Мария отправляется в путешествие. Анна и Мария: путешественницы без тормозов

Мария Парамонова отправилась в путешествие по деревням Румынии, чтобы разузнать о традициях и промыслах местных жителей. О своей поездке она рассказала нашему журналу.

Мысль посетить Румынию прочно засела в моей голове года два назад. Что мы знаем о ней? Страна постсоветского пространства, граф Дракула... Вот, пожалуй, и все ассоциации, которые приходят в голову. Казалось бы, зачем туда ехать? Меня почему-то не покидало ощущение, что мне обязательно понравится эта страна. Желая развеять ошибочные стереотипы о Румынии, я составила свой маршрут по маленьким городкам и селам, где жили ремесленники. Это был необычный фототур: акцент поездки был сделан на этнографии - традициях и обычаях, которые хоть и уходят в небытие, кое-где в сельской местности еще существуют. В поисках интересных кадров и фотоисторий я пересекла небольшую Румынию была пересечена с юга на север за 12 дней.

Горшки, горшочки, тарелочки

Среди всех ремесел меня всегда привлекало гончарное искусство, с него я и начала. Хорезу - небольшой провинциальный городок, где живут гончары. Об этом свидетельствуют стены домов, заборы, ворота и калитки: все они увешаны разнообразными изделиями.

Дома в городке практически везде частные, небольшие и очень уютные, построены со вкусом и большой любовью. За крохотным центром города начинается сельская местность, где и находятся мелкие домашние гончарные мастерские - основной заработок многих семей в Хорезу. Надо сказать, что люди в Румынии очень приветливые и добродушные. В одной из мастерских мне с удовольствием провели небольшую экскурсию и рассказали, как происходит сам процесс изготовления керамики. Ручной труд в Румынии ценится не очень высоко и изделия стоят сущие копейки. В благодарность за экскурсию я сделала покупки и сфотографировала дедушку, главу семьи, к немалому его удовольствию.

Стеклянные расписные иконы

Одно из древних искусств Румынии - роспись икон на стекле. Бедные крестьяне в Трансильвании в конце XVII - начале XVIII века рисовали на стекле из-за высоких цен на деревянные русские и византийские иконы. Отличительной особенностью румынской росписи являются многочисленные растительные орнаменты и редкое использование божественных символов. Это связано с тем, что иконы в те времена расписывали те же мастера, которые рисовали на сундуках, посуде и прочих предметах обихода.

Ранним утром, около 7 часов, я вышла на железнодорожном полустанке с табличкой Sibiel. Станция находится в горном ущелье и потому рано утром здесь очень холодно. Трава покрыта инеем, воздух ледяной и прозрачный, солнце только-только показалось из-за гор - потрясающий утренний пейзаж.

Румынская деревня - это совсем не российская глубинка. Домики здесь аккуратные, с черепичными крышами, разукрашенные в разные яркие цвета, многим из которых уже более 100 лет, а деревенские дворы - просто кладезь для фотографов. Чего там только не было: спелые яркие тыквы сушились на солнышке, виноградные гроздья увивали дом, старинная телега со всевозможными коврами и ковриками стояла у ворот, кувшины и тарелочки красовались на столике.

В гости к цыганам

В эту деревню нельзя было добраться ни на автобусе, ни на поезде, потому рано утром я взяла такси и сказала водителю: «Viscri, please». Он очень удивился, переговорил о чем-то с диспетчером, назвал сумму, и мы отправились в путь. Сельские пейзажи в лучах утреннего солнца были особенно хороши: мимо нас проносились золотистые поля с аккуратными снопами, лошадиные повозки, домики и их обитатели.

Мне очень хотелось посмотреть, как живут румынские цыгане. Первым делом я отправилась осматривать древнюю церковь, которая была также этнографическим музеем. Деревянные иконы, старинные лавки, предметы культа священнослужителей - все дышало стариной, лучи утреннего солнца едва-едва начали пробиваться сквозь высокие окошки и мягкий свет струился в темном помещении, создавая особое настроение. Наверху была смотровая площадка, откуда открывалась панорама на окрестные холмы, поросшие деревьями, голубое небо, бескрайние поля с пасущимися овцами. Цыганская деревня, вопреки стереотипам, тоже состояла из опрятных разноцветных домиков, на которых было что-то вроде фамильных гербов с указанием года их постройки, фамилия хозяев и род деятельности. Дети выбежали посмотреть на редкого в этих краях туриста.

В этой деревне я искала кузнеца, который работал по старой технологии, без единого электроинструмента, и огонь в кузне раздувал мехами, вручную. Кузнец оказался очень веселым и доброжелательным, достаточно было нескольких жестов, чтобы он понял, что от него требуется. Насвистывая что-то себе под нос и посматривая на камеру, легко и непринужденно он превратил кусочек железки в симпатичную лошадиную подкову. Ее я получила в подарок - на счастье.

Шляпы региона Марамуреш

В регионе Марамуреш, куда меня привел мой ремесленный маршрут, мужчины и мальчики в сельской местности носили традиционные соломенные шляпки с ленточками, расшитыми национальными узорами. Очень было интересно увидеть, как эти шляпы делаются, и отправилась в путь. О том, что я подъехала именно к дому мастера-шляпочника, возвещала табличка на фасаде дома и маленькие соломенные шляпки на изгороди.

На сигнал водителя из дома вышла старушка, которая к моему изумлению и была мастерицей по пошиву шляпок. Заправив швейную машинку и взяв в руки соломенную ленточку, она бойко строчила шов за швом, пока из ленточки не получилась симпатичная соломенная шляпка. Готовый головной убор она ловко надела на свою седую голову и подала знак, что можно снимать. Потом к этой шляпке пришивают атласные ленточки и расшивают бисером, носят их мужчины и мальчики. Угостив напоследок молодым вином собственного приготовления из огромной деревянной кадки, бабушка попрощалась и велела приезжать еще.

Веселое кладбище

На самом севере страны, близко к границе с Молдавией, есть село Сапанта, известное своим «веселым кладбищем». Так называется реально существующее кладбище, захоронение в котором производилось вплоть до 1982 года. Необычно оно тем, что все памятники в нем из дерева и окрашены в голубой цвет, кроме того, на каждом есть табличка-картинка с текстом, повествующая о том, кем был умерший при жизни и каким образом он умер. Существование такого кладбища - это и есть философия жизни жителей района Марамуреш, которые умели смеяться над собой даже после смерти. Есть здесь памятник и самому зодчему, чьими руками были сделаны все памятники кладбища. Рядом расположен дом-музей мастера, куда я тоже зашла.


Плату за вход с меня не взяли, узнав, что я русская. Румыния - первая из многих стран, где я побывала и где к русским проявляют такую симпатию. Рядом с кладбищем, на завалинке, сидели дедушки и мирно беседовали. На улице можно было увидеть предметы деревенского быта румын родом из прошлого. Во время путешествия по сельской местности Румынии меня вообще не покидало ощущение, что я нахожусь в каком-то другом времени, когда люди никуда не спешили и проживали свою жизнь не торопясь.



В деревне проводился какой-то местный праздник, где выступали дети в национальных костюмах. У мальчиков на голове были те самые шляпки, которые шила бабушка. Дети ждали начала своего номера, проявляя свойственное им нетерпение, и оттого портреты их получились живыми и эмоциональными.

Национальные маски и красная керамика

На деревню Sacel у меня были огромные планы. Здесь жил народный художник Vasile Susca, мастер по изготовлению традиционных румынских масок из кожи и меха для новогодних праздников. Он участвовал со своими работами в фестивалях и выставках в Италии, Австрии, Германии, Венгрии, Финляндии, США. Мастер оказался очень веселым, шумным человеком с артистичной жестикуляцией. Второй визит был к не менее известному в своем кругу гончару Grigore Ţulean: он гончар в одиннадцатом поколении, но сейчас это искусство для него больше хобби, чем работа. Поэтому те немногие изделия, которые он делает, сушатся по полгода на полках в мастерской, прежде чем наступает их черед обжига в печи. Огромная дровяная печка стоит на цокольном этаже мастерской, температура обжига достигает 200 градусов. Красная керамика лепится из особого вида глины, которую добывают вручную на глубине 10 метров, и деревня Sacel - единственное место в Румынии, где делают такой вид керамики.

Надо отметить, что деревня эта лежала далеко в стороне от тех мест, которые обычно посещают туристы, и, несмотря на всемирную славу обоих мастеров, иностранцев здесь видели не часто. Проходя мимо, сельчане, по обычаю своему, здоровались на румынском. Гуляла я по деревне долго и постепенно ко мне привыкли и перестали обращать внимание, чем я и воспользовалась и сделала несколько портретов сельчан.

Mocanita

Заключительным аккордом моего путешествия стала горная прогулка на старом паровозике по известной узкоколейной железной дороге «Mocanita». Маленький полустанок, девушка-кондуктор и паровозик 1954 года, тянущий за собой несколько стареньких вагончиков. Весь маршрут мы проехали за 4 часа. После мне нужно было добраться с самого севера страны до Бухареста и затем - домой. Приветливая, уютная, доброжелательная Румыния затронула те струны души, которые обычно молчат в больших городах, курортных странах и там, где вековые традиции народа уже давно позабыты.

За шесть лет жизни БигПикчи мы на чем только не путешествовали. На самолетах и поездах, на попутках через всю Россию и неделю на паруснике «Крузенштерн» на Олимпиаду в Лондон. А вот парома, как ни странно, у нас еще не было. Поэтому, когда подвернулась возможность сгонять на денек в Хельсинки за санкционным сыром на пароме «Принцесса Мария», мы не раздумывали ни секунды!

(Всего 48 фото)

1. Паром «Принцесса Мария» отправляется в Хельсинки с Северного вокзала Санкт-Петербурга через каждые два дня без привязки ко дню недели.

2. Приятно удивила простота прохождения «границы»: в кассе вокзала дали посадочный талон, который также является и магнитным ключом от каюты, и талоны на завтраки (они у нас были оплачены заранее). Очереди на паспортный контроль не было. Вещи просвечивали один раз - при посадке на паром. Стало понятно, почему для жителей Питера «сгонять в Финку» так же просто, как нам выехать на дачу в Подмосковье 🙂

4. Капитан Р. Таттер и команда судна «Принцесса Мария» приветствуют вас.

5. Паром «Принцесса Мария» был построен в финском городе Турку в 1981 году и первоначально носил название Finlandia. В то время это был крупнейший по вместимости паром в мире, он совершал регулярные рейсы на линии Хельсинки - Стокгольм. В 1990 году паром, пережив несколько реконструкций, сменил хозяина и имя на Queen of Scandinavia, стал нести службу на линии Копенгаген - Хельсингборг - Осло. С 2000 по 2010 год паром совершал рейсы по разным линиям, послужил в качестве жилых помещений в шведском Оскарсхамне и даже был зафрахтован на какое-то время датской полицией. В 2010 году паром приобрела компания St. Peter Line для использования на новой линии Хельсинки - Санкт-Петербург с началом навигации в апреле 2010 года. Теперь судно именуется Princess Maria.

7. Да, кстати, насчет целевой поездки за санкционной продукцией - это была шутка 🙂 На самом деле мы отправились отмечать день рождения друга.

8. Бар «Веселый кролик». Семь сортов разливного пива - это серьезная заявка на получение статуса любимого места на судне.

9. Если в инстаграме посмотреть тег #princessmaria, то вам выпадет куча таких вот фото за несколько лет. Не могли же мы остаться в стороне. Но это последняя фотография с нашими лицами, обещаю 🙂

10. В 19:00 отправление парома.

12. Хотя темно, можно успеть сфотографировать одну из последних надписей на берегу - «ЛЕНИНГРАД».

16. Аквазона включает в себя сауну, два бассейна - детский и взрослый - и тренажерный зал. Полотенца, одноразовые тапочки и банные халаты выдаются бесплатно. Есть даже инструктор в тренажерном зале, правда, не уверена, что кто-то до него доходит 🙂

17. Питание на борту организовано следующим образом: можно есть когда захочешь, в любом понравившемся ресторане, а можно оплатить различные пакеты: например, только завтраки или полный пакет - два завтрака, два ужина. Причем, если будете оплачивать питание при бронировании поездки, это выйдет дешевле, чем на судне. А детям до шести лет питание предоставляется бесплатно.

18. Завтраки и ужины по системе «шведский стол» - на твердые четыре звезды.

19. Ну а мы, пользуясь своим званием «блогеров», попросили показать нам капитанский мостик. Спрашивали без особенной надежды, тем приятнее было получить положительный ответ.

20. Третий помощник капитана Валентин Стуклов рассказал нам, что команда судна многонациональная: прибалты, финны, русские, белорусы, украинцы. Члены команды общаются между собой на русском и английском языках.

22. Карта морского дна.

23. Кстати говоря, и в Хельсинки, и в Санкт-Петербурге паром швартуется лично капитаном - никакого автопилота.

24. А после нашего вопроса, может ли один человек отшвартовать «Принцессу Марию», Стуклов долго смеялся, потом все-таки сказал, что нет. А вот сколько человек для этого нужно, так и не уточнил - военная тайна 🙂

25. Утром прибываем в Западный терминал (Länsiterminaali), который расположен в некотором отдалении от центра Хельсинки. Вид из окна напоминает грузовой порт. Говорят, что виды центрального терминала более приятны глазу.

26. А с другой стороны нас встречает вот такой инопланетянин рядом с торговым центром. По наводке помощника капитана мы забираемся на смотровую площадку этого торгового центра. Там на крыше стоит настоящий самолет, а еще можно увидеть паром во всей его красе.

28. Паром «Принцесса Мария».

29. Вид на город с крыши.

30. Нас ждет Хельсинки. На то, чтобы осмотреть город, у нас чуть больше половины дня - в 17:30 заканчивается регистрация на паспортном контроле.

31. Вот такие серебристые шары разных размеров разбросаны по всему городу.

32. А такой дом мог бы стоять где-нибудь в Костроме.

33. К сожалению, рождественские ярмарки еще не начались, но мы попали на Ресторанный день.

34. Ресторанный день - это фестиваль еды, который создается силами тысяч людей, открывающих и посещающих однодневные рестораны по всему миру. Много вкусного прямо на улицах города.

36. Рынок, где помимо местных вкусностей можно купить сувениры, игрушки и национальную одежду.


Как часто семьи с маленькими детьми откладывают путешествия на потом, ожидая большей самостоятельности детей или более устойчивого материального положения. Совсем другая история с Клэр и Яном Фишер из Великобритании. Однажды, похоронив близкого члена семьи и друга, они вдруг осознали, что жизнь коротка и ждать этого "потом" просто нет смысла. Так началось их длительное путешествие, которому пока не видно конца.


Клэр сейчас 31 год, ее мужу Яну - 28, у них двое детей - трехлетняя Мэддисон и пятилетний сын Каллан. Жизнь в Уэльсе хороша, но это слишком тесно для них - жить в пределах одной страны. Осознав однажды, что оседлая жизнь не для них - по крайней мере не в родном Уэльсе - семья Фишер приняла решение кардинально все изменить. "Мы все равно много путешествуем всей семьей. Если получается, то три раза в год куда-то ездим. Вот, недавно вернулись из Дубаи, - рассказывает Клэр. - Мы поняли, что счастливы только когда путешествуем или когда планируем наши поездки. Так что мы решили отправиться в такую поездку, чтобы даже не загадывать, когда же мы вернемся."


Клэр работает бизнесс-тренером, Ян работает в медиа. Не то чтобы они были самыми богатыми людьми, но на первое время путешествий у них хватало денег. Чтобы потом не пришлось оказаться на мели, пара решила продать все свои пожитки - от машины до сумочки, всё-всё. "Мы примерно распланировали наше путешествие на восемь месяцев вперед, а потом мы вернемся, навестим наши семьи, друзей, ну а потом думаем снова отправиться и продолжить наши странствия." Клэр настроена очень оптимистично: "Я бы хотела объездить весь мир, так что особо мы и не планировали, когда именно обратно возвращаться. Я думаю, как только мы найдем место, где нам всем понравится, мы переселимся туда."


На случай, если их сбережения все же подойдут к концу, пара планирует найти работу по месту пребывания. В свое время они вложили средства в приобретения фото и видео камеры, так что параллельно выкладывают видеоролики и фотографии о своих приключениях на YouTube, Instagram и Facebook. "Я все равно работаю из дома, так что в принципе я могу зарабатывать деньги даже во время путешествия. А если что-то выйдет из нашего проекта с соцсетями, то это вообще будет отлично."


"Мы всегда хотели заниматься не только работой, но и помогать как волонтеры, особенно это будет полезно для детей - научиться с раннего возраста тому, как важно приходить на помощь. Когда работаешь на полную ставку, мало уделяешь времени таким вещам. Но теперь, когда мы путешествуем, мы можем позволить себе и волонтерство тоже."


Пара не хочет, чтобы дети просто валяли дурака во время путешествий, так что они занимаются с ними вместе, следуя он-лайн программе обучения, а в обычную школу дети уже пойдут, когда они решат, где осядут для постоянной жизни. Ну а пока планы у семьи путешествовать до Рождества, одновременно продавая все свои пожитки, затем на праздники вернуться к семье, погостить, и снова отправиться в путь. "Когда мы объявили о своем намерении своим семьям, ну, не могу сказать, что они обрадовались, - говорит Клэр. - Но большинство из них все же счастливы за нас."

Представляем вашему вниманию крайне интересную статью от Марии Борисенковой, девушки-путешественницы.

Два месяца, 2000 км, одна девушка и 50-килограммовая тележка.

Это история девушки, отправившейся в одиночное путешествие пешком, с 50-килограммовой тележкой перед собой.

Следуя зову сердца, Мария Борисенкова прошагала 2000 км по России и Казахстану. Проходя в день от 30 до 45 км, а по вечерам занимаясь рукоделием, удивлялась способностям своего тела. Ночевала где придется и ела что дают. Нередко приходилось обходить до 15 домов кряду, чтобы найти ночлег. А иногда от усталости не было сил даже плакать, но она не сдавалась ни на секунду. Оберегаемая высшими силами и верой в себя она проделала этот нелегкий путь, наполненный незабываемыми впечатлениями и бесценным опытом.

Планирование

Окончив университет, я работала педагогом в детском развивающем центре, и за полгода работы мне жутко стало надоедать человеческое общество со своими правилами и долженствованиями. Я чувствовала, будто, проживаю не свою жизнь, образ существования «дом-работа, дом-работа» был явно не для меня. Частенько меня посещали идеи: «Свалить бы куда-нибудь подальше, чтобы не мучили мысли типа «должна», «надо», «так положено» и т. д.». К тому моменту я хотела построить избушку в глубоком лесу, чтобы никто меня не нашел, но эта мысль казалась мне очень утопичной, умом я понимала, что одна в лесу я просто не выживу.

Страсть к ходьбе у меня была с детства, и однажды весенним вечером, идя по темному переулку, в мою голову вкралась мысль: «а я ведь могу идти и не останавливаться, тем более ходить я люблю больше всего». Эта идея так надежно обосновалась в моем сознании, и у меня не оставалось ни капли сомнений в том, что это возможно, настолько уверенной мысли у себя я не встречала. Я стала изучать этот вопрос во всех подробностях, искала таких же отчаянных путешественников, средством передвижения которых были только ноги, и к великому счастью, я их находила, а их подвиги только укрепляли мою веру в себя. Тогда я дала себе ровно год на подготовку к путешествию и определила дату отправления — 14 апреля 2014 года.

Одна из моих привычек — это не говорить о своих планах до момента их свершения, поэтому даже самые близкие мне люди узнали об этой затее чуть больше чем за месяц до отправления. Весь этот год я копила деньги (в то время я уже работала психологом в МЧС), собирала инвентарь, искала информацию. Больше всего хлопот мне доставил поиск тележки, так как тащить все имущество в рюкзаке мне не представлялось возможным. Тележку я заказала из другого города примерно в середине февраля, а получила ее на руки буквально за несколько дней до старта.
Всего на подготовку к путешествию у меня ушло 36 тысяч рублей, в эти расходы входила палатка, спальник, тележка, одежда и обувь, ну и другие мелочи. Весь мой баул вместе с тележкой весил около 50 кг притом, что я сама вешу чуть больше 40.

