Кавказ в жизни и творчестве Л.Н. Толстого(презентация)

1 слайд

Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано, то что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает. Л.Н. Толстой

2 слайд

Какие рассказы Л.Н. Толстого вы знаете? Что писатель ценит в людях, что отвергает? Почему автор обращается к детям?

3 слайд

Автор утверждает, что люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь. И напротив, зло, вражда, эгоизм, корысть по сути своей античеловечны. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – всё то, что людям кажется привычным и нормальным. Какие проблемы поднимает автор в рассказе «Кавказский пленник»?

4 слайд

Могут ли жить люди в мире и дружбе? Что их разъединяет и что связывает? Можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? В каких людях есть эти качества, а в каких нет?

5 слайд

Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина. Жилин Костылин Кто первым решил ехать впереди отряда? Почему? Хорошо понимает опасность и рассчитывает только на свою силу, ловкость, быстроту своей лошади. Нетерпелив, безответственен, руководствуется своими прихотями, а не знаниями положения. Захват в плен Кто из героев храбрее? «Только уговор – не разъезжаться». «Не дамся же живой!» «Помутилось у него в глазах, и зашатался». «Заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «Лошадь под ним стала,и ружье осеклось». Вывод: Жилин сопротивлялся,но вырваться из рук врагов было невозможно. Вывод: офицеры попали в плен из-за легкомыслия и малодушия Костылина, струсившего перед опасностью.

6 слайд

Почему Жилин, увидя предательство Костылина, подумал: «Дело плохо. Ружье уехало»? Письмо о выкупе. «Эх, с ними что робеть, то хуже». «Если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак». «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду». «Он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют». Вывод: Жилин понимает, что уплата выкупа может разорить мать, надеется только на себя, активно ищет выхода. Вывод: Костылин принимает все условия своих врагов, надеется на помощь из дома. Не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

7 слайд

Первый месяц в плену Высматривает, выпытывает, как ему бежать». «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев». «Жилин на всякое рукоделие мастер был». «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит». Вывод: Жилин общительный, активный, хороший мастер. Но его главная цель – совершить побег из плена. Вывод: Костылин безволен, безразличен к окружающему, пассивен.

8 слайд

Первый побег. «Ноги обдерешь – заживут, а догонят – убьют, хуже». «Вставай, садись на закорки – снесу, коли уж идти не можешь». «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел». «Зацепил камень ногой, загремел». «Изрезал все ноги … отстает». «Не дойду, не могу». «Не могу, сил моих нет». «Рассолодел»- ослабел, устал. «Как закричит Костылин: «Ой, больно!» «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Вывод: занят поискамит дороги, и этой цели подчинено все его поведение: он примечает все окружающее, радуется воле, тревожится за успех побега, старается не замечать боли и усталости;не бросает товарища в беде.. Вывод: Костылин безволен, не желает и не умеет бороться, пассивно следует за товарищем, все его мысли сосредоточены на себе. Окружающего он не видит, испытывает страх.

9 слайд

Почему побег не удался? Побег не удался из-за эгоизма и изнеженности Костылина. Он не чувствует ответственности перед товарищем, несдержан, нетерпелив. - Зачем писатель противопоставляет Жилина и Костылина? Автор показывает, как в жизни много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах одни оказываются героями, другие недостойны называться людьми. Перед вторым побегом «Ну Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу» «Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» Вывод: несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе. Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагам.

10 слайд

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе. На территории Кавказа идет война. В.И. Даль писал: «Наступательная война – когда ведут войско на чужое государство; оборонительная – когда встречают это войско для защиты своего». -Осуждает ли автор горцев за то, что они воюют с русскими? Для народов, живущих на Кавказе, эта война оборонительная, горцы отчаянно сопротивляются, не пропуская русских на свою территорию, но русская армия завоевывает Кавказ и платит высокую цену жизнью многих тысяч русских солдат и офицеров. -Почему старик в чалме озлоблен на русских?

11 слайд

Как и почему изменилось отношение хозяина к пленникам? Жилин вызывает симпатии и у хозяина своей храбростью и чувством человеческого достоинства, и у простых татар своим мастерством, трудолюбием, готовностью сделать хорошее людям, и у Дины, увидевшей в нем доброго и честного человека. Но после попытки побега хозяин ужесточил условия жизни. Жилин – пленник, за которого хозяин получит выкуп, а если это не удастся, то убьёт его. Человеческие отношения вступают в конфликт с враждой и корыстью. После побега офицеров хозяин не смеется, разговаривает с ними враждебно, грозится убить. Вывод: Люди могли бы жить в дружбе, но этому мешает национальная рознь, приводящая к войне. Мешает и корысть. -Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам? - Каким предстает перед нами этот старик? Расскажите его историю.

13 слайд

Что торжествует в рассказе? В рассказе о войне торжествуют не вражда и ненависть, а доброта, душевная близость людей из враждующих лагерей.

Кавказ

в жизни

и творчестве

Л.Н. Толстого

Работу выполнила

ученица 10 «А» класса

МКОУ СОШ № 6 пос.Затеречный

Кислякова Елена

Руководитель – Краюшкина И.В.



ГИПОТЕЗА : Кавказ оказал большое влияние на становление личности Л. Н. Толстого, что нашло отражение в его творчестве

ЦЕЛИ :

  • выяснить влияние пребывания на Кавказе на мировоззрение Л.Н.Толстого,
  • определить, как тема Кавказа нашла отражение в его творчестве

МЕТОДЫ : поиск дополнительного материала, анализ, обобщение.


МОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ:

  • Пребывание Л.Н.Толстого на Кавказе.
  • Интерес к фольклору и быту кавказцев.
  • Кавказский цикл его творчества.

ВЫВОД:


Я УЗНАЛА :

В сороковые годы 19 века – в период подъема русской демократической мысли - молодым офицером приехал Толстой на Кавказ. Он жил в Чечне с мая 1851 по январь 1854 года - практически постоянно в среде чеченцев и казаков, среди которых завел немало друзей. В дневниках и письмах этого периода – свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни чеченцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их нравы и обычаи, вынести собственные суждения.

Толстой, несомненно, оглядывался назад и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников. О любви к Кавказу он говорил в 1854 году в выражениях, буквально совпадающих со стихами Лермонтова (из вступления к "Измаил-бею"): "Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью”.

О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество, Толстой писал в 1859 году: «... Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время... И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».

Я УЗНАЛА :

В 1852 году он записал две чеченские народные песни – со слов своих друзей-чеченцев Садо Мисирбиева и Балты Исаева. Эти и другие записи впоследствии он использовал в своих произведениях.

В декабре 1852 года Толстой отправил с Кавказа в петербургский журнал "Современник", прогрессивный в самый популярный журнал того времени, свой первый военный рассказ - "Набег". До того в сентябрьском номере журнала была напечатана повесть "Детство". Когда в "Современнике" появился следующий кавказский рассказ Толстого "Рубка леса", редактор журнала Н. А. Некрасов писал И. С. Тургеневу; "Знаешь ли, что это такое? Это очерки разнообразных солдатских типов (и отчасти офицерских), т. е. вещь, доныне небывалая в русской литературе. И как хорошо!"


Я ОПРЕДЕЛИЛА:

В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора.

Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Толстого.

Размышления Толстого о судьбе горцев легли в основу кавказского цикла его творчества («Набег. Рассказ волонтера», «Рубка леса. Рассказ юнкера», «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный», «Записки маркера», «Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт»).

На Кавказе Толстой своими глазами увидел войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика.


Я ОПРЕДЕЛИЛА:

В кавказских рассказах складывался общих взгляд писателя на жизнь, на войну в мир - иными словами, философия бытия, воплощенная в художественных образах. Война и мир резко противопоставлены, и война осуждена, потому что это - разрушение, смерть, разъединение людей, вражда их друг с другом, с красотой всего "божьего мира".

На Кавказе была впервые выработана толстовская философия любви и самоотвержения - а ведь это самые заветные чувства русского человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЩИЙ ВЫВОД -

Кавказ оказал большое влияние на формирование взглядов писателя и нашёл отражение в творчестве.


РЕСУРСЫ:

  • http://elbrusoid.org/content/liter_theatre/p137294.shtml - Песни горцев
  • Независимая газета от 01.06.2001 Оригинал: http://www.ng.ru/style/2001-06-01/16_song.html
  • "Повести и рассказы" Л Н Толстой, Москва, "Художественная литература", 1981г, серия "Классики и современники".
  • «Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание 2-е, Москва, изд. «Детская литература», 1984 год
  • К. Кулиев «Поэт всегда с людьми», М., 1986 год

«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)


Цели урока:

1. Расширить свои знания о

жизни Л.Н. Толстого

2. Продолжить знакомство с

творчеством писателя

3. Продолжить работу над развитием читательских

умений и навыков


Толстой – наша национальная гордость

Дом Горталовых

Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

Памятник Л.Н.Толстому в Казани

Казанский Императорский университет


  • Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
  • Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
  • Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.

Эпизод Кавказской войны.

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)


Лев Толстой на Кавказе

Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)


Смысл заглавия рассказа

«Кавказский» простор, красота, свобода .

«Пленник» – неволя, война.


Жанр рассказа – рассказ-быль

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности


«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».


2 группа – 3,4 части

3 группа – 5,6 части

Cлайд 1

Cлайд 2

«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

Cлайд 3

«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

Cлайд 4

«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает». « С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

Cлайд 5

«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

Cлайд 6

«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

Cлайд 7

Жилин Костылин Мать Дина Мать Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта

Cлайд 8

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. добрый (думает о матери); надеется на себя; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам; великодушный, простил Костылина. ЖИЛИН КОСТЫЛИН слабый человек, не себя не надеется; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей. ДИНА добрая, стремиться помогать людям; способна на самопожертвование. ТАТАРЫ работящие; способны понять и оценить хорошего человека

«Толстой «Отрочество»» - Развитие речи. Олицетворение, эпитеты. Соотнесение термина с понятием. Средства художественной выразительности. Дать характеристику любого персонажа. Любочка. Итоговая игра по творчеству Л.Н.Толстого «Отрочество». Продолжи фразу. Перемелется, мука будет. Гроза. Составить кроссворд. Гонка за лидером.

«Детство Толстого» - 1. Сочинение – эссе 2. Выставка рисунков. Результаты представления. Студентка Филологического факультета,342 г. Янкявичюте Диана. Этапы и сроки проведения проекта. Информационные ресурсы. Толстого « Детство». Толстого «Детство». Дидактические цели. Мы будем изучать следующие главы. Что побуждает к жизни?

«Толстой «Лебеди»» - Обобщение. Основная часть. Часть жизни. Л.Н.Толстой «Лебеди». Урок литературного чтения. Открыл школу в Ясной Поляне. Лебедь вздохнул. Концовка. Проверка домашнего задания. Долгая интересная жизнь. Сказки. Примерный план. Деление на части. Что вы знаете о Л.Н.Толстом. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

«Толстой Два брата» - Беги без оглядки-очень быстро. Л.Н.Толстой создаёт «Азбуку» и «Книги для чтения». Память моя крепка. Я работаю. Каждый сам в жизни выбирает свою дорогу. Я хочу учиться. Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя. На разминку. Написано на смех-значит неправда. Я очень хочу учиться. Сказка Л. Н. Толстого.

««Лев и собачка» Толстой» - Преданный. Поджала хвост. В чём выражалась эта дружба. Вопросы. Делай всё по возможности сам. Как лев воспринял смерть собачки. Отгадай загадки. Оторвал кусок мяса. Моделирование обложки. Любите животных. Любовь, думал я, сильнее смерти. Будь внимателен. «Лев и собачка». Не будь назойлив.

«Толстой Акула» - С. Есенин Ф.И Тютчев А.С. Пушкин. Башни въезда в Ясную Поляну. Башни въезда. Все вещи, книги, картины здесь подлинные. А.С. Пушкин. Зима еще хлопочет И на весну ворчит. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Оба, как ящерицы. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней.

Всего в теме 34 презентации