Церковь сан витале в равенне интерьер. Мозаики церкви сан-витале

С точки зрения первого впечатления Равенна другим городам Италии, к сожалению, проигрывает по умолчанию. Если по приезду в Рим, Венецию или Верону среднестатистический турист неизменно переживает ощущение всепоглощающего восторга от архитектурных красот города, то внешний облик Равенны произвести WOW-эффект просто не способен.

Маленькие улицы с серыми домиками, несколько башен, да симпатичная площадь Piazza del Popolo.

И то приятное впечатление Piazza del Popolo производит лишь благодаря узнаваемым венецианским аркам Palazzo Veneziano, плюс в центре площади высятся колонны с не менее узнаваемым крылатым венецианским львом и скульптурами Пап — Венеция владела Равенной с 1441-го по 1509 год, вот и разнообразила архитектурный облик города привычными «элементами декора».

Впрочем, резные венецианские арки на городской площади — это скорее символ заката Равенны, города, который согласно Дионисию Галикарнасскому был основан за семь поколений до Троянской войны. В шестом веке до нашей эры здесь жили этруски, о чем свидетельствуют обнаруженные в окрестностях города бронзовые статуэтки с характерными надписями, а при императоре Августе в Равенне стоял морской флот, насчитывающий 250 кораблей — число и по современным меркам внушительное.

На фото: древние саркофаги у Сан-Витале, Равенна

Но если от этрусков и римлян в Равенне мало что сохранилось, то остготское и византийское наследие города огромно. Истинные богатства Равенны сокрыты в местных церквях и баптистериях — это раннехритианские византийские и арианские мозаики и саркофаги, причем, если визайнтийские мозаики можно увидеть, к примеру, в храме Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло () или в Святой Софии в Стамбуле, то образцов арианского искусства в мире наперечет.

Дело в том, что на Никейском соборе 325-го года христианское учение александрийского священника Ария, согласно которому Христос был сотворен Богом и, соответственно, не был равен Всевышнему, было признано ересью, и, хотя таким жестоким гонениям , последователи арианства не подвергались, это направление христианства бесследно исчезло уже в Раннем Средневековье.

В Равенне католики и арианцы сосуществовали вполне мирно до 525 года, ведь остготы, а точнее их король Теодорих, занявший город в 493 году, поддерживал учение арианцев и после Никейского собора. Несмотря на то, что в мае 540 года Равенна перешла в руки византийцев, здесь сохранился Баптистерий Арианцев, построенный королем готов Теодорихом, да и в знаменитая базилика Sant’Apollinare Nuovo изначально была арианской церковью.

На осмотр одних только арианских и византийских мозаик у гостей Равенны уходит не менее двух дней и, даже если искусством Раннего Христианства вы никогда не интересовались, поизвучать мозаики и саркофаги этого итальянского города все же стоит, ведь где еще увидишь Христа в образе пухленького подростка или грозного война? Только в Равенне и больше нигде!

БАПТИСТЕРИЙ АРИАНЦЕВ ИЛИ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА В РАВЕННЕ

Хотя рассказ о мозаиках Равенны все всегда начинают со знаменитого Сан-Витале, на мой взгляд, самая любопытная мозаика города украшает купол маленькой и скромной Церкви Святого Духа.

На фото: мозаика в Церкви Святого духа

Дело в том, что до второй половины шестого века церковь была баптистерием арианцев, построил ее король остготов Теодорих, стремившийся создать в Равенне независимый от католиков церковный институт.

На фото: Христос-подросток, принимающий крещение, Баптистерий арианцев

Под куполом баптистерия изображена сцена крещения Христа, и эта мозаика абсолютно уникальна в своем роде. Согласно католической, православной традиции и Евангелию от Луки Иисус принял Крещение в водах Иордана возрасте 30 лет, арианцы же полагали, что Христос был крещен подростком.

Собственно, мозаика и иллюстрирует крещение Иисуса-подростка. У многих может возникнуть вопрос: а что это за рогатая фигура по правую руку Христа? Объясняем, это дух реки Иордан. Хотя арианцы и относили себя к христианам, они вполне могли изображать в церквях и баптистериях духи рек.

САН-ВИТАЛЕ (S VITALE) — ГЛАВНАЯ БАЗИЛИКА РАВЕННЫ

Сегодня внешний облик Сан-Витале — главного храма Равенны — вряд ли вызовет у вас приступ бесконтрольного эстетического восторга, а ведь Андреа Ангелло, посетивший Равенну в девятом веке нашей эры, писал, что собора, равного по красоте и величественности этому сооружению, нельзя найти на территории Европы.

На фото: базилика Сан-Витале в Равенне

Конечно, с девятого века много воды утекло, и, безусловно, Сан-Витале не идет ни в какое сравнение с красавицей или тем более с Собором Святого Петра в Риме. Однако, когда задумываешься о том, что строительство храма было начато в 525 году нашей эры, а освятили базилику, посвященному Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне — в 548 году, тебя охватывает чувство почти мистического трепета.

Главное сокровище Сан-Витале — византийские мозаики, которыми украшены своды собора. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад, когда строительство собора было завершено.

На фото: мозаики Сан-Витале (S Vitale), Равенна

На центральной мозаике в конхе базилики изображен Спаситель в окружении ангелов, Святого Виталия и епископа Экклезиея — одного из основателей базилики. Сюрприз, на мозаике, которую принято датировать 500 годом нашей эры, Иисус изображен безбородым юношей, что разнится с привычным нам образом Христа.

Мозаика изображающая Христа, Святого Виталия, ангелов и епископа Экклезиея в Сан-Витале

Еще одна интересная деталь — восседает Христос на голубом шаре, что вполне может символизировать земной шар. Казалось бы, мы все знаем, что в дремучей древности люди были уверены, что земля плоская, но на самом деле это не так.

Мозаика, изображающая Христа, Сан-Витале

Подобное заблуждение бытовало в умах простых обывателей, а древнегреческие и древнеримские мореходы уже в пятом веке до нашей эры знали, что земля имеет форму шара, да и греческий ученый Эратосфен еще в 250 году до нашей эры смог довольно точно измерить радиус земли, так что предположение о том, что синий шар может символизировать землю вполне имеет место быть.

Мозаики на боковых стенах аспиды Сан-Витале изображают императора Юстиниана и его супругу Феодору.

На фото: император Юстиниан со свитой, мозаика в Сан-Витале

Тут следует оговориться, что строительство Сан-Витале было начато во время правления в Равенне Амаласунты — дочери остготского короля Теодориха, то есть изначально базилика должна была стать арианской церковью. Однако в 540 году Равенна перешла к византийцам, которые, к их чести, разрушать храм не стали, наоборот, достроили его и украсили мозаиками, конечно, в том числе изображающими византийского императора и его супругу.

На фото: императрица Феодора со свитой, мозаика в Сан-Витале

«Мозаики в то время были аналогом фотографии, — объяснял мне Джакомо, гид Равенны. — Авторы мозаик придавали большое значение деталям, они пытались воссоздать до мельчайших подробностей нюансы костюма, индивидуальные особенности лиц. К примеру, по мозаичному портрету Юстиниана видно, что император не очень любил бриться, у него на лице легкая трехдневная щетина. Портрет же его супруги Феодоры дает нам точное представление о том, какие украшения носили женщины в то время».

На фото: на голове императрицы Феодоры — диадема, на шее — тяжелое ожерелье, в руках императрица держит потир — сосуд для христианского богослужения.

Еще любопытный момент. При оформлении базилики Сан-Витале трудились художники сразу двух школ: римско-эллинистической и византийской. Для первой характерна детальная проработка не только переднего плана мозаики, но и фона, вторые же часто фоном пренебрегали и изображали на мозаиках персонажей исключительно в анфас.

На фото: мозаика, изображающая императора Юстиниана, византийская школа мозаики

Таким образом, Христос и портреты императора Юстиниана и его супруги выполнены мастерами византийской школы, ведь фигуры на мозаиках расположены в анфас и на простом золотом фоне. А вот мозаики пресвитерия храма (пространство между нефом и алтарем), иллюстрирующие библейские сцены, созданы художниками римско-эллинистической школы.

На фото: мозаика жертвоприношение Исаака и гостеприимство Авраама, мозаика выполнена мастерами римско-эллинистической школы

Как видно на фото выше, на них святые изображены не только в анфас, но и в профиль, а на заднем фоне можно увидеть изображения гор, облаков, лесов и другие элементы пейзажа.

МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ

Хотя маленький мавзолей, к слову, одно из старейший сооружений Равенны, его постройку датируют второй четвертью пятого века нашей эры, носит имя Галлы Плацидии, на самом деле он не является местом захоронения дочери римского императора Феодосия Великого.

Галла Плацидия умерла в Риме 27 ноября 450 года и обрела вечный покой в вечном городе. Убедительных доказательств того, что именно она решила в свое время возвести в Равенне мавзолей, тоже нет никаких. Тем не менее, историки предполагают, что это место в древности было часовней, а значит, ничто не мешало дочери Феодосия Великого здесь молиться.

На фото: мозаика в мавзолее Галлы Плацидии

Если внешне мавзолей смотрится более чем скромно, то его внутреннее убранство роскошно. Купол часовни украшен мозаикой работы мастеров римско-эллинистической школы, изображающей звездное небо с золотым крестом в центре композиции.

На фото: мозаика, изображающая звездное небо, купол мавзолея Галлы Плацидии

На фоне темного неба цвета индиго распускается хоровод золотых звезд, а по углам мозаики золотом выложены символы апостолов-евангелистов: лев (Марк), телец (Лука), орел (Иоанн) и ангел (Матфей). На южном и северном люнетах мавзолея — две мозаичные картины в обрамлении узоров, символизирующих райский сад.

На фото: мозаика с орнаментом, символизирующим райский сад, мавзолей Галлы Плацидии

На северном лютене изображен Добрый Пастер, то есть Христос, на южном — Сан-Лоренцо перед казнью, считается, что Святой Лаврентий был заживо сожжен римлянами на металлической решетке.

Добрый пастырь — мозаика в мавзолее Галлы Плацидии, овцы символизируют паству, поза Христа как бы говорит: «Я смотрю за вами, я забочусь о вас».

Кстати, из-за того, что на мозаике на южном лютене изображен Сан-Лоренцо, многие историки предполагают, что в древности мавзолей был часовней, посвященной именно Святому Лаврентию.

Мозаика, изображающая Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) перед казнью. Обратите внимание, на мозаике Святой, идущий на смерть, не выглядит печальным, таким образом художник подчеркивал не только бесстрашие Сан-Лоренцо, но и правильность выбранного им пути.

В центре мавзолея установлен саркофаг, но кто именно был в нем похоронен, похоже, так навсегда и останется загадкой. В свое время исследователи вскрыли саркофаг, проделав в тыльной стороне каменного основания небольшое отверстие, но, когда к отверстию поднесли свечу, прах, находившийся в саркофаге, воспламенился и в считанные секунды сгорел дотла, так что выяснить, кто же был похоронен в мавзолее, теперь не представляется возможным.

SANT’APOLLINARE NUOVO

Изначально Sant’Apollinare Nuovo была арианской церковью, ведь построили ее в период с 493-го по 526 год, когда в Равенне владычествовали остготы. Затем в 556 — 565 годах власть перешла в руки византийцев, и император Юстиниан передал церковь католикам.

На фото: Sant’Apollinare Nuovo, Равенна

Вначале ее посвятили Святому Мартину, но в девятом веке сюда по инициативе равенского епископа перенесли мощи Святого Аполлинария, и церковь самопроизвольно переименовалась в Sant’Apollinare Nuovo (приставка Nuovo, то есть «новая» появилась дабы не путать храм с арианской базиликой Sant’Apollinare в Классе, тоже расположенной неподалеку).

Внутреннее помещение церкви разделено двумя рядами колон, над которыми красуются мозаики, созданные в конце пятого-начале шестого веков. На нижних рядах мы видим изображения христианских мучеников и святых женщин.

На фото: мозаики Sant’Apollinare Nuovo

Процессии дев и мучеников, изображенные на нижних рядах мозаики, любопытны тем, что при общей схожести ни одна фигура не повторяет другую, разница заметна не только в деталях одежды, но даже в выражении лиц святых.

Святые девы, мозаика в Sant’Apollinare Nuovo

Мозаики на верхнем ряду — между окнами — иллюстрируют сцены Евангелия. Хотя точно сказать, какие мозаики Sant’Apollinare Nuovo были созданы арианцами, а какие позже католиками — невозможно, однако легко заметить, что иллюстрации сцен жизни Христа на верхнем ряду мозаик очень разнятся по стилю. На некоторых мозаиках Христос выглядит таким, каким его изображают в католической традиции, на других же Спаситель юный и безбородый.

На фото: Христос на арианской мозаике в Sant’Apollinare Nuovo

Самое популярное объяснение этой стилистической разницы следующее. Считается, что большинство мозаик было создано арианцами, но после того, как Sant’Apollinare Nuovo перешла к католикам некоторые изображения Христа были отредактированы с учетом католических канонов.

На фото: переложенная католиками мозаика в Sant’Apollinare Nuovo, образ Христа более соответствует каноническому.

Кстати, по одной из гипотез, католики отретушировали не только часть изображений Христа на арианских мозаиках, но и придали мозаичному портрету короля остготов Теодориху сходство с императором Юстинианом, так что теперь понять, какой именно государственный лидер изображен на мозаике в Sant’Apollinare Nuovo, весьма проблематично.

СОБОРНЫЙ ИЛИ НЕОНОВЫЙ БАПТИСТЕРИЙ

Соборный баптистерий был построен в первой четверти пятого века, то есть тоже во времена арианцев. Но мозаикам неонового баптистерия не очень повезло, их, как и в Sant’Apollinare Nuovo, отретушировали католики, то есть на украшающей купол мозаике Крещение Господне, Иисуса-подростка превратили в Иисуса тридцатилетнего, сделали это очень простым способом — переложили мозаику, изображающую лик Спасителя.

На фото: крещение Христа — мозаика в Неоновом баптистерии, Равенна

В результате сцена Крещения Христа смотрится, как нечто среднее между арианской и католической версиями: Христос выглядит тридцатилетним, но по левую руку от Спасителя мы видим дух реки Иордан, что, конечно, к католичеству не имеет никакого отношения.

Кстати, помимо лица Христа, католики переложили мозаичное изображение и Иоанна Крестителя, а заодно добавили на мозаику голубя — символ Святого духа.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Еще одну любопытную мозаику арианцев можно увидеть в Архиепископском музее, что расположен в двух шагах от Неонового баптистерия. Имеется в виду мозаика Христос-войн в капелле архиепископа.

На фото: мозаика Христос-воин, Равенна

На мозаике, созданной во времена арианцев, Христос изображен безбородым молодым человеком, в одной руке он держит крест, правда, крест скорее напоминает меч, в другой — книгу, раскрытую на странице со словами: «Я есть дорога, истина и жизнь», ногами Христос попирает гидру и льва — символы зла в традиции арианцев.

Рассматривая мозаику с изображением воинственного Христа, начинаешь особенно явственно понимать, что многие символы исчезнувших направлений Раннего Христианства — прямые наследники античной традиции, к примеру, гидра и лев — классическое заимствование из мифов о Геракле.

И в финале фотография барельефа саркофага, увиденного мной в Равенне возле Sant’Apollinare Nuovo. Центральная фигура барельефа изображает не Диониса, как можно было бы подумать, а опять же Христа в окружении апостолов Петра и Павла.

Словом, отличный пример того, о чем говорил немецкий историк искусства Аби Варбург, посвятивший жизнь изучению трансформации традиций в классическом искусстве, а Равенна — город-сокровищница, где подобные уникальные примеры миграции образов из одной культурной традиции в другую можно встретить на каждом шагу.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Церковь была заложена при епископе Экклесии (526 г.), декорация ее закончена в 545 г., освящена - в 547 г. Церковь относится к постройкам центрического типа и представляет собой восьмиугольный мартирий. В конхе апсиды - Спас Эммануил, восседающий на мандорле небесного цвета. Христос протягивает мученический венец св. Виталию, которого представляет ангел.

Мозаика конхи апсиды (Спас Эммануил) церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547

С другой стороны ангел подводит к Спасителю патрона - строителя церкви св. Экклесия. Из-под ног Спасителя вытекают четыре евангельские реки. Ангелы и святые расположены по сторонам Христа симметрично: св. Виталий принимает от Господа дар, св. Экклесий сам преподносит Христу модель храма.

Святые словно не видят друг друга. Некая незримая пелена обволакивает и разобщает их. Они жили в разное время, никогда не встречались друг с другом, но вместе предстали перед Царем Небесным. Время разделило их, а вечность - объединила.

Ангелы,несущие хризмы.

4 евангелиста: Марк, Лука, Матфей, Иоанн

Моисей, получающий законы (скрижали) Троица

Символически тема жертвы на всех уровнях соотнесена с жертвой Христа, начиная от ветхозаветных ее прообразов и заканчивая темой принесения даров реальными светскими и церковными властителями - Экклесием, Максимианом (епископом Равенны), Юстинианом и его супругой. Не случайно в куполе церкви изображен главный христианский жертвенный символ - Агнец, венчающий мироздание. Медальон с Агнцем поддерживают четыре ангела - символы четырех сторон света - в окружении райских дерев и растений, птиц и животных. Склоны триумфальной арки украшают медальоны с полуфигурами апостолов вокруг Спасителя в замке арки.

Мозаика купола церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547 .

В апсиде церкви изображены две процессии, приносящие дары храму. Одну из них возглавляет император Юстиниан, в прошлом бедный иллирийский крестьянин, благодаря удаче и решительности вознесшийся к высотам императорского сана и явивший в редком сочетании властолюбие и аскетизм, великодушие и коварство.



Император Юстиниан

Юстиниан предоставил византийской церкви новые экономические и юридические льготы, даровал ей земли и имущество. По его словам, «источником всех богатств церквей является щедрость императора». Поэтому в равеннской мозаике императорская чета представлена как дарители (донаторы) - оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды. Акт принесения «жертвы» земными правителями тесно перекликается с темой чистой жертвы Христа. Дары Юстиниана и его жены становятся символом вечного донаторства византийских властителей христианской церкви.

