Смотреть что такое "КИЧ" в других словарях. Стиль китч: особенности, история, интересные факты и рекомендации Что такое кич культура

Эра научного и технического прогресса принесла немало разочарований в сфере искусства и культуры. Одним из них стала стандартизация стиля, получившая ругательное определение «китч». Плевки и насмешки критиков не спасли культуру от упадка и даже поспособствовали развитию наиболее претенциозной разновидности китча, которая отразилась в интерьерах.

История и определение китча или кича

Китч (кич) – явление, зародившееся в XIX веке в ответ на культурный голод мелкой буржуазии, освоившей городскую жизнь, но не имевшей потребности в освоении городской культуры. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу. Столь ироничное определение получило искусство, приобретшее массовый характер и утерявшее истинное значение для образованной ячейки общества. Индустриальная революция создала повсеместно всеобщую грамотность, понизив навыки чтения и письма до категории обыденных знаний. Интеллигенция, ранее единственно влиявшая на культурное становление, была разбавлена рабочим народом, не проявлявшим эстетической нужды в подлинном искусстве.

Китч – образчик массовой культуры, подкупивший своей доступностью широким массам. Он – рационализированный вирус, незатейливо внедрившийся в города, сёла и глубоко этнические колонии.

Клемент Гринберг, известный критик XX века, назвал китч вторым культурным феноменом, возникшим на Западе одновременно с ). Коммерциализация искусства стала больной темой многих рецензентов и эстетов. Даже и своеобразный аналог кича в Англии, не породил такой волны негодования и недовольства.

Русское направление: истоки в СССР

Территория объединенных Республик была одновременно охвачена революцией индустриальной и революциями народными. Смена строя и власти, смена господствующей элиты и критериев элитарности послужили прямыми предпосылками появления китча. Рабочий класс, двигатель прогресса, не имел времени и особого желания приобщаться к прекрасному, не имеющему общего с ранее окружавшей его культурой.

Китч – объект низкопробного производства, штампуется по образцу, знаменует торжество социального статуса над потребностью в эстетическом наслаждении. Что хорошо себя зарекомендовало в дизайне русских хрущевок и сталинок.

Смысл, тщательно закладываемый художниками и архитекторами в объекты искусства, был заменен на простоту и незамысловатость. Ощущение причастности к нематериальным ценностям в достаточной мере удовлетворялось тиражируемыми образчиками, более близкими сердцу народа.

Современная культура и искусство

Китч повсюду. Для него действует принцип «спрос порождает предложение». Всё, что мы видим в окружающем нас интерьере – его прямое проявление в повседневной жизни. Кич – стиль современности. Все иные стили, особенно если учесть традиционные, такие, как или , – пережиток прошлого, воссоздаваемый дизайнерами и архитекторами в качестве модного веяния либо эстетической тоски.

Намеренный «утрированный» китч появился относительно недавно. Эта новомодная категория подразумевает нарочитую безвкусицу, избыточную яркость красок, совмещение несочетаемых предметов интерьера.

Впечатление от такого интерьера всегда вызывающее, в независимости от цели, преследуемой декоратором.

Бесчисленное множество путей, которыми стиль прошел с XIX века до наших дней, породило разнообразие, позволяющее ныне разделить китч на три категории:

  • Псевдо-роскошный стиль. Краткое описание – всё, сразу и побольше. Интерьер характеризуется наличием огромного количества предметов роскоши, относящихся к разным эпохам. Тяжелые вычурные кресла соседствуют с китайскими столиками, авангардная люстра освещает массивные ковры и бархатные шторы.
  • Китч люмпенов. Основная идея – подражание бедности. Стены небрежно окрашены или оклеены, лампочки не имеют плафонов. Мебель, потертая и нарочно безвкусная, собирается из разных комплектов. Все материалы дешевые или имитируют таковые.
  • Дизайнерский. Главный посыл – ирония. Именитые творцы искусства не гнушаются иметь в своём портфолио пару претензионных работ. Делается акцент на переизбытке популярных предметов масскультуры, штампованных «сувениров» из якобы далёких стран. Могут обыгрываться одновременно или по отдельности две предыдущих категории китча.

Архитектура

Акцентированный нигилизм коснулся зодчества как дань моде. Наружная отделка походит на случайное временное смешение в пределах одного дома. Постройка в стиле или неожиданно дополняется элементами . Яркие металлические арки граничат с лепнинами и колоннами, классические арочные окна красуются на асимметричных этажных блоках.

Изюминка стиля в градостроительстве – строения в форме съедобных продуктов и предметов быта. Огромные чайники, ананасы, корзинки для пикника и пирожные привлекают своей неординарностью.

Цель строительства – привлечение внимания, ничего более.

Интерьер

Внутренняя отделка домов и квартир ассоциируется с супом, приготовленным маленьким ребёнком. Все ингредиенты выбираются по принципу яркости, перемешиваются без соблюдения технологии и зачастую несъедобны.

Особенности стиля

  1. Подделка. Имитируется всё – дорогие материалы, картины, статуэтки. Нарочито используются изделия с браком, подчеркивающие отсутствие эстетической составляющей.
  2. Переизбыток декора. Каждый квадратный сантиметр украшается ковриками, картинками, открытками. На каждом столе – набор разномастных бессмысленных фигурок.
  3. Эклектизм. Элементы разных стилей, противоположных по духу и значимости, преднамеренно перемешиваются в хаотическом порядке. Англичане викторианской эпохи считали чувством вкуса, современники китча намеренно создают беспорядок во имя безвкусицы.

Цветовая гамма

Цветовая гамма умышленно беспорядочна. В интерьере одной комнаты соседствуют красные, фиолетовые, желтые тона самых невероятных оттенков с пасторальными нежными мотивами.

Яркость – конёк китча, сочетание несочетаемых цветов – догма, которой обязательно следует придерживаться.

Материалы

Вместо дерева ДСП и ДВП, вместо бархата и кожи – текстиль и кожзам. Материалы столь же разнообразны, сколь искусственны. Железо обивается велюром, пластиковые стулья утопают в махровых коврах. В интерьер вкладываются все известные человечеству искусственно созданные материалы, их форма и количество зависят только от фантазии автора.

Полы и стены

Пол может вообще не иметь покрытия. Это достояние люмпенского китча приходится по вкусу многим дизайнерам. В остальных случаях напольным покрытием может служить линолеум, плитка, ламинат, ковролин. Дерево окрашивается дешевыми яркими красками либо ошкуривается до крайне состаренного вида. Оттенки и узор абсолютно произвольны.

В отличии от каждая стена выполнена в своем особенном стиле. Имеют место тканевые обои, обивочные панели, гладкое узорчатое ковровое покрытие. Поверх неоштукатуренной кладки наносятся мультяшные изображения и портреты популярных западных звёзд. Однотонность – редкое исключение.

Окна и двери

Оконные проемы создаются по принципу «и так сойдёт». Форма проемов ломаная, неправильная. Хорошее решение – окна, выполненные в одном из помпезных стилей прошлых веков. Интерьер такого дома, напротив, авангардно кричащий, выделяющий нелепость архаичных элементов.

Оформление дверных проемов в таком же роде сумбурно. Двери простые и дешевые, разрисованы граффити или трафаретными портретами.

Декор и аксессуары: живопись и картины

Картины на стенах – репродукции из-под кисти современных авторов, пасторальные картинки с невинными девами, рисунки из комиксов и мультиков. Намёк на присутствие работ времен да Винчи или Пикассо недопустим, он испортит эффект отрицания стиля. От живописи тут только реконструкции с характерными элементами поп-арта.

Аксессуары на самые разномастные. Тканевые шкатулочки, пластиковые цветы, выцветшие вазы и китайские «хотэи» уживаются в пределах одной полки. Прослеживается эффект жадности, с которой деревенский житель, не знакомый с культурами других стран, нагребает первые попавшиеся сувениры.

Не менее интересно декоративное наполнение в стиле «влюбленной дурнушки». Повсюду стоят, висят и лежат наивные романтичные открытки, комната заполнена розочками, сердечками и изображениями влюблённых пар. Рядом с игривым торшером лежит пара томиков бульварного романа.

Выводы

Китч – наиболее противоречивый стиль из всех известных. Враз актуальный и убогий, нарочно или случайно выпячивающий недостаток вкуса, он сопровождает современного человека повсюду. От китча стало невозможным избавиться со времени повсеместного наступления технического прогресса. Эта культура, этот стиль жизни – данность, которую следует воспринимать благоразумно.

Яркими образами пестрят и другие стили интерьера, хоть и не столь вызывающие критику у публики. К таким стилям можно отнести , который славится своей абсурдностью форм, и , совмещающий в себе броские цвета с холодной сталью и натуральными материалами.

Китч, он же «кич». Многие не раз слышали это определение, которое в основном применимо к стилю интерьера или предметам мебели. Предлагаю разобраться в том, что скрывается за китчем, как его отличать и как использовать, и чем простая халтура отличается от распространенного стиля в дизайне.

В наше время китч можно встретить где угодно: на сцене, подиуме, в фильмах и даже на улицах города. Вспомните Леди Гагу и ее стиль. Гламур, блёстки, бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов, кричащие, аляповатые наряды, и даже макияж - ничто иное как китч. Высокая мода также не брезгует обращаться к безвкусице. Например, Джон Гальяно в своих показах использует китч, демонстрируя высший пилотаж применения вульгарности в моде.

    От массовой безвкусицы к модному течению

    Принято считать, что слово произошло от немецкого «kitsch», что означает пошлость, безвкусица, халтура. Соответственно, вульгарные и нефункциональные предметы массовой культуры, которые имели статусное значение и производились серийно, можно относить к китчу. Но в тоже время они являются привлекательными образцами дизайна и вызывают восхищение у большого количества людей.

    Самое широкое распространение китч получил в 1950-х годах. Тогда начали выпускать «бросовые» изделия из пластика, копирующие образцы «высокого» дизайна, недоступные среднему потребителю. Кроме всего прочего, популярность китча можно было объяснить отсутствием у некоторых людей собственного вкуса. За китчем легко скрыть неразвитое эстетическое чувство, наполняя дом вещами, каждая из которых пестрит и назойливо требует внимания.

    • Китч как явление противопоставляется высокому, аристократическому, дорогому искусству. В книге Клемента Гринберга «Авангард и китч» это понятие очень расширилось и стало включать в себя рекламу, «дешёвую» литературу, музыку, фильмы. Он писал: «…одновременно с появлением авангарда на индустриальном Западе возник и второй культурный феномен, тот самый, которому немцы дали замечательное название "китч": рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.д. и т.п.».

      Вместе с развитием постмодернизма китч приобретает вид творческого течения. Его возвышают за его открытость, и он находит поле для реализации в рамках авангарда. Предметы китча стали использоваться в интерьерах для придания особого эффекта именно благодаря их дурному вкусу. Эпатаж, мнимая роскошь и отрицание авторитетов - вот главные козыри китча.

      Особенности стиля

      1. Отстранение, оторванность объектов от их естественного окружения.

      2. Вульгарность. Напыщенность. Банальность. Фальшивость. Если, взглянув на предмет, вам хочется выразиться такими словами, то, скорее всего, перед вами китч.

      3. Грубое и преднамеренное смешение разных стилей.

      4. Кричащее смешение цветов.

      5. Переизбыток декора.

      5. Зачастую подделка или простое подражание предметам искусства.

      Предметы не рождаются «китчевыми», а становятся

      Многие предметы в процессе эволюции культуры и общества стали китчем. Примером может послужить пресс для цитрусовых Juicy Salif от Филипа Старка. Созданный в 1990 году, он успел стать классикой дизайна. Алюминиевая тренога так быстро набрала популярность, что встречалась в каждом модном заведении и каждой статье о стиле интерьера. Но мало кто действительно пользовался ей по назначению, а если и пользовался, то не больше двух раз. Будучи непрактичным предметом, Juicy Salif стал просто украшением кухонной столешницы и приобрел статус китча.

      Инструмент коммерции

      Сегодня китч стал хорошим коммерческим инструментом в медиа-среде, искусстве и дизайне, превратившись в оригинальное явление и привлекая к себе всеобщее внимание. То есть, он не копирует образцы прошлых лет и не опошляет их, а создает нечто новое.

      Китч - это ирония над самим собой и яркий образец того, как явление массового распространения дешевых копий стало образцом искусного дизайна, подчеркивая статусность самих потребителей.

      А чтобы вы могли лучше отличить китч среди другого дизайна, вот вам несколько примеров его проявления в разных сферах:

Что же такое китч?

После подробных комментариев результатов контент-анализа попытаемся сконструировать (на их же основе) собственное определение китча как явления, чрезвычайно актуального в современной культуре. "Классический" китч (в западноевропейском и американском понимании как производное популярной культуры) есть результат коммуникации аутентичного художественного произведения, свежего, высоко оцененного "элитарной" культурой, и потребителя - представителя "массовой" культуры. Эта коммуникация происходит в условиях развитого художественного рынка через посредника: производителя китча или СМИ как тиражирующую инстанцию. До возникновения современного варианта СМИ роль последних мог выполнять, например, художник-копировальщик или ремесленник, производитель "товаров народного потребления".

Вышесказанное касается предметной области китча, но существует также литературный, музыкальный, телевизионный, кинематографический11 и другой китч. Воспользовавшись издревле существующей системой разделения искусств по принципу временнбй или пространственной локализации на "мусические" и "пластические" , выделим две подгруппы китча: назовем их "китч развлечения" и "дизайн-китч". Первая занимает развлекательно-компенсаторную нишу, что отчасти совпадает с функциями искусства в сфере "высокой" культуры. Это касается краткосрочных произведений, требующих от потребителя внимания и "проживания", сюжетной заинтересованности и досуга. Вторая связана, как это следует из названия подгруппы, со статическими произведениями - картинами, скульптурами, сувенирами, украшениями, предметами одежды и дизайна и т.д. И тому, и другому виду китча присущи одни и те же признаки, разница может быть лишь в их акцентуации: например, китчу развлечения в большей степени присуща сюжетность, а для дизайн-китча характерно долговременное бытование в определенной среде и связанная с этим знаковость.

Рассмотрим подробнее семантический аспект китча. Основное его отличие от искусства - в том, что китч, не являясь эстетически ценным в элитарном понимании, заменяет красоту на ее знак. Попадая в определенный контекст - в дом, если это предмет дизайна, в ансамбль одежды, если это украшение, и т.д., - китч становится обозначающим красоты. Благодаря своей нарочитости12 и яркому плану выражения он легко выполняет функцию знака, если существует необходимость доказательства социальной, интеллектуальной, эстетической или даже гендерной полноценности.

Примечательно, что китч вообще, как правило, существует в контексте: без него репродукцию известной картины можно рассматривать как, например, достижение современной копировальной техники или как вариант дидактического материала для школьников и студентов. Макияж в такой ситуации распадается на бессмысленные краски, а бумажная икона служит реальным сакральным предметом для истинно верующих, но не способных приобрести ценную вещь людей.

Сочетание яркого плана выражения и низкой рыночной стоимости делает китч популярным и массовым. Но в некоторых пограничных социальных ситуациях, наоборот, предпочитается завышенная стоимость произведения и "эксклюзивность", что делает покупку признаком финансового процветания. Например, в ситуации нуворишей, по воспитанию и образованию не имеющих доступа к высокой культуре, но обладающих большими средствами и вынужденных самоутверждаться иными способами. Собственно говоря, роскошь как социальный знак существует столько, сколько существует культура - "любой акт показного, бьющего на эффект потребления есть демонстрация силы. Любое транжирство немыслимо без публики, на которую нужно произвести впечатление" . Но если в традиционных культурах этому придавалось ритуальное значение (индейский ритуал потлач), то в современной ситуации социальных изменений к нему добавляется реальная потребность в обозначении личных и социальных границ.

Еще один пример рождения китча в пограничной зоне - стык субкультур, городской и деревенской. Тогда на традиции и привычки одной группы наслаиваются внешние атрибуты другой и возникает несоответствие плана выражения и плана содержания, а как результат - "полукровка"-китч, созданный в согласии с эстетическими представлениями одних, но формами других, чуждый, по сути, и тем, и другим. Отсюда - все эти модные одно время шестимесячные "химии", источником которых служила западная мода на прически a la afro, яркая и неуместная для городского жителя сельская косметика и т.д. Последний пример хорошо подходит для описания семантической функции китча: неумело, с точки зрения профессионального визажиста, накрашенная посетительница сельского клуба (который среди элитарных критиков стал излюбленной метафорой провинциального китча) обозначает таким способом женскую красоту, как бы говоря присутствующим: сейчас я красавица, поскольку проживаю досуг. Понятно, что в трудовой ситуации подобный антураж не только неуместен, но и опасен. Иллюстрацией может служить сцена из фильма "Здравствуй и прощай", в которой героиня приходит в городской магазин и требует помаду, "которой губы красят". Накрасив губы купленной помадой среди бела дня, она попадает в щекотливое положение и вынуждена судорожно стирать следы преступления. Похожий сюжет можно найти в более раннем фильме "Простая история", где героиня Н. Мордюковой пытается скрыть нанесенный не вовремя макияж.

Примеры можно продолжать: в современной провинции мы часто встречаем интересные варианты словоупотребления. Так, например, "зала" (в женском роде, что указывает на его французское происхождение времен светских салонов) означает гостиную комнату, а слово "кушать", употребляемое также в галантном обществе XIX века, используется в обыденной речи вместо слова "есть". Пример из другой области -употребление словосочетания "от кутюр", которое от прямого перевода с французского haut couture (высокая мода) перешло к обозначению вещи "от кутюра", т.е. "от моды" ("от модельера" и т.д.).

Собственно говоря, салонная культура XIX века действительно тиражировалась в современных ей, но отдаленных от столичной светской жизни кругах, и проиллюстрировать это можно не только научными исследованиями13, но и обильными примерами из классической русской литературы - образами Н. Гоголя, А. Чехова и других писателей. Все попытки воссоздать моду и манеры светского общения в поместных кругах, как правило, превращались в повод для иронии и пародии представителей "высокого".

Китч — так называют всё самое яркое, блестящее, кричащее, навязчивое и нарочито вульгарное. Китч (от нем. kitsch — "халтура", "дешёвка") вошёл в нашу жизнь не вчера и не позавчера. Во все времена были горе-художники, которые бойко торговали незатейливыми осенними пейзажами или сценками из жизни беззаботных пастушек и пышнотелых купальщиц, на задворках оперных театров пели и плясали скоморохи, бессовестные графоманы усердно снабжали читающую публику опусами под названиями "Кошмарная смерть" и "Роковая любовь".

Истинные ценители прекрасного ко всяким низкопробным поделкам относились пренебрежительно. Искусство для аристократов и развлечения для плебеев существовали порознь, почти не пересекаясь — разве что в России баре обожали приглашать к себе на именины цыганские ансамбли. Ситуация кардинально изменилась лишь в ХХ веке — в развитых странах установились демократические порядки, исчезло сословное неравенство, множился и процветал средний класс.

Поколение, выросшее уже после Второй мировой войны, оказалось гордым, дерзким, бесстрашным, нигилистским и эгоистичным. Ужасов войны оно не помнило, родители холили и лелеяли своих чад, ни в чём им не отказывали. Неблагодарные детишки жаждали хлеба и зрелищ и при этом открыто презирали своих отцов — якобы за их конформизм, ханжество и ретроградство.

После того как Сальвадор Дали подрисовал Джоконде свои фирменные усы-завитушки, а Энди Уорхол представил цикл натюрмортов с консервными банками и фотопортреты Мэрилин Монро, раскрашенные всеми цветами радуги, китч стал полноправным жанром искусства — и одновременно его могильщиком. Появились понятия масскульта и поп-арта. Началась эпоха потребления и агрессивной рекламы, эпоха, в которой искусство окончательно и бесповоротно было поставлено на коммерческий поток, а любые авторские изыскания непримиримых гениев в самые кратчайшие сроки становились модным ширпотребом. Многие талантливые деятели культуры стали упрощать и подгонять свои произведения под вкус толпы — не только и не столько ради наживы, а чтобы просто расширить аудиторию.

Отрицание приличий и условностей, сочетаемость несочетаемого — вот основные принципы китча. Как самостоятельный стиль, китч быстро проник во все сферы культуры и искусства — в живопись (Одд Нердрум, Владимир Третчиков), дизайн (тот же Уорхол), литературу (Жорж Сименон, Франсуаза Саган), поэзию (Е. Евтушенко), музыку ("Иисус Христос — Суперзвезда" Э.-Л. Веббера), кинематограф ("Барбарелла" Роже Вадима). Кто-то вёл более тонкую игру — с помощью обманчиво грубых форм обличал и высмеивал бульварщину и безвкусицу (писатель Умберто Эко, кинорежиссёр Ежи Гофман). Мол, китч китчем вышибают. Китчевая эстетика 60-х остроумно обыграна и в недавней кинотрилогии об Остине Пауэрсе.

Отдельная песня — китч и фэшн-индустрия.

На рубеже 60-х и 70-х в мире стремительно набирало обороты движение хиппи. "Дети солнца" ратовали за смычку с природой и окрашивали свою одежду с помощью естественных, экологически чистых красителей, позаимствованных у латиноамериканских индейцев и жителей Китая, Индии и Юго-Восточной Азии. В результате их одеяния запестрили яркими, "кислотными" оттенками, сливающимися в причудливые узоры.

Имидж хиппи охотно примерили на себя и их заклятые антагонисты — яппи. Наиболее отчётливо китч проявился в мужской моде, обычно неброской и консервативной. Мужчины щеголяли в брюках клёш и цветастых рубашечках с кружевными манжетами, зачем-то загибали воротники сорочек поверх пиджаков и даже позволяли себе носить строгие деловые костюмы вместе с кроссовками.

Впитав в себя хулиганствующий, провокационный и напрочь лишённый гендерных различий панк, китч плавно перетёк в 80-е — годы повальной феминизации мужчин, когда представители сильного пола стали не только носить девчачьи слаксы-бананы с огромными карманами и повязывать галстуки кроваво-красного цвета, но и начёсывать волосы и даже накладывать макияж.

Тогда же, в 80-е, расцвёл и женский китч. Рейтузы-лосины лимонного, салатового, лазоревого и малинового цветов под проклёпанными мини-юбками, карнавальные блёстки на губах и щеках, густо подведённые глаза и золотые крестики в ушах... Нынешний великосветский гламур с его дурацкими стразами и однообразными розовыми кофточками — просто блёклая унылость по сравнению с разудалой народной модой двадцати- и тридцатилетней давности.

В России по давней традиции чаще употреблялось слово "лубок" или "мещанские безделушки". Аляповатые матрёшки с отсутствующими выражениями лиц, копеечные "палехские" шкатулки и кондовая "гжель", деревянные медведи, обнимающие бутылку водки, — вся эта дребедень до сих пор пользуется неизменным успехом у иностранных туристов. Так же, как у россиян — западные садовые гномики, фоторамки а-ля рококо или гипсовые фигурки писающих мальчиков и молящихся ангелочков.

Был у нас и свой уникальный китч — сугубо для внутреннего пользования. В конце 50-х на улицу высыпали легендарные стиляги. В 60-х попугайские стиляжьи "прикиды" сменились суровыми хемингуэевскими свитерами с воротом до подбородка, зато воцарился культ кукурузы — о ней слагали песни, снимали фильмы, её даже вешали на ёлку в виде новогодней игрушки. А ещё на самые разнообразные предметы — от точилок и будильников до пылесосов и магнитофонов — наносили изображения космических ракет и небесных тел (прежде всего Сатурна, он с колечком, прикольный).

В 70-х по электричкам слонялись подозрительные типы, все как один глухонемые (ой ли?) и предлагали самопальные календарики с портретами Высоцкого, Мирей Матье и товарища Сталина — странноватая компания, но китч всегда хаотичен и парадоксален. А у дворовых шалопаев высшим шиком считалось прилепить на мопед или на гитару переводную картинку с какой-нибудь неизвестной гэдээровской фройляйн, не слишком симпатичной и вполне одетой, но, как считалось, "страшно сексуальной".

В 80-е младшие братья тех самых шалопаев облачились в собственноручно сваренные и безжалостно изорванные джинсы, футболки с черепушками и куртки-косухи. В 90-х они нацепили перстни-гайки и малиновые пиджаки, в нулевых запрыгнули в "Бентли" и "Майбахи" и укатили "учиться" в Англию или "поправлять здоровье" в Куршевель — на зависть простым смертным, мечтающим хоть мизинцем прикоснуться к миру богатых и знаменитых и урвать пусть маленький и пустяшный, но всё же атрибутик земного рая.

В XXI веке китч никуда не пропал, не стал лишь милой винтажной забавой. В литературе неприятное словцо заменили красивым и загадочно-бессмысленным термином "постмодернизм", и не каждый читатель догадывается, что "гламурная" Лена Ленина и "антигламурный" Сергей Минаев, "примитивная" Дарья Донцова и "интеллектуальный" Борис Акунин, "таинственный" Дэн Браун и "сумеречная" Стефани Майер — одного поля ягоды. Фильмы Квентина Тарантино, особенно "Криминальное чтиво" — чистой воды китч. Эпатажные перформансы "Человека-собаки" Олега Кулика и фрика Андрея Бартенева — самый что ни есть махровый китч, скрывающийся под личиной авангарда. Эстрадная певица Леди ГаГа — главная икона современного китча. Отрадно, когда поставщики китча к своему творчеству относятся с изрядной долей самоиронии — пожалуй, в этом кроется главное отличие китча от претендующей на серьёзность попсы.

Как бы ни ругали китч высоколобые эстеты, сколько бы ни рассуждали они о падении нравов и оболванивании масс — без буйства красок, без фальшивой, но общедоступной роскоши, без ощущения причастности к чему-то великому и шедевральному, без сладостных грёз о весёлом и безмятежном будущем наша жизнь, наверное, была бы пресной и скучной.

Для современного общества китч - это прежде всего экстравагантность. Подобный элемент массовой культуры связан с течениями постмодернизма. Возникли они в качестве протеста к общепринятой интерьерной моде.

Значение понятия

Китч - это явление, принадлежащее некой игре в антидизайн. Само слово имеет немецкое происхождение. Обозначается словами «безвкусица», «дешевка». Составлено оно было из двух глаголов, которые означали «делать кое-как», «продавать не то, что заказывалось».

Характеризуется это явление серийным производством и ориентировано на сознание обыденного потребителя, желающего выделиться.

История возникновения стиля

Впервые понятие возникло в 1860 году (Германия). Его применяли для названия художественных изделий, производимых для американских потребителей. Продавали их на разнообразных европейских вернисажах по низкой цене. Именно из-за привлекательной стоимости по миру распространился стиль, который получил название китч.

Массовая культура наполнилась предметами с низким художественным вкусом. Она стала оппозицией высокому, дорогому искусству. Хотя зачастую элементы этого стиля выполнялись мастерами своего дела, ориентировались они на стандартизированный вкус.

Китч - это состряпанные наскоро произведения искусства. Примером могут служить сувениры и всевозможные статуэтки для среднего потребителя. В советское время подобное направление всячески пресекалось, поскольку считалось буржуазным. Однако его элементами являлись ковры и хрусталь, наличие которых стало признаком социального статуса.

Особенности стиля

Китч - это современный стиль, основной идеей которого является насмешка над предшествующими художественными традициями и вкусами. Направление отрицает предыдущие достижения в архитектуре и дизайне. На первый план выходят безвкусица и несоответствие цветовым нормам. Все это бьет по глазам своей яркостью, насыщенностью предметов интерьера, которые между собой не сочетаются. В этом и заключается китч.

Примеры стиля в интерьере

На ярко-синем потолке размещены сверкающие звезды, по карнизу - позолоченная лепнина, по периметру стен расставлены вазоны с пальмами, пол вымощен плиткой под восточный мотив. Подобный интерьер производит вызывающее впечатление, тем самым выполняя свою первоочередную задачу.

Основные черты:

  • сочетание разных стилей (кантри с классикой);
  • наличие многочисленных несочетаемых меду собой аксессуаров;
  • цветовая дисгармония;
  • перенасыщенность ширпотребом.

Разновидности китча

В зависимости от того, как китч проявляется в интерьере, он может быть отнесен к одной из трех групп. Так, псевдороскошный стиль возникает при желании соединить в одном помещении сразу все. Например, комната с камином в сочетании с люминесцентными лампами, бархатными шторами и вазами в восточном стиле.

Китч люмпенов связан с низким уровнем жизни и наличием определенной креативности. Его характерными признаками являются предметы мебели, взятые из разных комплектов, висящая лампочка под потолком, небрежно выкрашенные стены, перекрашенный в яркий цвет старый комод.

Работы известных дизайнеров в этом направлении связаны с созданием индивидуальных выставок, цель которых - поиронизировать над массовой культурой, бросить вызов коллегам.

Кто выбирает китч?

Китч - это причудливое явление массовой культуры. Он является чем-то модным, сиюминутным, эффектным, привлекающим внимание. Однако не стоит думать, что этот стиль близок только представителям усредненного, обывательского ума. Встречается он как в домах олигархов, так и в студенческих комнатах.

В первом случае все связано со стремлением похвастаться своими финансовыми возможностями, не придерживаясь основных правил дизайна интерьера. Во втором случае китч проявляется во всевозможных красочных ковриках на стенах с яркими мотивами, а также размещением на стене множества открыток, сувениров, сердечек и прочей мишуры.

Часто китч встречается в домах творческих личностей, которые не любят придерживаться установленных правил, считая это неприемлемым и ограничивающим внутреннюю свободу. Например, описанный ранее китч люмпенов присущ бунтарям по духу и максималистам. Пренебрежением к гармонии они выражают свое отношение к жизни.