Дж родари солнце и туча краткое содержание. Конспект урока литературного чтения на тему: Дж.Родари

Класс : 4.

Программа : «Гармония».

Урок литературного чтения

Технология : развития критического мышления.

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование, кластер, синквейн.

Тема : Щедрость и жадность в сказке Дж. Родари «Солнце и туча».

Цель : создать условия для работы над понятиями щедрость и жадность, опираясь на жизненный опыт учащихся и произведение Дж. Родари «Солнце и туча»; учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы; развивать умение работать с текстом, выделять главное, делать вывод.

Оборудование : иллюстрации солнца и тучи, портрет Дж. Родари, мультимедийный проектор, учебник «Литературное чтение 4 класс».

Тип урока : работа с художественным текстом.

    Стадия вызова.

Где можно увидеть чудо? (В цирке, в кино…)

Мы с вами читаем книгу, где будем искать чудо? (В тексте, в словах автора.)

О каком чуде рассказывается в стихотворении Г.Горбовского «Розовый слон»? (Если он добр, весел, великодушен.)

Какой секрет открыл Лис в произведении А. де Сент - Экзюпери Маленькому принцу?(«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.»)

Почему Лис открыл секрет именно Маленькому принцу? Каким он был? (Чутким, добрым…)

Всегда ли мы замечаем, что происходит в нас? (Нет…)

Всегда ли мы можем вокруг нас увидеть чудо? (Не всегда…)

На какой вопрос мы должны найти ответ на уроке? (Что мы должны делать, как поступать, чтобы вокруг нас случилось обыкновенное чудо?) /вопрос фиксируется на доске/

Как вы думаете, сможем мы найти ответ на этот вопрос в сказке Дж. Родари «Солнце и туча»?

    Осмысление.

а) Рассматривание иллюстрации.

Есть что- либо сказочное в иллюстрации художника? (Нет.)

Кто будут героями произведения? (Туча, солнце.)

Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное…)

А туча? (Грозная, мрачная, тяжёлая…)

ласковое

Мрачная

Тяжёлая

Праздничное? ?

Что же может произойти между солнцем и тучей? (Предположения детей, фиксируются на доске.)

б) Чтение про себя.

Подчеркните простым карандашом незнакомые слова.

в) Чтение с остановками. Словарная работа.

Колесница - большой колёсный экипаж.

Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора - в сказке в переносном значении.

Почему все радовались солнечным лучам?

Что значит грозовое настроение ?

Чему удивилась туча? Что с ней случилось?

Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым.)/ дополнить кластер «солнце»/

г) Выборочное чтение.

Каким было солнце? Отметьте опорные слова.(«Путешествовало весело и горделиво», «каждая ягодка радовалась ему», « раздаривало свои лучи», «весело бултыхалось».)/дополнить кластер «солнце»/

Что делала туча? Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней. (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась.)/дополнить кластер «туча»/

д) Работа с текстом после чтения.

Работая в группах, выполните задание №1 на стр. 47 тетради.

Задание. Прочитай ключевые слова. Попробуй предположить, почему они разбиты на группы.

солнце туча

лучи злилась

щедро ворчала

весело рассыпалась градом

е) Заключительная беседа.

Назовите одним самым точным словом какое было солнце в этой сказке?(Если будет трудно можно предложить найти это слово в ряду других: доброе, ласковое, щедрое, милое, тёплое.)

Что хотел сказать Дж. Родари, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось?

Кто был счастливее - туча или солнце? Почему?

Кого напоминают солнце и туча своими действиями и речью? (Людей, которые бывают щедрыми как солнце и жадными, как туча.)

обеднеет, а станет духовно богаче.)

    Рефлексия.

Ответ на какой вопрос мы искали в произведении Дж. Родари « Солнце и туча»? (Что мы должны делать, как поступать, чтобы вокруг нас случилось обыкновенное чудо?) /вопрос зафиксирован на доске/

Что же нужно делать, чтобы случилось чудо?

На доске коллективно составляем синквейн:

2.Добрый, щедрый.

3.Обогащает, дарит, радует.

4.Будь щедрым к людям!

5. Счастье.

    Домашнее задание.

Пересказать сказку.

Попробовать самостоятельно сочинить сказку на одну из тем: «Роза и шипы», «Вода и огонь».

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

2 1 4 3 3 3

1. Работа с текстом произведения до чтения.

Найдите такую сказку в учебнике.

– Что мы читали из произведений Дж. Родари? (Кроме «Приключений Чиполлино» Дж. Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов.)

– Кто же будут герои нового произведения?

2. Рассматривание иллюстрации . Слайд 5

– Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? (Нет. )

– Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное. ) А туча?

Обратите внимание на иллюстрацию. Какие краски взял художник?

– Что же может произойти между солнцем и тучей?

Предположения детей .

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение про себя (даётся установка на ведение диалога с автором через текст).

Карандашом в тексте помечайте, где бы вы задали вопрос и подчёркивайте слова, значение которых будет вам непонятно.

Наши предположения подтвердились?

Кто из них был счастливее – солнце или туча?

Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет.

Какие непонятные слова встретились? Слайд 6

Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка, запряжённая лошадьми

Огненная колесница- оранжево-красного цвета, цвета огня.

Горделиво – выражая собственное превосходство и достоинство. Слайд 7

Щедро – не скупясь и не жадничая. Слайд 8

Транжира – тот, кто легкомысленно тратит без разбора или раздаёт что-то. Слайд 9

Физминутка Слайд 10

2. Чтение вслух и беседа по ходу чтения.

Продуктивное чтение.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

На чём путешествовало солнце?

А почему у солнца была огненная колесница? (Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце)

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.

О Почему?

П Ваши предположения

И неудивительно- у неё было грозовое настроение.

Что значит грозовое настроение? (Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх.)

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

Дырявые руки -

Встречались ли вы с таким выражением?

А солнце послушает тучу?

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Почему все радовались солнечным лучам?

Почему все старались заполучить свою частичку солнца? (От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее.)

А кому не нравилось солнце? Почему?

-Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Чему удивилось туча? Что с ней случилось? (Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе. Туча рассыпалась градом.)

Каким было солнце в конце дня? (весёлым, счастливым) Почему?

Работа в группах (проверка по слайду) Слайд 11

Соедините слова, предложения, относящиеся к героям.

3.Подготовка к выразительному чтению .

а) Выборочное чтение.

– Каким было солнце? («Путешествовало весело и горделиво», «каждая ягодка радовалась ему», «раздаривало свои лучи», «весело бултыхнулось». )

– Что делала туча? Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней.

(Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась . )

Готовятся в парах.

б) Выразительное чтение

3. Работа с текстом после чтения.

– Охарактеризуйте главных персонажей этой сказки.

– Кто из героев вам больше понравился? Почему?

Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча. )

Каких людей мы можем сравнить с солнышком? (Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.)

А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»? (Мрачных, нелюдимых, злых.)

Что его привлекает в людях? (Доброта, щедрость, открытость.)

Что отталкивает? (Грубость, злобность, зависть.)

В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное.

6) Как вы думайте, какой совет даёт нам Джанни Родари? (быть щедрыми, добрыми)

– Так кто же был счастливее – солнце или туча? Почему?

Какова главная мысль сказки Джанни Родари?

Работа в парах

Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют тучу, подчеркните их синим карандашом, солнце – красным карандашом.

Соотнесите пословицы - «орешки» с их «ядрышками» - мыслями.

Добро век не забудется. не зазнавайся

Не подымай носу: споткнёшься. меньше говори, больше делай

Жизнь дана на добрые дела. делай добро

Не спеши языком, торопись делом. добро долго помнят

«Солнце и туча»

(Литературное чтение, 2 класс)

Цель:

Активизация учащихся на решение проблемы человеческих взаимоотношений, отсутствия нравственных ценностей, грубого отношения, жадности.

Задачи:

Воспитывать нравственные чувства: доброты, щедрости, отзывчивости, умения дарить радость другим;

Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному;

Учить работать в группе, высказывать свое предположение (версию);

Формировать умение доносить свою позицию до других.

Вид кейса: аналитический.

Межпредметные связи : литературное чтение, изобразительное искусство.

Ситуация:

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое отношение было у тучи к солнцу? Что происходило между героями?
  2. А кто был счастливее солнце или туча? Почему?
  3. Почему все радовались солнечным лучам?
  4. Что значит грозовое настроение?
  5. Кого напоминают солнце и туча своими действиями?
  6. Сталкивались ли вы в жизни с жадными людьми? Что вы чувствовали при этом? А щедрыми?
  7. Каким было солнце в конце дня? Почему?
  8. Были ли в вашей жизни моменты, когда вы своими поступками согрели кого-то, подобно солнцу?
  9. Нарисуйте в группах портреты солнца и тучи, показав характер героев, их настроение.
  10. Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?
  11. Напишите, чему бы вы хотели научиться у солнышка (мини- сочинение).

Комментарий:

Дж. Родари сказал: «Говорить о людях можно и, рассказывая о котах, и говорить о важных, серьёзных вещах, рассказывая весёлые сказки». В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное. Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь. Солнце и туча напоминают читателю людей щедрых и жадных. Нужно быть не только добрым, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче. Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим.

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.


Тема урока: « Джанни Родари «Солнце и туча». Секрет счастья». 2 класс (УМК «Школа 2100)

Цель:

Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором.

Задачи:

Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.

Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.

Оборудование:

иллюстрации, интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организация класса

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.

2. Стадия «Вызов».

Я загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Один костёр весь мир согревает,

Он по небу катается, людям улыбается.

(солнце)

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

(туча)

Предположите, каково название произведения, которое мы будем изучать сегодня?

(«Солнце и туча»)

Верно. Откройте учебники на стр 122, прочитайте кто является автором данного произведения.

Что вы о нём знаете?

(
Д. Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения.)

В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры.

Какие произведения Д. Родари вам знакомы?

А жанр произведения, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если правильно вставите глухие согласные. (СКАЗКА)


Читали ли вы сказки Дж.Родари? А хотели бы прочитать?

3. Стадия «Осмысление».

Приём «Чтение с остановками».

1-я стадия

Обратите внимание на иллюстрацию. Опишите её.

(Художник взял яркие сочные краски. Солнце яркое, праздничное, ласковое. Туча грозная, мрачная, тяжёлая. Думаю, что это главные персонажи сказки и между ними может произойти что – то хорошее или не очень хорошее.)

2-я стадия (чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.

Кто знает что такое «колесница»?

1). Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка

Огненная колесница - оранжево-красного цвета, цвета огня

В Какой вопрос возник к автору?

О Почему туча злилась и ворчала?

П Ваши предположения?

И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

    Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх

Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

    Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора

Дырявые руки

Встречались ли вы с таким выражением?

А солнце послушает тучу?

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

    Бултыхнулось – покажите, это как?

Чему удивилась туча?

Что с ней случилось?

Каким было солнце в конце дня? (Счастливым). Почему?

-Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем сказка?».

3-я стадия.

Приём «Кластер».

Работа в группах. Найдите в тексте словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.

Вывод: В каждой группе обсудите, а затем прочитайте характеристики главных персонажей сказки.

4. Стадия «Рефлексия».

Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством этого замечательного писателя. А сейчас я предлагаю вам написать синквейн. Тема: 1 вариант: Солнце.

2 вариант: Туча.

Напоминаю, что синквейн –это поэтическое произведение, которое составляется по правилам.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________


5. Домашнее задание. -Дома попробуйте пересказать сказку от лица одного из персонажей.