Император Юстиниан со свитой. Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. Фрагмент. 526-547. Во главе другой процессии - супруга императора Юстиниана Феодора. Феодора, дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, смелая и умная, своекорыстная и мстительная, энергичная и прекрасная - по праву считается самой знаменитой женщиной византийской истории. Императрица Феодора со свитой. Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. Фрагмент. 526-547

Мы находимся в итальянском городе Равенна, напротив церкви Сан-Витале. Это очень значительная церковь 6 века. Очень старая. И она необычна тем, что это храм центрического типа. То есть, вся его структура строится вокруг центра, в отличии от базилики с ее продолговатой осью. Верно. Ведь при слове "церковь" мы представляем себе здание в виде креста, с длинным центральным проходом - нефом. А здесь его нет. Зато есть внутренняя галерея, окружающая пространство в центре. В этой конкретной церкви, на ее восточной стороне, есть также выступ с апсидой на конце. Снаружи видно, что у Сан-Витале восемь сторон, то есть, это восьмигранник. А над ним возвышается еще один, поменьше. Снаружи стены выложены кирпичом. Когда-то из этих кирпичей возводили древнеримские здания, а в 6м веке их брали оттуда и использовали снова. Стены усеяны окнами, и здесь это особенно важно, потому что внутри храм украшен просто великолепными мозаиками, которые сохранились со времен раннего Средневековья. И, конечно, зодчим хотелось, чтобы золото и яркие цвета мозаики сияли в лучах солнца. Давайте же зайдем внутрь и посмотрим. Итак, мы входим в церковь. Купол возвышается над нами. А полукруглые выступы, которые опираются на колонны, волнами движутся вокруг нас. Здание поддерживают массивные опоры, но при этом оно все равно выглядит изящно. Взгляните на то, как колонны на втором ярусе дублируют колонны на первом. Они обрамляют все пространство внутренней галереи внизу и возносятся ввысь на втором, верхнем ярусе. Но главное сокровище этой церкви находится в восточной части. Пойдемте туда. Восточный придел церкви Сан-Витале полностью покрыт мозаикой. Она состоит из крошечных кусочков цветного и позолоченного стекла, отражающих свет. Мы приближаемся к апсиде - вот этому полукруглому выступу. Здесь три огромных окна, а сразу над ними расположена большая мозаика. В центре мы видим Христа. В пурпурных одеждах он царственно восседает на земном шаре. Прямо под ним текут четыре реки рая, а по бокам стоят ангелы. В левой руке Христос держит книгу Апокалипсиса: на ней видны семь печатей. А правой рукой он протягивает венец святому Виталию, главному мученику этого города. В правой части мозаики изображен Экклесий, епископ Равеннский, который заложил этот храм и спонсировал его строительство. Вот он протягивает церковь ангелу, стоящему возле Христа. Вся апсида покрыта мозаикой с изображениями фигур, декоративных узоров. А для поверхностей, выложенных мрамором, плиты нарезали и составили так, чтобы получился красивый абстрактный рисунок. Городок, в котором был возведен столь роскошный храм, расположен вдали от столицы империи, но это подчеркивает его важность. Прямо над алтарем изображен Агнец Божий. Это один из символических образов Христа, поэтому у него есть нимб. Агнец воплощает идею жертвы Христа во имя спасения человечества. Агнец окружен лавровым венком, который символизирует торжество христианства. Венок держат четыре ангела, которые стоят на сферах, отсылающих нас к изображению Христа в апсиде. А здесь, на арке в начале алтарной части, мы вновь видим Христа, но теперь он уже старше. Да, в центре находится оплечное изображение Христа. Его окружает мандорла - радужное сияние. Вправо и влево от центра арки идут изображения 14 фигур, включая апостолов. Мы видим сцены из Ветхого Завета - в основном те, что предвосхищают жизнь Христа и его распятие, - а также сцены из Нового Завета. Колонны в храме очень декоративны. Они сделаны из высококачественного мрамора, привезенного с Востока. На мой взгляд, самое примечательное в них - то, что их создатели полностью отошли от классических ордеров. Эти колонны не дорические, не ионические, не коринфские. Ранние христиане старались создать свою архитектурную иконографию. А над капителью расположена так называемая "пята", которая помогает осуществить переход от колонны к арке. Две самые главные мозаики Сан-Витале находятся по обе стороны апсиды. На них изображены император Юстиниан и его супруга Феодора. На самом деле Юстиниан и Феодора никогда не приезжали в Равенну. Считается, что на мозаиках их изобразили для того, чтобы утвердить их власть над городом. Большую часть 5 века Равенна находилась под властью Теодориха, короля остготов. А Теодорих был арианином, то есть, он не признавал догматы Православия. Ариане верили в то, что Христос был создан Богом-Отцом, а значит, подчинялся ему в иерархии Троицы. В отличие от православных, они не считали Христа единосущным Богу-Отцу. Поэтому Юстиниан, правивший Византией в начале 6 в, отправил полководца Велисария в Италию, чтобы тот завоевал ее, отбил Равенну и восстановил там Православие. В итоге арианская ересь была подавлена, и здесь мы видим утверждение власти Византийской империи над Италией. Юстиниан показывает, что хоть сам он на Востоке, в Константинополе, но власть его сильна и здесь, в Равенне. Власть духовная идет рука об руку с политической и властью императора. Юстиниан стоит в центре, в пурпурных одеждах. Этот цвет ассоциировался с царской властью. Его окружают придворные, а также представители церкви и военные. Три центра власти: церковь, император и армия. Обратите внимание, что черты некоторых фигур более оригинальны. В изображениях Юстиниана и Максимиана больше индивидуальности. Весьма вероятно, что их современники узнали бы и других людей из окружения императора, но у нас нет точных сведений. А вот воины выглядят более безликими. Власть императора Юстиниана божественна, поэтому у него над головой нимб. Он протягивает сосуд для Евхаристии в сторону Христа в апсиде. Да, в этот сосуд помещали хлеб для таинства Евхаристии. Фигура Юстиниана расположена в центре композиции, в фронтальной позе впрочем, на этой мозаике все фигуры во фронтальных позах. Изображения схематичные, довольно условные, средневековые. Натурализм классической традиции остался в прошлом. И если присмотреться к фигурам, то станет ясно, что художников не слишком заботила точность пропорций. Ноги будто не чувствуют веса тела. Фигуры словно парят в пространстве вечности, а не стоят на земле. Рядом с Юстинианом мы видим епископа Максимиана - его имя написано сверху, хотя это поздняя вставка - и двух священников. В руках у Максимиана большой крест, украшенный каменьями, а одежды его тоже пурпурные, что связывает его с властью императора. В руках у священника, стоявшего рядом - Евангелие в богатом окладе, а у третьего - кадило. В целом на мозаике изображена процессия, которую император ведет для совершения таинства Евхаристии. И Евхаристия действительно свершалась в алтарной части церкви. По византийской традиции, фигуры на мозаике изображены на золотом фоне. Говоря "Византия", мы подразумеваем столицу империи, Константинополь, Теперь он называется Стамбул. Обратите внимание на тессеры - вот эти разноцветные стеклянные кубики. Многие из них золотые. Это что-то вроде бутерброда: лист золота всунут между двумя кусочками прозрачного стекла. Тессеры вставляют в стену под таким углом, чтобы свет красиво играл на них и отражался, оживляя поверхность, поэтому при свете свечей и лампад мозаика смотрелась совершенно изумительно. Давайте теперь посмотрим на противоположную стену, где изображена Феодора, супруга Юстиниана. Эта мозаика расположена справа от окон апсиды, прямо напротив изображения императора. Таким образом утверждается, что Феодора обладала властью, равной власти Юстиниана. Это была очень могущественная женщина, хотя она происходила из низшего сословия и якобы была даже гетерой. Сохранилось несколько ярких описаний ее прошлого. На мозаике она предстает в невероятно изысканных одеждах и украшениях с рубинами, изумрудами, сапфирами и огромным жемчугом. Над головой у нее нимб, как и у Юстиниана, но это свидетельствует не о ее святости, а о божественном происхождении ее власти. В руках у Юстиниана было блюдо для хлеба, для Евхаристии, а Феодора держит потир для вина, тоже для Евхаристии. И она тоже предстает в окружении, символизирующем имперский двор. Занавес поднят, и Феодора будто уже готова принять участие в таинстве Евхаристии. Византийские наряды поражают воображение. Создатели мозаики словно попытались перенести всю роскошь Константинополя сюда, в Равенну. Subtitles by the Amara.org community

Новую страницу в истории Равенны открывает 540 год - год ее завоевания византийским полководцем Велисарием. С этого момента и вплоть до 751 года, когда Равенну захватили лангобарды, город прочно с. 43
с. 44
¦ входил в состав Византийской империи. При таком положении вещей естественно было бы ожидать появления в Равенне греческих мастеров. Однако этого как раз не случилось. По всей видимости, местные мастерские мозаичистов были настолько крепкими, что византийские чиновники и духовенство предпочитали пользоваться их услугами, нежели приглашать мастеров из-за моря. В лучшем случае может идти речь лишь об использовании равеннскими художниками византийских образцов (миниатюр, изделий из слоновой кости) в качестве предметов для подражания. Но ни в одной равеннской мозаике VI века нельзя опознать руку византийского мастера. Поэтому так беспочвенны неоднократно высказывавшиеся гипотезы о приглашении в Равенну многочисленных артелей византийских мозаичистов 29 . Еще более бездоказательны утверждения, будто византийское искусство впервые пришло на смену равеннскому в мозаиках Сан Витале 30 . И в данном случае мы имеем дело с равеннским искусством, хотя и находившимся под сильным византийским влиянием. В двух других равеннских памятниках пятого десятилетия VI века (Сант Аполлинаре ин Классе и Сан Микеле ин Аффричиско) местные традиции не только господствуют, но и претерпевают ряд таких изменений, которые можно рассматривать как дальнейшее развитие наметившихся уже в мозаиках эпохи Теодориха стилистических сдвигов.

29 Эта точка зрения была одно время особенно популярной у ряда исследователей XIX века (Ж. Лабарт, Ф. Грегоровиус, Ш. Байе, Э. Мюнц, Э. Добберт, В. Шульце и другие). См.: Е. К. Редин, Мозаики равеннских церквей. С.-Петербург 1896, 5–7.

30 G. Galassi. La prima apparizione dello stile bizantino nei mosaici ravennati. - Atti del X Congresso internazionale di storia dell"arte. Roma 1912, 74–79; Id. Roma о Bisanzio, I, 97; G. Bovini. Mosaici di Ravenna. Milano 1956, 35.

Церковь Сан Витале 31 представляет из себя восьмиугольный мартирий византийского типа, близкий к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Она была заложена еще при епископе Экклесии (521–532), но построена между 538 и 545 годами. По-видимому, все ее мозаики одновременны (546–547), и различие их стиля следует объяснять не тем, что они исполнены в разное время, а тем, что здесь работали разные мастера, к тому же использовавшие разные образцы. Церковь Сан Витале возведена на средства богатого банкира Юлиана Аргентария, которого теперь склонны рассматривать как тайного агента Юстиниана, подготовившего захват Равенны Велисарием. Храм был торжественно освящен в 547 году епископом Максимианом (546–554), ставленником того же Юстиниана 32 . Этот некогда скромный диакон из Поло (Пула) в Истрии был направлен византийским императором в Равенну для проведения угодной ему религиозной политики. Максимиану пришлось преодолеть сильное сопротивление равеннцев, симпатии которых он в конце концов завоевал богатыми дарами и постройкой многочисленных церквей.

31 J. Quitt. Der Mosaiken-Zyklus von S. Vitale in Ravenna. Eine Apologie des Diophysitismus aus dem VI. Jahrhundert. - ByzDenkm, III 1903, 71–109 (рец. А. Баумштарка: ОС, I 1904, 423 ff.); Galassi. Roma о Bisanzio, I, 86–100, tav. LXXI–ХCIII; R. Delbrück. Portraits aus den Kaisermosaiken in San Vitale. - AntDenkm, IV 1931, 10–11; J. Strzygowski. Asiens bildende Kunst. Augsburg 1930, 405–415; R. Bartoccini. Un restauro ai mosaici di San Vitale. - FelRav, 43 1934, 58–61; K. M. Swoboda. Die Mosaiken von San Vitale in Ravenna. - Neue Aufgaben der Kunstgeschichte. Brünn 1935, 25–44; S. Bettini. Die Mosaiken von San Vitale in Ravenna. Berlin 1940; G. Rodenwaldt. Bemerkungen zu den Kaisermosaiken in San Vitale. - JdI, 59–60 (1944–1945) 1949, 88–100; S. Muratori. I mosaici ravennati della chiesa di San Vitale. Bergamo 1945; G. Mesini. I musaici (della chiesa di S. Vitale). - ArtGr, 375 1947, 8–10; E. Tea. Una rappresentazione dell"offertorio in S. Vitale. - Ibid., 15–16; C. Cecchelli. Le «Imagines» imperiali in S. Vitale. - FelRav, 54 1950, 5–13; L. Ringbom. Graltempel und Paradies. Beziehungen zwischen Iran und Europa im Mittelalter. - Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets akademiens Handlingar, 73. Stockholm 1951, 148 ff.; F. W. Deichmann. Contributi all" iconografia e al significato storico dei mosaici imperiali in S. Vitale. - FelRav, 60 1952, 5–20; P. Toesca. S. Vitale in Ravenna. I mosaici. Milano 1952; F. W. Deichmann. Gründung und Datierung von San Vitale zu Ravenna. - L"Art del I millenio. Torino 1953, 111–117; S. Bettini. Quadri di consacrazione nell"arte bizantina di Ravenna. - Ibid., 152–180; O. von Simson. Zu den Mosaiken von S. Vitale in Ravenna. - BZ, 46 1953 1, 104–109; G. Bovini. S. Vitale di Ravenna. Milano 1955; P. Michelis. Zur Ikonographie der Mosaiken des Presbyteriums von S. Vitale in Ravenna. - Wissenschaftliche Zeitschrift der Ernst Arndt-Universität Greifswald, Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe I, V 1955–1956, 63–67; A. Bode. Das Rätsel der Ваsilicа di San Vitale in Ravenna. - ZKunstg, XX 1957 1, 52–79; A. Byvanck. I mosaici imperiali di S. Vitale di Ravenna. - CorsiRav, 1958 1, 49–54; Volbach. Frühchristliche Kunst, 76–77, Abb. 157–167; G. Stričević. Iconografia dei mosaici imperiali a San Vitale. - FelRav, 80 1959, 5–27; K. Hauck. Un"immagine imperiale a S. Vitale non ancora identificata. - Ibid., 28–40; K. Wessel. San Vitale in Ravenna. Ein Bau Theoderichs des Grossen? Zu alten und neuen Thesen. - ZKunstg, XXII 1959 3, 201–251; F. Gerke. Nuovi aspetti sull"ordinamento compositivo del mosaici del presbiterio di San Vitale di Ravenna. - CorsiRav, 1960 2, 85–98; A. Grabar . Quel est le sens de l"offrande de Justinien et de Théodora sur les mosaïques de Saint-Vital? - FelRav, 81 1960, 63–77; Ch. Delvoye. Sur la date de la fondation des Saints-Serge-et-Bacchus de Constantinople et de Saint-Vital de Ravenne. - Hommage à L. Hermann. Bruxelles 1960, 263–276; L. Mirkovič. Die Mosaiken von San Vitale zu Ravenna. - Akten XI. Internationalen Byzantinistenkongresses, 396–404; E. Battisti. Per la datazione di alcuni mosaici di Ravenna e di Milano. - Scritti di storia dell"arte in onore di M. Salmi. Roma 1961, 101 ss.; G. Bovini. Significato dei mosaici biblici del presbiterio di S. Vitale di Ravenna. - Corsi Rav, 1962, 193–215; G. Stričević. Sur le problème de l"iconographie des mosaïques impériales de Saint-Vital. - FelRav, 85 1962, 80–100; Л. Мирковиħ. Мозаици у цркви San Vitale у Равени. - Богословље, XXII 1–2 1963, 53–81; M. Lawrence. The Iconography of the Mosaics of S. Vitale. - Atti del VI Congresso internazionale di archeologia cristiana. Città del Vaticano 1965, 123–140. Наиболее убедительное толкование мозаик пресбитерия дают Е. К. Редин (Мозаики равеннских церквей, 125 и сл.) и К. Нордстрем (Ravennastudien, 93–98, 102–119). Все домыслы А. Бoде о принадлежности мозаик Сан Витале к эпохе Теодориха носят совершенно фантастический характер, так как они не опираются на непосредственное изучение памятника, а представляют из себя чисто литературную конструкцию.

32 См.: M. Mazzotti. L"attività edilizia di Massimiano di Pola. - FelRav, 71 1956, 5–30; G. Bovini. Massimiano di Pola arcivescovo di Ravenna. - Ibid., 74 1957, 5–27.

Попадая в Сан Витале, сразу оцениваешь специфические свойства мозаики, которая лишь здесь по-настоящему раскрывает таящиеся в ней красоты. Мозаика на гладких поверхностях (например, на стенах базилик) никогда не смотрится так, как на изогнутых (на арках, сводах, конхах, парусах и тромпах). Только тут она обретает полноценное эстетическое значение, поскольку размещенные под различными углами кубики смальты начинают искриться и переливаться различными оттенками. Это как раз и можно наблюдать в интерьере Сан Витале. Центральное подкупольное пространство охвачено восемью высокими арками. Через одну из них открывается пресбитерий, семь других заключают экседры и разделены на два этажа колоннами и аркадами. Большое главное помещение воспринимается в потоках света, который льется из окон купола и арочных проемов галерей. Лучи света, идущие в разных направлениях, дематериализуют мозаику, заставляя загораться неземным блеском ее поверхность. Под влиянием неравномерного освещения краски мозаичной палитры приобретают такое богатство и разнообразие оттенков, которое тщетно было бы искать в мозаиках, освещенных ровным рассеянным либо прямым и слишком ярким светом. Для верного художественного восприятия мозаика нуждается в таинственном, мерцающем освещении. Недаром она так хорошо сочетается с горящими свечами. И мозаики Сан Витале дают нам почувствовать очарование того вида монументальной живописи, который был излюбленным в раннехристианских и византийских храмах и который представлен в наше время лишь несколькими случайно сохранившимися памятниками.

