Классный час для учащихся начальной школы «9 Мая — День Победы. Классный час "9 мая -День Победы" Классный час посвященный 9 мая

Цель: Привить чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

(Зал празднично украшен - можно использовать стенгазеты, рисунки детей о войне. Сцена оформлена соответственно данному празднику. Звучит музыка, песни военных лет).

1-й чтец.

Текут над миром ранние рассветы,

Сады цветами вешними пылят,

И славный день свой - День большой

Победы Опять встречает юная Земля.

2-й чтец.

День Победы - праздник всей страны.

Духовой оркестр играет марши.

День Победы - праздник седины

Наших прадедов, дедов и кто помладше.

3-й чтец.

Даже тех, кто не видал войны -

Но ее крылом задет был каждый, -

Поздравляем с Днем Победы мы!

Этот день - для всей России важен!

Ведущий 1:

Поспешен бег времени… Проходят годы, сменяются поколения, но никогда не должна исчезнуть память-правда о суровых годах Великой Отечественной войны, продлившейся 1418 дней и ночей. Более четырёх лет ожесточённых сражений, беззаветной любви и служения своему Отечеству, верности воинскому долгу и присяге, данной Родине – в том числе и нашими земляками.

Ведущий 2:

Мы каждый год 9 мая обращаемся к тому, что в каждой семье будет свято вечно Великая Отечественная война… Она затронула каждую семью. И мы всегда будем помнить о жуткой цене, заплаченной за победу: о миллионах человеческих жизней, а ценнее человеческой жизни нет ничего в мире. Это были ваши ровесники, ровесники ваших родителей. Погибали отцы и сыновья, братья и сёстры, старики и дети. Нам надо знать и помнить о тех, кто за нас отдал свои жизни: как они жили, воевали, трудились, о чём думали и мечтали.

Ведущий 3:

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все 4года!

Песня”Вставай,страна огромная…» (отрывок)

Ведущий 1:

1-й чтец:

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: - «Вставайте на помощь», - Родина.

Ведущий 2:

Люди гибли не только на фронте, но и в глубоком тылу. Погибали от недоедания, от холода, но при этом трудились по-геройски.

Ведущий 3:

Хочется вспомнить и о тех, кто ежеминутно рискуя своей жизнью, под шквальным огнём выносил с поля боя раненых солдат. Хрупкие, юные они спасали жизни десяткам бойцов и сами нередко оставались лежать там, на поле брани.

Ведущий 1:

У войны не женское лицо. Но там, где плакали мужчины, женщина не плакала. Женщины встали на просторе всей нашей огромной страны: в заводском цехе, на ржаном поле, у детской колыбели, у операционного стола… и фронт не дрогнул.

1-й чтец:

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

Рубила, возила, копала,

Да разве всего перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живёшь!

2-й чтец:

Четверть роты уже скосило…

Распростёртая на снегу,

Плачет девочка от бессилья,

Задыхается: - «Не могу»!

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет…

(Санитарочке той усталой 18 сравнялось лет).

Отлежишься, обдует ветром,

Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром

Ты продолжишь свой крестный путь.

3-й чтец:

Между жизнью и смертью грани –

До чего же хрупки они…

Ты приди же, солдат, в сознанье,

На сестрёнку хоть раз взгляни!

Если вас не найдут снаряды,

Не добьёт диверсанта нож,

Ты получишь, сестра, награду –

Человека опять спасёшь.

Он вернётся из лазарета –

Снова ты обманула смерть,

И одно лишь сознанье это

Всю-то жизнь тебе будет греть.

Ведущий 1:

Земля горела под ногами лютого врага В тылу немецких оккупантов действовали сотни партизанских отрядов. И как могли, помогали Родине дети:

кто у станка или в поле, кто на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли.

Ведущий 2:

Фашисты не щадили никого: ни женщин, ни детей. Гитлер так напутствовал свои войска перед нападением на нашу страну: «Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью».

Ведущий 3:

Наша славная Советская Армия не только прогнала врага со своей земли, но и освободила от фашистского рабства другие страны. Народы этих стран с благодарностью всегда будут помнить о подвиге советских воинов.

1-й чтец:

Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен Рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил,

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа она стояла.

В голубых глазах застыл испуг.

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал.

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом,

Осторожно вынес из огня.

2-й чтец:

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну,

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну?

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой, спасённой на руках.

Он стоит. Как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле.

Ведущий 1:

Но самым трудным был последний бой.

Каждый хотел выжить, дойти до Берлина, вернуться домой с победой.

Ведущий 2:

Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война. За 4 года потери составили 27 миллионов человек, погиб каждый седьмой.

1-й чтец:

Она пришла к нам 9 мая не в лавровом венке, торжественная и спокойная, нет. Она пришла в образе старой матери, опустила натруженные руки, поникла головой, скорбя о тех, кто не вернулся.

2-й чтец:

Победа!

И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, то это потому, что пришла Победа.

Ведущий 3:

Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших родных и близких, всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину.

Давайте почтим их память минутой молчания.

3-й чтец:

Через года, через века - помните.

О тех, кто уже не придёт никогда – помните!

4-й чтец:

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Всегда достойны!

5-й чтец:

Я никогда не видела войны

И ужаса её не представляю,

Но то, что мир так хочет тишины

Сегодня очень ясно представляю.

Спасибо Вам, что нам не довелось,

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю всё это пришлось –

Тревоги, голод, холод и разлуки.

Страшнее слова нету, чем война,

Которая уносит всё святое,

Когда зловеще давит тишина,

Когда не возвратился друг из боя.

6-й чтец:

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.,

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам, мы очень любим Вас!

Поклон Вам от девчонок и мальчишек! (песня всем классом «День Победы»)

Цель: Показать героизм детей в годы ВОВ.

Задачи:

    Приблизить историю грозных лет войны.

    Установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности.

    Способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников.

    Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

Место проведения: Кабинет, музыкальный кабинет, актовый зал.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход мероприятия: Вступительное слово учителя:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как, правда, нам нужна.
Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна.

Цена этих испытаний исчисляется миллионами человеческих жизней.
В этом году мы отмечаем один из самых главных праздников в истории нашей страны, годовщину –
70 лет со Дня Победы . Просмотр видео «Самый лучший ролик о ВОВ. 6мин.

Мало их осталось, ветеранов Великой Отечественной… С каждым годом их будет все меньше и меньше. Как же не забыть эту страшную страницу истории? Остались те, кто в годы Великой Отечественной войны были детьми. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная взрослым взглядом.
Мальчишки и девчонки сороковых… Они испытали ужасы варварской бомбардировки, голод и холод, беду и лишения. У них у всех одно прошлое, одна судьба – их горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло…

Чтение стихотворения учеником: Н. Трегубов. «Нам детство трудное досталось»

Нам детство трудное досталось

Среди осколков ржавых, кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты-

Богатый выбор.

Смерть - вольна.

Немало сверстников взяла ты,

Оставленным оружием, война.

Потери эти не вносились в списки

Солдат, погибших на войне,

Не ставились над ними обелиски,

не потому ли больно мне вдвойне?

Ученик читает стихи: Лев Киселёв. «Мы быстро подрастали.
Мы быстро подрастали, как грибы,
Но только под свинцовыми дождями.
Усталые отцовские ряды
Все чаще пополнялись сыновьями.
Война шла очень долго, без конца-
Три года с гаком, по народным меркам,
И за станком ушедшего отца
Стояли мы, подростки-недомерки.
Нам не хватило, может быть, трех дней,
Чтоб быть в строю ударных батальонов,
Чтоб заменить оплаканных парней,
Ушедших в бой с подножек эшелонов.

Сегодня мы поговорим с вами о ГЕРОИЗМЕ ДЕТЕЙ В ВОВ, о подвигах на полях сражений, в тылу врага, в нашем тылу, когда дети наравне с взрослыми стояли у станков, работали в поле, шили обмундирование, тёплые вещи, рыли окопы, оставались за старших, выживали в концлагерях, просто жили в нечеловеческих условиях и сохранили страшные воспоминания, чтобы люди помнили и никогда не повторилась война.

ПЛАН РАССКАЗА И БЕСЕДЫ С РЕБЯТАМИ (План отражён в презентации):

    Дети в тылу. Вместо отцов.

    Пионеры - ГЕРОИ. ( Ученики рассказывают о пионерах героев ). Из книги С. Алексеевич Воспоминания «В отряд меня несли на руках. Володя Ампилогов 10 лет.

    Дети блокады. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Собака – миленькая прости. Галина Фирсова 10 лет.

    Дети в тылу врага. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «А смотрел ли на это Бог? И что он думал…» Юра Карпович 8 лет. «Собрал в корзинку…» Леонид Сиваков 6 лет.

    Дети в концлагерях. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Она открыла окно и отдала листочки ветру». Зоя Мажарова 12 лет.

    Книги о войне.

    Презентация книги С. Алексеевич « Последние свидетели».

    Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам

В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев.

Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья.

Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью .

Слово учителя: Дети блокады.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла…

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Сегодня я хочу познакомить вас с произведением С. Алексеевич «Последние свидетели» . (для знакомства с рассказами предлагаю зачитывать кратко воспоминания в ходе классного часа (по плану), в которых остро отражена вся идея книги).

Последние свидетели" - это подвиг детской памяти.

Впервые эта небольшая книга была напечатана в 1980-е годы и произвела очень сильное впечатление. Белорусская писательница Светлана Алексиевич собрала воспоминания множества людей, жителей сел и городов, которым в начале войны было от трёх до 12 лет. 100 из них вошло в книгу. В ней нет как такового сюжета, а главные герои - не вымышленные, а реальные люди, поэтому их свидетельства об эпохе так искренни и правдивы: каждый вспоминает то, что невозможно забыть.

Эти свидетельства - лучший учебник истории.

Здесь вы найдёте жестокие, леденящие душу воспоминания о том, как малышей расстреливали и жгли, как у них забирали кровь для раненых немецких солдат, как пытали наравне с взрослыми, как морили голодом и разлучали с родными... Да, это непростое чтение, но если не выслушивать "последних свидетелей", история может повториться вновь. Именно поэтому читать Светлану Алексеевич обязательно надо.

100 недетских историй – говорится в аннотации этой книги. Сама Светлана Алексиевич отмечала, что жанр произведения – голоса. Общаясь с людьми, бывшими во время войны детьми, она собирала материал для книги таким, какой он был, сохраняя стиль повествования первоисточника. Война предстаёт перед нами совсем в неожиданном виде. Она ещё ужаснее и ещё более кошмарна, когда видишь её глазами детей. Читаешь простые, знакомые слова и …плачешь. Дети войны, дети, лишённые детства, видевшие лик смерти так близко, повидавшие все ужасы войны наравне и даже больше, чем взрослые…

Умейте радоваться жизни . Как скоротечна человеческая жизнь, как мимолётна и оттого особенно ценна…

Какие мы, современные люди, счастливые и …глупые: огорчаемся из-за сокращения отпуска (или каникул), из-за испорченного дождём денька, что сапоги новые не купили. А они, те дети, дети войны – они и этого не видели! Просто не имели возможности. Их жизнь оборвалась, не успев начаться. Их детство потеряно в военной хронике, в перемётной суме разведчика вырезанной фашистами части. Их любовь, радость, счастье – оно на кончике дымящейся папиросы начальника концлагеря для советских детей… Маленькие дети, юные девушки и парни – их мучили, над ними издевались…
Жизнь так хрупка… И это бесценное они принесли в жертву во имя нашей жизни. Свободной и счастливой.
Нам никогда не понять ужасов войны. А их никогда не вернуть. Не сделать прежними…
Что мы можем сделать? Что мы можем им ответить?
«Тебе жизнь свою подарили. Вот и живи вместо…»
Живи и – не допусти новой войны!

Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам.
Мы перевернули последнюю страницу нашего классного часа, заглянув в трудное военное лихолетье. Безвинных страдальцев тех горьких лет война лишила детства, заставив слишком рано познать страх смерти, боль тяжелых утрат и лишения.
-
Скажите, пожалуйста, какие воспоминания на вас произвели наиболее сильные впечатления? (Ученики высказываются).
- О чем помогает задуматься наш классный час?
-
Не кажется ли жестокостью по отношению к вам, детям, то, что сегодня затрагивали очень страшные факты, смотрели фотографии.

