Конспект с презентацией булычев приключения алисы. Открытый урок

МКОУ СОШ с.п.п.Звёздный

Открытый урок литературного чтения в 4 классе.

Кир Булычёв "Путешествие Алисы"

Учитель: Синюкова Татьяна Николаевна

Тема: Кир Булычёв "Путешествие Алисы". Цели:

    ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва; заинтересовать учащихся его произведениями; читать отрывок из повести " Путешествие Алисы "; учить анализировать поступки героев, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока.

I .Организационный момент. II .Проверка домашнего задания. Пересказ отрывка об Электронике (Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"). III . Введение в тему. Актуализация знаний. 1.Вступительная беседа.
( Звучит музыка из мультфильма "Тайна третьей планеты" ) - Ребята, кто из вас догадался из какого мультфильма эта музыка? (картинка из мультфильма) - Как зовут его героиню? - Что вы о ней знаете? - Кто из вас смотрел о ней кинофильм? - Кто написал историю об Алисе Селезнёвой? 2.Рассказ о писателе.(Презентация) 2слайд Игорь Всеволодович Можейко (псевдонимы: Кир Булычёв, Маун Сейн-Джи) родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН.

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме 3 слайд В 1963 году Игорь Можейко начал работать в Институте востоковедения Академии наук и стал впоследствии крупным учёным-востоковедом. 4слайд Первыми текстами будущего писателя были очерки о Бирме для журнала «Вокруг света». В этом же журнале вышел его первый художественный рассказ «Маунг Джо будет жить», подписанный ещё настоящим именем 5 слайд История полна тайн и невероятных открытий. Пирамиды и сфинксы, неразгаданные письмена и исчезнувшие цивилизации, магические ритуалы и сокровища древних гробниц - о чём только не поведает полустертый камень или рассыпающаяся мумия... 6 слайд Известный писатель и публицист Игорь Можейко (Кир Булычёв) собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг 7 слайд Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем - несколько сотен. Большей частью это работы по истории, востоковедению, и литературоведению, публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр 8 слайд Фантастические произведения публиковались под псевдонимом "Кирилл Булычёв" - псевдоним был скомпонован из имени жены Кира и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя "Кирилл" на обложках книг стали писать сокращённо - "Кир.", а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас "Кир Булычёв". Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Настоящее имя писателя сохранялось в тайне до 1982 года, поскольку руководство Института Востоковедения не считало фантастику серьёзным занятием и Можейко боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен. 9 слайд - Самые первые мои фантастические произведения были опубликованы в 1965 году. Это были сказки про Алису и рассказ «Когда вымерли динозавры» в журнале «Искатель», написанный по той простой причине, что мы никак не могли придумать, как спасти номер, в котором уже была отпечатана в тираже обложка - на ней была нарисована банка с динозавром на стуле, а рассказ вылетел в самый последний момент. Я поспорил, что напишу за ночь рассказ по обложке. Написал... и с тех пор не смог остановиться...

( В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.)

10 слайд В1965 году повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезнёвой - подборка весёлых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далёком тогда ещё 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой. 11слайд Пожалуй, это - наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла - школьница (в первых рассказах - ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1961 году. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах. 12 слайд В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем - Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники - одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности. 13 слайд В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Что вы запомнили о Кире Булычёве?

( Он мечтал стать геологом, а стал писателем-фантастом.Он получил признание государства, читателей.Его книги издавались и издаются, так как стали любимыми произведениями не только детей, но и взрослых).

III .Физминутка. IV . Чтение и анализ отрывка из повести "Путешествие Алисы". 1.Словарная работа, толкование непонятных слов. восемнадцать - на девятнадцатом космокатер иллюминатор кают-компания развевалась отсек обыкновенные существование 2.Первичное чтение по цепочке. - О каком приключении Алисы вы прочитали? - В чём фантастичность, необычность всего произошедшего?

- От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.

Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.

- Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
3. Работа на карточках. - Положите перед собой карточки. Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тексте?
В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики... из полного песку ящика и, тяжело... на крохотных уродливых корнях, ... на нас. Они... полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, ..., розовые цветы.
- Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал приём олицетворения?
V . Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Захотелось ли прочитать книгу целиком? - Нравится ли вам фантастическая литература?

VI . Домашнее задание. - Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации к нему, подготовить пересказ.

Открытый урок литературного чтения

в 4 классе

Добрый день! Меня зовут Ольга Сергеевна. А с вами я познакомлюсь в течение урока.

Проверьте, на парте должны лежать учебник, дневник, пенал со всеми принадлежностями и ничего лишнего.

Меня радует ваша подготовленность к уроку, вы все очень внимательны.

Я знаю, что вам было задано домашнее задание и хочу проверить, как вы его выполнили.

Вам необходимо было…

Я довольна тем, что все подготовили домашнее задание к уроку.

Посмотрите на доску. У меня на доске висит кроссворд. Чтобы узнать с каким автором мы с вами сегодня познакомимся, вам необходимо его отгадать. Кроссворд называется «Сказочные герои». Я буду показывать вам картинки, а вы должны отгадать, какой сказочные герой на них изображен. Итак, первая картинка…

Посмотрите, что же у нас получилось?

Как вы наверное догадались, мы сегодня будем знакомиться с произведение Кира Булычева.

Сегодня я подготовила для вас выставку книг. Давайте ознакомимся с ней. Читаем название книг.

Чем интересны эти книги?

Чем они похожи?

Как называется такая выставка?

Мне очень нравится ваша активная работа на уроке.

Ребята, а сейчас я вам немного расскажу об этом авторе.

Настоящее имя Кира Булычева- Игорь Всеволодович Можейко. Кир Булычев- это его вымышленное имя, которым автор подписывает свои произведения. После окончания школы Кир Булычев поступил в институт, где учился на переводчика. Затем он стал заниматься востоковедением- это изучение языков, народов и стран Востока. Тогда же начал писать статьи для журнала "Вокруг света". Вскоре автор написал свое первое произведение- рассказ "Долг гостеприимства". В то же время стали появляться и первые рассказы об Алисе - "Девочке, с которой ничего не случится".

Среди первых произведений писателя были сказочно-фантастические истории о девочке Алисе - жительнице XXI века. С этих историй начинается сказочно-фантастический цикл произведений под общим названием "Девочка с Земли". Некоторые произведения были экранизированы в кино и мультипликации. За сценарий фильма "Через тернии к звездам" писателю была присуждена Государственная премия. Умер этот замечательный писатель совсем недавно- в 2003 году. Писателя Кира Булычева знали и любили очень многие. Российская литература, да и наука тоже потеряла очень значимого человека. Но Кир Булычев оставил нам огромное количество своих литературных произведений и научных работ.

Ребята, что вы узнали о Кире Булычеве? Расскажите.

А теперь мы с вами пополнил наш словарь. Кто знает, что такое дебри? Подберите синонимы к этому слову.

Следующее слово- эпоха. Это продолжительный период времени, во время которого произошли значительные события, явления, процессы в природе, обществе, науке, искусстве, это определенный период, отмеченный одной какой-либо характерной чертой, значимым событием, которое начинает такой период.

Генный инженер- это человек, изучающий наследственность, например, он может узнать что мы с вами унаследовали от родителей, какие-либо особенности организма, или, например, он может определить в кого вы пошли - в папу или маму.

Конференция- это когда разные люди собираются вместе для обсуждения какого-либо вопросы или проблемы.

Слово «изумление» обозначает «приходить в удивление».

Мне нравится, что вы меня внимательно слушали.

Откройте страницу 131 в учебнике. Сейчас рассказ «Консилиум» вам прочтет мастер художественного слова Татьяна Филипповна.

А вы следите по тексту.

Учитель включает кассету.

Вам понравился рассказ?

Он смешной? Фантастический? Докажите.

Ребята, а теперь вы сами прочитаете рассказ.

Итак, начнем чтение.

Ребята, а как называется рассказ? А что такое «консилиум»? Найдите объяснение слова в учебнике и прочтите.

Рассмотрите иллюстрацию на стр 132. Что на ней изображено? Что делают ученые?

По поводу чего был собран консилиум? А нужен ли он был вообще?

Почему Иван Иванович Царевич съел капусту? Кто пришел в гости в к Царевичу?

Какие предложения по спасению царевича выдвинули профессора? А что сказала Алиса? А почему профессора не верят в колдовство?

Молодцы ребята. Вы поняли поступки героев.

Найдите на стр 134 последний абзац. Он начинается со слов «А в комнате стало темнее…». За автора будет читать….

Начнем чтение. Читаем не спеша и выразительно.

Кто главные герои рассказа?

Молодцы, вы хорошо и активно работали на уроке.

С утра Стас улетел в пузыре к маленькой бухте за скалами Зевса, Пашка Гераскин, конечно, с ним. На прощанье Стас строго-настрого приказал Машеньке с Наташей не купаться и вообще к воде близко не подходить: у них разыгрался страшный насморк, а, как известно, к концу двадцать первого века человечество справилось со всеми болезнями за исключением насморка.

Позавтракав, Алиса вышла на берег и позвала дельфинов - Гришку с Медеей. Дельфины отозвались сразу, соскучились за ночь.

Они кувыркались, щелкали, щебетали, звали Алису скорей нырять в воду.

Утро было прохладным, свежим, но солнце уже начало припекать - и через час-два на берегу станет жарко. А вода здесь теплая, как парное молоко, днем и ночью одинаковая.

Доброе утро, - сказала Алиса дельфинам. - Сплаваем в бухту Калиакрис?

Алиса опустила на глаза очки и, разбежавшись, врезалась в упругую чистую воду, подняв сноп сверкающих брызг. Издалека с берега донесся Наташкин крик:

К обеду возвращайся!

Есть у биологов друг Стас, конструктор и подводный археолог. Многие считают, что, займись он чем-нибудь одним, стал бы великим человеком.

Великим - да, - соглашался Стас. - Но счастливым - никогда. И еще не доказано, что лучше.

Например, если в конструкторском бюро назревает открытие или близится к концу важная работа, оказывается, что в Средиземном море нашли очередную Атлантиду. С этой минуты Стас работает кое-как, мечтая лишь об одном - скорей нырнуть в Средиземное море и не вылезать, пока не вытащит Атлантиду наружу.

Но не успеет он вытянуть свою Атлантиду, как получает письмо от друзей-конструкторов - родилась потрясающая идея! И Атлантида тут же теряет половину своей привлекательности - теперь уж Стас рвется обратно.

Уже вторую неделю биологи и дельфины жили в гостях у подводных археологов на острове Пробос в Средиземном море. Стас взял их в экспедицию - поднимать со дна моря флот тирана Диостура, который пропал без вести две с половиной тысячи лет назад. Отправился завоевывать Афины и пропал. Древние историки рассказывали, что боги были недовольны поведением тирана. Зевс кинул в него звездой, поднялась отчаянная буря, флот разметало по волнам и разбило о скалы.

Многие думали, что флота никогда не существовало, а вся эта история - легенда. И вот весной геологи, обследуя окрестности острова Пробос, натолкнулись на разбросанные в бухте остатки деревянных кораблей. И при первом же погружении нашли под грудой обломков глиняных амфор золотую корону с древнегреческой надписью: «Диостур».

Вскоре из разных стран туда слетелись подводные археологи, чтобы исследовать погибший флот и поднять на поверхность все интересное. Стас, без которого ни одна подводная экспедиция не обходилась, взял на остров юных биологов и их друзей - дельфинов...

Некоторое время Алиса ехала верхом на Гришке, затем скользнула в воду и поплыла с дельфинами наперегонки. Хоть Алиса и неплохой пловец, еще не было человека, который обогнал бы дельфина. Так что дельфины плыли не спеша.

Вот и три скалы, торчащие из моря, словно зубы утонувшего дракона. За ними - глубокая уединенная бухта Калиакрис. Она еще не обследована археологами, и Алиса обещала Стасу побывать там и поглядеть, нет ли там отбившейся от флота галеры.

