Чему посвящена картина проводы ополчения. Урок развития речи

Во все времена самым основным и святым дол­гом для каждого человека была защита своей зе­мли от врага. Жить как патриот и умереть за Роди­ну всегда было великой честью. Картина Ю. Рак­ши «Проводы ополчения» посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из во­рот города ополчение, женщин и детей, провожа­ющих своих мужчин на войну.

С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные лю­ди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники - все идут на бой, чтобы постоять за не­зависимость своей земли.

В центре картины и с правой ее стороны живо­писец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщи­ны знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные грани­цы между ними.

Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах - тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном са­рафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приот­крыт - женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает уви­деть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому.

В центре провожающих - красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшенич­ного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обни­мает мальчика, своего сына, который стоит опу­стив голову. Женщина провожает своего мужа, от­ца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополче­ние. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе - ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной зем­ли. Безусловно, она призывает сына гордиться сво­им отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.

Зрителей картины поражает необычайная вы­разительность цветовой гаммы картины, как изум­ляет эмоциональная глубина переживаний, пере­данных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, про­вожая своих сыновей на смертельный бой, скор­бит.

Художник Юрий Ракша родился и жил в Уфе, закончил художественное отделение ВГИКа, работал художником во многих фильмах. Он был очень известен, однако при жизни не провел ни одной своей выставки, все они состоялись только после его смерти. Одна из известнейших его картин - триптих "Поле Куликово". Сочинение по картине "Проводы ополчения", которая является центральной частью триптиха, задают писать в восьмом классе, когда школьники уже могут осознать значимость и важность сюжета.

Юрий Ракша был очень талантлив, умел писать в разных жанрах, сочетать их, и в этом случае результатом работы были отличные картины. Тема войны смешивалась с исторической. Именно это сочетание занимало в творчестве Юрия Ракши особое место.

Общий план картины

Война - это сложное время для народа, когда умирают невинные люди. В триптихе художник показывает боль и трагедию народа, который прощается с родными, провожая их на войну. Люди объединяются ради защиты границ родины от врагов, желающих разделаться с русским народом и завоевать Русь. Но мы видим, что воины настроены решительно, значит, этого не случится. Перед тем как писать сочинение по картине "Проводы ополчения", рассмотрите, что показано на разных планах. На переднем стоят люди, провожающие родных. Они огорчены, ведь их близкие идут сражаться, но во взглядах таится надежда и вера, что недруги будут повержены. Художнику отлично удалось показать выражение лиц героев картины, их состояние. И так сразу становится ясен и общий настрой, и характеры народные, и сила духа русского народа. Примечательно, что картина не мрачная, а наполнена светом. Художник использует яркие краски, детали хорошо прорисованы. Окружающую обстановку мы видим глазами героев картины и понимаем, что эта яркость обусловлена их психологическим состоянием.

Описание картины "Проводы ополчения"

На первом плане женщина, ждущая ребенка, дети не понимающие происходящего, старики, уже не раз побывавшие в таких ситуациях и потерявшие своих близких. Юрий Ракша передает атмосферу того времени. Мы можем рассмотреть одежду, быт героев, украшения и другие мелочи. Тех людей сплотило общее горе. Сообща они будут ждать, молиться о своих воинах, надеяться на победу. Конечно, разгромить вражеские полчища будет непросто, люди сгинут, и тогда горе станет общим, все живые будут скорбеть по погибшим. Все это написано на лицах людей на картине.

Особое внимание хочется обратить на беременную женщину, дорого одетую. Судя по ее внешности, сразу понимаешь, что это княгиня. На самом деле, она супруга Дмитрия Донского. На картине женщина обнимает сына левой рукой, а правая лежит на животе, как бы гладя своего еще не рожденного ребенка. В глазах ее надежда, что любимый муж, отец ее детей вернется из сложного боя. А а ведь он - предводитель этого ополчения. Мальчик, которого она обняла, стоит, опустив голову. Он, наверное, понимает, что его отец может и не вернуться из боя. И тогда мальчик останется за старшего и будет оберегать мать и младшего ребенка. Плечом к плечу стоят и знатные люди, и простые крестьяне.

Плечом к плечу

Прямо на земле сидит молодая крестьянка. На ее лице скорбь и отчаяние. Она боится лишиться мужа, ведь он является единственным кормильцем и главой семьи. Возле нее девочка с букетом. На лице ее задумчивость, потому что она еще не понимает ужасов войны. Рядом с женой Донского стоит еще одна женщина, уже не молодая. На лице ее нет слез, только тревога. Возможно, она уже не раз провожала в бой своих близких. Девушка, которая стоит рядом, смотрит вдаль со скорбью.

Второй план

Готовясь к сочинению по картине "Проводы ополчения", обратите внимание на войско. На втором плане мужчины изображены не так четко, как будто в дымке. Огромное войско идет от ворот Кремля. Лица воинов почти неразличимы, они уже стали одним целым. Горе и страдания объединили людей. Остались женщины с детьми и старики, а мужчины могут и не вернуться. Но сделать ничего нельзя, ведь они защищают своих близких и родину от врагов.

Любимой темой художника Юрия Ракши была история. Картины "Проводы ополчения", "Благословение на битву" и "Предстояние" составляют триптих. Они считаются лучшими из его работ.

Это один из примеров сочинения по картине "Проводы ополчения".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Подготовка к сочинению – описанию по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения» Триптих «Поле Куликово» Тишкова СА Учитель русского языка и литературы МБОУ Александровская СОШ 2017

2 слайд

Описание слайда:

Триптих «Поле Куликово» – последняя картина Юрия Ракши, написанная в 1980 году. Посвящалась она шестисотлетию Куликовской битвы. В центре триптиха картина «Предстояние». Слева – «Благословление на битву». Справа – «Проводы ополчения»

3 слайд

Описание слайда:

«Благословение на битву» В левой части триптиха - событие, происходящее за несколько недель до битвы на Мановце, за околицей Троицкого монастыря. В центре композиции Сергий Радонежский - духовный наставник князя, главный радетель за Русь и её государственность, её объединение. Последнее благословение, последний поклон.

4 слайд

Описание слайда:

Предстояние Князь Дмитрий со своими товарищами, освещенные первыми лучами солнца, вглядываются туда, где стоят войска Мамая. Еще туманы стелются в низинах, еще полна росы высокая осенняя трава, а дружины уже выстроились в боевые порядки

5 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» Второе название картины «Проводы ополчения»- «Плач женщин» И именно они находятся на переднем плане картины. Воины, которые отправляются на битву будто бы укрыты туманом, они гордо и величественно шествуют на войну, чтобы совершить свой подвиг. А их женщины - любимые, матери, сестры, дети и старики остаются дома. Они знают, что их мужчины отправились на верную смерть, и провожают их со слезами на глазах и болью в сердце. Эта боль и печаль на некоторое время объединила богатых и бедных, знать и крестьян, властьпредержащих и их слуг. На полотне изображено полное единство этих несчастных женщин, провожающих тех, кого они любят.

6 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» На переднем плане изображена жена Дмитрия Донского - великая княгиня Евдокия. Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети – сын, понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; дочь с интересом смотрит на уходящих воинов, она еще по малолетству не осознает трагизм положения. Рядом с ней обессиленно на землю опустилась другая женщина, утомленная переживаниями, она даже не успела повязать себе платок на голову и лишь закрыла глаза, молясь небесам, чтобы те сохранили жизнь ее мужу. Чудь дальше стоят женщины постарше, они уже не раз провожали своих мужчин на войну, поэтому сейчас лишь слегка утирают слезы и надеются, что они снова вернутся домой. И тут же старец кричит что-то уходящим на бой мужчинам, напутствует их, дает советы…

7 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» Беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества. Женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой. А вернутся не все, и женщины будут оплакивать погибших родных и близких. Они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить. Женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать, в первую очередь, их, стариков, детей, а также город от посягательства врагов. Все они сбились в кучку этим солнечным днем, поддерживая друг друга, давая друг другу силы на то, чтобы дождаться тех, кого любят. Им остается лишь благословить на битву и ждать их победного возвращения домой. Каждая из них надеется, что беда обойдет стороной именно ее и дождется она мужа, сына, брата, отца. И каждая будет просить у Всевышнего о спасении своих близких

8 слайд

Описание слайда:

Вопросы для обсуждения: Почему художнику важно было показать народное ополчение? Почему на переднем плане изображены женщины, старики, дети? Почему художник изобразил этот момент, а не саму битву? Кто из героев вызывает жалость? Почему?

9 слайд

Описание слайда:

План сочинения-описания I. О Куликовской битве (сведения из истории). II. Описание картины: 1) образ княгини (внешность, одежда); 2) образы женщин, окружающих княгиню; 3) дети; 4) день, в который все происходит; 5) цвета, используемые художником. III. Чаяния (надежды) русских женщин.

10 слайд

Описание слайда:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе. Развитие речи.

Тема: Подготовка к написанию сочинения по

картине Юрия Ракши «Проводы ополчения».

Программа « Русский язык 5 – 9 класс», авторы: Т.М. Баранов,

Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учебник под редакцией Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №401 Колпинского района Санкт – Петербурга Лукьянова Ольга Леонидовна .

Цели урока:

обучающие: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине,

развивающие: развитие устной коммуникации учащихся, расширение кругозора учащихся в области изобразительного искусства;

воспитательные: воспитание патриотических чувств у учащихся.

Технология урока : творческая мастерская, ИКТ – технологии.

Форма работы : групповая.

Тип урока : добывание новых знаний.

Оборудование к уроку : презентация, репродукция картины Юрия Ракши «Проводы ополчения», листы для выполнения заданий в группах.

Ход урока

1 слайд На экране слова:

Верная любовь помогает переносить все тяготы.

Иоганн Фридрих Шиллер

Битва на поле Куликовом стала днем рождения большой Руси Московской.

Юрий Ракша.

  1. Организационный момент.

(На экране – картина Ю.Ракши «Проводы ополчения»)

1.Объявляется тема урока.

Цель нашего урока .

2. Эпиграф к уроку.

(Подумайте, почему взяты такие эпиграфы. Ответим в конце занятия).

3. Формат урока – творческая мастерская.

II.Презентация нового.

1.Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания. Индивидуальное сообщение учащегося о творчестве художника Ю.Ракши.

2 слайд (портрет художника)

Ракша Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980) - русский художник. Родился в Уфе в рабочей семье. Учился в художественной школе при институте им. Сурикова. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов “Время, вперед!” и “Восхождение”). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна - “Современник”, “Добрый зверь, добрый человек”, “Моя мама”, “Продолжение”, “Разговор о будущем”, “Земляничная поляна” и др. - демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Кисти художника принадлежит триптих «Поле Куликово» (1980), состоящий из 3 –х частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

2. Учитель .

О событии . Куликовская битва была в сентябре 1380 года. Русский князь Дмитрий Донской возглавил русское войско против татарского хана Мамая. Благословил его на подвиг Сергий Радонежский. На Куликовом поле погибло 253 тысячи русичей.

В центре женщина с сыном - жена Дмитрия Донского Евдокия, Она провожает мужа на смертный бой, но она ждет ребенка, такого же рыцаря. Женщины плачут. Так описывается это событие в повести «Задонщина»: «Запели птицы жалостные песни- запричитали все княгини и боярыни…»

На втором плане – дружина, на третьем – стены кремля, русское родное небо.

Описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами:

передний план картины,

Второй план картины,

Дальний план,

Фон,

триптих.

Задание. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения. (Актуализация мыслительной деятельности)

3.Проверка работы с карточками.

3 слад (объяснение терминов).

Передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины , дальний план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке, триптих – художественное полотно, состоящее из трех частей.

Сегодня на уроке мы будем использовать тип речи: описание.

Вспомним, какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками. Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде.

4 слайд (проверка типа речи)

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос - какой?

Вопрос: Какие изобразительно – выразительные средства языка для описания предметов и явлений вы помните? Назовите их.

Назовите, пожалуйста, изобразительно – выразительные средства языка. Дайте определения. Посмотрите на слайд, проверьте свои ответы.

5 слайд (проверка определений изобразительно – выразительных средств)

Антитеза - противопоставление.

Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Олицетворе́ние - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

III. Работа над содержанием сочинения.

1.Задача: Продолжить формирование навыков исследовательской работы, навыков взаимодействия в группе.

2. 6 слайд (картина Юрия Ракши «Проводы ополченцев» с наложением музыки. Звучит «Аве Мария» Шуберта.)

Вопрос: почему созвучны два произведения – музыкальное и художественное?

3. Описание фрагментов картины по группам.

Карточка для группы №1

Описание мужчин – ополченцев

1.Опишите снаряжение мужчин – ополченцев.

2.Какое настроение у мужчин – ополченцев? Какая деталь говорит

Об их патриотизме?

3.Опишите задний план картины, стену города.

4. Какие художественные приемы вы использовали?

5.Какой фрагмент картины вы описывали?

Карточка для группы №2

Описание природы, погоды

1.Опишите небо (цвет неба, облака).

2.Опишите лужайку. Какими цветами пользуется художник.

3.Какие эпитеты, сравнения, метафоры можно подобрать

К описанию неба, травы?

Карточка для группы №3

Описание женщин, детей, старика

1.Опишите позы женщин, детей, старика.

2.Опишите мимику женщин, детей, старика.

3.Опишите одежду женщин, детей, старика.

4.Какой фрагмент картины вы описывали?

4. Представление результатов групповой работы. Попутно учащиеся делают записи в черновик.

5. Составление плана сочинения. (Обсуждение в группах. Запись окончательного варианта).

Слайд № 7 композиция сочинения.

I. Вступление.

1. О художнике.

2. Тема Куликовской битвы в его творчестве.

II. Описание картины .

  1. Тема картины.
  2. Первый план.
  3. Второй план.
  4. Дальний план, фон.
  5. Настроение от картины, чем закончится бой.

III. Заключение.

Какие мысли возникают, когда вы смотрите на эту картину.

Слайд № 8 слова

  1. Словарно - лексическая работа.

Триптих, женщины разного возраста, Дмитрий Донской, Евдокия, «Задонщина», сражение, скорбит, мистическая связь с событиями прошлого, противоречит, сияние дня, драматичность ситуации , исторический экскурс, простоволосая, величественная поза, Реет флаг, мужественные лица, прозрачный воздух, простолюдины, седовласый старец.

Подобрать синонимы к слову «художник» - (автор картины, живописец,);

Подобрать синонимы к слову «картина» - (произведение, художественное полотно, талантливая работа).

  1. Контроль, оценка

Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно оценивать свои знания и деятельность на уроке.

Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Давайте вернёмся к началу урока. Вы готовы написать сочинение?

Какой эпиграф из предложенных вы выберете? Почему?

Знаете ли вы, о чем будете писать?

8. Организационно – связующий этап

Задача: Продолжить формирование самостоятельного осмысления изученного на уроке, развитие творческих способностей.

Слайд № 9

Домашняя работа с элементом вариативности:

Выбрать эпиграф, изложить материал в соответствии с эпиграфом,

Написать сочинение в тетрадь для творческих работ.


Сочинение по картине замечательного русского художника Ю.М. Ракши (1937-1980) «Проводы ополчения» развивает творческие способности учащихся, их исследовательские навыки, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Сочинение пишется в 8 классе.

Сочинение по картине «Проводы ополчения». 8 класс

Юрий Михайлович Ракша родился в 1937 году в семье рабочих. Учился в художественной школе, окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». Участвовал в создании таких значительных кинокартин, как «Время, вперед» и «Восхождение». Многие картины Ю.М. Ракши получили широкое признание, принесли ему всемирную известность.

Умер Юрий Михайлович совсем молодым, ему было всего сорок три года. В 1980 году смертельно больной художник закончил работу над грандиозным триптихом «Поле Куликово». Это многоплановое произведение состоит из трех частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

Триптих посвящен Куликовской битве , состоявшейся в 1380 году и знаменующей начало освобождения от татаро-монгольского ига. Картина «Проводы ополчения» это правая боковая часть триптиха. Другое название картины «Плач жен».

В центре композиции - женщины и дети. Они провожают уходящее в поход русское войско, состоящее из их мужей, сыновей и братьев. Могучие воины окружены туманом, их ждет кровавая битва и многие из них отдадут свои жизни за отчизну, защищая матерей, жен, детей. Вдалеке видна белокаменная Москва, из ворот которой выходит многотысячное ополчение.

На переднем плане изображена молодая, красивая женщина с печальным и прекрасным лицом. Это жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия . Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети - мальчик понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; девочка-подросток напряженно смотрит на уходящих воинов, стараясь запомнить их лица, сохранить память о них.

Известно, что Дмитрий Донской и Евдокия очень любили друг друга и можно понять, какие чувства испытывала княгиня, провожая любимого супруга на ратный подвиг. Справа от Евдокии обессилено опустилась на землю простоволосая женщина в красном сарафане. Она закинула голову назад, рот ее открыт - она рыдает, горе ее безмерно.

Молодая девушка с покрытой платком головой молится, а седовласый старик, стоящий за женщинами, благословляет воинов своим посохом. Стоящая рядом с ним женщина прижимает маленького сына к груди. Все, простолюдины и знатные люди, сплотились в единое целое перед общей бедой. Теперь они - русский народ. Эта картина учить любить отчизну, ценить людей, живущих в ней, восхищаться ее прошлым.