Диктант на тире в простом предложении. Сказуемое

Предупредительные и объяснительные диктанты

I. 1) Самая трогательная птица — жаворонок. 2) Белая ночь — сочетание безмолвия ночи со светом дня. 3) Небо без облаков что море без волн. 4) Лесная дорога, заросшая травой, будто зеленая река. 5) Глубина постижения природы — это глубина и масштабность человека. 6) Красная рябина как царица осеннего леса.

(По Ф. Абрамову )

II. 1) История — это наша жизнь, и делаем ее мы. (Д. Балашов) 2) Тайга — это нескончаемый лес, прерываемый только рекой или болотами. (А. Казанцев) 3) Недоросль — синоним Митрофана, а Митрофан — синоним глупого неуча и маменькина баловня. (В. Ключевский) 4) Быть вежливым — обязанность каждого человека. 5) Важное проявление вежливости — поздороваться первым. 6) Не отвечать на приветствие — верх невоспитанности. 7) Московский Кремль — сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории народа. 8) Каждый вздох что радости глоток. (М. Дудин) 9) Кокосовая пальма — одно из самых полезных растений южных стран. 10) Сириус не планета. Сириус — одна из ярчайших звезд на небе. 11) Романтизм — непременная черта юности. 12) Глаза словно вишенки. 13) Небо как звездный шатер. 14) Поэзия — моя держава, я вечный подданный ее. (М. Светлов) 15) Семью семь — сорок девять. 16) Ты сер, а я, приятель, сед. (И. Крылов) 17) Услуга в дружбе — вещь святая. (И. Крылов) 18) Превосходная должность — быть на земле человеком. (М. Горький) 19) Для меня жить — значит работать.(И. Айвазовский) 20) Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой )

III. 1) Острый язык — дарование, длинный — наказание. 2) Знание — родник, который никогда не исчерпаешь. 3) Доброе начало — половина дела. 4) Сады сажать — жизнь украшать. 5) Ум — одежда, которая никогда не износится. 6) Много звезд — украшение неба, много знаний — украшение ума. 7) Не исправить ошибку — значит совершить новую. 8) Крутая гора — мученье для коня, крутой человек — мученье для людей. 9) Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.

(Пословицы)

IV. 1) Тропа тонула в мрачной черноте елового леса, ноги лошадей — в мягком моховом ковре.(И. Ефремов) 2) Осина — дерево нервное. Березка и другие шумят ветками, а эта — каждым листочком.(Ф. Абрамов) 3) Мысль — это начало действия, и она влечет молодежь в одну сторону, а жизнь и практические требования выгоды — в другую. (В. Короленко) 4) Старые лиственницы, лишенные ветвей и коры, — самое лучшее топливо. (И. Ефремов) 5) Он — сильный и отважный, умный и великодушный, и он — самый робкий человек на свете! (А. Казанцев) 6) Земля — одинокий цветок, кувшинка в затоне вселенной. (И. Шкляревский) 7) Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь.(К. Паустовский) 8) Световой год — это расстояние, которое луч света пролетает за год. 9) Среднее расстояние от Земли до Солнца — почти 150 миллионов километров. 10) Высота Эвереста — 8848 метров над уровнем моря. 11) Высота Останкинской телебашни в Москве — 533 метра. 12) Восемь утра — время бойкое, даже для ноября. (А. Бушков) 13) Умелому хлеборобу дождь не помеха.(Пословица) 14) Пословица не клинок, а колет в бок. (Пословица) 15) Сказанное слово серебряное, а несказанное — золотое. (Л. Толстой ) 16) Февраль силен метелью, а март — капелью. (Пословица ) 17) С одной стороны башню освещали прожектора со стройплощадки, а с другой — луна, висевшая в просвете высокого облака. (В. Пелевин) 18) Воздух был как кисель. (Стругацкие) 19) Снег сошел, земля оделась травой, деревья — листвой. (Ан. Иванов)

V. Грибы — самое удивительное растение. Они питомцы сырых туманов. Цветы — дети солнца, грибы — дети тени. Легче находить грибы по росе, а еще лучше — в дождь.
Настоящие боровики растут в ельниках, осенью — в брусничных и черничных лощинах. На полянках, поодаль от деревьев, группами растут черные подберезовики, в сырых местах — серые. В сухих перелесках встретишь подберезовик с черно-бурой шляпкой, в сырых мшистых — с зеленоватой. Из пластинчатых грибов после рыжиков самые вкусные — опенки. Груздей и белянок больше всего в северных районах Подмосковья. Крупные — солят, мелкие молоденькие — маринуют.

(По Д. Зуеву )

VI. В году самый спокойный месяц — величаво ясный, тихий август. Густо синеет над головой звездная ночь. Сапфирами мерцают крупные звезды, льдинками — звезды поменьше.

1. Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного (без связки) или неопределённой формой глагола (при подлежащем — именительном падеже существительного)?

Например: «Моя мечта — побывать на море». Сказуемое выражено неопределённой формой глагола без связки, и поэтому между подлежащим и сказуемым ставится тире. Другой пример: «Берег реки — это любимое место отдыха горожан» соответствует ответу «Да» на первый вопрос. Ср. «Курить — наносить вред своему здоровью» соответствует ответу «Да» на второй вопрос. В предложении: «Спорт не забава» тире не ставится, так как налицо частица «не».

1

Культура есть такой текст, отправителем и получателем которого является само человечество, и потому — домашнее дело людей, братский совет народов и поколений.

То, чем культура является для человечества, тем культурология является для культуры способом самопознания и саморегуляции. Это не просто наука о культуре, но передний край её саморазвития. Науки о культуре тем и отличаются от наук о природе, что составляют часть того, что изучают. Физика и биология не являются частями природы, а филология и психология являются частями культуры. Культурология - тоже часть культуры, но такая, которая в своём теоретическом измерении охватывает её как целое. В широком смысле культурология - это вся культура, только в аспекте её сознания о себе.

Что касается соотношения культуры и общества, то здесь долгое время допускался неоправданный крен в одну сторону. Культура рассматривалась как продукт общества на определённой стадии его развития, то есть как нечто вторичное и зависимое. При этом изучение культуры включалось в обществоведческие рамки, культурология подменялась социологией.

Социум объединяет всех живущих людей в их совместной деятельности и ролевых взаимосвязях. Культура же включает и то предметное, что создано предыдущими поколениями.

Социум - лишь один из горизонтальных срезов культуры, которая пронизывает все исторические миры, как непрерывная миграция текстов и смыслов: из страны в страну, из поколения в поколение.

М. Эпштейн «Говорить на языке всех культур».

2

Верблюд - верный помощник человека. Это - основное мясное и молочное животное пустыни. На нём пахали землю, использовали при молотьбе, он вытаскивал громадные бадьи с водой из глубоких колодцев. Тысячелетия верблюд был незаменимым транспортным средством. Лишь совсем недавно его вытеснили автомобили, самолёты и другая техника.

Грузоподъёмность верблюда завидная: он может нести примерно половину собственного веса. Рекордисты - столько же, сколько весят сами, - более 700 килограммов. Верблюд не только могуч, но и лёгок на ногу. Он достигает скорости более двадцати километров в час.

Верблюд - иноходец, его шаг отрегулирован так, что он одновременно выносит вперёд конечности, расположенные по одну сторону тела. Такая ходьба и позволяет ему поддерживать постоянную скорость на больших расстояниях - до 80-90 километров в день.

Это животное прекрасно приспособлено к жизни в пустынях и степях. Густая шерсть надежно защищает от ночных холодов и полуденного зноя. Верблюд нетребователен к пище, порой на пастбищах трудно найти что-либо, кроме колючек и солянок, но они-то и составляют основу его питания.

Был произведён такой подсчет: на одном из участков пустыни было выявлено 290 видов обитающих там растений. Из них верблюд употребляет 161 вид (сочные, нежные растения съедает полностью, у грубых - листья и верхушки), крупный рогатый скот - 68.

По нескольку дней верблюд может не пить, а это в условиях безводья немаловажно. Спокойно пасется или шагает с грузом по раскалённому, пышущему жаром песчаному бархану, практически не утопая в сыпучем песке. Его раздвоенные копыта очень широки, ступни же защищены эластичной мозолистой подушкой. По этому признаку верблюдов и лам - жителей высокогорий Южной Америки - зоологи объединили в один отряд - мозоленогие.

И. Константинов «Щедрый житель пустыни».

3

Итак, выходит, что Кемские курганы - обычный славянский некрополь, находящийся в необычном культурном и географическом окружении? - спросит читатель. Нет, не обычный. Кемские курганы преподнесли нам гораздо больше неожиданностей, чем можно было первоначально предполагать. С неожиданностью мы столкнулись уже при расчистке первого погребения: в могиле лежал меч. Меч - редкая находка в древнерусских курганах вообще и в деревенских курганах в особенности. Большинство находок мечей концентрируется вокруг крупных государственных центров Руси. Нечасто встречается в деревенских курганах и другое оружие. Тут же из 15 мужских погребений 7 содержали предметы вооружения. Интересен маленький боевой топорик, украшенный серебряной инкрустацией. Подобных топориков от ХI-ХII веков известно не более десятка. Считается, что они изготовлены прибалтийскими оружейниками. Топорик, так же как и меч, мог принадлежать только профессиональному воину. Значит, по крайней мере часть мужчин, погребённых в Кемских курганах, не охотники-промысловики.

Другая неожиданность - серебряные монеты. Все 24 монеты, найденные в погребениях, чеканены в Западной Европе. Удивителен не сам факт, присутствия монет в погребениях (у славян, как и у многих других народов, существовало представление, что умерший должен оплатить свой переход в загробный мир, выкупив себе землю).

Н. Макаров «Несколько страниц северной Одиссеи».

ПТИЦЫ

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.

Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.

Птицы - это тайна и красота. Птицы - друзья нашего детства.

О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу землю без птиц!

Вот что такое птицы!

(По Н. Сладкову)

Задания к тексту:

1) Дополните текст одним-двумя предложениями, сохраняя стиль автора.

2) Графически обозначьте главные члены предложения.

3) Укажите, какой частью речи выражены составные именные сказуемые.

4) Графически выделите однородные члены предложения.

5) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

6) Выполните морфологический разбор выделенных слов.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС

ТЕМА: "ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ"

Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за год (контрольные диктанты за 8 класс).

С древних времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. Как возникает жизнь? Как произошел человек? Как устроено тело человека? В чем секрет долговечности человека? Что такое человеческий разум? Подобные вопросы много столетий волнуют человека.

Самые первые научные представления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. Большой интерес представляют труды греческого ученого Гиппократа. Его называют отцом медицины. Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. В этом нет ничего удивительного. Человек представлет собой самое сложное явление живой природы. Но сегодня мы уже знаем многое. Современной науке известны основные законы строения, жизни, развития человека. Это имеет весьма широкую область применения.

Здоровье человека - самое ценное его достояние. Но слишком часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непоправимый вред. Часто о здоровье начинают думать только тогда, когда оно уже подорвано. По последним научным данным, человек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье до 100 - 150 лет. Для сохранения здоровья важно правильно организовать жизнь. Подумайте над этим!

(По И. Гильбо)

Задания к тексту:

1) Разберите по членам выделенные предложения.

2) Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Подчеркните в нем грамматическую основу.

3) Найдите в тексте имена числительные, выпишите их и укажите их падеж.

Русский язык / 8 класс / Контрольные диктанты / Тире между подлежащим и сказуемым



Преподавателю : Данный контрольный диктант проводится с учащимися 8 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы "Тире между подлежащим и сказуемым" курса русского языка 8 класса.

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

1. При отсутствующей глагольной связке тире между подлежащим и сказуемым ставится, если они оба выражены существительными или числительными в именительном падеже, а также формами инфинитива глагола; ставится тире и в тех случаях, когда один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - формой инфинитива или числительным (и оборотом с числительным). Например: Великая штука - настроение людей (Бар.); Сто голов - сто умов (посл.); Угождать другим - терять характер (Кон.); Это великое искусство - ставить невод на Оби (Лип.); Двадцать лет - хорошая вещь. (Сим.)

Примечания.

1. Не ставится тире, если сказуемое - краткое прилагательное либо причастие или если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а второй существительным или личным местоимением: Теперь у нас дороги плохи, мосты забытые гниют (П.); Угол амбразуры отколот снарядом (Соб.); Кто она? Горничная Феклуша? (Горьк.)

2. Как правило, не ставится тире: а) если подлежащее или сказуемое выражены местоимениями, б) если сказуемое выражено полным прилагательным или причастием, в) если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, стоит отрицание не. Например: Кто? Кто это? (Гр.); Вы русский, я русская, а говорим на разных языках (Горьк.); Тоска громадная, не знающая границ (Ч.); Енисей гладкий, тихий, ни ветерка, а вода все же не зеркало. (Сарт.) Однако в случаях, отмеченных в обоих примечаниях, тире может быть поставлено, если автор хочет логически (и интонационно) выделить сказуемое: Ворота во всех, дворах и ставни в хатах - закрыты (А. Н. Т.); Улица - моя, дома - мои (Маяк.); А какая шуба - густая, пушистая! (Федос.); Он - не ничтожество… (Усп.) и т. п.

