Искусство его виды многозначность термина два основных значения. Рациональный уровень морального сознания Что такое искусство? Общая информация

Как и все объёмные понятия, термин «искусство» многозначен. В широком смысле искусство – это форма общественного сознания, способ освоения духовного мира ; в этой трактовке к искусству относят театр, живопись, танец, архитектуру, дизайн, поэзию, музыку. В узком смысле под искусством понимают умелое, мастерское обращение с какими-либо объектами – с окружающими людьми, с персоналом (для менеджера), с избирателями (для политика), со спортивными снарядами (для спортсменов), в приготовлении пищи (для кулинаров), в передаче образа актёром.

Понятие искусства тесно связано с категориями «красота» и «талант». Соприкосновение с искусством приводит к эмоциональному возбуждению, сопереживанию, духовному очищению (или, говоря словами Аристотеля, катарсису ). Почему человек занимается искусством, в чём движущие силы создания прекрасного – на эти вопросы и сейчас нет однозначного ответа. Есть лишь различные теории, которые заключаются в следующем:

— игровая теория основывается на том положении, что игра – внекультурный феномен, она свойственна человеку и животным. В процессе игры формируются навыки и умения, проявляются таланты индивидов в процессе творческого самовыражения;

— трудовая теория говорит о том, что в процессе развития общества и под воздействием разделения труда в областях материального и духовного производства у людей появляются новые потребности, которые удовлетворяются работниками искусства;

— теологическая теория происхождения искусства подразумевает факт божественного вложения в сознание человека тяги к искусству. Индивиду и обществу необходима не только пища телесная, но и духовная; этим человек отличается от животных, делает его возвышенным, эстетичным, гармонично развитым.

Посредством искусства человек познаёт окружающую действительность, но делает это не так, как с помощью науки. Рациональное знание уходит в искусстве на второй план, высвобождая место субъективным ощущениям, фантазии, эмоциям, позитивному или негативному отношению. Художественное познание при созерцании предметов искусства (картин, скульптур, кинофильмов и проч.) может быть наглядным, смысловым и образным. Проходя сквозь призму индивидуального опыта, восприятия, характера человека, художественный образ или смысл становится частью личности, памяти, поведенческих детерминант. В этом смысле художественный образ является одним из главных элементов образования и воспитания личности, частью мировосприятия и ценностей человека. Искусство, тем самым, обращено не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живёт реально, эстетически наслаждаясь им, но сознавая его умозрительность, ограниченность рамками мыслительных конструкций.

Наслаждаясь образцами искусства, человек получает обильный опыт «проживания чужих жизней», значительно раздвигающий границы повседневной жизни. Литературные персонажи и киногерои, театральные образы и памятники историческим личностям, полотна великих художников и сочинения выдающихся композиторов, певцы и эстрадные исполнители – все они становятся составной частью нашего кругозора, знаний, мировосприятия, взаимоотношений с другими людьми, идентификации себя с каким-либо народом.

Искусство в современной хозяйственной системе необходимо также рассматривать как часть общественного производства. В сфере искусства ныне хотят работать всё более многочисленные группы молодёжи и взрослых, так как в вокале, танцах, живописи, литературе, театре, дизайне, художественном и анимационном кино, компьютерных играх можно максимально полно выразить свои творческие порывы, талант, способности, мечты. В этом смысле искусство является антиподом рутинному труду , где не требуется инициатива, фантазия, креатив. Искусство как производственная и культурная сфера базируется на определённой инфраструктуре (театрах и кинотеатрах, филармониях, цирках, выставочных залах и т.п.) и рынках труда (режиссёров, сценаристов, драматургов, искусствоведов и проч.).

В искусстве принято классифицировать те или иные жанровые направления по определённым градациям – барокко, авангард, классицизм, символизм и проч. Таким образом стилистические характеристики и приёмы объединяются в укрупнённые группы.

Современное искусство не стоит на месте. Все его жанры и направления непрерывно развиваются, порождая иногда непонимание, неприятие и прямое отторжение. Впоследствии неприятие и эпатаж сменяются привыканием, переоценкой, включением данных предметов искусства в список классических и общепринятых.

Искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos - чувствующий, чувственный).

Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания - атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры - художественную культуру , функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука - эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном ).



Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем , И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля .

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции.

В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге - воспроизводства человека как универсального и целостного существа.

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

9.3.3. Религия как форма духовной культуры

Религия (от лат. rеligiо - «благочестие», «набожность», «святыня») - мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач :

· определение сущности религии и места в системе мировоззрения;

· выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому религия - универсальный феномен, ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта , религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли;

· для Гегеля религия - самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах ;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма , религия - это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

Религия - системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня - религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ - совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.

Религиозные организации - это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь - религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ........................................................... 4

1.1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия

и их взаимосвязь.......................................................................................... 4

в философии и науке.................................................................................... 5

1.3. Системно-структурная и динамическая организация бытия.

Движение и развитие как атрибуты бытия................................................. 6

1.4. Принцип глобального эволюционизма......................................... 7

1.5. Пространственно-временная структура бытия. Пространство

и время в неживой и живой природе.......................................................... 9

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.................................................... 11

2.1. Понятие природы в философии и науке...................................... 11

2.2. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космоло-

гическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы........ 13

2.3. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная

среда обитания........................................................................................... 14

2.4. Биосфера и закономерности ее существования........................... 15

2.5. Коэволюционный императив и экологические ценности совре-

менной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы

«общество-природа»................................................................................. 16

ТЕМА 3. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ........................... 18

3.1. Исторические формы диалектики................................................ 18

3.2. Диалектика и метафизика в истории философии......................... 20

3.3. Материалистическая диалектика как система принципов,

3.4. Значение диалектики в познании и медицинской практике........ 27

Искусство, его виды Многозначность термина. Два основных значения: 1) мастерство, умение, развитые опытом и знанием; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм.

Этимология ст. -слав. искоусъ - опыт, церк. -слав. искусьство греч. τέχνη - мастерство, умение, ремесло Сегодня используются англ. Art и нем. Kunst, близкие к своему латинскому эквиваленту - Аrs, который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло»

Определение искусства Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в творческом отражении, воспроизведении действительности в художественных образах.

Искусство – часть культуры. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Виды искусства Это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

Три группы Пространственные или пластические виды искусств: изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография. II. Временные или динамические виды искусств: музыка, литература. III. Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кино. I.

МУЗЫКА В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПЕРИОДИЗАЦИЯ Каменный век: 2 млн. л. до н. э. – палеолит 10 000 до н. э. – мезолит 5 000 до н. э. - неолит Бронзовый век 2700 до н. э. Железный век между 1 500 и 1400 до н. э. ХРОНОГРАФ 2, 5 млн. лет – возраст самых древних археологических находок. 35 -10 тысячелетия до н. э. - эпоха верхнего палеолита, период возникновения искусства.

Основные черты первобытного искусства Ритуально-магическая сущность; Коллективность деятельности; Практицизм (прикладной характер); Синкретизм – изначальное единство, слитность, нерасчлененность того, что впоследствии распадается на самостоятельные сферы искусства: музыку, поэзию, театр, танец, живопись, скульптуру, начатки архитектуры, декоративно-прикладные художества; Мифологичность.

Пещерные росписи - главный жанр изобразительного искусства первобытных людей. Петрогли фы - высеченные изображения на каменной основе (от др. -греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба). 1864 год - первые пещерные росписи, обнаруженные французским палеонтологом Ф. Гарригу. Самые известные сегодня пещеры – Ляско (Франция), Альтамира (Испания).

Мегалиты Мегали ты (от греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге «Cyclops Christianus»

Виды мегалитов менгир (одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой) кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней (похоже на ворота) и др.

Основные достижения Архитектура Строительство храмов (Шумер), пирамид и храмовых комплексов (Египет). 1792 -1750 до н. э. – годы правления Хаммурапи, строительство зиккурата Этеменанки, известного как Вавилонская башня.

Зиккурат Культовое здание в Шумере (башня), состоявшее из 3 х ступеней – платформ в соответствии с тремя главными божествами – Анну (бог неба), Энлиль (владыка воздуха и земли, сын Анну), Энки (владыка мировых вод, мудрости и хранитель человеческих судеб). Наверху находился небольшой храм – жилище бога, к которому подняться можно было по специальным лестницам. Длительный подъем ассоциировался с идеей бесконечного пути в небо. Окраска платформ символична: нижняя – черный цвет – подземное царство, средняя – обожженный кирпич – земная жизнь, верхняя – белого и красного цвета – небо. Храмик бога – синего цвета.

Египет Древнее Царство (2800 -2250 до н. э.) – строительство пирамид Новое Царство (ок. 1580 - ок. 1070) - строительство огромных храмовых комплексов.

Особенности изобразительного канона в рельефе Композиционная организация сцен на основе упорядоченности, например, при изображении шествия фигуры располагаются одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами

Особенности изобразительного канона в рельефе Разномасштабность фигур (например, фараон – самая крупная фигура); Изображение человека: голова и ноги в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисовывалась единой линией; То, что находится дальше, изображается выше;

7 в. до н. э. - ассирийский царь Ашшурбанапал основал в своем дворце Ниневия крупнейшую из известных библиотек, Среди записей, датируемых 26 в. до н. э. , уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания.

Эпос о Гильгамеше Самым древним и значительным памятником шумерской литературы является Эпос о Гильгамеше («Сказание о Гильгамеше» - «О все видавшем»). История открытия эпоса в 70 -х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита, сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию.

Египет Появление письменности в период Раннего Царства (ок. 3000 -2800 до н. э) – иероглифы; в иероглифы начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса (травянистое растение) стали делать писчий материал.

Литература Расцвет литературы приходится на период Среднего царства. Существовали различные жанры: сказки, поучения, мифы, повести (например, «История Синухета» - автобиографическая повесть), гимны в честь богов, поэзия. «Книга мертвых»

«Книга мертвых» «Книгой мертвых» назывались древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий.

ВЕДЫ Веды (санскр. веда, букв. - знание) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2 -го - нач. 1 -го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по социальноэкономической и культурной истории древнейшей Индии.

Ведическая литература «Ригведа» (веда гимнов) - собрание преимущественно Ригведа религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Оформился к 10 в. до н. э. Это э. наиболее древняя и значительная из вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. Состоит из 10 книг, объединивших 1028 гимнов. «Махабхарата» - старшая из двух великих эпопей Махабхарата древней Индии. Время, к которому восходят основные ее сказания, время ее «героического века» - рубеж II и I тыс. до н. э. , эпоха межплеменных войн и образования первых государств в долине Ганга. Процесс циклизации этих сказаний и сложения целого эпопеи завершается, по-видимому, к середине I тыс. до н. э. (не позднее IV в. до н. э. , во всяком случае), письменная же фиксация «Махабхараты» может быть отнесена к III - IV вв. н. э.

Театр - Мистерии В период Среднего царства большое развитие получили мистерии, выросшие на основе обрядов в честь бога Осириса. Согласно мифу, бог плодородия Осирис был когда-то царем Египта и научил египтян возделывать землю и сажать сады. Он был убит своим ревнивым и завистливым братом Сетом. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого он воскресил Осириса, дав ему проглотить вырванное у Сета око. Он не остался на земле, а стал править миром мертвых. По одной из версий, Осириса оживила Исида.

Исида -сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Постановки мистерий (по сведениям Геродота) осуществлялись в 16 -ти городах Египта. Участники действа лепили изваяние Осириса, рядом с которым стояли Исида и его сестра Нефтида в траурной одежде и с распущенными волосами. В своих причитаниях они умоляли Осириса вернуться к жизни. Осирис возрождался в процессе обрядов (поисков, оплакивания, погребения, «великого боя»).

Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во все три пласта искусства древних культур, которые можно выделить в соответствии с их назначением: Фольклор (от анг. Folk-lore – народная мудрость) – народное песенно-поэтическое творчество с элементами театрализации и хореографии; Храмовое искусство – культовое, богослужебное, выросшее из ритуальных действ; Дворцовое – светское искусство; его функции – гедонистическая (доставлять удовольствие) и церемониальная.

Музыкальные инструменты Наиболее часто встречаются изображения арфы, арфы поэтому ее можно считать самым популярным и почитаемым музыкальным инструментом. Из письменных источников известно, что в Шумере и Вавилоне почитали флейту. Звук этого флейту инструмента, по мнению шумерцев, был способен возвращать к жизни умерших. Повидимому, это было связано с самим способом звукоизвлечения – дыханием, которое считалось признаком жизни. На ежегодных праздниках в честь Таммуза – вечно воскрешающего бога – звучали флейты, олицетворяя воскресение. На одной из глиняных табличек было написано: «В дни Таммуза играйте мне на лазоревой флейте…»

Музыкальные инструменты В различных музеях мира хранятся древние египетские музыкальные инструменты: арфа (число струн от 6 до 22), деревянные флейты и барабаны (во Флоренции и Лувре), набл (струнный инструмент с длинным грифом – в Берлине). Большинство исследователей склоняются к тому, что древнеегипетская музыка была одноголосной.

Музыка в Индии Музыка в Древней Индии составляла триединство пения, танца и инструментальной музыки. Широкое развитие получила ритуальная музыка. Считается, что индийская музыка была одноголосной.

Музыкальные инструменты Индии Инструменты, использовавшиеся в практике, весьма разнообразны – это барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги, раковины; основной ударный инструмент – табла (напоминает маленькие литавры). Среди других инструментов популярностью пользовались флейта, саранга (смычковый струнный инструмент с кожаной верхней декой, где были струны играющие – 3 или 4 и резонирующие – от 11 до 41), ситар (семиструнный щипковый), вина (царица ситар инструментов, семиструнный щипковый инструмент с двумя тыквенными резонаторами под грифом).

Рациональный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных норм, принципов, идеалов, а также моральных ценностей и оценок.

Нравственные нормы - наиболее простой вид морального требования, выступающий в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения и выражающий императивный (повелительный) характер морали. Именно нравственные нормы являются основными регуляторами поведения людей, ориентирами, по которым сверяются их поступки. Соответствие или несоответствие поступка нравственной норме позволяет сделать вывод о правильном или неправильном поведении. К числу таких норм можно отнести известные библейские заповеди: не убий, не укради и др.

Нравственных норм, регулирующих поведение людей, огромное множество. Человеку трудно усвоить их, если он не будет опираться на принципы морали. Нравственный принцип - это обобщенное выражение нравственных требований, охватывающих все поведение человека в определенной сфере нравственных отношений. Среди основных принципов морали выделяется так называемое "золотое правило нравственности": поступай всегда так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Нельзя представить мораль без таких принципов, как гуманизм и справедливость.

Особое место в морали занимают ценности и оценки. В самом общем смысле моральная ценность - это нравственное значение того или иного явления (поступка, отношения, требования), а определение ценности называется оценкой. Нормы и принципы морали показывают, как нужно поступать, ценности ориентируют на то, как лучше поступать, а оценка определяет нравственное значение поступка.

Среди ценностей морали выделяются добро и благо, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. В качестве моральных ценностей могут выступать как требования к поведению, так и само поведение. Нравственно ценным является как категория долга, так и следование долгу, например, при исполнении служебных обязанностей.

Среди всех нравственных ценностей человек выбирает для себя наиболее значимые, на которые он ориентируется, к достижению которых стремится. Стремление к достижению тех или иных моральных ценностей получило название ценностной ориентации.

Наиболее общий элемент нравственного сознания - нравственный идеал. Его можно определить как синтез моральных норм, принципов и оценок, как распространенные в данном обществе представления о морально совершенной личности и ее поведении. Нравственный идеал, в отличие от норм и принципов, - явление в значительной мере гипотетическое, нацеленное в будущее.

Функции морали

Роль морали в общественной жизни раскрывается через ее функции. Среди функций морали обычно выделяют регулятивную, оценочно-ориентирующую, познавательную, воспитательную и др.

1. Регулятивная функция раскрывает основное содержание и предназначение морали. Хотя в обществе существуют и другие социальные регуляторы (политика, право, административные установления), моральное регулирование не может быть подменено ни одним из них. Напротив, именно мораль пронизывает всю регулятивную деятельность, осуществляемую в обществе.

2. Оценочно-ориентирующая функция направляет поведение людей на установление отношений, основанных на принципах добра, справедливости и гуманизма.

3. Познавательная функция свидетельствует о том, что мораль, с одной стороны, возникает как результат познания людьми социальной действительности, как осознание общественной потребности, а с другой - овладевая нормами и принципами морали, каждый человек глубже узнает общество и окружающих его людей, приобретает знания и навыки общения.

4. Воспитательная функция состоит в том, что мораль учит человека соблюдать определенные правила совместной жизни, формирует личность, заботящуюся не только о собственном благополучии, но и об интересах окружающих его людей.

6.4. Религия и ее роль в жизни общества. Мировые религии

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место.

Под религией понимают взгляды и представления людей, а также соответствующую деятельность, основанные на вере в сверхъестественные, прежде всего в неприродные, стоящие над миром существа.

В развитых религиях таким сверхъестественным существом является Бог.

Для религиозного мировоззрения характерно удвоение мира на мир земной, посюсторонний и небесный, потусторонний, а также признание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом или другими сверхъестественными силами, поклонение этим силам, возможность общения с ними человека.

Корни религии

Возникновение и существование религии обусловлено целым рядом причин и условий, совокупность которых принято называть корнями религии. Среди них выделяют социальные, психологические, гносеологические корни.

Социальные корни религии связаны с тем, что человек является частью природы и общества, он подчиняется объективным законам их развития. Эти законы не в полной мере познаны людьми, а потому многие природные и общественные явления для них непонятны и необъяснимы. Они делают человека несвободным, бессильным перед лицом объективных условий жизни. Пытаясь противостоять этим условиям, люди находят им объяснение и убежище в религии. Социальные корни, в свою очередь, являются основой для появления психологических корней религии. Будучи не в силах объяснить и преодолеть различные явления природной и социальной действительности (смерть и болезни близких людей, социальную несправедливость и т.п.), человек начинает испытывать страх, страдание, отчаяние и другие негативные психические состояния, выход из которых он находит в религии.

Возникновению и существованию религии во многом способствуют способность человека к воображению, возможность сознания абстрагироваться, замещать реальные предметы идеальными образами. Это таит в себе опасность отрыва этих образов от реальных вещей, наделение их несуществующими в действительности свойствами и качествами, что и является гносеологическими корнями религии.

Структура религии

В структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание -это совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций, в которых выражается отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего мира.

Ему присущи вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение отражения реальной действительности с иллюзиями, сильная эмоциональность, специальная религиозная лексика.

Помимо религиозного сознания всем религиям присущ культ - система утвердившихся ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры. К культу относят, например, крестное знамение, поклоны, крестный ход, крещение, молитвы, богослужение, религиозные праздники и т.п.

Ранним формам религии были присущи такие проявления культа, как ритуальные пляски вокруг изображений животных, заклинание духов, жертвоприношения. Средствами культа являются церковная утварь, крест, икона, священные книги и т.п.

Организационными формами религии являются церковь и секты.

Церковь представляет собой религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности верования и религиозного культа. Секты - это отколовшиеся от церкви религиозные общины, сохранившие основы верования, присущие той или иной церкви, но отличающиеся от нее некоторыми особенностями религиозного учения и культа.

Формы религии

Возникновение религии относят к периоду относительно высокой ступени развития первобытного общества (40-50 тыс. лет назад). Ранними формами религии являются тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманство, культ предков и др.

В настоящее время существует множество различного рода религиозных верований и церковных организаций. Это связано с тем, что хотя вера в сверхъестественное является признаком всех религий, понимание этого сверхъестественного и формы поклонения ему у разных людей и народов могут существенно различаться. Помимо сохраняющихся в ряде мест ранних религиозных форм исповедуются национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.) и мировые религии. Особое место занимают мировые религии, имеющие своих приверженцев по всему свету, независимо от государственных границ и политических режимов. К числу последних относятся буддизм, христианство и ислам с их многочисленными ответвлениями, церквями и сектами.

Буддизм

Первая по времени появления мировая религия - буддизм. Он возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и получил свое название от имени его основателя Будды, то есть "просветленного", "пробужденного", которому открылся путь спасения человечества. В настоящее время наибольшее распространение буддизм имеет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины существуют и во многих других странах, в том числе в России (Бурятия, Калмыкия, Тува). В ряде государств (Бирма, Камбоджа, Таиланд) буддизм является государственной религией, а в некоторых странах (Япония) он сочетается с национальными религиями (синтоизмом).

Основной идеей буддизма является учение о "четырех благородных истинах":

  • 1) во всякой жизни существуют страдания;
  • 2) причина страданий - в эгоистических желаниях человека;
  • 3) освободиться от страданий можно, лишь освободившись от этих эгоистических желаний;
  • 4) к этому освобождению ведет "благородный срединный восьмеричный путь", то есть путь, состоящий из восьми ступеней (шагов). Пройдя этот путь, человек достигает нирваны - высшего просветления духа, абсолютного покоя.

Как и всякая религия, буддизм значительное внимание уделяет моральным требованиям, которые основываются на принципе ненасилия. Буддизм проповедует воздержание от причинения вреда или боли и любовь ко всему живому.

Особенность буддийского культа - медитация, которая фактически заменяет собой молитву. Медитация направлена на приведение человека в состояние углубленной сосредоточенности, отрешенности от внешнего мира и единения с миром духовным.

Христианство

Христианство имеет двухтысячелетнюю историю и в настоящее время является самой распространенной на земле религией. Оно получило свое название от имени Иисуса Христа, ее основателя и предмета поклонения, принявшего мученическую смерть ради искупления первородного греха и счастья человечества. Учение Иисуса Христа легло в основание христианской догматики, которая включает в себя идею о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), идею о греховности человека как причине всех его несчастий, учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния, проповедь любви к ближнему, смирения и прощения. Христианство опирается на веру в потусторонний мир и второе пришествие Христа для вершения Страшного суда над грешниками и воздаяния праведникам. Нравственные позиции христианства выражены в известных заповедях, изложенных в Нагорной проповеди Христа.

В ходе своего развития в XI в. христианство разделилось на западное (католицизм) и восточное (православие). В XV в. в католицизме возникло протестантское направление. Протестантизм - это общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации как протест против римско-католической церкви (лютеранство, кальвинизм). Основной тезис протестантизма, выдвинутый Мартином Лютером, состоит в "спасении верой", которая не требует посредничества церкви и духовенства.

В настоящее время христианство существует в виде этих трех ветвей (православия, католицизма и протестантизма). Православие исповедуется в основном славянскими народами, католицизм и протестантизм наиболее распространены в Европе и Америке.

Ислам

Ислам (мусульманство) возник в VII в. среди аравийских арабских племен и в настоящее время насчитывает около миллиарда своих приверженцев преимущественно в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, который воспринял Слово Аллаха и понес его людям. Это Слово стало Кораном - священной книгой мусульман.

