Нравственные проблемы в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Кому на руси жить хорошо проблематика Проблемы поэмы кому на руси жить хорошо

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов задумал как «народную книгу». Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду свободы и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» близок к народным рассказам о поисках счастья и правды. Крестьяне – символ России пробуждающейся. Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это семь мужиков. Их главная цель – найти «счастье мужицкое. И пока его не найдут, решили мужики, что домой не вернутся. Не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами… Но и кроме них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них изображен Некрасовым в главе «Пьяная ночь». Это Яким Нагоя. В его внешности, языке, ощущается внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с «умным господином Павлусем Веретенниковым. Он защищает мужиков от упреков в том, что они «пьют до очумления». Яким умный, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение: «У каждого крестьянина Душа, что туча черная, гневная, грозная…». В главе «Счастливые» рассказывается еще об одном мужике – Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания иска героя с купцом Алтынниковым из-за сиротский мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.

Ермила наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил «с рекрутчины меньшого брата Митрия». Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог. Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это «спокойствие, богатство, честь». По мнению помещика, счастье – это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти «огромная, до соблазна жадная идет толпа», пишет Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка Среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, чувством собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрена Тимофеевны – собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать путешественникам от имени всех русских женщин:

«Ключи от счастья женского, От нашей свободной воли, заброшены, потеряны У Бога самого!».

нского, От нашей свободной воли, заброшены, потеряны У Бога самого!».

Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он – сын дьячка, жившего «беднее обнищавшего последнего крестьянина», и «батрачки бессловесной». Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья. «… Лет пятнадцати Григорий твердо знал, что будет жить для счастья бедного и темного родного уголка». Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье – в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила «Путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается: «Рать поднимается бесчисленная, сила в ней скажется несокрушимая». И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом – счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье: «Быть бы нашим путешественникам под родными крышами, если бы знать могли они, что творилось с Гришей. Слышал он в груди своей силы необъятные, радовали слух его звуки благодатные, звуки лучезарные гимна благородного пел он воплощение счастья народного».

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — завершающее произведение творчества поэта. Поэт отражает темы народного счастья и горя, рассказывает о человеческих ценностях.

Счастье для героев поэмы


В поэме автор активно использует русский фольклор – сказочные и песенные элементы, которые помогают объединить проблему поиска счастья и уверенность в победе добра над злом.

Главные герои произведения – семь мужиков, которые отправляются на поиски счастья в России-матушке. О счастье герои рассуждают в спорах.

Первым на пути странников встречается священник. Для него счастье – это спокойствие, честь и богатство. Но ни того, ни другого, ни третьего у него нет. Он убеждает героев также, что счастье отдельно от остального общества совершенно невозможно.

Помещик видит счастье в обладании властью над крестьянами. Крестьянам же важен урожай, здоровье и сытость. Солдатам мечтается о возможности выживать в сложных сражениях. Старушка счастье находит в знатном урожае репы.Для Матрены Тимофеевны счастье в достоинстве человека, благородстве и непокорности.

Ермил Гирин

Ермил Гирин видит свое счастье в помощи народу. Ермила Гирина уважали и ценили мужики за его честность и справедливость. Но единожды в жизни оступился и согрешил – отгородил своего племянника от рекрутчины и отправил другого парня. Свершив такой поступок, Ермил едва не повесился от мучений совести. Но ошибка была исправлена, и Ермил выступил на стороне бунтующих крестьян, и за это его посадили в острог.

Понимание Счастья. Гриша Добросклонов

Постепенно поиски счастливца на Руси перерастают в осознание понятия Счастье. Счастье народное представляет образ Гриши Добросклонова – заступника народного. Будучи еще ребенком, он поставил перед собой цель бороться за счастье простого крестьянина, за благо народное. Именно в достижении этой цели – счастье для молодого человека. Для самого автора близко именно такое понимание проблемы счастья на Руси.

Счастье в восприятии автора

Главное для Некрасова – способствовать счастью окружающих людей. Сам по себе счастлив человек быть не сможет. Для народа счастье станет доступным только тогда, когда крестьянство обретен свою собственную гражданскую позицию, когда научится бороться за свое будущее.


Николай Алексеевич Некрасов – один из величайших русских поэтов. Основной темой его произведений является тяжелая жизнь простого русского народа, крестьян. В своих стихах и поэмах он описывает тяжкую ношу крепостных. Поэт переживает за их судьбу и всей душой желает сделать ее легче. Николай Алексеевич пытается донести эту мысль до других людей с помощью своих произведений.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» также посвящена теме крестьянства, в ней поднимается тема народного счастья.

В поэме Некрасов рисует портрет нищей, темной, забитой Руси. Отмена крепостного права не изменила положения в стране, все еще процветает коррупция среди высоких чинов, пьянство среди крестьян и другие пороки. Для красочности описания автор использует множество говорящих названий деревень и фамилий. Деревни называются «Заплатово», «Дырявино», «Разутово» и так далее, что еще раз подчеркивает разрушенность страны. Главные герои поэмы отправляются в путь по нищей и забитой Руси, пытаясь найти счастливого человека.

На примере Матрены Тимофеевны автор рассматривает жизнь крестьянок того времени. Для нее счастье – это дружная семья и добровольное замужество по любви. Но с раннего детства ей приходилось разделять нелегкую судьбу русских крестьян. Она вышла замуж не по любви, трагически потеряла ребенка и переживала из-за долгих разлук с мужем, который уходил на заработки. В Матрене Тимофеевне автор отразил все проблемы и трудности жизни простых женщин того времени. Будучи самым слабым и незащищенным слоем населения даже среди крестьян, они не всегда могли справиться с тяготами жизни. И даже отмена крепостного права почти не повлияла на их положение.

Еще один значимый образ в поэме – Ермил Гирин. Для него счастье – это почет и уважение, добытые умом и добротой. Он содержит мельницу, на которой работает честно, никогда никого не обманывая. Также, являясь грамотным человеком, он обучал людей письму. Благодаря своей доброте, честности и искренности, Гирин завоевал доверие людей, его уважают и ценят.

К счастью ведут две возможные дороги. Одна из них – путь личного обогащения. Этим путем к счастью идут дворяне и чиновники. Для них богатство и власть – самое главное в жизни. Но я считаю, что этот путь не может привести к истинному счастью, так как оно не может быть построено на эгоизме. Иной путь выбрал для себя Григорий Добросклонов – путь заступничества. Он понимает, что это трудный, но прекрасный и правильный путь, и этот путь обязательно приведет его к счастью.

Некрасов – величайший русский поэт, певец народа. Когда читаешь его прекрасную поэму «Кому на Руси жить хорошо», появляется ощущение, что это сами крестьяне рассказывают о своих проблемах, переживаниях и размышлениях. Автор очень точно описал состояние народа в период отмены крепостного права и понятие счастья для этого народа. Для каждого из них оно свое, и они медленно движутся к собственному счастью.

Обновлено: 2017-03-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Какие проблемы ставит некрасов в произведении "Кому на Руси жить хорошо"? и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в 1877 году, с горьким сознанием незавершенности задуманного: “Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Однако вопрос о “незавершенности” поэмы весьма спорен и проблематичен. Она задумана как эпопея, которую можно продолжать бесконечно, но можно поставить точку на любом отрезке ее пути. Мы будем относиться к поэме, как к законченному произведению, поставившему и решающему философский вопрос - проблему счастья народа и отдельной личности.
Центральными героями, связывающими всех действующих лиц и эпизоды, являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Губины - Иван и Митродор, старик Пахом и Пров, отправившихся в путешествие ни больше ни меньше, как узнать:
Кому живется весело.
Вольготно на Руси?
Форма путешествия помогает поэту показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России.
- Полцарства мы промеряли, - говорят мужики.
Беседуя с попом, помещиком, крестьянами из главы “Счастливые”, Ермилой Гириным, наши путешественники не находят по-настоящему счастливого, довольного судьбой, живущего в достатке. Вообще понятие “счастье” довольно многообразно.
Дьячок утверждает:
Что счастие не в пажитях.
Не в соболях, не в золоте,
Не в дорогих камнях.
- А в чем же?
“В благодушестве! ”
Солдат счастлив:
Что в двадцати сражениях Я был, а не убит!
“Каменотес олончанин” счастлив, что наделен от природы богатырской силой, а раб князя Переметьева “счастлив”, что болен “благородною подагрою”. Но все это довольно жалкое подобие счастья. Несколько ближе к идеалу стоит Ермил Гирин, но и Он “споткнулся”, воспользовавшись своей властью над людьми. И приходят наши путешественники к выводу, что надо поискать счастливую среди женщин.
Рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. Жизнь “счастливой” крестьянки полна потерь, горя, тяжкого труда. Горьки слова признания Матрены Тимофеевны:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам-странникам истинно счастливого, довольного своейжизнью человека в целом свете? Приуныли наши страннички. Сколько им еще ходить в поисках счастливого? Увидят ли они когда свои семьи?
Встретив Гришу Добросклонова, мужики понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
За время своего путешествия странники духовно выросли. Их голос сливается с мнением автора. Именно поэтому они единодушно называют счастливым бедного и безызвестного пока Гришу Добросклонова, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов: Чернышевского, Белинского, Добролюбова.
Заканчивается поэма грозным предупреждением:
Рать подымается - Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!
На многое способна эта рать, если поведут ее за собой люди, подобные Грише Добросклонову.

Вопрос о счастье - центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать «кандидатов» в счастливые. В древнерусской книжной традиции был хорошо известен жанр путешествия, паломничества в Святую Землю, которое помимо посещения «святых мест» имело символический смысл и означало внутреннее восхождение паломника к духовному совершенству. За видимым движением скрывалось тайное, невидимое - навстречу Богу.

На эту традицию ориентировался в поэме «Мертвые души» Гоголь, ее присутствие ощущается и в поэме Некрасова. Мужики так и не находят счастливого, зато получают другой, неожиданный для них духовный результат.

«Покой, богатство, честь» - формула счастья, предложенная странникам их первым собеседником, попом. Поп легко убеждает мужиков в том, что ни того, ни другого, ни третьего в его жизни нет, но вместе с тем ничего не предлагает им взамен, даже не упоминая о других формах счастья. Получается, что покоем, богатством и честью счастье исчерпывается и в его собственных представлениях.

Переломным этапом путешествия мужиков становится посещение сельской «ярмонки». Здесь странники вдруг понимают, что подлинное счастье не может состоять ни в чудесном урожае репы, ни в богатырской физической силе, ни в хлебушке, который досыта ест один из «счастливых», ни даже в сохраненной жизни - солдат хвастается, что вышел живым из многих сражений, а мужик, ходящий на медведя, - что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Ho ни один из «счастливых» не может убедить их в том, что по-настоящему счастлив. Семь странников постепенно осознают, что счастье - категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. История следующего «счастливого», Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом.

Странникам в подробностях рассказывают историю его жизни. В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин - писаря, бурмистра, мельника, - он неизменно живет интересами народа, остается честен и справедлив к простому люду. По мнению вспомнивших о нем, и этом, видимо, и должно было состоять его счастье - в бескорыстном служении крестьянам. Ho в конце рассказа о Гирине выясняется, что вряд ли он счастлив, потому что сидит сейчас в остроге, куда попал (судя по всему) за то, что не захотел принять участие в усмирении народного бунта. Гирин оказывается предвестником Гриши Добросклонова, который тоже однажды попадет за любовь к народу в Сибирь, но именно эта любовь и составляет главную радость его жизни.

После «ярмонки» странники встречают Оболта-Оболдуева. Помещик, как и поп, тоже говорит и о покое, и о богатстве, и о чести («почете»). Только еще одну важную составляющую добавляет Оболт-Оболдуев к формуле священника - для него счастье еще и во власти над своими крепостными.

«Кого хочу - помилую, / Кого хочу - казню», - мечтательно вспоминает Оболт-Оболдуев о прошлых временах. Мужики опоздали, он был счастлив, но в прежней, безвозвратно ушедшей жизни.

Дальше странники забывают о собственном списке счастливых: помещик - чиновник - поп - вельможный боярин - министр государев - царь. Только двое из этого длинного списка неразрывно связаны с народной жизнью - помещик и поп, но они уже опрошены; чиновник, боярин, тем более царь вряд ли добавили бы что-то существенное в поэму о русском народе, русском пахаре, и потому к ним уже никогда не обращается ни автор, ни странники. Совсем иное дело - крестьянка.

Матрена Тимофеевна Корчагина открывает читателям еще одну сочащуюся слезами и кровью страницу повествования о русском крестьянстве; она рассказывает мужикам о выпавших ей страданиях, о «грозе душевной», которая невидимо «прошла» по ней. Всю жизнь Матрена Тимофеевна чувствовала себя зажатой в тисках чужих, недобрых воль и желаний - она вынуждена была подчиняться свекрови, свекру, невесткам, собственному барину, несправедливым порядкам, согласно которым ее мужа чуть было не забрали в солдаты. С этим связано и ее определение счастья, которое она услышала когда-то от странницы в «бабьей притче».

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Счастье приравнивается здесь к «вольной волюшке», вот в чем оно, оказывается - в «волюшке», то есть в свободе.

В главе «Пир - на весь мир» странники вторят Матрене Тимофеевне: на вопрос, что они ищут, мужики уже не вспоминают о толкнувшем их в дорогу интересе. Они говорят:

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села.

«Непоротой», «непотрошеной», то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены здесь на последнее место. Мужики уже пришли к пониманию того, что избыток - всего лишь результат «вольной волюшки». He будем забывать, что внешняя свобода к моменту создания поэмы уже вошла в крестьянскую жизнь, узы крепостного права распались, и никогда не «поротые» губернии вот-вот появятся. Ho привычки рабства слишком укоренились в русском крестьянстве - и не только в дворовых людях, о неистребимом холопстве которых уже шла речь. Посмотрите, как легко соглашаются бывшие крепостные Последыша играть комедию и снова изображать из себя рабов - роль слишком знакомая, привычная и... удобная. Роль свободных, независимых людей им только предстоит выучить.

Крестьяне насмехаются над Последышем, не замечая, что впали в новую зависимость - от прихотей его наследников. Это рабство уже добровольное - тем оно ужасней. И Некрасов дает читателю ясное указание на то, что игра не так безобидна, как кажется, - Агап Петров, которого заставляют кричать якобы под розгами, внезапно умирает. Мужики, изображавшие «наказание», не коснулись его и пальцем, но невидимые причины оказываются весомее и разрушительнее видимых. Гордый Агап, единственный из мужиков возражавший против нового «хомута», не выдерживает собственного позора.

Возможно, странники не находят среди простого народа счастливого еще и потому, что народ счастливым (то есть, по системе Некрасова, до конца свободным) быть еще не готов. Счастливым в поэме оказывается не крестьянин, а сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. Герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья.

Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе. И это не только творческий восторг, это радость прозрения собственного будущего. В новой, не приведенной Некрасовым песенке Гриши воспевается «воплощение счастия народного». И Гриша понимает, что помогать народу «воплощать» это счастье будет именно он.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

За Гришей встает сразу несколько прототипов, его фамилия - явная аллюзия на фамилию Добролюбова, его судьба включает основные вехи пути Белинского, Добролюбова (оба умерли от чахотки), Чернышевского (Сибирь). Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Гриша тоже происходит из духовной среды. В Грише угадываются и автобиографические черты самого Некрасова. Он поэт, и Некрасов легко передает герою свою лиру; сквозь юношеский тенорок Гриши отчетливо звучит глуховатый голос Николая Алексеевича: стилистика Гришиных песен в точности воспроизводит стилистику некрасовских стихотворений. Гриша лишь не по-некрасовски жизнерадостен.

Он счастлив, но странникам об этом узнать не суждено; чувства, переполняющие Гришу, им просто недоступны, а значит, путь их продолжится. Если мы, следуя авторским пометам, перенесем в конец поэмы главу «Крестьянка», финал будет не так оптимистичен, но зато более глубок.

В «Элегии», одном из своих самых «задушевных», по собственному определению, стихотворений, Некрасов писал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Сомнения автора проявляются и в «Крестьянке». Матрена Тимофеевна даже не упоминает в своем рассказе о реформе - не оттого ли, что жизнь ее и после освобождения мало изменилась, что «вольной волюшки» в ней не прибавилось?

Поэма осталась незаконченной, а вопрос о счастье открытым. Тем не менее мы уловили «динамику» путешествия мужиков. От земных представлений о счастье они движутся к пониманию того, что счастье - духовная категория и для обретения его необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.