Почему мцыри бежал из монастыря? В. Г

Образ Мцыри в поэме
Ход урока

…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

1. Реализация домашнего задания

Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника

Комментарий учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь прежде всего означала уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, служение Богу, выражающееся прежде всего в постах и моливах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества, возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь- символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами «кельями душными». Остаться жить в монастыре для него означало отказаться навсегда от свободы и родины, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь, он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения- и личность пленника вырисовывается отчетливо. Он вынослив (Без жалоб он томился- даже слабый стон из детских губ не вылетел), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление- Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы
Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой

Хоть незнакомой, но родной
Я мало жил и жил в плену

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог

Я променял бы если мог
Я цель одну-

Пройти в родимую страну-

Имел в душе.

Вывод: представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным значит для него вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв»
2 Работа над образом Мцыри (Беседа по тексту поэмы)

Поэма Лермонтова- романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху

Я знал одной лишь думы власть,

Одну- но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила

Изгрызла душу и сожгла

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв.

Главная страсть героя- стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой Родине.

Работа с текстом

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

(Ответ в 6, 9-11 гл)

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с которым герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.

Роль пейзажа в поэме

Пейзаж играет в поэме существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри

Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите. Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

(Со слов “Кругом меня цвел божий сад» до слов «Я в нем глазами и душой тонул»)

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для него первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны неба и земли. Синеву и чистоту небес герой воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полета. Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смерью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах Перечитайте отрывок 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов? (От слов “Я видел груды темных скал» до слов «седой незыблемый Кавказ») Этот пейзаж конечно можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична- «горные хребты причудливы, как мечты» курятся на заре, по берегам горного потока- «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Анализ художественных приемов

Главные художественные приемы в поэме- олицетворение и сравнение. Интересно, что в основе развернутой метафоры- олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка (два братца в воду глядятся- никогда не сойдутся)

Сравнения: вершины гор курилися «как алтари», снега «горят как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина- разделенные потоком берега- одиночество, отчаяние. Заключительная- облака, направляющиеся на восток, к Кавказу- непреодолимое стремление на Родину.

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. «Да, мир прекрасен!»- таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог- гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы- вот вывод.
3. Групповая работа

Анализ эпизодов, где действует Мцыри.

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить

А) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край

Б) Встреча с грузинкой

В) Бой с барсом

Бегство из монастыря во времы грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой», общение с природой принесло радость (было весело вдохнуть ночную свежесть тех лесов), в битве с барсом он познал радость борьбы и восторг победы, встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом- жизнь. «Что делал я на воле: Жил»

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное- испытывать блаженство «вольности святой» В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.

В начале урока уже говорилось о Мцыри- пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый «пламенной страстью»- любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что и тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе,так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к Родине, которая слилась для юноши воедино со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти, и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри- любовь к родине делает его целеустремленным и твердым, он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пройти через лес ради цели «пройти в родную сторону». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчянном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым, отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы: О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил

Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской…

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам как зверь был чужд людей

И полз и прятался как змей

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна
Задание: Найдите в статье Белинского «Стихотворения Лермонтова» строки, в которых критик говорит о языка поэмы, о размере, которым написана поэма.

«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров- что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Это четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями- звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой и трагическим положением героя поэмы»

Мцыри-могучая и пламенная натура. Главное в нем- страстность и стремление к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен и по-юношески чист в своих устремлениях.

Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму, как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри- в тех условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, сделав «цветком темничным» и обусловили гибель героя. Его последнее желание- быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.
4 Значение поэмы

Слово учителя.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.

Поэму многие заучивали наизусть, сильно увлекался поэмой Белинский.

Сообщение ученика «Наши современники о произведении Лермонтова»- материал в учебнике на с. 158
Домашнее задание- подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы, подготовиться к тесту по поэме.

Почему Мцыри бежал из монастыря?

«Мцыри» – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег из монастырских стен, и о его гибели. Перед смертью Мцыри исповедуется старому монаху, когда-то спасшему и воспитавшему его. В своей исповеди он говорит, что не раскаивается в побеге и не жалеет, что за стенами монастыря перенес мирские трудности. Почему же он бежал из монастыря?

Мцыри – гордый и свободолюбивый юноша, дитя гор и сын отважного народа. Он всегда хотел жить как его предки, на воле и в единении с дикой природой. Однако судьба распорядилась иначе. В возрасте шести лет его пленили, лишив семьи и родного дома. По дороге Мцыри всерьез занемог и русский генерал, пожалев его, отдал на воспитание местным монахам. Мальчика вылечили, окрестили и воспитали в праведном духе. Однако мысли о свободе и родном ауле не покидали его. Монастырская жизнь так и не смогла убить в нем любовь к необъятным просторам и горам. Мрачные стены и душные кельи не стали для него родными.

Несмотря на то, что люди, окружавшие юношу, не были для него врагами. Напротив, они его когда-то спасли, не дали умереть от голода, даровали кров, воспитали достойным человеком, относились к нему как к брату. Эти монахи по тем или иным причинам сознательно отреклись от мирской жизни. Однако Мцыри не мог принять навязанный ему образ жизни. Он даже и не знал, чего лишиться, приняв постриг, но все равно без этого не мог жить. Жизнь в монастыре для него означала серое, скучное и безрадостное существование. Он готов был променять таких две жизни на одну, лишь бы полную тревог и волнений. Поэтому он решился на этот побег.

Все помыслы Мцыри были устремлены на Кавказ. Он хотел побывать в родных краях, найти светлую и прекрасную родину предков. Родина в поэме выступает символом свободы и идеального мира. Он с детства поклялся себе отыскать свою семью и хоть раз увидеть родных, и мысль о том, что он не смог этого сделать не дает ему покоя. Даже перед смертью его больше всего тяготит именно это клятвопреступление. Но он рад, что смог прожить хотя бы три дня вне стен постылого монастыря, увидеть красоту природы, испытать чувство страха или нежности, встретиться лицом к лицу с могучим барсом, украдкой наблюдать за красавицей-грузинкой. Только за стенами монастыря он смог в полной мере ощутить и понять что такое жизнь. Он словно побывал в раю, после которого не боялся и умереть.

Мцыри умер от тоски. Поняв, что никогда не увидит родного края и не сможет существовать на воле, он потерял интерес к жизни и намеренно торопил свою смерть. Самому автору главный герой близок по духу. Он поддерживает порывы и переживания молодого послушника, считает его воплощением храбрости и свободолюбия.

“Мцыри” – пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

Но стороне своей родной.

И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь,

На воле, он был по-настоящему счастлив.

Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери,

Ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей.

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

А также Мцыри совершил побег с целью “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также “узнать, прекрасна ли земля”. И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме – монастырю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:

Казалось, звон тот выходил

Из сердца – будто кто-нибудь

Железом ударял мне в грудь.

Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: “…что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”

(No Ratings Yet)



  1. Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни...
  2. Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории – эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, – к так называемому “безвременью”. Это время наложило отпечаток...
  3. В романтическом образе Мцыри поэт воплотил свою мечту об “огненной душе”, “исполинской натуре”, свой идеал героя, видевшего смысл жизни в борьбе. Характерная для романтических произведений композиция поэмы ограничила рассказ о...
  4. Белинский о поэме “Мцыри”: “Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его...
  5. “Мцыри” – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального...
  6. МЦЫРИ Идейно-художественное своеобразие поэмы: Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба – поединок...
  7. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача...
  8. Тема Кавказа встречалась в творчестве Лермонтова и раньше, до написания им поэмы “Мцыри”, она найдет отражение и в его более поздних произведениях. Поэта привлекали образы смелых, мужественных, свободолюбивых людей, близких...
  9. “ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) У каждого человека есть свои корни: это родина, родные и близкие люди. Что должен чувствовать...
  10. Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Поэма 1839 г. “Мцыри” – одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его...
  11. Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – образ юноши-горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в...
  12. В 1873 году Лермонтову М. Ю. пришлось покинуть родной город, так как его сослали на Кавказ. Проезжая по военной грузинской дороге мимо разрушенного монастыря. Среди обломков и руин монастыря Лермонтов...
  13. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ МЦЫРИ Поэма “Мцыри” была написана в 1839 году. Она переносит читателя в старинный монастырь и его окрестности на берегах Арагвы и Куры, где происходит действие в поэме....
  14. ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта,...
  15. Творчество Лермонтова пришлось на непростое и печальное время в истории России – николаевскую реакцию, наступившую вслед за расправой над декабристами. Пушкинская эпоха, верившая в прогрессивное переустройство общества, призывавшая к вольности,...
  16. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Жизнь в неволе – не жизнь. Поэтому не случайно Лермонтов на описание жизни Мцыри в монастыре-тюрьме отвел всего один раздел, а...
  17. Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из...
  18. Русская литература 1-й половины XIX века Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”? Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке,...
  19. М. Ю. Лермонтов. Поэма “Мцыри” Жанр – романтическая поэма. Время создания Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в...
  20. Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величественность гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и...
  21. Сюжет и композиция “Мцыри”. “Мцыри” (1839) Герой поэмы стал пленником русского генерала; он помещен в монастырь, где был “Искусством дружеским спасен”. Мцыри – не трус, он смел, отважен, в нем...
  22. “Я в лес бежал из городов…” – одно из первых стихотворений Николая Гумилева, которое было опубликовано в 1902 году. В это время 16-летний поэт вместе с родителями проживал в Тифлисе...
  23. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков. Такой контраст между светлыми одеждами молодой царевны и черными, словно смоль рясами монахинь. Как намек на тусклую и ничем не...
  24. Чем вызван и почему неизбежен Конфликт между Кабановой и Катериной? Кабаниха и Катерина – это два разных человека, которые вместе жить никогда не смогут. У Кабановой свои принципы и нормы,...
  25. План 1. Линия дома и семьи в романе “Белая гвардия”. 2. Уют родного дома как консолидирующее начало. 3. Образ дома Турбиных. Основное действие в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”... Почему В. В. Маяковский считал свою поэму “Облако в штанах” “катехизисом современного искусства”? В своих рассуждениях подчеркните, что одна из четырех частей поэмы “Облако в штанах” (вторая часть тетраптиха) представляет...
  26. Почему я люблю ходить за грибами Летом и ранней осенью я люблю ходить в лес за грибами. От нашего дома до ближайшего леса довольно далеко, поэтому мы с мамой добираемся...
  27. Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих В творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его...
ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

«Бэла Герой нашего времени» - Социально-психологический философский роман. Трагическая исповедь героя. Неужели зло так привлекательно?». Все прошедшее мучительно. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий. Повесть «Тамань». В результате мятежа погибли 1 271 человек. Восстание декабристов. Главное действующее лицо литературного произведения.

«Лермонтов поэт» - В чертах лица изображенного находили фамильное сходство с поэтом. Через четыре года после смерти внука умерла Е.А. Арсеньева. По пути в полк Лермонтов останавливался в Пятигорске, был в Ставрополе. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Одновременно с поэтом в университете учились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв.

«Лермонтов биография» - Башня в Сиони. 1837-1838. Крестовая гора. 1837-1838. Бештау около Железноводска.1837. Место дуэли Лермонтова в Пятигорске в наше время. Мама – М.М.Арсеньева. Папа – Ю.П.Лермонтов. Воспоминания о Кавказе. Развалины близ селения Караагач в Кахетии.1837-1838. Спальня и кабинет Лермонтова. Бабушка –Е.А.Арсеньева.

«Лермонтов роман» - 1 2 3 4 5 6. После прочтения второй части: Презрение или ненависть к человечеству!» (из письма жене). «Фаталист». «Бэла». С какой целью автор использует такое необычное расположение частей? В журнале «Отечественные записки» за 1839 год опубликованы «Бэла. А.А.Краевский предложил название «Один из героев нашего времени».

«Уроки по Лермонтову» - Здравствуйте! Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Зеленая дорожка Ответ на 2 вопрос. У какого другого русского поэта есть стихотворение с таким же названием? Красная дорожка Ответ на 1 вопрос. Все мы помним, что Лермонтов трагически погиб на дуэли. Методическая разработка урока.

«Лермонтов о любви» - Екатерина Быховец. Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть. «Я не унижусь пред тобой…»: Графиня, русская писательница. Поэтому именно Быховец? Сушковский цикл (1830-1831). Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова.

Всего в теме 32 презентации

1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника; 2. Что увидел и узнал Мцыри во время скитаний. 3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за три блаженных дня. 4. Почему Мцыри не достиг Родины? 5. Как вы думаете, что личного внес М. Ю. Лермонтов в свою поэму?

Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? (цитаты из текста) ü «Я вырос в сумрачных стенах» ; ü «На мне печать свою тюрьма оставила…» ; ü Мцыри бежит из «земли чужой» , «от келий душных» . К чему стремиться Мцыри? (цитаты из текста) ü «Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе» ; ü Мцыри бежит «в тот чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы» .

Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.

Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. 1. Вступление (1 глава). 2. Жизнь Мцыри (2 глава). 3. Исповедь Мцыри (с 3 по 26 главы): ü жизнь Мцыри в монастыре; ü рассказ о трех днях свободы; ü смерть Мцыри, его завещание.

1. Вступление. «Мцыри» - романтическая поэма. 2. Основная часть. ü Мцыри живет в «земле чужой» и рвется на родину; ü герой чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле; ü он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолеть опасности. 3. Заключение. ü Мцыри обречён на одиночество среди “чужих”. ü Судьба героя трагична. Мцыри объясняет трагичность своего пути бессмысленностью спора с судьбой (“Но тщетно спорил я с судьбой, Она смеялась надо мной”), и тем, что, воспитываясь в монастыре, он стал чужим своему - прекрасному, родному - миру (“На мне печать свою тюрьма оставила…”)

Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Эпитеты ü пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок - передают душевное настроение, глубину чувств, их страстность, внутренний порыв силу и

ü снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, «объятья жадные» тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки «грустно нежен и глубок» , её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист – передают поэтическое восприятие мира героем.

Метафоры ü «Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок. . . » ü «Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой» . ü «И двух огней промчались искры. . . То был пустыни вечный гость. . » , «Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. . . да, рука судьбы вела меня иным путём. . . » ü «Бой закипел» . ü «Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит» . «Судьба. . . смеялась надо мной!» ü «Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил» .

ü «Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил» . ü «Смутный гул в долине с ветром пробежал. . » , «Я тайный замысел ласкал. . . » . «. . . унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор. . . » . «Казалось, звон тот выходил из сердца» . ü «. . . палил меня огонь безжалостного дня» , «иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. . . Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном» . ü «. . . моя в огне. . . (рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…»

Олицетворения ü «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры» . ü «Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине. . . » . ü «Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно. . . И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут. . . »

ü «Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв» . ü «И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста» . С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.

Сравнения ü «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник» , «он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал» . ü «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!» , «в снегах, горящих, как алмаз» , «как узор, на ней зубцы далёких гор» . ü «дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой» «вой протяжный, жалобный, как стон» , «он застонал, как человек» .

ü «Сплетясь, как пара змей» ü «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей» , «я был чужой для них навек, как зверь степной» – шакал «кричал и плакал, как дитя» , «он застонал, как человек» . ü «Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он, Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков. . . » «В груди моей родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!» «Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!»

В этих сравнениях выражается сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом Оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

ü У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. ü Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Темы сочинений: ü Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова. ü Какую роль играют картины природы в раскрытии идеи произведения? ü Почему Мцыри не нашел пути на Родину?