Шим Сказки, найденные в траве. Э
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Цели: познакомить с произведением Э. Шима, с его жизнью и творчеством; учить давать характеристику героев произведения; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; Развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты : учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, давать характеристику героев произведения; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет Э. Шима, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Рассмотрите иллюстрации, которые вы принесли. Расскажите о том, что вы изобразили.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Младший брат
У меня родился брат.
Я, конечно, очень рад.
Только этот братик
Не встает с кровати.
Как не будешь тут сердит?
Днем мой брат все время спит,
Плачет среди ночи,
А играть не хочет!
В доме все теперь вверх дном.
Все заботятся о нем.
Даже мне для брата
Быть примером надо.
Я стараюсь, я готов!
Только брат не знает слов.
Говорит лишь «мама»,
Да и то так странно!
Время медленно идет.
Долго братик мой растет.
Но уже я знаю —
В нем души не чаю!
Я его не тороплю!
Я его и так люблю!
Он такой хороший!
Он немножко на меня...
На меня похожий!
Т. Бокова
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте с замедлением.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как бы вы озаглавили это стихотворение?
— Расскажите о своих братьях и сестрах. Сколько им лет, какие у вас взаимоотношения? (Рассказы детей.)
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 48. Прочитайте имя автора, рассказ которого будем сегодня читать. (Эдуард Шим.)
— Знакомы ли вы с его произведениями?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Э.Ю, Шима.)
Материал для учителя
Эдуард Юрьевич Шим (1930—2006) — русский писатель, драматург. Родился в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «...Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофер». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 г. работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 гг. служил в армии. В 1959 г. принят в Союз писателей СССР, вскоре переселился в Москву.
Начав печататься с 1949 г., Эдуард Шим писал преимущественно для детей и преимущественно о природе, но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»),
Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).
Среди его рассказов и повестей для взрослых: «Ночь в конце месяца», «Ваня песенки поет», «Когда погаснет» и др.
Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.
— Сегодня мы будем работать над рассказом «Брат и младшая сестра». Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
(Учитель читает рассказ.)
— Какие чувства вы испытали, прослушав этот рассказ?
VI. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте начало рассказа.
— Найдите объяснение слова «кузовок». (Кузовок — маленькая корзинка.)
— Над чем посмеивалась бабушка в первый раз?
— Что ответил на это Санька?
— Что собирали они во второй раз? (Грибы.)
— Как Санька объяснил в этот раз, почему у него меньше грибов?
— Кто пошел в лес в третий раз? Что собирали дети?
— Что на этот раз ответил Санька?
— Понравился вам его ответ? Почему?
— Объясните главную мысль рассказа.
— Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова, которые нужно читать за автора.
— Есть ли среди ваших друзей или знакомых такой человек, как Санька? Расскажите о нем.
— Объясните смысл пословиц.
Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
VIII. Рефлексия
Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.
Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.
А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!
Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!
Но луна почему-то не притягивает бабочек.
Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?
Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.
А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.
Стукаются о стекло.
Падают в воду.
ЖАРКО В ВОДЕ
Солнце прогрело воду в речной заводи.
Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.
Лежат на воде листья кувшинок.
Не шелохнутся.
Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки - плотвички и верхоплавки.
Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.
Эй, неужели и вам жарко?
И нам жарко!
ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился!
Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:
Вот тебе!.. Вот тебе!..
За что? - спрашивает бабушка.
А за то, что вредная!
Смеётся бабушка.
Да разве, - говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.
И крапиве?
И крапиве.
Я не буду кланяться да спасибо говорить!
И зря... Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю - тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята... Да и ты, вояка, тоже!
Почему я обрадуюсь?
Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
А каких?
Пальчики оближешь!
РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА
В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда - они на работе.
В магазине очередь из мальчишек и девчонок.
И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.
Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.
А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.
Тоже хозяев дожидаетесь?
Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные...
Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником - водой не разольёшь!
Даже в магазин вместе ходят.
Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?
Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!
КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ
Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.
Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.
Ох, работа!.. Замучишься.
А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!
Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.
Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.
Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.
Да не простым дождиком, а керосиновым.
Ай, погибнет морковка!
Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.
Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины зелёные перья торчат над полем. Веселёхоньки!
Может, керосиновый запах у морковки останется?
Нет. И запах выветрится.
Вот секрет так секрет!
Побегу скорей, бабушке расскажу.
Не было дождей, не было, и вдруг ливень накатил. Да ещё какой!
Сплошной стеною вода. Соседних домов не видать.
И шум, как будто тысячи людей в ладоши хлопают!
Бьют струи по дороге, месят землю, стреляют грязными брызгами. Несутся ручьи коричневые...
Размыло дорогу: где канаву прогрызло, где яму провертело, где песку нанесло...
Но под деревьями ливень слабей. Его удары принимают на себя листья и ветки.
Но в траве не стреляют грязные брызги.
Трава держит корешками землю, не даёт её размывать и уносить.
Пронёсся ливень.
Дорога изрыта. На неё смотреть страшно - грязь по колено.
А под деревьями уже нет воды, и трава приподнимается, отряхивается.
Только зеленей и чище сделалась.
Победили грозный ливень маленькие листочки, тоненькие травинки.
СКОЛЬКО ЖИВЕТ ПЧЕЛА
Лежу в траве. Прямо передо мной - лохматые шапочки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю - цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит полные свои корзиночки, старается...
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
Правда ведь, пчела?
Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...
Нет, ты живи! Долго живи!
Не дано мне долгой-то жизни... Вот сёстры мои, которые осенью родятся, до будущей весны доживут.
А я летом родилась. Работаю много. Видишь - крылышки обтрепались, шёрстка повытерлась.
И сколько же тебе жизни отпущено?
Чуть побольше месяца. Всего-навсего!
БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!
Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
Что ж ты, Саня... - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала!
Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет...
Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.
Встречается бабушка.
Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растёт!
Высоко, - соглашается Санька.
Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!
КТО САЖАЕТ ПОДСОЛНУХИ
Прямо под окнами нашего дома подсолнухи цветут. Высокие-высокие! И головы у них будто в новеньких соломенных шляпах.
Разделы: Начальная школа
Класс: 2
Русский язык: Слова, обозначающие предмет. (Имя существительное).
Литература: С. Махотин “Жук”.
1. Продолжить работу над распознаванием имен существительных (и.с.) среди других частей речи; учить правильно задавать вопрос к и.с. в зависимости от категории: одушевленности – неодушевленности.
2. Дать понятие расстановки знаков препинания (запятой) при перечислении слов; доказать ее необходимость на письме.
3. Развивать внимание, логическое мышление, пространственное воображение, орфографическую зоркость; выразительные средства речи.
4. На примере художественных произведений воспитывать чуткое и сердечное отношение к окружающим людям.
Ход урока
1.Организация класса.
1.1.Сядете тогда, когда назову одушевленное имя существительное: говорю, пишу, книга, летит, красивая, жук.
1.2.Оформление тетрадей.
(Напоминаю, что слово “классная” пишется с двумя буквами С, это слово из словаря, а написание таких слов мы запоминаем, так как они не поддаются проверке).
2.Сообщение темы.
- Сегодня на уроке продолжаем работать в новом разделе:
“Красив тот, кто красиво поступает”.
- На уроке будем читать произведения из этого раздела, а также говорить о словах, обозначающих предмет, то есть об И.С.
- Посмотрите, что главное на уроке.
2.1.Главное на уроке.
1.Уметь находить и распознавать имена существительные.
2.Запомнить вопросы, на которые отвечает И.С.
3.Научиться ставить запятые при перечислении между словами.
2.2.Минутка чистописания.
- Вы сели правильно на слово “жук”. Докажите, что это одушевленное И.С.
- Произнесем слово, назовем первый звук.
- Покажите, как жужжит жук (ж-ж-ж). Дайте характеристику данному звуку. (ж- согласный, всегда твердый, парный, звонкий – ш).
- На кого похожа буква? (На жука).
- Запишем: Жж жу жи уж жж жук (с комментированием).
3.Работа над темой урока.
3.1.Закрепление знаний об И.С.
3.2.Работа над стихотворением
С.Махотина “Жук”.
Первичное чтение учителем.
- Понравилось стихотворение? Что особенно понравилось?
- Как поступил мальчик? Можно ли его поступок назвать красивым?
- Повторное самостоятельное чтение учениками с заданием:
- Доказать словами из текста, что мальчик поступил красиво.
- Выборочное чтение.
- Согласны ли вы с поговоркой: “Красив тот, кто красиво поступает”?
- Какие слова, записанные на доске, помогают охарактеризовать мальчика?
(Запись на доске.)
Любопытный (т.с. мелочный интерес ко всему, даже несущественным подробностям).
Любознательный (т.с. склонный к приобретению новых знаний).
Сердечный (т.с. задушевный, добрый, искренний).
Равнодушный (т.с. безразличный к людям, окружающим).
4.Физ. минутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу- жу-жу, жу-жу-жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь.
5. Продолжение работы над темой урока.
5.1.А желаете ли вы больше узнать об этом жуке? (Чтение сказки о майском жуке из книги А. Зотова “Лесная мозаика”. Картинка с майским жуком).
5.2. Подготовка к выразительному чтению целыми словами, проговаривая окончания и делая нужные паузы, а также обращая внимания на знаки препинания, и подчеркнуть слова в тексте с буквой Ж.
5.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.
5.4. Запись слов в тетрадь с комментированием с буквой Ж:
Жук, жука, даже, живет, жует, расскажу.
5.5. Теория.
При перечислении в устной речи делаем паузы между словами, а в письменной - ставим запятую. Запомните! Это главное, что мы должны были узнать сегодня на уроке.
1.Организация класса.
- Сядете, когда услышите неодушевленное И.С.: светит, красивый, мальчик, лес.
- Расскажите все о слове “лес ”, используя таблицу рассуждения.
- Приведите свои примеры.
2.Продолжение темы урока.
2.1. Игра “Воображения”.
Лето, лето,
Ай, да лето!
Лето красное идет
И подарки несет! (картинка о лете)
2.2. С.10, упр. 7.
а) Деревья: дуб, ольха, береза, рябина, осина.
- О каком знаке препинания необходимо помнить при записи слов? Почему? (Проверьте).
- Кто сможет прочитать слово, которое получилось из первых букв названий деревьев? (Добро).
- Поставьте к нему вопрос. Какое И.С.?
- Не удивляйтесь, есть в русском языке И.С., которые обозначают чувства людей: зависть, горе, любовь, счастье…
- Можно сказать, что если человек приносит людям добро, то он красиво поступает?
- Писатель В.Гюго говорил: “Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность”.
- Давайте разберемся, чьи голоса вошли в состав лесного оркестра?
- Отгадайте загадки и запишите названия птиц. (Отгадку произносят хором).
Птицы: сова, кукушка, дятел, соловей.
Птицей я слыву бессонной
Все ловлю мышей… Я одна
Сберегла за лето
Тонну золотистого зерна. (Сова).
Строить гнезда не люблю я…
И как с юга прилечу,
То не раскрывая клюва
Громче всех в лесу кричу. (Кукушка ).
Пробудившись ранней ранью
Дело сразу нахожу:
Громко клювом барабаню,
Всех зверей и птиц бужу. (Дятел).
Про какую птицу говорят:
“Играет на волшебной дудочке”? (Соловей ).
(Картинка соловей).
2.3. Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте сказку. (Чтение сказки о соловье из книги А. Зотова “Лесная мозаика”).
2.4. С. 11, упр. 8.
- Списываем, проговаривая орфографически по слогам. (Взаимопроверка).
- Какие слова подчеркнули? Почему?
2.5. Составление “родословного гнезда” со словом “соловей”:
- соловей
- соловушка
- соловейчик
- соловейко
- соловьенок
- соловьиная
- Докажите, что данные слова родственники.
- Найдите “лишнее” слово. (Соловьиная ). Докажите.
3.Физ. минутка.
Ваня шел, шел, шел.
Белый гриб нашел.
Раз- грибок, два- грибок,
Положил он в кузовок.
4.Чтение нового произведения. (С.11-12).
4.1.Наше путешествие по летнему лесу продолжается. И что?!
- Кот к нам идет на встречу? (Мальчик и маленькая девочка).
- Подойдем поближе. Оказывается, это брат и младшая сестра из рассказа Эдуарда Юрьевича Шима.
4.2. Чтение рассказа Э.Шима “Брат и младшая сестра”.
- Понравился рассказ? Что особенно понравилось?
- Что вы можете сказать об отношении Саньки к младшей сестренке?
- Можно ли назвать его поступок красивым?
- Да, ребята, не зря говорят: “Красив тот, кто красиво поступает”.
4.3.Повторное чтение с заданием:
- Отметьте карандашом те абзацы, в которых рассказывается, как Санька каждый раз помогал своей сестренке?
- У кого из вас есть младшая сестренка или братик?
- Помогаете ли вы им? В чем и как?
- Значит, вы как поступаете? Почему?
- Словарная работа.
- С чем ходят в лес по ягоды и грибы?
- Чем отличается кузовок от корзинки? (Картинки).
Т. С. Кузовок – короб, сплетенный из лыка или бересты.
Корзина – плетеное изделие для переноски из веток ивы.
Лукошко - небольшая корзинка из лубка или прутьев.
- Права ли я буду, если скажу, что эти слова обозначают один предмет, но разные по написанию?
- Такие слова в русском языке называются синонимами.
- Резерв. С. 13, упр.10.
- Мы продолжаем гулять по лесу. Но мы немножко заблудились. Что делать?
- Сейчас будем записывать слова по рядам, а чтобы правильно поставить ударение, вам надо слово позвать на одном дыхании.
(Анализ слов при проверке).
7.Домашнее задание.
Р.я.- С. 13, упр. 11.(Набрать кузовок ягод).
Литер. – С.11, 12, чтение по ролям.
8.Итог урока.
- Итак, ребята, прочитаем, что было главное на уроке?
- У каждого на столе карточки с предметами. Встаньте те, у кого И.С. одушевленное, а потом – неодушевленное.
- Расскажите все, что вы знаете об И.С., используя таблицу рассуждения. Что ставим при перечислении между словами?
Урок по литературному чтению в первом классе
Тема урока: Э. Шим «Брат и младшая сестра»
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В . Донниковой ; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; развивать эстетическую восприимчивость ребенка .
Задачи :
Р азвивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.
- Познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
- Развитие речевой деятельности, обогащение словарного запаса.
- Воспитание лучших нравственных качеств личности на примере литературных героев.
Подвести к выводу о функции рассказа : образовательная, воспитательная, развлекательная.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Донниковой «Канавка» . Но начнём мы урок с речевой разминки.
Речевая разминка.
Чтение скороговорки.
Рыл крот огород,
Подо рвом прорыл проход,
Ровно выровнял проход
На соседний огород.
Подготовка школьников к восприятию литературного произведения
2.2 Чтение учителем рассказа.
Брат и младшая сестра
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
Что ж ты, Саня….Маленькая Варя больше тебя набрала!
Еще бы! - отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая - то больше набрала!
Еще бы! - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет…
Идем обратно, у Вапи ягод больше, у Саньки – меньше.
Встречается бабушка.
Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина – то высоко растет!
Высоко, - соглашается Санька.
Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
Еще бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!
Учитель задает вопросы по рассказу.
Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?
Понравилось ли тебе, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?
3. Рефлексия.
Понравился ли вам сегодняшний урок?
Перед вами 3 флажка разного цвета. Выберите флажок нужного вам цвета.
Красного - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
Синий - если не понравилось на уроке.
Жёлтый - если не определились.
Прикрепите свои флажки на доску.