Что такое датчик егр на авто. Все о EGR: назначение и принцип действия. Что такое EGR в дизельном двигателе.

При создании современной техники конструкторы используют для улучшения экологической составляющей двигателей, в плане уменьшения выбросов с продуктами сгорания окиси азота, различные узлы. — один из таких узлов, представляющий обычный перепускной клапан, который может либо пропускать часть отработанных после процесса воспламенения в камере сгорания газов из коллектора обратно в подающую магистраль для повторного смешивания с топливно-воздушной смесью (при его исправности), либо нет в противном случае. Во втором случае блок электронного управления двигателем на табло компьютера автомобиля выдаст ошибку соответствующего содержания.
Признаками неисправности клапана ЕГР будет частая остановка двигателя, плавание оборотов двигателя на холостом ходу, детонация и «троение», рывки при движении автомобиля, потеря мощности в двигателе при разгоне.
В дизельном автомобиле клапан ЕГР требует большего внимания, чем в бензиновом. Его рекомендуется очищать от нагара и отложений регулярно через 60-100 тысяч пробега, так как в дизельном топливе содержится больше примесей, оседающих при высоких температурах на стенки и шторку клапана, что приводит к нарушению его работы и поломке.

Этот случай возникает, когда наш обычный маршрут находится в городском цикле, циркулируя с двигателем при низких оборотах и ​​работая с клапаном. При низких оборотах сгорание менее эффективно и образуется больше древесного угля, который накапливается в клапане, даже заставляя его полностью застревать и не может выполнять функции, посылаемые блоком управления. Мы заметим потерю мощности, тянущуюся или затрудненную работу при холоде.

Чтобы избежать этой проблемы, в отличие от обычных рекомендаций, нам нужно двигаться с двигателем более «весело». Это приведет к свежему воздуху при сгорании и очистке клапана. Мы также можем выполнить очистку клапана в нашей мастерской, чтобы предотвратить поломку.

Как почистить клапан ЕГР?


Очистка клапана ЕГР

Очистку выполняют механическим путём, удаляя отложения маленькой металлической щёткой, а промывка производится очистителем «WD», предназначенным для снятия ржавчины и отложений с металлических деталей. Затем клапан ЕГР можно изнутри протереть ветошью с растворителем.
Ремонт ЕГР на дизеле заключается в очистке соленоида (если он имеется), который представляет собой небольшой фильтрующий элемент, предназначенный для защиты от попадания в вакуумную систему загрязнений.

Отключение клапана ЕГР

Эта система является одной из тысяч, которая должна использовать дизельные двигатели в соответствии с правилами. Мы постоянно меняемся, постоянно развиваемся. На протяжении всей нашей жизни мы проходим различные процессы, в которых наши вкусы и предпочтения меняются даже невольно, не осознавая этого. Мы больше не покупаем то, что хотим, или считаем, что нам нужно, но теперь они говорят нам, что нам нужно, и что нам нужно делать. «Бум», который дизельные автомобили жили в конце 1990-х годов и по сей день, является хорошим примером этого, настолько, что он полностью трансформировал европейский автомобильный флот, даже подразумевая, что бензиновые двигатели считали свои дни.

Клапан ЕГР нуждается в периодической очистке

Его и требуется очищать. Чтобы промыть клапан ЕГР от гари, его необходимо снять и обработать через отверстия аэрозолем для прочистки карбюраторов, затем поместить в небольшую ёмкость с осветительным керосином. Далее разбираем, открутив четыре болта, и очищаем внутри.
Такое обслуживание поможет вам устранить симптомы неисправности клапана ЕГР, восстановить его работу.

Что в ней можно и нужно обслуживать?

Но картина меняется. Из-за правил борьбы с загрязнением дизельные двигатели становятся все более сложными. Что становится большим количеством сбоев и большей стоимости. Предполагаемые преимущества дизеля начинают подвергаться сомнению. С 90-х годов, приблизительно, существует большая проблема с окружающей средой и с созданием объектов, которые наносят ущерб нашей планете как можно меньше. Конечно, с автомобилями было бы исключение, поскольку они всегда характеризовались выбросом в нашу атмосферу большого количества углекислого газа и других загрязняющих газов.

Как проверить клапан ЕГР на дизеле?

Для этого нам потребуется пальцем руки надавить снизу на рабочую шторку клапана, при этом она должна двигаться свободно и не застревать. Дальше необходимо запустить двигатель, немного подождать и снова снизу — вверх переместить диафрагму в клапане. При исправном клапане двигатель обороты должен снизить, а может и вообще заглохнуть, так как смесь из-за избытка кислорода обеднеет. Если этого не произошло, значит трубка клапана засорена отложениями продуктов горения и требует очистки.

Производители автомобилей не глупы, поэтому они не позволят клапану ограничить мощность своих автомобилей. Когда вы полностью разгоняетесь, клапан остается неактивным, поэтому сгорание горячее и мощное. Это делается следующим образом: если у вас есть старые автомобили с вакуумным клапаном, вы должны отключить трубки, идущие к этому клапану, и закрыть как клапан, так и вакуум. Для большинства современных автомобилей это делается с помощью электроники автомобиля, в которой компьютер подключен к конкретному программному обеспечению каждого автомобиля и отключен. Теперь давайте посмотрим на последствия его недействительности. Положительный: Снижение расхода топлива, меньше пробоев двигателя, вы избегаете необходимости чистить клапан каждый бит и больше мощности. Отрицательные: выбросы загрязняющих газов, увеличение шума двигателя и некоторые проблемы в электронике некоторых транспортных средств. Что происходит, когда вы полностью ускоряетесь? . Он служит для сокращения выбросов оксидов азота.

Чтобы убедится, что вакуумная система клапана исправна, необходимо завести двигатель и, доведя до 2000 оборотов в минуту, снять трубку вакуума и закрыть её пальцем. При ощущении в трубке разрежения следует знать, что причина неисправности в самом клапане ЕГР.

Как выполнить удаление клапана ЕГР?


Он использует часть выхлопного газа для подачи топлива. Блок управления двигателем регулирует скорость рециркуляции отработанного воздуха с учетом частоты вращения двигателя, количества всасываемого воздуха, температуры всасывания воздуха, количества впрыскиваемого воздуха и давления воздуха.

Синоптическая рециркуляция выхлопных газов. Он расположен в нижней части двигателя, на выходе из теплообменника для рециркуляции выхлопных газов. Блок управления управляет работой двигателя для клапана рециркуляции газа. В зависимости от степени открытия клапана будет протекать более или менее выхлоп.

Отключение клапана ЕГР

Для этого не обязательно его демонтировать. Просто необходимо по диаметру отверстия в месте установки клапана поставить круглую заглушку из тонкой стали, что полностью отключит его от выпускного коллектора. Ну а ошибку на табло бортового компьютера можно снять на специализированных СТО при прошивке блока управления.
Но если вы выяснили, что не работает клапан ЕГР, то его необходимо заменить. Ведь при длительных поездках с отключенным клапаном ЕГР повышенная температура сгорания топливно-воздушной смеси в двигателе приведёт к прогоранию впускного клапана.

Блок управления измеряет количество газов, которые рециркулируются в каждый момент времени, воздействуя на мотор-редуктор с фиксированным частотным сигналом и коэффициентом переменной продолжительности. Он питается от 5 В и подключается к заземлению устройства.

Охлаждение для рециркуляции газа. Это теплообменник, который охлаждает выхлопные газы через охлаждающую жидкость двигателя. Это уменьшает выбросы азота в атмосферу. Пневматический клапан воздействует на заслонку газового дефлектора. Таким образом, у нас есть два варианта: один из них, чтобы очистить его, что мы можем сделать сами, если мы немного удобны в механике, или отвезти нашу машину в мастерскую доверия, чтобы заменить ее, или если это возможно, что мы ремонтируем, но последнее Уже усложняется, поскольку обычно заменяется.

Система рециркуляции отработавших газов ЕГР (англ. Exhaust Gas Recirculation) является решением, которое снижает уровень оксидов азота в отработавших газах бензинового или дизельного двигателя. Данная система применительно к современным ДВС отсутствует только на бензиновых .

Для выдвигаются различные требования касательно стандартов токсичности отработавших газов. По этой причине EGR дизельного мотора может быть реализована по различным схемам. Система рециркуляции отработавших газов ЕГР дизельного двигателя может быть:

Установка этого клапана в наших автомобилях восходит к 1990-м годам, и в связи с тем, что производители должны придать более экологический имидж и, прежде всего, правилам борьбы с загрязнением, которые начали внедрять правительства. По этим причинам было решено установить эту систему, называемую системой рециркуляции выхлопных газов, или ее номенклатуру на английском языке для рециркуляции отработавших газов.

В настоящее время он используется практически во всех дизельных транспортных средствах и увеличивает их использование в современных бензиновых двигателях. Все двигатели генерируют выхлопные газы, которые содержат ряд загрязняющих веществ, которые наносят серьезный ущерб окружающей среде, поэтому устраняйте их наиболее эффективным способом. Эти загрязнители заключаются в следующем.

Для чего нужна система EGR

Главной функцией системы EGR становится частичный возврат отработавших газов назад во впускной коллектор двигателя для дожигания. ЕГР дизельного двигателя позволяет сделать работу моторов подобного типа более мягкой и плавной, бензиновые агрегаты с EGR меньше страдают от детонации. Система рециркуляции отработавших газов способна улучшить эксплуатационные показатели дизельного или бензинового ДВС, понизить расход топлива. Выхлоп мотора с ЕГР становится менее токсичным.

Углеводороды Оксид углерода Частицы, полученные из химической реакции окислением Оксиды азота. Первые загрязняющие вещества удаляются через катализатор, который установлен в нашей выхлопной трубе, но оксиды азота должны быть обработаны до того, как они достигнут выхлопных газов, чтобы их можно было удалить, поскольку сам катализатор не может их удалить.

В современных дизельных двигателях скорость сокращения этих загрязняющих веществ примерно на 50%, приходится устанавливать катализаторы с другими внутренними компонентами, если мы хотим увеличить эту норму сокращения. Частота вращения двигателяПримерное давление воздуха впрыскиваемого топливаТемпература двигателя Атмосферное давление. Он никогда не будет активирован, если двигатель холодный или мы ускоряемся.


Главной задачей системы EGR является эффективное понижение уровня оксидов азота в выхлопе. Образование оксидов азота в процессе работы мотора вызвано высокой температурой. Рост температуры в камере сгорания приводит к активному увеличению содержания оксидов азота в топливно-воздушной смеси. Высокая температура в камере сгорания ДВС приводит к тому, что кислород и азот, которые содержатся в подаваемом воздухе, начинают взаимодействовать между собой.

Если мы хотим классифицировать, какие типы клапанов мы найдем, мы увидим, что могут быть сгенерированы две группы. Первый из них, поскольку пневматические клапаны и вторая группа будут электрическими клапанами. В них есть пружина, которая отвечает за толкание мембраны, которая откроется или не будет клапаном, с помощью стержня с ударом на конце. Это будет действовать, когда будет достаточно давления.

Эта депрессия, в случае бензиновых двигателей, будет проходить через впускной коллектор, а в дизеле - с помощью вакуумных насосов. Кроме того, некоторые производители включают потенциометры или датчики температуры, чтобы более эффективно контролировать управление клапаном.

Воздух попадает в разогретую камеру сгорания двигателя, где далее активно образуются окиси азота. Это означает, что кислород, который необходим для полноценного сжигания бензина в агрегатах данного типа начинает замещаться указанными оксидами азота. Рабочая смесь при условии недостатка кислорода сгорает не полностью, в результате чего теряется мощность двигателя, заметно повышается расход топлива, а также возрастает токсичность выхлопных газов ДВС.

Эти клапаны характеризуются тем, что не используют вакуумный насос для их работы, поэтому они работают автономно. Эти клапаны действуют так же, как и «питатели подачи», используемые «электронными насосами», которые питают дизельные двигатели с прямым впрыском.

Назначение системы EGR

Для компенсации давления в клапане во время фаз регулировки происходит прямая связь с давлением окружающего воздуха через воздушный фильтр. Это улучшение, мы не будем воспринимать как новый тип клапана, а как эволюцию к предыдущему, где мы можем добавить радиатор, чтобы снизить температуру выхлопного газа.

Если вернуть часть отработавших газов во впускной коллектор, это позволяет немного снизить температуру сгорания топливно-воздушной смеси. Понижение температуры автоматически уменьшает интенсивность образования оксидов азота.

Попадание части отработавших газов обратно во впуск практически не изменяет требуемого соотношения базовых компонентов для получения качественной топливно-воздушной смеси, сам двигатель не теряет мощности на различных режимах, а также наблюдается экономия топлива.

Этот радиатор, который отвечает за охлаждение газов сгорания, позволяет им рециркулировать больше газов. Если вам понравилась эта статья, не пропустите наши статьи о наших или наших статьях. Это основной компонент системы, так как он определяет поток рециркуляции выхлопных газов в двигатель и, следовательно, нагрузку на двигатель.






В основном он состоит из диафрагмы, прикрепленной к оси с коническим клапаном на ее конце. Диафрагма клапана делит ее на две верхние и нижние камеры. В верхней камере находится пружина сверху диафрагмы и трубка «источника вакуума», которая соединяет клапан с впускным коллектором двигателя. Металлический вал и конический клапан перемещаются, чтобы выпустить или прекратить поток газов во впускной коллектор.

Отключение клапана ЕГР

В Европе и других развитых странах к вопросам экологии подходят достаточно строго. На территории СНГ по вопросу ЕГР существует множество споров. Темами обсуждения среди автолюбителей становятся топики касательно того, как «заглушить» ЕГР дизельного или бензинового мотора, нейтрализовать систему рециркуляции отработавших газов, отключить клапан ЕГР дизеля и т.д.

Регулирование клапана EGR

Когда вакуумный проход открывается, депрессия во впускном коллекторе влияет на диафрагму клапана, которая начинает подниматься. В какой-то момент деление коллектора может преодолеть натяжение пружины, затем смещение диафрагмы тянет металлический стержень, а вместе с ним и конический клапан. При этом канал отходящего газа отводится во впускной коллектор.

Назовем диафрагму сверху вниз, а диафрагму - снизу вниз. В этот клапан входят две пружины: одна между двумя диафрагмами и одна над верхней диафрагмой. Внутренний клапан имеет два отверстия, по одному в каждой диафрагме. В верхней диафрагме имеется центральное отверстие, а в нижней диафрагме - отверстие для атмосферного воздуха.


Многие уверены, что система рециркуляции «душит» мотор и ЕГР отнимает мощность, не позволяя цилиндрам двигателя наполняться чистым воздухом в полной мере. К таковым относятся любители . Не менее частой причиной отказа от рециркуляции становится сильное загрязнение впускного коллектора и быстрый выход из строя датчиков системы, а также клапана EGR.

Когда вакуум подается через вакуумную подающую трубу, атмосферный воздух будет выводиться из отверстия нижней диафрагмы через центральное отверстие верхней диафрагмы, удерживая клапан закрытым. Клапан разделен на две верхние и нижние части. Нижняя часть клапана имеет металлический вал с коническим клапаном на его конце. Конический клапан имеет откалиброванные отверстия и перемещается вместе с металлической осью, которая соединена с нижней диафрагмой.

Как работает система EGR

Во время работы транспортного средства, поскольку противодавление отработавших газов увеличивается из-за повышенной частоты вращения двигателя, газы проходят через конический клапан и отверстия вала, чтобы добраться до нижней диафрагмы. Давление выхлопных газов приводит к тому, что нижняя диафрагма перемещается вверх, до точки преодоления действия пружины между диафрагмами. Это движение полностью закрывает центральное отверстие в верхней диафрагме.

Все элементы системы рециркуляции страдают от нагара в условиях эксплуатации мотора на топливе низкого качества. Ремонт системы требует определенных финансовых затрат. Некоторые водители по этой причине немедленно «глушат» рециркуляцию отработавших газов и не заботятся о целесообразности такого решения.

Рециркуляция отработавших газов: клапан ЕГР

Главным элементом системы рециркуляции отработавших газов выступает клапан EGR. На указанном клапане основана вся система. Именно клапан ЕГР является решением, которое позволяет определенной части отработавших газов попадать обратно во впускной коллектор, где они далее снова перемешиваются с очередной порцией поступившего во впуск воздуха.


Чем больше кислорода оказывается в камере сгорания, тем большей получается температура горения топливно-воздушной смеси. Добавление части отработавших газов в состав смеси означает принудительное уменьшение количества кислорода. Так достигается снижение температуры сгорания рабочей смеси в камере. Меньшее количество кислорода означает менее интенсивное взаимодействие с азотом, что и снижает в итоге количество оксидов азота в выхлопе.

Клапан EGR дизельного или бензинового двигателя работает не одинаково, что зависит от особенностей конкретного типа ДВС. Дизельный двигатель имеет клапан ЕГР, который открывается в режиме холостого хода, ограничивая вдвое впуск свежей порции воздуха. С увеличением нагрузки на двигатель EGR пропускает меньшее количество отработанных газов во впуск, а в моменты пиковых нагрузок клапан полностью закрыт. Данный клапан закрывается также в режиме прогрева дизельного двигателя. Что касается бензиновых ДВС, клапан EGR закрыт на холостом ходу, а также во время выхода двигателя на максимальный крутящий момент. Если нагрузка на мотор низкая или средняя, тогда клапан обеспечивает всего до 10% впуска воздуха.

Системы рециркуляции работают по принципу замкнутого контура, а сам клапан EGR может управляться:

  • электрическим контроллером;
  • электропневматическим способом;

Для первого решения система опирается на данные, которые поступают от датчика положения в контроллер ДВС. Именно контроллер посылает управляющий сигнал на клапан. Во втором случае регулировка работы клапана ЕГР происходит на основании показаний от датчика давления во впускном коллекторе, датчика массового расхода воздуха и датчика температуры воздуха на впуске.

Встречаются конструкции двигателей, которые подразумевают улучшенное охлаждение отработавших газов в процессе работы системы рециркуляции. Клапан EGR в таких конструкциях интегрируют в систему охлаждения двигателя. Система становится более сложной, но уровень оксидов азота уменьшается еще более эффективно.

По зваерениям производителей, система рециркуляции отработавших газов имеет определенный ряд преимуществ в процессе эксплуатации ДВС. Для моторов на бензине плюсами ЕГР становится меньший перепад давления в области дроссельной заслонки. Сниженная температура горения уменьшает детонацию, позволяя установить ранее зажигание для повышения моментной характеристики двигателя. Дизельный мотор с ЕГР работает мягче и тише в режиме холостого хода, так как меньшее содержание кислорода приводит к понижению давления в момент сгорания топливно-воздушной смеси.

Виды систем рециркуляции отработавших газов дизельного двигателя

EGR высокого давления устанавливается на дизельных моторах, которые соответствуют требованиям Евро 4. Допустимое содержание оксида азота в отработавших газах согласно этим требованиям не должно превышать 0,25 г/км. Система рециркуляции высокого давления частично отводит отработавшие газы из выпускного коллектора турбодизеля, отбирая их перед турбиной. Далее система перенаправляет указанные газы в канал, откуда они попадают во впускной коллектор.


Система имеет следующие элементы в своем устройстве:

  • клапан рециркуляции с электро или пневмоприводом;
  • патрубки для отвода отработавших газов;

Клапан рециркуляции (клапан EGR) перепускает отработавшие газы из системы выпуска во впуск. Пневматический клапан работает благодаря разряжению, которое создается во впускном коллекторе бензиновых ДВС. В дизельных агрегатах такое разрежение создает вакуумный насос. Разряжение, которое воздействует на клапан рециркуляции, в свою очередь регулируется посредством управляющего электромагнитного клапана.

Процесс рециркуляции отработавших газов становится более или менее интенсивным зависимо от разных режимов работы силового агрегата. Степень интенсивности напрямую зависит от разницы давлений на впуске и выпуске. Давление во впускной системе регулируется посредством дроссельной заслонки. Закрытый дроссель означает, что давление на впуске падает. В этот момент рециркуляции отработавших газов протекает более интенсивно. Большая рециркуляция приводит к уменьшению потока отработавших газов, который направлен в турбокомпрессор. Получается, что в момент активной рециркуляции отработавших газов немного падает давление турбонаддува дизельного ДВС, который оборудован ЕГР подобного типа.

Система ЕГР не активна в режиме холостого хода, в момент полного открытия дросселя, а также во время прогрева двигателя и до выхода мотора на рабочую температуру. Контроль за работой системы рециркуляции осуществляет . Клапан рециркуляции вступает в работу по сигналу электронного блока управления ДВС, который контролирует положение дроссельной заслонки при помощи потенциометрического датчика.

Дизельные ДВС, которые соответствуют стандарту Евро 5, подразумевают такой уровень содержания оксида азота в отработавших газах, который не должен превышать показатель 0,18 г/км. Такие моторы имеют систему EGR низкого давления. Особенностью данной системы является то, что отвод отработавших газов происходит за сажевым фильтром дизельного двигателя. Далее газы попадают в радиатор системы рециркуляции для дополнительного охлаждения. Следующим этапом становится пропуск газов через клапан рециркуляции и проникновение во впуск перед турбиной.

Система ЕГР низкого давления обеспечивает следующие преимущества:

  • снижение количества частиц сажи;
  • температура отработавших газов эффективно понижается;
  • существенное снижение уровня содержания оксидов азота в выхлопных газах;

Дополнительным плюсом становится то, что отработавшие газы проходят через турбокомпрессор. Это позволяет данной системе рециркуляции эффективно работать без снижения давления наддува. Получается, двигатель работает без потерь мощности.


Интенсивность рециркуляции реализована посредством ЭБУ двигателя. Контроль осуществляется при помощи следующих элементов:

  • дроссельная заслонка;
  • заслонка рециркуляции;
  • выпускная заслонка;

Все заслонки функционируют благодаря наличию электрического привода. Открытие заслонок на одну или другую величину измеряется потенциометрическими датчиками. Степень уровня открытия заслонки основывается на специальной программе. Данная цифровая схема зашита в ЭБУ, учитывает наполнение цилиндров двигателя, показатель давления турбонаддува и степень интенсивности работы системы ЕГР применительно к различным режимам работы ДВС.

Дизельные моторы стандарта Евро 6, согласно которому содержание оксида азота в выхлопе не должно быть выше 0,08 г/км, получают комбинированную систему рециркуляции. Особенностью такой системы становятся две обособленные магистрали, по которым осуществляется рециркуляция отработавших газов. Одна из магистралей комбинированной системы EGR представляет собой магистраль высокого давления, а другая является магистралью низкого давления.

Комбинированная система работает подобно системе рециркуляции на моторах Евро 5. Дополнительно может осуществляться подача отработавших газов из магистрали высокого давления, которая задействуется на отдельных режимах работы силового агрегата. Главной задачей становится максимально возможное снижение уровня оксидов азота в выхлопе. Стоит отметить, что радиатор охлаждения отработавших газов в комбинированной системе отсутствует применительно к магистрали высокого давления.

Основные причины неисправностей ЕГР

Наиболее частой причиной неисправностей системы EGR является нагар. Интенсивное образование нагара затрагивает гнездо или пластину клапана ЕГР. Нагар образуется в результате эксплуатации ДВС на топливе низкого качества. Система рециркуляции также выходит из строя по причине неисправностей и сбоев в работе системы питания дизельного двигателя, неполного сгорания топливно-воздушной смеси, отклонений в функционировании системы вентиляции картерных газов и т.д. Система ЕГР страдает от нагара в результате механического износа турбокомпрессора, поршней и цилиндров, закоксовки инжекторных форсунок, а также от различных сбоев в работе датчиков, которые передают на ЭБУ сигналы для управления клапаном EGR.


Если клапан ЕГР засорился, тогда он может работать некорректно или заклинить. В первом случае отмечается несвоевременное срабатывание клапана, что заметно в режиме холостого хода и не имеет явных симптомов и последствий для ДВС. Во втором случае клапан EGR может клинить в момент открытия или закрытия. Бензиновые агрегаты с заклинившим клапаном системы рециркуляции работают на холостом ходу крайне неустойчиво, увеличивается расход топлива. Дизельные моторы с неработающим клапаном EGR теряют мощность, работают более грубо и шумно.

Для выявления неисправностей системы рециркуляции отработавших газов необходимо провести визуальный контроль состояния трубопрводов, электрических разъемов датчиков и других систем. Углубленная диагностика подразумевает электронное сканирование и ряд процедур для проверки функциональности приводов и самого клапана EGR.

Необходимо проверить сопротивление, а также наличие управляющих сигналов. Для этого используется осциллограф и мультиметр. Если сканирование показало, что давление на впуске отличается от нормы, а также имеет место повышенный расход воздуха, тогда возможно заклинивание клапана. Замена клапана EGR параллельно требует тщательной очистки сопутствующих магистралей и разъемов, так как остатки нагара в системе могут привести к повторному возникновению неисправностей системы рециркуляции отработавших газов через небольшой промежуток времени.