Анализ повести «Роковые яйца» (Булгаков). ЕГЭ

Проблема ответственности учёных за свои изобретения.

В центре повести – изображение непредсказуемых результатов научных исследований, вторжение человека в естественный процесс развития живых организмов.

Разум людей способен на многое, но стремление нарушить законы природы не всегда может иметь позитивные последствия.

Красный луч, созданный профессором Персиковым, искусственно вызывает значительный рост живых существ, в частности, по задумке учёного и властей, кур, чтобы увеличить количество мяса, накормить страну. Однако последствия ужасные — попав в руки несведущих в науке представителей власти, этот луч привёл к трагедии — выросли до огромных размеров змеи и другие « гады». Появилась настоящая угроза людям.

Кажется, намерения были благие. Но привели они к катастрофе. Почему? Ответов много: и бюрократизм в обществе, когда учёного буквально подгоняют выполнят заказ общества, не дав времени провести необходимую проверку открытия, а затем просто самостоятельно изымают прибор, не прошедший ещё окончательной разработки; и непродуманность учёным результатов эксперимента, его последствий для общества. Всё это, соединившись воедино, и привело к трагедии, когда разрослись до огромных размеров рептилии, а не куры.

Поражает и то, как вырастали бы эти куры. Ведь эксперимент на амёбах показал, что этот процесс роста шёл одновременно с убийством себе подобных. Злоба, агрессия царят среди подопытных: «В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали . Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование . Побеждали лучшие и сильные . И эти лучшие были ужасн ы. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какою-то особенной злобой и резвостью».

В таком несвободном обществе научные открытия могут привести к печальным последствиям, потому что приказы отдают люди, далёкие от науки, не видящие перспектив того или иного открытия, той или иной техники.

Прочитав повесть, читатели приходят к выводам и об ответственности учёных за свои изобретения, и о недопустимости засилья бюрократизма в такой области, как наука. Каждый шаг должен быть продуман. И учёные, и общество в ответе, за то, что создаётся и применяется, какая техника изобретается.

ГОРОД НА ОСАДНОМ ПОЛОЖЕНИИ -АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «РОКОВЫЕ ЯЙЦА» М.А. БУЛГАКОВА

Кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса Филологический факультет Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Воробьевы горы, 1-й корпус, Москва, Россия, 119991

Статья посвящена анализу образа Москвы в повести «Роковые яйца» М.А. Булгакова. Время, пространство и персонажи произведения воссоздают исторические и бытовые реалии Москвы 1920-х годов. В течение десяти лет (1919-1929) по ходу развития действия повести Москва проживает два полных жизненных цикла, состоящих из трех главных этапов: полный упадок, вызванный событиями революции и Гражданской войны, послевоенное восстановление и бурный расцвет. Городское пространство при этом локализуется в двух важнейших топографических центрах, где разворачиваются основные события. Мистическая аура (нечистая сила) сопутствует описанию всего художественного пространства и состояния персонажей. Булгаковская фантастика обращена в будущее и служит предостережением от катастроф.

Ключевые слова: М. Булгаков, «Роковые яйца», образ Москвы.

Антитеза Москвы и Петербурга прочно закрепилась в русской культуре. В литературе XIX и ХХ столетий она реализовалась в противопоставлении двух «текстов»: петербургского и московского, реалии которых формировались в творчестве самых разных писателей - от А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского до Андрея Белого, А.П. Платонова, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака.

Михаил Афанасьевич Булгаков - великий русский писатель и драматург - «вошел в русскую и мировую литературу прежде всего как автор романа «Мастер и Маргарита», который многие литературоведы и вдумчивые читатели считают лучшим романом XX столетия» . Однако кроме романа «Мастер и Маргарита» особого внимания заслуживают и другие его произведения - как, например, цикл «московских повестей» 1920-х годов («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»).

Антиутопическая и фантастическая повесть «Роковые яйца» - вторая часть «московских повестей» М.А. Булгакова. Повесть впервые опубликована в 1925 году. Она также печаталась в сокращенной редакции под названием «Луч жизни» (1) .

Действие повести происходит в 1928 году. Гениальный зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков случайно обнаруживает удивительный красный луч, который способствует ускоренному развитию биологических организмов. Как раз в то время по всей стране прокатился куриный мор, и политическое руководство решает использовать открытие Персикова для восстановления куроводства в стране. Однако злоупотребление наукой «убивает» город. Булгаковская фантастика обращена в будущее и служит предостережением от катастроф.

В статье рассматривается образ Москвы в повести «Роковые яйца», анализируется миф об особом московском пространстве и времени. Если в повести «Дья-волиада» образ Москвы едва намечен, то в повести «Роковые яйца» столица приобретает отчетливые очертания и начинает жить полнокровной и насыщенной жизнью.

В повести «Роковые яйца» городское пространство локализуется в двух важнейших топографических центрах, где разворачиваются основные события. Это в первую очередь Зоологический институт на улице Герцена, а также квартира профессора Персикова на улице Пречистенка, которая представляет своего рода «филиал» центра. Подобная пространственная организация характерна для Булгакова: например, в романе «Белая гвардия» центральное положение в киевском топосе занимает квартира Турбиных, а в повести «Собачье сердце» - московская квартира профессора Преображенского. Однако художественное пространство повести «Роковые яйца» организовано сложнее и напоминает три концентрических круга: центральный определен Зоологическим институтом и профессорской квартирой, за ним располагается московское пространство, третий включает пространство вокруг Москвы, находящееся во власти враждебной городу стихии. Такое строение отчасти повторяет структуру пространства в романе «Белая гвардия», где положение Москвы занимает Киев.

Москва по ходу действия проживает целых два жизненных цикла, состоящих из трех главных этапов: полный упадок, вызванный событиями революции и гражданской войны, послевоенное восстановление и, наконец, бурный расцвет. Развитие первого жизненного круга умещается в небольшую по объему первую главу, хотя и продолжается чуть менее десяти лет (с 1919 по 1928 год). Событиям второго цикла, умещающегося во временной отрезок длиною в один год (с весны 1928 по весну 1929 года), собственно, и посвящена сама повесть, первая глава которой служит своего рода вступлением к основному действию. В течение лета 1928 года Москва успевает пережить три катастрофических события, которые можно рассматривать и как три витка развития одной большой катастрофы.

Первый полный цикл, включает следующие стадии: развитие и нарастание кризиса, полный упадок, начало восстановления и, наконец, расцвет. Занял этот полный оборот чуть менее десяти лет. Причины упадка 1919-1922 годов подразумеваются, но все же они остаются за рамками повествования. Главное, что обращает на себя внимание, - это присущая городу огромная и жизненная сила, упрямая воля к жизни. Если Петербург «Медного всадника» или «Преступления и наказания» заключает в себе скрытую угрозу, всегда готовую прорваться разрушительную стихию, то Москва в повести Булгакова, напротив, как изначально здоровый организм, заключает в себе мощный механизм защиты от напастей и способность к регенерации.

Однако в самом конце первой главы налаженная, казалось бы, жизнь обрывается словами: «А летом 1928 года произошло то невероятное, ужасное...» . На этот раз причина нового погружения в хаос не просто названа, она становится объектом пристального рассмотрения. Эта причина - рукотворная катастрофа. Здесь намечается основная разделительная линия между классическим петербургским мифом и образом Москвы, построенным в повестях Булгакова «Роковые

яйца» и «Собачье сердце». В мифе о Петербурге искусственный город противостоит естественной среде и природной стихии. В повестях Булгакова, наоборот, естественный и органичный город противостоит стихии, искусственно вызванной людьми.

Центральное событие второй главы повести - открытие так называемого «луча жизни». Открытие, совершенное гениальным ученым, носящим комичную и плохо соответствующую его статусу фамилию Персиков (возможно, Булгаков в данном случае пародирует известную академическую фамилию Абрикосовых). Открытие совершается весенней ночью под постепенно стихающий шум города. Сначала из окна кабинета профессора в институте доносится настойчивый «гул весенней Москвы», затем звуки города стихают, и гениальное, но страшное открытие совершается в полной и зловещей тишине: «Минут пять в каменном молчании высшее существо наблюдало низшее, мучая и напрягая глаз над стоящим вне фокуса препаратом. Кругом все молчало» .

Ближе к утру город начинает вторгаться в замкнутое пространство кабинета. Персиков, обдумывая свой эксперимент с лучом, то поднимает, то опускает шторы: «Опять шторы взвились. Солнце теперь было налицо. Вот оно залило стены института и косяком легло на торцах Герцена»; «Полусвет был в коридорах института» . Когда же Персиков, только что совершивший научное открытие, последствия которого невозможно предсказать («Ведь это сулит черт знает что такое!..» ), высказывает намерение продолжить эксперимент и поймать луч от солнца, игра солнечного света тоже приобретает зловещий оттенок. Финальный аккорд второй главы звучит как предзнаменование катастрофических событий: «На Пречистенском бульваре рождалась солнечная прорезь, а шлем Христа начал пылать. Вышло солнце» . Солнце, которое профессор намерен использовать в качестве инструмента для постановки опыта, неожиданно преобразуется из источника жизни в источник угрозы.

Купол Храма Христа Спасителя становится своего рода маяком в пространстве второй главы. Картины, запечатлевшие этот купол сначала рядом с бледным ночным месяцем, а затем ярко пылающим в лучах весеннего солнца, обрамляют повествование об открытии «луча жизни». Озаренный огненным светом «шлем Христа» также выполняет роль тревожного знамения, тем более что ярко пылающий свет, пламенеющий огонь наделен в контексте повести зловещим мистическим оттенком, символизируя собой небесный гнев, как во второй главе, или вмешательство адских сил, как будет показано ниже.

Однако в следующей главе профессор Персиков устанавливает, что новый луч невозможно получить от естественного солнечного света, он возникает только от света искусственного, электрического. Таким образом роль небесного светила в контексте повести меняется: оно становится одним из символов естественного и настоящего, противопоставленного сделанному и ненатуральному. А это опорная антитеза всей повести.

В третьей главе происходит событие, предвосхищающее грядущую масштабную катастрофу. В результате проведенных профессором Персиковым и его ассистентом Ивановым экспериментов в здании института происходит миникатаклизм: «Опыты... дали потрясающие результаты. В течение 2-х суток из икринок вылу-

пились тысячи головастиков. Но этого мало, в течение одних суток головастики выросли необычайно в лягушек, и до того злых и прожорливых, что половина их тут же была перелопана другой половиной... В кабинете ученого началось черт знает что: головастики расползались из кабинета по всему институту... Панкрат, и так боявшийся Персикова как огня, теперь испытывал по отношению к нему одно чувство: мертвенный ужас. Через неделю и сам ученый почувствовал, что он шалеет. Институт наполнился запахом эфира и цианистого калия, которым чуть-чуть не отравился Панкрат, не вовремя снявший маску. Разросшееся болотное поколение наконец удалось перебить ядами, кабинеты проветрить» . Таким образом, на страницах повести впервые в уменьшенном масштабе реализуется катастрофический сценарий развития событий.

Интересны в этой связи несколько моментов. Во-первых, катастрофа в миниатюре разворачивается в центре Москвы, в стенах института. Был шанс, что именно Москва станет эпицентром бедствия. Однако впоследствии в полном масштабе катастрофа разворачивается вне Москвы и начинает надвигаться на город подобно внешнему врагу. Во-вторых, в стенах института запущенный в результате опытов процесс удается держать под контролем и в конечном счете все-таки свернуть. Но при этом существенно, что под контролем его держит не Персиков, и не он его останавливает. Это происходит благодаря Панкрату. А Персиков уже на этом этапе очевидно пасует перед явлением, которое породили проведенные им опыты: «сам ученый почувствовал, что он шалеет». На этой стадии становится ясным, что, останься Персиков один перед лицом им же сотворенной угрозы, он ничего не сможет ей противопоставить.

В отличие от повести «Дьяволиада», а также романа «Мастер и Маргарита» повесть «Роковые яйца» вроде бы лишена мистики. Однако мистическая аура здесь несомненно присутствует. Проводимый Персиковым эксперимент автор называет работой «важной и таинственной». Звенящая тишина, полумрак, тревожный восход, пламенеющий купол Храма Христа Спасителя - все это способствует тому, что научно-фантастическое повествование проникается мистическим духом, происходящее в повести оказывается связанным с другим, высшим измерением. Существование этого другого измерения в повести не показано столь явно, как, например, в романе «Мастер и Маргарита», но его дыхание чувствуется и здесь.

Целый ряд персонажей повести выступает в качестве своего рода заместителей нечистой силы. Первый из них - Альфред Аркадьевич Бронский, «сотрудник сатирического журнала „Красный ворон", издания ГПУ». Об этом говорит способ описания его внешности: «Из-за спины Панкрата тотчас вынырнул молодой человек с гладковыбритым маслянистым лицом. Поражали вечно поднятые, словно у китайца, брови и под ними ни секунды не глядящие в глаза собеседнику агатовые глазки. Одет был молодой человек совершенно безукоризненно и модно. В узкий и длинный до колен пиджак, широчайшие штаны колоколом и неестественной ширины лакированные ботинки с носами, похожими на копыта. В Руках молодой человек держал трость, шляпу с острым верхом и блокнот» . Агатовые глазки, широчайшие штаны, ботинки, похожие на копыта - все это не столько пугает, сколько кажется слегка зловеще странным. Эти детали - иро-

нический намек на нечистую силу, тем более что затем в ходе разговора с этим «журналистом» Персиков называет то, что тот пишет, «чертовщиной».

Еще отметим, что рукотворная катастрофа, составляющая центральное событие повести, не является результатом чьего бы то ни было злого умысла. В этом произведении, так же как впоследствии в повести «Собачье сердце», нет персонажей или каких-то сил, воплощающих преднамеренное зло. Фигуры, несущие на себе какой-то едва уловимый отпечаток чего-то зловещего и потустороннего, не являются сознательными сторонниками и носителями зла. Скорее они - инструменты в руках невидимой силы, которая руководит обстоятельствами.

Случившееся бедствие обусловлено стечением нескольких таких обстоятельств. Первое - научное открытие профессора Персикова. Второе - куриный мор. Третье - путаница с посылками, адресованными Персикову и Рокку, представителю новой власти, призвавшему Персикова возродить куроводство в стране. При этом ни Персиков, ни Рокк, ни кто бы то ни было еще не стремились использовать так называемый луч жизни во зло.

Итак, открытие состоялось - первый шаг к катастрофе сделан.

Второе несчастливое обстоятельство, обусловившее трагическое развитие событий, - куриный мор. Здесь мы вновь имеем дело с волей случая или какой-то другой, неподвластной человеку силы. Причины куриного мора в повести не названы.

Действие повести переносится за пределы Москвы, где только что был подавлен очаг потенциального бедствия, в маленький уездный городок Стекловск Костромской губернии. Именно здесь начинается первый акт непосредственно самой драмы, обернувшейся нашествием гигантских пресмыкающихся. Если в классическом варианте событие сначала происходит в форме трагедии, а затем повторяется в виде фарса, то у Булгакова наоборот - подобие фарса предшествует подлинной трагедии. Куриный мор можно воспринимать как сниженный и поданной в ироническом свете вариант катаклизма, который однако в произведении Булгакова предвосхищает катаклизм настоящий.

История с куриным мором в общих чертах повторяет сценарий развития событий, происходивших в московском зоологическом институте, а также предвосхищает главное событие повести. Здесь тоже есть эпицентр - птичий двор вдовы Дроздовой, который в общем контексте представляет собой некую параллель кабинета Персикова в институте. И там, и там начинаются и набирают оборот неконтролируемые и нежелательные явления - у Персикова размножались лягушки и змеи, у Дроздовой дохнут куры. Далее возникает расхождение, отметим - временное расхождение. В институте в Москве с нежелательным явлением удается справиться, в Стекловске оно продолжает развиваться и набирать обороты, приобретая все более угрожающий масштаб: «Наутро город встал как громом пораженный, потому что история приняла размеры странные и чудовищные. На Персональной улице к полудню осталось в живых только три курицы... но и те издохли к часу дня» . Таким образом, куриный мор преодолевает границы своего очага и выплескивается в город.

Горячечная, избыточная интенсивность и напряженность жизни граничит с сумасшествием. Город уподоблен зараженному лихорадкой живому организму,

а его улицы - очагам воспаления: «Театральный проезд, Неглинный и Лубянка пылали белыми и фиолетовыми полосами, брызгали лучами, выли сигналами, клубились пылью» .

Сквозь эту абсурдную суету с налетом безумия, сквозь комическую ситуацию в отдельных фрагментах начинает проглядывать потусторонний мир, вставать образ самого ада, в фантасмагорическую реальность вторгаться дьявольщина: «На крыше „Рабочей газеты" на экране грудой до самого неба лежали куры и зеленоватые пожарные, дробясь и искрясь, из шлангов поливали их керосином. Затем красные волны ходили по экрану, неживой дым распухал и мотался клочьями, полз струей, выскакивала огненная надпись: «Сожжение куриных трупов на Ходынке» .

Здесь вообще очень много огня, слишком яркого, полыхающего света, электрического сияния («переливаясь и блестя», «сияющие плакаты», «огненные часы» и т.д.), в котором Город горит как в пламени преисподней.

Звуки, которым наполнено пространство Города, тоже вызывают ассоциации с неким дьявольским шабашем: «мальчишки-газетчики рычали и выли между колес моторов», «„Га-га-га-га", - смеялся цирк», «„А-ап!" - пронзительно кричали клоуны», «„Ах, черт!" - пискнул Персиков» и т.д.

Впоследствии эти приемы, пройдя путь преобразования, будут использованы автором при описании Великого бала у сатаны в романе «Мастер и Маргарита».

По-настоящему нарушить ход московской жизни предстоит следующей фазе катастрофы - нашествию гигантских пресмыкающихся. Под угрозой уничтожения Москва совсем изменит как свой внешний облик, так и образ существования.

В повести «Роковые яйца» развивается тема рока, предчувствие апокалипсиса . Цепочка случайностей приведет к полномасштабной катастрофе. Своеобразным символом этих случайностей станет фамилия одного из ключевых персонажей - Рокк. Непосредственный виновник катастрофы - Рокк - наделен чертами представителя нечистой силы. Памятуя об имени этого персонажа, можно сказать, что злой рок сближается у Булгакова с мелким бесом.

Мистическая аура сопутствует описанию не только состояния персонажей, но и всего художественного пространства. Обратимся к той главе повести, в которой происходит одно из ключевых для развития сюжета событий, обусловивших катастрофу, - передача Персиковым Рокку камеры для экспериментов. Это происходит во второй части седьмой главы. Именно здесь звучат знаменитые реплики: «Рокк пришел» и «Рокк с бумагой? Редкое сочетание» .

Здесь, в этой главе, кабинет Персикова становится подобием ни много ни мало, как входа в саму преисподнюю. Из-за опытов с лучом в помещении становится жарко, темно и нечисто: «чуть-чуть подогревая и без того душный и нечистый воздух в кабинете, тихо лежал красный сноп луча» . Сам луч напрямую сопрягается с адским видением и начинает восприниматься как некий подарок сатаны: «камеры, в которых, как в аду, мерцал малиновый, разбухший в стеклах луч» . Принявший сатанинский дар Персиков тоже приобретает некоторые демонические черты: «И сам Персиков в полутьме у острой иглы луча, выпадавшего из рефлектора, был достаточно странен и величественен в винтовом кресле» . Это короткое описание позволяет соотнести образ Персикова

не только с фигурой Преображенского из повести «Собачье сердце», но отчасти и с образом Воланда из романа «Мастер и Маргарита».

Название возглавляемого Рокком совхоза - «Красный луч» - играет ту же роль, соотнося происходящее не только с коммунистической символикой, но и с символикой, обозначающей ад и преисподнюю.

Встреча Персикова с Рокком, которая заканчивается передачей Рокку камеры с лучом, представляет собой интересное драматическое событие. Оба персонажа в чем-то уподоблены нечисти, и тот, и другой образ строится с помощью приемов, к которым Булгаков неоднократно прибегал, рисуя приспешников дьявола разного калибра. Но что интересно: два, условно говоря, демона не симпатизируют друг другу. При встрече они по-своему пугаются друг друга, как-то неприятно удивляются один другому. Профессор даже выказывает Рокку свое презрительное отношение. Персиков и Рокк не являются единомышленниками и не действуют согласованно и заодно, как, например, персонажи из свиты Воланда. Однако результат их действий таков, как будто он именно нечистой силой и подстроен. Недаром описание деятельности и того, и другого Булгаков сопровождает ремаркой «на горе республике»: «Не бездарная посредственность, на горе республике, сидела у микроскопа. Нет, сидел профессор Персиков!» ; «На горе республике, кипучий мозг Александра Семеновича не потух, в Москве Рокк столкнулся с изобретением Персикова, и в номерах на Тверской «Красный Париж» родилась у Алксандра Семеновича идея, как при помощи луча Персикова возродить в течение месяца кур в республике» .

Напомним: ни Рокк, ни профессор Персиков не имели каких-либо дурных, злых намерений. Никто из них не собирался использовать луч для достижения власти, богатства или иных корыстных целей. Следовательно, можно сказать, что они являются приспешниками сатаны, сами того не осознавая. Они инструмент некой злой воли, несут на себе соответствующие внешние признаки, однако сами не отдают себе в этом отчета. Каждый из них замечает эти признаки в своем собеседнике, но не осознает, что и сам тоже является их носителем. Это свойство отчасти потом перейдет главным персонажам повести «Собачье сердце».

Трагическим событиям, описание которых начинается с главы «История в совхозе», предшествует своего рода символический художественный жест: Булгаков как будто выключает свет и звук. Постепенно. Сначала наступают полумрак, полночь: «Поздним вечером, уже ближе к полуночи, Панкрат, сидя босиком в скупо освещенном вестибюле...», а затем пространство повести окутывают полная тишина и темень: «Из кабинета ученого не слышно было ни звука. Да и света в нем не было. Не было полоски перед дверью» .

Итак, развитие действия подходит к кульминации - нашествию гигантских пресмыкающихся. На этом этапе сюжет повести начинает отчетливо строиться по законам жанра, который в рамках современной массовой культуры имеет название «триллер». Его происхождение восходит, как известно, к классическому готическому роману. Необходимыми составляющими произведений этого типа являются такой прием, как саспенс, - нагнетание тревожного ожидания. Всеобщее смятение, подавленность, охватившее всех вроде бы беспричинное беспокойство, дурные предчувствия, замирающие в конечном счете в безмолвном мраке,

из которого вот-вот должны показаться очертания чего-то страшного и неожиданного, как раз и создают это тревожное ожидание.

Заключительная сцена восьмой главы напомнит современному читателю наиболее мрачные эпизоды самых популярных фильмов ужасов. Прежде всего «Парк Юрского периода» и «Челюсти»: «Змея приблизительно в пятнадцать аршин и толщиной в человека, как пружина, выскочила из лопухов... Змея махнула мимо заведующего совхозом прямо туда, где была белая кофточка на дороге. Рокк видел совершенно отчетливо: Маня стала желто-белой, и ее длинные волосы, как проволочные, поднялись на пол-аршина над головой. Змея на глазах Рокка, раскрыв на мгновение пасть, из которой вынырнуло что-то похожее на вилку, ухватила зубами Маню, оседающую в пыль, за плечо, так что вздернула ее на аршин над землей. Тогда Маня повторила режущий предсмертный крик. Змея извернулась пятисаженным винтом, хвост ее взмел смерч, и стала Маню давить. Та больше не издала ни одного звука, и только Рокк слышал, как лопались ее кости. Высоко над землей взметнулась голова Мани, нежно прижавшись к змеиной щеке. Изо рта у Мани плеснуло кровью, выскочила сломанная рука, и из-под ногтей брызнули фонтанчики крови. Затем змея, вывихнув челюсти, раскрыла пасть и разом надела свою голову на голову Мани и стала налезать на нее, как перчатка на палец» . Далее следует реминисценция из гоголевского «Вия»: «От змеи во все стороны било такое жаркое дыхание, что оно коснулось лица Рокка, а хвост чуть не смел его с дороги... Вот тут-то Рокк и поседел. Сначала левая и потом правая половина его черной, как сапог, головы покрылась серебром». Заканчивается глава бегством Рокка с места страшных событий: «В смертной тошноте он оторвался наконец от дороги и, ничего и никого не видя, оглашая окрестности диким ревом, бросился бежать...» .

Как справедливо отмечают исследователи, «в творчестве Булгакова уже в начале 20-х годов появляются единицы текста, в числе которых устойчивые слово-образы, ключевые слова, персонажи и событийные ходы, которые по мере развертывания творческой биографии Булгакова приобретают качества повторяемости и вариативности и формируют единую мотивную структуру - булгаковский мета-текст» . Многочисленные автоцитаты, переклички и аналогии способствуют созданию цельного и единого художественного мира. «Сон Короткова в „Дьяволиаде" перекликается со сном Петьки Щеглова из „Белой гвардии"... В „Роковых яйцах" мелькнет знакомая фамилия - Пеструхин, отсылающая к „Дьяволиаде"». Город, подвергающийся внешней стихийной угрозе, это и Москва в «Роковых яйцах» и Киев в «Белой гвардии». Профессор Персиков, проживавший на улице Пречистенка «в квартире из пяти комнат», и его ближайший помощник - приват-доцент Иванов предвосхищают профессора Преображенского и доктора Борменталя из повести «Собачье сердце». Домашнее окружение профессора Преображенского - швейцар в доме, Дарья Петровна и Зина - имеют свои соответствия в повести «Роковые яйца» - экономку Марью Степановну, ходившую «за профессором, как нянька» и сторожа института Панкрата. Фрагмент второй главы повести «Роковые яйца», в котором описывается эксперимент, проводимый профессором Персиковым и его ассистентом над лягушкой, перекликается с фрагментом повести «Собачье сердце». «Роковые яйца»: «Лягушка тяжко

шевельнула головой, и в ее потухающих глазах были явственны слова: „Сволочи вы, вот что..."» . «Собачье сердце»: «У Зины мгновенно стали такие же мерзкие глаза, как у тяпнутого. Она подошла к псу и явно фальшиво погладила его. Тот с тоскою и презрением поглядел на нее. „Что же... вас трое. Возьмете, если захотите. Только стыдно вам..."» .

В ближайшем соседстве с художественным пространством Булгакова находится пространство Гоголя. В повести «Роковые яйца» мостик намечается в первых строчках, когда становится известным имя главного героя повести - Персиков. Вспомним фельетон Булгакова, в котором речь идет том, как заведующие неким ларьком один за другим оказывались на скамье подсудимых. Один из многих заведующих носил фамилию Персик, а сам фельетон назывался «Заколдованное место».

В повести «Роковые яйца» впервые возникает мотив покровительства, оказываемого главному герою неназванным по имени высокопоставленным и влиятельным деятелем: «Профессор может быть спокоен... больше его никто не потревожит, ни в институте, ни дома... меры будут приняты»; «Тут Персиков немного обмяк, потому что лицо, достаточно известное, звонило из Кремля, долго и сочувственно расспрашивало Персикова о его работе и изъявило желание навестить лабораторию» . Этот мотив продолжится в повести «Собачье сердце», где профессор Преображенский прибегнет к защите некоего влиятельного лица по имени Виталий Александрович: «Но только одно условие: кем угодно, что угодно, когда угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличности которой ни Швондер, ни кто-либо иной не мог бы даже подойти к дверям моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня. Чтобы мое имя даже не упоминалось. Кончено» .

Заметим, что как в повести «Роковые яйца», так и в повести «Собачье сердце», оказывающие покровительство лица наделяются чертами всемогущей, а значит, близкой к высшей, силы. Это окончательно оформится в романе «Мастер и Маргарита», где роль покровителя будет играть сам сатана.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) «Роковые яйца» - повесть. Опубликована: Недра, М., 1925, № 6. Вошла в сборники: Булгаков М. Дьяволиада. М.: Недра, 1925 (2-е изд. - 1926); и Булгаков М. Роковые яйца. Рига: Литература, 1928. В сокращенном виде под названием «Луч жизни» повесть Р.я. печаталась: Красная панорама, 1925, №№ 19-22 (в № 22 - под названием «Роковые яйца».

ЛИТЕРАТУРА

Булгаков М.А. Собачье сердце: Повести. - СПБ.: Азбука, 2011. - 256 с.

Галинская И.Л. Этика, Эстетика, Поэтика, Философия произведений М.А. Булгакова / Культурология. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2003. - № 2. - С. 57-84

Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. - М.: Текст, 2004. - 239 с.

История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. Учеб. пособие. - М.: Издательство Моск. ун-та, 2006. - 776 с.

История русской литературы ХХ века (20-90-е годы): Основные имена: Учеб. пособие / Отв. Редактор С.И. Кормилов - М.: Издательство Моск. ун-та, 2008. - 576 с.

Кривонос В.Ш. М.А. Булгаков и Н.В. Гоголь: мотив «Заколдованного места» в «Мастере и Маргарите» / Известия Саратовского университета. - 2012. - № 4. - С. 61-64.

Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века (от А. Белого до Б. Пастернака). - М.: ТЕИС, 2003. - 358 с.

Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия: Персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья. - М.: Эксмо, Алгоритм, Око, 2007. - 831 с.

Чудакова М. О. Булгаков и Гоголь // Русская речь. - 1979. - № 3. - С. 38-48.

Bulgakov M.A. Sobache serdtse: Povesti. - SPB.: Azbuka, 2011. - 256 s.

Galinskaya I.L. Etika, Estetika, Poetika, Filosofiya proizvedeniy M.A. Bulgakova / Kulturo-logiya. - M.: Institut nauchnoy informatsii po obschestvennym naukam RAN, 2003. - № 2. - S. 57-84.

Zerkalov A. Etika Mikhaila Bulgakova. - M.: Tekst, 2004. - 239 s.

Istoriya russkoy literatury ХХ veka (20-50-e gody): Literaturnyy protsess. Ucheb. posobie. - M.: Izdatelstvo Mosk. un-ta, 2006. - 776 s.

Istoriya russkoy literatury ХХ veka (20-90-e gody): Osnovnye imena: Ucheb. posobie / Otv. redaktor S.I. Kormilov. - M.: Izdatelstvo Mosk. un-ta, 2008. - 576 s.

Krivonos V.Sh. M.A. Bulgakov i N.V. Gogol: motiv «Zakoldovannogo mesta» v «Mastere i Mar-garite» // Izvestiya Saratovskogo universiteta. - 2012. - № 4. - S. 61-64.

Skorospelova E.B. Russkaya proza ХХ veka (ot A. Belogo do B. Pasternaka). - M.: TEIS, 2003. - 358 s.

Sokolov B.V. Bulgakov. Entsiklopediya.: Personazhi, prototipy, proizvedeniya, druzya i vragi, semya. - M.: Eksmo i dr., 2007. - 831 s.

ChudakovaM.O. Bulgakov i Gogol // Russkaya rech. - 1979. - № 3 - S. 38-48.

CITY UNDER SIEGE -ANALYSIS OF M. BULGAKOV "S SHORT NOVEL "THE FATAL EGGS"

Department of History of Modern Russian Literature and contemporary literary process Lomonosov Moscow State University Vorobiovy Hills, the 1st humanitarian building, Moscow, Russia, 119991

This article is devoted to analysis of Moscow"s image, created by M. Bulgakov in his short novel "The Fatal Eggs". Time, space and characters depict historical and social realities of Moscow in the 1920s. For ten years Moscow lives two full life cycles, consisting of three main stages: breakdown caused by the events of the revolution and the civil war, post-war reconstruction and rapid flowering. In "The Fatal Eggs" the urban space is localized in two major topographical centers where the main events take place. Mystical aura (evil spirit) fills the description of narration and characters. Bulgakov"s fiction foretells the future and serves as a warning of disaster.

Key words: M. Bulgakov, "The Fatal Eggs", the image of Moscow.

М.А. Булгаков (1891-1940 г.г.). Жизнь и судьба. Сатира писателя. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. К.Паустовский

Андрей Сахаров

Цели урока:

    показать сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова , вызвать интерес к личности и творчеству писателя ;

    раскрыть многоплановость проблематики повестей Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность сатирических произведений, развить умения и навыки анализа прозаического произведении , помочь понять, о чём же предупреждают нас повести Булгакова;

    развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста;

    продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное , излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания, готовить доклад; развивать умение учащихся оформлять основные мысли в конспект .

Задачи урока:

Образовательные:

1.Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.А.Булгакова; познакомить с особенностями судьбы Булгакова-писателя и человека, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с авторскими приемами создания сатирических произведений; совершенствовать навык поиска информации о жизни и творчестве писателя; совершенствовать навык монологической речи.

2. Познакомить с повестями «Собачье сердце» и «Роковые яйца», понять смысл произведений, помочь разобраться в том, о чём же предупреждают нас повести Булгакова, оценить злободневность произведений; доказать, что сатирические произведения писателя современны и актуальны.

3. В процессе работы над произведениями развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста, продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания; совершенствовать умения анализа литературного произведения

Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к народному наследию, содействовать формированию патриотических чувств, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Образовательные ресурсы: Литературный диктант , лекционный материал, слайд-фильмы о жизни и творчестве М.А. Булгакова, повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», задания для групповой работы. Видеофильм В.В. Бортк О «Собачье сердце».

I.

1 этап

1 . Организационный момент.

II. Актуализация знаний .

Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества русского писателя, драматурга, театрального режиссёра I пол. 20 века. Автора повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто (Либретто- словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения),

познакомимся с его непростой и трагической судьбой).

Прежде чем мы начнем говорить о нем, вначале посмотрим слайд-фильм, а затем продолжим разговор. (№1Просмотр слайд - фильма о писателе с00.00 – 0.40)

Целеполагание.

Итак… какие ассоциации возникли у вас после увиденного? О ком пойдет речь? Посмотрите на доску. Вы видите портрет писателя. Внизу стоит дата -1935 год. Это практически его последние годы жизни. Через пять лет писателя не станет… Ему было всего 49 лет. (см. эпиграф), + (Кл. доска)

Итак, речь пойдет о М.А.Булгакове.

1. А сейчас знакомство с творчеством и жизненным путем М.А. Булгакова (№2Слайд-фильм «Биография писателя» до.030; до 1.03; до 1.36; до 2.09); учебник, стр.118

- Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.

(Известные произведения Булгакова : « Мастер и Маргарита », « %A%D%BE%D%B%D%B%D%87%D%C%D%B_%D%81%D%B%D%80%D%B%D%86%D%B », « %97%D%B%D%BF%D%B%D%81%D%BA%D%B_%D%E%D%BD%D%BE%D%B%D%BE_%D%B%D%80%D%B%D%87%D%B », « %A%D%B%D%B%D%82%D%80%D%B%D%BB%D%C%D%BD%D%B%D%B_%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %91%D%B%D%BB%D%B%D%F_%D%B%D%B%D%B%D%80%D%B%D%B%D%F_%28%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %98%D%B%D%B%D%BD_%D%92%D%B%D%81%D%B%D%BB%D%C%D%B%D%B%D%B%D%87_%28%D%BF%D%C%D%B%D%81%D%B », «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада»).

Рассказ (дополнение) учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии…. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.

- До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

- В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург

В 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий.

Его не печатали , пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе.

Особые отношения были у него со Сталиным. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния – подразделение %D%D%B%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%B_%D%BA%D%BE%D%BC%D%B%D%81%D%81%D%B%D%80%D%B%D%B%D%82_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A , %C%D%B%D%BD%D%B%D%81%D%82%D%B%D%80%D%81%D%82%D%B%D%BE_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A" осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930-1956 годах. ). И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза , унаследованного от отца). (№3см. фильм с 00.51).

Ограбленный до нитки, отлуч Е нный от читателей и зрителей, «запечатанный» в своей квартире казенными печатями, смертельно больной, знавший, что его дни сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял чувства юмора и остроты языка. Значит, не терял свободы.

Таким был М. А. Булгаков . Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.

Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение (читает ученик):

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

И на твоей безмолвной тризне…

2. Блиц-опрос

«Жизнь и творчество М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А. Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

III. этап Аналитическая беседа .

2. Сатира писателя

Учитель: Сегодня в центре нашего внимания сатирические произведения писателя.

Вопрос: Давайте вспомним теорию литературы: что такое сатира и ее виды.

Сатира – вид комического.

Предмет изображения – пороки.

Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры:

    Юмор - добрый смех.

    Ирония – насмешка.

    Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Средства сатиры:

    Гиперболизм - преувеличение

    Гротескность – соединение фантастического и реального

    Контраст – противопоставление

Сатирические же повести М.А. Булгакова, написанные в 1925 г ., прозвучали очень своевременно, стали отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами.

Вопрос: Что же волновало самого писателя? Вот в этом мы и будем разбираться.

Учитель: Повести сатирические и поэтому мы сегодня будем говорить о чем ? сатирическом мастерстве писателя – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина).

- Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях? (Извечная борьба добра и зла , нравственности и аморальности , свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

- Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими )

- В чем особенность творческой манеры писателя Булгакова? (В его произведениях – сочетание реального и фантастического , чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.
(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент . Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична . Люди превращены в серую, однородную, безликую массу . Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения .)

Так о каких произведениях сегодня пойдет речь? ( «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925).
В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны.

До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада»(1923), «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925) завершают цикл сатирических произведений автора.

Учитель: Мы уже не раз убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.

Вопрос: Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы? ( Октябрьскую революцию 1917 года ) . ( Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в 0 1 0 1 0 1 0 0 - Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция , иные названия: «октябрьский переворот» %E%D%BA%D%82%D%F%D%B%D%80%D%C%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%80%D%B%D%B%D%BE%D%BB%D%E%D%86%D%B%D%F" ] , «Октябрьское восстание», «большевистский переворот» ) - одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейший ход %92%D%81%D%B%D%BC%D%B%D%80%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%81%D%82%D%BE%D%80%D%B%D% , литературы и искусства.

Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.

Ведь М.А.Булгаков был не первый, кто обратился к теме революционных преобразований в стране .

А.Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Фадеев, Е. Замятин – вот лишь некоторые имена писателей, кто пытался осмыслить происходившее каждый по-своему. Интонации были разными: и восторженными, и осторожными, и прославляющими, и пессимистическими…

IV. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Я не мог расстаться с мыслью о том, что я причастен к

неправедным и страшным делам. У меня было ужасное чувство бессилия.

Андрей Сахаров

Вопрос: Как вы думаете, почему эти слова академика Сахарова взяты в качестве эпиграфа к уроку о повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца»?

(Андре́й Дми́триевич Са́харов - %A%D%A%D%A%D%A %A%D%B%D%B%D%B%D -теоретик, академик %90%D%D_%D%A%D%A%D%A%D%A , был один из создателей первой советской %92%D%BE%D%B%D%BE%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%BE%D%BC%D%B%D%B . Лауреат %D%D%BE%D%B%D%B%D%BB%D%B%D%B%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%BF%D%80%D%B%D%BC%D%B%D%F_%D%BC%D%B%D%80%D%B ). Открытие оружия массового уничтожения заставило его так же, как и булгаковского профессора Преображенского, задуматься об ответственности ученого и науки в целом перед обществом, перед историей.

20 век – время всевозможных революций, век мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и образе мыслей миллиардов людей. Поиск правды, поиск истины стал основополагающим поиском для лучших представителей интеллигенции.

В «Записках на манжетах» М.А. Булгаков с горькой иронией скажет: «Только через страдания приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.»

Находясь в центре стремительного круговорота событий, людей и мнений, Булгаков себе и своим читателям задает вечный вопрос евангельского Понтия Пилата : «Что есть истина?»

Уже в 20-е годы, трудные годы 20 века, писатель пытался ответить на этот вопрос своими сатирическими произведениями, поднимая в них следующие проблемы :

1.Беспощадное осуждение «чистой» науки ее жрецов.

2.Проблема личной ответственности человека культуры перед жизнью.

3.Проблема человеческого самоуправления.

Попробуем проследить, как раскрываются писателем эти проблемы.

А сначала давайте вспомним содержание сатирических произведений («Собачье сердце» и «Роковые яйца»)

Литературная викторина.

Повесть «Собачье сердце»

2.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

3.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

4.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

5.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

6. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

Повесть «Роковые яйца»

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

5. Каковы были последствия неожиданного мороза?

1. Сатирическое осуждение «чистой» науки и ее жрецов, вообразивших себя творцами новой жизни.

Учитель:

Повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» - о профессорах старой школы, гениальных ученых, сделавших в новую, не совсем понятную им эпоху гениальные открытия. Оба они пришли в булгаковскую прозу с Пречистенки (ныне улица Кропоткинская в Москве). Булгаков этот район хорошо знал и любил его обитателей. Поэтому, наверное, он считал своим долгом «изображение интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

Вопрос: Почему же классические интеллигенты с Пречистенки стали вдруг объектом сатиры? ( А потому, что сатира Булгакова – это сатира умная и зрячая. Писатель видел, что талант ученого, безукоризненная честность в сочетании с одиночеством могут привести к последствиям трагическим и неожиданным. Так происходит с милым сердцу Булгакова профессором Персиковым, почти то же самое случается с профессором Преображенским).

Вопрос: Какие открытия им удалось сделать?

Итак, «Роковые яйца» (См. Презентацию «Роковые яйца»)1-4 кадр.

1 . Выступление учащегося с индивидуальным з аданием «Научное открытие профессора Владимира Ипатьевича Персикова» 5 кадр.

« В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полоску и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче. В нем шло бешеное, другого слова и не подобрать, размножение. Ломая и опрокидывая все законы… они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. …В красной полоске, а потом во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны».

Таково гениальное открытие профессора Персикова , которое принесло бы ему славу, мировую известность, которое, очевидно, можно было бы как-то использовать в народном хозяйстве. Об этом профессор не подумал, потому что должен был произвести серию опытов и экспериментов.

Учитель: А теперь повесть «Собачье сердце». С этой повестью вы познакомились еще в 9 классе. Повесть была экранизирована в 1988 году ( 1987г. напечатана ). Режиссер фильма Влади́мир Влади́мирович Бортко́ ) - российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Экранизация повести принесла режиссеру признание мировой кинообщественности - фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже (Италия).

2. Выступление учащегося с индивидуальным заданием « Уникальная операция профессора Преображенского в его опыте по пересадке гипофиза».

( Гипо́физ - мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию )».

Филипп Филиппович Преображенский (60 лет) – светило в медицине. Он производит уникальный опыт по пересадке гипофиза умершего человека (Клим Чугункин) бездомному псу Шарику. Эта операция проведена профессором 22 декабря , а 2 января , записанного в дневнике доктора Борментал, встал с постели этот очеловечевшийся пес, который «… уверенно держался полчаса на задних лапах». И в тот же день, по свидетельству ассистента профессора доктора Борменталя: « В моем и Зины присутствии пес (если псом, конечно, можно назвать) обругал профессора Преображенского по матери».

Эта операция профессора – поистине научное открытие: «Вид у него странен. Шерсть осталась только на голове, на подбородке и на груди. В остальном он лыс, с дряблой кожей. В области половых органов – формирующийся мужчина. Череп увеличен значительно. Лоб скошен и низок».

Учитель: Казалось бы, научные открытия Персикова и Преображенского должны были потрясти мировую научную общественность и принести определенную пользу человечеству. Что же происходит в действительности?

- Какова же с удьба « красного луча», открытого профессором Персиковым?

К профессору явился некто Александр Семенович Рокк «с казенной бумагой из Кремля», удивительно напоминающий Полиграфа Полиграфовича Шарикова: «Маленькие глазки смотрели на весь мир изумленно и в то же время уверенно, что-то развязное было в коротких ногах с плоскими ступнями». 6 кадр.

Великое открытие талантливого ученого привело к катастрофе.

Люди вылетали из дверей, завывая:

Бей его! Убивай!..

Мирового злодея!

Ты распустил гадов!

Низкий человек, на обезъянних кривых ногах, в разорванном пиджаке, в разорванной манишке , сбившейся в сторону, опережая других, дорвался до Персикова и страшным ударом палки раскроил ему голову».

Человек, удивительно похожий на Шарикова, убивает гениального ученого. 8-9 кадр.

Вывод: Так и А.Д. Сахаров увидел последствия своего изобретения, после того как предложил применять электрический заряд в плазме, помещенной в магнитное поле, для получения управляемой термоядерной реакции. Неизвестно, в чьи руки попадет научное открытие, в каких целях его будут использовать. Так, вытекая из первой, звучит вторая тема сатирической дилогии М.А.Булгакова.

2. Тема личной ответственности человека науки, культуры перед жизнью, перед историей.

- А что же случилось с действительным Шариковым?

Пес Шарик был по-своему, по-собачьи умен, наблюдателен и даже не чужд сатирического дара. Жизнь, которую он видел из подворотни, действительно была метко им схвачена. Он умел выделить в ней типичные подробности.

И вот Шарик превращается в Шарикова.

    Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры : кто был ничем, тот станет всем. Использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.

    Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?

Дом превращается в АД . Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.

Появление Шарикова в доме профессора – это кошмар… (№6 слайд-фильм «Кто убил кошку мадам Полосухиной…).

Учитель: Когда наступил «Звездный час» Шарикова?

оступление на службу. «Вчера котов душили, душили» - преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения . Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присущи ненависть, злоба . Он действительно опасен ( №7 . См . слайд- фильм Бенефис Шарикова… ); … Котов душили, душили;+ 2мин.37.

Учитель : Профессор Преображенский, задумавший улучшить природу, взял на себя смелость соревноваться с жизнью, сотворив доносчика, алкоголика и демагога, который ему же сел на шею. Профессор понял своюошибку.

Вывод: Так человек, пусть даже гениальный, вторгшийся в законы природы, возомнивший себя Творцом, терпит фиаско.

В романе «Мастер и Маргарита», с которым мы познакомимся позже, Воланд задает вопрос двум московским литераторам Берлиозу и Ивану Бездомному, утверждающими, что Бога нет: « Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» На что Иванушка отвечает: Сам человек и управляет!»

Так ставится Булгаковым реальнейшая и острейшая в 20 веке проблема.

3. Проблема человеческого самоуправления

Это 3-я важнейшая тема повести «Собачье сердце».

20 век стал временем разрушения, распада прежнего тысячелетнего порядка человеческой жизни. Это время разрушения прежних человеческих связей, прежних способов управления человеческим поведением. Старый тип управления держался на почитании христианских заповедей, на авторитете царя, сословной морали. Теперь ведущей идеей эпохи стали слова: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».

Вот откуда появилась блоковская свобода «без креста». Освободившись от прежней зависимости, человек попал в более тяжкое подчинение своему утробному, шкурному, эгоистическому интересу. Булгаков приводит нас к выводу : там, где естественный ход жизни подстегивается невежеством, корыстью, там ничего хорошего ждать не приходится.

Вопрос : Можно ли доверить управление жизнью Шариковым, Швондерам, Рокку?

Умный профессор Преображенский это понял (№8 См . слайд- фильм); 35.32-37.17.

А вот Швондеры, Шариковы, Рокки этой истины никогда не поймут.

Шариковы плодятся быстро, и с ними (в отличие от голых гадов) бороться никто не собирается. Профессор Преображенский говорит об этом (№9 . См . слайд- фильм Швондер и есть самый главный дурак… ); 38.18 – 38.51.

Интересен разговор профессора Преображенского о разрухе (№10 . См . слайд- фильм … Разруха…гл.3)+

Булгаков не раз называет опыт профессора Преображенского «преступлением». Так, автор, развивая тему Достоевского «Преступление и наказание» не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным, и приводит героя к знаменитому выводу: (№11 . См . слайд- фильм … На преступление не идите никогда…). 37.50-38.17

Эта мысль будет главной и в «Мастере и Маргарите».

Заключение. Пожалуй, более преступление – под видом революционного обновления совершать насилие над всем ходом истории, над судьбами людей. Профессор Преображенский говорит о таких экспериментах : « Они напрасно думают, что террор им поможет. Террор совершенно парализует нервную систему».

Не правда ли, смелая повесть! Но она не была напечатана при жизни автора. На лицо террор над литературой, культурой, Прав был Булгаков: террор над культурой привел к параличу, застою и гибели.

Вывод:

Во все времена сатира служила идеям гуманизма, просвещения и идеалам прекрасного, к которым призывали авторы сатирических трудов, вскрывая различными средствами юмора изнаночную сторону реальности и призывая к добродетели нравственности, духовности, образованности, интеллектуального развития.

Писатели – классики 19 века, в лице А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (поэма «Мертвые души») А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А Крылова в баснях , а особенно « кусательная» сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина , выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам с помощью сатиры, ведь сатира – это тонкая грань юмористического и комического, которая дерзко обнажает суть в доступной и понятной форме, клеймя общественные пороки, дает надежду и поднимает дух даже в самые горькие моменты жизни именно потому, что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной, в невообразимо цепкую и вдохновляющую шутку.

К таковым по праву можно отнести сатирические произведения М.А. Булгакова, о которых мы сегодня говорили на уроке.

7.Рефлексия.

Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого, не заморочена догмами или предвзятостью и подкреплена ответственностью свидетеля и летописца великих и трагических событий в жизни родины. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства...

В.Я. Лакшин

Ресурсный материал к уроку

Литературная викторина по повести «Роковые яйца»

1. Какая фамилия у главного героя?

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

2. Какое научное открытие делает профессор Персиков?

а)Он открывает «луч жизни», под воздействием которого бактерии начинают бешено размножаться

б)Он находит противоядие от рака

в)Ему удалось клонировать овцу

3. Чем отличаются особи, появившиеся при помощи «луча жизни»?

а)Они гораздо медленнее стареют

б)У них повышается выносливость

в)Они становятся невероятно агрессивны и с остервенением уничтожают более слабых сородичей

4. Что тем временем происходит в СССР?

а)Начинается повальная «куриная болезнь», и все куры на территории СССР умирают

б)На зерновых культурах поселяется какой-то грибок, и злаки начинают гибнуть в огромных количествах

в)Крупный рогатый скот начинает умирать от неизвестной болезни

5. Что происходит после того, как профессор Персиков и Рокк выписывают из-за границы яйца?

а)Рокк с помощью луча и выписанных из-за границы куриных яиц восстанавливает поголовье домашней птицы

б)Яйца змей и куриные яйца путаются при доставке, и Рокк получает змеиные яйца

в)Яйца, выписанные Рокком, разбиваются

6. Что происходит после того, как Рокк помещает яйца рептилий в камеры?

а)Все камеры одновременно выходят из строя

б)Птицы и лягушки снимаются с места, а собаки воют, предчувствуя беду

в)Хорошенько рассмотрев их, Рокк понимает, что это не куриные яйца

7. Что происходит после того, как рептилии вылупляются из яиц?

а)Помещение, в котором они находятся, удается изолировать, а самих рептилий - перебить

б)В стране начинается страшный хаос, и полчища пресмыкающихся приближаются к Москве

в)Вылупившихся чудовищ начинает косить неизвестная болезнь

8. Что случилось в ночь с 19 на 20 августа?

а)Полчища монстров напали на Москву

б)Неожиданно ударил восемнадцатиградусный мороз

в)Москву удалось отбить у чудовищных рептилий

9. Каковы были последствия неожиданного мороза?

а)Мороз уничтожил всех рептилий и их зародышей в яйцах

б)Он погрузил монстров в анабиоз

в)Он ослабил животных, и люди частью вывезли их из страны, частью истребили

10. Что происходит с технологией получения волшебного луча после катастрофы?

а)Ее продают за границу за огромные деньги

б)Луч больше никому получить не удается

в)Луч начинают использовать в военных целях

Ответы:1-в; 2-а; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б; 9-а; 10-б.

Литературный диктант. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Повесть «Собачье сердце»

I. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А.Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

    Где учился? (Александровская гимназия, медицинский факультет Киевского университета).

    Самые известные произведения писателя (« Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Бег», Белая гвардия».)

    Какую роль в жизни играли женщины? (Вдохновляли, помогали в жизненных трудностях, служили его идеалом).

    Где и когда умер Булгаков? (10.03.1940)

II. Повесть «Собачье сердце»

1.В каком году была написана повесть? (1925). Напечатана? (1987)

2.Вспомните строки любимого романса профессора Преображенского.

(«От Севильи до Гренады…», «К берегам священным Нила…»)

3.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

4.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

5.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

6.Сколько лет профессору Преображенскому? (60)

7.Сколько денег украл Шариков у профессора? (2 червонца)

8.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

9. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

10. На что, по мнению Шарикова, пойдут убитые им коты? («На пОльты»).

РЕФЕРАТ

«ЭКСПЕРИМЕНТ В ПОВЕСТЯХ М.А.БУЛГАКОВА «РОКОВЫЕ ЯЙЦА» И «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2

1.Быт и время создания повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце»……. 3

2.Эксперимент профессора Персикова в повести «Роковые яйца»…………. 5

3.Эксперимент профессора Преображенского и его последствия в повести «Собачье сердце»………………………………………………………………. 8

4.Уроки, извлеченные из анализа произведений «Роковые яйца» и «Собачье сердце»………………………………………………………………………….. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 13

Список использованных источников…………………………………………. 14

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художест­венной культуры двадцатого века. Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема научного эксперимента, которая поднима­ется в социально-философских повестях сатирической фантастики "Роковые яйца" и "Собачье сердце", в которых много общего.

Данная тема актуальна и сегодня, потому что булгаковская сатирическая фантастика предуп­реждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении чело­века изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед на­сильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об от­ветственности ученого и страшной, разрушительной силе самодо­вольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утра­тили своего значения и теперь.

Задачами данного реферата являются проанализировать сюжеты в повестях М.А.Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце», место и влияние научных экспериментов главных их персонажей на развитие сюжетов в повестях, а также сделать выводы, о чем в своих произведениях писатель предупреждал своих современников, и целью данного реферата узнать, какое влияние он оказывает на нашу современную жизнь.

В данной работе использовались материалы критических статей литературоведов творчества писателя М.А.Булгаков советского и современного периодов, а также самостоятельные выводы по данной теме.

Новизна моей работы заключается в доказательстве значимости, актуальности и «живучести» литературного наследия М.А.Булгакова сегодня, об угрозе всякого бездумного эксперимента, который входит в противоречие человеческой натуре и его нравственности.

1. Быт и время создания повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

Повесть «Роковые яйца» была написана в 1924 году, а опубликована в 1925 году, вначале в сокращенном виде в журнале «Красная панорама» №19-22, 24, причем в № 19-21 она носила название «Луч жизни» и только в № 22,24 приобрела известное теперь всем название «Роковые яйца». В том же году повесть была опубликована а альманахе «Недра», в шестом выпуске, и вошла в сборник Булгакова «Дьяволиада», вышедшими двумя изданиями в 1925 и 1926 годах, причем издание сборника 1926 года стало последней прижизненной книгой Булгакова на родине.

Повесть «Собачье сердце» , написанную в 1925 году автор так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. "Собачье сердце" - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и растоптана лже-критиками от "советской литературы", т.к. вышла в свет лишь в 1987 году в журнале «Знамя».

Действие «Роковых яиц» приурочено к 1928 году, реалии советского быта первых пореволюционных годов узнаются в повести без труда. Самым выразительным в этом отношении становится указание на пресловутый «квартирный вопрос», который якобы был решен в 1926 году: «Подобно тому, как амфибии оживают после долгой засухи, при первом обильном дожде, ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила, начав с угла Газетного переулка и Тверской, в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый на 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919-1925».

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная мос­ковская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховом (Чистом) переулке он поселился, здесь написаны "Роковые яйца" и "Собачье сердце". Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отра­зился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллиген­ции, который в окружении Булгакова назывался "Пречистинкой".

Булгаков считал своим долгом "упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране". Он уважитель­но-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.

С 1921 года М.А. Булгаков жил в Москве, которая, как и вся страна, переходила к эпохе НЭПА – парадоксальной, острой, противоречивой. Суровая пора военного коммунизма уходила в прошлое. Эпоха бурлила. Перо Булгакова спешило запечатлеть быстро текущую невероятную, неповторимую действительность. Оно откликалось сатирическими штрихами в очерках и фельетон, целыми фантастическо-сатирическими произведениями, такими, как «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

2. Эксперимент профессора Персикова в повести «Роковые яйца».

Апокалиптическими мотивами проникнута сатирическая повесть Булгакова – «Роковые яйца», - работа на которой, как и над «Дьяволиадой», велась во время написания «Белой гвардии».

Сюжетная канва повести «Роковые яйца» очень проста и перекликается с сюжетами многих научно-фантастических романов Г.Уэллса (о чем в повести есть прямые указания). Она поражает смелостью авторской фантазии и обилием весьма рискованных частных заявлений и сатирических выпадов.

В центре повести стоит традиционный образ чудака-ученого, теоретика, всецело погруженного в свои научные исследования, далекого от реальной действительности и не понимающего ее. Профессору Владимиру Игнатьевичу Персиковому было 58 лет, «голова замечательная, толкачом, лысая, с пучком желтоватых волос, торчащими по бокам».

Вторым по значению образом в система персонажей повести становится образ А.С.Рокка. Сам внешний облик Рокка подан в повести как олицетворение эпохи военного коммунизма, времени абсолютно чуждого и враждебного Булгаковому и олицетворяющему для него сущность пролетарской революции: «Он был страшно старомоден. В 1919 году этот человек был бы совершенно уместен на улицах столицы, он был бы терпим в 1924 году, в начале его, но в 1928 году он был странен. В то время как наиболее даже отставшая часть пролетариата – пекаря – ходили в пиджаках, когда в Москве редкостью был редкостью френч – старомодный костюм, оставленный окончательно в конце 1924 года, на вошедшем была кожаная двубортная куртка, зеленые штаны, на ногах обмотки и штиблеты, а на боку огромный старой конструкции пистолет маузер в желтой битой кобуре». Любопытно, что, по словам повествователя, этот человек был бы терпим именно в начале 1924 года. Думаю, что мы имеем недвусмысленное указание Булгакова на время смерти Ленина, и, следовательно, Рокк олицетворяет здесь ленинскую эпоху, ушедшую, как кажется автору, в безвозвратное прошлое.

Главное в повести событие – открытие ученого Персикова. Внешне и это событие не более чем шутка художника. Настраивая для работы микроскоп, Персиков случайно обнаружил, что при движении зеркала и объектива возникает какой –то красный луч, который как вскоре выясняется, оказывает удивительное воздействие на живые организмы: они становятся невероятно активными, злыми, бурно размножаются и вырастают до огромных размеров. Но гениальное изобретение Персикова в условиях большевистской России приводит к неразберихе и чертовщине, которая ассоциируется с концом света.

Началось все с бытового недоразумения. «Вечная кутерьма, вечное безобразие, «какое-то неописуемое безобразие», в результате которого перепутали адреса с яйцами: профессору вместо змеиных грудами везли «эти куриные яйца», а Рокку вместо груды куриных привезли только три ящика яиц.

События развиваются стремительно. Когда Персиков догадался об ужасной ошибке, было уже поздно: в районе Смоленска творилось «что-то чудовищное». Рокк вместо кур вывел змей, а они дали такую же самую феноменальную кладку, как лягушки». Змеи двинулись на Москву. Ничто не могло их остановить. Гибель грозила всему государству. Притихла Москва, а затем началась безумная паника, пожары, мародерство. В результате учиненного разъяренной, неуправляемой толпой погрома сгорает Институт, занимающийся лабораторным выведением «новой жизни», разбита камера, породившая злополучный красный луч, убит и растерзан толпой сам экспериментатор – профессор Персиков, а вместе с ним Панкрат и прислуга Марья Степановна. И только традиционный русский мороз, разразившийся чудесным образом «в ночь с 19-го на 20-е августа 1928 года» («морозный бог на машине» - иронизирует Булгаков в названии ХII главы повести), спасает Россию от катастрофы ужасного масштаба. Гигантские пресмыкающиеся, подобно древним динозаврам мезозойской эры, вымерзли на подходе к Москве. «Были мертвы» бесчисленные змеиные, крокодильи и страусовые яйца, покрывавшие «леса, поля, необозримые болота» Советской России.

В сюжете «Роковых яиц» множество самых невероятных событий и случайных стечений обстоятельств. Это и невесть откуда взявшийся куриный мор, и нечаянное открытие Персикова, и путаница с яйцами, и восемнадцати градусный мороз в августе, и то, что ни куриная чума, ни нашествие гадов не распространились почему-то за пределы страны, и многое другое. Автор словно специально нагнетает такие случайности, не заботясь о том, чтобы они были сколько-нибудь правдоподобны. Но за аллегорическими образами и картинами нетрудно рассмотреть события реальные или по крайней мере вполне возможные.

Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»

К середине 20-х годов, после опубликования повестей «Записки на манжетах», «Дьяволиада», романа «Белая гвардия, писатель уже сложился как блестящий художник слова с остро-отточенным сатирическим пером. К созданию повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» он, таким образом, подходит с богатым литературным багажом. Смело можно утверждать, что выход в свет эти повестей свидетельствовал о том, что Булгаков успешно работал в жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новым явлением в литературе. Это была фантастика, не оторванная от жизни, в ней сочетался строгий реализм с фантазией ученого. Сама сатира, ставшая постоянной спутницей Булгакова-художника, в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» приобрела глубокий и социально-философский смысл.

Обращает на себя внимание характерный для Булгакова прием задавать вопросы самому себе. В этом плане автор «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» - один из самых «вопрошающих» русских писателей первой половины 20 столетия. Поисками ответов на вопросы о сущности правды, истины, о смысле человеческого существования по существу пронизаны почти все произведения Булгакова.

Писатель поставил острейшие проблемы своего времени, отчасти не потерявшие актуальности и в наши дни. Они наполнены раздумьями художника-гуманиста о законах природы, о биологической и социальной природе человека как личности.

«Роковые яйца» и «Собачье сердце» - это своеобразные повести-предупреждения, автор которых предостерегает об опасности любого научного эксперимента, связанного насильственной попыткой изменить человеческую природу, ее биологический облик.

Главные действующие лица «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» - талантливые представители научной интеллигенции, ученые-изобретатели, попытавшиеся своими научными открытиями проникнуть в «святая святых» физиологии человека. По-разному складываются судьбы профессоров Персикова, героя «Роковых яиц» и Преображенского, героя «Собачьего сердца». Неадекватна их реакция на результаты опытов, в ходе которых они сталкиваются с представителями различных социальных слоев. В то же время между ними и много общего. Прежде всего, они – честные ученые, приносящие свои силы на алтарь науки.

Булгаков был одним из первых писателей, кто смог правдиво показать, как недопустимо использовать новейшие достижения науки для порабощения человеческого духа. Эта мысль красной нитью проходит в «Роковых яйцах», где автор предупреждает современников о страшном эксперименте.

Тему ответственности ученого перед жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Автор предупреждает – нельзя давать власть неграмотным шариковым, которые могут привести ее к полной деградации.

Для реализации замысла в обеих повестях Булгаковым был избран научно-фантастический сюжет, где важная роль отведена изобретателям. По своему пафосу повести являются сатирическими, но в то же время носят и открыто обличительный характер. На смену юмору пришла хлесткая сатира.

В повести «Собачье сердце» отвратительное создание человеческого гения во что бы то ни стало пытается выбиться в люди. Злобному существу непонятно, что для этого необходимо проделать длительный путь духовного развития. Свою никчемность, безграмотность и неприспособленность Шариков пытается компенсировать естественными приемами. В частности, он обновляет свой гардероб, надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но во всем остальном его костюм грязен, безвкусен. Весь внешний облик одежда не способна изменить. Дело не в его внешнем облике, в самой внутренней сущности. Он – человек с собачьим нраовм и животными повадками.

В доме профессора он чувствует себя хозяином жизни. Возникает неизбежный конфликт со всеми обитателями квартиры. Жизнь становится сущим адом.

В советское время многие чиновники, обласканные властью вышестоящих, полагали, что «на все имеют свое законное право».

Таким образом, созданное профессором человекообразное существо не только приживается при новой власти, но совершает головокружительный прыжок: из дворовой собаки превращается в санитара по очистке города от бродячих животных.

Анализ повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» дает нам основание оценивать их скорее не как пародию на общество будущего в России, а как своеобразное предупреждение того, что может случиться при дальнейшем развитии тоталитарного режима, при безрассудном развитии технического прогресса, не опирающегося на нравственные ценности.