Ислам в переводе на русский язык означает "покорность". Человек как существо слабое должен уповать на Аллаха, надеяться на его помощь и поддержку. Ислам требует от мусульман строгого выполнения пяти основных обязанностей ("столпов ислама"): верить в то, что "нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его"; пять раз в день совершать молитву; соблюдать пост (уразу); давать милостыню, в том числе раз в году делиться доходами в пользу бедных (закят); совершить паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни. Иногда к этим пяти "столпам" добавляют шестой - джихад, или газават, то есть священную войну с неверными.

Отличительной особенностью ислама можно считать шариат, в котором переплетаются правовые, религиозные, нравственные нормы, а также устанавливаются меры наказания за их нарушение и который регулирует поведение человека во всех сферах его жизни.

Функции религии

Роль религии в обществе определяется выполняемыми ею функциями, к числу которых можно отнести мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интеграционную, культурную, воспитательную.

1. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека и его место в мире, на мир в целом и причины его существования.

2. Компенсаторная функция проявляется в том, что религия восполняет недостаток знаний людей о мире, снимает социальное и душевное напряжение, возмещает недостаток душевности в светском общении религиозным общением.

3. Коммуникативная функция религии выражается в обмене информацией верующих друг с другом, в их общении между собой, а также с Богом и служителями церкви.

4. Интеграционная функция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает людей, объединяет их, с другой - разъединяет, примером чему являются религиозные войны, социальные конфликты на почве религиозных разногласий.

5. Культурная функция состоит в том, что религия хранит в себе культурный опыт человечества, передает его из поколения в поколение, сама является частью культуры человеческого общества.

6. Обладая большим нравственным потенциалом, религия проповедует положительные нравственные ценности, призывает к достойному поведению, реализуя тем самым воспитательную функцию.

6.5. Искусство и его виды

Термин "искусство" многозначен. Чаще всего он употребляется в двух значениях:

  • 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, основанные на знании дела;
  • 2) специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности.

Именно во втором значении искусство входит в содержание духовной культуры общества.

Искусство отражает мир в художественных образах, в которых реальность переплетается с вымыслом. Эта образность необходима для того, чтобы:

  • выразить обобщенное, важное, близкое для массы людей в личностной форме;
  • расширить, углубить жизненный опыт отдельного человека миром, созданным воображением художника.
  • воздействовать на чувства и эмоции людей, заставляя их сопереживать и выражать свое отношение к содержанию художественного образа.

Искусство позволяет человеку раскрыть свои возможности, которые он не может реализовать в реальной жизни, помогает ему интеллектуально обогащаться, приобщаться к духовному опыту человечества.

Функции искусства

Многообразие форм эстетического освоения действительности порождает многообразие функций искусства, к которым можно отнести познавательную, информационно-коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, эстетическую.

1. Сущность познавательной функции состоит в том, что искусство дает человеку знания о мире и о самом человеке. Но если наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает мир через категории добра и зла, то искусство обогащает человека знаниями в художественно-образной форме. Оно учит видеть мир сквозь призму образности, давая человеку возможность самому перевести эти образы в рациональную форму. Искусство не имеет целью давать людям какие-либо специальные знания, как, например, наука. Оно не стремится выявлять закономерности или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить общее, но в отличие от науки оно представляет это общее не в виде обобщенных абстракций, а в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

2. Искусство весьма информативно. Оно служит для обобщения индивидуального опыта и выражения его через иные формы индивидуального. Эти формы принимают вид произведений литературы, кино, живописи, музыки, театра и т.п. В произведениях искусства воплощаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие особенности той или иной эпохи, того или иного народа, а также особенности мастерства и мировосприятия самого творца произведения. Посредством этих творений не только передается информация об отраженном в них мире, но и устанавливаются коммуникативные связи между автором и зрителем или читателем, а также между самими почитателями искусства, поскольку оно заставляет людей обмениваться мнениями, выражать свои позиции, высказывать отношение к произведениям искусства. Все это составляет содержание информационно-коммуникативной функции искусства.

3. Ценностно-ориентирующая функция искусства проявляется двояко: с одной стороны, сами произведения искусства являются культурными ценностями, приобретают для людей особую значимость; с другой стороны, то содержание, которое несет искусство, ориентирует людей в системе общественных ценностей, дает возможность выбрать для себя жизненные ориентиры.

4. Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей функции является функция воспитательная. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Посредством своего произведения художник стремится передать зрителю, слушателю, читателю близкие ему нормы и ценности общественной жизни. Истинное искусство несет высокий гуманистический заряд, ориентирует на достижение идеала. Но этот идеал не сводится к "положительному герою-идеалу", он является эстетическим идеалом, который призван вызывать у людей добрые чувства, желания и поступки, несмотря на то, что автор может обращаться при этом и к отрицательным образам, и к сатире.

5. Эстетической функции искусства уже древние придавали первостепенное значение. Она состоит в способности искусства формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека, пробуждать его творческое начало, доставлять удовольствие и наслаждение от созерцания прекрасного.

Структура искусства

Структура искусства отличается множественностью проявлений, гибкостью, изменчивостью. В искусстве принято выделять виды (живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, театр, кино и другие), роды (например, эпический и лирический), жанры (например, повесть, роман, поэма в литературе; сюита, оратория, симфония в музыке; портрет, пейзаж, натюрморт в живописи; готика, барокко, классицизм в архитектуре).

Чаще всего, говоря о структурных элементах искусства, имеют в виду его виды. Деление искусства на различные виды обусловлено как многообразием сфер действительности, охватываемых художественным творчеством, так и многообразием форм выражения творцом своего эстетического видения мира. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, нередко они сочетаются или взаимопроникают. Так, театр органично сочетает драматургию, музыку, танец, театральную живопись.

Существующая система видов искусства исторически изменчива. Расширение границ художественного творчества приводит к появлению новых видов. Например, в XX в. возникли такие виды искусства, как кино, фотография, формируется телеискусство. Это привело к тому, что среди ученых до настоящего времени нет единого мнения о том, какие направления художественного творчества можно считать его видами. Помимо литературы, скульптуры, архитектуры, театра, живописи, музыки, хореографии и прикладного искусства, которые традиционно считались основными видами искусства, и вновь возникших - фотографии, кино и телевидения, некоторые специалисты относят к видам искусства, например, искусство городского планирования, гастрономическое искусство, парикмахерское искусство. Но такое расширение границ искусства вряд ли оправдано и, скорее, относится к пониманию искусства в широком смысле как высокого уровня мастерства.

Каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в большей мере способны отразить дух времени, особенности культуры данного исторического периода (например, живопись и архитектура в эпоху Возрождения, кино и телевидение в настоящее время).

Вопросы для повторения

  • 1. Чем духовная жизнь общества отличается от материальной?
  • 2. Что составляет содержание духовной сферы общества?
  • 3. Назовите основные элементы духовной сферы общества.
  • 4. Какое из определений культуры вам импонирует больше? Почему?
  • 5. Чем материальная культура отличается от духовной?
  • 6. Что понимается под видами культуры? Назовите новые виды культуры.
  • 7. В чем специфика морали и ее значение в жизни общества и каждого человека?
  • 8. Какое место в структуре морали занимают моральные ценности и нормы? Приведите примеры моральных ценностей и норм.
  • 9. Проведите сравнительный анализ моральных и правовых норм.
  • 10. Каковы причины возникновения и существования религии?
  • 11. Почему буддизм, христианство и ислам называются мировыми религиями? В чем их сходство и различие?
  • 12. Почему религия занимает важное место в общественной жизни?
  • 13. Чем эстетическое познание мира отличается от обыденного и научного познания?

Искумсство (лат. eхperimentum -- опыт, проба) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. БСЭ определяет искусство как одну из форм общественного сознания, важнейшую составляющую человеческой культуры. Определение и оценка искусства как явления -- предмет непрекращающихся дискуссий. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 Ч 25,2 см. искусство античность познание

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» -- это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство -- это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье".