Вакхический поход: покорение Индии Дионисом. Художник Тициан

Бахус и Ариадна

Любимое место отдыха Бахуса было на острове Наксос, на который он приезжал после каждого своего путешествия. Во время одного из приездов он увидел прекрасную девушку, лежавшую на песчаном берегу. Ариадна (так звали девушку) была брошена здесь своим любовником, Тесеем, который уплыл, пока она спала. Проснувшись, она стала звать неверного возлюбленного, но никто не ответил ей, кроме эха, которое, как ей показалось, издевалось над ее горем. В отчаянии она стала бить себя в грудь, а по лицу ее заструились слезы. Но вдруг летний ветерок донес до нее отдаленные звуки музыки, и она перестала стенать. Повернувшись в ту сторону, откуда доносилась музыка, Ариадна увидела веселую процессию, во главе которой шел бог вина.

Так я сидела, вдруг среди холмов

И показались головы, увиты

Листвой зеленой молодых лесов.

Ему ответил поцелуй цимбал.

То Вакх, а с ним и свита!

В руках их – виноградная лоза,

Пылают лица, и горят глаза,

А ноги в пляс пустились заводной.

Бахус, первым заметивший прекрасную девушку, бросился к ней и пустил в ход всю силу своего убеждения, чтобы утешить ее. Его преданность, наконец, заставила Ариадну позабыть своего неверного возлюбленного, и после короткого ухаживания Бахус добился ее согласия стать его невестой.

Их свадьба была самой веселой из всех и продолжалась несколько дней. Жених подарил невесте корону, украшенную семью сверкающими звездами, которые очень шли ей. Однако вскоре после свадьбы бедная Ариадна заболела и умерла, оставив супруга в безутешном горе. Он взял корону, которую она часто надевала, и бросил ее в небо. Корона поднималась все выше и выше, и боги прикрепили ее к небесам, где она образовала созвездие, известное как Корона Ариадны, или просто Корона.

После смерти жены Бахус лишился своего легкомыслия и больше не находил никакого удовольствия в музыке, танцах или пирушках. Тогда Юпитер пожалел его и вернул ему Ариадну и, чтобы смерть не унесла ее снова, сделал ее бессмертной.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как и почему Ариадна помогла Тесею победить Минотавра? Когда Тесей прибыл на Крит, чтобы сразиться с чудовищным Минотавром, Афродита устроила так, что Ариадна, дочь критского царя Миноса, влюбилась в него с первого взгляда. По другой версии, Ариадна влюбилась в Тесея на

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Глава 13 Бахус Миф о Семеле Среди смертных девушек, осчастливленных любовью Юпитера, царя богов, не было красивее Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Изящна станом, а лицом Прекраснее всех девушек на свете. Нон Семела знала о своей необыкновенной красоте, но была очень

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Бахус и пираты Во время своих долгих странствий Бахус пережил немало приключений, которые стали темой для многих поэтических произведений и картин. Однажды, отстав от своей свиты и заблудившись, Бахус улегся на песок на берегу моря и уснул. Мимо проплывали пираты и,

Из книги автора

Бахус и Мидас Как только Мидас увидел красный нос и оплывшее жиром тело странника, он тотчас узнал в нем учителя Бахуса и вызвался отвезти его к божественному ученику. Увидев Силена, Бахус обрадовался и пообещал, что выполнит любую просьбу Мидаса. Мидас, который был очень

Из книги автора

Ариадна Дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Когда Тезей решился убить Минотавра, которому афиняне по требованию отца Ариадны, посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц, и таким образом избавить отечество от чудовища, он получил от полюбившей его

Из книги автора

Бахус То же самое, что Вакх, см., древнеримский эквивалент греческого бога виноградарства и виноделия

ШЕДЕВРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ с комментариями По Роберту Каммингу ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ Лондон-Нью-Йорк-Штутгарт-Москва Художник и его творение Подробные комментарии в этой презентации помогут постичь замысел художника и понять особенности его воплощения.

Вакх и Ариадна

ЭТО ОДНА ИЗ ТРЕХ великолепных картин на мифологические сюжеты, написанных Тицианом по заказу Аль­фонсо д’Эсте,герцога Феррары, области Северной Италии. Картины предназна­чались для украшения алебастровой ком­наты в загородном дворце. Перед нами встреча Ариадны, дочери критского царя Миноса, и бога вина Вакха, которые влюбились друг в друга с первого взгля­да. Венец Ариадны, подброшенный в небо Вакхом, превратился в созвездие (вверху слева). Впоследствии Вакх женился на Ариадне, и боги даровали ей бессмертие. Тициан прославился своим мастерством в изображении бурных чувств. Великий колорист эпохи Возрождения, он передал внезапную пылкую страсть, охватившую Вакха и Ариадну, сочетаниями сияющих глубоких красок. Колористические связи Розовый цвет накидки Вакха и красный - пояса Ариадны связывают фигуры влюбленных, заставляя зрителя переводить взгляд от одной к другой. Облака в небе Очертания облака вторят складкам развевающейся накидки Вакха, усиливая экспрессию его движения. Над Ариадной облако закручивается вихрем, подобно тканям ее одежд. Тициан. Вакх и Ариадна. Ок. 1522-1523. 175 х 190 см. Холст, масло. Лондон, Национальная галерея.

Телячья голова Один из отталкивающих обрядов служения Вакху - расчленение тельца и пожирание сырого мяса участниками шествия. Младенец сатир волочит голову тельца, взглядом приглашая зрителя принять участие в празднестве. Цветок каперса между его копыт - древний символ любви. Лаокоон. Фигура мускулистого мужчины восходит к знаменитой древнегреческой статуе, изображающей гибель троянского жреца Лаокоона, задушенного морскими змеями. Найденная при раскопках в 1506 г., она произвела огромное впечатление: многие художники Возрождения, в том числе Рафаэль (с. 32),включали этот мотив в свои произведения. Бог вина Вакх (Дионис) - греческий бог вина и экстаза. Он всегда молод, упитан и легко узнаваем по венку из лавра или лозы на голове. Пронзительное, страстное выражение лица Вакха - одна из пленительных особенностей этой картины ” Именно Венеция обнаружила эти красоты … именно Тициан одержал эту победу ” Диего Веласкес Диего Веласкес Носильщик с вином Спутник Вакха с чаном вина на спине напоминает Атланта, навеки осужденного поддерживать плечами небесный свод.

Ариадна Увидев отплывающий корабль Тезея, Ариадна поняла, что покинута возлюбленным. Но тут она встретила своего будущего супруга Вакха. Любовь с первого взгляда Пораженный красотой Ариадны, Вакх, не помня себя, выскакивает ей навстречу из своей колесницы. Венок бессмертия На голове Вакха венок из виноградной лозы и плюща. Это знак бессмертия. Обрядовая музыка Менады и сатиры предаются веселью вакханалии, упива­ясь пляской под звуки литавр. Два гепарда Обычно в колесницу Вакха впряжены леопарды. Их замена гепардами - « вольность » Тициана. Менада Неистовые менады сопровождают Вакха.

Тициан (ок. 1487-1576) Величайший живописец венецианской школы, Тициан (Тициано Вечеллио) почти всю жизнь прожил в Венеции. Тогда это был один из самых могущественных городов Евро­пы. Исполняя заказы папы, королей Франции и Испании, Тициан преуспе­вал, как мало кто из художников за всю историю искусства. Свободный стиль его поздней живописи оказал огромное влияние на Веласкеса (с. 56) . Тициан (автопортрет) Силен Жирный пьяный старик верхом на ослице - это Силен,глава сатиров и приемный отец Вакха. Его часто изображали именно в таком образе. Носильщик с вином Спутник Вакха с чаном вина на спине напоминает Атланта, навеки осужденного поддерживать плечами небесный свод. Отзвуки Томный взгляд, которым обме­нивается эта менада с сатиром, резко отличается от пламенных взоров главных героев. Подобно великому английскому драматургу Шекспиру, Тициан часто включал в свои картины побочные сюжеты, чтобы оттенить или усилить основную тему. Музицирующие менады Менада из свиты Вакха, ударяю­щая в литавры, повторяет позу изумленной Ариадны. Осталь­ные участники буйного шест­вия тоже играют на музыкаль­ных инструментах: бьют в бу­бен или дуют в охотничий рог. На них лает собачка, как бы слу­чайно оказавшаяся на переднем плане, - милая подробность, присущая работам Тициана. Восторженный сатир Пьяный сатир размахивает телячьей ногой. Он увенчан и опоясан лозой, а в левой руке у него жезл, увитый виноградным побегом.

201 5 год Разработка учителя МХК МБОУ «Школа № 32» города Ростова-на-Дону Лепёхиной Татьяны Валентиновны

Разработано учителем ИЗО высшей категории Лепёхиной Т.В. МБОУ «Школа №32» г. Ростова-на - Дону

Художника Тициана , написанная в 1520-1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары . Находится в Национальной галерее в Лондоне .

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары , который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану . Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия . В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла - с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона , которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один - неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь , с двумя влюблёнными и второй - полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья , найденной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицианом. Всего Тициан написал в 1518-1525 годах три картины для герцогского дворца.

В массовой культуре

  • Большой фрагмент картины (без Ариадны) был использован канадской музыкальной группой Crash Test Dummies в оформлении альбома 1993 года «God Shuffled His Feet ».
  • Картина появляется в фильме 2006 года «V - значит вендетта» .

См. также

  • «Пиршество богов» (Беллини)

Напишите отзыв о статье "Вакх и Ариадна (картина Тициана)"

Литература

  • Fehl P. The Worship of Bacchus and Venus in Bellini’s and Titian’s Bacchanals for Alfonso d’Este. in Studies in the History of Art , 6,
  • Murutes H., Personifications of Laughter and Drunken Sleep in Titians Andrians in The Burlington magazine , 115
  • Lowinsky E. E., Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: Origin and History of the Canon per Tonos in Titian, His World and His Legacy , New York,

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Вакх и Ариадна (картина Тициана)

Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.

Написанная в 1520-1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары . Находится в Национальной галерее в Лондоне .

Тициан
Вакх и Ариадна . 1520-23
Bacco e Arianna
Холст, масло. 176.5 × 190 см
Лондонская Национальная галерея , Лондон
(инв. NG35 )
Медиафайлы на Викискладе

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары , который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану . Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия . В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла - с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона , которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один - неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую