Рафаэль санти ватиканские росписи. Рафаэль Санти

(Stanze di Raffaello) – четыре украшенные фресками залы в (Папском) дворце, который находится . Над их росписью Рафаэль Санти (Raffaello Santi) работал по приказу Папы Юлия II около 12 лет, с 25 лет до самой смерти. Потом работу продолжили его ученики.

В каждой комнате фрески, имеющие свой сюжет, сплошь покрывающие все четыре стены и потолок. Несмотря на то, что в залах уже существовали росписи, их было приказано сбить, чтобы предоставить это пространство Рафаэлю.

Во время экскурсий, эти комнаты проходят в следующем порядке: Константина (di Costantino), д’Элиодоро (d’Eliodoro), делла Сеньятура (della Segnatura), дель Инченидио ди Борго (dell’Incendio di Borgo). Примечательно то, что Станца Константина была расписана учениками после смерти великого живописца.

Рафаэль начал работу со Станца делла Сеньятура, она же называется «Комнаты подписей». Здесь располагается наиболее известная из всех станц – «Афинская школа». На ней изображены знаменитые мыслители античности: Аристотель, Платон (с лицом Леонардо да Винчи), Сократ, Диоген, Пифагор с учениками, Гераклит (с лицом Микеланджело), Евклид (с лицом Браманте), Птолемей, Зороастр. Себя Рафаэль тоже изобразил – в образе ученика, беседующего с Зороастром. Всего на фреске запечатлено более пятидесяти персонажей с потрясающей детализацией.

Станцы по большей части отражают библейские мотивы, традиционные для Ватикана в целом как оплота мирового католичества: явление Бога, победа христианства над язычеством, испытание Исаака, освобождение апостола Петра святым ангелом и многие другие. Нашли отображение в живописи такие деяния, как победа Льва IV над сарацинами, коронация Карла Великого, основание праздника Святого Причастия – и это далеко не полный список сюжетов, которые присутствуют в станцах.

Станцы Рафаэля находятся в Апостольском (Папском) дворце, который находится в центре Ватикана.

Фото достопримечательности: Станцы Рафаэля

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля — Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе».

Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». «Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета — все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой — проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина — первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием — тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля — Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе».

Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». «Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета — все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой — проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина — первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием — тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Станцы или комнаты Рафаэля по праву входят в список самых ярких Четыре комнаты (la stanza с итал. «комната») расписанные невероятными по красоте фресками кисти гения Рафаэля по заказу Папы Юлия II. История шедевра началась с каприза: новоизбранный понтифик просто напросто не хотел жить в апартаментах своего предшественника - Папы Александра VI Борджиа, поэтому повелел подготовить для своего проживания другие комнаты, и расписать их новыми фресками.

Понтифик пожелал украсить свое жилище картинами с духовным смыслом, для чего привлек к работе Рафаэля. Мастер приступил к работе в 1508 году. На то, чтобы расписать поочередно четыре комнаты, у живописца и его учеников ушло 16 лет. Глядя на продуманность и символизм изображенных сцен, и на то, как тщательно проработаны мельчайшие детали, становится понятно почему понадобилось столько времени на создание шедевра. Окончание работ Рафаэль уже не застал: в 1520 году он умер. Завершали роспись помещений обученные им мастера.

Всего станц - комнат четыре:

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Эта комната была расписана первой. Художник создал законченный сюжетный ансамбль, иллюстрирующий деятельность человека в духовных сферах: тема правосудия отражена в сюжете картины «Мудрость, умеренность и сила», теологии посвящен «Диспут», поэзию восхваляет «Парнас», а собирательный портрет философии изображен в «Афинской школе». Кстати, на последней, помимо Аристотеля, Платона и Сократа можно увидеть самого Рафаэля - его автопортрет угадывается в образе молодого человека, беседующего с Птолемеем.

Станца ди Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

Общий сюжет росписей в следующей комнате связан с темой божественной защиты церкви. Здесь Рафаэль стремится вселить в зрителя уверенность в покровительстве со стороны Господа. Художественный замысел раскрывается через картины, объединенные одной идеей: Бог вмешивается в ситуацию когда церковь или верующий сталкивается с опасностями или угрозами. Доказательством этого служат библейские и исторические события, запечатленные на стенах комнаты:

Фреска «Месса в Больсене» служит напоминанием о чуде 1263 года, когда в момент причастия хлеб в руках служителя церкви стал кровоточить. «Освобождение Петра из темницы» напоминает зрителю эпизод из Нового Завета, когда апостол чудесным образом вышел на свободу из тюремной камеры. Картина, давшая название станце, рассказывает о случае с сирийским военачальником Элиодором, который был изгнан ангелом из иерусалимского храма.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Понтифик пожелал, чтобы в этом зале для трапез были нарисованы самые яркие эпизоды из жизни предыдущих Пап. В результате на свет появилась картина, повествующая о том, как во время пожара в Борго (отсюда и название комнаты) Лев IV, с помощью крестного знамения остановил распространение огня. Эту и остальные фрески станцы Рафаэль рисовал вместе с помощниками, работая параллельно над другими проектами.

Зал Константина

Художник, получив заказ на роспись зала для приемов, успел только нарисовать наброски, после чего скончался. Работу над четвертой комнатой вели ученики Рафаэля, руководствуясь его эскизами.

Все фрески в помещении посвящены борьбе императора Константина с язычниками. Константин сыграл важную роль в становлении церкви: он первым из римских императоров принял крещение и стал всячески содействовать распространению христианской веры. Одним из ключевых моментов в этом деле стала битва у Мульвийского моста, когда появившееся на небе знамение сияющего креста, придало силу войскам Константина, которые в этот момент бились с языческим войском.

Как увидеть станцы Рафаэля?

Расписанные комнаты находятся в Музеях Ватикана, куда можно попасть, предварительно заказав билет. Музей открыт каждый день, кроме воскресенья. Нужно учесть, что вход в коротких шортах, топиках и майках с оголенными плечами запрещен. Посетителей просят прикрыть плечи и колени.

Станцы Рафаэля(от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) – четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане. Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв. Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики. Картины безупречно вписаны в архитектурное пространство интерьера, тем не менее, каждая является отдельным законченным произведением. Эпические полотна отличает внутренняя гармония, композиционная ясность, насыщенность образов, глубокий замысел, яркость цветов, внимание к деталям, символизм.

Стилистика и сюжеты фресок

Сюжетные линии воспроизводят цельную эпопею Италии. Экскурсант, рассматривая фрески, как бы присутствует на грандиозном представлении, где один образ сменяется другим. Даже не зная истории Древнего Рима, не будучи знакомым с библейскими сюжетами, зрителя потрясает и завораживает духовная и физическая красота изображенных персонажей, их величие, благородство, мудрость.

В этой работе раскрылся художественный дар Рафаэля как монументалиста . Это первая работа мастера в подобной технике. Никогда ранее ему не приходилось сталкиваться со столь глобальными картинами. Однако он гениально справился с задачей, сумев собрать в стройные композиционные ряды множество отдельных персоналий. Повороты головы, жесты, фигуры, световые решения плавно и непринужденно разворачиваются в роскошные панорамы.

Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» – достойный образец монументальной живописи. В Ватикане множество достопримечательностей, но вот уже более 500 лет Станцы Рафаэляпроизводят неотразимое впечатление. Фрески размещаются в четырех комнатах: Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца дель Инчердио ди Борго, Станца Константина. Современный экскурсионный маршрут начинается с последней, к оформлению которой мастер уже не успел приложить кисть. Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров.

Первое помещение в Папском дворце, к оформлению которого приступил 25-летний Рафаэль, служило Понтифику кабинетом. Название дословно переводится как «подпись». Стены комнаты расписывались на протяжении 3 лет (1509–1511 гг.). Сюжеты фресок подчинены единой теме – духовным деяниям человека. Они воплощают идеалы гуманизма эпохи Возрождения, подчеркивая духовное и физическое совершенство свободного индивидуума, высокое призвание и творческий потенциал благородной личности.

Фрески охватывают 4 сферы жизнедеятельности: философию («Афинская школа»), богословие («Диспут»), поэзию («Парнас») и добродетель («Добродетели и закон»).

Рафаэль создал сложные пространственные композиции, на которых группы философов, богословов, поэтов и мудрецов размещены среди архитектурных декораций или живописных пейзажей. Герои изображены как мудрые, уверенные в себе люди с высоким достоинством и сильной волей. Потолок украшает аллегорическая фигура Правосудия, изображенная традиционно с весами и мечом.

Станца д’Элиодоро

Вторая комната в личных покоях Понтифика отводилась под частные встречи Юлия II с видными деятелями современности: политиками, дипломатами, кардиналами. Тематика фресок соответствует обстановке, подчеркивая могущество Римской церкви, которой подчинены все земные силы, и божественное проведение, охраняющее ее. Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства. Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Лично мастер оформил 4 стены. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, – другие корифеи по эскизам Рафаэля.

Фреска «Изгнание Элиодора» дала название всему помещению. На ней изображен сюжет из Ветхого Завета. Возжелав похитить золото, предназначенное для детей и вдов, сирийский вождь Элиодор понес Небесную кару. Прекрасный Ангел в золотых доспехах изгоняет его из храма в Иерусалиме. Левый угол композиции занимает Папа Юлий II. Считается, что картина носит аллегорический подтекст относительно позорного изгнания французов из Папской области.

«Месса в Больсене» отображает божественно проведение, которое произошло 1263 году во время литургии. В честь чуда был учрежден праздник Тела Господня. На картине присутствует и Юлий II со своей стражей.

Триптих «Изведение Петра» рассказывает об удивительном освобождении апостола из темницы.

«Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой» показывает особую заботу Господа над Римом. В центре композиции Лев I (изображен Лев X), восседающий на белой лошади, встречается с королем гуннов Аттилой (на черном коне). Понтифик с помощью святых Петра и Павла преграждает путь завоевателям. Задний план фрески заполняют главные архитектурные памятники Рима: Акведук, Базилика и обелиск, Колизей.

Станца «Пожар в Борго»

Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.

Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.

Противоположную стену занимает «Битва при Остии». Сюжет показывает морское сражение в устье Тибра между римлянами и сарацинами. Сидящий на мраморной глыбе Лев IV (изображен Лев X) с благодарностью за дарованную свыше победу смотрит на небо.

«Коронование Карла Великого» украшает следующую стену. Исторический факт имел место в в 800 году. Персонажам приданы черты современников: Лев III имеет поразительное сходство с Львом X, а Карла не отличить от французского короля Франциска I.

Четвертая фреска это – «Оправдание Льва III». Сюжет рассказывает о событиях 800 года: Понтифик клянется в своей чистоте и безгрешности. Торжествует вера и правда.

Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.

Станца Константина

Последняя комната оформлялась учениками Рафаэля (Джулио Романо и Джан Франческо) уже после смерти художника. В работе они использовали эскизы своего учителя. Это самое просторное помещение в покоях Понтифика. Здесь проходили все торжественные мероприятия: аудиенции, банкеты, свадьбы родственников Папы. Зал посвящен римскому императору Константину, фрески прославляют борьбу христиан с язычниками и очевидную победу добра над злом.

Начинается осмотр с южной стены, на которой изображено «Видение Креста». Фреска повествует о том, как накануне решающего сражения с Максенцием у Мульвийского моста императору Константину снизошло видение сверкающего креста с надписью на греческом языке «С этим знаком победишь».

Вторая картина (на западной стороне) показывает уже ход самой битвы, победа в которой принесла Константину абсолютную власть над империей.

Третье изображение (на северной стороне) показывает крещение императора. Таинство проводит Понтифик Сильвестр (314-335 гг. н. э.), хотя на картине изображен правивший во время написания фрески Климент VII.

Завершает повествование фреска «Дар Константина» – символическая грамота, пожалованная Сильвестром. Легенда гласит, что именно этот документ даровал Римским Понтификам абсолютную власть над Западной Римской империей.

Потолок украшает картина «Триумф христианской религии над язычеством» (1565 г.), написанная Томмазо Лауретти.

Где увидеть фрески?

  • Станцы Рафаэля находятся в музее Ватикана по адресу: Roma, Viale Vaticano;
  • режим и время работы: музейный комплекс открыт все дни недели, исключая воскресенье, с 8:45 до 16:45, в субботу короткий рабочий день – до 13:45;
  • попасть туда можно по единому билету, который разрешает посещение всех выставок музейного комплекса. Цена вопроса составляет 16 EUR, для студентов и пенсионеров половина стоимости полного билета, т. е. 8 EUR. Если заказывать заранее по интернету стоимость обойдется на 4 EUR дороже: 20 EUR и 12 EUR соответственно;
  • перед походом стоит уточнить информацию на сайте музея.

Как добраться самостоятельно?

  • из обоих аэропортов («Фьюмичино», «Чампино») доехать до станции метро «Термини»;
  • от центрального железнодорожного вокзала (станция метро «Термини», линия А) ехать в направлении конечной остановки «Баттиснини». Выйти на «Оттавиано-Сан-Пьетро» либо «Кипро». От обеих станций расстояние составит порядка 10 мин. прогулочным шагом;
  • можно также воспользоваться наземным транспортом, автобус №49 останавливается непосредственно перед входом в музей. Автобусы №№982, 81, 32 доезжают до площади Рисорджименто, сюда же можно доехать на трамвае №19. Оттуда до музея – 5 минут пешком.

  • нанося визит в музейный комплекс, стоит помнить, что Ватикан требует от гостей определенного уважения и, как следствие, дресс-кода. Внутрь вас не пустят в открытой одежде, в шортах или майках;
  • лучше всего при осмотре музея заказать экскурсию с лицензированным гидом.

Вам также может понравиться: