Русский символизм: истоки и своеобразие. Философские истоки символистов в России


Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения в Москве и Петербурге литературных кружков, объединивших поэтов-декадентов, или старших символистов. Д.С. Мережковский В.Я. Брюсов «Русские символисты»(1894 г)Лекция «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы


Главными принципами новой литературы, по мнению Мережковского, должны стать: 1) мистицизм; 2) символизм 3) расширение художественной впечатлительности. Одновременно он издает поэтический сборник «Символы» (1892), с которого, собственно, и началась история русского символизма.






К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. Это было связано: --во-первых, с тем, что наиболее талантливые поэты нашли свой творческий путь и не нуждались в «привязке» к определенному направлению; -- во-вторых, символисты так и не выработали единого взгляда на сущность и цели искусства


Художественные принципы символизма Центральным понятием эстетической системы символизма является символ (от греческого Symbolon – условный знак) – образ, вмещающий в себя бесконечное множество смыслов. Символ позволяет постичь то, что нельзя выразить словами, что находится за пределами чувств. Искусство символизма призвано интуитивно постигать мир, поэтому произведения символистов не поддаются рациональному анализу. Стихи символистов отличаются музыкальностью, так как они считали музыку праосновой жизни и искусства. Музыкальность стихов достигается благодаря частому использованию ассонансов, аллитераций, повторов. Как и в романтизме, в символизме господствует идея двоемирия: миру земному, реальному противопоставляется мир запредельный «реальнейший», вечный. Поэзия символистов подчеркнуто сосредоточена на внутреннем мире лирического героя, на его многогранных переживаниях связанных с трагическим состоянием мира, с таинственной связью человека и вечности. Слово в произведениях символизма многозначно.Многозначность слова определяется не только тем и смыслами, которые вкладывает в него автор, но и контекстом произведения, контекстом творчества писателя.


Символизм - внутренне неоднородное явление. В начале 900-х годов обозначилось три течения в символизме: «Декаденты» - Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус и некоторые другие связывали искусство с богоискательскими идеями. Они проповедовали идею «религиозной общественности». «Литературный символизм» или старшие символисты. Здесь главенствовали В.Брюсов и К.Бальмонт. «Младшие символисты» - А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Эллис. Они объявили себя приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе Вл.Соловьева.


Манифестами декаданса стали книги: Ж.К.Гюисманса «Наоборот» ("A rebuars, 1884) М.Нордау «Вырождение» (1883) Русский декаданс - одно из течений внутри символизма. Он усматривал свои истоки не в психической, а в социальной сфере.



Поэзия Серебряного века 11 класс

Урок 15. Символизм и его истоки.

Цели и задачи: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников символизма.

Методические приемы: лекция учителя.

II. Лекция учителя

Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии. Для это1 о времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, по этические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из кото рых были символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через симв олы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма явля ется символ - многозначное иносказание, в отличие от аллегории - одноз начного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб), Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Он верил в спасительную миссию Красоты (Вспомним «положительное всеединство» - Красота, Добро и Истина. Об этом писал Достоевский, с которым Соловьев был близок н молодости). Посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство. Облик же «положительного всеединства» - воплощение вечно-женственного начала в мистических образах Души Мира,. Премудрости Божией, Софии.

Вечная Женственность у Соловьева - объект платонического культа и созерцательного любования, а не действия, предполагающего ответное чувство. Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Стихотворение В. Соловьева 1892 года - яркая иллюстрация этих взглядов:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его ис следователей-символистов.

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866- 1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Информация для учителя

Справка: экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики - «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: «Создания искусства - приотворенные двери в вечность». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения. Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895):

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски

В звонко-звучной тишине

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

III. Анализ стихотворения «Творчество»

- Каковы особенности этого стихотворения?

Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревы и (т. е. красный, не путать с лазурным - голубым); звукопись: ярко выраженную аллитерацию - созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.

Комментарии учителя:

Вспомним слова французского предшественника русских символистов Поля Верлена: «Музыка прежде всего». Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения - он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.

Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и иррациональных предчувствий: «Я - раб моих таинственных, / Необычайных снов... / Но для речей единственных / Не знаю здешних слов...» (3. Гиппиус).

Домашнее задание (по группам)

Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д. С. Мережковского («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), 3. Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), В. Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны») по следующему плану:

    Дата написания и публикации.

    Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

    Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)

    Основная тема.

    Смысл названия.

    Лирический сюжет и его движение. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

    Основные настроения, тональность стихотворения.

    Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

    Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

    Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

    Столкновение или соединение различных уровней сознания.

    Музыка стихотворения.

    Ритм, размер.

    Рифмовка, характер рифм.

    Лексика. Языковые выразительные средства.

    Поэтический синтаксис.

    Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

    Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

    Понятие «Серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. В изучаемый период вновь возрос интерес к поэзии, как во времена А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, «Золотого века».

    Различие между старшими и младшими символистами состояло во времени их появления и во взглядах.

    Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

    Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.

    Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.

    Владимир Соловьёв (16.01.1853- 31.07.1900) – поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884) и т.д.
    Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество.
    Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам – материальному и идеальному.
    По Соловьёву, добро, истина и красота – три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство.
    Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы.
    Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».

    Это мир реальный.
    Видимое
    Отблеск, тени
    Слышишь
    Житейский шум трескучий
    Отблеск искажённый
    Чуешь
    Целый свет

    Мир идеальный
    Незримое
    Торжествующие созву –
    чия
    одно
    Только то

    Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.

    Да, в стихотворении З.Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
    Поэтизируется область снов, которые мимолётны.
    Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».

    Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.
    «Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.

    От слова «символ».

    Музыка состоит из двух частей.

    Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.
    Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.

    Музыка передаёт эмоции, чувства.
    Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.

    Звук л , повторяющийся в стихотворении,
    придаёт ему очень напевность, музыкальность.

    Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И.Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М.Врубель. Наиболее известны следующие работы этих художников: «Призраки» (1903) В.Э. Борисова- Мусатова.
    «Неизвестная»(1883) И. Крамскова. На картине изображена молодая женщина, принадлежащая к аристократическим кругам. Об этом свидетельствуют её одежда, украшения, гордый взгляд. Но кроме этого нам о ней ничего неизвестно. Мы становимся свидетелями мимолётной картины: неизвестная едет в экипаже, создаётся впечатление, что ещё минута, и она вновь скроется из виду.
    М. Врубель во многом прославился благодаря своим «Демонам». В его палитре преобладают синий и сиреневый цвета. Образ Демона – это символ эпохи мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Огромные глаза, в которых застыло страдание, и титанический образ незаурядной личности (Демону сидящему словно малы рамки картины), «мозаичность» картины заставляют задуматься об отсутствии цельности в современном человеке.

    Пан – это бог лесов и полей в древнегреческой мифологии, Царевна-лебедь тоже скорее мифическое существо. Можно сделать вывод, что художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве.

    Фиолетового.

    С картинами М. Врубеля, в палитре которого также преобладают синий и сиреневый цвета.

    Эти цвета встречаются в первой строфе («Когда сжигая синеву, Багряный день растёт неистов…»), придавая ощущение тревоги, катастрофичности.
    Во второй строфе происходит традиционное для символистов противопоставление мира земного миру земному. Ярким лучам солнца противопоставляется неясное мерцание свечи.
    В финале стихотворения звучит мечта о слиянии двух миров, о гармонии и умиротворении («Что где-то есть не наша связь, А лучезарное сиянье…»).
    Блеску сечи.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Русский символизм и его истоки. Учитель Газизова Г.К. МОУ « Береговкая СОШ»

    Символизм- это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

    Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1892г. 1894г. Три сборника стихотворений «Русские символисты».

    Экзистенциализм (философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

    «Старшие» 1890-х гг Д.Мережковский, В.Брюсов, З. Гиппиус, Ф.Сологуб, К. Бальмонт. Не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях. А. Блок, А. Белый, И.Анненский, В. Иванов. Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным. Символисты: «Младшие» 1900-х гг

    Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

    Идеи Ф. Ницше- выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. (лишенный закономерности и потому не постижимый разумом) Христианство и рационализм «угнетают волю к жизни» Надо преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Источники символизма:

    Рационализм-направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе не отрицающее значение опыта, чувственного восприятия в процессе познания. Иррационализм- идеалистическое течение в ф., признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т.д. как основу познания.

    «Теоретическая философия» «Оправдание добра» «Духовные основы жизни»- помимо наличной действительности есть сфера божественного, т.е. абсолютных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Человек принадлежит двум мирам-материальному и идеальному. Добро, истина и красота- три ипостаси идеального бытия. Вл. Соловьёв (1853-1900)- поэт, критик, философ, публицист.

    Владимир Соловьёв.

    Зинаида Гиппиус.

    Картина Борисова-Мусатова. В картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!

    И. Крамской «Неизвестная».

    « Неизвестная» - картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Картина является как самым известным произведением Крамского, так и самым загадочным и интригующим. Назвав картину «Неизвестная» художник окружил картину ореолом таинственности. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, пальто украшенное мехом и лентами, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный. «Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Существует версия, что прототипом к картине послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева . Крамской познакомился c ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

    М. Врубель «Демон»

    М.Врубель «Царевна-лебедь»

    М.Врубель «Пан»

    Поэтика намёка и иносказания; Отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов; Апология(восхваление) мига, в котором отражается Вечность; Стремление создать картину идеального мира, сущ-го по законам Вечной Красоты; Глубокий историзм, изысканная образность. Музыкальность и лёгкость слога. Основные черты символизма.

    «Направления модернизма» - Стансы ночи. Истоки русского футуризма. Ананасы в шампанском. Чертовы качели. Мир будущего. Особенность поэтики. Символ. Литературный манифест. Символизм. Поэтика футуризма. Сероглазый король. Жираф. Особенности поэтики. Цех поэтов. Акмеизм. Направления модернизма. Истоки русского символизма. Пощечина общественному вкусу.

    «Течения модернизма» - Яблоня в цвету. "Распятие". "При любом испытании " Миро Жоан. "Мать и ребенок". "Портрет Амбруаза Воллара". "Акробат на шаре". Портрет Пикассо. "Классический" период. Женщина с мандолиной. Жнец на красном фоне. Миро Жоан. "Мать и дитя, этюд с руками".

    «Гауди» - Пряничный дом Гауди. Собор Саграда Фамилиа. Произведение искусства. Каса Висенс. Каса Мила. Решетка дома Гуэля с драконом. Семья. Антонио Гауди-и-Корнет. Талант строителя. Дом, в котором жил Антонио Гауди. Порталы и башни храма. Необычный внешний вид. Дом Батло. Сложность профилей. Город-сад. Восхитительное творение.

    «Модернизм 20 века» - Модернизм в архитектуре. Футуризм в изобразительном искусстве. Футуризм. Русский футуризм. Модернизм как художественное явление ХХв. Модернизм в изобразительном искусстве. Перечень компетенций. Становление авангарда в русском искусстве. Антонио Сант’Элиа. Выставка художников-футуристов. Фовизм. Сюрреализм.

    «Антонио Гауди» - 7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Человек, жизнь которого - мистика и тайна. Благодаря Антонио Гауди Барселона не похожа ни на один другой город в мире. Парк Гуэль. Дом Висенс. Гауди скончался на третий день, 10 июня 1926 года. дом Эль Капричо. Парк Гуэля. Антонио Гауди - гениальный архитектор, великий модернист.

    «Скульптуры Джакометти» - Собака. Кошка. Скульптуры Джакометти похожи на ломкие, обгоревшие спички. Нос. Три идущих человека. Альберто Джакометти (1901-1966). Худеем правильно. Экземпляр. Рука. Шагающий человек. Свой уникальный стиль Джакометти нашел не сразу. Лес. Лежащая женщина. В чем кроется феномен Джакометти. Паук. Падающий человек.

    Всего в теме 10 презентаций