Загадка танца пчел. Как понять язык пчел? Учимся чить звуки, запахи, движения пчел Что такое язык пчел

Язык пчел

Сколько возражений и насмешек вызвали в свое время работы Фриша, посвященные танцам пчел! При этом многие думали, что речь идет о трудах относительно новых, а ведь в действительности первые публикации по этому вопросу вышли еще в 1926 году. К тому же Фриш писал только по-немецки, а в послевоенной Франции лишь немногие из научных работников нового поколения знают немецкий язык.

Помню, как я был поражен, когда, получив в центральной библиотеке Музея естественной истории несколько старых трудов Фриша, увидел, что я первый разрезаю их страницы.

Основное понятие, которое никак не хотели признать, было Bienensprache - язык пчел. Надменные лингвисты (знавшие о Фрише только из двух-трех популярных статей) сейчас же принялись поучать нас, толковать о том, чем является язык и чем он не является, и по каким причинам пчелы навсегда лишены права говорить. Нужно сказать правду: факты, о которых писал Фриш, были беспримерными в биологии - пчелы -разведчицы указывают своим соплеменницам направление, ведущее к найденному источнику корма, и расстояние до него, и информацию об этом несет ритм и направленность специального, исполняемого на сотах танца. У тех, кто читал подобные заявления, буквально валился из рук ныне ставший знаменитым журнал со статьями Фриша - «Известия сравнительной физиологии» (Zeitschrift f?r vergleichende Physiologie).

Но вот наконец Торпе (Кембридж) пожелал увидеть все своими глазами. В один прекрасный день он прибыл в Тироль, где в Брюнвинкле проводил свой отпуск Фриш, и с места в карьер попросил его показать свои знаменитые опыты. «Это легче легкого, - ответил тот. - Все, что вам нужно, это улей со стеклянной стенкой, угломер и часы с секундной стрелкой. Я поставлю где-нибудь в парке мисочку с сиропом, а вы разыщете ее, руководствуясь теми указаниями, которые дадут вам сами пчелы». После этого Фриш удалился, а Торпе остался, как вы можете себе представить, в некоторой растерянности. Ну да что там! Попытка не пытка. И вот хронометр и угломер показывают ему, что пчелы сигнализируют: это отсюда в 400 метрах, под углом 30°, влево от солнца. Торпе идет в этом направлении: триста пятьдесят метров, четыреста… Он останавливается, сердце его замирает от того ощущения необычного, какое иногда приходится испытывать биологам, - мисочка здесь, он чуть не наступил на нее.

Конечно же, англичанин вернулся, преисполненный энтузиазма, и после его рассказов многие биологи призадумались, не стоит ли, в свете опытов, проверенных Торпе, повнимательнее перечитать номера «Zeitschrift f?r vergleichende Physiologie». Сражение было выиграно. Опыты и теории Фриша получили всеобщее признание, более того, нашлись биологи, например Бирюков из Фрибурга на Брисгау, которые и у некоторых других насекомых обнаружили, правда в зачаточном состоянии, язык танцев. В научных журналах ежегодно публикуется по нескольку больших сообщений, посвященных танцам пчел; на них следует остановиться подробнее.

Танец пчел – это специфический вид коммуникации, используемый насекомыми в процессе сбора нектара. Он уникален и характерен исключительно для пчел, которые собирают провизию и пыльцу на большом расстоянии. Пчёлы в поисках медоноса разлетаются на расстояние до двух километров от улья. С помощью языка танца медоносная пчела доносит до рабочей пчелы подробную информацию о том, где находится медонос.

Расшифровка кругового танца

Сбор нектара начинается в хорошую погоду и рано с утра. Пробный вылет происходит на расстояние в 100 метров, если разведчики нашли там поляну с большим количеством цветов, то они возвращаются назад и танцуют на сотах. Первые движения пчёл осуществляются слева направо, описывая полный круг, а затем аналогичные действия производятся в обратном направлении. После этого рабочие пчёлы окружают группу разведчиков и обнюхивают их брюшка с помощью своих усиков.

Круговой танец информирует членов семейства о том, что разведчики обнаружили расположение источника с большим количеством нектара и пыльцы поблизости от домика. При этом разведчики не сообщают точного направления, поэтому рабочие ориентируются на запахи, исходящие от цветов и растений. Виляющий танец исполняется при расположении источника провизии на расстоянии свыше двух км.

Значения танца для пчел

Подобный способ передачи данных является своеобразной системой навигации (компасом), так как разведывательная группа летит по направлению к медоносу. При этом танец на летке является более ценным и информативным, чем на сотах. Это объясняется тем, что они располагаются сверху вниз и поэтому пчёлы вынуждены танцевать в вертикальном положении, а оно усложняет расшифровку и восприятие информации.

Дополнительные неудобства создаёт и то, что в жилище не попадают солнечные лучи. Однако это несильно мешает нормальной навигации насекомых, поскольку передвижение осуществляется по закону «силы тяжести», при котором танец изображает прямую линию, соединяющую домик и световой поток.

Если разведчик начинает вилять брюшком и направляется вверх по соте, остальные понимают, что необходимо двигаться в направлении солнца. Если ведущее насекомое движется прямо, это значит, что остальным нужно двигаться в обратном от солнца направлении. Отклонения влево или вправо говорят о необходимости поворота в ту или иную сторону от солнца.

С помощью языка танцев пчёлы запоминают место нахождения источника пищи и в качестве ориентира используют солнце, вместе с направлением, показанным в процессе танца.

Восприятие пространства пчелой

У пчёл удивительная биология, которая помогает им не только собирать нектар, но и отлично ориентироваться в пространстве. Анализ полученных данных осуществляется с помощью омматидиевых глаз, реагирующих на потоки света. Глаза обладают светопреломляющими свойствами и воспроизводят окружающее пространство в виде отдельных объектов. Такое воспроизведение получается из-за мозаичнообразного строения глаз, каждый из которых отделён от других черными клетками.

Из-за этого пчеле не составляет трудностей определить путь к дому, а также полянам с цветами и растениями в безоблачную и ясную погоду. Однако и в отсутствии солнца насекомое может ориентироваться в пространстве с помощью поляроида при наличии минимального просвета.

На видео можно посмотреть этот необыкновенный и прекрасный танец.

Видео: танец пчел

Танец в улье при темноте

При темноте для передвижения по жилищу и сообщения об источниках пищи ориентируются по солнцу, при этом выполняются немного иные движения, нежели при наличии света:

  • движение по прямой линии сверху соты вниз с опущенной головой информирует остальных пчёл о том, что объект находится в противоположной от солнца стороне;
  • движение с поднятой головой, сопровождаемое вилянием брюшка, говорит о необходимости движения к солнцу.

Кто открыл пчелиный язык?

Открытие пчелиного языка принадлежит австралийскому учёному-зоологу Карлу фон Фришу. В рамках своих исследований он обнаружил, что для коммуникации внутри пчелиного семейства используется своеобразная азбука жестов, которые отображаются в некотором подобии танцевальных движений.

Значение при роении

Такой своеобразный способ коммуникации очень важен в процессе роения, так как большинство насекомых предпочитает оставаться поблизости от дома, в то время как разведчики совершают постоянные вылеты для поисков места для строительства нового гнездовья. Пчёлам необходимо связываться между собой, и для этого используется, казалось первоначально необычный, но эффективный способ указать путь.

Пчелы собирают нектар на большом расстоянии до двух километров от улья. Насекомым нужно как-то сообщить своей семье, где находится медонос, для этого они используют свой язык – танец пчел. С помощью его разведчица говорит сборщице, где именно находится корм и как к нему долететь. Существует два вида танцев – виляющий и круговой, таким образом, насекомые между собой общаются. Также выделяют вихревый, который подает сигнал о роении.

Расшифровка кругового танца пчел

В ясную погоду насекомые активно собирают нектар, если они обнаруживают, что за 100 метров находится большое количество цветов, они прилетают в улей, и начинают на сотах танцевать, при этом по кругу бегают – сначала делаю круг влево, затем вправо. Все остальные начинают окружать пчелу, затем направляются за ней, при этом с помощью своих усиков, нюхают брюшко разведчицы.

Этот танец говорит, что пчела нашла большое количество нектара и пыльцы недалеко от улья. Но при этом насекомое не говорит, куда именно лететь, в каком направлении. Все остальное пчелы понимают сами, с помощью аромата цветов, который остался на брюшке разведчицы.

После важного сообщения все работящие летят за добычей, найти место им помогает запах, который запомнился ими. Когда насекомые возвращаются с нектара в ясную погоду, они в летке сразу же начинают бегать по сотам вверх. Затем отдают собранный мед. После того как они освободились, танцуют кругом, при этом быстро бегают, могут поворачивать в разные стороны.

Разведчицы танцуют среди большой массы пчел, таким образом, завлекают других. Кружатся насекомые чаще всего считанные секунды, очень редко время может достигать одной минуты. После того, как танцовщица останавливается, может выделить небольшое количество собранного меда и продолжает свой танец. Когда заканчивает его, стремительно летит к летку, затем на работу к цветам и приносит еще пищи. После каждого возвращения, пчелы обязательно танцуют на сотах.

Круговой танец, кроме того, что показывает, где пища, он еще готовит насекомых к работе. После него, можно увидеть, что они себя чистит, приближается к летку и вылетает с дому. Затем его догоняют и другие работящие пчелы. После того как они возвращаются домой с грузом, также начинают активно танцевать, таким образом, еще больше насекомых присоединяется к ним. Танец всегда говорит об огромном взятке. Но при этом разведчица не летит с другими, они сами должны понять, куда им направляться.

Характеристика виляющего танца пчелы

Во время этого танца, насекомые начинают вилять своими брюшками, но это они делают, только бегая прямо, танец пчел похож на восьмерку. Взмахи брюшка говорят, где находится медонос, чем их больше, тем он ближе.

  • Когда насекомое за 15 секунд начинает рисовать до 10 кругов, значит, еда находится очень близко – приблизительно 100 метров от улья.
  • За 15 секунд рисует 7 кругов, пища расположена на расстоянии 200 метров.
  • Если 4, 5 круга – это 1 км, два круга – 6 км.

Немаловажную роль играет и ветер в данной ситуации, если он встречный, он может замедлить темп, попутный ускорит. Если насекомые летят против ветра и он при этом сильный, разведчицы могут немного преувеличить расстояние. В случае попутного ветра, показывают меньшее расстояние.

С помощью танца пчелы могут рассказать, в каком направлении находится нектар. Если поверхность горизонтальная, танец происходит у летка, при этом линия, которая соединяется восьмерка, направляется в ту сторону, где находится пища. Когда пчела танцует прямо, она будет бежать в нужную сторону. Работящий вид внимательно все изучают, может запомнить показанный угол у летка, затем начинает лететь за взятком. Так танцуют в ясную погоду при чистом небе и солнце. В улье все происходит иначе.

Танец в улье при темноте

В темноте пчелы не могут видеть, но они используют все свое осязание и обоняние в данной ситуации. При этом могут выполнять такие движения:

  • Пчела опустила голову вниз бегает по соте прямолинейно, насекомые понимают, что пищу нужно добывать в противоположной солнечной стороне.
  • Если бегает, при этом виляет брюшком, голова поднята вверх, нужно двигаться к солнцу.

Уже доказано, что насекомые не сообщают о высоте своей цели в танце. Для этого проводились опыты, когда кормушки специально привязывали высоко, разведчицы не сообщали об этом.

Значения танца для пчел

С помощью такого своеобразного языка, пчела запоминает, где находится пища, чтобы не заблудится, ориентируется по солнцу в небе и том направление, которое прямолинейно изображалось во время танца.

Такой метод передачи информации является компасом, потому что она летит только по направлению. Танец на летке дает насекомым больше информации, чем на сотах, потому что они размещены сверху вниз, и пчелам нужно танцевать вертикально, так понять о месторасположении тяжелее.

Тем более в улье нет солнца, но пчелы не теряются, они направляются с помощью закона «сила тяжести», при этом танец изображает прямую, которая соединяет улей и солнце. Когда пчела виляет и бежит вверх по соте, значит, нужно лететь к солнцу, именно там находится корм. Когда бежит по прямой, значит, нужно лететь против солнца. В том случаи, если насекомое отклоняется влево или вправо, необходимо учитывать это и отклонятся от солнца в нужную сторону.

Восприятие танца пчелой

Насекомые могут анализировать информацию за счет своих омматидиевых глаз, с помощью их они чувствуют солнечное направление. В состав омматидия входит сетчатка, конус, хрусталик. Глазик у пчелы является светопреломляющим. Изолируют его черные клетки. При этом изображение у пчелы не является цельным, оно имеет мозаичный вид, каждый глазок видит отдельный объект.

Таким образом, пчела может без проблем найти дорогу к улью, нектарным цветам в ясную погоду, с помощью поляроида насекомое ориентируется и без солнца, но для этого все равно нужен небольшой просвет.

Биолог Кальмус решил это проверить. Он перевез из северного полушария в Южную Америку семью пчел, после чего они полностью утратили способность ориентироваться. Между тем местные пчелы, четыреста лет назад завезенные из Португалии в Южную Америку, отлично ориентируются. Отсюда следует, как считает Кальмус, что в «знании» пути, по которому движется солнце, есть что-то врожденное и что пчелам, вывезенным из северного полушария европейцами-завоевателями, понадобился весьма длительный срок, чтобы столь радикально измениться. Линдауэр с этим не согласен: он полагает, что Кальмус вел свои наблюдения недостаточно долго. Если следить за перемещенными пчелами дольше, то вначале по их поведению, действительно, будет заметно, что они дезориентированы, но пройдет четыре-пять недель, в семье появятся молодые пчелы, никогда не видевшие солнца в северном полушарии, и все придет в норму.

Диалекты

Вот что взбудоражит лингвистов: помилуйте, как можно применять такое слово, говоря о пчелах?! Попробуем все-таки разобраться: все породы пчел (а их в наших широтах насчитывается пять или шесть) в тех случаях, когда корм находится поблизости, танцуют просто, совершая круг на сотах. Предельное расстояние, при котором мобилизующий круговой танец сменяется большим направляющим танцем в форме «8», не одинаков у разных пород. Даже «темп» бывает различным: быстрее всего танец краинских пчел, за ними, далеко позади, следуют пчелы немецкие и тельенские, затем - итальянские и, наконец, особо медлительные кавказские. Пчеловоды умеют формировать из различных пород население одного улья. Если вести запись ошибок, совершаемых пчелами, можно увидеть, что они перестают «понимать» друг друга: краинская пчела, например, не способна расшифровать танец разведчицы-кавказянки; ведь для оповещения об одном и том же расстоянии пчелы этой породы танцуют гораздо медленнее, чем ее соотечественницы.

