Сочинение на тему женские образы в романе «Герой нашего времени. Сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени» М.Ю

Все поэты во все времена воспевали женщин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин называют прекрасной половиной человечества. Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть на преступление. В русской литературе создано много женских образов, ярких и запоминающихся. Они привлекают нас своей поэтичностью, добротой, нежностью и чистотой. Это и пушкинская Татьяна, и тургеневские девушки, и некрасовские героини, и многие другие женщины. У каждой из них свой мир, сложный или простой, но обязательно неповторимый.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описал нескольких женщин, совсем непохожих друг на друга. Их объединяет единственное: они любят главного героя романа — Григория Александровича Печорина. Это типичный молодой человек 30-х годов XIX века. Он умен, не лишен очарования, остроумен, речь его правильна и литературна. Печорин хорошо разбирается в истории, философии, способен к глубокому анализу. Вместе с тем он эгоистичен, насмешлив, жесток, холоден и, как следствие этого, одинок.

Мы знакомимся с Печориным в повести «Бэла». Печорин встретился с Бэлой на свадьбе ее сестры, где эта шестнадцатилетняя девушка приглянулась ему. «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла влюбляется в Печорина всем сердцем. В ее душе сталкиваются две страсти — вера и любовь к Печорину. Вторая побеждает, и Бэла целиком отдается любви. Печорин для нее единственный человек на земле. В сущности, так оно и было. Бэла покинула свой дом, отказалась от людей своей веры, отец ее погиб, а брат исчез. Она добрая, нежная, самоотверженная, но она — только капля из того моря, которое может утолить Печорина. Печорин некоторое время был привязан к девушке, но потом это ему наскучило, любви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедеятельная натура ищет новых развлечений. Бэла не принесла ему той новизны, которой он от нее ждал, она оказалась такой же, как все. Для Печорина «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Девушка глубоко страдает, смерть ее закономерна, она становится избавлением для покинутой души. И все же нам искренне жаль эту дикую и прекрасную девочку-горянку, В рассказе о Бэле еще только начинает раскрываться характер героя, но мы уже можем сделать некоторые выводы.

Немного похожа на Бэлу другая девушка — юная контрабандистка. Но так кажется только на первый взгляд. Эта схожесть девушек в том, что обе они не из круга Печорина, не барышни светского общества, поэтому кажутся ему очаровательными и загадочными. В девушке-контрабандистке есть что-то неизведанное, таинственное, к чему так стремится Печорин в надежде избавиться от скуки. Она, как лодочка в море, про которую поет песню.

Лермонтов большое внимание уделяет глазам «ундины», они-то и привлекают внимание Печорина. Глаза девушки излучают необычный свет, обладают «какой-то магнетической властью». «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос» — все это было, по словам Печорина, для него обворожительно. Дикарка притягивает Печорина новизной, неповторимостью, но для него главное — очередное приключение, спасение от скуки. Печорин чувствует в себе силу, способность к настоящему подвигу, но растрачивает себя по мелочам. Переполошив «честных контрабандистов», он и сам сожалеет об этом.

Совсем не похожа на Бэлу княжна Мери. Она — светская кокетка, но еще молода и неопытна, плохо разбирается в людях, ее привлекает внешний блеск светской жизни. В то же время княжна Мери — нежная, романтическая, мечтательная натура. Вспомним, как описывает ее Лермонтов: бархатные глаза, длинные ресницы, преграждающие путь солнцу, нежная розовая кожа, хорошенькая маленькая ножка. У нее девичье обаяние, добрая душа, ум. Чем же привлекает ее Печорин? Она создает для себя образ любимого, опираясь не на жизненные впечатления, а на прочитанные книги. Мери ищет героя и готова увидеть его в первом встречном. Сначала ей нравится Грушницкий, «серая шинель» которого создавала ореол романтичности и загадочности, потом появляется Печорин. Но Печорин не такой, как Грушницкий и ему подобные, у него более сложная натура. Ухаживания Печорина девушка принимает за чистую монету. Она видит настойчивость Печорина и, естественно, делает вывод, что он ее полюбил. Так принято в ее обществе, где набор книжных слов: «мой ангел», «моя княжна», «ваш божествен
ный образ» — заменяет истинные чувства. Печорин — другой. Девушка слышит странные его речи, понимает, что человек он необыкновенный, не такой, как все, и поэтому влюбляется в него. В любви она готова даже на самопожертвование, на прнебрежение законами общества, готова первая открыться в своей любви. Она надеется услышать ответные слова и от Печорина, но тот молчит. Любила ли она Печорина? Да, любила, но любила созданный ею образ, а не настоящего Печорина. Настоящего Печорина она не знала, не понимала, да и не стремилась понять. Для Печорина она была лишь очередным увлечением, новой игрой, которой он увлекался, пока она ему не наскучила. Мери не смогла понять, что Печорин — настоящий, а Грушницкий — подделка, она стремилась дать Печорину то счастье, которого хватило бы только для Грушницкого. В этом ее беда. Но мы искренне жалеем Мери и осуждаем Печорина, осуждаем за то, что он забавляется игрой с Мери. Печорин прекрасно понимает, какие страдания приносит девушке, но не жалеет ее, а наслаждается происходящим: «…она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира…»

И наконец, Вера, которую Печорин любит. За что? Он сам говорит, что она — единственная женщина, которая смогла понять его и принять со всеми достоинствами и недостатками. Да, Вера сумела полюбить Печорина таким, каков он есть. Но взаимоотношения Печорина и Веры гораздо сложнее, чем взаимоотношения Печорина и Бэлы или Печорина и Мери. Лермонтовский герой — натура двойственная и противоречивая. С одной стороны, он устал любить, разуверился в женщинах и теперь требует только любви для себя. Вера дает ему эту любовь. С другой стороны, Печорин — эгоист, охотник за приключениями, для которого главное — добиться поставленной цели. Вера замужем, и ему интересно добиться любви замужней женщины.

Печорин искренне страдает, когда получает от Веры последнее письмо. Он загоняет лошадь и плачет на мокрой земле. Но чувства его мимолетны. Еще мгновение — и перед нами снова холодный, расчетливый человек, у которого рассудок берет верх.

Всем женщинам, с которыми сталкивается Печорин, он приносит одни страдания. Впрочем, от одиночества и непонятости страдает и сам Печорин. Лермонтов пополнил галерею женских образов русской литературы своими героинями. Нежность Мери, грусть Веры, обаяние, пластичность Бэлы и загадочность «ундины» контрабандистки придают неповторимое очарование лермонтовской прозе.

Творчество великого русского писателя и поэта М. Ю. Лермонтова оставило ощутимый след в истории мировой литературы. Изучение созданных им в поэмах и романах образов входит в систему планового ознакомления не только для школьников, но и для студентов многих высших учебных заведений. «Женский образ в романе "Герой нашего времени"» - такова тема одного из сочинений для старшеклассников.

Лермонтов - поэт или прозаик

Внутренний творческий мир писателя настолько многогранен, что нельзя точно утверждать, какой жанр был для него типичнее. Есть откровенно лирические произведения, есть романтические, есть тяжелые драматические опусы, связанные с его участием в боевых действиях на Кавказе.

Здесь стоит отметить, что Лермонтов был все же больше поэт, чем прозаик. Ведь за свою хоть и короткую, но довольно продуктивную творческую жизнь он написал сотни стихотворений и поэм. А вот прозы - довольно мало, что, несомненно, делает ее еще более привлекательной для читателей.

Женщины и честь

Интересен тот факт, что Лермонтов, несмотря на некую драматичность своих произведений, умел удивительно тонко выписывать в них нежных и робких, а иногда - смелых и решительных барышень. Женский образ в романе «Герой нашего времени», например, - это характер не одной, а нескольких девушек, и все они очень разные.

По очеркам и воспоминаниям современников, поэт любил женщин, более того, вдохновлялся ими для создания своих произведений. Трепетное отношение к женщинам подчёркивалось прежде всего в вопросах чести. Одно неправильно произнесённое слово в адрес даже незнакомой дамы могло стать причиной дуэли. Лермонтов был очень вспыльчив, но между тем отходчив, чем нередко пользовались его приятели, чтобы как-то урезонить поэта во время очередного конфликта. Однако дуэли все равно случались. Одна из них закончилась смертью поэта.

Женщина - муза

Но женщины были не только причиной для ссор поэта с окружающим миром. Они наделяли его творческими силами для создания новых произведений. Поэтому все женские образы, описанные Лермонтовым, очень гармоничны по своей природе. Женский образ в романе «Герой нашего времени» - не случайность, и не прихоть М. Ю. Лермонтова. Ведь по праву можно сказать, что ни одна из проблем того (да и нынешнего времени) не обходится без участия представительниц прекрасного пола.

Дикарка Бэла

Если говорить о том, что такое женский образ в романе «Герой нашего времени», то в первую очередь следует понимать, что это сборное определение. Героинями романа стали три девушки - Бэла, княжна Мэри и Вера. Самое любопытное то, что образы выписаны очень тщательно и самобытно, с учетом происхождения девушек, воспитания и даже национальности.

Бэла - юная уроженка Кавказа. Она поразила главного героя Печорина своей непосредственностью и невинностью. Некоторая дикость характера девушки вполне соответствует обычаям ее родины. Да и дикостью это кажется только просвещённым петербуржским жителям. Бэла честна и прямолинейна.

Печорину доставляет истинное удовольствие борьба за нее. По его мнению, в Бэле есть все, чего так не хватает опытным светским львицам. Однако, как только Печорин добивается любви, он понимает, что несколько обманут в своих чаяниях. Оказывается, непосредственность и необычность тоже надоедают. Получив желаемое, главный герой делает вывод, что любовь дикарки в принципе ничем не отличается от любви знакомых ему женщин. Впрочем, данный подход характерен для личности Печорина. Ему свойственно очень быстро разочаровываться во всем и искать новые ощущения. Итак, первый женский образ в романе «Герой нашего времени» - Бэла - это твердость, честность, непорочность девичьей души.

Княжна Мэри

Совсем по-другому выглядит образ княжны Мэри Лиговской. Еще до знакомства с девушкой Печорин услышал о ней довольно ироничные высказывания другого персонажа романа - Грушницкого. В основном они сводились к некоторому пренебрежению провинциального общества Пятигорска. Маленький мир уездного городка смешит Печорина. Но он принимает правила игры местного высшего света для того, чтобы развлечься очередной интригой, на этот раз с княжной.

Собственно, следующий женский образ в романе «Герой нашего времени» - Мэри - это молодая, хорошо воспитанная, кокетливая и слегка легкомысленная барышня. Помимо всего прочего княжна уверена, что общество, в котором она находится, самое что ни на есть высшее и знатное. А посему стоит придерживаться законов, принятых в нем.

Это не может не вызвать иронии Грушницкого и Печорина. Они оба втягиваются в интригу по завоеванию сердца Мэри. Однако для Печорина это очередное развлечение, чего не скажешь о Грушницком. Кроме того, для главного героя посещение Лиговских - это повод увидеть еще одну героиню романа - Веру.

Вера

Это, пожалуй, главный женский образ в романе «Герой нашего времени». Вера - молодая дама, родственница княгини по мужу, которая тоже бывает у Лиговских. Ранее Печорина с ней связывали близкие отношения.

Именно Вера сумела понять Печорина, принять его без оговорок таким, каков он есть. Печорин не может забыть девушку. Случайно встречая ее, он понимает, что чувства еще остались. Но, описывая женский образ в романе "Герой нашего времени" (сочинение не может обойтись без некоторого изложения содержания), не нужно забывать и об эгоизме главного героя, который проявляется по отношению к Вере, успешно вышедшей замуж за богатого человека. Если в случае с Бэлой и Мэри Печорин просто развлекается, то в интриге с Верой задето его самолюбие. Он не может смириться с тем, что его, как ему кажется, женщина принадлежит другому.

Мужской эгоизм Печорина

Каков же он - главный женский образ в романе «Герой нашего времени»? Краткое содержание отношений Веры с Печориным можно передать несколькими фразами. Дама не сразу понимает истинные устремления Печорина и спокойно объясняет ему как близкому человеку, что ее брак - это коммерческая сделка, необходимая для обеспечения будущего ее сына.

Печорин же пользуется откровенностью Веры и нагнетает обстановку. Он специально оказывает знаки внимания Мэри в надежде вызвать ревность у дамы сердца. Ему это удается. Вера в отчаянии. Она понимает, что старые чувства вновь захлестывают ее. Но у нее которому она по-своему предана. Печорин понимает ситуацию и искренне наслаждается своей властью над девушкой.

Нравственная чистота Веры

В конце концов Вера принимает решение во всем признаться мужу. Она рассказывает ему о своих былых отношениях с Печориным и о вновь разгорающихся чувствах. Недолго думая, муж принимает решение об отъезде. Печорин бросается в погоню, но его попытка напрасна. Он плачет от чувства потери и злого эгоизма.

«Женский образ в романе "Герой нашего времени"» - сочинение сложное. Ведь необходимо сравнить всех трех героинь, дать им оценку. Образ Веры выписан Лермонтовым наиболее тщательно. Тут есть и порок, и ревность, и нравственная чистота одновременно. Для Печорина - это, по его собственному определению, Но для Веры отношения с Печориным - нравственный и душевный тупик. Однако у нее хватает мужества честно рассказать обо всем мужу и уехать, оставив главного героя самостоятельно разбираться с плодами своих интриг и эгоизма.

Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" является одним из первых реалистических романов в русской литературе. Лермонтов в своем произведении рисует образ человека, в судьбе которого отразилась трагедия всего лермонтовского поколения. Напряженный поиск ответов на вопросы что есть жизнь, в чем смысл и назначение человека характеризует не только главного героя романа, но и многих молодых людей того времени.

"Герой нашего времени" – моногеройный роман. Все образы, созданные Лермонтовым, сгруппированы так, чтобы как можно более полно и глубоко раскрыть внутренний мир одного главного героя. Печорин не развивается, а раскрывается на страницах романа. Наиболее полное представление о характере Печорина можно получить, проследив истории его "любовных похождений". В любовной теме особое значение имеют женские образы.

В каждой последующей повести Печорин оказывается в определенной социальной среде. Поэтому и женщины, с которыми он встречается, принадлежат к разным социальным классам и представляют разные типы сознания. Вера и Ундина, Бэла и княжна Мери – женщины совершенно разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья, которого искал.

Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке). Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить. Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них.

Схож с образом Ундины образ Бэлы, черкешенки, похищенной Печориным. Бэла жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой этого народа является гармония с окружающим миром. Видя гармоничность его жизни, Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано ее обрести. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся, не дано ее обрести. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина и этому миру. Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да". Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом. Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое. Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение.

Княгине Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которой посвящена повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.

Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об то не узнает. Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер). Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства. пряча их за маской томности. а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.

Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви. Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит.

В то время как в образе Мери отображены внешние стороны характера Печорина: его принадлежность к высшему обществу, его светскость, то, рисуя Веру, Лермонтов оставляет в тени все, что касается ее психологических и культурных связей с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она не его привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает. Ничего не известно ни об ее образе жизни, ни об отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного" (Е.Н. Михайлова). И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что все-таки даже Вере он не готов жертвовать своей свободой.

Женские образы в романе "Герой нашего времени" совершенно разные и противоположные. Увлечение Печорина такими разными характерами свидетельствуют о сложности и противоречивости его характера, в котором присутствуют черты, свойственные естественной среде и в то же время светскому обществу. Его чуждость любой социальным и культурным средам обуславливает невозможность счастья ни с одной женщины, какое бы социальное положение она ни занимала и представительницей какого бы типа сознания ни была.

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Нет ничего на свете прекраснее женщины Тютчев Окольно посвящено стихов, рассказов, романов, повестей русской женщине! Ей посвящают музыку, во имя нее Совершают подвиги, делают открытия, стреляются, сходят с ума. О ней поют. На ней держится земля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. И, на мой взгляд, роль женщины в обществе самая важная. О женских образах девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". И это правда. Женщина источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: "...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой". Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался.

У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано "водяное общество "Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.

Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.

Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос значит раскрыть причину его горестей. Печорин неординарная личность, следовательно, он по-своему искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру.

Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более.

Утром он вновь стал самим собой. Вера это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: "У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней". Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни М.Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова "О душах живых и мертвых", о нем создано много критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современности, то Лермонтов автор первого реалистического романа в прозе. Его роман отличается той глубиной психологического анализа, которая,позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Толстого. М.Ю.

Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем, было использование принципа: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и четкость его восприятия, а также тот комплекс переживаний, который глубоко проникает в душу и остается там навсегда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.