Индия признала дельфинов личностями и запретила дельфинарии. Михаил Казиник: Культура влияет на продолжительность жизни Казиник играет дельфинам

    Музыкант, искусствовед, режиссер, поэт, проще говоря, маэстро Михаил Казиник - о том, какие причины заставили его остаться в Швеции, как победить Гарри Поттера, и почему именно благодаря Николаю Гоголю появился Франц Кафка.

    Михаил Семенович, для вас жизнь в Швеции - это иммиграция?

    Нет, ко мне нельзя применить слово “иммигрант”. Я не уехал из своей квартиры, не уехал от своих друзей, я нахожусь в России, Белоруссии и Украине большую часть времени. Если говорить о причинах, почему я остался в Швеции, то это было связано с путчем 1991 года. Когда я о нем узнал, то очень рассердился и подписал контракт, который в то время был предложен шведской стороной. Потом понял, что Швеция моя “избушка”, домик для улитки, в который я всегда могу вернуться, отдохнуть, поменять чемоданы, и уехать дальше, продолжать свою работу. Моя жена как-то сказала, что здесь на Западе, ты вкусное пирожное, десерт, а в России хлеб, еда, которая нужна каждый день.

    Чем вас рассердил путч?

    Когда началась перестройка, я вдруг неожиданно поверил, жуткий идеалист, ничего не поделаешь, что наконец-то не будет препятствий и я смогу полноценно заниматься своим делом - воспитанием свободных людей через культуру и искусство. Мною была написана книжка: “Краткий курс научного антикоммунизма”. В ней я попытался в юмористической форме, объяснить, как мы дошли до такой жизни. Книжка получилась сильной, ее решили напечатать, правда не в Москве, а в Краснодарском университете, и это как раз совпало с августовскими событиями. Звоню туда, спрашиваю: “Отпечатали тираж?”. А мне отвечают: “Вы когда-нибудь видели, как горит полмиллиона книг?”. Они вытащили тираж из типографии и прямо во дворе разожгли костер, причем сделали это сами, никакие чиновники не вмешивались. Дальше я услышал в телефонной трубке:“Михаил Семенович, они, то есть, коммунисты, вернулись навсегда, а вам через два дня возвращаться из Швеции, вас даже до автозака не доведут, разорвут еще по дороге”. И вот эта история меня рассердила, не испугала, нет, именно рассердила.

    Западные страны и Россия, между ними существенная разница?

    Любая страна, которая достигла успехов в экономике, науке, социальной политике, отличается от России тем, что ее жители умеют смеяться над собой. У них нет табу на юмор, они могут смеяться над смертью, богом, своим прошлым. И это очень важно, потому, что человечество должно расставаться со своим прошлым именно с юмором, а если расставаться с ним без улыбки, то прошлое опять приходит и становится настоящим, а потом и будущим. Больше скажу, чувство юмора явление интеллектуального характера, одна из функций элитарного мышления. К тому же способность смеяться над собой - это первый признак выживания любой нации.

    А современная Белоруссия чем-то отличается от России?

    У меня два гражданства, в том числе и белорусское, которое, кстати, позволяет мне приезжать в Россию и другие сопредельные государства. Если не касаться политики, то мне в Белоруссии комфортно. Там построены дороги, там чисто и,образно говоря, она ближе к “идеальному муравейнику”, чем Россия.

    Кто из бывших социалистических республик дальше всего ушел от Советского Союза?

    Конечно, Эстония.

    Но не вся Прибалтика?

    Пожалуй, вся, но в разной степени. В Литве очень умный народ, очень цепкий. Если говорить про Латвию, то я туда чаще всего приезжаю: в Риге каждый год проходят так называемые “Дни Казиника”. На мой взгляд у них очень хорошее отношение к культуре, уже не такое, как это было во времена Советского Союза.

    Какие цели вы преследовали, выступая перед нашим Советом Федерации?

    В течение только одного девятнадцатого века Россия взяла Бога за бороду, и мы создали великую музыку, живопись, литературу и поэзию. Культура - это именно то, что делает нас великими, но она у нас сейчас полностью в загоне и забытьи. Мы подарили миру великую культуру, а сами ей не воспользовались. Мне хотелось, чтобы российские сенаторы поняли, что культуру надо ставить на первое место. Ведь она влияет на все, даже на продолжительность жизни. Потому что человек культуры живет в нескольких измерениях, он может уйти от обыденного и болезненного мира, в живой и светлый мир, где он поправляет свое здоровье. Если глубоко читать Пушкина и Шекспира, слушать музыку Моцарта и Шостаковича, корректируется генетика, а ваше тело и дух чувствуют себя в гармонии.

    Был хоть какой-то эффект, сенаторы вас услышали?

    Нет, эффекта не было, более того, Государственная дума через несколько недель ополовинила средства, которые были запланированы в бюджете страны на культуру. Честно говоря, Валентина Матвиенко пригласила меня в Совет Федерации из-за истории с дельфинами, а я не согласился “только про дельфинов”, и попросил увеличить время моего выступления. Также я попросил, чтобы в зале присутствовали депутаты нижней палаты парламента, но мне сказали, что у них другие планы. Так что Государственная дума не слышала моего выступления, и действительно через некоторое время урезала бюджет на культуру, что, кстати, сказалось и на мне, потому что закрылась моя программа на радио “Орфей”. Она звучала на весь русскоязычный мир, и помогала людям не терять связи со своей культурной родиной. Увы, но депутаты этого не понимают.

    Тяжело осознавать, что депутаты и сенаторы глупее дельфинов, вы согласны?

    Дельфинья цивилизация древняя и они очень умело выстраивают свою жизнь. Вообще, с точки зрения социума, мы глупее муравьев. Потому что не существует пьяного муравья, не существует муравья, который убивает своего товарища. И у них нет перебоев в большинстве вопросов, которые для нас часто составляют целую проблему. То, что они не слушают Баха, не означает, что они глупы, это говорит лишь о том, что у них другие ценности. Потом, мы же не знаем, что они слушают, может быть у них напрямую связь с Космосом и никакой Бах им не нужен. Люди вообще привыкли оценивать любое живое на земле, с точки зрения, “а делают ли они, как мы?”. Это неправильно, так нельзя относиться к окружающему нас миру.

    Как должны себя вести родители, если они пытаются что-то дать своим детям,скажем, в области литературы, а все равно побеждает Гарри Поттер?

    Видимо, я умею делать что-то такое, что Гарри Поттер не побеждает. Когда в мои творческие Академии приезжают дети вместе с родителями, то родители, которые берут с собой подростков, фиксируют колоссальные изменения в их поведении, вплоть до того, что меняются аватарки в социальных сетях. Дети играют на музыкальных инструментах, погружаются в поэзию, проявляют свои творческие способности. Если над родителями побеждает Гарри Поттер, значит они что-то делают не правильно, что-то упускают. Порой просто не хватает времени, занятость у всех колоссальная, но я точно знаю, что большинство детей, особенно в подростковом возрасте, они берутся, они идут на контакт, им вдруг начинает нравиться классическая музыка и литература, и они не понимают, как, буквально только что, они читали Гарри Поттера и слушали рэпера Фараона. Почему я когда-то сказал, что дайте мне десять минут в день на центральном канале в прайм-тайм, и я вам изменю страну? Потому что десять минут добра, они могут пересилить многие часы криков, агрессии и ненависти. К сожалению, у меня до сих пор нет этих десяти минут.

    Существует же стадный инстинкт, большинство так и будет впитывать через телевизор агрессию и ненависть, разве нет?

    Давайте посмотрим, как это происходит у животных. Масса же примеров, когда тигр нападает на буйвола, а буйвол дает ему отпор и стадо его сородичей вдруг неожиданно понимает, что вместе они могут победить тигра и затаптывают его так, что от тигра ничего не остается. В человеке очень много осталось от этих древних инстинктов, поэтому можно целую страну, или страны, или даже часть планеты перевести в свет культуры, свет искусства, поэзии, музыки и литературы.

    На литературе хотелось бы остановиться подробнее: вы утверждаете, что благодаря Николаю Гоголю появился Франц Кафка, пожалуйста, соедините в моей голове двух этих писателей, что у них общего?

    Все же просто, ну, что вы, перечитайте сначала “Нос” Гоголя, а потом “Превращение” Кафки, у вас сразу в голове все соединится. Франц Кафка продолжает эксперимент Гоголя, только уже в более смелой форме. Но, благодаря Гоголю появился не только Кафка, но и весь латиноамериканский роман, из Гоголя выросла, как ее называют, литература потока сознания. Николай Гоголь, и незаслуженно недооцененный Николай Лесков, они единственные полистилисты русской литературы. Я конечно не пойду против течения и не буду утверждать, что Толстой и Достоевский плохие писатели, нет, они великие писатели, но у них есть крупные недостатки: Льву Николаевичу не хватает эротизма или чувственности, он все время объясняет, вот так хорошо, вот так плохо, а Федор Михайлович не видит выхода, он сталкивает героев и в результате все проигрывают. И, что не менее важно, у обоих маловато чувства юмора. Согласитесь,такой подход не годится для двадцать первого века. И конечно нельзя пройти мимо Чехова, потому что благодаря ему появился весь театр абсурда. У нас его в школах проходят так, что дети его точно никогда читать не будут, а на самом деле, Антон Павлович один из самых зашифрованных драматургов, которые только есть.

    Николая Гоголя теперь переводят на украинский язык, это означает, что Россия окончательно разошлась с Украиной, или есть шанс, что лет через пятьдесят мы помиримся?

    Через пятьдесят лет многое залечивается. Кто бы мог подумать во время Второй мировой войны, что евреи, окончательный вопрос которых собирался решить Адольф Гитлер, будут переезжать в Германию, спасаясь из того же Советского Союза? В то же время одни евреи не понимали, как можно переехать в Германию всего через сорок лет после холокоста, геноцида и печей смерти, а другие спокойно ехали и радовались, что они теперь будут жить в цивилизованной стране. Такие процессы происходили в первой и второй половине прошлого века, но сегодня уже двадцать первый век,и произошло невероятное ускорение. Поэтому, вполне возможно, что русские и украинцы опомнятся, и вспомнят, что они братья, несколько раньше, чем через пятьдесят лет.

    Почему в принципе случаются такие конфликты?

    От нехватки образования. Беда людей в том, что они если и что-то знают, то знают неверно, неточно. Вы знаете, кто такой самый лучший верующий? Это бабка Маня, которая вообще не умеет читать. Второй, по уровню веры, это человек, который ничего, кроме Библии не видел, а третий тот, кто не читал Иммануила Канта. Надеюсь, все поймут фразу правильно и меня не привлекут в России за оскорбление чувств верующих.

Джеймс Оуэн

Дельфин мама учит дочерей использовать орудия труда

Когда исследователи впервые увидели нечто странное на морде дельфина в Заливе Шарк в Западной Австралии, они подумали, что это массивная опухоль. Теперь они говорят, что это первое свидетельство культуры использования инструментов у морских млекопитающих.

Непонятное "нечто" оказалось морской губкой, оторванной от морского дна. Позже в Заливе Шарк наблюдали и других дельфинов бутылконосов с губками в клювах, как оказалось, они использовали их как инструмент для ловли рыбы.

Исследователи сообщают об этой необычной технике охоты, изобретенной одной самкой, которая теперь передается от матери к дочери.

Основывая свои результаты на генетическом анализе, ученые предлагают, что так называемое "губковое" поведение представляет собой первый известный пример, связанной с орудием культуры у животных семейства китовых. Животные семейства китовых - группа главным образом морских животных, включая китов и дельфинов.


Вопрос о том, являются ли животные, подобно людям, способными к культуре, горячо обсуждался в последние десятилетия. Все больше исследователей предполагает, что некоторые популяции животных действительно изобретают поведение, которое передают другим поколениям.

Помимо людей, лучшее свидетельство определенной культуры - заключающейся в сложном индивидуальном поведении, формирующимся в локальных популяциях и передающимся дальше с помощью обучения - это культура шимпанзе.

Статья, изданная в журнале "Природа" в 1999 году суммировала результаты различных долгосрочных полевых исследований, включая работы известного приматолога Джейн Гудол. Исследование нашло существенные культурные вариации в диких поселениях шимпанзе, с 39 поведенческими паттернами, специфическими для отдельных групп. Пятнадцать паттернов касались добывания корма с помощью инструментов, типа исследования муравейника с помощью палки и раскалывания орехов камнями.


Материальная Культура

Новые исследования говорят, что использование морской губки дельфинами бутылконосами в Западной Австралии лучше всего объясняется как форма культуры.

"Мы полагаем, что они используют [морские губки], чтобы исследовать [морское дно] в поисках рыбы" сказал Майкл Крютзен из Антропологического Института Цюрихского Университета и Музея в Швейцарии.

"Губки, вероятно, применяются как защитная перчатка, чтобы защититься от ожога рыбы-камня" - сказал Крютзен (рыба-камень обитает на дне и обладает очень ядовитыми спинными плавниками). Губка также вспугивает рыб, скрывающихся на морском дне. А дельфины ловят уже обнаружившую себя добычу.

Такая тактика охоты была почти полностью ограничена маленькой группой самок и их детенышей, обитающих в Заливе Шарк, и только единственным самцом, показывающим то же самое поведение. Перед группой ученых встал вопрос: приобретено ли такое поведение с помощью социального обучения, что свидетельствовало бы о культуре, или передано генетически.

Исследователи проанализировали митохондриальную ДНК (ДНК, передаваемую женщинами) 13 обученных самок и 172 необученных. Они нашли, что эта особенность передавалась главным образом в пределах единственной линии семейства от матери к дочери, и обучение новой тактике произошло, наиболее вероятно, у совсем недавнего предка.

"Это первое исследование культурной передачи, которая фактически рассматривает различные способы наследования и на уровне семейства и на уровне популяции" сказал Крютзен. "Если бы этот навык был закодирован в "Y" хромосоме [существующей только у мужчин], то только мужчины охотились бы таким способом. Если навык закодирован в одной из неполовых хромосом, то можно было бы ожидать, что самцы, также как и самки, использовали бы эту технику охоты. Но это не так. Мы исключаем возможность генетической передачи".

Поэтому, заключают исследователи, навык охоты с морскими губками передается дочерям от их матерей.

Почему мужское потомство редко приобретает тот же самый навык, остается неясным, хотя ученые выдвигают возможное объяснение: самцы бутылконоса имеют тенденцию создавать группы с другими самцами, а такие союзы не подходят для поиска пищи на морском дне, так как это трудоёмкая и индивидуальная деятельность.

Дельфины и Киты


Несмотря на то, что трудно изучить дельфинов и китов достаточно близко в дикой природе, некоторые биологи считают, что животные из семейства китовых конкурируют с шимпанзе в том, что касается культуры. Хал Витехэд, эксперт по китовым из Университете в Далхоусе в Новой Шотландии (Канада), приводит в пример дельфинов бутылконосов обитающих в Лагуна (Бразилия). Эти морские млекопитающие координируют свои усилия по ловле рыбы с местными жителями. Дельфины гонят рыбные косяки к берегу, давая сигнал рыбакам забросить сети. Все рыбы, которые избегают сетей, попадают прямо в рот ожидающим бутылконосам.

"Эта техника охоты передавалась культурным путем в обеих популяциях [у людей и дельфинов] с 1847 года" сказал Витехэд.

Другой предложенный пример китовой культуры касается касаток, которые охотятся на тюленей у берегов Аргентины. Самки, как замечали, налетали на берег вместе со своим потомством, даже когда никаких тюленей вокруг не было - очень опасная тактика охоты. Мать помогает молодой самке вернуться назад в море, если она оказывается на берегу. "Это выглядит очень похоже на обучение" сказал Витехэд.

Охотничьи песни самцов горбатого кита сравнимы с нашими музыкальными чартами. Киты настраивают свои мелодии в унисон через весь океан.

Майкл Крютзен упомянул о "культурной революции" у австралийских горбатых китов, "когда одна особенно популярная песня была заменена новой".

Крютзен добавил, "Мы все еще отстаем от приматологов, но дайте необходимое время и несколько длительных исследований, и я думаю, что мы обнаружим множество новых примеров социально научаемого поведения у животных семейства китовых. Ведь не зря же у них такой большой мозг".

Оригинал статьи находится на сайте National Geographic News Фото с сайта Animal Planet News

на журнал "Человек без границ"

Индия признала дельфинов личностями и запретила дельфинарии

Правительство Индии присвоило дельфинам статус "личностей, не относящихся к человеческому роду". Таким образом Индия стала первой страной, признавшей уникальный интеллект и самоосмысление представителей отряда водных млекопитающих - китообразных.

Решение было озвучено главой Министерства окружающей среды и лесного хозяйства Индии, запретившего также выступления с использованием дельфинов, находящихся в неволе - в дельфинариях, аквариумах, океанариумах и т.д. Согласно министерству, дельфины "должны иметь свои собственные особые права".

Дельфины являются высокоинтеллектуальными млекопитающими с высокоразвитой социальной организацией. Согласно последним исследованиям, дельфины обращаются друг к другу по имени и могут запоминать уникальные имена - звуки, подаваемые "старыми друзьями" и услышанные ими лишь однажды 20 лет назад.

До того, как им исполнится год, дельфины выбирают сами себе уникальные имена, представляющие собой ряд сложных звуковых сигналов. С этого момента все другие дельфины одной социальной группы используют персональное имя каждого при обращения друг к другу.*

Дельфины пользуются сложной грамматической коммуникацией

Предыдущие исследования показали, что дельфинам свойственны человекоподобное самоосмысление и вовлеченность в сложную систему коммуникации с другими дельфинами с помощью структуры грамматического предложения. Да, у дельфинов есть свой язык, как и у людей (см. Проект коммуникации дельфинов). Основным отличием между языком дельфинов и человеческим языком является то, что дельфины не подвергаются прививкам в детском возрасте, получая дозу ртути, отрицательно воздействующую на мозг. Поэтому дельфины вырастают способными общаться полноценно связанными предложениями, в то время как сейчас многие люди познавательно ограничены и не могут составлять осмысленные предложения (Прививки действительно повреждают мозг, как и наличие ртути и токсичных веществ в пище, медицинских препаратах и предметах личной гигиены).

Ниже представлена выдержка из научной работы по исследованию коммуникации дельфинов на примере дельфина по имени Эйк:

Отношение аргументной роли к порядку слов являлось важной частью концепций грамматики языка Эйк, что в значительной мере предполагает знание числа аргумента. В целом, данный ряд полученных результатов подчеркивает четкое понимание Эйк выученного ею языка... [тест] требовал понимания грамматических и семантических отношений и прагматических вопросов, возникающих в результате связи между аргументной ролью и синтаксическим положением.

Другими словами, Эйк грамматически умнее многих взрослых людей, так как многие люди уже не могут выделять осмысленные положения языка, являясь лишь "субъектами гипноза", умеющими только ставить галочки в бюллетенях для голосования и жить на фаст-фуде и энергетиках.