Диалоги

«Ну уж теперь вы перешли все границы», - скажут лингвисты. И тут же займутся определением понятия «диалог», применимого только к человеку, да еще примутся убеждать нас в том, в чем многие и без того твердо убеждены: язык танцев пригоден только для того, чтобы оповещать пчел о месте, где находится нектар. Между тем все обстоит совершенно иначе, и мы убедимся в этом, наблюдая обмен информацией у отроившихся пчел. Пока рой еще в улье, разведчицы не- которое время ведут поиски, но ищут не корм, а пристанище. Линдауэр задумал выяснить, чем определяется их выбор. Он перевез на один остров в Балтийском море, совершеино лишенный растительности, несколько различных предметов, которые, как он полагал, могли послужить убежищем для роя. Сюда же он перевез несколько ульев с готовыми к роению пчелиными семьями. Именно здесь и удалось очень скоро выяснить, что пчелы предпочитают старые плетеные ульи деревянным, что рои выбирают места, защищенные от ветра и расположенные неподалеку от прежнего улья. Лучше, кроме того, если новое убежище затенено, в него не должны иметь доступ муравьи. Рой, вылетев из улья, собирается где-нибудь поблизости, повисая на ветке дерева. Для того чтобы рой выбрал себе пристанище, разведчицы исполняют на поверхности клуба танцы и танцуют, если нужно, целыми днями, постоянно отражая в танце изменения в поло- жении солнца в течение дня. Линдауэр, хорошо изучивший вкусы пчел, довольно жестоко поступил с ними, дав возможность сразу двум разведчицам открыть два равноценных по удобству убожища, расположенных в двух противоположных направлениях. Оказалось, что, если одна из разведчиц менее настойчива, она вскоре прекратит танец, полетит в направлении, указанном ее «собеседницей», и постепенно примирится с этим. Но если обе пчелы-разведчицы проявят одинаковое упорство, то рой разделится на две группы и полетит в двух противоположных направлениях. Беда, по правде говоря, не гак уж велика: ведь одна группа пчел неизбежно окажется без матки (матка-то всего одна) и не замедлит присоединиться к другой группе в избранном ею убежище.

сайт - Язык природы бесконечно разнообразен: он может быть быть химическим, электромагнитным, звуковым, световым, языком телодвижений и др.

За последние десятилетия ученые сумели расшифровать достаточно языков, чтобы понять всю сложность эволюционного разнообразия коммуникации в природе.

Так, в 20-х гг. прошлого века немецким зоологом Карлом Фришом был открыт язык пчел.

Сам факт способности пчел передавать информацию о месте массового цветения и наличия у пчел-разведчиц стереотипных повторяющихся движений зафиксирован еще в 1788 г., однако Фриш впервые исследовал это явление именно как язык. Это язык звуков, жестов, запахов.

Оказывается, общение пчел происходит посредством специфических замысловатых жестов и движений, похожих на танцы. Такими своеобразными танцами, к примеру, пчела-разведчик может сообщить своим сородичам информацию о ближайшей поляне полной нектарных цветов, расстоянии и направлении к ней.

Пчела-разведчица, обнаружив цветущее поле, толкается в соты своих подруг, сообщает им о находке и в сильном возбуждении начинает танцевать - вилять кон¬чиком брюшка в разные стороны. Чем ближе место находки от улья, тем активнее ее движения. Танцуя, она делает несколько шажков в определенном направлении по прямой, резко поворачивает в сторону, затем снова повторяет танец - и так до 20 раз.

В полной темноте улья подруги не увидели бы танца разведчицы, но они прикасаются к ней усиками и повторяют его, а после нескольких повторений летят к указанному месту. Расстояние до него они определяют по ритму танца, по времени исполнения фигур, причем время это измеряется с феноменальной точностью - до 0,01 секунды. Начало и окончание фигуры танцовщица регистрирует жужжанием крылышек.

Пчела-разведчица с большой точностью указывает место¬положение кормового участка и ориентируется по солнцу. Если участок находится по направлению к солнцу, то, тан¬цуя, она движется сверху вниз, при направлении от солн¬ца - снизу-вверх, при других направлениях делает любой угол между положением солнца и источником пищи. Величи¬на угла, определяемая фасетками глаз, удивительным обра¬зом транспонируется (перекладывается) на силу тяжести, которую пчелы отлично различают. На горизонтально лежа¬щих сотах не нужно никакого транспонирования. Пчела просто указывает направление источника питания. Если по¬вернуть соты, не меняя горизонтальной плоскости, то она, подобно магнитной стрелке компаса, поворачивается на най¬денный корм. Расстояние до источника корма не свыше 100 м вообще не дается разведчицей, а указывается лишь наличие его. Какие найдены растения, пчелы узнают по аро¬матам, которые она принесла на своем теле. При полетах дальше 100 м сигнализируются не только расстояния и направления, но и сила встречного, бокового или попутного ветра. На этот фактор, как и на другие, мешающие или спо¬собствующие полету, в сообщениях пчел даются поправки - расстояние или удлиняется или укорачивается в зависимости от того, какие трудности придется преодолеть в пути. С биологической точки зрения это вполне понятно: для пчел важно знать, сколько потребуется времени и силы для до¬стижения цели. А биологические часы у них работают пре¬восходно.

Интересно, что пчелы не только точно придерживаются указанного курса, но и ориентируются по высоте стояния солнца, если оно даже закрыто облаками. Это загадочное явление связано с тем, что пчелы руководствуются ультрафиолетовым и естественно поляризованным светом. Ультра¬фиолетовые лучи, как доказал Карл Фриш (1959), проника-ют даже через сплошной облачный покров, и поляризован¬ный свет, волны которого колеблются в одной плоскости, пробивается через малейшие просветы в облаках. Глаз пчелы, состоящий из пяти тысяч фасеток, играет роль ана¬лизатора. Имея такой чудесный оптический прибор, пчела по любому участку ясного неба определяет положение солнца на горизонте. Человек может сделать это только с помощью приборов.

Кроме дневного небесного светила, ориентирами для пчел служат и более простые указатели: рельеф местности, запа¬хи, различные предметы и их окраска. Пчела наверняка до¬пустит ошибку и залетит в рядом стоящий чужой улей, если его окрасить в соответствующий цвет.

Танцевальный язык очень нужен пчелам также во время роения. Прежде чем покинуть обжитое убежище, нужно по¬добрать новое со всеми удобствами и тогда уже переселяться. Новый дом должен иметь достаточную жилплощадь, в него не должна проникать вода и дуть ветер, нужно, чтобы в нем хорошо пахло и не было муравьев - ненужных сожителей. На подыскание жилья в разные стороны вылетает целая бригада пчел. Они тщательно осматривают каждое дупло в дереве, дыру в стене, а то и скворечник. Каждая разведчица своими танцами докладывает улью результаты обследования. Поскольку дело очень важное, танцы длятся не одну-две минуты, как при сборе нектара, а часами (иногда по двад¬цать часов кряду).

За это многочасовое выступление разведчицы во мраке улья солнце пройдет большой путь по небо¬своду. Казалось бы, угол между положением солнца на горизонте и направлением к новому дому, куда показывает пчела, должен сильно измениться, и ее сообщение уже не имеет никакой ценности. Но этого не бывает. Внутренние биологические часы с точностью до одной сотой секунды со¬общают пчеле, сколько прошло времени с тех пор, как она подлетела к улью и на какой угол за это время перемести¬лось солнце.

Как показали длительные наблюдения, пчела-разведчица, сообщая танцами азимут направления, непрерывно меняет направление в строгом соответствии с движением солнца.

Следует заметить, что открытие Фриша было признано отнюдь не безоговорочно. В 60— 70-е годы разгорелась бурная дискуссия по поводу того, действительно ли пчелы передают информацию с помощью системы дистанционного наведения, включающей абстрактные символы, или они в какой-либо форме используют пахучие вещества. Было высказано предположение о том, что идеальным разрешением этого спора были бы результаты, полученные с помощью пчелы-робота — модели, изготовленной для выполнения танца под контролем человека.

В 1992 году ученые из Дании создали пчелу-робота, обученную всем движениям «танца» языка общения, которые описал зоолог Карл фон Фриш. И что удивительно, наблюдавшие за «танцами» пчелы-робота настоящие насекомые полетели именно в то место, которое было указано в описаниях австралийского зоолога, разгадавшего язык этих удивительных насекомых. Так был подтвержден сам факт использования пчелами «языка танцев». Расшифровка этого языка до сих пор не завершена. Новые исследования в этой области приносят интересные результаты, но они же ставят и новые вопросы.