Сен женевьев де буа кладбище кто похоронен. Русское кладбище "сен-женевьев-де-буа"

Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Это был единственный объект в нашей программе, который не попал в сферу новогодней вакханалии. Здесь было все спокойно. Действительно, это место значимо только для тех, кто знает и любит русскую историю и культуру.

Основанное эмигрантами первой волны, то есть послереволюционными, оно дало последний приют многим русским, жившим и работавшим во Франции. Некоторые из них были участниками сопротивления, внесшими свой вклад в борьбу с фашизмом. Здесь лежат и эмигранты второй волны – инакомыслящие советского времени.

В Советском Союзе стало известно об этом кладбище, пожалуй, после публикации в семидесятые годы стихотворения Р. Рождественского:

"Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…"

«Малая церковка» Успения Пресвятой Богородицы на этом кладбище построена Альбертом Бенуа. Он – представитель огромной творческой семьи, обогатившей русскую культуру. Архитекторы с этой фамилией строили Петербург, издавали журнал «Мир искусств», были театральными художниками, артистами. К этой семье относятся архитектор Л. Бенуа, художница З. Серебрякова, (похоронена на этом же кладбище), скульптор Е. Лансаре, английский актер театра и кино Питер Устинов.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на русском кладбище.

Могила Зинаиды Серебряковой, художницы, с творчеством которой мы познакомились только в семидесятых годах. Ее картины тогда и теперь чрезвычайно популярны. Достаточно вспомнить прелестный автопортрет «Перед зеркалом».

Памятник генералу М.В.Алексееву и участникам Белого движения. Захоронений участников Гражданской войны на кладбище много.

На этом кладбище покоится весь «серебряный век» русской эмигрантской литературы. Здесь похоронены: В.Л.Андреев, И.А.Бунин, Гайто Газданов, З.Н.Гиппиус, Б.К.Зайцев, Г.В.Иванов, Д.С.Мережковский, В.Н.Муромцева-Бунина, Н.А.Оцуп, Б.Поплавский, А.М.Ремезов, Тэффи, И.С.Шмелев. Все они выразили себя в дореволюционное время в России и во время эмиграции. Часто не понятые, часто бедствующие, одержимые воспоминаниями о Родине и иногда нашедшие себя в новых условиях. О каждом из них теперь написаны исследования. Каждая биография – роман, который не имеет счастливого конца.

Ирина Одоевцева, поэтесса, жена поэта Георгия Иванова, которая, похоронив мужа, на старости лет вернулась в Россию, писала о жизни в Париже:

"По набережной ночью мы идем.

Как хорошо - идем, молчим вдвоем.

И видим Сену, дерево, собор

И облака... А этот разговор

На завтра мы отложим, на потом,

На после-завтра... На когда умрем."

И. А. Бунин, Нобелевский лауреат, автор «Окаянных дней», отчаянного произведения о революции в России. В Париже, признанный и знаменитый, не нашел успокоения. Запутанная личная жизнь, тема Родины, которая не оставляла до конца. Уже во время войны им написаны «Темные аллеи» - русская жизнь, русские характеры.

Д.С. Мережковский, писатель, философ, энциклопедист. Его творческое наследие содержит 24 тома. Многие годы был под полным запретом на Родине. Религиозная философия плохо соотносилась с марксистско-ленинской, единственно правильной, потому - верной. В советские годы мне случилось прочитать еще дореволюционное издание его трилогии «Христос и Антихрист» - «Смерть богов, Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». Попытка соединить духовные и земные ценности, блестящее описание исторического фона. На Западе Мережковский оценивался как продолжатель традиций русского романа, оказавший влияние на Томаса Манна и Джойса. Теперь Мережковский почти забыт.

Здесь же похоронен Гайто Газданов, писатель, открытый в России только последние годы. Участник гражданской войны, парижский шофер, блестящий стилист, написавший романы «Призрак Александра Вольфа», «Вечер у Клер», «Ночные дороги» и др. Он сформулировал свой жизненный опыт следующим образом: «Но вот что я тебе советую: никогда не становись убежденным человеком, не делай выводов, не рассуждай и старайся быть как можно более простым. И помни, что самое большое счастье на земле - это думать, что ты хоть что-нибудь понял из окружающей тебя жизни». И еще: «Но красные тоже правы, и зеленые тоже, а если были бы еще оранжевые и фиолетовые, то и те были бы в равной степени правы».

Блестящая Тэффи, веселыми произведениями которой зачитывались в России до еще революции. Печаталась в журнале «Сатирикон». Во Франции она была признана и не утратила чувства юмора. Сейчас, после ее смерти, в России ее произведения переживают ренессанс. Тэффи не любила, когда ее называли юмористкой. «Анекдоты смешны, только когда их рассказывают. Когда же их переживают - это уже трагедия. Моя жизнь - анекдот, а значит - трагедия». Уже в старости она обращалась к Богу с молитвой: «Когда я буду умирать, Господи, пошли лучших твоих Ангелов взять мою душу».

Могила К.А.Коровина, живописца, портретиста, театрального художника, друга Шаляпина, автора воспоминаний о нем. Кроме живописи, он оставил большое литературное наследие. Он объяснял: « Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе - со всякой всячиной, которых любил, из которых «иных уж нет, а те далече»…»

На этом кладбище похоронен Художник К.А.Сомов, один из основателей общества «Мир искусств», автор иллюстрированной «Книги маркизы».

С. Лифарь - солист «Русского балета» С. Дягилева, возглавивший балетную труппу «Гранд-Опера». Он поставил во Франции более 200 спектаклей и основал университет хореографии.

На этом кладбище нас сопровождала белая кошка, видимо бездомная.

"По кошачьи я бездомна,

По кошачьи тошно мне".

И. Одоевцева.

Захоронение М.Ф.Кшесинской, примы балерины императорского Мариинского театра в Петербурге, ее мужа великого князя А.В. Романова и сына В.А. Романова - Красинского. Эта танцовщица очаровала наследника престола и великих князей. Подаренный ей особняк в начале Каменноостровского проспекта Петроградской стороны в стиле модерн является его украшением. После 1917 года он был занят всевозможными революционными организациями, в том числе и музеем революции. Тем не менее, жители Петербурга продолжают упорно называют его особняком Кшесинской. Забавна судебная тяжба между Кшесинской и Лениным за этот особняк. Догадайтесь, кто победил. В Париже основала хореографическую школу, где обучала танцам до глубокой старости.

Могила Юсуповых, тех самых Юсуповых, родственников царского дома. Князь Феликс Феликсович – организатор убийства Распутина. Бежал из России после этого акта. В этой же могиле похоронена его мать Зинаида Николаевна и красавица жена Ирина Александровна.

На этом кладбище представлена вторая волна русской эмиграции – диссиденты советской поры. Эти люди в условиях единомыслия позволили себе иметь и высказать собственное мнение. Среди них В.П. Некрасов, автор первого правдивого произведения о войне «В окопах Сталинграда». В этих окопах он подружился с моим дядей Г.А.Обрадовичем. Оба архитекторы по профессии, они многие годы состояли в переписке. Некрасов, когда-то обласканный властью, не продемонстрировал должной лояльности, за что и был изгнан из СССР. О Некрасове тепло пишет Лилианна Лунгина в «Подстрочнике», дружившая с ним. Она писала, что Некрасов был самым свободным человеком из всех, кого она знала. Во время их встречи в Париже, Некрасов говорил, что французом он не стал, но стал парижанином.

В.П.Некрасов, автор «В окопах Сталинграда».

Могила А. Галича.

Около этой могилы кто-то из молодых туристов спросил меня, кто такой Галич. Я даже растерялась. Говорить, что это успешный советский сценарист, драматург, как пишет Лунгина, его знавшая, «советский буржуа и сноб», здесь ни к чему. Для меня Александр Галич – автор протестных стихов и песен, исполняемых под гитару. Еще студентами мы пели «Про печальную историю про Москву и про Париж, как наши физики проспорили ихним физикам пари ». Следствием этой печальной истории было:

«И лечусь «столичною» лично я,

Чтобы мне с ума не стронуться,

Истопник сказал – «столичная» -

Очень хороша от стронция».

Еще:

«Я иду и размышляю, не спеша,

-То ли стать мне президентом США,

Т о ли взять да и окончить ВПШ!..» (Для тех, кто не знает, ВПШ – Высшая партийная школа).

А еще трагические стихи-песни:

«Облака плывут в Абакан», «Когда я вернусь». Галич пишет о доступных формах протеста против «фанфарного безмолвия и прославления многодумного безмыслия»:

«Есть - стоит картина на подрамнике!

Есть - отстуканы четыре копии!

Есть магнитофон системы "Яуза"!

Этого достаточно!»

Галич первый задал вопрос о возможности протеста в советских условиях:

«И все так же, не проще,

Век наш пробует нас.

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь,

В тот назначенный час?!»

Так я должна бы ответить молодому человеку, задавшему вопрос, кто такой Галич, если бы не растерялась.

Здесь похоронен В.Е. Максимов, основатель и главный редактор журнала «Континент». Вокруг этого журнала объединялись литераторы, публицисты, критики, правозащитники, мемуаристы. В нем сотрудничали нобелевские лауреаты А. Сахаров, А. Солженицын, Г. Бёлль, И. Бродский. В. Некрасов, Н. Коржавин, В Аксёнов и многие другие творческие люди, не нашедшие себя в советской системе, входили в состав редколлегии.

Здесь же похоронен Андрей Тарковский, кинорежиссер, сценарист. Он – автор известных фильмов: Андрей Рублев, Иваново детство, Солярис, Зеркало, Сталкер, Жертвоприношение. А.Тарковский оставил литературное наследие, глубине которого удивляешься. Вот некоторые цитаты из него:

«Бросив даже мимолетный взгляд назад, на ту жизнь, которая остается за тобою, вспоминая даже не самые яркие минуты прошлого, все-таки всякий раз поражаешься уникальности тех событий, в которых ты принимал участие, неповторимости тех характеров, с которыми ты сталкивался.

Пусть надежда - обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.

Жизнь - всего-навсего отведенный человеку срок, в течение которого он может и должен сформировать свой дух в соответствии с собственным пониманием Цели человеческого существования.

Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет.

Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру.

Время - это условие существования нашего «Я».

Жизнь оказывается богаче фантазии.

Книга, прочитанная тысячами людей, это тысячи разных книг.

Чтобы быть свободным, нужно просто им быть, не спрашивая ни у кого на это разрешения.

Мы создали цивилизацию, грозящую уничтожением человечества.

По-настоящему свободный человек не может быть свободным в эгоистическом смысле слова».

Одним из последних здесь похоронен знаменитый Рудольф Нуреев, выпускник Вагановского хореографического училища, солист Мариинского театра в Ленинграде, скандально покинувший СССР. На Западе он сделал блестящую карьеру танцора и балетмейстера.

Закончить рассказ об этом кладбище мне хочется стихами А. Городницкого, написанными в 1996 году:

"На кла́дбище Сент-Женевьев-де-Буа
Забвения не вырастает трава, -
Её, разодет как любовник,
Стрижёт регулярно садовник.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Где статуи стынут в песцовых боа́

Покой обрели эмигранты, -

Российской свободы гаранты.

….

Звенит у обители Сент-Женевьев

Скворцов прилетевших двусложный напев,

Связав её пением птичьим

С Донски́м или Ново-Деви́чьим.

Опять в ожидании новой весны
Покойникам снятся московские сны,
Где вьюга кружится витая,
Литые кресты облетая.

Знакомые с детства родные места,

И купол сияет над храмом Христа,

Склоняя усопших к надежде,

Что всё возвратится, как прежде.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа,
Исчезнув с планеты как птица моа,
Лежит лебединая стая,
В парижскую землю врастая.

Меж мраморных ангелов и Терпсихор

Поёт им каноны невидимый хор,

И нету, понятно из пенья,

Свободы помимо успенья."

На этом парижском кладбище похоронены 10000 русских людей. Все они любили Россию.

Маргарита Рупперт.

♦ Рубрика: .

(Sainte-Genevieve-des-Bois) находится на юге Парижа, примерно в 30 километрах от столицы. Оно расположилось в небольшом одноименном городке, в честь которого и было названо.

На этом кладбище в начале 20 века находили свой покой русские граждане, живущие в Париже и соседних городах. Сейчас на хоронят французов, жителей одноименного города.

Появлению кладбища поспособствовал Русский старческий дом, который княгиня В. К. Мещерская основала в середине 1927 года для первых эмигрантов из России. Изначально в этом месте хоронили только его пансионеров, а затем и остальных русских. Так, в 1939 году количество могил достигало 5 десятков, а к 1952 году подобралось к 2-м тысячам.

Кто похоронен на русском кладбище?

Сейчас на свыше 5200 могил, в которых находятся захоронения около 15000 человек, чьи имена знакомы всему миру. Среди них:

· аристократия (супруги Юсуповы, Шереметевы, Г. Е. Львов, Г. К. Романов, В. А. Оболенская);

· артисты (Л. Д. Рындина, Е. Н. Рощина-Инсарова, О. И. Преображенская);

· военные (М. А. Кедров, Н. А. Лохвицкий, В. Н. Звегинцов);

· художники (З. Е. Серебрякова с дочерью, К. А. Сомов, С. К. Маковский);

· писатели (И. А. Бунин, В. Л. Андреев, Г. Газданов, З. Н. Гиппиус, Н. А. Оцуп, Тэффи);

· архитекторы (А. А. Бенуа, П. М. Мульханов);

· общественные деятели (С. Д. Боткин, П. Б. Струве);

· представители духовенства (С. Н. Булгаков, К. В. Фотиев) и многие другие.

Для многих россиян это кладбище является местом паломничества. Они стараются приехать сюда во время путешествия в Париж.

В 1960 году власти Парижа впервые подняли вопрос о том, что кладбище необходимо снести, а землю предоставить под общественные нужды. Это было связано с истечением срока аренды земель и продолжалось систематически. В результате правительством России на аренду и содержание 648 участков было выделено свыше 690 000 евро. Помимо этого, в 2000-х годах с Сент-Женевьев-де-Буа были перевезены в Россию и перезахоронены останки нескольких известных деятелей. Например, писатель И. С. Шмелев теперь покоится в Донском монастыре.

Православная церковь

Совсем рядом с кладбищем Sainte-Genevieve-des-Bois есть церковь Успения Божьей Матери. Она была построена в 1938-1939 годах по проекту Альберта Бенуа. Вместе с супругой он также украсил внутреннюю часть храма церковными фресками. Ее освятили в октябре 1939 года и с тех пор использовали для отпевания усопших соотечественников. Церковь открыта по субботам с 17.00 и по воскресеньям с 10.00.

Как добраться до русского кладбища?

Чтобы , нужно сесть на пригородную электричку линии С, идущую в направлении Dourdan-la-Forêt (С4) или Saint-Martin d’Estampes (С6), и выйти на станции Sainte-Genevieve-des-Bois. Оттуда можно дойти до кладбища примерно за полчаса или доехать на любом автобусе с номерами 0001-0004, сойдя на остановке Mare au Chanvre. Важно помнить, что по выходным автобусное движение недоступно и придется добираться пешком.

Кладбище открыто каждый день. С октября по конец марта оно работает с 8 до 17 часов, а с апреля по конец сентября – с 8 до 19 часов.

Малая церковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа

Так написал в далеком 1970 году молодой советский поэт Роберт Рождественский о самом русском месте Парижа. Предместье Сен-Женевьев-де-Буа стало таким в начале 20 века. На средства княгини Мещерской здесь был открыт дом престарелых для бежавших от революции русских дворян, лишенных средств к существованию. Тогда же на местном кладбище появились и первые могилы с надписями на церковно-славянском. Постепенно тихий городок стал средоточием русской эмиграции в Париже. Была построена небольшая православная церковь, где служили первые иерархи русской церкви в изгнании. Здесь же они и похоронены.

За прошедшее время городок Сен-Женевьев-де-Буа стал частью Большого Парижа. Но здесь традиционно сохранилась атмосфера русского места упокоения, которая сочетается с европейской ухоженностью и чистотой. Хотя сегодня большая часть обитателей дома престарелых — французы, но администрация старательно поддерживает «русский дух», в чем ей помогает и местная община, и нынешнее правительство России.

Достаточно долго здесь преобладали захоронения офицеров Белой гвардии, но ситуация постепенно изменилась. Сегодня на аллеях кладбища гораздо чаще встречаются имена артистов, писателей, поэтов и художников. Самое знаменитое из них – Иван Бунин, лауреат Нобелевской премии по литературе. Русский язык в его книгах достиг невероятно совершенства и силы. Здесь же нашли последнее пристанище Зинаида Гиппиус и Татьяна Тэффи, Дмитрий Мережковский и Иван Шмелев.

Здесь же лежит один из самых ярких русских поэтов современной России — Александр Галич. Его имя можно смело поставить рядом с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой.

На исходе 2007 года местный муниципалитет всерьез обсуждал вопрос о ликвидации кладбища в связи с окончанием срока аренды земли. Захоронения на нем давно прекращены, для того чтобы удостоиться этой чести, нужно или иметь купленный до запрета участок, или добиться специального разрешения. Для того, чтобы похоронить там Андрея Тарковского, понадобилось содействие Министерства культуры России. Ситуация обострилась в конце 2007 года, и тогда правительством России было принято решение о выделении 700 тысяч Евро, которыми была авансом оплачена аренда земельного участка под кладбищем до 2040 года.

Добраться до кладбища Сен-Женевьев-де-Буа (cimeti?re communal de Sainte-Genevi?ve-des-Bois) можно автобусом от площади Denfert-Rochereau до остановки Cimetiere de Liers или электричкой RER линии C от станции Gare d’Austerlitz до Sante-Genevieve-des-Bois, затем автобусом 104 от вокзала до остановки Piscine.

И закончим еще одной цитатой из Рождественского.

Полдень. Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сен-Женевьев-де-Буа.

Знаменитое кладбище под названием «Сент-Женевьев-де-Буа» расположено в городке Сент-Женевьев-де-Буа, в 30 км от южной части Парижа. Наряду с местными жителями там хоронили имигрантов из России. Кладбище считается православным, хотя встречаются захоронения и других религий. Здесь нашли покой 10 000 выходцев из России. Это — великие князья, полководцы, писатели, артисты, духовенство, художники.

В 1960 году французские власти поставили вопрос о сносе кладбища, потому как истекали сроки аренды земельного участка. Однако российское правительство выделило необходимую сумму на дальнейшую аренду и содержание кладбища. В 2000-х годах некоторые могилы были направлены на перезахоронение в РФ.

Как появилось русское кладбище в Париже?

Во время октябрьской революции многие эмигрировали из Франции, остались лишь люди преклонного возраста, которым некуда было бежать. В апреле 1927 года эмигрантским коммитетом был выкуплен замок под Парижем для организации дома для одиноких пожилых эмигрантов. Замок носил внегласное название «Русский дом», в котором проживало 150 человек. Сегодня здесь можно найти сохраненные реликвии русской культуры и быта белоэмигрантов.

На самом краю парка, примыкавшего к замку, расположилось маленькое местное кладбище, которое вскоре стало пополняться русскими могилами. А позже там нашли последний приют погибшие советские воины и русские, принимавшие участие в движении Сопротивления Франции.

Церковь Успенской Божьей Матери

Перед второй мировой войной русскими был выкуплен участок, где в 1939 году закончилось строительство русской православной церкви. Успенской Божьей Матери.

Церковь — работа архитектора Альберта Бенуа — брата русского художника, выбрал для застройки стиль псковской архитектуры средних веков. Жена архитектора, Маргарита Бенуа занималась росписью стен, а так же отреставрировала иконостас. Посильное участие в возведение храма так же принимала монахиня Екатерина, работавшая в Русском доме и его директор — Сергей Вильчковский, а так генеральный казначей кладбища Конрад Замен.

В последствии, архитектор церкви была захоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Упоминание кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в поэзии и песнях

Многие российские туристы считают своим долгом посетить Сент-Женевьев-де-Буа, не исключением является и творческая богема из РФ. Так, поэт и бард Александр Городницкий сочинил песню с названием кладбища; Роберт Рождественский написал о знаменитом кладбище стихотворение, а композитор Вячеслав Хрипко – музыку к нему; Марина Юденич написала роман с одноименным названием.

Громкие имена на старинных памятниках

Невероятно много знаменитых и достойных имен высечено на старинных памятниках.

Вот небольшая часть вереницы русских фамилий:

  • поэт Вадим Андреев;
  • писатель Иван Бунин;
  • архитектор Альберт Бенуа;
  • Григорий Елисеев, основатель сети магазинов его имени;
  • художники Константин Коровин и Константин Сомов;
  • генерал Александр Кутепов;
  • поэтесса Зинаида Гиппиус.

Дополнительная информация

Основной вход проходит через церковь. Там же расположен магазин, где ежедневно продают схемы кладбища и путеводители. Первый вход от остановки автобуса – это служебный вход.

Сент-Женевьев-де-Буа (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Кладбище Cент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois) лежит в 30 километрах к югу от Парижа в маленьком городке, в честь которого кладбище и получило своё название. Именно на кладбище Cент-Женевьев-де-Буа с начала 20 века хоронили практически всех русских граждан, проживавших в Париже и его окрестностях.

В первой половине века на территории Cент-Женевьев-де-Буа была построена православная Успенская церковь по проекту архитектора Альберта Бенуа.

Сегодня кладбище занято преимущественно могилами русских эмигрантов, и во всём мире Cент-Женевьев-де-Буа считается именно русским кладбищем. Здесь можно найти могилы более 10 тысяч наших бывших соотечественников, в том числе таких известных людей, как: княгиня Оболенская Вера Апполоновна, балерина Семенникова Тамара Стефановна, есаул Яганов Илларион Давидович, офицеры царской армии и потомки знатных фамилий князь Феликс Юсупов, великий философ и богослов Сергий Булгаков, трогательный Иван Бунин, писатель Борис Зайцев, удивительная и талантливая Тэффи, художники Зинаида Серебрякова и Альберт Бенуа, режиссер Андрей Тарковский и многие другие.

Российские туристы нередко приезжают на кладбище Cент-Женевьев-де-Буа, чтобы отдать дань уважения всем усопшим и своим предкам. Находится кладбище в городке Cент-Женевьев-де-Буа на улице Лео-Лагранж, открыто март-сентябрь пн-вс 7.00–19.00, октябрь-февраль пн-вс 8.00–17.00.

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа