Казиник играет дельфинам. Михаил Казиник: Культура влияет на продолжительность жизни

Вы знаете, как привлечь дельфинов с помощью скрипки? Какой город имел в виду Гоголь, когда писал поэму «Мертвые души», или какие смыслы вкладывал в свое произведение Пушкин? Как химику объяснить любую реакцию с помощью пианино? Это и многое другое рассказал и показал на мастер-классе в Казанском федеральном университете Михаил Казиник.

Известный искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени встретился с преподавателями и студентами в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Творческую встречу посетил ректор КФУ Ильшат Гафуров .

Казиник является почетным членом Европейской славянской академии литературы и искусства болгарии, почетным доктором RISEBA (Рижская международная высшая школа экономики). Ежегодно он выступает с мастер-классами в ведущих университетах мира, и кстати, после выступления в КФУ у спикера запланировано выступление в Принстонском университете, США.

Спикер во время всего мастер-класса говорил очень эмоционально и воодушевленно, а также порадовал слушателей своей игрой на скрипке. За короткое время Михаил Семенович постарался более полно осветить тему выступления «Педагогика как театральное искусство».

Эйнштейн в одном из частных писем, которое спикер лично читал в Принстоне, пишет: «Если бы не было фуг Баха, я бы никогда не догадался, что E=mc2»

«Бах — мозг планеты Земля! Ни один человек, мыслящий структурно, не может обойтись без Баха, потому что это есть подлинная структура. Многие великие деятели занимались музыкой: Бейгельман был чудесным скрипачом, Макс Планк играл на рояле, Эйнштейн на скрипке», — эмоционально начал спикер.

Большой фрагмент выступления Казиника в КФУ был посвящен теме музыки. Он даже исполнил на скрипке мелодию, которую когда-то сыграл, чтобы привлечь дельфинов в Средиземном море. Он утверждает, что у этих млекопитающих самый совершенный «интернет».

«Если дельфин хочет передать привет своей возлюбленной, он передает сигнал, который может слышать только она. А если он хочет всем рассказать, что он ее любит, он делает «рассылку». Тогда все дельфины поздравляют покрасневшую от смущения дельфиниху. Это невероятно!» — делится Казиник.

Благодаря вопросу из зала спикер затронул тему принципов волнового влияния и их универсальность. Михаил Казиник утверждает, что все в мире взаимосвязано и построено на пропорциях Фибоначчи и золотом сечении. Можно с помощью пианино показать, как проходят химические реакции, сыграв Бородина.

Гость много шутил, рассказывал анекдоты, читал отрывки из произведений Лермонтова, Пушкина, Крылова и Гоголя. Причем многие слушатели, а в их числе были и филологи, услышали благодаря спикеру новые акценты в хорошо известных произведениях.

На примере «Сказки о попе и работнике его Балде» он показал гениальность русского писателя и поэта Пушкина в передаче звуков, характеризовавших героев. Также спикер рассказал, почему Гоголь предпочитал сам читать публике свое произведение «Мертвые души» публике. Он хотел посмотреть на реакцию. Люди смеялись, когда слышали первые слова — «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка..» Почему? Когда писатель хотел зашифровать город, он писал N, а у Гоголя действие поэмы разворачивается в губернском городе NN, что наводило слушателей на мысли о Нижнем Новгороде, который соответствует данным инициалам. Таким образом, для всех место пребывания Чичикова становилось очевидным, хотя и напрямую не указывалось.

Михаил Казиник рассказал также о церемонии вручения Нобелевской премии 2005 года, где он выступил в качестве музыкального эксперта Нобелевского концерта. Он был поражен, что люди слушают Нобелевский концерт, а не Киркорова или Стаса Михайлова. На примере одного события он раскрыл несколько характерных историй вокруг церемонии.

Лектор на мастер-классе напомнил студентам и преподавателям КФУ о том, что все в мире взаимосвязано, что в каждом великом произведении есть формула, золотое сечение, что мир удивителен и глубок в восприятии.

Михаил Казиник прямиком из Казани направился с концертами и мастер-классами еще в 9 стран, но «подразнил» местную аудиторию, не исключив, что будут еще встречи, попросив лишь подготовить к следующему разу пианино.

Виктория Елфимова

Индия признала дельфинов личностями и запретила дельфинарии

Правительство Индии присвоило дельфинам статус "личностей, не относящихся к человеческому роду". Таким образом Индия стала первой страной, признавшей уникальный интеллект и самоосмысление представителей отряда водных млекопитающих - китообразных.

Решение было озвучено главой Министерства окружающей среды и лесного хозяйства Индии, запретившего также выступления с использованием дельфинов, находящихся в неволе - в дельфинариях, аквариумах, океанариумах и т.д. Согласно министерству, дельфины "должны иметь свои собственные особые права".

Дельфины являются высокоинтеллектуальными млекопитающими с высокоразвитой социальной организацией. Согласно последним исследованиям, дельфины обращаются друг к другу по имени и могут запоминать уникальные имена - звуки, подаваемые "старыми друзьями" и услышанные ими лишь однажды 20 лет назад.

До того, как им исполнится год, дельфины выбирают сами себе уникальные имена, представляющие собой ряд сложных звуковых сигналов. С этого момента все другие дельфины одной социальной группы используют персональное имя каждого при обращения друг к другу.*

Дельфины пользуются сложной грамматической коммуникацией

Предыдущие исследования показали, что дельфинам свойственны человекоподобное самоосмысление и вовлеченность в сложную систему коммуникации с другими дельфинами с помощью структуры грамматического предложения. Да, у дельфинов есть свой язык, как и у людей (см. Проект коммуникации дельфинов). Основным отличием между языком дельфинов и человеческим языком является то, что дельфины не подвергаются прививкам в детском возрасте, получая дозу ртути, отрицательно воздействующую на мозг. Поэтому дельфины вырастают способными общаться полноценно связанными предложениями, в то время как сейчас многие люди познавательно ограничены и не могут составлять осмысленные предложения (Прививки действительно повреждают мозг, как и наличие ртути и токсичных веществ в пище, медицинских препаратах и предметах личной гигиены).

Ниже представлена выдержка из научной работы по исследованию коммуникации дельфинов на примере дельфина по имени Эйк:

Отношение аргументной роли к порядку слов являлось важной частью концепций грамматики языка Эйк, что в значительной мере предполагает знание числа аргумента. В целом, данный ряд полученных результатов подчеркивает четкое понимание Эйк выученного ею языка... [тест] требовал понимания грамматических и семантических отношений и прагматических вопросов, возникающих в результате связи между аргументной ролью и синтаксическим положением.

Другими словами, Эйк грамматически умнее многих взрослых людей, так как многие люди уже не могут выделять осмысленные положения языка, являясь лишь "субъектами гипноза", умеющими только ставить галочки в бюллетенях для голосования и жить на фаст-фуде и энергетиках.

Джеймс Оуэн

Дельфин мама учит дочерей использовать орудия труда

Когда исследователи впервые увидели нечто странное на морде дельфина в Заливе Шарк в Западной Австралии, они подумали, что это массивная опухоль. Теперь они говорят, что это первое свидетельство культуры использования инструментов у морских млекопитающих.

Непонятное "нечто" оказалось морской губкой, оторванной от морского дна. Позже в Заливе Шарк наблюдали и других дельфинов бутылконосов с губками в клювах, как оказалось, они использовали их как инструмент для ловли рыбы.

Исследователи сообщают об этой необычной технике охоты, изобретенной одной самкой, которая теперь передается от матери к дочери.

Основывая свои результаты на генетическом анализе, ученые предлагают, что так называемое "губковое" поведение представляет собой первый известный пример, связанной с орудием культуры у животных семейства китовых. Животные семейства китовых - группа главным образом морских животных, включая китов и дельфинов.


Вопрос о том, являются ли животные, подобно людям, способными к культуре, горячо обсуждался в последние десятилетия. Все больше исследователей предполагает, что некоторые популяции животных действительно изобретают поведение, которое передают другим поколениям.

Помимо людей, лучшее свидетельство определенной культуры - заключающейся в сложном индивидуальном поведении, формирующимся в локальных популяциях и передающимся дальше с помощью обучения - это культура шимпанзе.

Статья, изданная в журнале "Природа" в 1999 году суммировала результаты различных долгосрочных полевых исследований, включая работы известного приматолога Джейн Гудол. Исследование нашло существенные культурные вариации в диких поселениях шимпанзе, с 39 поведенческими паттернами, специфическими для отдельных групп. Пятнадцать паттернов касались добывания корма с помощью инструментов, типа исследования муравейника с помощью палки и раскалывания орехов камнями.


Материальная Культура

Новые исследования говорят, что использование морской губки дельфинами бутылконосами в Западной Австралии лучше всего объясняется как форма культуры.

"Мы полагаем, что они используют [морские губки], чтобы исследовать [морское дно] в поисках рыбы" сказал Майкл Крютзен из Антропологического Института Цюрихского Университета и Музея в Швейцарии.

"Губки, вероятно, применяются как защитная перчатка, чтобы защититься от ожога рыбы-камня" - сказал Крютзен (рыба-камень обитает на дне и обладает очень ядовитыми спинными плавниками). Губка также вспугивает рыб, скрывающихся на морском дне. А дельфины ловят уже обнаружившую себя добычу.

Такая тактика охоты была почти полностью ограничена маленькой группой самок и их детенышей, обитающих в Заливе Шарк, и только единственным самцом, показывающим то же самое поведение. Перед группой ученых встал вопрос: приобретено ли такое поведение с помощью социального обучения, что свидетельствовало бы о культуре, или передано генетически.

Исследователи проанализировали митохондриальную ДНК (ДНК, передаваемую женщинами) 13 обученных самок и 172 необученных. Они нашли, что эта особенность передавалась главным образом в пределах единственной линии семейства от матери к дочери, и обучение новой тактике произошло, наиболее вероятно, у совсем недавнего предка.

"Это первое исследование культурной передачи, которая фактически рассматривает различные способы наследования и на уровне семейства и на уровне популяции" сказал Крютзен. "Если бы этот навык был закодирован в "Y" хромосоме [существующей только у мужчин], то только мужчины охотились бы таким способом. Если навык закодирован в одной из неполовых хромосом, то можно было бы ожидать, что самцы, также как и самки, использовали бы эту технику охоты. Но это не так. Мы исключаем возможность генетической передачи".

Поэтому, заключают исследователи, навык охоты с морскими губками передается дочерям от их матерей.

Почему мужское потомство редко приобретает тот же самый навык, остается неясным, хотя ученые выдвигают возможное объяснение: самцы бутылконоса имеют тенденцию создавать группы с другими самцами, а такие союзы не подходят для поиска пищи на морском дне, так как это трудоёмкая и индивидуальная деятельность.

Дельфины и Киты


Несмотря на то, что трудно изучить дельфинов и китов достаточно близко в дикой природе, некоторые биологи считают, что животные из семейства китовых конкурируют с шимпанзе в том, что касается культуры. Хал Витехэд, эксперт по китовым из Университете в Далхоусе в Новой Шотландии (Канада), приводит в пример дельфинов бутылконосов обитающих в Лагуна (Бразилия). Эти морские млекопитающие координируют свои усилия по ловле рыбы с местными жителями. Дельфины гонят рыбные косяки к берегу, давая сигнал рыбакам забросить сети. Все рыбы, которые избегают сетей, попадают прямо в рот ожидающим бутылконосам.

"Эта техника охоты передавалась культурным путем в обеих популяциях [у людей и дельфинов] с 1847 года" сказал Витехэд.

Другой предложенный пример китовой культуры касается касаток, которые охотятся на тюленей у берегов Аргентины. Самки, как замечали, налетали на берег вместе со своим потомством, даже когда никаких тюленей вокруг не было - очень опасная тактика охоты. Мать помогает молодой самке вернуться назад в море, если она оказывается на берегу. "Это выглядит очень похоже на обучение" сказал Витехэд.

Охотничьи песни самцов горбатого кита сравнимы с нашими музыкальными чартами. Киты настраивают свои мелодии в унисон через весь океан.

Майкл Крютзен упомянул о "культурной революции" у австралийских горбатых китов, "когда одна особенно популярная песня была заменена новой".

Крютзен добавил, "Мы все еще отстаем от приматологов, но дайте необходимое время и несколько длительных исследований, и я думаю, что мы обнаружим множество новых примеров социально научаемого поведения у животных семейства китовых. Ведь не зря же у них такой большой мозг".

Оригинал статьи находится на сайте National Geographic News Фото с сайта Animal Planet News

на журнал "Человек без границ"

"Музыка, это великий договор с Творцом"

«Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства. Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают ее. У меня совершенно иная задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую».

М. Казиник

Михаил Казиник родился в 1951г.Санкт Петербурге (Ленинграде). В 1953 году семья переехала в Витебск.

В 1958 году поступил в Витебскую музыкальную школу №1 по классу скрипки, продолжив в 1968 году обучение в музыкальном училище, и затем в 1970 поступил в Белорусскую Государственную консерваторию в Минске, которую закончил в 1975 году в классе профессора М.М. Гольдштейна. Параллельно с обучением в БГК, Михаил Казиник (дале МК) брал уроки у профессора М.И.Ваймана в Петербургской консерватории, а также принимал участие в региональных и международных конкурсах.

Свою лекторскую деятельность МК начал в возрасте 15 лет. За первым успехом последовал ряд предложений из разных городов и университетов Витебска, Минска и Петербурга. Начиная с этого периода, география лекторской деятельности МК постоянно расширялась, охватывая различные регионы Советского Союза, Прибалтики, Восточной и Западной Европы и затем США.

Вместе с географией его поездок стал расширяться круг аудитории. C 1975 по 1990 год выступления МК стали проводиться в форме регулярных лекций и абонементных серий лекций-концертов в 17 городах Советского Союза, включая Минск, Кострому, Сумы, Витебск, Гродно, Краснодар, Сочи, Кировоград, Киев, Каунас, Москву.

Эти лекции-концерты были встречены большим энтузиазмом не только студенческой аудиторией школ и университетов, но также различными категориями слушателей, включая весь спектр от академической и филармонической публики до выступлений по специальным проектам в колониях для малолетних преступников.

В этот период свою музыковедческо-лекторскую работу МК успешно сочетал с исполнительской деятельностью, выступая на различных филармонических и концертных сценах страны.

В родном городе Минске, МК-ом был создал десятилетний абонемент, благодаря которому МК взрастил два потока детей посещавших концертный зал с 6-7 летнего возраста до 16-17лет.

Также был создал многолетний абонемент в Сельскохозяйственной Академии города Горки, куда приезжали крупнейшие оркестры и музыканты.

Эффект и резонанс подобной деятельности был огромен. Залы на выступлениях МК всегда были заполнены до предела. Часто, в виду большого количества желающих, в каждом из городов приходилось давать по два концерта в день.

Секреты успеха МК в работе с аудиторий, вероятно, следует искать в разработанном им методе вовлечения аудитории в процессе лекции. Музыка (как и искусство вообще) в понимании МК – это мощный «источник вибрирующей энергии». Человек – «приёмник этой энергии». Свою задачу МК видит не столько в информативном аспекте, сколько в умении прочувствовав самому, «настроить аудиторию на волну исполняемого произведения; (...) соотнести, волны приёмника и передатчика». По убеждению МК, результатом подобной координации «момент восприятия музыкального произведения становится необычайно острым и интенсивным; (...) если существует гениальное творчество, то также должно существовать гениальное сотворчество, то есть, острое и глубокое восприятие; (....) сформировать такое восприятие – и есть задача говорящего об искусстве» Таким образом «.....слушатель из ранга любителя музыки переходит в ранг «гения восприятия».

С 1991 МК резидент Швеции. С этого периода начинается его активная музыкально-просветительская деятельность на западе. В шведских газетах МК часто называют «Апостолом Культуры» (Vastmanlands Folkblad, 11 jan 2001)

С 1993 года начинается многолетнее сотрудничество МК с режиссёром Юрием Ледерманом. В период с 1993 по 2004 год ими была осуществлена постановка большого количества спектаклей в Стокгольме. В их числе один из самых взрывных спектаклей в истории шведского театра «Моцарт версус Сальери». А также – «Вместо Чайки», «Пространство «Кармен», «Пространство Маски», Записки сумасшедшего, « Государь» и др. Также на этот период приходится большое количество концертов самого разнообразного содержания.

В 1997 году профессор Института Драмы, писательница Агнета Плейель приглашает МК в качестве гостевого профессора провести проект в течении двух полугодий 1997-98 учебного года. Проект предназначался для личного состава педагогов и студентов института. Лекции-концерты освещали историю музыки. Наряду с лекциями проводились семинары со сценаристами, писателями, режиссёрами и студентами.

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1958 -1968: Музыкальная школу №1, классу скрипки, Витебск, Белоруссия

1968 -1970: Музыкальное училище, Витебск

1970 - 1975: Белорусская Гос Консерватория (БГК), класс проф. М.Гольдштейна.

1971 - 1975: Занятия с профессором Петербургской консерватории М.М.Вайманом

НАГРАДЫ, ПОЧЁТНЫЕ СТЕПЕНИ

1970: Первая Премия на международном конкурсе Министерства Культуры Белорусии посвященного 200-летию со дня рождения Бетховена. Конкурс проводился для студентов консерваторий Восточной Европы, в рамках международной конференции посвященной творчеству Бетховена.

1986: Всесоюзное музыкальное общество под председательством Ирины Архиповой присваивает М.Казинику звание Музыковеда Высшей Категории.

2012: Звание Почётного члена Европейской Славянской Академии Литературы и Искусства Болгарии.

2010: Вице-президент МАПП Международная ассоциация писателей и публицистов.

2012: Почётный Доктор RISEBA.

(Рижская Международная Высшая Школа Экономики)

КОНЦЕРТН0 - ЛЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1973 - Солист и Лектор-Музыковед Белорусской Государственной Филармонии

1975 -1990: Лекции-концерты по городам городам СССР и Прибалтики

1991: Начало концертно-просветительской деятельности в Швеции.

1993 - 2004: Сотрудничество с театром-студией ”Teater Studio Ledermann”

Постановка большого количества спектаклей. В их числе:

«Моцарт и Сальери», «Вместо Чайки», «Пространство «Кармен»,

«Пространство Маски», «Записки сумасшедшего», «Государь» и др.

1997: Гостевой профессор при Стокгольмском Институте Драмы.

педсостава и студентов института. По инициативе и приглашению

проф. Института Драмы, писательницы Агнеты Плейель.

1997 - 2003: 50 бизнесконференций, посвящённых связи культуры, искусства и

бизнеса для представители крупнейших компаний Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании.

1999 - 2002: Трёхлетний проект-эксперимент совместно с Smalands Мusik och teater. За период проекта состоялись встречи с более 100 000 школьников региона; проведено более 1000 просветительских концертов. В проекте также принимали участие: местный театр, оркестр, солисты. Эффект проявился в тысячах отзывов и писем, рисунков и стихов.

2005: Музыкальный эксперт Нобелевского концерта

2003: Ежегодные конференции врачей на острове Готланд (Висби)

конференция директоров школ страны (под эгидой правительства

2013: A series of Concert-lectures in Boston and Chicago.

СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ, КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ

1985: Советская музыка, №8 («Нужны активные поиски»

№ 11 («Специалисты, отзовитесь».)

1986: «Музыка в школе» № 1 («Ребёнок и музыка»)

2005: Тайны Гениев, Издательство «ДиАр», Петербург

2007 Тайны гениев 2 или Волновые пути к музыке

2010 Тайны гениев – две книги в одном томе.

2012: GENIERNAS HEMLIGHETER, Stockholm-Riga

2013: « Приобщение Слово, Музыка, Жизнь»

В печати. Выход в свет – июль, 2013

Цикл статей для газеты «Вечерний Петербург»

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1998 - 1999: «Казиник, Бог и Дьявол », режиссёр П. Мейер, Швеция

2-я премия на Стокгольмском международном фестивале документальных фильмов.

2004 - 2007: Российский режиссёр-документалист Игорь Шадхан совместно с

режиссёром Натальей Кугашовой предложил МК осуществить

крупнейший кинематографический проект – создания 60 фильмов

освещающих значительные явления музыкального (и не только

    Музыкант, искусствовед, режиссер, поэт, проще говоря, маэстро Михаил Казиник - о том, какие причины заставили его остаться в Швеции, как победить Гарри Поттера, и почему именно благодаря Николаю Гоголю появился Франц Кафка.

    Михаил Семенович, для вас жизнь в Швеции - это иммиграция?

    Нет, ко мне нельзя применить слово “иммигрант”. Я не уехал из своей квартиры, не уехал от своих друзей, я нахожусь в России, Белоруссии и Украине большую часть времени. Если говорить о причинах, почему я остался в Швеции, то это было связано с путчем 1991 года. Когда я о нем узнал, то очень рассердился и подписал контракт, который в то время был предложен шведской стороной. Потом понял, что Швеция моя “избушка”, домик для улитки, в который я всегда могу вернуться, отдохнуть, поменять чемоданы, и уехать дальше, продолжать свою работу. Моя жена как-то сказала, что здесь на Западе, ты вкусное пирожное, десерт, а в России хлеб, еда, которая нужна каждый день.

    Чем вас рассердил путч?

    Когда началась перестройка, я вдруг неожиданно поверил, жуткий идеалист, ничего не поделаешь, что наконец-то не будет препятствий и я смогу полноценно заниматься своим делом - воспитанием свободных людей через культуру и искусство. Мною была написана книжка: “Краткий курс научного антикоммунизма”. В ней я попытался в юмористической форме, объяснить, как мы дошли до такой жизни. Книжка получилась сильной, ее решили напечатать, правда не в Москве, а в Краснодарском университете, и это как раз совпало с августовскими событиями. Звоню туда, спрашиваю: “Отпечатали тираж?”. А мне отвечают: “Вы когда-нибудь видели, как горит полмиллиона книг?”. Они вытащили тираж из типографии и прямо во дворе разожгли костер, причем сделали это сами, никакие чиновники не вмешивались. Дальше я услышал в телефонной трубке:“Михаил Семенович, они, то есть, коммунисты, вернулись навсегда, а вам через два дня возвращаться из Швеции, вас даже до автозака не доведут, разорвут еще по дороге”. И вот эта история меня рассердила, не испугала, нет, именно рассердила.

    Западные страны и Россия, между ними существенная разница?

    Любая страна, которая достигла успехов в экономике, науке, социальной политике, отличается от России тем, что ее жители умеют смеяться над собой. У них нет табу на юмор, они могут смеяться над смертью, богом, своим прошлым. И это очень важно, потому, что человечество должно расставаться со своим прошлым именно с юмором, а если расставаться с ним без улыбки, то прошлое опять приходит и становится настоящим, а потом и будущим. Больше скажу, чувство юмора явление интеллектуального характера, одна из функций элитарного мышления. К тому же способность смеяться над собой - это первый признак выживания любой нации.

    А современная Белоруссия чем-то отличается от России?

    У меня два гражданства, в том числе и белорусское, которое, кстати, позволяет мне приезжать в Россию и другие сопредельные государства. Если не касаться политики, то мне в Белоруссии комфортно. Там построены дороги, там чисто и,образно говоря, она ближе к “идеальному муравейнику”, чем Россия.

    Кто из бывших социалистических республик дальше всего ушел от Советского Союза?

    Конечно, Эстония.

    Но не вся Прибалтика?

    Пожалуй, вся, но в разной степени. В Литве очень умный народ, очень цепкий. Если говорить про Латвию, то я туда чаще всего приезжаю: в Риге каждый год проходят так называемые “Дни Казиника”. На мой взгляд у них очень хорошее отношение к культуре, уже не такое, как это было во времена Советского Союза.

    Какие цели вы преследовали, выступая перед нашим Советом Федерации?

    В течение только одного девятнадцатого века Россия взяла Бога за бороду, и мы создали великую музыку, живопись, литературу и поэзию. Культура - это именно то, что делает нас великими, но она у нас сейчас полностью в загоне и забытьи. Мы подарили миру великую культуру, а сами ей не воспользовались. Мне хотелось, чтобы российские сенаторы поняли, что культуру надо ставить на первое место. Ведь она влияет на все, даже на продолжительность жизни. Потому что человек культуры живет в нескольких измерениях, он может уйти от обыденного и болезненного мира, в живой и светлый мир, где он поправляет свое здоровье. Если глубоко читать Пушкина и Шекспира, слушать музыку Моцарта и Шостаковича, корректируется генетика, а ваше тело и дух чувствуют себя в гармонии.

    Был хоть какой-то эффект, сенаторы вас услышали?

    Нет, эффекта не было, более того, Государственная дума через несколько недель ополовинила средства, которые были запланированы в бюджете страны на культуру. Честно говоря, Валентина Матвиенко пригласила меня в Совет Федерации из-за истории с дельфинами, а я не согласился “только про дельфинов”, и попросил увеличить время моего выступления. Также я попросил, чтобы в зале присутствовали депутаты нижней палаты парламента, но мне сказали, что у них другие планы. Так что Государственная дума не слышала моего выступления, и действительно через некоторое время урезала бюджет на культуру, что, кстати, сказалось и на мне, потому что закрылась моя программа на радио “Орфей”. Она звучала на весь русскоязычный мир, и помогала людям не терять связи со своей культурной родиной. Увы, но депутаты этого не понимают.

    Тяжело осознавать, что депутаты и сенаторы глупее дельфинов, вы согласны?

    Дельфинья цивилизация древняя и они очень умело выстраивают свою жизнь. Вообще, с точки зрения социума, мы глупее муравьев. Потому что не существует пьяного муравья, не существует муравья, который убивает своего товарища. И у них нет перебоев в большинстве вопросов, которые для нас часто составляют целую проблему. То, что они не слушают Баха, не означает, что они глупы, это говорит лишь о том, что у них другие ценности. Потом, мы же не знаем, что они слушают, может быть у них напрямую связь с Космосом и никакой Бах им не нужен. Люди вообще привыкли оценивать любое живое на земле, с точки зрения, “а делают ли они, как мы?”. Это неправильно, так нельзя относиться к окружающему нас миру.

    Как должны себя вести родители, если они пытаются что-то дать своим детям,скажем, в области литературы, а все равно побеждает Гарри Поттер?

    Видимо, я умею делать что-то такое, что Гарри Поттер не побеждает. Когда в мои творческие Академии приезжают дети вместе с родителями, то родители, которые берут с собой подростков, фиксируют колоссальные изменения в их поведении, вплоть до того, что меняются аватарки в социальных сетях. Дети играют на музыкальных инструментах, погружаются в поэзию, проявляют свои творческие способности. Если над родителями побеждает Гарри Поттер, значит они что-то делают не правильно, что-то упускают. Порой просто не хватает времени, занятость у всех колоссальная, но я точно знаю, что большинство детей, особенно в подростковом возрасте, они берутся, они идут на контакт, им вдруг начинает нравиться классическая музыка и литература, и они не понимают, как, буквально только что, они читали Гарри Поттера и слушали рэпера Фараона. Почему я когда-то сказал, что дайте мне десять минут в день на центральном канале в прайм-тайм, и я вам изменю страну? Потому что десять минут добра, они могут пересилить многие часы криков, агрессии и ненависти. К сожалению, у меня до сих пор нет этих десяти минут.

    Существует же стадный инстинкт, большинство так и будет впитывать через телевизор агрессию и ненависть, разве нет?

    Давайте посмотрим, как это происходит у животных. Масса же примеров, когда тигр нападает на буйвола, а буйвол дает ему отпор и стадо его сородичей вдруг неожиданно понимает, что вместе они могут победить тигра и затаптывают его так, что от тигра ничего не остается. В человеке очень много осталось от этих древних инстинктов, поэтому можно целую страну, или страны, или даже часть планеты перевести в свет культуры, свет искусства, поэзии, музыки и литературы.

    На литературе хотелось бы остановиться подробнее: вы утверждаете, что благодаря Николаю Гоголю появился Франц Кафка, пожалуйста, соедините в моей голове двух этих писателей, что у них общего?

    Все же просто, ну, что вы, перечитайте сначала “Нос” Гоголя, а потом “Превращение” Кафки, у вас сразу в голове все соединится. Франц Кафка продолжает эксперимент Гоголя, только уже в более смелой форме. Но, благодаря Гоголю появился не только Кафка, но и весь латиноамериканский роман, из Гоголя выросла, как ее называют, литература потока сознания. Николай Гоголь, и незаслуженно недооцененный Николай Лесков, они единственные полистилисты русской литературы. Я конечно не пойду против течения и не буду утверждать, что Толстой и Достоевский плохие писатели, нет, они великие писатели, но у них есть крупные недостатки: Льву Николаевичу не хватает эротизма или чувственности, он все время объясняет, вот так хорошо, вот так плохо, а Федор Михайлович не видит выхода, он сталкивает героев и в результате все проигрывают. И, что не менее важно, у обоих маловато чувства юмора. Согласитесь,такой подход не годится для двадцать первого века. И конечно нельзя пройти мимо Чехова, потому что благодаря ему появился весь театр абсурда. У нас его в школах проходят так, что дети его точно никогда читать не будут, а на самом деле, Антон Павлович один из самых зашифрованных драматургов, которые только есть.

    Николая Гоголя теперь переводят на украинский язык, это означает, что Россия окончательно разошлась с Украиной, или есть шанс, что лет через пятьдесят мы помиримся?

    Через пятьдесят лет многое залечивается. Кто бы мог подумать во время Второй мировой войны, что евреи, окончательный вопрос которых собирался решить Адольф Гитлер, будут переезжать в Германию, спасаясь из того же Советского Союза? В то же время одни евреи не понимали, как можно переехать в Германию всего через сорок лет после холокоста, геноцида и печей смерти, а другие спокойно ехали и радовались, что они теперь будут жить в цивилизованной стране. Такие процессы происходили в первой и второй половине прошлого века, но сегодня уже двадцать первый век,и произошло невероятное ускорение. Поэтому, вполне возможно, что русские и украинцы опомнятся, и вспомнят, что они братья, несколько раньше, чем через пятьдесят лет.

    Почему в принципе случаются такие конфликты?

    От нехватки образования. Беда людей в том, что они если и что-то знают, то знают неверно, неточно. Вы знаете, кто такой самый лучший верующий? Это бабка Маня, которая вообще не умеет читать. Второй, по уровню веры, это человек, который ничего, кроме Библии не видел, а третий тот, кто не читал Иммануила Канта. Надеюсь, все поймут фразу правильно и меня не привлекут в России за оскорбление чувств верующих.