Бухта казалась зловещей: обрывистые берега замыкали ее с трех сторон, бурунчики и белые пятна пены показывали, что к самой поверхности подходят зубцы скал. В бухте были предательские водовороты, но Стас за Алису не боялся - он знал, что, когда рядом дельфины, ничего не случится. И Алиса это знала, к тому же она была отличным ныряльщиком и могла три часа дышать под водой - для этого надо только проглотить пилюлю.

Алиса нырнула. Сверху вода была голубой, солнечной, с бликами, глубже она зеленела и темнела. Из глубины поднимались волосы длинных водорослей, рядышком проплыла медуза, и Алиса отпрянула, чтобы не обжечься. Дельфины крутились по соседству, гоняли стайку серебряной рыбешки. Алиса опустилась к самому дну. Гришка скользнул рядом - не хотел терять Алису из виду. Алиса обогнула скалу, за ней открылась громадная ниша, словно гигант начал выгрызать нору в скале, но передумал.

Это место Алисе понравилось. Хорошо бы, подумала она, найти здесь галеру или даже затонувший город.

Издали легко было убедить себя, что обломки скал - руины дворцов, но, оглядев их, Алиса разочаровалась и решила подниматься на поверхность - великого открытия не произошло.

Только прежде стоило осмотреть длинную скалу в самой глубине ниши, заваленную каменными глыбами.

Казалось, кто-то обтесал скалу, прежде чем кинуть сюда. А потом она обросла ракушками и лишайниками.

Алиса отодрала мидию и удивилась: под ракушкой оказалась матовая ровная поверхность, похожая на металлическую.

Алиса медленно проплыла вдоль всей скалы. И где бы она ни скребла ее, везде была такая же гладкая поверхность.

Сначала Алиса решила, что это потонувшая когда-то подводная лодка, но она никогда не слышала, чтобы подлодки были похожи на миндальный орех метров в двадцать длиной.

А вдруг это космический корабль?

Такая мысль Алисе понравилась. А почему бы и нет? Нашли же космический корабль, который упал на Землю триста тысяч лет назад в пустыне Калахари!

Но в космическом корабле должен быть люк.

Поиски люка заняли минут двадцать. Дельфинам надоело присматривать за подругой, и они поднялись выше. Иногда Алиса видела их тени, проносившиеся сверху.

Люк было трудно найти не только оттого, что он зарос ракушками, но и потому, что рядом с ним когда-то упал обломок скалы и намертво его заклинил.

Вытащить клин было нелегко, но когда Алиса наконец отвалила камень и соскребла ракушки, она увидела тонкую линию - границу люка.

Алиса вставила в эту нитяную щель острие ножа, и, к ее удивлению, люк легко открылся, словно только вчера был смазан. Внутри тоже была вода.

Алиса включила фонарь, прикрепленный ко лбу, и увидела по ту сторону камеры второй люк.

Гришка подплыл сверху, словно свалился с неба, но Алиса отогнала его, чтобы не мешал.

Алиса вошла внутрь и только дотронулась до внутреннего люка, как почувствовала за спиной движение воды. Она обернулась и увидела, что внешний люк быстро закрывается. Алиса повернула обратно, но опоздала. Люк закрылся.

Вода быстро уходила из камеры - через минуту в ней было сухо, над головой вспыхнул свет. Автоматика затонувшего корабля действовала.

Внутренний люк открылся, словно приглашая пройти внутрь, что Алиса и сделала.

Она оказалась в каюте. Перед ней был пульт управления, масса незнакомых приборов.

В дальнем конце каюты стояла прозрачная ванна, наполненная зеленоватой жидкостью, и в ней плавало тело космонавта.

Алиса подошла к ванне и потрогала ее рукой - ванна была холодной.

Еще недавно, когда люди не умели прыгать через пространство, на каждом космическом корабле были такие анабиозные ванны. Космонавты погружались в глубокий сон, и время для них останавливалось.

А когда подлетали к нужной планете, включался сигнал - и космонавты приходили в себя.

Над головой вспыхнул яркий свет, замигали огоньки на пультах.

Крышка ванны начала сдвигаться.

Космонавт шевельнулся. Вот это везение! Алисе удалось не только найти потерпевший бедствие космический корабль с неизвестной планеты, но и освободить от заточения инопланетного путешественника!

Космонавт оперся четырьмя длинными коричневыми руками о края ванны и поднялся.

Он был страшно худ, втрое тоньше нормального человека. Его лицо было сплющено с боков, словно в раннем детстве он старался пролезть сквозь узкую щель. Ушей вообще не было, а длинный подбородок заканчивался жидкой желтой бородой.

Наверно, для того, кто раньше с жителями других планет не сталкивался, вид этого несчастного пришельца показался бы неприятным, но Алиса знала, что в Галактике живут такие разные существа, что подходить к ним с земными мерками неразумно. Поэтому Алиса сказала:

Здравствуйте, я очень рада, что нашла ваш корабль.

Говорила она на космолингве - галактическом языке, который отлично знала.

Космонавт сморщил лоб, потер виски, казалось, он собирался с мыслями.

Садитесь, - сказала Алиса, показывая на кресло. - Вам надо прийти в себя. Сейчас я отправлюсь за помощью, и вас поднимут на поверхность.

Пришелец ничего не ответил, но в кресло сел.

Вы меня не понимаете или так давно упали, что еще космолингвы не было?

Я все понимаю, - проскрипел космонавт, словно его голос заржавел.

Когда ваш корабль упал, - сказала Алиса, - сверху свалился камень и заклинил люк?

Да, - сказал космонавт.

И вы решили погрузиться в анабиоз и подождать, пока вас найдут?

Какое счастье, что я на вас натолкнулась...

Вы издалека к нам прилетели?

И давно?

Космонавт попался неразговорчивый.

Чтобы не быть навязчивой, Алиса сказала:

Я поплыву позову помощь, чтобы ваш корабль подняли. Тут недалеко археологи работают, у них оборудование есть. Через час будете на берегу. Не беспокойтесь.

Космонавт ничего не ответил, Алиса пошла к двери.

Дверь была закрыта.

Откройте, пожалуйста, - сказала Алиса.

Космонавт молчал.

Так что же вы? - спросила Алиса.

Космонавт медленно поднялся с кресла и подошел вплотную к Алисе.

Она не успела опомниться, как он больно вцепился в плечо костлявыми пальцами и отбросил к стене.

Стой здесь, - сказал он тихо.

Что вы? - удивилась Алиса.

Я не люблю повторять, - сказал космонавт. Он возвышался над Алисой как живой скелет. От него попахивало гнилью. - Я прилетел сюда, чтобы покорить Землю. Это было две с половиной тысячи лет назад. Мой корабль приняли за падающую звезду, а буря, которая поднялась, когда я упал в море, погубила целый флот. Но, как назло, меня завалило огромными скалами...

При воспоминании об этом космонавт поморщился.

А зачем вам покорять Землю? - спросила Алиса.

Потому что меня изгнали с моей собственной планеты, объявив тираном. Я хотел покорить Землю, набрать здесь армию и жестоко наказать тех, кто посмел поднять на меня руку...

Но теперь-то поздно... - сказала Алиса.

Никогда не поздно, - ответил тиран.

Да и Земля уже не та, что была раньше. Вряд ли нас можно покорить.

Да, Земля уже не та... - сказал тиран. - В первую тысячу лет я поклялся, что тому, кто меня спасет, я подарю половину сокровищ Земли. Во вторую тысячу лет я решил, что оставлю ему жизнь. А в третью тысячу лет...

Вы поклялись убить спасителя, - подсказала Алиса.

Молчи. Сейчас убедишься, как близка твоя догадка к правде.

А какой смысл меня убивать? - спросила Алиса.

Смысл есть, - ухмыльнулся космонавт. - Я убью тебя и приму твой облик. Мне нелегко завоевать Землю в собственном обличье. А вот в твоей шкуре это будет нетрудно сделать.

Да вы про меня ничего не знаете, - сказала Алиса. - Даже смешно.

Я изучу твой мозг, прочту твои мысли, я разберу тебя на атомы и соберу снова. И всего-то мне на это понадобится час. Потом я поднимусь на поверхность, и судьба Земли будет решена.

Тиран подошел к стене, нажал кнопку, и стена раздвинулась. Там обнаружилась ниша с множеством приборов.

Не пытайся сопротивляться, - сказал он, - тебе меня не одолеть. Никто не придет тебе на помощь. Никто не знает, что ты здесь... И гордись тем, что в твоем бывшем теле будет жить и действовать величайший тиран всех времен и народов.

Нет, - быстро сказала Алиса, - когда я уплывала, я оставила записку, где меня искать. Мои друзья обязательно приплывут сюда.

Тебя в то время уже не будет в живых, - сказал тиран. - Я их встречу в твоем облике и скажу, что нашел космический корабль, а в нем мертвого космонавта - мое бывшее тело. Все продумано, девочка.

Космонавт начал готовить приборы, но в то же время не спускал с Алисы заднего глаза. Две руки трудились, две другие были предостерегающе протянуты к Алисе.

Ничего у вас не получится, - сказала Алиса. - Мои друзья куда образованнее вас. Даже если вы меня убьете, вас через два дня разоблачат.

Что же, немало, - сказал тиран. - За два дня можно многое сделать.

Вы даже не успеете вылезти наружу...

Успею. Пока я лежал в анабиозе, мои приборы наблюдали за всем, что творится вокруг. Я даже знаю, что ты плыла сюда с двумя громадными рыбинами. Тебе нельзя отказать в смелости.

Это же ручные дельфины, чего их бояться? - сказала Алиса.

Если они тебя не жрут, значит, они тебя боятся, - ответил тиран. - Другого пути нет. Все живые существа делятся на слабых и сильных, умных и глупых. Глупым и слабым положено быть в рабстве у сильных. Эти рыбы в рабстве у тебя, а ты у меня...

Неправда! - воскликнула Алиса. - Ведь есть еще дружба....

Дружба, - отмахнулся тремя руками тиран. - Это утешение для слабых. Дружба с рыбами!

Он заскрипел, захохотал и стал приближаться к Алисе, протягивая тонкую иглу с едва мерцающим на конце белым огоньком.

Не бойся, - говорил он, - ха-ха-ха! - Он все еще не мог насмеяться. - Все будет мгновенно: удар тока - и тебя нет.

В это время в дверь постучали. Сильно и уверенно.

Тиран замер.

Тиран отбросил иглу, схватил Алису и прошептал:

Что случилось? - спросил Стас. - Почему ты не выходишь?

Алиса у меня в плену, - сказал тиран. - Вы слышите? И если вы сюда войдете, она погибнет. Мне нечего терять.

Я здесь, - сказала Алиса. - Извини, Стас, но я в самом деле у него в плену. Я не думала, что он хочет завоевать Землю.

Все нормально, - сказал Стас. - Я советую вам, любитель приключений, немедленно отпустить девочку и открыть дверь. Земля - не место для опытов над людьми.

Соглашайтесь, - сказала Алиса. - Стас шутить не любит.

А где гарантия? - спросил тиран.

Мне надоело ждать, - сказал Стас. И в то же мгновение по металлу двери кольцом прошла золотая искра, и круг металла диаметром в метр выпал внутрь каюты. За дверью стоял Стас с лазерным резаком в руке.

Алиса, иди сюда, - сказал он.

Хватка тирана ослабла. К счастью, он не настолько обезумел, чтобы решиться на глупость.

За люком на дне стояли три археолога и Пашка Гераскин. Ждали. Поодаль крутились дельфины.

Гришка бросился к Алисе. Он выглядел виноватым - еще бы, не усмотрел.

Когда все, включая пленного тирана, поднялись в катер, ожидавший на поверхности, Алиса сказала:

Я виновата перед дельфинами.

Да, уж они-то переволновались, - сказал Стас.

Гришка с Медеей примчались к нам как сумасшедшие и бормочут, что с тобой беда. На них лица не было.

Мрачный тиран сидел, уткнув лицо в четыре руки.

Как же они успели прибежать? Ведь все было рассчитано! - бормотал он в отчаянии.

Неужели вы ничего не поняли? - удивилась Алиса. - Не все делятся на господ и рабов. Дельфины - мои друзья.

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фан­таста К. Булычева; заинтересовать учащихся его произведени­ями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать на­выки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ отрывка об Электронике.

III. Введение в тему. Актуализация знаний

1. Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна тре­тьей планеты».

2. Вступительная беседа.

Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?

Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)

Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа - космобиолог, директор космического зоопарка - изучает и собирает животных по всей галактике.)

Кто из вас смотрел о ней кинофильм?

Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булы­чев.)

3. Рассказ учителя о писателе.

Имя писателя-фантаста Кира Булычева знакомо, пожалуй, даже тем, кто фантастикой не интересуется. Это звучное имя знают и читатели, и зрители. Кто не смотрел мультфильма «Тайна третьей планеты» или кинофильм «Через терник к звез­дам», снятые по его сценариям? Это он придумал и создал го­род Великий Гусляр, который почему-то любят посещать при­шельцы из других миров.

Кир Булычев (настоящее имя - Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 г. в Москве. В 1957 г. окончил Московский Государственный педагогический институт ино­странных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, корреспондентом в журнале «Вокруг света». В 1962 г. окончил аспирантуру Института вос­токоведения АН СССР. С 1963 г. работает в Институте восто-

коведения АН СССР. В 1965 г. защитил кандидатскую диссер­тацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)». В 1981 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Начал писать фантастику в 1965 г. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.



Экранизировано более 20 произведений, написанных Ки­ром Булычевым. Лауреат Государственной премии СССР 1982 г. за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полномет­ражному мультфильму «Тайна третьей планеты». Лауреат пре­мии фантастики «Аэлита-97».

IV. Физкультминутка

V. Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие Алисы»

О каком приключении Алисы вы прочитали?

В чем заключается фантастичность, необычность произо­шедшего в повести?

VII. Итог урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения.
I В чудной стране,

В одной стране,
В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране...

Ты почему не веришь мне? (И. Токмакова)

Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

2. Словарная работа.

Назовите имена существительные, которые действуют, как живые. (Язычок, глазок, горлышко, стул.)

Найдите многозначное слово. (Язычок.)

Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихот­ворение?

3. Заучивание стихотворения за 2 минуты.

4. Проверка.

III. Работа над повестью «Путешествие Алисы»

1. Беседа по содержанию повести.

Сегодня мы продолжим работу над фантастическим про­изведением К. Булычева «Путешествие Алисы».

От чьего имени ведется рассказ? Докажите.

Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Из­менилось ли их отношение потом? Объясните.

Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

2. Работа над вопросом 6 на с. 157 учебника.

Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тек­сте?

(Дети читают текст и дополняют его.)

Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал прием олицетворения?

IV. Физкультминутка

V. Составление картинного плана

Ребята, дома вы должны были нарисовать иллюстрации к тексту. Рассмотрим их и подберем подходящие для кар­тинного плана к произведению.

(Выбираются иллюстрации, вывешиваются на доску.)

VI. Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы

VII. Итог урока

Нравится ли вам фантастическая литература?

Произведения каких писателей-фантастов вы читали?
Домашнее задание: подготовить рассказ о самом любимом фан­тастическом произведении, нарисовать иллюстрацию на кос­мическую тему.

Урок 87 (обобщающий) Путешествие по «Стране Фантазии»

Цели: обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы по­
пасть в страну чудес?

(Предположения детей.)

Попробуйте ответить на вопрос:

Этот рассказ мы с загадки начнем -Даже Алиса ответит едва ли: «Что остается от сказки потом -После того, как ее рассказали? Где, например, волшебный рожок, Добрая фея куда улетела?» А? Э!.. Так-то, дружок, В этом-то все и дело. (Ребята отвечают на вопрос.)

Вот как отвечает на него сам же В. Высоцкий. Это его
стихи.

Они не испаряются, они не растворяются, Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне. В страну чудес волшебную они переселяются, Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране. И ведь какие странности в стране чудес встречаются, В ней нет границ - не нужно плыть, бежать или лететь. Попасть туда несложно, никому не запрещается, В ней можно оказаться - стоит только захотеть.

Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?

Что общего между фантастической литературой и сказ­кой? А чем они отличаются?

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».

Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё - защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца.

По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы.

Короткометражные фильмы.

Мультфильмы.

Телевизионные фильмы и спектакли.