Гончаров «Обломов», конфликт и система образов. Гончаров «Обломов», конфликт и система образов Описание героя обломова

Во сне Обломова даётся описание Обломовки. С одной стороны, жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью, безмолвием, бездеятельностью, примитивностью, сосредоточенностью на еде. С другой стороны, в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы, красоте народных праздников, ласке матери. Возникает некая идиллия.Обломовщина как порождение крепостничества заражала нравственным рабством не только Обломовых, но и окружающих, прививая им свои отрицательные черты. Таков Захар.

Обломов. Большой выразительностью отличается портрет Обломова, в котором отмечена и приятная наружность и отсутствие сосредоточенности в чертах лица. Целыми днями лежит он на диване в халате.

Но его характер отличается многосторонностью. Он отличается душевностью, совестливостью, мягкостью, чистосердечием. Он добр, не может причинить человеку зло. Мечты героя отличаются неосуществимостью, иделличностью. Штольц. Будучи антагонистом героя, он пытается расшевелить друга. С детства в Штольце воспитывалась привычку к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Штольц сам пробивает себе дорогу в жизни. Он не отрицает романтических переживаний. Но самое главное его достоинство в том, что он отрицает любые проявления обломовщины. Именно он точно поставил диагноз болезни друга и нашёл точное слово: «это…обломовщина». Ум Штольца преобладает над сердцем. Ольга Ильинская. Она является по-настоящему положительной героиней. Её образ развивает действо романа, объединяет центральные мужские образы, выявляет достоинства и изъяны обоих главных героев-антиподов. Наиболее ярков характер и человеческое обаяние Ольги проявляется во взаимоотношениях с Обломовым. Обладая нежной и одновременно горячей натурой, она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича. В Ольге возникает желание воскресить интересного для неё, хотя и безвольного человека. Результатом первой встречи с Ольгой становится распоряжение Обломова протереть у себя окна и смахнуть паутину. После второй встречи он чувствует прилив душевных сил. Третья встреча и напряжённое восприятие пения девушки рождает первое признание в любви. Все лучшие свойства Ольги раскрываются в её любви к Обломову: благородство, желание быть «путеводной звездой», решительность, душевная красота. В ней нет ничего буржуазного, её влечёт к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл. Пшеницына. Женщина из мещанской среды, простая, заурядная, необразованная. Гончаров иногда сравнивает её с лошадью. Субъективно она любит Илью Ильича, трогательно заботится о нём, обеспечивая покой. Добрая и мягкая женщина нашла в своём преданном чувстве к Обломову смысл своей жизни.9. Роман Гончарова «Обрыв». Изображение «патриархальной идиллии».

В «Обрыве», как и в первых двух романах, Гончаров рисует широкую обобщающую картину русской жизни переломной эпохи. В первой части романа Гончаров рисует облик столичной светлой среды, её бездушный и холодный аристократизм, ханжество и высокомерие высших дворянско-бюрократических кругов, представленных в романе в образах старого светского жуира Пахотина, эпикурейца-бюрократа Аянова, Беловодовой и другие. Гончаров считала, что большой свет давно порвал с русскими нравами, русским языком, пропитан эгоизмом и космополитическими настроениями. Аянов – тот же обломовец, для которого цель жизни – чин тайного советника, спокойная служба с высоким окладом в каком-нибудь ненужном комитете. В образе Беловодовой представлена стена замкнутости в собственных фамильных преданиях рода.

Малиновка изобр. как типичный оплот патриархальной идиллии, с установившимися обычаями, веками вытраданными ценностями, едиными и для дворян этого поместья, и для крестьянской избы. Патриархальность эта противится всему новому. Воплощением её в "Обрыве" явл. бабушка. Патриархальность - первобытная простота; традиционность, консервативность. Некий застой обычаев, взглядов, ценностей, защищаемый такими представителями людей 40-60-х гг., как бабушка.

19. «Обрыв» И.А. Гончарова. Образ художника, идейные и эстетические поиски главного героя. Символика обрыва. Если задать вопрос, каким образом писателем связываются многочисленные персонажи и разнородные сюжетные линии в единое романное целое (пять частей!), такой композиционно связующей фигурой предстает Борис Павлович Райский. Он рано остался сиротой. Происходя из богатого аристократического рода, живет в Петербурге, в то время как его имениями управляют опекун и дальняя родственница, Татьяна Марковна Бережкова. Жизненный путь Райского в основных вехах повторяет Обломова. Он тоже заканчивает университет, служит в Петербурге (правда, не только в канцелярии, но даже «поступил в юнкера», однако «статская служба удалась ему не лучше военной»). Разочаровавшись, выходит в отставку, в том же ничтожном чине коллежского секретаря и с тех пор живет, не имея никаких обязанностей: «…Райскому за тридцать лет, а он еще ничего не посеял, не пожал и не шел ни по одной колее <…>. Он ни офицер, ни чиновник, не пробивает себе никакого пути трудом, связями. Будто нарочно, наперекор всем, остается недорослем в Петербурге».

В то же время его образ несет в себе принципиально новые черты. Райский – художник. Александр Адуев, как мы помним, обнаруживает в себе дарование весьма скромных размеров. Борис Павлович, напротив, от природы награжден «божьей искрой» таланта. Его подвижная, впечатлительная натура проявляется еще в детстве. Повествуя о детских годах своего героя, Гончаров создает очерк развития талантливого ребенка; со всеми задатками и загадками артистической натуры. «Когда опекун привез его в школу, – рассказывает Гончаров, – <…> первым бы делом новичка было вслушаться, что спрашивает учитель, что отвечают ученики. А он прежде всего воззрился на учителя: какой он, как говорит, как нюхает табак, какие у него брови, бакенбарды…» В школе Райский увлекся живописью и выпросил у учителя рисования «головку» для копирования. Работе Борис предавался с упоением и восторгом – «на ночь он уносил рисунок в дортуар, и однажды <…> у него сделалось такое замиранье в груди, так захватило ему дыханье, что он в забытьи, с закрытыми глазами и невольным, чуть сдержанным стоном, прижал рисунок обеими руками к тому месту, где было так тяжело дышать. Стекло хрустнуло и со звоном полетело на пол…»

Похвалы первому рисунку, увы, испортили юношу. «Упиваясь легким успехом, он гордо ходил: «Талант, талант!» – звучало у него в ушах». Райский забыл, что последние, самые важные штрихи положил на его картину все-таки учитель. «Но чертить зрачки, носы, линии лба, шей и рук по сто раз – ему было до смерти скучно». Вместо того, чтобы совершенствовать одно полотно, он предпочитал переходить к следующей картине, избегая всех деталей, которые требуют упорного труда. «Дня через три картина бледнела, и в воображении теснится уже другая <…>. Через неделю и эта картина забывалась и снова заменялась другою…» То же самое происходит и с музыкой. «Музыку он любил до опьянения», – сообщает автор. Даже подружился со всеми презираемым мальчиком Васюковым, который умел играть на скрипке. Борис готов защищать от обид товарища; «с умилением» и «с удивлением» слушает его игру. Но попытки научиться – сперва на скрипке у того же Васюкова, затем на фортепиано у немца – провалились, поскольку Борис хотел как «легче», «скорей». «Когда, наконец, он одолел, с грехом пополам, первые шаги, пальцы играли уже что-то свое <…>, – а трудной школы не играли».

Все же Борис Павлович решает посвятить жизнь искусству. И встречает противодействие родных, в котором отразилось все презрение света к трудовому творческому человеку. «Конечно, для общества почему не иметь приятных талантов: сыграть на фортепиано, нарисовать что-нибудь в альбом, спеть романс <…>. Но быть артистом по профессии – что за блажь!..» – заявляет опекун. Несмотря на уговоры родных, Райский совершает поступок : забросив службу, начинает посещать Академию живописи, учится у настоящего художника Кирилова. Кирилов, угадывая дарование Райского, призывает его: «Нельзя наслаждаться жизнию, шалить, ездить в гости, танцевать и, между прочим, сочинять, рисовать, чертить и ваять <…>. Отдайте искусству все, <…> и что бы ни делалось около вас, куда бы ни увлекала жизнь <…>, чувствуйте одно чувство, испытывайте одну страсть – к искусству!» И тут же скептически добавляет: «Где вам! вы – барин, вы родились не в яслях искусства, а в шелку, в бархате. А искусство не любит бар…» Монолог художника раскрывает первопричину творческих неудач Бориса Павловича. Оттого-то Гончаров называет его «сыном Обломова», оттого этот герой являет собой фигуру трагикомическую – банальная лень, прикрываемая пышными фразами, мешает ему самореализоваться.

В роман вводится эпизод, который с полным правом можно назвать символическим. Напротив Райского поселился бедный музыкант. Днем и ночью, многие часы упражняется он на своем инструменте, немилосердно терзая слух соседей. «И месяцы проходили так». В сердцах Борис Павлович не раз называет соседа ослом. Вот только однажды «остановился и замер на месте», «слушая с дрожью почти ужаса»: «Звуки не те: не мычанье, не повторение трудных пассажей слышит он. Сильная рука водила смычком, будто по нервам сердца: звуки послушно плакали и хохотали, обдавали слушателя точно морской волной, бросали в пучину и вдруг выкидывали на высоту и несли в воздушное пространство». Неизвестный виолончелист преодолел трудности учебы и теперь может свободно разговаривать, поведать свои думы слушателям через струны: «…Не слыхать ни смычка, ни струн; инструмента не было, а пела свободно вдохновенно будто грудь самого артиста». Потрясенный Райский размышляет: «…Откуда он взял эти звуки? Кто их дал ему? Ужели месяцы и годы ослиного терпения и упорства?»

Смысл названия: по поверью у обрыва погибло одно семейство и их убийца убил себя. Все трагические события происходят у обрыва. Благополучная жизнь Веры обрывается у обрыва. Двойной смысл романа: внешний и психологический.

20. Сатирическая поэзия (А.К. Толстой, Козьма Прутков, Н.Ф. Щербина, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев и др.). Основные темы, жанры, приемы. На примере 2-3-х произведений.

Вообще в поэзии этого времени особую роль играли повествовательные и несколько сатирические жанры, поэтому сатира развивалась и была довольно востребована. На этот раз в развитии сатирической поэзии натуральная школа не сыграла особой роли. Свою роль сыграли 2 журнала – «Свисток» и «Искра».
«Свисток» был создан по предложению Некрасова и Добролюбова, а поэт Курочкин и художник Степанов основали журнал «Искра». Эти журналы были очень популярны и осмеянию подвергали все возможное.
«Свисток» выходил всего 4 года, затем был запрещен цензурой, но успел оставить после себя заметный след в истории. «Искра» просуществовала дольше, однако тоже была запрещена цензурой. Ее тираж достигал аж 10тыс экземпляров. Сначала выходила раз в неделю, а потом два. Курочкин был душой «Искры» и пережил журнал всего на 2 года, умерев в страшной нужде. Причиной всех печалей он в основном видел самодержавие и постоянно об этом писал. «Я нашел, друзья, нашел, кто виновник бестолковый наших бедствий, наших зол! Виноват во всем гербовый, двуязычный, двухголовый, всероссийский наш орел!»
Он верил в победу над торжествующим злом когда-нибудь, однако не без крови и революционного насилия. «Нужны усилия страшные вновь, жертвы, Мучения, темницы и кровь, чтоб хоть крупица от них уступила – грубая сила, стихийная сила!»
Интересным явлением сатирической поэзии того времени был Козьма Прутков. Собирательный образ, маска, под которой, как считается, скрывались Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Его произведения высмеивали умственный застой, политическую благонамеренность, пародировали литературные эпигонства, иначе – подражательство. Примеры: «Эпиграмма» (мне в размышлении глубоком сказал однажды Лизимах, что зрячий зрит здоровым оком, слепой не видит и в очках). Басня (однажды к попадье заполз червяк за шею, и вот его достать велит она лакею. слуга стал шалить попадью. - но что ты делаешь? - я червяка давлю! ах, если уж заполз к тебе червяк за шею, сама его дави и не давай лакею).
Также от Козьмы Пруткова дошли множество афоризмов, которые актуальны до сих пор. Например, «лучше скажи мало, но хорошо» или «что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе сказать ничего не можешь?».
Сатирическая поэзия развивалась обособленно, но темы ее не уходили далеко от других жанров, что волновали других поэтов и писателей. Писали в разных жанрах: басни, эпиграммы, романсы, письма, сатирические подражания.

21. Поэзия А.К. Толстого. Основные мотивы, историческая тема, жанры. На примере 3-4-х произведений.

А.К. Толстой - поэт с ярко выраженным своеобразием. Его представления о поэзии, ее месте в жизни человека, назначении, характере поэтического творчества развивались под влиянием идеалистических идей. В одном из писем к жене, С.А. Толстой, поэт так определил характер творчества: «...знаешь, что я тебе говорил про стихи, витающие в воздухе, и что достаточно их ухватить за один волос, чтобы привлечь их из первобытного мира в наш мир... Мне кажется, что также относится к музыке, к скульптуре, к живописи.

Мне кажется, что часто, ухватившись за маленький волосок этого древнего творчества, мы неловко дергаем, и в руке у нас остается нечто разорванное или искалеченное или уродливое, и тогда мы дергаем снова обрывок за обрывком, а потом пытаемся склеить их вместе или то, что недостает, заменяем собственными измышлениями, подправляем то, что сами напортили своей неловкостью, и отсюда - наша неуверенность и наши недостатки, оскорбляющие художественный инстинкт...

Чтобы не портить и не губить то, что мы хотим внести в наш мир, нужны либо очень зоркий взгляд, либо совершенно полная отрешенность от внешних влияний, великая тишина вокруг нас самих и сосредоточенное внимание, или же любовь, подобная моей, но свободная от скорби и тревог». В поэтической форме эти взгляды были высказаны А.К. Толстым в программном стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель...»:

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!

Вечно носились они над землею, незримые оку.

Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,

Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,

Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

Представляя обзор творчества поэта в статье «Поэзия гр. А.К. Толстого», Вл. Соловьев отмечал главную идею стихотворения: «Истинный источник поэзии, как и всякого художества, - не во внешних явлениях и также не в субъективном уме художника, а в самобытном мире вечных идей или первообразов».

А.К. Толстой назвал себя «певцом, державшим стяг во имя красоты». В поэме «Иоанн Дамаскин» он писал:

Мы ловим отблеск вечной красоты:

Нам вестью лес о ней звучит отрадной,

О ней поток гремит струею хладной,

И говорят, качаяся, цветы.

«Мое убеждение состоит в том, - отмечал А.К. Толстой, - что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая любовь к прекрасному, которая сама найдет себе применение безо всякой пропаганды». Толстой высказал эту мысль уже на закате своих дней, в 1874 г., когда подводились итоги жизни, но начиная с 1840-х годов поэт не приемлет то прагматическое понимание искусства, которое начало укореняться в литературе. О примитивно понимаемой пользе, в том числе и искусства, высказывались многие русские писатели-мыслители - Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др. В 1871 г. Толстой напишет «балладу с тенденций» «Порой веселой мая», в которой в яркой сатирической форме (диалога наивной невесты и прагматического жениха) представит «полезные» воззрения нового времени:

И взор ее он встретил,

И стан ей обнял гибкой.

О, милая! - ответил,

Со страстною улыбкой:

Здесь рай с тобою сущий!

Воистину все лепо!

Но этот сад цветущий,

Засеют скоро репой!

Наивысшим проявлением красоты жизни была для А.К. Толстого любовь. Именно любовь открывает человеку суть мира:

Меня, во мраке и пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли,

В отчизну пламени и слова;

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый.

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо,

И с горней выси я сошел,

Проникнут весь ее лучами,

И на волнующийся дол,

Взираю новыми очами.

И слышу я, как разговор,

Везде немолчный раздается,

Как сердце каменное гор,

С любовью в темных недрах бьется,

С любовью в тверди голубой,

Клубятся медленные тучи,

И под древесною корой,

Весною свежей и пахучей,

С любовью в листья сок живой,

Струей подъемлется певучей.

И вещим сердцем понял я,

Что все, рожденное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова.

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к Божью лону.

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Чтобы любовью не дышало.

(«Меня во мраке и пыли», 1851, 1852)

Как и в пушкинском «Пророке», который близок образностью к стихотворению А.К. Толстого, в произведении нарисована картина перерождения обыкновенного человека в пророка, поэта под влиянием могущественной Божественной силы любви. Любовь для Толстого всеобъемлющее, высшее понятие, основа, на которой строится жизнь. Одним из проявлений высшей любви является любовь земная, любовь к женщине. Закономерно, что еще в начале своего творчества А.К. Толстой обращается к вечному в мировой литературе сюжету о Дон Жуане. Его драматическая поэма «Дон Жуан» рисует главного героя как подлинного рыцаря любви, и именно любовь открывает «чудесный строй законов бытия, явлений всех сокрытое начало».

Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимает любовная лирика, циклы стихотворений, связанные с образом С.А. Миллер (Толстой). Это такие произведения, как «Средь шумного бала», «Колышется море», «Не верь мне друг », « Когда кругом безмолвен лес », « Что ты голову склонила », «Усни, печальный друг», «Не ветер, вея с высоты», «Минула страсть», «Слеза дрожит» и другие. Любовное чувство выражено Толстым психологически конкретно, точно и просто, иногда даже наивно, но одновременно и утонченно. Толстой разнообразен в формах выражения лирического чувства. Исследователем творчества А.К. Толстого И.Г. Ямпольским отмечено, что слова грусть, тоска, печаль, уныние наиболее часто употребляются поэтом при определении собственных любовных переживаний и переживаний возлюбленной поэта («И о прежних я грустно годах вспоминал», «И думать об этом так грустно», «И грустно так я засыпаю» и др.). В стихотворениях, стилизованных под народные песни, интонация, как правило, иная - удалая, страстная, в них с чувством любви неразрывно связано стихийное чувство свободы, независимости, безрассудности (стихотворения «Ты не спрашивай, не распытывай», «Коль любить, так без рассудку» и др.).

Красотой для А.К. Толстого полон не только мир чувств человека, но и мир природы. Гимн земной красоте звучит в поэме «Иоанн Дамаскин»:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу,

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

Воссоздавая красоту природы, мира, поэт прибегает к звуковым, зрительным, осязательным впечатлениям. Важны для поэта осязательные впечатления. Сам он признавался: «Свежий запах грибов возбуждает во мне целый ряд воспоминаний. ...А потом являются все другие лесные ароматы, например, запах моха, древесной коры, запах в лесу во время сильного зноя, запах леса после дождя... и так много других..., не считая запаха цветов в лесу». В балладе «Илья Муромец» он пишет:

Снова веет воли дикой,

На него простор,

И смолой и земляникой,

Пахнет темный бор.

Часто, особенно в ранних произведениях (преимущественно в 1840-1850-е годы), картины природы в поэзии А.К. Толстого сопровождались историческими и философскими размышлениями. Так в знаменитом стихотворении «Колокольчики мои» поэтическая картина природы сменяется раздумьями лирического героя о судьбе славянских народов:

Громче звон колоколов,

Гусли раздаются,

Гости сели вкруг столов,

Мед и брага льются,

Шум летит на дальний юг,

К турке и к венгерцу -

И ковшей славянских звук,

Немцам не по сердцу!

Стихотворение становится современным, сопряженным с раздумьями русской интеллигенции о единстве славянских народов. В более позднем периоде творчества пейзаж в поэзии А.К. Толстого будет самостоятельной и самоценной картиной, лишенной декоративной яркости, непритязательной, реальной, скромной. Ежедневное, будничное по-пушкински поэтически преображается А.К. Толстым:

Сквозит на зареве темнеющих небес,

И мелким предо мной рисуется узором,

В весенние листы едва одетый лес,

На луг болотистый спускаясь косогором.

И глушь и тишина. Лишь сонные дрозды,

Как нехотя свое доканчивают пенье;

От луга всходит пар...

(«На тяге»)

Пейзажные зарисовки часто смыкаются в произведениях А.К. Толстого с балладными мотивами. В стихотворении «Бор сосновый в стране одинокой стоит» характер пейзажа имеет балладные черты - ночной бор, погруженный в туман, шепот ночного ручья, неясный свет месяца и т. д. Строка «Я люблю в том бору вспоминать старину» навевает мысль о дальнейшем балладном развертывании сюжета, которого, однако, не происходит.

Для поэзии А.К. Толстого характерен момент недоговоренности, недосказанности. «Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому ее пополнить по своему», - отмечал поэт в письме 1854 г. к С.А. Миллер. Подобную недосказанность, неисчерпаемость мысли, чувства можно отметить в стихотворениях «По гребле неровной и тряской», «Земля цвела» и др. В балладе «Алеша Попович» поэт напишет:

Песню кто уразумеет?

Кто поймет ее словами?

Но от звуков сердце млеет,

И кружится голова.

Не только мир красоты становится предметом изображения в творчестве А.К. Толстого. Миру красоты противопоставлен в его поэзии мир светских предубеждений, пороков, мир обыденности, с которым Толстой, как воин, но с «добрым мечом» вступает в сражение. Неслучайно в произведениях поэта часто появляются образы с военной атрибутикой:

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять свой добрый меч.

Господь меня готовил к бою,

Любовь и гнев вложил мне в грудь,

И мне десницею святою,

Он указал правдивый путь...

Мотивы открытого противостояния злу окружающего мира звучат в стихотворениях «Я вас узнал святые убежденья», «Сердце, сильней разгораясь от году до года» и др. Наиболее сильно, ясно, полемично звучат эти мотивы в стихотворение 1867 г. «Против течения»:

Правда все та же!

Средь мрака ненастного,

Верьте чудесной звезде вдохновения,

Дружно гребите во имя прекрасного,

Против течения!

В резкой форме мотивы неприятия всего того, что противно красоте, внутренней свободе звучат в юмористических и сатирических стихах А.К. Толстого.

Роман «Обломов» является составной частью гончаровской трилогии, куда также вошли «Обрыв» и «Обыкновенная история». Напечатан был впервые в 1859 году в журнале «Отечественные записки», однако фрагмент романа «Сон Обломова» автор опубликовал 10 годами раньше, еще в 1849 году. По утверждению автора, черновик целого романа в это время уже был готов. Поездка в родной Симбирск с его старинным патриархальным укладом во многом вдохновил его на публикацию романа. Однако, пришлось сделать перерыв в творческой деятельности в связи с кругосветным путешествием.

Анализ произведения

Введение. История создания романа. Основная идея.

Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.

Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности - все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа - Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

Образы главных героев

В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость - постоянный труд. Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки. Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна - жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура. Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу. Она - типичный представитель старого строя, когда женщина - буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

Ольга Ильинская

Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива. В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень. Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

Заключение

В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности. Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа - все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

«Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места. Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов. Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью. Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов. Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.

Обломов - потомственный дворянин старой закалки. Ему 31 - 32 года, живет в Петербурге в небольшом съемном жилье, и является человеком, который все свое время проводит дома. Илья Ильич не ходит на работу и не сидит за бумажками в здании, он зарабатывает себе на жизнь при помощи других, таких же глупых и недалеких людей. Обломов мечтает вечно сидеть на диване в любимом халате и не волноваться о «глупых» проблемах. Обломов ленивый и мечтательный человек. Однажды он влюбляется в Ольгу Ильинскую, которая хочет всеми силами его изменить, но даже любовь не может его исправить.

Штольц - лучший друг Обломова, знакомый с ним с детства и полная ему противоположность. Ему чуждо лежание на диване и мечтания о лучшей жизни и прекрасном будущем. Андрей Иванович рассчитывает только на свои силы и на собственные умения. Он постоянно идет в перед и старается дойти до своей вершины. Он не понимает, как можно проживать жизнь на одном месте, не путешествовать и не расти. Но, не смотря на это, Штольц ценит Обломова за его чистое искрение сердце и всеми силами старается помочь ему и финансово и в любовных делах.

Ольга Ильинская - молодая прогрессивная помещица 20 лет. Она умная, красивая, эмоциональная девушка, которая берет из жизни все самое лучшее. Ольга похожа на Штольца своими убеждениями и нравом. В тот момент, когда она знакомиться с Обломовым, она замечает человека, который не хочет что-то менять и полагается только на судьбу и мечты. Она не считает хорошим время провождение лежанием на диване, и предаваться грезам. Поэтому после Ильинская тратит все свои силы на изменение Обломова, но даже у нее ничего не выходит.

Агафья Пшеницына - не богатая помещица, лет 30, которая осталась вдовой с двумя маленькими детьми. Она владелица дома, где проживает Илья Ильич. Агафья очень вкусно готовит, хорошо убирает дом, также отлично шьет, в общем, является отличной хозяйкой. Матвеевна тихая, добрая, скромная женщина и одновременно недалекая и глупая. Она предпочтет помолчать и просто согласиться, чем выражать свою точку мнения. Агафья стареться, все сделать для Обломова, она заботиться о нем как мать и ребенке. А после в конце приобретает роль жены для своего съемщика.

Захар – слуга Обломова 50 лет. Он знаком с хозяином с самой молодости и работает у него довольно большое количество времени. Современен по службе у господина Захар стал таким же ленивым и ворчливым как хозяин. Он постоянно жалуется, ноет на ужасные условия, и обманывает Илья Ильича. Захар Трофимович может обокрасть Обломова как в плане денег, как и еды. Слуга представитель старого порядка и считает, что до самой смерти должен служить только одному господину. Он так и остается преданным даже после смерти своего хозяина.

Анисья – кухарка в квартире помещика Ильи Ильича Обломова, ей 47 лет. Она трудолюбивая женщина, добрая, ласковая, тихая и довольно скромная. Анисья не глупый и недалекий человек, она намного умнее слуги Захара. Кухарка видит, что Обломов зря тратит жизнь на диване в халате, отдаваясь несбыточным грезам. Агафья понимает, что жить как дворянин нельзя, так можно и всю жизнь пропустить. Но несмотря на свои противоречивые мысли, она не говорит об этом хозяину и продолжает заботиться о нем и помыкать перед его приказами.

Мухояров – родной брат хозяйки дома Агафьи Пшеницыной. Он немало времени проработал секретарем в канцелярии, и за всю свою службу Мухояров накопил довольно приличную суму денег при помощи взятки. Бывший секретарь наглый и хитрый человек, который сможет продать своих близких за небольшие гроши. Если плохо знать этого человека или посмотреть на него со стороны, можно сказать что он тихий, мелкий и жалкий человек, который боится, поднять голову на дворянина. Но в душе Мухояров как говорилось довольно умный и самовлюбленный человек.

Волков - знатный дворянин, первый гость в доме Обломова 25 лет. Он модный, богатый человек, который прожигает всю свою жизнь не на диване в халате отдавая мечтам, а на различных шумных посиделок со знатными людьми. Он носит только лучшую одежду и украшение, разговаривает только о "высоких" вещах и проблемах. Волков бывает на всех светских встречах, представлениях, театрах и различных вечерах. Для дворянина мнение знатной толпы более важно, чем его желания. Волков готов забыть о своих интересах, лишь ради уважения от других людей.

Судьбинский – он бывший сослуживиц Обломова по канцелярии и является вторым гостем в доме Илья Ильича после Волкова. Он тратит свою жизнь не на богатые светские вечера, не на обсуждение людей и не проводит свою жизнь в доме в поношенном халате. Судьбинский тратит все свое личное время на собственную карьеру. Работник всеми силами старается получать большие премии и лучшие награды. Это приносит ему не маленький доход, но, не смотря на выгоду, он проживает свою жизнь в четырех стенах своего кабинета.

Пенкин – еще один из знакомых Обломова и третий гость в его доме. Он модный писатель и литератор. Пенкин зарабатывает на написание различных книжек, модных статей в газеты и журналы. Он пишет о различных происшествиях, светских новостях и не бедных личностей. Но несмотря на свою довольно легкую карьеру, Пенкин строчит статьи лишь для выгоды, а не получает от этого ни какого удовольствия. Писатель видит довольно насыщенную жизнь, путешествует по всему миру и видит много нового. Но для Обломова он лишь машина, которая старается выжить все соки из жизни.

Алексеев - давний знакомый Онегина и являться уже четвертым гостем в его съемном имении. Он мелкий чиновник, который зарабатывает малое количество денег и не продвигается по служебной лестнице. Алексеев полностью соответствует соей профессии. Чиновник мелкий тихий человек, который не любит выделять среди других, ему легче вжаться в угол, чтобы его некто не видел. Алексеев не горит своей службой, не путешествует по миру, не любит посещать различные шумные светские вечеринки. Он навещает Илья Ильича только ради бесплатной еды и выпивки.

Тарантьев – пятый гость по счету в доме Обломова, около 40 лет. Он является мелким чиновников, как и Алексеев. За всю свою жизнь Тарантьев не продвинулся ни насколько по своей службе. Чиновник, не смотря на свой низкий титул среди знакомых, наглый, хитрый, а также довольно корыстный человек. Он уже довольно долго обворовывает Обломова с Мухояровым, "выкачивают" из него деньги, пока тот тихо лежит на диване и просто это не замечает. Тарантьев мстительный человек, который не забудет не единого слова с действия и не успокоиться, пока не отомстит.

Доктор Обломова - еще один знакомый Обломова и уже последний по счету гость в его доме. Он лечит Обломова, осматривает его и дает ему различные советы. Доктор не привык обслуживать мелких людей и лечит только дворян и светских личностей. Он один из немногих людей, который не наживает на знакомом, а старается поднять его с дивана и показать, насколько разнообразен мир за окном. Он тихий, сдержанный, но внимательный человек. Доктор предпочтет посоветовать, но не заставлять что-то делать.

Вариант 2

Одним из главных героев в произведении «Обломов», является Обломов Илья Ильич. Он имеет устаревшие взгляды, которые отрицают будущее, так же он очень ленивый человек и ничего не хочет делать и решать. Обломов влюблен в Ольгу, но вскоре развелся из-за ссор и недопонимании друг к другу. Вскоре после развода женился на другой женщине под именем Агафья Пшеничная, которая была вдовой.

А вот следующий персонаж по фамилии Штольц, он полная противоположность Обломова, хоть и является его хорошим другом. Он очень целеустремленный человек, трудяга. Но также у него имеется ряд и отрицательных качеств. С Обломовым они друзья с самого их детства. Штольц уважает его и старается помогать ему во всех делах.

Ольга Ильинская - умная интересная женщина, образованная, эмоциональная. Когда она полюбила Обломова, то старалась переделать его, хотела сделать из него человека целеустремленного и трудолюбивого. Но не получив то, что она хотела, разводится с ним и выходит замуж за другого мужчину, за Андрея Ивановича.

А вот следующая героиня Агафья Матвеевна под фамилией Пшеницина, полный антипод Ольге. Она не очень далекая, но добродушная. Обломова она боготворит и потакает всем его желаниям.

У Обломова имеется слуга по имени Захар Трофимович, он много лет уже у него работает, и часто обманывает своего хозяина. Также может своровать продукты или забрать себе сдачу с покупок. С хозяином ведет себя нагло. Но также имел и положительные качества, он был очень преданный. И даже после смерти своего хозяина он не оставляет его могилу, даже будучи нищим и просся милостыню.

Также присутствует еще он персонаж, он подлый и низкий, является мошенником и старался выманить у своего земляка Ильи Ильича денежные средства. Этот человек наделен множеством отрицательных качеств.

У Обломова в доме также присутствует повариха по имени Анисья. Она была очень трудолюбивым человеком, но вскоре умерла от смертельной болезни.

Еще одним отрицательным героем в произведении был брат Агафьи Мухояров Иван Матвеевич. Это очень лживый человек, он ради своей выгоды готов на все, даже предать своих родных и близких людей. Много лет брал взятки и сделал на этом большое состояние. Он очень хитер и коварен.

Самый яркий персонаж в произведении Волков. Он живет впустую и не приносит никакую пользу окружающим. Любит развлекаться и модничать. Живет легко, ни о чем не задумываясь.

Еще одним гостем Обломова, также, как и товарищ Волков, был Судьбинский. Он такой же пустой и занимается только своей карьерой.

У Обломова и Агафье есть сын по имени Андрей. Агафья отдала его в семью Ольги и Штульца, когда ее муж умер. Она считала, что в их семье он сможет получить хорошее образование и сможет стать человеком с большой буквы.

Также присутствует еще один человек, мелкий чиновник, по фамилии Алексеев. Приходит в дом Обломова, чтобы вкусно покушать.

Пенкин пишет литературу не ради заработка, а потому что ему это очень нравится, это его хобби. Обломов считает его машиной без души.

Главные герои произведения Обломов

Главным героем романа «Обломов» по праву считается Илья Ильич – истинный выходец Обломовки, показавший читателю все пороки русской барщины того времени. Читая строки, не сразу понимаешь, что именно он является представителем класса, который «влиял и на всё и задавал порядок». Автор смог прекрасно показать ту болотную зависимость господ от своих собственных крестьянских душ.

Апатичный человек, потерявший тягу к жизни, знаниям – именно таким нам и предстаёт этот герой. Мы можем чётко наблюдать, как из немного вялого, но любознательного ребёнка, время, проведённое в «тепличной среде», делает безвольный силуэт с мечтательными глазами. Совершенно не удивительно и его наплевательское отношение ко всему в этой жизни, а также то, что тот просто потерял интерес даже к своим собственным чувствам, отдавая должное лишь крохам потребностей, что ещё теплились в тщедушном теле.

Словно бы в противовес, желая уравновесить массивную фигуру Обломова, нам представляют Андрея Ивановича. Человека с железными принципами и верой в то, что всего можно добиться своими собственными руками. Он не лежит на диване, просиживая пестрые халаты, нет. Он работает, добиваясь успеха в своей карьере и личной жизни. Именно такие качества и привлекли Ольгу впоследствии.

Ильинская – эмоциональная натура, желающая подле себя сильную личность. Её вера в высокие идеалы, ум и образованность – всё это, то, что двигало ей в попытках изменить Илью Ильича. Но, к несчастью, тот не смог побороть свою леность, что привело к разрыву отношений. И вот, судьба сводит её с тем, кто более всего подходит на роль идеала – Андрея Штольца.

Агафья Матвеевна – напротив, достаточна проста. Но в искренности её чувств сомневаться не стоит, ибо они проявляются не только в словах, но и действиях этой добродушной женщины, что действительно боготворит Обломова. Не в пользу последнего, но боготворит. Нам показывают её как антипод Ольги, но всё же, в ней есть что-то, что заставляет желать женщине лучшей жизни.

Верной тенью, неизменно сопровождающей Обломова, служит Захар. Он – верный слуга, помнящий былое величие дома своего барина и походящий на него привычками. До самой смерти остаётся тем, кто хранит память о каждом члене бывшей Обломовки. Однако показывает, что может меняться в лучшую сторону, если потребуется (когда тот влюбляется в Анисью).

Сама Анисья – добрая душа с умной головой. К несчастью, слишком рано умерла, но оставила свой след в этой истории. Именно она приводит к изменениям Захара.

Пожалуй, самым неприятным и мелочным героем предстаёт Михаил Тарантьев, что поражает своей корыстность. Мстительный и жадный человек, желающий забрать всё то, что «плохо лежит».

Стива Облонский является второстепенным персонажем романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Тем не менее его образ является чрезвычайно важным для понимания персонажа Анны Карениной.

  • Сочинение Мой любимый рассказ Чехова - Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает

  • Смысл названия повести Очарованный странник Лескова

    В 1873 году Н.С.Лесков написал повесть «Черноземный Телемак», но потом по какой-то причине переименовал её. Произведение получило более точное и ёмкое название – «Очарованный странник».

  • Сочинение про рябину

    Растет в наших лесах стройная красавица рябина. Она привлекает внимание в любое время года. Осенью рябинушка превращается в настоящую красавицу!

  • Вся система образов в романе - выстроена на приеме антитезы (Обломов – Штольц, Ольга – Агафья Матвеевна) Портретная характеристика героев в противопоставлении. Так, Обломов – пухлый, полный, а Штольц весь состоит из костей и мускулов, «он беспрестанно в движении».

    Ольга Ильинская полюбила его за доброе сердце, «голубиную нежность и внутреннюю чистоту».

    Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына –противопоставление. Два жизненных пути для Обломова: Ольга – сильная, гордая и целеустремленная натура; Агафья Матвеевна – добрая, простая и хозяйственная. Выбор пути с Ольгой – слияние с внешним миром, Обломов открыт миру, но какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с ним. (=идти одной дорогой со Штольцем, жить активной полноценной жизнью) Выбор пути с Агафьей Тимофеевной: погружается в апатию и находит покой в ее уютном доме.

    В нач. Романа Алексеев, Тарантьев и др. оттеняют образ Обломова. «А где же человек?» - отвечает Обломов на их предложения (где самое глубокое в человеке).

    Штольц понимает, что «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало», способен понять погубленные барскими привычками творческие задатки «этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца».

    У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. существование без труда и борьбы ему кажется неинтересным.

    Обломов - исторически уходящий тип носителя дворянской культуры; Штольц – человек новой эпохи деятельных разночинцев, развивающих промышленостъ, содействующих перестройке русской жизни и чающих от этой перестройки блага для себя и для общества.

    «Обломов», задуман в 1847 г, писался в течение 10 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение. Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки».

    Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру – "относительно устойчивый способ (закон) связи элементов". Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого,

    Обломов, Илья Ильич - помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, не занимаясь ничем, кроме рассуждений.

    Захар - слуга Обломова, верный ему ещё с детства.

    Штольц, Андрей Иванович - друг детства Обломова, наполовину немец, практичный и деятельный. Двоякий взгляд на образ: с одной стороны – антипод Обломова, с другой – точная его копия. Одинаковая концепция действий: Обломов не делает ничего, в чем не уверен, в чем не чувствует свою целостность, Штольц же чувствует уверенность во всем, что делает.

    Тарантьев, Михей Андреевич - знакомый Обломова, жуликоватый и хитрый.

    Ильинская, Ольга Сергеевна - дворянка, возлюбленная Обломова, затем жена Штольца. Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” - с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью. Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер”, - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал/ Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

    Анисья - жена Захара.

    Пшеницына, Агафья Матвеевна - хозяйка квартиры, в которой жил Обломов, затем его жена.

    Мухояров, Иван Матвеевич - брат Пшеницыной, чиновник.

    Алексеев - знакомый Обломова, неопределенный и всегда со всем согласный. Бледный человек, никто не знает, кто он, никто не помнит точно его имя и внешность. Никто не вспомнит о нем после смерти.

    В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

    Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

    Внешний образ Ильи Ильича Обломова

    «Это был человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, с темно-серыми глазами, приятной наружности».

    На лице мужчины с трудом угадывались определенные эмоции. Мысли блуждали по нему, но слишком быстро исчезали, напоминая птиц.

    Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.

    Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

    «ветхим, изношенным, дряблым кафтаном».

    Недавно Илья Ильич посещал всевозможные светские рауты. Вскоре выход в свет стал угнетать его. Поездки по гостям обязывали к опрятному внешнему виду, а ему надоела ежедневная смена рубах, и требование быть гладковыбритым. Следить за собственным внешним видом казалось ему «глупой затеей».

    В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

    «Обломов в доме всегда пребывал без галстука и жилета. Любил простор и приволье. Туфли на ногах были широки. Опуская ноги с постели, сразу же попадал в них».

    Многие детали внешнего вида говорят о том, что Илья действительно ленив, потакает собственным слабостям.

    Жилье и быт

    Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

    «Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки».

    Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.

    На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

    Отношение к учебе. Образование

    В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

    «Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов».

    Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома.

    «Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».

    В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

    Его устраивали записи в тетрадке.

    В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

    Служба

    После обучения время пролетало быстрее.

    Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены».

    Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.

    В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

    «чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях».

    Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно.

    «Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».

    Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

    После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

    «с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады».

    Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.

    Отношения с окружающими

    Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

    «Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»

    Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

    В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

    «Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».

    Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

    Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

    Любовь

    С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

    Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

    Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

    «Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит».

    Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.

    Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

    «находится у Ильинской на службе».

    В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».

    На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.