2. Если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или инфинитивом, присоединяется к подлежащему при помощи слов это, вот, значит, это есть, это значит, то тире ставится перед этими словами, например: Фили - это ближние подступы к Москве (Бур.); Мир - вот что нужно России (Бур.); Быть коммунистом - значит дерзать, думать, хотеть, сметь. (Маяк.)

Упражнение 279. Найдите главные члены предложения и объясните наличие или отсутствие тире между ними. Укажите, в каких случаях употребление тире является обязательным, в каких оно допустимо.

1. Я молод, жизнь во мне крепка. (П.) 2. Святая Русь, отечество! Я твой! (П.) 3. Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка. (Т.) 4. Значит, девятью сорок - триста шестьдесят, так? (Писем.) 5. Болезнь не свой брат, я понимаю. (Ч.) 6. Большое это удовольствие - жить на земле! (Горьк.) 7. Вернуться из госпиталя к боевым трудам для военного человека - дело обычное. (Павл.) 8. Расставанья и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье. (Долм.) 9. Все дети думают, что их мать - самая лучшая, самая красивая на свете. (Тевек.) 10. Впрочем, «болтали» - это мое слово. (Бар.)11. И еще я видел любовь в кино. Но кино - это кино. (Бар.) 12. Мясо - недоваренное, но зато чай горячий. (Федос.) 13. Море - наше богатство, его сокровища неисчислимы. (Федос.) 14. Сегодня мы с Трофимом - гости. (Федос.) 15. «Товарищ преподаватель» - вот обычная и исчерпывающая формула обращения. (Леонт.) 16. Рита Таланова. Училась в третьем ремесленном. Отец - повар. Недавно получили похоронную. Мать - работница электрозавода. (Леонт.) 17. Педагогическая система, разработанная комендантом, широко известна как педагогика …кнута и пряника. Мера поощрения - талон в столовую. Мера наказания - стояние у дверей комендантского кабинета. Это - наказание бюрократизмом, так сказать. (Леонт.)

Упражнение 280. Перепишите, поставив, где надо, тире.

1. Хотя певец земли родной не раз уж пел об нем, но песнь все песнь, а жизнь все жизнь! Он спит последним сном! (Л.) 2. Следовать мыслям великого человека есть наука самая занимательная. (П.) 3. Поймать ерша или окуня это такое наслаждение! (Ч.) 4. На лице у охотника написана строгость. (Ч.) 5. Мы с тобой родные братья: я рабочий, ты мужик. (Шк.) 6. Вы дикий, а я капризная и упрямая. (Горьк.) 7. Россия не нищий оборвыш, не куча обломков, не зданий пепел - Россия вся единый Иван, и рука у него Нева, а пятки каспийские степи. (Маяк.) 8. Знать это побеждать, быть сильным и властным. (Гладк.) 9. Независимость дорогая вещь. Независимость это сила. Сила это техника. Техника это мы. (Фед.) 10. Веня решается: «Отопрусь от всего,- то и край! Я не я, лошадь не моя, и сам я не извозчик!» (Григорьев) 11. Грех это зло делать, людей обижать, неправдой жить. Мой бог это моя совесть. (Ст.) 12. Девяносто девять процентов солдат нашего дивизиона комсомольцы. (Бар.) 13. Это была идея Капы устроить молодежную вечеринку. (Кон.) 14. Какая же мучительная пытка холод! Он безжалостно овладевает нами. Трофим уплыл. Василий безнадежен. (Федос.) 15. Старшина Красной нашей Армии он. Командир. Его воля закон. (Бур.) 16. Я Голубович. Ян Яныч. Собственно говоря, Иван Иванович. В детстве меня Янкой звали. Янка значит Ян! (Бур.) 17. Человек, не сдержавший слова, данного другому, обманщик. Человек, который не держит слова, данного себе, ничтожество. Ничтожество это даже хуже, чем жулик. Жулик это величина с отрицательным знаком. Ничтожество нуль. (Крон)