В Сан Витале мозаика украшает апсиду и арку, свод и стены пресбитерия (вимы). В конхе апсиды представлен восседающий на сфере земной Христос Еммануил (табл. 52) . Левой рукой он опирается о свиток, скрепленный семью печатями, а правой рукой протягивает венец мученической славы св. Виталию, которого ему представляет ангел. Другой ангел встречает епископа Экклесия, несущего в дар модель основанной им церкви. Из скалистой почвы, усеянной лилиями, вытекают четыре тайных реки, которые символизируют четыре Евангелия. Подчеркнуто симметричная композиция и яркие, напоминающие драгоценные эмалевые сплавы краски (зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, белая в сочетании с золотом) придают всему изображению особо торжественный характер. Мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению. Здесь работали опытные мастера, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах.

Гораздо грубее, но по-своему экспрессивнее мозаики пресбитерия, принадлежащие другим художникам, чье творчество более крепко связано с местными традициями. Эти мозаики имеют сложное символическое содержание, в основе которого лежит идея о жертвенной природе Христа. Поэтому здесь, в соответствии с литургией, акцент поставлен на ветхозаветных изображениях, намекающих на крестную смерть Христа и на таинство евхаристии. На своде зритель видит медальон с мистическим Агнцем, который поддерживают четыре ангела, а на стенах парящих ангелов, несущих медальоны с крестами, Гостеприимство Авраама (табл. 53) (наглядная демонстрация отрицавшегося арианами равенства Сына Божьего лицам св. Троицы) 33 , Жертвоприношения Авраама, Авеля и Мельхиседека (ветхозаветные прообразы крестной смерти Христа и с. 44
с. 45
¦ его священнического сана), фигуры пророков Иеремии и Исаии (ветхозаветные прообразы евангелистов) 34 и три сцены из жизни Моисея: Моисей получает законы, Неопалимая купина на горе Хорив и Моисей пасет стада своего тестя Иетра (теологи рассматривали Моисея как образ и подобие Христа). Тройные арочные проемы верхней галереи фланкированы, по две с каждой стороны, изображениями четырех евангелистов и находящимися над ними их символами (евангелисты здесь введены как авторы повествования об евангельских событиях и как распространители христианского учения). На входной арке размещены медальоны с полуфигурами Христа, двенадцати апостолов и сыновей св. Виталия святых Гервасия и Протасия. Наконец, на триумфальной арке представлены два летящих ангела, которые несут медальон с крестом, и два града: Иерусалим и Вифлеем.

33 Гостеприимство Авраама имело и другое символическое значение, поскольку принесение в жертву тельца рассматривалось как прообраз пасхального агнца, т. е. крестной смерти Христа. См.: Nordström. Ravennastudien, 115.

34 Пророки Исаия и Иеремия были выбраны и потому, что они предсказали воплощение Сына Божия и его страдания. См.: Nordström. Ravennastudien, 118

Мозаики пресбитерия, частично пострадавшие от грубых реставраций, несколько выпадают из рамок равеннского искусства своей нарочито сложной символикой, которую, как известно, высоко ценили в Константинополе. Возможно, иконографическая программа этих мозаик восходит к византийским источникам. Но по стилю и характеру выполнения - смелому, экспрессивному и в то же время несколько грубоватому - мозаики неотделимы от художественной культуры Равенны. И в них дает о себе знать упрощение формы и цветовых соотношений. Однако мозаикам пресбитерия присущи сила и непосредственность выражения, что во многом компенсирует примитивность технических приемов. Особенно примечательна трактовка скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зеленые, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом. На расстоянии эти краски выявляют объем блоков, вблизи же они воспринимаются в виде ослепительно яркого ковра, чарующего глаз красотою самых неожиданных цветовых сочетаний, которые странным образом напоминают украшенные эмалями варварские изделия из золота.

Особое место среди мозаик Сан Витале занимают портреты Юстиниана и Феодоры, размещенные на боковых стенах апсиды, по сторонам от окон. Для их исполнения были выбраны, по-видимому, лучшие из равеннских мастеров, которым дали столичные образцы. Это должны были быть царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования. Такие портреты обычно включали в себя фигуры императора и императрицы с ближайшей свитой. В Равенну могли попасть и другого типа композиционные схемы, применявшиеся при изображении императорской четы во время торжественных выходов, когда она приносила драгоценные дары какой-нибудь церкви. Перед равеннскими мозаичистами стояла трудная задача: создать на основе таких столичных образцов оригинальные композиции, которые передавали бы вымышленные исторические события, никогда не находившие себе места в действительности. И они неплохо справились с этой непривычной для них задачей.

Юстиниан изображен приносящим в дар церкви тяжелую золотую чашу (табл. 54–56) . Он представлен, как и все другие, в строгой фронтальной позе. Голова его, увенчанная диадемой, окружена нимбом. Так как царь обычно снимал диадему при входе в нарфик, где его встречало духовенство, есть основание полагать, что на мозаике запечатлен момент, когда процессия еще не вошла в церковь. Справа от Юстиниана стоят двое придворных в патрицианских одеждах - это, вероятно, известный византийский полководец Велисарий и praepositus, один из высших чинов византийского двора (только он и патриарх имели право возлагать диадему на голову императора). Далее мы видим телохранителей, чьи фигуры полуприкрыты парадным шитом с монограммой Христа. За левым плечом Юстиниана виден пожилой человек в одежде сенатора, являющийся несомненным портретом (эту фигуру долгое время необоснованно принимали за изображение банкира Юлиана Аргентария). Часть композиции слева от Юстиниана заполнена фигурами епископа Максимиана с крестом в руке и двух диаконов, один из которых держит евангелие, а другой - кадило. Мозаичист допустил явный композиционный просчет, так как крайняя фигура едва уместилась на отведенном ей месте, и ее слегка вытянутая левая рука, как бы указывающая путь для процессии, перерезает поддерживающую кассетированное перекрытие колонну. В этом групповом портрете Юстиниан и Максимиан выступают как авторитарные представители светской (imperium) и церковной (sacerdotium) власти, причем первый облачен императорской potestas, а второй - епископской auctoritas. Поэтому их фигуры занимают доминирующее место. По той же причине над головой епископа красуется горделивая надпись: Maximianus. Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем все ослепительное богатство их палитры - начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелеными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырех центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и печать глубокой убежденности.(табл. 57–60) . Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum). В руках она держит золотую чашу, на ее голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трех несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей с. 45
с. 46
¦ торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди склонен рассматривать как «нишу прославления» (Glorifikationsnische) 35 . Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велисария. И здесь роскошные византийские одеяния дали мозаичистам повод блеснуть изысканными колористическими решениями. Особенно красивы краски на трех центральных женских фигурах. Их лица набраны из более мелких и более разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Лица остальных придворных дам, как и лица стражи в мозаике с Юстинианом, носят стереотипный характер и мало выразительны. В них высокое искусство уступает место ремеслу и рутине.

35 A. Alföldi. Insignien und Tracht der römischen Kaiser. - RömMitt, I 1935, 133 ff

Мозаики Сан Витале, выполненные в одно время, но разными мастерами, наглядно свидетельствуют о том, насколько богатыми кадрами художников обладала Равенна еще в середине VI века. Об этом же говорят и мозаики Сант Аполлинаре ин Классе и Сан Микеле ин Аффричиско, в которых, однако, сильнее дают о себе знать местные равеннские черты и где уже ясно чувствуется начинающийся упадок монументальной живописи Равенны. с. 46
¦



Базилика Сан Витале - Basilica Di San Vitale. Сан Витале, или Cобор Cвятого Виталия построен в VI веке. Базилика с 1996 года входит в число восьми памятников Равенны , внесенных ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия. Выделяется среди них совершенством своих мозаик. Тут можно приобрести единый билет по очень дешевой цене, который дает право посетить пять самых знаменитых музеев Равенны.

Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием (Ecclesius) после его возвращения из командировки в Византию. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебряника)(Julianus Argentarius), который также финансировал строительство базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан (Maximian). Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Внутренняя отделка создавалась разными авторами с 546 по 547 годы.

По легенде, именно здесь находится прах Святого Виталия – этот оригинальный александрийский монах тяжким трудом зарабатывал деньги, потом шел в публичный дом и просто так отдавал их проституткам, чтобы те могли "завязать". Понятное дело, когда монах умер, толпы дам легкого поведения тяжело переживали такую утрату и пришли оплакивать его!

В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. В XVI веке из-за угрозы затопления пол базилики подняли над уровнем земли на 80 см, убрали деревянные хоры, перестроили внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы. В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи (Barozzi, Gandolfi) и венецианца Гвараны (Jacopo Guarana).

Это восьмиугольное сооружение с простыми и гладкими наружными стенами, увенчано гранёным барабаном купола, изнутри стены отделаны мраморными плитами, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом. Все окружности и своды выложены мозаикой в византийском стиле.

Конха (полкупол) апсиды (полукруглого выступа) украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере. На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении официальных лиц, сотрудников и охранников. Император Юстиниан и его супруга Феодора (середина VI века) в Равенне никогда не бывали, однако считается, что именно при них город достиг наивысшего расцвета. Триумфальная арка Сан Витале украшена мозаикой с изображением семи пар рогов изобилия в окружении цветов и птиц. На склонах входной арки пресбитерия (пресбитарий - пространстов между нефом - холлом - и алтарем) помещены 14 медальонов (по 7 на каждой стороне) с полуфигурами апостолов и святых, а в замке арки медальон с ликом Христа. Медальоны разделяются парами дельфинов. Художественное исполнение мозаик пресбитерия гораздо грубее, тематика мозаик посвящена символическому содержанию идеи жертвы Христовой, которая раскрывается через ветхозаветные образы и сюжеты. Мозаики левой стены посвящены событиям из жизни патриарха Авраама. Центр правой стены занимает композиция с изображением жертвоприношений Авеля и Мельхиседека. Слева от центральной мозаики - явление Моисею неопалимой купины и получение им скрижалей. Арочные проёмы верхней галереи украшены изображениями четырёх евангелистов и их символами. Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца с четырьмя ангелами.

Важная достопримечательность базилики Сан-Витале - раннехристианские гробницы, которые помещены в галереях. Из них особенно выделяется мраморная гробница экзарха Исаака V века. Гробница декорирована рельефной резьбой с сюжетами из Ветхого Завета. Интересна внутренняя конструкция купола диаметром в 16 метров: он держится на восьми опорах, которые образуют в центре базилики ротонду. Между главными столбами в ней размещены аркады в два яруса.

Базилика находится в комплексе зданий бывшего бенедиктинского монастыря Сан Витале. Направляясь к монастырскому комплексу Сан Витале по Via Giuliano Argentario, близ пересечения с улицей Via San Vitale вы обнаружите его ворота; пройдя через них прямо перед собой вы увидите Базилику Сан Витале , слева - здание Национального музея Равенны и вход в него; за базиликой - Мавзолей Галы Плацидии . Все три достопримечательности находятся она одной огороженной территории, вход возможен через упомянутые выше ворота.

Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00. Вход: полная стоимость единого билета "Мозаики Равенны" - 9,5 Евро, льготная стоимость - 8,50 Евро. Бесплатный вход для детей до 10 лет. По единому билету можно осмотреть Архиепископский музей (часовню Сан Андреа и трон слоновой кости), Неонианский баптистерий, базилику Сант Аполлинаре Нуово, базилику Сан Витале и мавзолей Галлы Плацидии. С 1 марта по 15 июня за осмотр последнего нужно доплачивать к единому билету 2 Евро. Базилика закрыта 25 декабря.

Via San Vitale, 17
Пока нет...
Пока нет...