О роден граждане кале описание картины. История и этнология

Уменьшенные копии его знаменитой скульптурной группы «Укротители коней» как нельзя лучше впишутся в (городской квартиры).

Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Речь пойдет об Огюсте Родене (1840-1917). Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Но мы уделим внимание другим работам мастера. В нашей встрече снова примет самое непосредственное участие научная работа Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», а также «Википедия».

Мы уже не раз говорили о том, что далеко не все домовладельцы хотят устанавливать , характер которых отражает непременно идиллию. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу . Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале» . Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение».

Как мы видим, не все так трагично, хотя «сюжет» полон драматизма. Роден решил увековечить данное событие в скульптурной группе. «Этот монумент, - продолжает источник, - должен был выразить обуревавшие французов эмоции — и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан…

Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста)».

Этот прием впоследствии использовали и другие скульпторы. Что же касается размещения копии «Граждане Кале» в интерьере загородного дома, здесь, прежде всего, следует определиться с ее размерами, а затем найти «точку», где будет находиться скульптурная группа. В решении таких вопросов не обойтись без опытного дизайнера.

С. А. Мусский в своем научном труде приводит слова великого Рильке, который сказал о Родене и его творении следующее: «В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты. Он собирал их, запоминал, отбирал. Сотни героев толпились в его воображении, и он сделал из них шесть.

Он вылепил их нагими, каждого по отдельности, во всей красноречивой выразительности дрожащих от холода и волнения тел, во всём величии принятого ими решения.

Он создал фигуру старика с бессильно повисшими, угловатыми руками и наделил его тяжёлой, шаркающей поступью, извечной походкой стариков, и выражением усталости на лице. Он создал человека, несущего ключ. В нём, в этом человеке, запасов жизни хватило бы ещё на долгие годы, но теперь все они втиснуты в эти внезапно нагрянувшие последние часы. Его губы сжаты, его руки впились в ключ. Он гордился своей силой, и вот теперь она зря перекипает в нём».

Скульптуры и скульптурные группы такого характера, как уже было сказано ранее, желают видеть в своем доме далеко не все домовладельцы. Для тех же, кто сделал свой выбор в пользу этого произведения (и творений, подобных «Гражданам Кале»), скажем, что, как правило, устанавливают копию не в главном помещении жилища, а в комнате, служащей неким филиалом музея, где размещаются картины и скульптуры. При наличии больших площадей в доме хозяева могут себе позволить иметь такую комнату. Она, по своему определению, не является жилой.

В продолжение описания произведения Родена добавим, что, согласно Рильке, скульптор «создал человека, охватившего обеими руками поникшую голову словно бы для того, чтобы собраться с мыслями, чтобы ещё одно мгновение остаться наедине с собой… Роден вдохнул в каждого из идущих на смерть мужчин жизнь, наделив их последними в этой жизни жестами».

Мы уже знаем, что изображенные в пластической форме мужчины остались живы, но это обстоятельство не помешало Родену передать трагизм ситуации.

Скульптура, о которой пойдет речь далее, может украсить не только дворцовый интерьер. Это произведение по-своему уникально, так как передает не настроение эпохи, а настроение самого человека. Наверняка многие догадались, что темой нашего следующего разговора станет .

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: help-rus-student, 7kanal, fotki.yandex, artyx, artprojekt

У нас открылась выставка Родена в Петропавловке. Привезли скульптуру и рисунки. Я хотя и была в его музее в Париже три раза, но пошла снова. В первое мое посещение музея осталось два впечатления, к которым я не была готова. То, что Роден - гениальный скульптор можно было понять по нашим эрмитажным работам. Тут ничего нового не было.
Поразило огромное количество подготовительной работы. Всегда, когда видишь шедевр, кажется, что он сам по себе так родился. А в музее было много вариантов и становилось ясно - аццкий труд. Постепенное приближение, отсечение того пресловутого лишнего не от камня, а многих побочных вариантов.
И еще очень развлекали зрители, наблюдать за тем, как люди смотрят было не менее интересно. Рядом с одной скульптурой стояли двое: девушка гладила ноги статуи, юноша следил за её руками, потусторонняя улыбка на его губах выдавала его подсознательное движение мыслей.
Видеть хорошо знакомые скульптуры в непривычном антураже любопытно. Граждане Кале временно стоят напротив Петропавловки. Бальзак неподалеку от Петра Первого с обтертыми до блеска коленками, на которых посидело уже все просвещенное туристическое человечество.

Писать про "Граждан Кале" что-то бесмысленно после Райнера Марии Рильке, который был некоторое время рядом с Роденом. Если кто-то и проник в суть его творчества, то это он, на мой взгляд.
Потому ему предоставлю слово.

...Власть поднимать прошедшее до непреходящего Роден обнаруживал всегда, когда исторические сюжеты или образы жаждали воплотиться в его искусстве, но, быть может. Граждане Кале превосходят все. Сюжет ограничивался тут несколькими строками из летописи Фруассара — историей о том, как Эдуард Третий, король английский, осадил город Кале, как не хотел он помиловать город, уже напуганный голодом, как, наконец, король согласился отступить, если шесть самых уважаемых граждан предадутся в его руки, «дабы поступить ему с ними по своему усмотрению». И он потребовал, чтобы шесть граждан покинули город, обнажив головы, в одних рубахах, с петлей на шее, с ключами от города и крепости в руках. И летописец рассказывает, что произошло в городе, повествует о том, как бургомистр, мессир Жан де Вьен, велел звонить в колокола и граждане собрались на рыночной площади. Выслушав грозное послание, они молчали и ждали. Но объявились уже среди них герои, избранники, чувствующие в себе призвание умереть. Тут сквозь слова летописца прорываются вопли и рыдания толпы. Он, кажется, сам взволнован, и какое-то время перо его дрожит. Но он вновь овладевает собой. Четырех героев называет он по именам, два имени он забыл.

Об одном летописец говорит, что он был богатейшим горожанином, о другом, что он пользовался благосостоянием и почетом и что «у него были две дочери, две прекрасные девицы», о третьем он знает лишь то, что он был богатым и собственником и наследником, а о четвертом, что он брат третьего. Летописец повествует, как они разделись до рубах, повязали петли себе на шею и отправились в путь с ключами от города и крепости. Он рассказывает, как они пришли в королевский лагерь, описывает, как сурово принял их король и как палач стоял уже позади них, когда государь, вняв мольбам королевы, подарил им жизнь. «Он послушался своей супруги, — говорит Фруассар, — ибо она была больно беременна». Больше летопись не содержит ничего.

Однако для Родена тут было вдоволь материала. Он сразу почувствовал, что в этой истории имеется мгновение, когда совершилось нечто великое, нечто вневременное и безымянное, нечто независимое и простое. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Он видел, как эти люди начали свое шествие; чувствовал, как в каждом из них снова была вся его жизнь, как тут стоял каждый со своим прошлым, готовый унести его из старого города. Шесть человек всплыли перед Роденом и ни один не походил на другого; только у двух братьев, быть может, имелось некоторое сходство.

Но каждый из них по-своему принял решение и по-своему жил в этот последний час, почтив его своей душой, выстрадав его своим телом, привязанным к жизни. А потом Роден уже не видел образов. В его памяти возникли жесты — жесты отказа, прощания, отречения.

Жесты за жестами. Он собирал их. Он формировал их. Они хлынули к нему из глубины его знания.

В его воспоминании словно восстали сто героев и рванулись к самопожертвованию. И он принял все сто и сделал из них шесть. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Выше человеческого роста. В натуральную величину их решения.

Роден создал старика с руками, болтающимися в развинченных суставах, наделил его тяжелым шаркающим шагом, изношенной дряхлой походкой и выражением усталости, стекающей до самой бороды.


Роден создал человека, несущего ключи. В нем еще хватило бы жизни на многие годы, и вся она втиснулась в его внезапный последний час. Он едва переносит ее. Его губы сжаты, его руки впились в ключи. Он подбавил огня к своей силе, и она сгорает в нем, в его упорстве.

Роден создал человека, поддерживающего свою поникшую голову обеими руками — словно для того, чтобы собраться с духом, побыть еще мгновение одному.

Роден создал обоих братьев, из которых один еще оглядывается назад, в то время как другой уже решительно и смиренно склоняет голову, словно предавая себя палачу.


И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Он уже идет, но он еще оборачивается, глядя не на город, не на плачущих и не на тех, кто идет вместе с ним. Он оборачивается к самому себе. Его правая рука поднимается, сгибается, колышется: кисть раскрывается, словно выпуская на свободу птицу. Это прощание c несбывшимся, с неизведанным.счастьем, с несчастьем, которое теперь будет ждать понапрасну, с людьми, которые где-то живут и могли бы когда-нибудь попасться навстречу, со всеми завтрашними и послезавтрашними возможностями, с той смертью, которая представлялась такой далекой, мягкой и тихой в конце долгого, долгого срока.


Этот образ, в уединении старого сумрачного сада, мог бы стать памятником всем тем, что умерли молодыми.

Так Роден даровал каждому из этих людей жизнь в последнем жесте их Жизни.

Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Он дал им одинаковое одеяние — рубаху и петлю, расположил их друг рядом с другом, в два ряда: трое в первом ряду, уже шагающие, и другие, повернувшиеся вправо, позади, словно собирающиеся присоединиться. Местом, предназначенным для памятника, был рынок в Кале: как раз оттуда началось в свое время тягостное шествие. Там и должны были теперь стоять тихие образы, слегка приподнятые низким уступом над повседневностью, словно им предстоит еще страшный исход во веки вечные.


В Кале не согласились на низкий цоколь, так как это противоречило традиции. И Роден предложил другое место для памятника. Пусть построят, потребовал он, прямо у моря четырехугольную башню с простыми обтесанными стенами высотой в двухэтажный дом и там водрузят шесть граждан наедине с ветром и небом. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Однако оно соответствовало сути произведения. Если бы попытались его принять, появилась бы несравненная возможность восхититься сплоченностью этой группы, состоящей из шести отдельных фигур и все-таки не уступающей по внутренней спаянности единому, обособленному предмету. И при этом фигуры не соприкасались между собой — они стояли друг подле друга последними деревьями поваленного леса, и их объединял один только воздух, принимающий в них участие на свой особый лад. Обходя эту группу, нельзя было не поразиться тому, как из прибоя контуров возникали чистые, великие жесты — вздымались, стояли и ниспадали в монолит, словно приспущенные знамена. Тут все было ясно и определенно. Места для случайностей не осталось. Как все композиции роденовской работы, и эта была замкнута в себе — особый мир, целое, преисполненное жизнью, которая кружит, не перехлестывая через край.

В 1845 году муниципалитет города Кале пожелал соорудить памятник. Речь шла о монументе Эсташу де Сен-Пьеру, одному из самых богатых и знаменитых граждан города.

В 1347 году Кале, после долгой осады, пал. Английский король Эдуард III обещал пощадить жителей города, ограничившись лишь поголовным изгнанием, если шесть именитых граждан сдадут ему ключи города, явившись в английский лагерь босые и раздетые, с веревкой на шее. Первым вызвался идти на казнь пожилой горожанин Эсташ де Сен-Пьер. Вслед за ним, среди всенародной скорби, последовали ещё пятеро граждан.

Эдуард III хотел их казнить, но королева, уроженка Фландрии, бросилась перед ним на колени и вымолила прощение своим соотечественникам.

Первоначально памятник заказали крупному французскому скульптору Давиду Анжерскому. Были сделаны эскизы. Давид представил проект в стиле памятников римским императорам, этакая героическая стилизация. Но отлить статую не удалось: сначала не хватило денег, а потом захлестнули другие события. Затем Давид Анжерский умер.

В 1884 году муниципалитет Кале обратился к Родену. Тема увлекла художника, и он предложил увековечить всех шестерых участников достопамятного события, запечатленных летописцем Столетней войны Фруассаром.

Роден изобразил перипетии этого события с такой силой непосредственного переживания, какое может испытать только очевидец.

В этом сказался не только дар исторического прозрения. В памяти Родена, как и большинства французов, ещё свежи были воспоминания о 1871 годе, о мужестве франтиреров, о расправах немецких властей с заложниками, о расстрелах героев Парижской коммуны.

Ещё в самом начале работы Роден заметил: «Идея представляется мне абсолютно оригинальной - и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения скульптуры. Впрочем, таковым является и сам сюжет, который сам по себе героичен и подразумевает ансамбль из шести фигур, объединенных общей судьбой, общими эмоциями и общей экспрессией».

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена - самопожертвование, добровольное мученичество. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Двое (Андрье д"Андр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу - полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», - лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Как в музыкальной симфонии, сплетены здесь две различные темы со сложными психологическими вариациями. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан д"Эр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице - сдержанное возмущение и решимость. С трудом несет он ключ - символ капитуляции, как тяжелый груз.

Идущий рядом Эсташ де Сен-Пьер, задумчивый, согбенный от старости, без чрезмерных сожалений жертвует остатком дней. Его примиренность, отрешенность от жизни оттеняют душевную борьбу человека с ключом, сквозящую через искусственное спокойствие. Это героическая пара. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Один поднял руку, подобно оратору. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. На их лицах - вместо мрачной решимости предшествующей пары - подвижническая просветленность, ясность духа.

Так, разграничив своих героев по степени готовности к подвигу и смерти, Роден развернул целую психологическую драму в ее последовательном развитии. Он создал четкие индивидуальные характеры, сущность которых раскрывается в эти решающие, трагические мгновения».

А вот что написал о работе Родена над «Гражданами Кале» Рильке: «В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты. Он собирал их, запоминал, отбирал. Сотни героев толпились в его воображении, и он сделал из них шесть.

Он вылепил их нагими, каждого по отдельности, во всей красноречивой выразительности дрожащих от холода и волнения тел, во всем величии принятого ими решения.

Он создал фигуру старика с бессильно повисшими, угловатыми руками и наделил его тяжелой, шаркающей поступью, извечной походкой стариков, и выражением усталости на лице. Он создал человека, несущего ключ. В нем, в этом человеке, запасов жизни хватило бы ещё на долгие годы, но теперь все они втиснуты в эти внезапно нагрянувшие последние часы. Его губы сжаты, его руки впились в ключ. Он гордился своей силой, и вот теперь она зря перекипает в нем.

Он создал человека, охватившего обеими руками поникшую голову словно бы для того, чтобы собраться с мыслями, чтобы ещё одно мгновение остаться наедине с собой. Он вылепил обоих братьев. Один из них ещё оглядывается назад, другой с покорной решимостью склоняет свою голову, словно уже подставляя ее палачу.

И он создал зыбкий и неуверенный жест «человека, идущего сквозь жизнь». Он идет, он уже идет, но ещё раз оборачивается назад, прощаясь не с городом, не с плачущими горожанами, даже не с теми, кто шагает с ним рядом, - с самим собой. Его правая рука поднимается, сгибается, повисает, ладонь раскрывается и будто что-то выпускает… Это - прощание…

Эта статуя, поставленная в старом темном саду, могла бы стать памятником для всех безвременно умерших. Роден вдохнул в каждого из идущих на смерть мужчин жизнь, наделив их последними в этой жизни жестами».

В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Однако его идеи не понравились заказчику. «Мы не такими представляли себе наших знаменитых сограждан, отправлявшихся в лагерь английского короля, - не скрывая разочарования писали скульптору члены комитета. - Их жалкие позы оскорбляют наши святейшие чувства. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Художнику следовало сделать более пологой землю под ногами своих героев и, прежде всего, освободиться от монотонности и сухости силуэта, наделив своих персонажей различным ростом… Мы не можем также не обратить Вашего внимания на то обстоятельство, что Эсташ де Сен-Пьер одет в одеяние из грубой материи вместо легкой одежды, о которой говорится в истории. Мы вынуждены настаивать, чтобы господин Роден изменил облик своих персонажей и силуэт всей группы».

Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Скульптор не боится вступить в дискуссию с оппонентами: «Как головы должны образовать пирамиду?.. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Я был и остаюсь прямым противником этого принципа, который господствует в нашей эпохе с начала столетия, но который противоречит предыдущим великим эпохам искусства… Критики газеты «Патриот Кале», очевидно, считают, что Эсташ де Сен-Пьер стоит перед английским королем. Но нет же! Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Именно это придает группе движение. Эсташ первый пускается в путь, и для его линий необходимо, чтобы он был таким, каков он есть».

Роден отказывается что-либо менять в своей композиции. Ему повезло - на его стороне оказывается мэр Кале, хотя противники не сложили оружие.

Скульптор продолжает работу и весной 1889 года заканчивает всю группу. Тут становится окончательно ясно, что у города нет денег на отливку в бронзе. Тем временем группа занимает слишком много места в мастерской и ее приходится переместить в старую конюшню. Так в углу старой конюшни «Граждане Кале» ещё дожидаются решения своей участи. Члены муниципалитета предлагают Родену ограничиться одной фигурой Эсташа де Сен-Пьера. Конфликт постепенно выходит за пределы Кале.

В декабре 1894 года министерство внутренних дел Франции принимает неординарное решение: поскольку у города Кале нет денег, разрешить общенациональную лотерею. Все деньги - в пользу многострадальной композиции.

Было выпущено сорок пять тысяч билетов по цене один франк. Однако билеты распродались плохо. Министерству искусств не оставалось ничего, как добавить от себя пять тысяч триста пятьдесят франков. «Граждане Кале» получают-таки право гражданства.

Десять с лишним лет после заключения договора третьего июня 1895 года Роден сидит на трибуне, предназначенной для гостей. Требование скульптора установить группу перед зданием старой ратуши отклонено. Памятник установили на площади Ришелье, возле нового парка. К тому же «Граждане Кале» стоят на постаменте, который убивает одну из основных идей скульптора: не дать застыть в бронзе идущим на смерть героям.

Наступает торжественный момент. Полотно, скрывающее статую, падает. К своей радости, Роден видит, как меняются лица зрителей, а площадь полна народа. Скульптор видит, как теплеют взоры. С уважением и гордостью всматриваются в его героев, нет, в своих героев, в своих сограждан люди.

Памятник Родена сразу стал знаменитым. О «Гражданах Кале» много писали. Посмотреть на творение великого скульптора приезжали со всех уголков Франции.

«Граждане Кале» вплоть до осени 1914 года простояли на площади Ришелье. Во время Первой мировой войны осколок немецкого снаряда попал в ногу Эсташ де Сен-Пьера. Статую решили убрать с площади. В марте 1915 года ее погрузили на машины и увезли в ратушу, где статуя хранилась вплоть до конца военных действий.

Лишь в 1919 году, через два года уже после кончины Родена, «Граждане Кале» снова вышли на площадь.

А в мае 1924 года сбылась мечта мастера. Памятник наконец-то ставят на постамент на центральной площади города перед ратушей.

О. Роден. Памятник «Граждане Кале».
Это бронзовая скульптура скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале. Осада длилась почти год, и когда голод заставил горожан начать переговоры, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь их казнить.
Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер, потом решились и другие. Король требовал, чтобы они вынести ему ключи от Кале нагими и с верёвками вокруг шеи. Однако, когда это было выполнено, Английская королева Филиппа пожалела их и вымолила у супруга для них прощение.
В 1884 году после поражении Франции во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник и заказал скульптуру О. Родену. Он трудился над памятником с 1884 по 1888 годы. Заказчики думали увидеть скульптуру в виде одной фигуры - Юсташа де Сен-Пьера, но их было шесть. Кроме того, О. Роден хотел отказаться от постамента, чтобы фигуры были почти на одном уровне со зрителями (они несколько больше человеческого роста).
Впервые скульптура была показана в 1889 году и была встречена восхищением. В Кале церемония открытия памятника состоялась в 1895 году, но по настоянию властей он был установлен на пьедестале с оградой. Только в 1924г. желание О.Родена исполнено «Граждане Кале» размещены на земле.

2.

3.

4.

Скульптурная композиция рассказывает об одном из эпизодов Столетней войны, которая велась между Англией и Францией в период с 1337 по 1453 год. Изображаемые события относятся к 1346 году, когда расположенную на берегу пролива Па-де-Кале французскую крепость Кале атаковали англичане. Ключевое расположение крепости (это ближайший к Англии французский населенный пункт, по прямой здесь до английских берегов всего 34 километра) заставило англичан ожесточенно осаждать крепость на протяжении почти целого года. Жители города, несмотря на страшный голод, держались под натиском врага, но наступил момент, когда удерживать оборону обессиленные люди просто не могли. Английский король Эдуард III потребовал, чтобы при сдаче Кале шестеро самых богатых и знатных горожан вынесли ему ключи в предельно унизительной форме: они должны были выйти без верхнего платья, в рубище, с обвязанными вокруг шеи веревками. В этом случае английский монарх обещал помиловать остальных горожан, но этих шестерых ожидала жестокая казнь. Вид изможденных горожан, сохранивших свое достоинство перед лицом смерти, вызвал сострадание у супруги Эдуарда - королевы Филиппы. В этот время она была беременна, и во имя еще не родившегося ребенка женщина вымолила у своего мужа-короля помилование для всех шестерых горожан, идущих на смерть.

История создания

Спорный эпизод из истории - все-таки, город передали врагу - долгое время не был отражен в памятниках. Замысел увековечить память шестерых горожан, идущих на смерть во имя своих соотечественников, возник лишь в середине XIX века, но долгое время он оставался лишь замыслом. Толчком для его реализации стала трагическая страница в истории Франции - поражение во Франко-прусской войне. Именно тогда мысль о том, что можно быть побежденным - но не сломленным, стала требовать своего реального воплощения. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Была организована подписка по сбору средств на создание памятника, и мэр Кале обратился к прославленному мастеру своего времени - Огюсту Родену. К сожалению, собранных средств для создания монументального памятника было недостаточно, поэтому заказчик попросил скульптора воздвигнуть памятник лишь одному из тех шестерых - Эсташу де Сен-Пьера, который первым вызвался на смерть и повел своих товарищей за собой. Но Роден, захваченный масштабностью предложенной темы, отверг подобное предложение: «Как я могу пойти на компромисс? Шестеро граждан этого не сделали». Так возник памятник всем шестерым.

Художественные особенности

Главным требованием автора было разместить скульптурную группу не на традиционном высоком постаменте, а на уровне земли: в этом было новаторство и мощь художественного замысла. Обращает на себя внимание взаимодействие статического и динамического: эмоциональное состояние двух персонажей показано через экспрессивные движения, о чувствах четверых героев мы можем судить, в основном, по выражению лица, так как их позы свидетельствуют о страшной обреченности. Для скульптурной группы свойственна высокая степень проработанности характеров: каждый из изображенных Роденом людей - индивидуальность, мы можем с определенностью говорить не только о возрасте, но и об эмоциональном складе, темпераменте, других личностных особенностях. При этом, сохраняя ярко выраженную индивидуальность каждого отдельного персонажа, перед зрителем все-таки - общность людей, единое целое. Композиционные особенности скульптурной группы позволяют максимально повысить сюжетность: мы видим людей в момент наивысшего напряжения, когда их судьба, как им кажется, уже решена, и им предстоит совершить самое главное в жизни - умереть во имя других.

Реплики

Часто ошибочно утверждают, что помимо оригинальной скульптурной группы в городе Кале существуют две копии, установленные в Париже и Лондоне. На самом деле количество скульптурных групп намного больше.

В соответствии с французским законодательством, может быть сделано не более двенадцати оригинальных слепков этого произведения Родена. Поскольку эти слепки не являются копиями, а представляют собой оригинальное произведение, уместнее отнести к ним определение «реплики».

В настоящий момент изготовлены все двенадцать реплик авторской скульптуры.

Первый состав группы из шести фигур, отлитых в 1895 году, до сих пор находится в городе Кале.

Другие оригинальные реплики находятся:

  • в Глиптотеке в Копенгагене / Glyptoteket in Copenhagen (отлита в 1903 году);
  • в Королевском музее в Марьемоне, Бельгия / the Royal Museum in Mariemont, Belgium (1905);
  • перед Вестминстерским дворцом в Виктория Тауэр Гарденс в Лондоне / Victoria Tower Gardens (отлита в 1908, установлена в 1914 году на постаменте с надписью);
  • в музее Родена в Филадельфии / the Rodin Museum in Philadelphia (отлита в 1925 году, установлена в 1929 году);
  • в саду музея Родена в Париже / the gardens of the Musée Rodin in Paris (отлита в 1926 году, передана музею в 1955 году);
  • в Художественном музее в Базеле (отлита в 1943 году, установлена в 1948 году);
  • в Смитсоновском музее Хиршхорна и саде скульптур в Вашингтоне, округ Колумбия / the Smithsonian Hirshhorn Museum and Sculpture Garden in Washington (отлита 1943 году, установлена в 1966 году);
  • в Национальном музее Западного искусства в Токио / the National Museum of Western Art in Tokyo (отлита в 1953 году, установлена в 1959 году);
  • в музее Нортона Саймона в Пасадене, штат Калифорния / the Norton Simon Museum in Pasadena, California (отлита в 1968 году);
  • в музее Метрополитен в Нью-Йорке/ Metropolitan Museum of Art in New York City (отлита в 1985 году, установлена в 1989 году);
  • в Галерее Родена в Сеуле - это 12-я и последняя реплика, отлитая в 1995 году.

Кроме того, существуют копии в виде отдельных скульптур: например, на территории кампуса Стэнфордского университета.

Огюст Роден. «Граждане Кале». обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб