Какую позицию выражает гносеологический материализм. Гносеологические и социальные корни философии

Гносеологические и классовые корни идеализма - причины, объясняющие возникновение и существование идеалистической философии. Идеализм возникает на почва живого человеческого познания, вследствие его сложности, противоречивости. В самом процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной действительности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего преувеличенного развития, раздувания одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота гносеологические корни идеализма» (Ленин В. И., т. 29, с. 322). Обьективный идеализм преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, субъективный идеализм - роль восприятий, ощущений, одинаково противопоставляя их объективному миру. Классовые корни связаны с утверждением эксплуататорских классов, обособлением и противопоставлением умственного и физического труда. Так возникает отрыв познания от практической деятельности трудящихся масс и монополизация идеологической деятельности господствующими классами, что приводит к появлению и укреплению иллюзии об абсолютной самостоятельности и особой творческой роли умственной, идеальной стороны человеческой деятельности. Все это н обусловливает неверную мысль о первичности идей, понятий, вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Теоретико-познавательные корни идеализма тесно связаны с классовыми корнями, не только порождающими идеалистическое мировоззрение, но и закрепляющими его в интересах эксплуататорских классов.

    - (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия

    - (франц. idéalisme, от греч. idéa идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.… …

    В литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Термин Ф.… … Литературная энциклопедия

    - (р.26.11.1925) спец. в обл. теории познания и филос. проблем матем.; д р филос. наук, проф. Род. в Ярославле. Окончила филос. ф т МГУ (1952) и асп. ИФ АН СССР (ныне РАН, 1958). Канд. дисс. "Анализ и синтез в познании" (1964). Докт. дисс … Большая биографическая энциклопедия

    - (от латинского materialis вещественный) одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как… … Большая советская энциклопедия

    Маркс (Marx) Карл (5.5.1818, Трир, ‒ 14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение М. раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению… … Большая советская энциклопедия

    I (Marx) Адольф Бернхардт (15.5.1795, Галле, 17.5.1866, Берлин), немецкий историк и теоретик музыки, педагог, композитор, доктор философии (1828). Изучал композицию у Д. Тюрка в Галле, с 1820 совершенствовался у К. Цельтера в Берлине. В… … Большая советская энциклопедия

    - («Материализм и эмпириокритицизм») «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии», одно из основных философских произведений В. И. Ленина. Написано в 1908; вышло в свет в 1909. Книга создана в… … Большая советская энциклопедия

    Философия в советской и постсоветской России - 1. Советский период. Развитие философской мысли в России после 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Мн. представители религиозно философских течений, господствовавших в кон. XIX нач. XX в., были высланы или эмигрировали из страны.… … Русская Философия. Энциклопедия

    УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

  • 9. Философия Канта.
  • 10. Философия Гегеля.
  • 11. Философия л. Фейербаха.
  • 12. Русская философия 19-20 веков: просветители, революционеры-демократы, в. Соловьев, н. Бердяев, «русский космизм».
  • 13. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
  • 14. Экзистенциализм.
  • 15. Возникновение марксизма. Предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
  • 16. Проблема бытия в философии: Парменид, Гераклит, Гегель, Хайдеггер, Маркс.
  • 17. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
  • 18. Философия и частные науки.
  • 19. Проблема сущности мира. Донаучные концепции сущности мира.
  • 20. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
  • 21. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
  • 22. Пространство и время - формы бытия материи.
  • 23. Движение – способ существования материи.
  • 24. Формы материи и формы движения (развития). Понятие единого закономерного мирового процесса.
  • 25. Сущность физической формы материи.
  • 26. Сущность химической формы матери.
  • 27. Сущность биологической формы материи.
  • 28. Сущность социальной формы материи.
  • 29. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
  • 30. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
  • 31. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
  • 32. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
  • 33. Принцип всеобщей связи.
  • 2 Стороны всеобщей связи
  • 3 Подпринципа принципа всеобщей связи:
  • 34. Принцип развития.
  • 3 Концепции развития:
  • 35. Закон перехода количества в качество и качества в количество
  • 36. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • 37. Закон отрицания отрицания.
  • 38. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное, единичное.
  • 39. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
  • 40. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
  • 41. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
  • 43.Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
  • 42. Единый закономерный мировой процесс (езмп) и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
  • 44. Чувственное познание. Его формы.
  • 45. Логическое познание. Его фундаментальный уровень
  • 46. Обыденное познание. Научное познание.
  • 2 Уровня научного познания:
  • 2 Формы эмпирического познания:
  • 47. Научная революция и смена типов рациональности.
  • 48. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины
  • 49. Знание и вера. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понимание и объяснение.
  • 50. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа.
  • 51. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
  • 52. Социально-философская мысль в период античности и в эпоху средневековья.
  • 53. Социально-философские взгляды Нового времени.
  • 54. Классическая немецкая социальная философия.
  • 55. Русская социальная философия 18-20 вв.
  • 56. Философия истории к. Ясперса, о. Шпенглера и а. Тойнби.
  • 57. Социальная философия неофрейдизма и постиндустриализма.
  • 58. Сущность человека. «Сущностные силы» человека.
  • 1 Уровень:
  • 2 Уровень:
  • 3 Уровень
  • 59. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
  • 60. Человек как объект биологического исследования.
  • 61. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации. Взаимодействие цивилизаций в современном мире.
  • 64. Сущность труда.
  • 65. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
  • 66. Свобода и социальные факторы ее развития.
  • 67. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
  • 68. Исторические общности людей.
  • 69. Классы и классовая борьба.
  • 70. Происхождение и сущность государства. Государство и гражданское общество.
  • 71. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
  • 72. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
  • 73. Нравственные ценности. Нравственный идеал в различных культурах.
  • 74. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 75. Религиозные ценности и свобода совести.
  • 76. Эстетические ценности.
  • 77. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
  • 78. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
  • 79. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
  • 80.Теория коммунистической формации.
  • 3. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.

    Почему одни философы материалисты, другие – идеалисты.

    Философия существует в мире с необходимостью. Человек склонен задавать себе всяческие вопросы. Первая причина – любознательность человека. Люди – существа практические. Для осуществления практического проекта мы должны знать как устроен мир в целом и т.д. Философия помогает людям в их практической деятельности.

    Существует два типа людей: те, кто хотят что-либо изменить (реформы, революции), и те, кто не хочет ничего менять. Первые будут скорее всего склонны к материализму (хотят знать как все устроено). Вторые склонны к идеализму (основная тенденция идеализма – сознание первичного; положить в основу мира то, что производит сознание). – консерваторско-идеалистические.

    Гносеологические корни материализма: 1) здравый смысл реалистичен (считать, что вещи находятся вне головы, а не в голове). 2) наука – второй гносеологический корень материализма. Любой ученый рассматривает исследуемый предмет без фантазий, мыслит реалистично в рамках своей научной деятельности. А идеализм не дружит с наукой.

    Гносеологические корни идеализма: в основе лежит некий предрассудок, заключающийся в том, что сознание – нечто живое, сложное, активное, а материя – простое, костное, пассивное.

    Объективный идеализм заключается в способности нашего мышления к абстрагированию и обобщению (человек вообще порождает всех людей). Субъективный идеализм (в основе сенсуализм) заключается в том, что все, что мы знаем предварительно происходит через наши чувства. (Все, что содержится в нашей голове – из-за чувств). Если все происходит через наши чувства, то как узнать, что происходит за миром наших чувств? Субъективные идеалисты считают, что никак – знать это невозможно и не нужно.

    Принципы партийности в философии: 1) деление философских концепций на две партии: материалистов и идеалистов 2) невозможность существования какой-либо третьей партии в философии, стоящей над материализмом и идеализмом. Все попытки создать третью партию провалились и будут проваливаться, мы вынуждены встать на одну из сторон. 3) необходимость последовательности во взглядах философии.

    4. Античная философия.

    Возникает вместе с рабовладельческим обществом. Социальные предпосылки: появление класса, который получает возможность заниматься духовной деятельностью; отделение умственного труда от физического; отделение города от деревни; наблюдения над природой; зачатки наук; религия. Существовала «преднаука», имевшая умозрительный характер. Философские взгляды наибольшее развитие получают в Древней Греции и Риме. Первые философские возникли в VII – V вв. до н.э. Характерные черты: повышенное внимание к проблеме объяснения явлений природы; поиск первоначала; одушевление неживой природы; недискуссионный характер философских учений.

    Милетская школа (VI в. до н.э.) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Выступали с материалистических позиций; пытались объяснить законы природы. Фалес первоначально всего сущего считал воду. Любая вещь – форма существования воды; Анаксимандр: первоначалом всего сущего считал вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. (Айперон – неопределенное первоначало).

    Вывод: мир познаваем, идея – поиск первоосновы или первопричины вещей.

    Гераклит Эфесский –философ-материалист: первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей; считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира; был сторонником чувственного познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу. Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды – поскольку вода непрерывно течет, в другой раз мы входим в иную реку.

    Пифагорейцы –последователи Пифагора: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно «измерить с помощью числа»); считали единицу мельчайшей частицей всего. (Объективный идеалист)

    Элеаты – представители элейской философской школы (VI – V вв. до н.э). Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан.

    Ксенофан: концепция единобожия. Этот бог есть вся природа. Единый бог подчиняет себе вся, но сам никому и ничему не подчиняется. Бог неподвижен. Бог никем не рожден, и ничем не создан. Бог не похож на человека, он нравственно свержен. Бог не познаваем чувствами.

    Парменид: концепция единого бытия. Только бытие есть, небытия нет, и оно немыслимо. Бытие – все то, что выполняет закон тождества. Бытие едино, неоднородно, вечно, неизменно, неподвижно. Небытие – все то, что нарушает закон тождества, то что противоречиво по своей природе.