- Нужна ли нам эта правда ? А нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: " Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла".
- Нужно ли писать о войне?
-
Почему книга С. Алексеевич так называется «Последние свидетели»?
- А какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? Чем они вам запомнились?
Слово учителя. Далеко в прошлом, к счастью, остались те страшные дни, но мы всегда будем помнить о том подвиге, который совершили наши прадеды во имя жизни на земле. А сегодня мы увидели Великую Отечественную войну ещё с одной стороны, наверное, с самой страшной, бесчеловечной – глазами детей, для которых «стала детским садом война».
Пройдут годы. Новые поколения мальчишек и девчонок будут встречать рассветы, любоваться зеленью деревьев, радоваться жизни, ждать красивых праздников, дарить людям счастье…
Подведение итогов урока.

Всё меньше людей остаётся, которые пережили войну. Наш долг – хранить память о них, перенимать их опыт. О книге С. Алексиевич можно сказать словами писателя В. Астафьева:

« Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую правду, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней ». Нынче место не злобе, не фразам, Ради счастья и жизни на свете,
Что нацелились в наши сердца. Ради воинов, павших тогда,
Люди верят в хорошее. В разум. Да не будет войны на планете

А не в злое лукавство свинца. Никогда! Никогда! Никогда!


- Материалы к аттестации

Школьные предметы:


- Астрономия (класс 11)
- Природоведение (класс 5)
- Биология (5-11 класс)


- Граждановедение (класс 5-7)
- Естествознание (9-11 класс)



- Краеведение (5-7 класс)





- Обществознание (5-11 класс)
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) (5-11 класс)
- Основы экономики (10-11 класс)
- Правоведение (10-11 класс)
- Риторика
- Родной язык (5-11 класс)

- Технология (5-11 класс)

- Физкультура (5-11 класс)
- Философия (10-11 класс)
- Химия (8-11 класс)
- Экология (класс 10-11)

Группы в соц. сетях:
ВКонтакте
Одноклассники
Инстаграм
Твиттер
Фейсбук

Методическая разработка классного часа к 9 Мая «Я не ровесница войны»

Здравствуйте добрые люди!

Меня зовут Мельникова (с 2014 года)Полтаева (по отцу Скобелева) Татьяна.Родилась на Украине в 1958 году, в г Енакиево Донецкой области. Закончила Пятигорский пединститут иностранных языков. С 1976 года работала в средней школе учителем французского языка. Люблю вышивать (иконы, пейзажи). Первая книга « Почему люди не летают как птицы» вышла в 2008г 26 декабря, вторая книга « Две половинки души»-2010 год, третья книга « Казачья душа птица вольная»-2011 г, четвертая книга « Ожерелье судьбы»-2012 год, пятая книга « «Несмотря ни на что..» -2013 год Стаж педагогичекой работы 40 лет В настоящее время работаю учителем русского языка и чтения в ГОБУ « АШИ№9» (коррекционная школа») Возможно эта разработка пригодится классным руководителям учащихся с ОВЗ.
С уважением и признательностью за внимание Мельникова Т.Г.

Методическая разработка
классного часа «9 мая – День Победы».

Для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида
Цель: воспитание у детей чувства гордости к своим предкам

Задачи:
— укрепление семейных взаимоотношений между детьми, родителями, бабушками и дедушками
-пробуждение интереса к истории своей семьи, а значит, к истории своей Родины

Реквизит: фильм « блокада Ленинграда», георгиевские ленточки по количеству учеников, песни: «Вставай страна огромная», « День Победы» , книги со стихами.
«Я не ровесница войны ….»

Учитель:(звучит фонограмма песни « Вставай страна огромная)
Дорогие ребята! Мы с вами собрались сегодня накануне самого главного праздника нашего народа праздника Дня Победы.
-Скажите, пожалуйста в каком году наш народ победил фашистов?
-Как называлась эта страшная война?
-Когда началась Великая Отечественная война?

Молодцы, ребята. По моей просьбе вы принесли сегодня с собой фотографии своих прадедушек, участников той страшной войны. Вот вижу на парте у тебя Андрюша, нет фото, а лежит треугольник Это что?
Ученик Андрей
– это мне дала моя бабушка такие письма — треугольники получали в войну

Учитель Прочитай, пожалуйста.
К сожалению, к нам в гости не могут прийти люди, которые подарили нам свободу и жизнь Со дня Победы прошло уже семьдесят один год И даже самому юном ветерану войны сейчас было бы за девяносто лет. В п Хвойная живет только один ветеран Великой отечественной войны, но по состоянию здоровья он не может прийти к вам навстречу ребята.

Сегодня в память о солдатах Великой Отечественной войны я хочу вас познакомить со своими стихами. посвященными подвигу нашего народа. Писала ребята я это сердцем Почему, наверное, хочется вам спросить. Отвечу. Не только потому что два моих деда Гринёв Демьян Сергеевич и Скобелев Федот Георгиевич сложили головы в 1942 году под Москвой на Калининском направлении у села Малая Толстуха, защищая Родину, не только потому, что мой дядя Гринёв Николай Демьянович в 17 лет сбежал на фронт и бился с фашистами геройски, не только. До времени пострашней, чем та война, дожили наши советские воины: у них отбирают, воруют ордена и медали, их убивают в собственных домах за пенсию. Это правда пострашнее, чем та война. Тогда в1941 ясно и понятно было: враг пришёл на родную землю, надо защитить её . Всё. А теперь, дожили! И кто? Потомки тех самых вернувшихся с войны солдат! Чудовищно. Не могу молчать. Своими стихами хочу выказать ветеранам Великой Отечественной глубочайшее уважение, признательность, восхищение их подвигом. Мы просим прощение за этих отморозков, у которых нет ничего святого! Ребята, послушайте, пожалуйста стихотворение

Я не ровесница войны …
Я не ровесница войны.
И с фронта весточек не ожидала.
Только письма от родного сына
Из части, где служил, и получала.

Не содрогалась я с детьми от рева бомб,
Не слышала противный свист снарядов,
А лишь далёкие раскаты грома,
Да в чёрном небе молнии разряды.

От голода не пухла в те лихие годы,
Не ела лебеду, столярный клей и мамалыгу,
Не видела фашистское отродье сроду,
За горсть муки не отдавала я последнее барыге.

Ещё девчонкой, часто удивлялась,
Ну почему отец так больно строг,
Хлеб недоеденный случайно если оставляла,
За это ложкой закатать мне в лоб он мог.

Давясь слезами, тот кусочек доедала…
Потом уж повзрослев, я поняла отца,
Россия кровь за хлеб свободы проливала!
Кто голод пережил, Жизнь знает до конца!

