Презентация "этапы автоматизации звуков". Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Мультимедийная разработка логопедического занятия 1 класс Шабала Наталья Николаевна, учитель - логопедМБОУ «СОШ № 13» г. Нефтеюганск Тема: «Автоматизация свистящих звуков (с, з, ц) во фразовой речи».Цель: закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков «с, з, ц» во фразовой речи.Коррекционно-образовательные задачи:упражнять детей в правильном произношении свистящих звуков и в четком произношении фраз;учить детей анализировать текст.Коррекционно-развивающие задачи:развивать артикуляционную моторику;развивать фонематическое восприятие;развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать память, внимание;активизировать словарный запас.Воспитательные задачи:формировать положительную мотивацию к занятиям;воспитывать навыки самоконтроля;воспитывать интерес к слову, к собственной речи.УУД: Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе. Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.Познавательные: умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звуков «с, з, ц». губки в улыбочку, губки в «трубочку» (и - у); упражнение «орешки»; упражнение «мостик»; упражнение «колесо»; упражнение «маляр»; упражнение «часики», «змейка». Артикуляция свистящих звуков – губки в улыбочке, зубки все видны, кончик языка за нижними зубками, сквозь щель между зубами выходит холодная струя воздуха. ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО! Чистоговорка. Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. Заяц белый санки сделал и катался у реки. Заяц рыжий сделал лыжи и помчал вперегонки. (Уточнить значение слова вперегонки). Игра «Подскажите словечко». Задание. На доске картинки, ученики выбирают необходимую. Затем отгадки записывают в тетрадь, четко проговаривая все звуки. Подчеркивают цветными карандашами буквы «с, з, ц».Серый волк в густом лесу встретил рыжую….(лису).Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(киска).Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий…(пёс).Заправляю сам кроватку, быстро делаю…(зарядку).Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка).Длинным клювом тонким схватит лягушонка,Капнет с клюва капля. Кто же это? .... (цапля). Динамическая паузаЛовко с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик.Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!Снова вниз и снова вверх! Зайчик скачет выше всех! Пересказ текста по вопросам «Зайка и коза». У Зины заводная коза. Заведут её – она бегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенки поёт: - «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет». Но зайка не спит, он козы боится. Вот, забодает коза.Вопросы: 1. Что есть у Зины? 2.Что делает Зина с козой? 3.Как Зина и Зоя относятся к зайке? 4.Как Зоя играет с зайкой? 5. Какую песенку она поет? 6.Почему зайка не спит? Итог занятия. Домашнее задание. Выучить чистоговорку.На цветке цветок, пьет цветочный сок.


Приложенные файлы

Подготовительный этап. При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования
правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед
округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами;
умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная
струя, идущая посередине языка.
Постановка. Используется прием подражания и обращается внимание на правильное
положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во
время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты
трубочкой). При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык вверх.
Межзубный сигматизм
Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части
спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается
звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы.
Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4­5 раз
произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами;
постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним
кончик языка.
Боковой сигматизм
Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев
языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка
вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с].
Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка
выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают
его назад - к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно
произносить [с] (передние зубы все время видны).
Носовой сигматизм
Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный
язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу
языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении,
отрабатываются [т] и [с].
Постановка [ш] от [с] с механической помощью
Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка
- слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком - ЖА
Губно­зубной сигматизм
Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] - [ф],
используя картинки­символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней
губы вверх - вниз; подъема широкого переднего края языка вверх.
Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят,
чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать
пальцем). Возможен механический прием от [с]
Призубный сигматизм
Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш]
- [т], используя картинки­символы; различать звуки [ш] - [т] на основе тактильных
ощущений по воздушной струе ([ш] - длительная, [т] - толчкообразная); упражнения для
длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у
бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с].
Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения)
Шипящий сигматизм
Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] - [щ], используя картинки­
символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними

резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к
передней части твердого неба (вперед - назад).
Постановка. От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад).
Свистящий сигматизм
Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] - [ш], используя картинки­
символы; разницу струи воздуха ([с] - холодная, [ш] - теплая); движения широкого
языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние - верхние зубы;
чередование движений губ: растягивание в улыбку - сомкнуты вперед (трубочка).
Постановка. Прием подражания.
Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок.
Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для
всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц"], а также
звуками [т"] или [ш"].
Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше
вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ­ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом
вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для
отведения кончика языка назад.
Автоматизация шипящих звуков
Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением),
слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, при
парасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками­заменителями: с [ф] при губно­
зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем, с [с] при свистящем парасигматизмах.
При произнесении звука Ш губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но
не соприкасаются, расстояние между ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны.
Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с
ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление
посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним
коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос не
образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной
стороной ладони, поднесенной ко рту.
Артикуляционные упражнения для постановки и коррекции шипящих звуков:
1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

2. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка
поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком
положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку,
оставались неподвижными.
3. «Качели»
(См. упражнения для постановки звуков С. СЬ)
4. «Язык перешагивает через зубы».
(См. упражнения для постановки звуков С. СЬ)
5. Маляр
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения
языка назад­вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил
до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались
на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6. «Грибок».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать
подъязычную уздечку.Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью
к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык
будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна
половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении
упражнения рот надо открывать шире.
7. «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном
положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не
опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
8. «Вкусное варенье»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем
широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая
движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы
язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик
языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык
вверх - она должна быть неподвижной.
9. «Чашечка» ­ «Ковшик».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка,
умение удерживать язык в таком положении.
часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под
счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была
неподвижна.
10. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом
состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя
часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку
с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались
на зубы, ватка летела строго вверх.
11. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с
приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным
зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед­назад, боковые
края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась,
губы не натягивались на зубы.
12. «Рупор».(См. упражнения для постановки звуков С. СЬ)
13. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и­о­у.
14. Упражнение в произнесении звуков т ‘-щ.
Перед постановкой звука ч полезно проводить упражнение в поочередном произнесении
звуков т’ и щ. Это способствует быстрому переключению языка из одного положения в
другое, что необходимо для произнесения звука ч. Сначала звуки произносятся медленно,
затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.

Этапы автоматизации звуков

Подготовила

Учитель-логопед

Мартынова О.В.

ГУ «ЛДУУЯСКТ№55»


Автоматизация звуков-

  • этап формирования первичных произносительных умений и навыков
  • Цель: формирование правильного произношения поставленного завука во всех формах речи: в слогах, в словах, словосочетаниях, в предложениях и в свободной речи.

Задачи

  • развивать слухоречевое внимание;
  • вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  • вырабатывать правильное речевое дыхание;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием звукослогового анализа и синтеза;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать речевое общение.

Необходимо помнить!

  • 1. Автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности:
  • - в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; ще);
  • - в обратных слогах (ис, ыс; ас, ос, ус);
  • - в слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо).
  • 2. Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения:
  • - обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-уц);
  • - прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы);
  • - слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти).
  • 3. Звук [л] сначала произносится:
  • - в интервокальном положении между гласными (аллы-алла-алло-аллу);
  • - в слогах со стечением согласных (пла-пло-плы).

Автоматизация изолированного звука

  • Цель: закрепить умение четко произносить звук изолированно
  • Виды работы:
  • «Звуковые дорожки», подвижные игры на звукоподрожание, «кулак-ребро-ладонь» и т.п.

Автоматизация звука в слогах

  • Цель: умение чётко произносить звук в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.
  • Опора на эмоциональную сферу. Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Произнесение слогов с одновременным отстукиванием ритма с действием.

Автоматизация звука в словах

  • Цель: правильное произношение звука в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук (в начале, в конце, в середине).

Задания и игры:«Покажи и назови», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Один –много», «Жадина», « Назови ласково», « Доскажи словечко» и т.п.


Автоматизация звука в словосочетаниях

  • Цель: правильное произношение звука в словосочетаниях.
  • Соединение слов по смыслу – сложное языковое явление.
  • Словосочетания являются базой для составления предложений.

Задания на усвоение сочетаемости слов

  • C огласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным.
  • Задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь своё», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку».
  • Игра «Угадай-ка». (Угадай, что это - спелый, сочный, красный, мягкий …). А теперь ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.

  • Подбери слова, которые отвечают на вопрос какая?(ой, ое, ие);
  • Нахождение и называние предмета по определённому признаку: по цвету, форме, размеру, принадлежности (бабушкин, медвежий, лисий), материалу (стеклянный, глиняный);
  • Изменение прилагательных по родам и числам.
  • Согласование существительных с числительным. Упражнение «Сколько их?».
  • Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Упражнение «Сосчитай».

Автоматизация звуков в предложениях

  • Цель: правильное произношение звука в предложениях (в простых, в распространенных).
  • Задача: стимулировать речевую активность; автоматизировать звуки с помощью введения в речь разных типов предложений (утвердительные, отрицательные, простые, составные…).
  • Задания и игры: «Вставь нужное слово и повтори предложение», «Исправь предложение», «Какого слова не хватает?», «Вставь коротенькое слово-предлог», «Вопрос-ответ», «Всё наоборот», «Кто знает, пусть продолжает», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Один начинает, другой продолжает», «Найди место каждому слово» (деформированное предложение).

  • «СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ»
  • Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
  • Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, разви­вать интонационную сторону речи.
  • «СКАЖИ КАК....»
  • Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.
  • Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса
  • «СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО»
  • Цель: учить ребенка менять темп речи.
  • Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, рабо­тать над темпом речи.

Автоматизация звука в тексте

  • Цель: правильное произношение звука с тексте; формирование чувства самоконтроля в стихах и рассказах.
  • Задача: формирование навыка правильного употребления падежных окончаний, развивать чувство ритма.
  • Используются: различные пересказы; составление рассказов по сюжетной картине и по серии картин; - составление рассказа по опорным словам, и по плану; стихи-драматизации (чтение по ролям); инсценирование какого-либо сюжета.

Автоматизация звуков в самостоятельной речи

  • 1. Различные пересказы;
  • 2. Составление рассказов по картине и по серии картин;
  • 3. Составление рассказа по опорным словам;
  • 4. Составление рассказа по плану;
  • 5. Стихи-драматизации (чтение по ролям;
  • 6. Инсценирование какого-либо сюжета.
  • Данные игры-упражнения способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Презентация представляет сравнительную характеристику нарушений произношения свистящих звуков у детей без специфических нарушений развития, у детей с ТНР и у детей с нарушением слуха; этапы постановки, автоматизации и диференциации свистящих звуков. Материал полезен логопедам и сурдопедагогам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Преодоление недостатков звукопроизношения у учащихся с нарушением слуха и ТНР Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации

Сравнительная характеристика произношения свистящих звуков Массовые учащиеся ТНР Учащиеся с нарушением слуха Звук в норме при условии отсутствия нарушения иннервации органов артикуляции, или нарушения звукового анализа. Звукопроизношение чаще нарушено; Особенных трудностей в постановке нет, в отсутствии нарушения иннервации органов артикуляции Звукопроизношение чаще нарушено; Особенных трудностей в постановке нет, в отсутствии нарушения иннервации органов артикуляции; Самоконтроль формируется крайне сложно, без контроля со стороны взрослых из речи пропадает

Виды нарушений свистящих звуков (звук С) Массовые учащиеся ТНР Учащиеся с нарушением слуха Призубный сигматизм Межзубный сигматизм Шипящий сигматизм Боковой сигматизм (редко Призубный сигматизм. Межзубный сигматизм (редко) Шипящий сигматизм Боковой сигматизм (редко) Смягчение Замены и смешения: С-Ш Призубный сигматизм. Т Межзубный (редко) Шипящий сигматизм Боковой сигматизм Смягчение Выдох Сонантность Озвончение Замены и смешения: С-Ш

Виды нарушений свистящих звуков (звук З) Массовые учащиеся Учащиеся с ТНР Учащиеся с нарушением слуха Призубный сигматизм Межзубный сигматизм Шипящий сигматизм Боковой сигматизм (редко) Призубный сигматизм Межзубный сигматизм Шипящий сигматизм Боковой сигматизм (редко) Смягчение Замены: З-Ж Призубный сигиматизм Т Межзубный сигматизм (крайне редко) Шипящий сигматизм Боковой сигматизм Смягчение Оглушение Сонантность Замена: З-Ж

Этапы и способы постановки свистящих звуков, исходя из имеющегося нарушения Поэтапная постановка звука: -формирование широкого плоского расслабленного положения языка – «Лопаточка»; -формирование межгубной воздушной струи по середине языка; -формирование межзубной воздушной струи по середине языка; -введение межзубной артикуляции в слог, слово; -формирование зазубной артикуляции. Механическая помощь: -при призубном произнесении – механически удерживать язык в нужном положении при помощи зонда; -при смягчении – убирать дополнительный подъём средней части языка при помощи зонда; Использование тактильно-вибрационного контроля – при озвончении С и оглушении З продемонстрировать наличие или отсутствие работы голосовых связок. Формирование звукового анализа – при смягчении, озвончении, оглушении, шипящем стигматизме, заменах и смешениях посредством развития фонематического слуха и фонематического восприятия дифференцировать нормальное и искаженное произнесение звука

Этапы автоматизации свистящих звуков в зависимости от местоположения звука в слове Звук С -СА -АСА -АС -АСМА СМА -СТА Звук З -ЗА -АЗА -АЗМА -ЗМА -ЗДА

Этапы автоматизации свистящих звуков в зависимости от уровня самостоятельности речи Сопряженное проговаривание слогов и слов. Отраженное проговаривание слогов и слов. Называние предметных картинок. Чтение слогов, слов и предложений. Составление предложений по картинкам. Составление коротких рассказов по серии сюжетных картинок. Восприятие вопроса и составление ответа на вопрос. Чтение текста и работа по тексту. Ведение диалога. Составление рассказа по теме. Самостоятельная речь.

Выявленные проблемы Необходимость преодолевать самостоятельное, протекающее параллельно с нарушением слуха, нарушение звукового анализа (нарушение в центральном отделе слухового анализатора). Необходимость компенсировать нарушения иннервации органов артикуляции (невропатологический статус – дизартрия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Постановка, автоматизация и дифференциация звука [М]"

Данная презентация содержит материал по постановке звука, его коррекции, автоматизации и дифференциации....

Виды нарушений произношения звуков Л, Р, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

В материале описываются виды нарушений произношения звуков Л, Р; этапы их постановки, автоматизации и дифференциации. Презентация будет полезна логопедам и сурдопедагогам....

Виды нарушений произношения шипящих звуков, этапы их постановки, автоматизации и дифференциации.

В презентации представлена сравнительная характеристика нарушений произношения шипящих звуков у детей с ТНР и детей с нарушением слуха; этапы постановки, автоматизации и дифференциации этих звуков. Ма...

Ура! Вот и звук родился!

Ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации звука , то есть к обучению ребёнка правильному произношению поставленного звука в связной речи.

На отдельном произношении звуков не следует задерживаться долго, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) он и осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичных для него звукосочетаниях.

Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее провести дифференциацию с раннее произносимым, даже искажённым звуком (например научиться отличать правильный звук «Р» от горлового произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно!

Однако не надо впадать и в другую крайность — переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука.

Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, их не употребляют в своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно).

Помощь со стороны родителей, воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях.

Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная , причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду. Ведь по мере взросления привычка говорить закрепляется и может иметь природу второй привычки.

Начинать лучше заниматься постановкой, а потом и автоматизацией звуков не позднее 5 лет, чтобы у ребёнка не вырабатывался «стаж неправильной речи».

Но нужно и учитывать звуковую культуру в каждом возрасте ребёнка. Звуки «приходят» к ребёнку поэтапо. В каждом возрастном периоде ожидаем определённые звуки.

Появление звуков в речи:

  • 3-4 года — свистящие звуки «с» «сь», «з»,»зь», «ц»
  • 4-5 лет — шипящие звуки «ш»,»ж» «ч» «щ».
  • 5-6 лет — сонорные звуки «л», «ль», «р», «рь».

Можно оценить как идёт развитие речи в каждом возрастном периоде. Если ребёнок отстаёт в развитии звукопроизношения, можно принимать соответствующие меры — начать заниматься в непринуждённой для ребёнка форме, в игре!

Этапы автоматизации звуков

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей. Сколько нужно труда, терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей, повысить интерес к логопедическим занятиям.

Закрепление звука происходит поэтапно:

  1. Закрепление в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление во фразах, предложениях.
  4. Закрепление в повседневной речи ребёнка.

Приемы успешной автоматизации звуков

Закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

- «Зрительный » (для разгрузки аудиоканала ребёнка используем картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.…)

- «Тактильно-мышечный » (используем ощущение через пальчики наших рук через письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры в сочетании со стихами, стихи в сочетании с движениями общей моторики и координации движений.

- «Биоэнергопластика » (произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно)

- «Театральный » (интонирование слогов, слов, фраз — произносим с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, с восклицанием….)

- «Приём закрытые глаза » (произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза).

- «Максимальное привлечение анализаторов к автоматизации звуков ». Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает…

Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка!

А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!