Дорога

Изначально в планах мой маршрут пролегал через Украину, огибая черное море. Но незадолго до отправления, как вы все знаете, в тех краях сложилась сложная ситуация. Поэтому, в конце концов, я решила двинуться в сторону Казахстана. Пересекая казахскую границу, у меня возникли первые проблемы с паспортом, так как к тому времени я успела измениться до неузнаваемости: жуткий загар, ужасные волосы, да и похудела я тогда изрядно. Пограничники не верили, что та прекрасная девушка в паспорте и я — это один и тот же человек. Но позже я поняла, что казахи — очень добрый и гостеприимный народ. В России мне приходилось обходить до 15 домов в селении, чтобы меня приняли на ночлег, когда в Казахстане меня приглашали в первый же дом, в который я стучалась. Надо отметить, что казахи довольно привыкли к путешественникам, по их дорогам проходило немало иностранцев на велосипедах и мотоциклах, но русскую девушку, идущую пешком, они видели впервые. Так, в городе Аральске, по чудесному стечению обстоятельств, я поселилась на ночь в одной гостинице с вело-путешественником из Бельгии. Мы были настолько рады встретить друг друга, что даже мой ужасный английский не был помехой, мы как-то интуитивно понимали друг друга и делились опытом, а наутро — разошлись в разные стороны, каждый своей дорогой.

Около половины ночей я провела в добрых семьях, примерно столько же — в палатке недалеко от дороги, иногда ютилась в церквях или небольших гостиницах, бывали ночи, проведенные в школе, местном клубе и в вагончиках дорожных рабочих. С едой проблем почти не возникало, иногда прямо на дороге останавливались люди и давали мне еду или деньги, в некоторых придорожных кафе меня узнавали и кормили бесплатно. Если мне нужна была еда — она силой мысли притягивалась в мою жизнь, если заканчивалась вода — с минуты на минуту останавливались водители и бескорыстно отдавали мне свою 5-литровую канистру. Однажды был случай, идя по казахской пустыне в чертовской жаре, мне вдруг захотелось холодного киселя, думаю: «ну где я найду кисель в пустыне, что за бред», но по невероятным стечениям обстоятельств в эту ночь я остановилась в вагончиках рабочих, и как по волшебству с ужина у них остался кисель. И не говорите после этого, что мысли не материализуются. В итоге за 2 месяца путешествия я потратила около 10 000 рублей, когда жизнь в городе обходится минимум в 15 000 за месяц. «Что было самым сложным в путешествии?» — спросите вы, я отвечу: «Самое сложное – это прощаться с близкими, тяжелее этого на всем пути мне не встречалось…»

Когда люди знакомились со мной, главный вопрос у них был: «зачем ты идешь пешком, для чего тебе это, почему нельзя доехать на машине или, в крайнем случае на велосипеде?». И как бы я ни старалась объяснить, что ходить я люблю больше всего, что эта моя страсть и в этом чувствуется вкус жизни, я видела только непонимающие взгляды. Некоторые откровенно высказывали свое неодобрение, мол, дура, что с нее взять, некоторые восхищались мужеством и силой духа, называя «русской богатыршей». Несмотря на все предрассудки о враждебности окружающего мира, за все путешествие я ни разу не находилась в опасности, а люди встречались добрые и отзывчивые. Если спросить: каких людей в дороге больше — хороших или плохих, то я отвечу: «Больше таких людей, каков ты сам». Мы притягиваем в жизнь то, что сами излучаем, в этом простой секрет. Весь мой путь был пронизан безусловным доверием к миру, я знала, что у меня будет все, в чем я буду нуждаться. Как говорится в одной книге: «Когда ты дышишь с миром единым дыханием, даже птица не пролетит над тобой без твоего разрешения».