Восточные музыкальные инструменты - буддийские колокольчики, тибетские трубы, этнические барабаны, варганы. Музыкальный инструмент и одежда монахов Музыкальные инструменты тибета

В этом разделе вы можете купить восточные музыкальные инструменты, тибетские трубы, буддийские инструменты, колокольчики, варганы, необычные музыкальные инструменты .

Тибетские трубы

Тибетские трубы различны по диаметру и длине. Есть небольшие и длинные трубы (до 3 метров). Популярны также буддийские раковины – необычный музыкальный инструмент, издающий пронзительный и сильный звук, богато украшенный чеканкой и камнями. Буддийские раковины также различаются по размеру и длине. Кроме тибетских труб и раковин представлены также караталы, трубы в форме дуги, флейты, гонги и роги.

Этнические барабаны

У нас вы можете купить этнические барабаны необычные инструменты на ручке и в раме. Барабаны очень красиво выполнены – украшены росписью, рамы и деревянные части барабанов украшены резьбой. Этнические барабаны различаются по звучанию и диаметру.

Буддийские барабаны дамару

В наличии буддийские барабаны для практик – дамару. Дамару также есть разных размеров. Имеются в наличии также бубны и гонги.

Буддийские колокольчики

У нас вы можете купить буддийские колокольчики с ваджарами. Буддийские колокольчики различны по величине, звучанию и качеству. К тибетским колокольчикам также можно приобрести в комплект чехол.

Варганы

Также у нас представлен ассортимент варганов, хокосаов, окарин, горнов .

Вы можете купить варган тибетский, варган Поткина, варган с тремя язычками и др.

Имеет бамбуковый ствол с одинарным подрезным язычком. В стволе флейты проделано 8 игровых отверстий, 7 верхних, одно — нижнее. На конце ствола находится небольшой роговой раструб.

Также иногда делается из других пород дерева. Деревянным бывает и резонаторный раструб.

Кроме того, количество игровых отверстий в редких случаях может колебаться от 7 до 9. Соответственно, несколько изменяется и диапазон инструмента.

Звучание громкое, яркое и приятное. По звукообразованию мабу родственен . Инструмент хорошо подходит для фестивалей.

Интересный факт: Мабу, наряду с другими традиционными восточными инструментами, звучит в игре Swords of Destiny для платформы PlayStation 2.

Существует ещё один деревянный духовой инструмент с названием , родиной которого являются Соломоновы острова .

Видео: Мабу на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Видео с этим инструментом пока отсутствует. :(

Если у Вас таковое имеется – пишите! :)

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Дунчен - большая труба

Его изобрели тибетские мастера. Когда в Тибет пригласили Досточтимого Жово Атишу, то для оказания почтения величайшему Пандите сиятельный князь Жанчуп Од устроил музыкальное представление, подношение звуков большой трубы. Сейчас в наше время эта традиция не исчезла и на приемах высокообразованных Учителей проводится та же церемония. Когда танцуют Чам во время больших праздников так же используют большую трубу.

Размер большой трубы варьирует от 7 до 3 локтей в длину. Узкое отверстие мундштука постепенно расширяется к раструбу. Он состоит из трех частей, которые аккуратно входят друг в друга. В качестве материала для изготовления используется медь и латунь. Поэтому его другое название Ракдун, буквально в переводе с тибетского рак - латунь, дун - труба. Издаваемые звуки подразделяются на: громкие - мужские и тихие - женские.

Донгак

Донгак, эта часть монашеской одежды не использовалась в Индии, а только в Тибете. Из-за высокогорного, холодного климата Донгак служил своего рода рубашкой без рукавов. Он похож на шкуру с головы слона, слон считается сильным животным, поэтому монах, надевающий эту одежду, создаёт предпосылку для того, что бы в будущем обрести мощь для отбрасывания негативной кармы и увеличения добродетели подобно могуществу слона. Наплечники заменившие рукава напоминают слоновьи уши. Во времена Ландармы, когда Учение было приведено в упадок. Для проведения обряда посвящения в монахи (Бхикшу) нужно было четыре монаха. Но в Тибете нашлось только трое. И они были вынуждены пригласить четвертого из Китая. И поэтому в знак уважения наплечники по контуру обшиты, синей тесьмой, по этой же причине монашеские одежды Намджяр и Лагой обшивают синими нитками. Так же раньше существовала традиция делать на нижнем конце тесьмы петельку, куда монахи просовывали большой палец руки, дабы не размахивать беспечно руками во время ходьбы.

Шамтап

Шамтап, это нижняя монашеская одежда. Одевают ее только послушники - Шраманеры и монахи - Бхикшу. Как проповедовал Будда Гаутама: "одевайте шамтап со смыслом и порядком" !Все детали этого одеяния имеют сокровенный смысл, он состоит из соединенных прямоугольных кусочков ткани, каждый из которых символизирует определенное обязательство из обета данного монахом. Например, Шраманеры имеют 36 обязательств, а Бхикшу по 253, на что и указывает число прямоугольников на шамтапе. Его можно не снимать даже во время сна.


Зэн.

Повседневная накидка из красного материала шириной два локтя, длинной от пяти до десяти локтей соответственно по росту монаха.

Когда перед ступой Будда отрекся от жизни в миру, он скинул мирскую одежду и облачился в монашескую, которую ему поднесли небожители. И после этого его последователи-ученики облачились в точно такие же одежды. Во-первых, для того чтобы было различие между монахами и мирянами, во-вторых, эти одежды не противоречат обетам Бхикшу. В-третьих, для того, что бы монахи носили эту одежду и не думали о красоте.

Как-то в старину царь Бимбисара встретился с брахманом-иноверцем и ошибочно думая, что он буддийский монах поклонился ему. И поэтому после этого Будда чтобы различать тиртиков и буддийских монахов-Бхикшу ввел такие одежды как "Намджяр" и "Лагой", из квадратных лоскутков. В настоящее время в северном Буддизме их редко одевают в повседневной жизни. Они используются во время проведения ритуала очищения-Соджонг. И также во время проповедования или слушания Учения. "Лагой" и "Намджяр" одинаковы по размеру, но различаются цветом, одно оранжевое, а второе желтое. Первое предназначено всем принявшим монашеские обеты, второе только для монахов принявших полное посвящение Бхикшу.

Источник - книга монахов из монастыря ДРЕПУНГ ГОМАН САМЛО КАНЦЕН

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.


Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 0, 0, 0); padding: 5px; width: 200px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 190px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Музыка играет в буддизме далеко не последнюю роль. Она помогает создать нужный нужный настрой, оповестить о начале ритуала, поддерживать медитативную атмосферу в храме.

Сегодняшняя статья погрузит вас в атмосферу духовности и музыки буддийских монастырей, ведь ее тема – буддийские музыкальные инструменты. Вы познакомитесь с их необычными названиями, узнаете, откуда они родом, чем интересны, как на них играют и в каких ритуалах используют.

Буддийская музыка

Звучание буддийских инструментов можно слышать во время практик, обрядов, ритуалов, буддийских праздников и мистерии Цам. Особенность этой музыки в том, что здесь одновременно могут аккомпанировать около полусотни инструментов. В общем потоке особенно угадываются звуки духовых и ударных.

Большинство из них имеют индийские, китайские и тибетские корни. Многие из тех, что родом из Тибета, раньше изготавливались из человеческих костей, черепов – так о себе дает знать древняя тибетская религия бон.

Тогда считалось, что череп заключает в себе магию. Усопших в Тибете не хоронят, а оставляют в горах, делая своего рода подношение птицам, чтобы плоть не пропала зря, поэтому череп несложно было найти. Сейчас инструменты стали буддийскими и изготавливаются из альтернативных, более «гуманных» материалов.

До сих пор встречаются совсем уж странные инструменты. Так, к примеру, в стенах китайского храма можно услышать звук стука деревянной палки о деревянную рыбу. Таким образом к трапезе собирают монахов.

Главные инструменты

Дунчен

Это огромная труба, похожая на телескоп. Ее размеры действительно впечатляют: от 2-3 до 5 метров в длину. Она состоит из трех частей: одна вдевается в другую. Дунчен изготавливается из металла, в основном из латуни или меди.


При игре получается два вида звуков: громкие – мужские, похожие на крик слонов, и мягкие – женские. Если прислушаться, можно уловить инфразвук, который словно соединяет мирское и небесное, светлое и темное. Особенно хорошо такой эффект достигается, когда труба направлена в сторону горных массивов и создается эхо.

Дунчен был изобретен в Тибете и применялся при встрече известного деятеля Атиши. Сегодня на нем играют в некоторых монастырях на рассвете и на закате перед медитативными практиками, при встрече достопочтенных лам, перед обрядами, а также в мистерии Цам. Нередко для лучшего звучания используют сразу две трубы.

Зурна

Этот инструмент больше известен под названием «гьялинг». Он относится к разряду духовых язычковых. Внешне похож на трубу, флейту или гобой. Он изготавливается из прочного дерева, в котором потом прорезается восемь отверстий: семь сверху и одно снизу.


Играть на гьялинге способны только истинные виртуозы, потому что при игре нужно выдавать долгие звуки, не набирая воздух. Пришедший из Ирана, он особенно полюбился в Индии, а затем – в Тибете. Сегодня он используется во время буддийских праздников, шествий, церемониальных торжеств.

Другими словами, барабан. Он плоский, ручной, двусторонний. Звуки из него извлекают специальной изогнутой палочкой из дерева, на конце которой нередко рисуют ваджру. Сам барабан может быть украшен изображением лотоса, атрибутов и символов буддизма, а также привязанной лентой из шелка.

Нга используют при различных шествиях, церемониях. Его также подвешивают на крыше монастыря, чтобы собирать монахов на медитацию.

Дункар

Основой для этого музыкального инструмента становится морская раковина. Собственно, название с тибетского так и переводится – «белая раковина».


Его звучание похоже на звук, издаваемый рогом, но оно более мелодичное, вибрирующее. Такое свойство помогает использовать его в ритуалах, при начале практики медитации, способствует расслаблению и очищению помещения.

Родиной дункара считают Индию. Современные варианты изготавливают из привычной раковины с нанесением на нее серебряных элементов, в том числе наконечника для вдувания воздуха. Снаружи он украшается драгоценностями и изображениями с буддийскими мотивовами.

Канглинг

Он тоже относится к разряду духовых. Главная его особенность состоит в том, что он производился из берцовой кости человека, но сейчас ее заменил металл вроде меди или сплава с содержанием никеля.


Изначально берцовую кость начали использовать как музыкальный инструмент, потому что в ней есть две дырочки, называемые «конские ноздри». Звуки, выдуваемые через них, удивительным образом похожи на ржание лошади. По преданию помощью подобного инструмента буддисты могут унестись в рай Сукхавати.

Кангдунг

Этот инструмент становится более длинной модификацией канглинга с элементами дунчена. Это медная труба, усыпанная позолотой и деревянной резьбой.


Кангдунг можно назвать культовым инструментом, который помогает в музыке выразить уважение различным божествам, буддам. На нем часто играют в самом начале общемонастырских обрядов.

Дамару

Дамару – это небольшой барабан, на котором играют вручную. Он имеет форму песочных часов. Дамару полый внутри, его корпус изготавливается из дерева, а верх и низ обтягиваются кожей.

Раньше корпус дамару делали из верхних частей черепов мужчины и женщины – это было отражением единства женского и мужского начала, олицетворением мудрости и милосердия.

К самому узкому месту, к так называемой талии, привязаны веревки с шариками из кожи. Дамару встряхивают, и шарики ударяются об кожаные верх и дно – получается звук барабанной дроби.


Сейчас дамару бывают самых разных размеров и форм, а о разнообразии дизайна не стоит и говорить. Барабаны могут быть украшены драгоценными камнями, серебром, позолотой, изображениями символов буддизма.

Дильбу

Это небольшой инструмент в виде колокольчика с ручкой, которая по форме напоминает ваджру. Сейчас он распространен в Китае, хотя пришел туда с индийских земель.


Имеется два варианты игры на дильбу:

  • обычный – колокольчик рукой качают из стороны в сторону, язычок ударяется о металл, вызывая звенящий звук;
  • посредством специального била – приспособлением из дерева обводят вокруг низа дильбу, в результате появляются вибрации, которые резонируют с окружающим пространством и вызывают мелодию по принципу поющих чаш.

Дильбу считается олицетворением пустотности всего сущего и мудрости женского начала. Самым частым украшением инструмента является гравировка главной буддийской мантры: «Ом мани падме хум».

Вот, пожалуй, все основные музыкальные инструменты, которые используются в буддийских практиках. Возможно, вам известны еще какие-то — тогда поделитесь своими знаниями в комментариях, это будет интересно и нам, и читателям блога!

Заключение

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту!

Сергей Габбасов
История и классификация тибетских народных музыкальных инструментов

Район расселения этнических тибетцев гораздо больший, чем регион Тибетского нагорья, который традиционно ассоциируется с "классическим" Тибетом. Носители тибетской культуры, народы сино-тибетской и тибето-бирманской языковых групп проживают и в Непале - королевство Ло-Мустанг (bLo ), и в королевстве Бутан, и в Ладакхе (северо-восточная Индия). Таким образом, тибетской культурой занят довольно обширный регион Центральной Азии. Сама по себе тибетская культура весьма однородна на всём своём распространении, имея отличия в языке, материальной культуре (одежда - её покрой и орнаментация, тип жилища и его архитектурные особенности), при этом имея относительную однородность в типах хозяйственной деятельности и традиционных занятиях, средствах передвижения, религии и её особенностях, мифологии, фольклоре, музыке.

Именно о музыке, точнее о народных музыкальных инструментах, и пойдёт речь в этой статье.

Тибетская музыка имеет чёткое разделение на народную и религиозную (литургическую). Народная музыка имеет гораздо большую неоднородность по регионам распространения тибетской культуры, отличается и манера исполнения, характер музыкальных произведений, мелодика, ритмика, и инструментарий. Литургическая музыка "закреплена" канонами исполнения и встречается в виде литургической музыки тибетского буддизма (ламаизма) вне пределов распространения тибетской культуры как таковой - в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии.

Музыкальные инструменты являются либо привнесёнными, либо автохтонными. Привнесённые инструменты стали появляться в местах распространения тибетской культуры с началом контактов с другими народами, прежде всего с Индией и Китаем (в основном на почве буддизма). Исконно тибетских инструментов в таком случае становится очень и очень мало.

Сначала рассмотрим инструменты народной, не религиозной музыки.

Самый известный и распространённый народный тибетский инструмент - это "драмьен" (dramyen ), тибетская лютня. Распространён повсеместно. Ближайшие аналоги - рубаб, тар, сетар Средней Азии и Ближнего Востока.

Следующий инструмент - поперечная флейта "тэлин" (khred gling ). Похожие инструменты широко распространены в Индии и Непале (бансури), Средней Азии (най) и Китае.

Ещё один инструмент - парные литавры, сделанные из глины. Ближайшие аналоги - таблак в Средней Азии, дхолак в Индии.

Эти три музыкальных инструмента составляют главный, если не единственный инструментарий народной тибетской музыки. Как видно, довольно скудный.

Теперь рассмотрим литургические музыкальные инструменты. Здесь разнообразия гораздо больше. Многие из этих инструментов всё-таки иногда используются в повседневной жизни вне религиозных церемоний. Указание на аналогию приводит лишь параллель с похожим инструментом у другого народа, а указание на происхождение - на то, что известно, что инструмент не местный.

- "Дунчен " (dung chen ) - длинная металлическая (медная или медно-никелевая) труба с раструбом на конце. В длину от 1,5 до 6 метров, помимо религиозных обрядов используется во время проведения народных праздников. В данном случае не ясно, является ли это рудиментом ранее существовавшей традиции исполнения народной (не литургической) музыки на дунченах или же это новообразование. Ближайший аналог - таджикский "сорнай" (длинная металлическая труба с раструбом на конце). Вполне возможно, что дунчен - прямой потомок сорная, если учесть что тибетская религия Бон взяла довольно много из страны Тагзиг, куда входил и современный Таджикистан.

- "Радунг " (ra dung ) - разновидность дунчена с более широким раструбом.

- "Нга " (rnga ), также "лаг нга " (lag rnga ),"хар нга " (khar rnga ) - плоский двусторонний барабан, на котором играют особой изогнутой колотушкой, обычно привязывают к потолку или ставят на подставку. Иногда используется во время народных праздников.

- "Силньен " (sil snyen ) - плоские тарелки. При игре держатся вертикально. Иногда используется во время народных праздников. Похожие аналоги - в Китае.

- "Ролмо " (rol mo ) или "буп " (sbu b ) - тарелки с выпуклостями в середине. При игре держатся горизонтально. Аналоги инструмента – в Непале, Индии, но традиция игры существенно различаются.

- "Зурна " (bsu rna ), или "гьялин " (rgya ling ), разновидность гобоя, по музыковедческой классификации относится к народным шалмеям. Ближайшие аналоги - зурна Средней Азии и Ближнего Востока. Считается (в т.ч. и самими тибетцами), что этот инструмент "пришёл" из Ирана (что, в принципе, видно из названия - персидского слова "зурна"). Хотя инструменты подобного класса встречаются и в Индии. Широко используется в литургической музыке (один из главных музыкальных инструментов ритуальной музыки тибетского буддизма и Бона) и народной музыке (часто в аккомпанементе литавр).

- "Шанг " (gzhang ) - плоский колокольчик, при игре зажимается в ладони расширением вверх и покачивается из стороны в сторону, чтобы язык, привязанный верёвкой к центру, ударялся о края. Аналогов этого инструмента, равно как и традиции игры на нём, нет.

- "Нга чен " (rnga " chen ) - большой барабан, в который бьют при богослужениях, когда собирается вся община и иногда в этот барабан бьют на крыше храма для созыва монахов.

- "Генпо " (mgon po ) - маленький барабан, используемый для богослужений в храмах, посвящённых божествам-защитникам (йидамам).

-"Г анди " - длинная деревянная доска, изготовленная из сандалового дерева. По данным В. Сузукей, длина ганди составляет около 2,5 м, ширина – не более 15 см, толщина – около 6 см. “Звук извлекается ударами по доске одной палочкой, также изготовленной из сандалового дерева. При игре ганди берется на левое плечо и поддерживается левой рукой, палочка находится в правой руке”. На ганди могли играть только особые ламы, сигналами созывая остальных на богослужение. Подчеркивая сакральность инструмента, В. Сузукей указывает на его использование как механизма управления повседневной жизнью народа. “Религиозная догматика, обрядовость ламаизма, пантеон божеств, мифология и пандемониум злых духов на умилостивление, устрашение и подавление которых направлены ритуальные действия большинства обрядов – во всей этой сложной системе немаловажное значение имеют и музыкальные инструменты, звуки которых имеют неоднозначную символику, переплетающуюся со всем корпусом богов, демонов и злых духов, призываемых с помощью музыки для обрядового угощения и подавления”.

Следующие инструменты - сугубо литургические, но уже не местного происхождения, привнесённые.

- "Дамару " (da ma ru ) - двусторонний барабан, по форме напоминающий песочные часы, с двумя шариками на верёвочках, прикреплённых с месту сужения. При игре барабан держат горизонтально и вращают попеременно то в одну, то в другую сторону, добиваясь того чтобы шарика на верёвках ударялись о мембраны. Считается, в том числе и самими тибетцами, что этот инструмент был привнесён из Индии, равно как и

- "Канлин " (rkang gling ) - дудка из берцовой кости человека или металла (меди или медно-никелевого сплава).

- "Кандунг " (rkang dung ) - инструмент, отличающийся от канлина тем, что у него есть телескопическое колено, увеличивающее его длину. Данный инструмент является тибетской модификацией привнесённого канлина; своеобразным гибридом с дунченом.

- "Дильбу " (drill bu ) - колокольчик с ручкой, часто в форме ваджра. Существует два стиля игры на этом колокольчике - простой (покачивания из стороны в сторону) и игра при помощи била (деревянным билом водят по нижнему ободу колокольчика, заставляя его вибрировать и резонировать). Считается, в том числе и самими тибетцами, что этот инструмент был привнесён из Индии.

- "Дункар " (dung dkar ) - раковина. Имеет индийское происхождение, делается либо с металлическим мундштуком (для этого оправляется в металл и приклеивается сургучом), либо оставляется естественная форма.

- "Тин-шанг " (ting gzhang ) - маленькие плоские слегка выпуклые металлические тарелочки. Имеют индийское происхождение (от индийского инструмента "караталы")

- "Гьял нга " (rgyal rnga ), "хар нга" (khar rnga ) - гонг, используемый для отбивания часов во время монашеских собраний. Имеет индийское происхождение, где выполняет такую же функцию.

- "Карлин " (kar gling ) - духовой инструмент китайского происхождения, используется на праздниках. На нём играют на верхних этажах храма. Наличие музыкальных инструментов китайского происхождения объясняется долгими контактами с китайской буддийской школой, равно как и

- "Бупаг " (sbu phag ) - труба китайского происхождения и

- "Ратин " (draw ting ) - инструмент, состоящий из девяти гонгов, на которых играют двумя ударниками.

То, что эти инструменты исключительно литургические, ещё раз доказывает их неавтохтонность, т.к. они были заимствованы специально для проведения определённых (также заимствованных) ритуалов.

Некоторые из этих инструментов используются крайне мало (в смысле их партии в литургии очень небольшие), а на некоторых наоборот - играют чуть ли не всю литургию. Некоторые вообще используются только в определённых практиках и случаях, при этом есть ещё у каждого монастыря и секты существуют свои особенности инструментария для каждой литургии и особенности игры и изготовления (и оформления) инструментов.

Если же попытаться сделать список исконно тибетских музыкальных инструментов, то получится следующая картина:

- "ролмо" (rol mo) или "буп" (sbub),
- "дунчен" (dung chen),
- "радунг" (ra dung),
- "нга" (rnga), "нга чен" (rnga" chen), "генпо" (mgon po),
- "шанг" (gzhang)
- "ганди"

Про остальные инструменты можно сказать что либо точно известно, что они изначально не тибетские, либо есть такое предположение.

Весьма интересным представляется тот момент, что это всё - литургические инструменты, а не народные. Видимо, это произошло из-за того, что каноны "консервируют" литургический инструментарий, в то время как народный инструментарий не является канонизированным и подвержен любым иноземным влияниям.

Но это не значит, что остальные тибетские инструменты являются заимствованными. Вполне возможно, что они являются просто-напросто общими для народов Гималаев, Индии и Китая как для народов одного региона Азии. А перечисленные инструменты присущи исключительно тибетцам.