    Зенон: движения нет. Мы никогда не пройдем расстояние. Дихотомии – рассечения на 2 части. Апории – некие неразрешимые проблемы.

    Вывод: бытие – первооснова, Бог – первооснова.

    Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». В основе вещей – атомы и пустота – бытие и небытие. Образование вещей – столкновение атомов.

    Сократ : стал первым утверждать, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы. Сторонник учения о переселении душ. Разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло:

    1)храбрость – это знание того, как преодалевать страхи

    2)справедливость – это знание того, как выполнять законы: божественные и человеческие

    3)умеренность – знание того, как обуздывать свои страсти

    Аристотель : вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Материя – пассивное начало, а форма – активное.

    Аристотель выдвинул концепцию о четырех видах причин: 1) материальная; 2) формальная; 3) производящая; 4) конечная. Каждая вещь имеет свою изначальную внутреннюю цель (энтелехию). «Форма форм» Аристотеля – это первый двигатель, существующий вне материи, который, будучи неподвижным по своей природе, приводит в движение мир вещей.Разработал основы формальной логики. 3 философии: 1 – метофизика- учение о бытии – познание первоначал и первопричин всего. 2 – физика – учение о природе. 3 – математика – познание количественных свойств вещей. Ступени познания: 1) чувственное восприятие 2) опыт 3) искусство 4) наука 5) первая философия – ступень мудрости.

    Платон : ядро учения – о идее и мире вещей было связано с концепцией развития, согласно которй идеи, или формы, воплощаются в пассивную или аморфную материю, благодаря чему возникают вещи различной сложности.

    Человек – соединение смертного тела и бессмертной души, частицы мира идей. Идея блага – Бог. Идеи – вечны, неизменны, неделимы, не умирают. Идеи можно увидеть только разумом. Царство идей – мир только благих сущностей. 2 типа государства – аристократия и монархия. Идеи – эйдосы. Идеи – оригиналы вещей, вещи – копии идей.

    Гносеологические корни агностицизма

    Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс познания тайн бытия - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества, его великая гордость и, нередко, великая скорбь. Задумываться над тем, что такое познание человек стал уже в глубокой древности. Со временем сознательная постановка этой проблемы нашла свое воплощение в философии. Теория познания, или гносеология оформилась в качестве одного из фундаментальных разделов философского знания.

    Как известно еще из первой части курса, основной вопрос философии имеет две стороны. Первая его сторона (онтологическая) состоит в том, что считать первичным и что вторичным - материю или сознание? Вторая сторона (гносеологическая) решает вопрос о том, является ли содержание нашего сознания верным отражением действительности или в нем имеет место такое содержание, которое не определяется внешним миром. Другими словами: познаваем ли мир, и если да, то насколько и каким образом?

    Различные философские системы по-разному решают проблему познаваемости мира. В первом семестре, когда мы рассматривали историю становления и развития основных философских направлений, эта важнейшая философская проблема уже была предметом нашего пристального внимания. Напомним только, что объективный идеализм (например, Платон, Гегель и др.) положительно решает проблему познаваемости мира. Это вытекает из его основной философской посылки: первоначальное тождество, образующее основу мира, есть тождество мышления и бытия. Мышление при этом рассматривается не только как субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная первооснова всего мира. Мир в основе своей разумен и развивается по законам, внутренне присущим разуму. Понятно, что разум может познать свою сущность. Материализм, начиная еще с Демокрита, также, как правило, признавал принципиальную познаваемость мира, отстаивая основной принцип гносеологического оптимизма : в мире всегда было, есть и будет огромное число непознанных явлений, но ни одно из них нельзя признать принципиально непознаваемым.

    Существовали и существуют противоположные философские учения, считающие объективное познание мира принципиально невозможным. Они характеризуются как гносеологический пессимизм или агностицизм (греч. «а» - отрицание, «гносис» - знание»). Исторически агностицизм уходит корнями в скептицизм древних (Пиррон, IV--III вв. до н. э.), доводя его до логического завершения.

    Теоретические основы агностицизма разработал английский философ XVIII века Д. Юм. Он рассуждал следующим образом: все, что я получаю из окружающего мира, - это чувственные ощущения и восприятия, а откуда они появились, я не знаю, и знать не могу. Возможно, что за ними и скрываются вещи, как уверяют материалисты, а, возможно, что и нет. Чтобы проверить, существует ли нечто за пределами наших ощущений, мы должны обратиться к опыту. Однако в данном случае опыт совершенно бессилен помочь делу. Чтобы решить такую задачу, необходимо сравнить наши восприятия, мысли с предметом, но мы не можем этого сделать, так как предметы никогда не даны нам сами по себе - они могут быть представлены лишь в форме наших же ощущений. Поэтому человек в своей деятельности может ориентироваться только на веру и привычки, а не на знания.

    Другая разновидность агностицизма представлена в учении И. Канта. Он полагал, что объективно существуют вещи, обладающие собственными сущностями («вещи-в-себе»). Однако истинная их природа принципиально недоступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно не знаем, а знаем только их явления («вещи-для-нас»), то есть те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств и организуясь с помощью пространства и времени, которые рассматриваются как априорные (доопытные) форм человеческого созерцания.

    В философии XX века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологические (познавательные) корни агностицизма состоят в том, что его представители абсолютизируют имеющие место в процессе познания ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания. Для агностиков процесс познания есть движение только относительных истин, в котором абсолютной истине нет места. философия гносеологический агностицизм

    Современный материализм вопрос о познаваемости мира решает положительно. Он отстаивает мнение, что независимо от сознания существует материальный мир, который отражается нами в процессе познания. При этом неполное, неточное знание становится все более полным и точным. Принципиального различия между явлением и «вещью в себе» (Кант) нет. Различие есть лишь между тем, что познано, и тем, что пока еще не познано, причем она постоянно уменьшается, хотя и никогда не может окончательно исчезнуть в силу бесконечности самого мира и процесса его познания. В этом бесконечном процессе происходит взаимодействие субъекта и объекта познания.

    Гносеологические и социальные корни философии


    История мировой философской мысли - сложный, многообразный и противоречивый процесс творческих поисков истины, путь решения жизненно важных проблем, волнующих все человечество. Преемственность и новаторство, монизм и плюрализм, cотрудничество и соперничество - такова диалектика исторического развития философии за все три тысячи лет ее существования.

    Хотя каждая философская система, как отмечал Фихте, имеет «собственный язык», свой особый интеллектуальный потенциал, она так или иначе опирается на своих предшественников, включая в себя в исконном или преобразованном виде их идеи, полемизирует с ними или опровергает их взгляды. Но «опровергнуть философскую систему, - писал В.И. Ленин, - не значит отбросить ее, а развить дальше, не заменить другой, односторонней, противоположностью, а включить ее в нечто более высокое».

    С большим уважением философы разных направлений относятся к своим предшественникам, с которыми их связывает общность основных идей. Платон считал себя учеником Сократа, Аристотель - Платона, Чернышевский - Фейербаха, Маркс и Энгельс в период формирования своего мировоззрения выступали как ученики и последователи Гегеля и Фейербаха. Ленин с гордостью называл своими учителями основоположников марксизма. Но при всем этом «ученики» не следовали автоматически за своими «учителями», а шли дальше по тому же пути. Платон во многом отошел от Сократа, а Аристотель от Платона. Чернышевский обогатил антропологический материализм Фейербаха. Маркс и Энгельс критически переработали наследие классической немецкой философии. Ленин в новых условиях развил их учение, пересмотрев ряд положений.

    Вместе с тем некоторые философы преувеличивали ценность своих систем, противопоставляли их всем другим, как «одну лишь истинную философию», как «подлинную философию», как «единственно научную философию». Кант считал свою философскую систему началом всей мировой философии, а Гегель - ее завершением. По гегелевскому образцу советские философы объявили марксистскую философию «высшей ступенью» в развитии философии и «единственно научной», хотя ее основоположники никогда на это не претендовали. Наоборот, Энгельс высмеивал подобного рода взгляды, заметив: «Когда обладаешь окончательной истиной в последней инстанции и единственно строгой научностью, то, само собой разумеется, приходится питать изрядное презрение к прочему заблуждающемуся и непричастному к науке человечеству».

    Основной вопрос философии

    Теоретическая борьба в рамках одних и тех же или противоположных философских направлений велась на всех этапах развития философии, даже когда они еще не были строго дифференцированы на материализм и идеализм. Хотя не был еще сформулирован основной вопрос философии, он фактически всегда существовал на практике в борьбе философских направлений. Философская терминология обычно отстает во времени от своего фактического применения. Объективные процессы развития философской мысли нередко опережают свое отражение в головах мыслителей. Термины «материализм» и «идеализм» возникли лишь в XVII веке в трудах Лейбница, хотя эти направления начали отпочковываться еще в античном обществе. Характерно, что в числе главных вопросов, волновавших философов в разные исторические эпохи, Б. Рассел ставит на первое место вопрос: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?»

    Как верно отметил В. Гейзенберг, «характерной особенностью древнегреческого мышления было то, что первые философы искали материальную причину всех вещей». Уже в учении Демокрита находит свое выражение хотя и не развитая философия античного материализма, прямо противопоставляемого идеализму, а философия Платона сознательно и последовательно направляется против материализма.

    Однако противоположность материализма и идеализма никогда не была абсолютной. Так, Платон многое заимствовал у Демокрита, в частности, его учение об атомах. В ряде идеалистических, как и материалистических, систем различных эпох есть соответственно элементы материализма или идеализма, но именно элементы при значительном преобладании основного направления.

    Это характерно и для такого идеалиста, как Гегель, в системе которого были зачатки исторического материализма, хотя в целом его философия является примером монистического идеализма. Гегель остро критиковал материализм и даже делал вывод о том, что материализм как философия невозможен.

    Гегель впервые ввел в философский оборот понятие «партийность философии» как «партийность мнений и представлений». Под партиями в философии он имел в виду не политические партии, а определенные группы людей, представляющих различные философские системы. Они различаются по двум подходам в исследовании - объективному и субъективному. Отсюда и гегелевские термины «объективная партийность» и «субъективная партийность». С позиции объективной партийности, вытекающей из объективной закономерности, Гегель критикует субъективную партийность как «худшую партийность», которая совпадает с «беспартийностью». В книге «Философия духа» Гегель осуждает требования, предъявляемые к истории философии, в которой не должны, как думают, «проявляться никакие пристрастия в пользу того или иного представления или мнения», а философ должен быть совершенно беспартийным. Это пошлая и самодовольная болтовня, замечает Гегель. И сам он во всей своей философской деятельности проявлял строгую партийность, ведя борьбу против материализма, отрицая его объективное значение.

    Таким образом, борьба двух направлений в философии есть объективный, закономерный процесс. Основной вопрос философии не изобретение марксистов, является реальностью, характеризующей всю историю философии задолго до марксизма на всех этапах ее развития.

    В наше время предпринимаются попытки отрицания правомерности выделения основного философского вопроса, ссылаясь на другие, не менее важные философские вопросы. Здесь не учитывается, что их понимание в конечном счете опирается на то или иное решение основного вопроса, ибо «полярность материальное - духовное… входит во все философские размышления, составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет».

    Но при всем его значении основной философский вопрос не следует и абсолютизировать, представлять борьбу двух направлений как единственный источник развития философии, упуская из виду, что она отражает не только их противоположность, но и единство. Другими словами, здесь действует закон единства и борьбы противоположностей, и первым, кто понял, что во всем многообразии философских систем они составляют диалектическое единство, был Гегель. «Все философские системы, - писал он, - по существу, являются единой философией, находящейся в процессе развития». В каждой из них есть не только «заблуждения человеческого духа», но и «частица абсолютного знания». При всех различиях философских систем история философии есть «закономерный процесс поступательного движения к абсолютной истине». А это означает, что противоположность философских направлений не абсолютна, а относительна, ибо материя и сознание неотделимы друг от друга. Они, как верно заметил немецкий философ Карл Вайцзеккер, являются различными аспектами одной и той же реальности.

    И все философские системы, независимо от направлений, связывает единство цели в поисках и нахождении истины. Цель одна, а пути, способы ее достижения, так сказать, философские инструментарии, различны, многообразны, ибо зависят от взглядов мыслителей, их творческого опыта и своеобразной жизни. Крупный вклад в историю философии вносил не только материализм, но и идеализм в лице своих выдающихся представителей. Это фактически отрицали многие философы.

    Например, П. Копнин хотя и признавал необходимость использования того, что есть у философов-идеалистов, фактически же, ссылаясь на труды Айера, Поппера, Гуссерля, Карнапа, Рассела и других ученых, давал им неизменно одностороннюю оценку, видя в них только заблуждения и ошибки, всячески умаляя познавательную ценность идеалистической философии. «Даже если идеалистическая концепция содержит научные факты, - писал он, - то это надо рассматривать не как ее силу, а как слабость идеализма, его эклектичность».

    Ценные теоретические положения Гегеля усвоили и переработали основоположники марксизма, которые никогда не воздвигали китайской стены между различными философскими системами, видели в них ценное содержание, относились с огромным уважением к своим предшественникам, хотя многие из них были идеалистами, умели видеть в их учениях рациональные зерна и отделять их от плевел. Известны высокие оценки классиками марксизма заслуг классической немецкой философии, которая является теоретическим источником марксистской философии. Заслуживают внимания высказывания Ленина об «умном идеализме» Гегеля, Канта, Лейбница и других философов - представителей диалектического идеализма, которые стоят ближе к диалектическому материализму, чем метафизические материалисты.

    О «классовости» философии

    Многовековая история философии, отразившая дух своего времени, все многообразие теоретической мысли разных эпох и народов, позволяет понять сложный социальный характер философской науки, ее соотношение с классовыми, национальными, общечеловеческими ценностями, о чем до сих пор продолжаются дискуссии и споры.

    Сталинская абсолютизация классового подхода ко всем общественным явлениям, независимо от их характера, обусловила положение о классовом характере философии. К любой философской системе в СССР приклеивался классовый ярлык. Философия Демокрита отражала интересы рабовладельцев, Платона - аристократии, философия Гегеля - немецкой буржуазии, Маркса - пролетариата и т.д. Разумеется, философы, имея определенные политические взгляды, выражают их в интересах тех или иных классов, но эти взгляды не имели отношения к выработанной ими философской системе, ибо, в отличие от политологии, она имеет общечеловеческое содержание, отражает интересы всего человечества. С ложных позиций «классовости» философии формировалось отношение советских обществоведов к зарубежной философии, представители которой рассматривались не только как идейные противники марксизма, но и как классовые враги, «агентура империализма», хотя многие из них критиковали капитализм и лояльно относились к нашей стране. Критика в их адрес не всегда была аргументированной, а по своей хлесткости и неуважительности нередко выходила за пределы теоретической полемики, что вызывало обоснованное недовольство зарубежных философов и ослабляло международное сотрудничество советских философов.

    Делая экскурс в историю философии, академик Т.Й. Ойзерман обвинил всех домарксистских философов в служении эксплуататорским классам. Он резко обличал неискренность этих философов, их лицемерие и рабскую угодливость перед эксплуататорскими классами, их подчинение политической реакции, равнодушие к страданиям и борьбе угнетенных и эксплуатируемых.

    А отсюда следует, что домарксистские философы сознавали свою чуждую трудящимся классовость и, прикрываясь нейтральностью, фактически стояли на стороне эксплуататорских классов. Такую исторически неверную, неуважительную, притом огульную характеристику политического и нравственного облика большой группы философов следует решительно отвергнуть. Домарксистские философы по своему социальному положению хотя и принадлежали к разным, в том числе и к эксплуататорским классам, выступали от имени всего человечества и имели на это моральное право, ибо их деятельность способствовала народному просвещению и общественному прогрессу.

    За последние годы в процессе преодоления сталинских догматических наслоений в философии стало переосмысливаться отношение марксизма к немарксистским философским течениям. В статье Т. Ойзермана «Марксизм и немарксистская философия XX века» автор пересматривает свои прежние взгляды и впервые исходит не из классового, а из общечеловеческого содержания философии, уже не отождествляя ее с идеологией. Но в своем понимании их соотношения автор все же проявляет непоследовательность и противоречивость. Так, с одной стороны, он убедительно отрицает буржуазный характер содержания философии Канта и Гегеля, а с другой стороны, продолжает связывать некоторые современные идеалистические системы с социально-политической позицией философов.

    Так, в статье говорится о социально-политической гетерогенности неопозитивистской философии в связи с политическими взглядами ее представителей. В этой связи делаются выводы о классовом характере экзистенциализма, отчасти буржуазном, отчасти мелкобуржуазном. Политическая оценка философской системы как буржуазной означает не что иное как выражение в этой системе классовых интересов буржуазии. Но та философская характеристика, которую автор дает экзистенциализму, отнюдь не дает основания для такого политического вывода. Тем более что в ряде вопросов экзистенциалисты критикуют капитализм. Равным образом классовый критерий не может быть применен и к другим философским течениям.

    Философия, как и все другие формы общественного сознания, была предельно политизирована, а философские системы напрямую связывались с политикой определенных классов. «Любое отступление от марксистской философии, - писал академик П.Н. Федосеев, - ведет к уклонам в политике, к ошибкам в практической деятельности». «Тот, кто склоняется к вульгарному экономическому материализму, тот в политике обязательно гнет к правому оппортунизму, к откровенному ревизионизму».

    Такую упрощенную трактовку связи между философскими и политическими взглядами подвергал критике еще Г.В. Плеханов. «Мыслитель, сочувствующий реакционным стремлениям в общественной жизни, может тем не менее создать философскую систему, заслуживающую полного внимания, даже сочувствия со стороны прогрессистов. Надо уметь различать между теоретическими посылками данного писателя и теми практическими выводами, которые он сам делает из своих теоретических посылок».

    А это означает, что нельзя смешивать и отождествлять философскую и политическую партийность, которые во многих случаях у одних и тех же лиц могут не совпадать.

    В.И. Ленин всегда разграничивал эти понятия, как это имело место в книге «Материализм и эмпириокритицизм», где под партиями в философии имелись в виду не политические партии, а различные философские направления. Отсюда следует, что если философы переходят на новые политические позиции, то это не обязательно влечет за собой изменения в их философских концепциях, как это мы видим на примере К. Ясперса, Ж.П. Сартра и ряда других философов. Равным образом и изменение философских взглядов в большинстве случаев не ведет к смене политического кредо.

    Но было бы другой ошибочной крайностью не видеть влияния на представителей философии правящих политических группировок как в советское время, так и ныне. Здесь сказываются отнюдь не славные традиции философов и ученых, значительной части советской интеллигенции. Дорогую цену заплатили общество, наука и философия за пресмыкательство их представителей перед сталинским режимом. Как тут не вспомнить ответы И. Канта на вопрос: «Согласен ли он с тем, что философия - слуга политики?» «Слуги бывают разные, - сказал он, - один несет позади зонтик, а другой идет впереди с фонарем и освещает дорогу». К сожалению, в советском обществе среди философов оказалось больше зонтиконосцев, чем путеводителей. И при происшедшей ныне смене существующего строя они только поменяли цвета зонтиков и идут за новыми хозяевами.

    А ведь среди них есть немало лиц, удостоенных высоких ученых званий и степеней, а также высоких правительственных наград именно за разработку и пропаганду той идеологии, которую они ныне шельмуют. Трудно думать, что все они в прошлом были убежденными марксистами, скорее, они искусно играли эту роль «на публику», глубоко не восприняв марксизм, а лишь приспособившись к нему как к ведущей идеологии. Поэтому им не понадобилось много времени, чтобы перестроиться на новый лад и приспособиться к противоположной идеологии и ее носителям.

    Здесь, несомненно, действуют сугубо личные обстоятельства, стремление и при новой власти не утратить, а сохранить свое ведущее положение в сфере общественных наук в вузах и научных учреждениях, а равно и избежать возможных неприятностей со стороны новых властей и руководящих идеологов «демократической» идеологии.

    Однако если послушать ведущих философов, порвавших с марксизмом, о побудительных мотивах их идеологического поворота, то мы услышим, что они отнюдь не носят субъективного характера, а объясняются… особенностями «новой эпохи», требующей коренной смены идеологии. Как утверждает академик В.И. Шинкарук, кардинального изменения философских взглядов требует якобы новая эпоха.

    Аналогично этому академик Т.Й. Ойзерман заявляет, что реалии современной эпохи ставят перед мыслящим человечеством задачу выживания. В этом якобы причина изменения отношения к марксистской философии. Но разве новая эпоха, о которой он пишет, наступила только теперь, а не много лет назад, когда было изобретено и практически применено атомное оружие и когда возникла реальная опасность физического уничтожения всего живого на Земле? Разве критика марксизма и переход марксистов на позиции идеалистической философии имеет какое-либо отношение к проблеме выживания перед лицом атомной угрозы?

    Как, видим, ссылки на новую эпоху лишены каких-либо оснований, и это особенно показал академик В. Шинкарук. «Новая эпоха, - пишет он, - требует новой философии». Но если посмотреть на то «новое», что он предлагает, то станет ясно, что это совсем не новое, а очень старое, десятки лет варьируемое в западной философской литературе, и можно назвать авторов тех концепций, которые предлагает Шинкарук. «Теория цивилизаций» взамен теории общественно-экономической формации была выдвинута А. Тойнби еще сорок лет тому назад. Теория «постиндустриального общества» - ее авторы Д. Бэлл и Р. Арон. Теория «социального партнерства» - Р. Даррендорф. То, что раньше считалось пороком, теперь выдается за добродетель. В прошлом экзистенциализм неизменно трактовался как «антигуманизм». Теперь, наоборот, признается, что это гуманистическая философия. Критика индивидуализма сменилась его одобрением.

    Этот список можно бы и продолжить, чтобы убедиться, что под «новой» философией отступники от марксизма имеют в виду ту зарубежную философию, которую они остро критиковали много лет, а теперь фактически перешли на ее позиции.

    Стало быть, дело не в эпохе, не в ее требованиях, а в конъюнктурных соображениях ведущих философов в связи с новыми политическими условиями. И не случайно такое внезапное и скороспелое озарение охватило сознание ряда философов именно теперь, когда захватившие власть правые силы и их пресса объявили поход против марксизма и его философии. Они и открыли «зеленую улицу» для восхваления идеалов капитализма и затушевывания его противоречий.

    Однако эти акции, положительно встречаемые в странах бывшего СССР, не получили адекватного отражения в зарубежной философской литературе, где авторитет марксистской философии нисколько не снизился. Более того, многие представители немарксистской философии и даже некоторые противники марксизма широко используют его положения, многократно их цитируют в своих трудах.

    «Все современные мыслители, - писал известный американский философ Карл Поппер, - находятся в долгу у Маркса, если даже они этого не сознают. Это также верно и для тех, кто не согласен с его доктриной, как, например, я сам». И как бы ни изощрялись наши отечественные обществоведы в критике марксизма, он был, есть и остается одним из ведущих направлений и крупнейших достижений мировой философской и общественной мысли. И эта его высокая ценность непререкаема, что, однако, нисколько не означает отказа от конструктивной критики марксизма, тех его положений, которые утратили свою актуальность либо были искажены сталинизмом.

    Получившие в советской литературе широкое распространение взгляды о классовости философии необоснованно приписываются классикам марксизма. В действительности же ни Маркс, ни Ленин такой оценки философии не давали, ибо ни философский материализм, ни идеализм, гносеология и онтология, а равно и философская методология не имеют непосредственно классового содержания, как это присуще марксистской идеологии. Характеризуя роль и значение философии, Энгельс подчеркивает ее всеобщее, общечеловеческое содержание, ибо «ее интересует то, что является истиной для всех, а не то, что является истиной только для некоторых; ее метафизические истины не знают границ политической географии». Эту цитату до сих пор никто из авторов в оборот не вводил, очевидно, ввиду ее явного несовпадения со взглядами многих из них. Между тем именно в упомянутом положении устанавливаются существенное различие между философией и политикой, неправомерность их отождествления. Разумеется, это не означало отрыва философских систем от социально-политических условий своего времени, но «их отношение к классовому размежеванию сложнейшим образом опосредованное и неоднозначное».

    Борющиеся классы не нейтральны, не безразличны по отношению к философским системам, так как нуждаются в теоретическом обосновании своих интересов. В этой связи Маркс писал о том, что пролетариат видит в философии свое духовное оружие, а Ленин отмечал классовое использование буржуазией некоторых философских направлений, например махизма. И в том, и в другом случае речь идет не о классовом содержании философских теорий, а об их использовании в интересах того или иного класса. А это факторы далеко не однозначные.

    О «национальном» характере философии

    Наряду с «классовостью» философии в современной литературе имеют место и утверждения о «национальном характере» философии, содержание которой зависит от особенностей развития определенных наций и отражает их особенные, национальные черты, отличающие их от других наций. Отсюда и своеобразно понимаемый термин «национальная философия».

    Многие нации вносят свой вклад в мировую философскую сокровищницу, сумели создать свои оригинальные философские системы. И в этом смысле мы можем говорить о русской, украинской, немецкой и другой философии, в которой воплощен труд философов данной нации или страны и отражены те или иные особенности ее развития, ибо различны пути ее исторического развития в каждой стране. Но от этого данная философская система не становилась национальной, ибо создавалась не на пустом месте и неизменно отражала философское наследие, созданное многими другими нациями. А то, что было рождено в одной стране, если оно общезначимо, то из национального неизбежно превращается в интернациональное, становится достоянием мировой философской мысли.

    Если бы действительно каждой нации были присущи особые, специфические черты философского познания, то чем же можно объяснить, что в недрах одной и той же нации возникают глубоко различные, даже противоположные философские системы?

    Что общего, например, какие общие национально-философские черты объединяют философию Плеханова с философией Бердяева, хотя оба они принадлежали к одной нации и творили в одной и той же стране? И даже то национальное, что было в их социально-философских системах, - пути исторического развития России, они отображали по-разному, исходя из своего мировоззрения. Или; что общего между теориями Т. Гоббса и Д. Беркли, хотя оба они сформировались в одной и той же английской нации и действовали к тому же в одном и том же XVIII веке?

    Эти сравнения можно было бы продолжить и на других примерах.

    А отсюда вытекает непреложный вывод о том, что не национальные черты русского или английского народов стали основой для создания упомянутых философских систем, якобы национальных по своему содержанию. Это результат выдающейся мыслительной деятельности и высокой философской культуры крупных философов, позволивших им создать общезначимые философские ценности. Как писал Ф. Ницше, любая великая философия - исповедь своего сочинителя, руководствующегося моральными намерениями и особенным влечением к познанию.

    Можно вполне согласиться с мнением профессора университета Вирджинии Ричарда Рорти, где он высмеивает тех философов, которые утверждают, что каждой нации нужна своя философия для выражения ее уникального опыта, подобно тому, как ей нужны национальные гимн и свой флаг.

    Аналогичные взгляды еще 150 лет тому назад критиковал Ф. Энгельс, едко высмеивая попытки придания местнического характера философии: «Должна ли философия, чтобы не впасть в противоречие с основными положениями догмы, иметь особые принципы для каждой отдельной страны, соответственно поговорке: «что город, то норов».

    Энгельс выступает против смешения иллюзорного горизонта национальных воззрений с истинным горизонтом человеческого духа. В то же время перу Энгельса принадлежит и оценка некоторых национальных традиций отдельных народов в сфере философии, но и этим фиксировалась лишь их сопричастность к творению общечеловеческих ценностей, составляющих мировую философскую сокровищницу.

    Материя и сознание, пространство и время, содержание и форма, сущность и явление, качество и количество и многие другие философские понятия со времен Аристотеля и вплоть до наших дней несут в себе объективное общечеловеческое содержание, не зависимое ни от классов, ни от наций, имеют всеобщий, космополитический характер. Это совокупный результат философского развития всего человечества, выраженный в трудах выдающихся умов - представителей всех народов, классов, наций. «История философии, - писал В.С. Соловьев, - есть выражение всечеловеческого процесса искания истины в свободе и, следовательно, объективного процесса соотнесения исторического человечества с положительным всеединством». Философия - это «жизненный интерес всего человечества» и служит человечеству.

    Резюмируя изложенное, мы подчеркиваем ошибочность положений о классовости и национальном характере философской мысли, имеющей надклассовый и наднациональный, общечеловеческий характер как одну из величайших человеческих ценностей, гордость всего человечества. И те, кто утверждает классовость философии, при всем различии их исходных начал объективно или субъективно действуют в одном и том же направлении - берут курс на разъединение, разгораживание и изоляцию разнородных философских систем, искусственно расчленяют единую в своем многообразии мировую философскую мысль.

    Совокупная философская мысль человечества, независимо от стран и мыслителей, ее развивавших, имеет своей социальной основой общечеловеческие приоритеты и ценности - гуманизм и гуманистическое развитие человека, всех его способностей и дарований, социальную справедливость и демократические права всех людей, независимо от классовой, национальной, религиозной принадлежности. Мировая философия обосновывает социально-культурный и научно-технический прогресс общества во имя удовлетворения потребностей, интересов и чаяний всего человечества.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.