящее имя — Израиль Аронович Шварцман). И после этого во всех остальных мультфильмах про Чебурашку именно этот гениальный советский художник создавал персонажей. Так что право на мультипликационного зверька принадлежит именно ему.

Происхождение имени

По сказке Успенского, неизвестный зверек при транспортировке вместе с апельсинами норовил «чебурахнуться», то есть упасть, попросту говоря. Отсюда и имя — Чебурашка. В словаре Даля понятие «чебурахнуться» описывается как: «грохнуться», «растянуться», «упасть». А слово «чебурашка» означает: куколка типа ваньки-встаньки, которая, как ее ни бросай, становится на ноги.

Дележ бренда

Судебные процессы между Успенским и Шварцманом начались после распада СССР, в девяностые. Пик пришелся на 2004-2007 годы. Художник обращал внимание на то, что образ Чебурашки в первых изданиях книг значительно отличается от нарисованного затем героя мультфильмов. И разница однозначно присутствует. Поэтому разумно все же говорить о двух разных авторских персонажах: герое мультфильмов и литературном герое.

Как рассказал Эдуард Успенский, образ Чебурашки родился благодаря однажды увиденной им картине: "Я был в гостях у моего друга и увидел маленькую девочку, одетую в толстую шубу с большим воротником. Шуба была девочке велика, и она постоянно падала - шагнет шаг и упадет. Мой друг сказал: "Ой, чебурахнулась!" Так я первый раз услышал это слово".

Согласно Толковому словарю Владимира Даля, слово "чебурашка" обозначало "куколку, ваньку-встаньку, который сам вставал на ноги, как его не бросай". Глаголы "чебурахать" и "чебурахнуть" употреблялись в значении "бросить, кинуть, опрокинуть с громом, грохнуть, шлепнуть".

Благодаря стараниям художника Леонида Ароновича Шварцмана Чебурашка стал одним из самых любимых мультипликационных героев СССР. "В процессе создания фильма хвостик отпал. У мультипликационного Чебурашки глазки как у человеческого ребенка. У него появились большие уши, обрамление вокруг личика. И, конечно же, пришло обаяние, которого в рисунках других художников нет", - отмечает Шварцман.

Слово "чебурашка" существует довольно давно, и придумал его, вопреки бытующему мнению, не писатель Эдуард Успенский. В "Толковом словаре живого великорусского языка", составленном В.И. Далем, сообщается, что "чебурашка - это старинная игрушка, куколка, ванька-встанька, которую как ни кинь, все равно на ноги встанет".

Другой ученый - лексикограф С.И. Ожегов в своем "Словаре русского языка" приводит два слова, употребляемые в просторечии - чебурахнуть и чебурахнуться, близкие к значению "бросить, упасть или удариться с шумом".

Известно, что в старом цирке клоунов-акробатов называли чебурашками. С целью рассмешить зрителей они чебурахались на арену, т.е. с визгом, воплями падали в опилки и барахтались в них, стараясь уморить публику смехом.




Так что Эдуарду Успенскому принадлежат сюжет книги и ее написание, а имя своему герою он дал, воскресив к жизни давно забытое слово.