Святой он хлеб и ничего дороже нет на белом свете!
Чтобы жила в веках Россия в братстве,
Пшеничный колосок в победном мае на рассвете,
Поднялся и свободой вырос на крови солдатской!

Долг наш святой, советские солдаты,
Никогда и никого не позабыть!
Народ забвенью предавший тот подвиг ратный.
Не может дальше процветать и долго -долго жить!

Я не ровесница войны,
И писем с фронта никогда не получала…

Учитель Однажды по телевизору увидела передачу, где рассказывалось о том, как отбирают у ветеранов войны ордена и медали. И родилось ребята горькое стихотворение

Простите нас ветераны ….

Далёкие сороковые….
Горячечные. боевые,
Города и сёла сожжённые,
Памятью воскрешённые.

Как выжили, нам неведомо,
Горя полною мерой отведали,
Чашу боли до дна испили,
Чтоб сейчас мы свободными жили.

Отчизну врагу не отдали,
В битве неравной её отстояли
Сраженья, победы и плен….
Подняли Родину нашу с колен.

Прощенья прошу у живых и у павших,
За поступки отвратные, страшные,
За тех, кто у вас ордена отбирает,
За деньги безжалостно убивает.

За тех, кто прощенья за это не просит,
Кто флаги бесстыдно со свастикой носит,
Простите нас,ветераны,
За такие душевные раны.

И в страшном вам сне не увидеть такого,
Как славу порочат советских героев,
В жестокой войне победивших,
Мир от фашизма освободивших.

За свободу и жизнь вам спасибо великое.
70 лет не знаем войны и горя не мыкаем,
За то что жив, процветает народ российский,
Поклон до земли вам уважительно низкий!

Простите нас ветераны ….

— Через несколько дней мы с вами пойдем возлагать цветы к памятнику нашим землякам, не вернувшимся с войны. Пока мы будем их помнить, наша Родина будет самой сильной на свете.
Дорогие мои односельчане…

Дорогие мои односельчане!
Особенная у нас сегодня дата,
День Памяти мы вместе отмечаем.
Подвиг чтим советского солдата!

О той войне за годы сказано немало,
Но пробил час, когда пришли сюда,
Не встретили ни одного мы ветерана,
И не придут они уж больше никогда!

Цветы возложим воинам -освободителям,
В молчании у обелисков постоим,
И славу воздадим народным мстителям,
И от души за подвиг их благодарим!

А дети наши пусть подхватят эстафету,
Сюда дорогу не забудут никогда!
О той войне ещё немало будет песен спето,
Россия — Родина живи свободной навсегда!

А сейчас мы с вами, ребята, посмотрим отрывок из документального фильма « Блокада Ленинграда»
(просмотр фильма)
Наш п Хвойная находится недалеко от этого замечательного города и в годы войны здесь находился госпиталь для советских воинов. А ваши прабабушки помогали фронту изо всех сил Ребята, поделитесь рассказами об этом времени
(рассказы детей)
Учитель Давно закончилась война, но какой жестокий след оставила она в каждой избе, в каждой семье
У войны …

У войны глаза пеплом присыпаны,
Горем чёрным, несчастьем убитые,
Похоронками, весточкой страшной,
Ожиданьем ушедших напрасным…

У войны и лицо жестокое.
Болючие раны глубокие,
Она всегда беспощадная.
И к Человеку нещадная.

У войны стороны нет обратной,
Она зла, ненавистна, превратна,
Ей, конечно, нет оправданья.
За безрассудство Она наказанье.
Страшно подумать даже, если бы не устояли тогда деды наши? ….Просто нас бы тогда не было. Всё просто А мы есть! Так поклонимся же всем народом в самом нижайшем поклоне советским воинам, отстоявшим нашу землю в той войне!
Мы зажжем свечи памяти и почтим подвиг советского солдата(зажигаем свечи и под звук ленинградского метронома чтим погибших минутой молчания)
Ребята, объявляю минуту молчания.
Память

Сколько песен сложено,
О Победе в войне сорок пятом.
До сих пор наше сердце тревожит
Геройство и подвиг солдата!

Как сумели тогда вы выстоять?
И сила откуда такая?
А сколько стихов написано!
Память ты наша святая.

А что же мы-то, потомки!
Сохраним, возродим ли Россию?
Или пойдём с котомкой
По Европе красивой?

Где же достоинство наше?
И духа русского сила?
Поднялись бы в войне той павшие
Да об этом сейчас спросили!

Что каждый сумел бы ответить?
И смог ли в глаза смотреть им прямо?
За что же они на том свете?
Жизнь положили в бою неравном?

О той войне сколько песен сложено,
Стихов хороших написано,
Цветы бойцам, как положено…
А в сердце Память прописана…
Звучит песня День Победы.
Учитель Наш классный час я хочу закончить таким стихотворением
Моя строка
Неимоверной силой пусть звенит моя строка.
Чтоб с каждою струною ваших душ соединилась,
Пронзила благодарно русские сердца.
И навсегда бы с каждою сроднилась!

Едины мы, российский наш народ!
Едины бедами пережитыми,
Объединенные святою той войной,
Едины павшими, едины мы живыми!

В каждой хате, в каждой, видишь, на стене,
Портреты, кому с фронта не вернуться,
В каждой оплакивали тех,кого не дождались
Они лишь с фотографий грустно улыбнуться.

Выходит наша сила в братстве, россияне!
За это голову сложили наши деды.
Россию мы не отдадим на поругание!
Одержат их потомки, как тогда, Победу!

Живи в веках Россия, в счастье процветай!
Ты спросишь:» Как?», отвечу:» Просто, очень!
Люби всем сердцем, всей душой свой край,
Одним дыханием с ним дыши, ведь это ж дом твой отчий!
Учитель: Я вам приготовила подарок Хочу каждому подарить георгиевскую ленточку Мы прикрепим ее 9 мая на левую сторону груди, к самому сердцу и примем участие в шествии «Бессмертного полка» и еще в подарок каждому сборник моих стихотворений « Я не ровесница войны». А теперь возьмите в руки своими руками сделанные открытки и мы подпишем их для детей войны, которые живут в п. Хвойная
(дети подписывают открытки)

****
Лучше тех, кто войну прошёл,
Никто никогда не напишет!
Кто дорогою смерти шёл
Знает, в лицо она дышит!

И в окопе в обнимку с ней,
Огрызком карандашным,
Писал любимой своей,
Перед атакой страшной.

Пустыми глазницами чёрными
Смотрела она прямо в душу.
Да надежда непокорная
Не давала её слушать!

И они ушли в бессмертие,
Солдаты, советские воины!
И нет места смерти,
Сердце из Памяти скроено!

Война…
Война… в лицо нам дышишь много лет!
Крылами чёрными ты застишь белый свет.
Потерями грозишь,бедой, разлукой,
Расставаньем, ожиданьем, мукой.

Ты,к сожалению, единственное средство,
Из- за тебя невосполнимы бедствия!
С твоею помощью решаются проблемы,
И нет другой для человечества дилеммы!

Война.. под пеплом ненависти тлеешь,
За цели, вроде бы, гуманные радеешь,
Но суть твоя одна, другой не может быть,
Добро, Любовь так хочешь победить!

Война… над головами, как домоклов мечь!
Что есть святого,всем готова пренебречь!
И двери настежь, всем порокам и страстям.
Развяжешь руки, крови жаждущим властям!

Воюет человечество, кто прав, не разберёшь,
Шагами семимильными нас к пропасти ведёшь!
И жадными руками всё хочешь загрести,
Война.. а есть ли средство, мир от тебя спасти?

Название: Методическая разработка классного часа к 9 Мая «Я не ровесница войны»
Номинация: Школа, Сценарии, 5-9 классы

Должность: учитель русского языка и чтения
Место работы: ГОБОУ «АШИ №9»
Месторасположение: п. Хвойная Новгородской областиул Шрссейная д 35 кв3

Классный час ко Дню Победы «Еще тогда нас не было на свете…»

Цель : формирование знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны, о советских героях, способствовать формированию активной гражданской позиции; привитие патриотизма.
Задачи :
- образовательные: познакомить школьников с событиями и героями Великой Отечественной войны;
- воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну;
- развивающие: развитие умений выделять главное, формировать умения работы с текстом.
Тип урока : урок формирования новых знаний (мульимедиа –урока)
Оборудование : Проектор, компьютер с колонками, песня «Священная война», презентация «День Победы», раздаточный материал «Катя Сусанина», «Языки пламени»(скотч для приклеивания) по количеству детей (можно по парам).
На доске : вечный огонь.
Подготовительная работа : подготовка школьниками сообщений о Александре Матвеевиче Матросове, Ульяне Громовой, Зине Портновой, подготовка плакатов ребятами 1-го класса и заучивание строк из стихотворения Андрея Колачёва

Ход урока классного часа:

I.Оргмомент.

II. Новая тема.

Слово учителя .
Дорогие учителя и ученики! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны.
Слайд №1
Приближается 70-я годовщина Великой Победы.
В этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день, День Победы, в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражения, и тех, кто после войны налаживал мирную, добрую жизнь.
И этот классный час хочется начать словами:
Слайд №2


Звучит песня «Священная война» Композитор: А. Александров, слова: В. Лебедев-Кума

Мы просто дышали войной…

Слайд №3


Такими словами можно охарактеризовать воспоминания каждого фронтовика Великой Отечественной войны.

Четыре долгих года, 1418 дней, шла на земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война.
Слайд №4


22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского союза. Так началась Велика Отечественная война.
Слайд №5


«Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер в своей ставке 1 августа 1940 года. Солдатам немецкой армии он говорил: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина или девочка».
Слайд №6


И тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по земле, где созревали яблоки, где спали дети.
Слайд №7


Армия Адольфа Гитлера обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам.
На защиту родной земли поднялись сотни тысяч советских людей. Долгие 4 года и до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Видео («Первые дни войны»/Видео CD От Кремля до Рехстага, - М.: Республиканский медиацентр, 2000)
Каждый день Великой войны был подвигом на фронте и в тылу врага, появление беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Слайд №8


Первые месяцы войны были непомерно тяжелы: советские войска несли большие потери, вперед продвигались очень тяжело. Но шли вперед!
Одним из таких тяжелых сражений стали бои зимой 1943 года в Псковской области, где гибнуть приходилось за каждый метр родной земли. Гибли герои. Одним из них был Александр Матросов.

Сообщение учащегося
Слайд №9


«Александр Матвеевич Матросов»
Подвиг Александра Матросова вошел в историю Великой Отечественной войны, и стал ярким примером настоящей доблести, любви к Родине и своему народу.
В 1941 году, после нападения немецко - фашистских захватчиков Советский союз, Матросов подался в добровольцы и через некоторое время был зачислен курсантом военного училища. В 1943 году, учитывая крайне тяжелое положение на фронте, он в составе таких же курсантов был досрочно направлен на фронт.
27 февраля 1943 шли ожесточенные бои возле небольшого населенного пункта Чернушки Псковской области. Красноармейцев не пропускал пулеметный огонь врагов, и серьезной преградой стала непрерывная пулеметная очередь одного из дзотов. Несмотря на отчаянные попытки уничтожить огонь противника, все они заканчивались неудачей. Три солдата пытались взять огневую точку, все трое пали смертью храбрых.
Тогда гвардии рядовой Александр Матросов стал пробиваться с гранатами и автоматом к фашистскому пулеметчику, засевшему в дзоте. Несмотря на то, что он был замечен фашистом, Матросов упрямо пробивался к огневой точке, когда враг смещал огонь в сторону. Наконец ему удалось добраться до дзота на максимальное близкое расстояние – одна за другой полетели гранаты, но, к сожалению, они взрывались у самого дзота, не причиняяв никакого вреда противнику.
Буквально в секунды затишья рядовой сделал длинный прыжок к огневой точке. Сразу же на его движение враг ответил длинной пулеметной очередью. Матросов залег, на исходе были патроны, гранаты все закончились, и на раздумья оставались считанные секунды.
Выстрелив по амбразуре солдат, отвлек противника, и сразу же с криком «Вперед» кинулся вперед, за ним побежали остальные солдаты. Оживший вражеский пулемет заставил всех снова залечь, и тогда Александр Матросов рванул на дзот, закрыл своей грудью огневую точку врага.

Путь для советских солдат оказался открытым, а через час поселок был взят. Этот подвиг Матросова, как и множество подвигов других солдат Красной армии, стал настоящим символом Мужества, любви к Родине. Именно такие подвиги внесли значительную часть в победу советского народа против фашистских захватчиков.
Александру Матросову в 1943 году, было присуждено звание Героя Советского Союза, посмертно.
В Уфе стоит памятник Александру Матросову.

Беседа:
- Ребята, в чем состоял подвиг Александра Матросова? (Александр Матросов в 1943 году у пункта Чернушки, чтобы советские солдаты смогли пройти дальше закрыл своей грудью огневую точку врага, чем открыл путь для красноармейцев ).

Слово учителя
Слайд №10


Звучит мелодия «Прощание славянки» В.И. Агапкина
Фашисты превращали в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, морили голодом, жгли в печах. На оккупированных (захваченных) территориях враги-фашисты устанавливали «новый порядок». Местное население использовалось на принудительных работах: расчистки дорог, строительстве укреплений и др. Наказывались за всё: за отказ работать, за передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Производились зверские расправы над людьми.
Но люди сопротивлялись из последних сил!

Сообщение учащегося
Слайд №11


Сообщение «Ульяна Громова»
Ульяна была десятиклассницей, когда началась Великая Отечественная война. Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других.
Она принимает активное участие в подготовке боевых операций молодогвардейцев, распространяет листовки, собирает медикаменты, ведет работу среди населения, агитируя краснодонцев срывать планы оккупантов по поставкам продуктов, по вербовке молодежи в Германию. В октябре 1942 года ее ввели в штаб подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».
Когда в Краснодоне начались аресты, Уля вместе с Майей Пегливановой пыталась связаться с заключенными, разрабатывала планы побега. Но 10 января их самих арестовала полиция, она попала в фашистские застенки. С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков.
"...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине пятиконечную звезду, отрезали грудь, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала. Когда, после очередных избиений, следователь Черенков спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: "Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!..." Из книги А.Ф. Гордеева "Подвиг во имя жизни"
После жестоких пыток 16 января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5.
"Ульяна Громова, 19 лет, на спине у нее была вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра" (Архив КГБ при Совмине СССР, д. 100-275, т. 8).
Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года член штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Ульяна Матвеевна Громова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Беседа:
-Ребята, в чем подвиг Ульяны Громовой? (Несмотря на безжалостные пытки Ульяна Громова, участник подпольной организации «Молодая гвардия», оказалась давать какие либо показания о деятельности подпольщиков )
Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Давайте вспомним всемирно известные дневники Тани Савичевой.
- О чем они? (Они рассказывают о том, как выживали люди в блокадном Ленинграде и ка умирала семья Тани ).

Слайд №12


Дети и война – понятия не совместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает».
- Как вы ее понимаете? (Когда в стране война, которая сопровождается стрельбой и голодом, то нет разницы взрослый ты человек или ребенок, она не щадит ни кого .)

С началом Великой Отечественной войны дети должны были расстаться с детством:
Учитель читает стихотворение .
Его я узнал не из книжек –
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сереной тревоги ночной
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной…

А.Иоффе
Эти слова, взятые нами в эпиграф урока, ярко рисуют жизнь детей, ваших сверстников в тяжелые годы войны. Но они не прятались, а вставали плечом к плечу рядом со взрослыми и выполняли поставленные перед ними задачи.

Выступление учащегося .
Слайд №13


Сообщение «Зина Портнова».
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт.
Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.
Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза была удостоена Зина Портнова.
Зина Портнова родилась в Ленинграде, училась в школе № 396. В 1941 году закончила 7-й класс. Сразу после экзаменов Зина вместе с младшей сестрой Галей поехала на каникулы к тете в Белоруссию. Здесь их застала война и гитлеровская оккупация. Девочки пешком прошли тяжелейший путь в 60 км, чтобы попасть к бабушке в деревню Зуи. Зина разыскала подпольную юношескую организацию «Юный мститель». С этого момента началась ее трудная, полная опасностей жизнь. Она распространяла листовки и сводки о ходе сражений нашей армии. Хорошо зная немецкий язык, девочка добывала очень важные сведения о противнике, научилась метко стрелять, соблюдать строжайшую конспирацию. Вскоре ей доверили сложное и опасное задание- под видом рабочей по кухне постоянно находиться в школе по переподготовке командного состава гитлеровских войск. Она узнала совершенно секретные данные о силах противника. С ее участием был уничтожен не один десяток офицеров. Когда в столовой стало опасно находиться, Зину с сестрой переправили в партизанский отряд.
Однажды после выполнения задания Зина была схвачена врагами. Ее подвергли тяжелейшим пыткам и истязаниям. Но все напрасно. Юная партизанка молчала. Тогда за допрос взялся сам начальник штаба. Но и у него ничего не вышло. Воспользовавшись тем, что гестаповец отвернулся к окну, Зина схватила со стола пистолет и с одного выстрела убила офицера. Но ее схватили и бросили в подвал. В морозное январское утро 1944 г. Зину повели на казнь. Поставили на край ямы. Зина ничего не видела. Ей выкололи глаза. Зине было присвоено звание Героя Советского Союза. Во Владивостокском порту был теплоход, названный ее именем.

Беседа:
- Ребята, в чем состоит подвиг Зины? (Зина выполняла опасные задания, внедрилась в организацию для получения данных об офицерах. Когда ее арестовали. На допросах даже при пытках молчала )

Слово учителя
Слайд №14


В январе 1944 года началось освобождение территорий СССР от немецко-фашистских захватчиков. 27 января была окончательно снята блокада Ленинграда. Но огромное количество русских, советских людей оставалось в фашистском плену.где жилось не сладко. О жизни в немецком плену вы узнаете из письма Кати Сусаниной.

Работа в группах
Раздаточный материал «Катя Сусанина».
Беседа по прочитанному :
- Ребята, какое событие поразило вас из рассказа Кати?
- Легко ли жилось в военном плену? (В военном плену жилось очень тяжело: плохо кормили, заставляли много работать и били ногами )
- Что случилось с мамой Кати? Почему? (Маму кати убили немцы, потому что она не хотела сдавать своего мужа и сказала, что он придет и вышвырнет их отсюда )
- Во что верила девочка? О чем мечтала? (Катя верила, что ее отец жив и он отомстит немцам на неё и за маму )
- Сбылась ли её мечта? (Да, русские победили и «вышвырнули» фашистов из нашей страны )

Слово учителя
Слайд №15

Патриотический классный час, посвящённый 9 мая.

Сценарий классного часа для 10 класса «Я б с песни начал свой рассказ…»

Цель : воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Предварительная подготовка : классному руководителю заранее необходимо подобрать учеников своего класса для исполнения ролей, необходимых по сценарию классного часа, порепетировать с ними. Заранее подготовить изображения медалей, о которых пойдет речь по сценарию, и весь материал, который учитель будет демонстрировать. Если есть возможность, лучше показать материал через систему мультимедийного проектирования.

Оформление кабинета : место проведения классного часа накануне необходимо оформить изречениями известных людей:

«Лучше черствый хлеб у себя дома, чем множество блюд за чужим столом» (П. Аретино).

«Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский).

«Отчизна - это край, где пленница душа» (Ф. Вольтер).

«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного личного труда, бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство Родины!» (Л.М. Леонов).

«Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир» (Д. Сантаяна).

«Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека Младший).

«Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать» (М.А. Шолохов).

«Национализм - детская болезнь, корь человечества» [А. Эйнштейн).

«Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека» (Наполеон /).

«На родине у тебя и прошлое, и будущее. В чужом краю - одно лишь настоящее» (Л. Гиршфельд).

Ход классного часа

Звучит запись песни «Вставай, страна огромная». Выходит учитель.

Учитель. В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

Чтец 1. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиг, длившийся четыре огненных года.

Учитель. Как вы понимаете слово «подвиг»?

Учащиеся рассуждают.

Чтец 2. Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает всего себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Чтец 3. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила земное сбросила с земли,

И никого не защитила вдали обещанная встреча,

И никого не защитила рука, зовущая вдали.

На проекторе высвечиваются фотографии Хатыни, под печальную музыку читается текст.

Чтец 4. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Чтец 5. Хатынь - деревня Логойского района Минской области Белоруссии - стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны.

Чтец 6. В память погибших 2 230 000 жителей Беларуси - это каждый четвертый - в 1969 г. на месте сожженной вместе с жителями деревни Хатынь сооружен мемориальный комплекс, в котором воплощена идея мужества и непокоренное народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы.

Чтец 1. Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь. Жители деревни не знали, что утром в б км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер.

Чтец 2. Но фашисты уже вынесли смертный приговор нив чем не повинным людям. Все население Хатыни от мала до велика - стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми.

Чтец 3. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Когда все население деревни было согнано в сарай, фашисты заперли его, обложили соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей.

Чтец 4. Под напором десятков человеческих тел двери не выдержали и рухнули. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов.

Чтец 5. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей возрастом до 1 б лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Чтец 6. Из находившихся в сарае остались живы лишь двое детей - семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович.

Чтец 1. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Чтец 2. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень.

Чтец 3. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне.

Чтец 4. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Чтец 5. Трагедия Хатыни - один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую нацисты осуществляли на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли на белорусской земле за три года оккупации.

Происходит обсуждение трагедии Хатыни.

Учитель. Почти вся Западная Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия обрушила на наше государство мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов. И нужно было иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять такому сильному врагу, побороть его несметные силы.

Звучит 7-я симфония Шостаковича. На фоне музыки ученик читает стихотворение Р. Рождественского.

Разве для смерти рождаются дети,

Разве хотела ты нашей смерти,

Пламя ударило в небо - ты помнишь,

Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но - поднимались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно...

Можно убить меня,

Нас убить невозможно!

Фонограмма колокола.

Чтец 1. Что это? Ты слышишь?

Чтец 2. Это колокола. Колокола памяти...

Чтец 3. Памяти? А разве такие бывают?

Чтец 4. Бывают, смотри!

Фонограмма Альбинони «Адажио». Выходят девушки в черном со свечами, замирают.

Солнце кровавилось в дымчатой мгле.

Красным снарядом било.

Волны неслись от скалы к скале,

Море гранит дробило!

Их уже не было на земле, а оно было.

Дерево шло по сырой земле,

Землю корнями рыло!

Их уже не было на земле, а оно было.

Чтец 2. Более полувека мы живем без войны и столько лет помним ее, каждый ее день - от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни.

Чтец 3. Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы и деды, вершился титанический подвиг тыла, во имя того, чтобы горели мартены и колосились хлеба, вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша жизнь.

Чтец 4. Мы помним, кому обязаны жизнью!

Чтец 5. К сожалению, с каждым днем все меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь.

Чтец 6. Память - не просто дань славному прошлому. Память- это причащение величием истории народа, это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.

Чтец 1. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

Чтец 2. Вечная им память!

Звучит спокойная музыкальная композиция, учитель зажигает свечу.

Они к нам не придут, не постучат,

И все ж, хотя нам это всем известно,

Мы за столом для них оставим место,

Нальем бокалы им... Пускай стоят!

Мы - внуки их, нам больше повезло,

Мы - будущее их, нас миновало...

Зато как после нам их не хватало

И как без них нам было тяжело!

Не ждут их больше матери назад,

Состарились их жены и невесты.

Под мирным небом всходят повсеместно

Цветы и травы, где они лежат.

Но памяти о них навек верны,

За счастье жить мечтаем, честь по чести,

И вспомним, не сговариваясь, песни,

Что распевались ими в дни войны.

Ребята вместе с учителем вспоминают и прослушивают песни военных лет.

Учитель. Фронтовой корреспондент Евгений Кригер в статье «Двадцать восемь русских пушек» рассказывает, как дрались наши солдаты.

Чтец 1. Июль 1943 года. Курская дуга. Солдаты Рокоссовского. Вот один из них сидит рядом со мной после невероятного, непонятного мне боя. Ему всего 19 лет. Зовут Гаврилов Николай Степанович. Несмотря на страшную усталость, открыто и весело встречает ваш взгляд и с готовностью старается объяснить то непонятное, кажущееся непомерным для человеческих сил, для человеческой воли, что только что сделал он и его товарищи.

Чтец 2. Такой он маленький, и такая чистота в его глазах, с такой пылкой непреднамеренностью он отзывается о своих командирах и товарищах, что хочется назвать его Коленькой, как сына. Лицо его - и щеки, и уши в ссадинах и царапинах с запекшейся кровью. Смерть прикасалась к нему осколками вражеских снарядов, но не справилась и ушла. Что произошло там, в бою?

Чтец 3. Какой-то участок нашего фронта оказался обнаженным. Пехота к нему не поспела. Остались одни артиллеристы. После боевой обработки на уязвимый участок лавиной двинулись фашистские танки. Много их было, десятки, содрогалась земля. Наши орудия открыли огонь.

Чтец 4. Танки горели, за ними выдвигались новые и новые, били из пушек по нашим орудиям. Наконец Коля Гаврилов с ужасом увидел, что остался возле орудия один. Его товарищи тяжело ранены или убиты. Что он должен делать, маленький, хрупкий юноша?

Чтец 5. Коля решил стрелять из подбитого орудия, один за всех, за истекающих кровью друзей, за убитого командира. Он действовал их волей, их солдатской стойкой ненавистью к врагу. Он стрелял без прицела - прицельное приспособление было сорвано. Смотрел прямо в канал ствола, стараясь забрать в это темное круглое поле тушу идущего на него танка.

Чтец 6. Трудно одному стрелять из пушки, которую в бою обслуживают шесть человек. Шестой снаряд был для танка смертельным. Танк издыхал в жадном воющем пламени, и так как другие наши орудия еще стреляли и делали свое дело, то фашистские танки отпрянули от страшного места, повернули в сторону, уходя от гибели.

Чтец 1. Тогда только он спустился в ровик, где стонали батарейцы Сальков и Волынкин, попытался перевязать их, но тут новый снаряд поднял пушку на воздух, и Колю взрывной волной швырнуло на землю.

Чтец 2. Оглушенный, окровавленный, изнемогающий, он один дотащил двух товарищей до медсанбата. Только потом он узнал, что наши артиллеристы, и сам он в том числе, на опасном, обнаженном участке длинной в б километров отбили атаку 300 фашистских танков.

Чтец 3. Представляю, каким собранным, напряженным и яростным был юноша-артиллерист, спасавший положение на своей огневой позиции, мстивший за своего командира и своих старших товарищей. Но я видел его бесконечно добрым и нежным. Слабая улыбка теплилась на его лице. Да, он победил!

Чтец 4. Ярость и нежность. Гнев, но не злоба. Беспощадность к напавшим, но снисходительность к пленным. Разящие врага, но спасающие из огня его детей. Стойкие в тяжелом бою, в неблагоприятной обстановке, бесконечно трудолюбивые в суровых условиях. Такими были наши солдаты на войне. И прежде всего, они были людьми, убежденными в своей правоте, в святости дела, за которое они шли на смерть.

Учитель. Конечно же, такие подвиги не оставались без внимания, и сейчас вы узнаете, какие награды вручались героям.

Чтецы по очереди рассказывают о наградах, на проекторе демонстрируется фотография.

Чтец 5. Медаль «Золотая звезда Героя Советского Союза» учреждена 1 августа 1939 года в целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги.

Чтец 6. Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия и присваивалось за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.

Чтец 1. Награждались лица, проявившие трудовой героизм, своей особо выдающейся новаторской деятельностью внесшие значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, содействовавшие подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР.

Чтец 2. Герою Советского Союза вручались: высшая награда СССР - орден Ленина; знак особого отличия - медаль «Золотая Звезда»; грамота Президиума Верховного Совета СССР. Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия советского периода, самое почетное звание в советской наградной иерархии.

Чтец 3. Медаль «За отвагу» учреждена 17 октября 1938 года. Награждению подлежали: военнослужащие Советской армии, Военно-морского флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга.

Чтец 4. Допускалось награждение лиц, не являющихся гражданами СССР. Медаль «За отвагу» - вторая, после медали «XX лет РККА», по времени учреждения в СССР. Медаль «За отвагу» является высшей советской медалью и при ношении располагается перед остальными медалями (подобно ордену Ленина в системе советских орденов).

Чтец 5. Поскольку медалью награждали за личный подвиг, то получали ее, в основном, рядовой и сержантский состав, реже младшие офицеры. Старшие офицеры и генералитет практически не награждались медалью «За отвагу». Награда носится на левой стороне груди и при наличии орденов и других медалей СССР располагается после орденов.

Чтец 6. Орден Отечественной войны учрежден 20 мая 1942 года. Состоит из I и II степени. Высшей степенью ордена является I степень.

Чтец 1. Награждению подлежали лица рядового и начальствующего состава Красной армии, Военно-морского флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. Награждение орденом Отечественной войны может быть повторным за новые подвиги и отличия.

Чтец 2. Орден Отечественной войны - первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны. Также это первый советский орден, имевший разделение на степени. В течение 35 лет орден Отечественной войны оставался единственным советским орденом, передававшимся семье как память после смерти награжденного (остальные ордена необходимо было возвращать государству). Лишь в 1977 году порядок оставления в семье распространили на остальные ордена и медали.

Чтец 3. Орден Отечественной войны I степени носится награжденным на правой стороне груди и располагается после ордена Александра Невского. Орден Отечественной войны II степени носится на правой стороне груди и располагается после ордена Отечественной войны I степени.

Чтец 4. Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года. Состоит из трех степеней: I, II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью.

Чтец 5. Награждению подлежали лица рядового и сержантского состава Красной армии, авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.

Чтец 6. Награжденные орденами Славы всех трех степеней удостаиваются права на присвоение воинского звания: рядовые, ефрейторы и сержанты - старшины; имеющие звания старшины - младшего лейтенанта; младшие лейтенанты в авиации - лейтенанта.

Чтец 1. Орден Славы был учрежден в один день с орденом Победы. Основной особенностью данного ордена является то, что это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации также и младших лейтенантов).

Чтец 2. Цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена святого Георгия. Орден Славы носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается после ордена «Знак Почета» в порядке старшинства степеней.

Чтец 3. Орден Победы учрежден 8 ноября 1943 года. Он является высшим военным орденом СССР. Этот полководческий орден был учрежден одновременно с солдатским орденом Славы.

Чтец 4. Награждению подлежали лица высшего командного состава Красной армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной армии.

Чтец 5. Для награжденных орденом Победы учреждалась, в знак особого отличия, мемориальная доска для внесения в нее имен кавалеров ордена Победы. Мемориальная доска устанавливалась в Большом Кремлевском дворце.

Чтец 6. Орден Победы - единственный из советских орденов, изготовлявшийся не на монетном дворе, а на Московской ювелирно- часовой фабрике. Орден Победы носится на левой стороне груди на 12-14 см выше пояса.

Учитель. Всех, кто воевал, кровь, пролитая за справедливое Дело, роднит и связывает друг с другом. У каждого из нас своя группа крови и в этом мы не схожи. Но со своей страной у нас одна, единая группа. Определяется она не медицинскими показателями. Она определяется верностью родной земле, готовностью идти за нее «на труд, на подвиг и на смерть». ДА БУДЕТ ТАК ВСЕГДА!

Звучит песня «День Победы».